Аудит пожарной безопасности и оценка рисков


Аудит пожарной безопасности. Независимая оценка пожарного риска

Аудит пожарной безопасности – это мероприятие по пожарно-техническому обследованию, выполняемое специалистами. Оно необходимо для проверки документации, помещений, строений. Обязательно определяется уровень безопасности зданий, а также их соответствие нормам. При необходимости проводятся экспертизы, исследования, расчет риска возникновения пожара.

Особенности выполнения работы

Независимая оценка пожарного риска определяет несоответствие требованиям пожарной безопасности. Эксперты предоставляют рекомендации по устранению дефектов работы производства, а также конкретных объектов.

До 2008 года не существовало аудита по пожарной безопасности. Этот закон стал действовать с 1 мая 2009 года. По правилам, только экспертные учреждения, которым была выдана аккредитация Министерства чрезвычайных ситуаций России, могут проводить аудит. Такая фирма не может выполнять подобные работы на объекте, владельцем которой является сама.

Независимый аудит необходим владельцу предприятия из-за следующих преимуществ:

  • получение сведений о пожарной безопасности;
  • использование плана по устранению недостатков;
  • не будет контроля от Госпожарнадзора, поскольку выдается документ;
  • предоставляются страховые выплаты при возникновении пожара;
  • разделение ответственности за объект;
  • экономия средств из-за сниженного тарифа;
  • профессиональная консультация;
  • 3 года без проверок.

Может быть и другое основание для проведения аудита пожарной безопасности. Итак, с получением полной информации от аудитора у собственника есть возможность планирования программы действий организации. Сведения помогут экономно исправлять недочеты, улучшить безопасность, установить необходимые системы.

Если независимая оценка пожарного риска не была произведена, то владелец не может знать настоящей ситуации в своей организации. Поэтому у него есть риски относительно безопасности предприятия. При отсутствии заключения будут выполняться проверки от Госпожарнадзора.

В чем отличия проверки инспектора от аудита?

Считается, что аудит пожарной безопасности намного лучше, чем проверки Госпожарнадзора. Это связано со следующими преимуществами:

  • аудитор выполняет качественную работу с обеспечением индивидуального подхода к заказчикам, осуществляет свою деятельность внимательно, чтобы не произошло лишение аккредитации в МЧС России;
  • работа выполняется в установленные сроки, прописанные в договоре; при составлении документа обязательно учитываются параметры объекта;
  • аудиторы предоставляют четкие консультации, необходимые для улучшения и оптимизации пожарной безопасности;
  • в процессе работы выполняются оценка пожарного риска, выявление нарушений, поиск методов устранения;
  • аудиторы не могут привлекать владельца предприятия к ответственности за выявленные нарушения.

Аудит пожарной безопасности устанавливает реальное состояние организации, что снижает риск наказания от контролирующих органов.

Отличия аудита от независимой оценки

Эти понятия взаимосвязаны, но имеют и отличия. Оценка риска может быть главной частью аудита, а также выполняться отдельно:

  • при отклонениях от принятых законом норм;
  • для документации собраний;
  • при согласовании документов.

Пожарный риск позволяет выявить вероятность возникновения опасности, а также ее последствия для людей и имущества. Существует 3 его вида:

  • допустимый: показатели обозначены в документации;
  • индивидуальный: к последствиям относят гибель человека;
  • социальный: гибнет несколько людей.

Аудит пожарной безопасности проводится для установления фактов без предоставления рекомендаций по устранению недостатков. Оценка риска осуществляется по специальным методикам, утвержденным государством. Выводы включают соотношение значений нормы и отклонений. Расчет риска обозначается в заключении аудита.

Этапы работы

Решение о выполнении аудита принимает руководство предприятия. Затем важно выбрать подходящую организацию, которая будет заниматься этой работой. Фирмы-аудиторы проводят рассмотрение заявок от заказчиков.

Если стороны договорились о выполнении работы, то составляется договор на оказание услуг. В нем будут прописаны права и обязанности исполнителя, заказчика. С помощью договора регулируется деятельность обеих сторон.

Правила пожарной безопасности

Фирма по выполнению аудита создает программу действий, организует экспертную группу. Потом происходит выезд специалистов на объект, чтобы оценить риски пожарной безопасности.

Важным этапом работы считается анализ документов. Может выполняться просмотр нормативной базы, условий безопасности. Обязательно учитываются результаты последних проверок, кем бы они ни были проведены.

После этого выполняется проверка пожарно-технического состояния объекта. При этом обследовании осматривается территория, системы отопления, водоснабжения, сигнализации. Проверяется качество эвакуационных выходов, средств защиты, первичных элементов для устранения пожара. После такой работы утверждается решение о пожарной безопасности, определяются нарушения, изменяется ситуация на объекте. Не менее важным считается человеческий фактор, поэтому требуется подготовка работников, которые должны знать о поведении при пожаре и при угрозе его возникновения.

Если требуется, то аудитор выполняет экспертизы, чтобы определить точное состояние объекта. Для выполнения такой работы задействуются профессионалы различных сфер. Такая деятельность позволяет предоставить точные рекомендации по содержанию помещений.

После аудита выдается противопожарная лицензия. Специалисты предоставляют вывод о состоянии объекта, а также о соответствии требованиям. Выдаются правила улучшения системы безопасности, которые необходимы для бесперебойной работы предприятия.

Создание пожарного заключения

Документ составляется на основе информации о проверке и оценке рисков объекта. Заключение выдается тогда, когда пожарная безопасность находится на допустимом уровне и предприятие не имеет нарушений, опасных для всей деятельности.

Если были выявлены недочеты, то составляется вывод о невыполнении условий безопасности. Экспертное учреждение, выполняющее работы, выдает заказчику программу с необходимыми мероприятиями по удалению нарушений.

Заключение обязательно включает:

  • реквизиты сторон;
  • реквизиты договора;
  • данные об объекте;
  • сведения об экспертах;
  • результаты работы;
  • выводы о соответствии или нарушении.

Заключение создается в 3 экземплярах, которые подписывают руководители экспертизы. Также документы имеют печати. В течение 5 дней 1 экземпляр направляется собственнику, другой – для регистрации в УНД ГУ МЧС России. Третий документ остается в фирме.

Категории помещений

В результате проверки выполняется расчет пожарной категории, который позволяет определить уровень опасности. Сейчас их пять: А, Б, В, Г, Д. Первые считаются самыми опасными, а последние – практически безопасными.

Категория устанавливается для выбора системы пожаротушения, дымоудаления, сигнализации. Эта работа позволяет получить сведения, которые необходимы для выполнения аварийно-спасательных работ.

Присвоение категории утверждается на основе следующих этапов:

  • выезд специалистов фирмы для осмотра помещений;
  • полученная информация позволяет провести расчет категории;
  • расчеты передаются заказчику;
  • работа выполняется инженерно-техническими специалистами;
  • после этого определяется стоимость услуг.

Категория помещения позволяет определить уровень опасности, а также установить необходимое оборудование. Здание будет пригодным для выполнения производственных задач.

Аудит пожарной безопасности и оценка рисков

Любой объект, где производится предпринимательская деятельность, должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности – это одна из важнейших задач, государственного значения. Надзорные органы МЧС активно участвуют в анализе соответствия объектов противопожарным условиям и предписаниям, производят проверки, принимают различные меры.

Однако уровень вмешательства государства в эту сферу должен быть снижен, ведь в противопожарной безопасности прежде всего заинтересованы сами предприниматели. Повышение их личной ответственности возможно благодаря внедрению права предпринимателей на независимую оценку пожарных рисков (НОР), то есть аудит пожарной безопасности.

Рассмотрим, чем такой тип проверки отличается от государственной, какова цель пожарного аудитора, какие задачи помогает решить НОР и по какой процедуре проводится.

Законодательный аспект

Обеспечение безопасности со стороны возможных бед от огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.

Данной законодательной нормой наряду с госпроверками предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).

ВАЖНО! Организации, осуществляющие экспертизу, должны входить в перечень прошедших аккредитацию МЧС Российской Федерации.

Государственный пожарный надзор или аудит?

То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.

Государственный контроль

Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.

Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.

Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.

Аудит: его плюсы для владельца бизнеса

НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.

В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.

Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:

  • меньшее количество плановых проверок – объект, проверенный сторонней организацией, не включается в план проверок государственного пожарного надзора сроком на 3 года (по истечении этого срока можно заказать новую аудиторскую проверку и снова освободиться от государственного надзора на 3 года);
  • снижение категории риска – если по заключению аудитора объект принадлежит к категории меньшей ступени риска, нежели было установлено раньше, то категорию следует снизить на 1 ступень;
  • упрощенная схема государственных проверок – совсем избежать их не получится, но уже прошедшие пожарный аудит предприятия будут удостоены лишь беглого внимания инспектора (п. 63 Административного регламента МЧС) – он проверит только документы и организационные моменты противопожарной безопасности;
  • обоснование некоторых отклонений от норм – в заключении может быть доказана допустимость определенных несоответствий общим противопожарным требованиям с помощью расчета степени пожарных рисков (например, иногда проще купить новый объект, чем устранить нарушения);
  • реальная информация о «пожаробезопасном» состоянии объекта – государственные проверки, ограниченные временем и формальностями, не дадут полной и всесторонней картины, в отличие от целенаправленной работы независимого аудитора, который не только предоставит исчерпывающую информацию, но и порекомендует оптимальные пути устранения нарушений и снижения рисков;
  • страховое возмещение по результатам случившегося пожара – даже если беда и произойдет, для застрахованного имущества потери будут компенсированы, а тарифы на страховой полис для прошедших аудит компаний значительно дешевле.

Цели и функции пожарного аудита

Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:

  • выявить действительно небезопасные с пожарной точки зрения места и процессы на предприятии, в ситуации пожара грозящие травмами или гибелью людей;
  • ознакомиться с реальной картиной степени исправности, дееспособности, соответствия требованиям имеющихся на предприятии систем пожаротушения, оповещения, вентиляции и др.;
  • разработать оптимальную схему безопасности и максимальной защиты от обнаруженных пожарных рисков;
  • внедрить систему «гибкого нормирования», основанную на праве предпринимателя рисковать своей собственностью при соответствии уровню пожарного риска;
  • запланировать необходимые противопожарные мероприятия с учетом имеющегося финансирования и расположить их по уровню важности.

Этапы проведения пожарного аудита

После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:

  1. Первичный визит на объект и осмотр его с целью определить объем предстоящих работ.
  2. Анализ законодательных актов, регулирующих пожарную безопасность объекта: отбор условий, на соответствие которым необходимо проверить объект защиты.
  3. Изучение документальных результатов предыдущих проверок: государственных или НОР.
  4. Полное обследование объекта с пожароопасной точки зрения.
  5. Сверка соответствия противопожарных систем законодательным требованиям (документальная и реальная).
  6. Констатация наличия средств для локализации, предупреждения и тушения пожаров.
  7. Проверка уровня знаний и умений персонала и руководства при пожароопасной ситуации.
  8. При необходимости – проведение экспертиз, расчетов, экспериментов.
  9. Вычисление уровня допустимого пожарного риска.
  10. Оформление и выдача аудиторского заключения с выводами относительно соответствия проверяемого объекта требованиям безопасности, а также с рекомендациями по устранению нарушений и принятию мер.

Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита

Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:

  • неоднозначность трактовки термина «объект защиты» – если предприниматель владеет лишь комнатой или несколькими помещениями в здании и его собственность не выделена в отдельную пожарную единицу, то придется производить НОР, лишь договорившись с остальными собственниками (можно проводить только аудит комплекса целиком, независимая проверка отдельных помещений запрещена);
  • не все объекты получат трехлетнюю «пожарную льготу» по проверкам – для некоторых категорий объектов даже при наличии положительного аудиторского заключения предусмотрена отсрочка госконтроля не более чем на год (например, дошкольные и школьные учреждения, детские лагеря и т.п);
  • не все пожарные риски можно адекватно рассчитать – используемые методики не вполне совершенны, они позволяют оценить влияние на пожарный риск лишь ограниченного числа факторов;
  • большая цена ошибки – необходимость в нужном количестве у организации-аудитора квалифицированных специалистов и качественного оборудования для проведения проверки.

Пожарный аудит

Пожарный аудит — это оценка соответствия требованиям пожарной безопасности в пределах здания или технического объекта, проводимая третьим лицом, организацией не являющейся собственником либо проектировщиком объекта.

То есть пожарный аудит оценивает — безопасно ли здание с точки зрения риска возникновения пожара, а оценщиком не может являться собственник и его наемные работники, равно — и организация проектировщик тоже не может выступать в качестве аудитора.

Кто проводит аудит пожарной безопасности и кому он необходим

Проводить оценку обязана экспертная организация, аккредитованная МЧС России. То есть эксперт, на официальном уровне одобренный аварийной организацией, имеет легитимное право оценивать пожарные риски здания. Однако, если организацией, собирающейся проводить аудиторскую оценку пожарной безопасности здания, уже были проведены работы по пожарной безопасности на этом объекте, то стоит отменить аудит — поскольку легитимным ему не быть.

То же самое касается и объектов принадлежащих организации, специализирующейся на аудите пожарной безопасности — проводить аудит им самим может только другой пожарный аудитор. Оценка необходима каждой новой постройке и старым тоже.

Каковы цели аудита пожарной безопасности

Аудит пожарной безопасности контролируется «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности», согласно которому все здания идентифицируются, как «объект защиты». И каждый объект защиты должен на регулярной основе проходить проверку на предмет пожарной опасности. При этом аудит Системы противопожарной безопасности преследует следующие цели:

  • В первую очередь это превентивные меры, то есть профилактика возникновения пожара.
  • Обеспечение безопасности людей на максимальном уровне в случае возникновения пожара.
  • Меры по сохранности ценных объектов.
  • Контроль организации эвакуационной политики при возникновении пожара.

Особенности проведения аудита

Пожарный аудит может проводиться только сертифицированным лицом, являющимся экспертом в области МЧС из независимой организации, не связанной с владельцами или управляющими зданий, подлежащих проверке.

Проведение аудита контролируется руководством объекта защиты в зависимости от его назначения, характеристик и уровней риска, — то есть владелец или управляющий зданием сам решает — когда необходимо повторить проверку, то есть, владелец новостройки, к примеру, может подавать прошение о проведении аудита раз в год, а управляющий бензоколонкой — раз в два месяца.

Единственное ограничение в этой ситуации — аудит должен проводиться не реже, чем раз в 3 года — в течение этого периода истекает срок действия заключения о проведении независимой экспертизы пожарного риска.

Соответствие зданий требованиям пожарной безопасности определяется в соответствии с нормативами, установленными правовыми актами Российской Федерации.

Критерии оценки пожарного аудита

Разделение объектов на категории согласно уровню пожарной опасности.

Основные принципы определения опасности зданий, осуществляются в следующих шагах:

  1. Определении возможной силы гипотетического взрыва или пожара.
  2. Учет числа взрывоопасных веществ, и существующей опасности загрязнений пылевого характера.
  3. Учет числа пожароопасных веществ, участвующих в производственных процессах, производимых в здании.
  4. Определение риска условий отрицательного характера, могущих спровоцировать производственную аварию.

Согласно этим категориям устанавливается 6 критериев пожарной опасности (А, Б, В1, В4, Г и Д). А также 3 класса: взрывоопасный, пожароопасный и взрывопожаробезопасный.

  • Критерий А — взрывопожароопасный. Относится к объекту, где располагаются газы, легковоспламеняющиеся жидкости, — температурой вспышки, стимулирующей избыточное давление приводящее ко взрыву, менее 28 градусов. Вещества, воспламеняющиеся и загорающиеся взаимодействуя с кислородом, водой.
  • Критерий Б — взрывопожароопасный. Относится к объекту, где расположены легковоспламеняющиеся жидкости и газообразные вещества, а также пыли, температурой вспышки стимулирующей взрывную волну выше 28 градусов.
  • Критерий В1-В4 — объекты, располагающие горючими и трудногорючими веществами, материалами и пылями. Способные только гореть при взаимодействии с кислородом и водой.
  • Критерий Г — негорючие вещества в горячем состоянии, производственный процесс которых сопутствует с образованием искр, пламени и лучистого тепла. А также сжижение или утилизация в жидкости и топливо горючих газов, твердых веществ.
  • Критерий Д — негорючие вещества в холодном состоянии.

Разделение по критериям опасности происходит на следующих этапах работы зданий:

  1. На этапе проектирования объекта.
  2. На этапе реконструкции объекта.
  3. На этапе эксплуатации объекта.
  4. На этапе изменения технологий, оборудования или назначения производственного объекта.

При этом учитываются такие важные элементы проектировки, как:

  1. Схема проектирования здания.
  2. Вентиляционная система, ее эффективность, размер и охват в схеме проекта.
  3. Проект расположения производственных элементов.
  4. Параметры расположения объектов пожаротушения ручного и автоматического в проекте объекта.

Исследование оценивает — ответственно ли руководство подходит к предписанию пожарной безопасности регламентированному законодательной базой Российской Федерации. Для этого рассматриваются следующие вопросы по организации ПБ:

  1. Рассмотрение и анализ документов, характеризующих пожарную безопасность.
  2. Рассмотрение зданий для установки уровней соответствий требованию пожарной опасности и путей возможного начала и распространения вероятного пожара.
  3. Рассмотрение, анализ, учет и прикладные исследования — при таковом требовании, ввиду специфики зданий.

Существует также классификация помещений, тоже влияющая на уровни риска.

  1. Ф1 — используется для обозначения жилых объектов, выполняющих функцию проживания людей.
  2. Ф2 — используется для обозначения учебных объектов, выполняющих функцию просветительного и культурного целевого направлений.
  3. Ф3 — используется для объектов, специализирующихся на оказании услуг.
  4. Ф4 — используется для обозначения объектов, специализирующихся на учебном и научном направлениях.

Пожарный аудит может проводиться либо пожарным инспектором с государственной стороны, либо как аудиторская проверка частной сторонней организации.

При этом аудиторская проверка имеет ряд плюсов перед посещением государственного инспектора.

  • Во-первых, проверка приезжает согласно договоренности, а пожарный инспектор посещает объект в любое время без предупреждений, что невыгодно для организации — риск ошибок в регулировке противопожарной безопасности выше.
  • Во-вторых, качество работы пожарного аудита выше, поскольку они работают по принципу индивидуального подхода.
  • В-третьих, аудитор не только находит ошибки, но и помогает их устранять, а также не может привлечь организацию к административному наказанию в виде штрафа.

Этапы аудита пожарного риска

Аудит уровня пожарной опасности происходит в несколько шагов.

  • Первым этапом является анализ документации, куда входят: схема автоматического и ручного пожаротушения, схема расположения вентиляционных шахт, схема расположения производственных и прочих технических объектов. А также является ли здание недавно спроектированным, реконструируемым или производилась ли в нем смена производственных параметров.
  • Следующим этапом является анализ пожаро-технических характеристик здания. В этом случае рассматривается критерий и класс пожарной опасности, присвоенные данному объекту защиты. Анализируется — есть ли необходимость в смене критерия. Анализируется опасность возгорания в здании. Проводится осмотр помещений на предмет пожарной опасности, проверка наличия необходимого инвентаря на случай отказа системы автоматического пожаротушения, осматриваются производственные помещения (если таковые имеются), проводится подробный анализ перерабатываемых либо просто присутствующих в здании потенциально возгораемых веществ и проводится тщательный анализ — безопасности объекта. Когда это необходимо, например — аудит объектов, специализирующихся на производстве и работающих с критериями от А до Д. Проводится подробный анализ и экспертиза производства, а также расчеты и испытания для объективной оценки пожарного риска.
  • Заключительный этап — написание документа, оформленного в виде заключения с выводом — о том, что объект признан безопасным и соответствует требованиям взрывопожарной безопасности, прописанной законодательными нормами. Либо вывод о несоответствии объекта взрывопожарной безопасности и необходимости устранения перечня ошибок, допущенных в ходе работы.

Также в заключении пишется ФИО сотрудников, проводящих экспертизу, наименование и реквизиты экспертной организации.

Заключение

Пожарный аудит — это, в первую очередь, проверка риска пожарной опасности зданий и людей, находящихся там, — об этом необходимо помнить каждому из руководителей строений, пренебрегающему пожарной безопасностью и вспоминающему о ней только перед посещением аудитора. Это в корне неверная политика, учитывая какому риску подвергаются люди, живущие, работающие тли посещающие этот объект.

Предприятиям, подпадающим под категорию повышенной пожарной опасности, обязательно нужно регулярно и тщательно проводить аудит, прислушиваться к требованиям и исправлять пробелы, описанные в заключении инспектора.

Аудит пожарной безопасности и независимая оценка риска

Постановление Правительства № 304: независимая оценка пожарного риска

Независимая экспертная организация

Независимая оценка пожарного риска: аудит пожарной безопасности

Заключение независимой оценки риска в области пожарной безопасности

Взаимодействие аудиторской организации с МЧС

Учет результатов независимой оценки пожарного риска

Постановление Правительства № 304: независимая оценка пожарного риска 

Рассматриваемое постановление закрепляет нормы, согласно которым осуществляется оценка пожарного риска независимыми организациями.

Правила из постановления Правительства № 304 независимую оценку пожарного риска регулируют, устанавливая:

  • круг полномочий аккредитованных организаций;
  • составляющие независимого противопожарного аудита;
  • порядок закрепления итогов противопожарного аудита;
  • порядок взаимодействия аудиторской организации с уполномоченным в области противопожарной безопасности госорганом. 

Сами требования в сфере обеспечения противопожарной безопасности устанавливаются законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123 (далее — Техрегламент).

В ст. 144 Техрегламента говорится, что независимый аудит пожарного риска является формой оценки соответствия тех или иных объектов требованиям Техрегламента.

В остальном правила, по которым регламентируется противопожарная оценка, устанавливаются приказами МЧС России, о которых будет сказано далее. 

Независимая экспертная организация 

В соответствии с п. 2 Правил аудиторская организация должна пройти аккредитацию. Порядок аккредитации устанавливается приказом МЧС РФ от 25.11.2009 № 660 (далее — Порядок аккредитации).

В соответствии с п. 5 Порядка аккредитации претенденты на аккредитацию должны соответствовать нижеследующим требованиям:

  • иметь необходимую материально-техническую базу;
  • обладать фондом справочной информации, нормативной документации;
  • не быть аффилированными лицами в отношении субъектов, чья собственность выступает в качестве объекта аудита;
  • иметь в качестве штатных сотрудников не меньше 5 лиц, которые имеют среднее специальное образование, опыт работы в сфере обеспечения противопожарной безопасности не меньше 5 лет. 

Предъявляются определенные требования в отношении знаний и умений претендентов на добровольную аккредитацию.

В п. 3 Правил устанавливаются случаи, при которых даже аккредитованная организация не вправе осуществлять пожарный аудит:

  • если организация производила работы на объекте аудита, оказывала его собственнику услуги в области противопожарной безопасности;
  • при аудите объектов, в отношении чего данные организации выступают собственниками либо владельцами. 

Деятельность рассматриваемых организаций поднадзорна. В соответствии с п. 38 Порядка аккредитации подразделения МЧС уполномочены в сфере надзора за их деятельностью. Проверки возможны в случаях, когда поступает обращение о нарушениях от третьих лиц. 

Независимая оценка пожарного риска: аудит пожарной безопасности 

Правилами обозначаются действия, которые производит аудиторская организация с целью оценки характеристик объектов в соответствии с требованиями Техрегламента и иных нормативов противопожарной безопасности. В соответствии с п. 4 Правил независимый аудит включает в себя:

  • анализ документации, представляющей информацию о степени пожарной опасности соответствующего объекта;
  • непосредственное обследование объектов;
  • установление возможностей для возникновения пожарных и пожароопасных ситуаций;
  • определение степени воздействия предположительных пожарных и пожароопасных ситуаций на людей и имущество;
  • произведение испытаний, научных исследований и т. д. в соответствии с требованиями Техрегламента и иной нормативной документации;
  • вывод о соответствии тех или иных объектов требованиям пожарной безопасности либо об обратном;
  • если характеристики объектов не соответствуют Техрегламенту, разработка мер по приведению их в соответствие с требованиями Технического регламента. 

В случаях, когда производится аудит продукции, в соответствии со ст. 147 Техрегламента экспертная организация осуществляется следующие действия:

  • отбирает образцы продукции для проведения контрольной проверки;
  • идентифицирует продукцию;
  • проводит испытания в лабораторных условиях аккредитованных лабораторий;
  • оценивает стабильное состояние условий производства;
  • анализирует представленную заявителями документацию. 

Заключение независимой оценки риска в области пожарной безопасности 

Результаты проводимых организацией работ в соответствии с п. 5 Правил оформляются в виде заключения независимой оценки риска в области пожарной безопасности. Заключение может быть составлено как на бумаге, так и в электронном формате. Если оно составлено в виде электронного документа, то в обязательном порядке заверяется квалифицированной электронной подписью.

Заключения, составленные в электронной форме, должны быть направлены на электронную почту заявителей, если таковая была указана в соглашении. Если адрес почты в соглашении не указывался, электронное заключение направляется способом, указанным в соглашении, при котором можно получить подтверждение отправки.

Содержание заключения закреплено в п. 6 Правил:

  • сведения об экспертной организации;
  • реквизиты соглашения, по которому проводится аудит;
  • данные законного владельца объекта;
  • описание объекта, аудит которого производится;
  • данные лиц, принимающих участие в оценке;
  • итоги произведенного аудита;
  • вывод о соответствии либо рекомендации. 

Если в ходе аудита выявлены существенные несоответствия, то в заключении согласно п. 37 ст. 147 Техрегламента указывается срок, в течение которого такие недостатки должны быть устранены. В противном случае данный срок согласовывается в отдельном соглашении. 

Взаимодействие аудиторской организации с МЧС 

Правила также закрепляют порядок взаимодействия аудиторов с МЧС России. Так, в соответствии с п. 5 Правил аудитор направляет копию своего заключения в соответствующее подразделение МЧС России. Копия должна быть направлена в течение 5 суток со дня утверждения.

Если аудитор составляет заключение на бумажном носителе, то копия такого заключения может быть направлена по усмотрению заявителя в электронной форме через портал «Госуслуги» либо сайт самой экспертной организации, если таковой имеется.

Если же документ составлен непосредственно в электронной форме, то копия направляется указанным ранее способом либо иным в соответствии с законодательством, дающим возможность подтвердить отправку.

Кроме того, соответствующие территориальные или структурные подразделения МЧС России вправе осуществлять проверку деятельности экспертных организаций, если получат:

  • обращения третьих лиц о нарушениях со стороны такой организации;
  • документально подтвержденные сведения о таких нарушениях. 

В соответствии с п. 41 Порядка аккредитации МЧС России вправе приостановить деятельность экспертной организации путем приостановления действия самой аккредитации, пока выявленные нарушения не будут устранены. Возобновление аккредитации осуществляется решением специальной комиссии.

Направленная в соответствующее подразделение МЧС России копия заключения независимого пожарного аудита и независимой оценки риска подлежит учету согласно Административному регламенту, утвержденному приказом МЧС России от 29.07.2015 № 405 (далее — Регламент). 

Учет итогов независимой оценки пожарного риска 

Следующая информация о полученных копиях заключений вносится в единую базу данных:

  • дата приема копии заключения и его регистрационный номер;
  • срок действия заключения;
  • реквизиты экспертной организации;
  • реквизиты соглашения;
  • описание объекта аудита;
  • реквизиты собственника либо иного законного владельца объекта;
  • вывод экспертной организации, а также рекомендации по устранению несоответствий (п. 35 Регламента). 

Внесенные в базу данных сведения из копий заключений по результатам независимого аудита учитываются при планировании проверок объектов, если те согласно заключению соответствуют нормативам пожарной безопасности (п. 40 Регламента), т. к. успешное прохождение пожарного аудита снижает критерий риска, согласно которому определяется периодичность плановых проверок (подп. 5 п. 42 Административного регламента, утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, подп. «а» п. 3 приложения к положению «О федеральном государственном пожарном надзоре», утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290).

Кроме того, проверка объекта, прошедшего независимую оценку аудиторами, осуществляется в сокращенном виде (п. 63 Адм. регламента, утв. приказом № 644).

Если заключение выполнено с нарушением Правил, то оно все равно регистрируется, однако делается отметка о несоответствии заключения Правилам (подп. «ж» п. 39 Регламента). Соответственно, такое заключение не принимается во внимание, когда идет планирование проверок органами МЧС на пожароопасность. 

*** 

Таким образом, собственники объектов пожарной защиты могут осуществлять добровольную оценку соответствия путем проведения пожарного аудита и независимой оценки риска. Данный факт будет учтен уполномоченными органами, что приведет к исключению проверок со стороны органов пожарного надзора.


Смотрите также