Автомобильные заправочные станции требования пожарной безопасности


Пожарная безопасность на АЗС

Автозаправочная станция или сокращенно АЗС – для всех людей это привычное и знакомое место, где ежедневно миллионы людей осуществляют заправку своего автомобиля, пьют кофе или останавливаются на перекус в специально предусмотренных комплексах при АЗС. Никто и не задумывается о том, что АЗС это место повышенной опасности. В нашей статье мы хотим рассказать о возможных нештатных ситуациях, которые могут возникнуть при заправке автомобиля и как предостеречь себя от внезапного пожара.

Виды АЗС

В настоящее время в эксплуатации на территории России находится несколько видов автозаправочных станций (АЗС):

  • традиционные АЗС – с подземными резервуарами,
  • блочные АЗС – с подземными резервуарами и топливно-раздаточными колонками (ТРК) над ними,
  • модульные АЗС – с надземными резервуарами, от которых разнесены топливно-раздаточные колонки на сравнительно ограниченной территории,
  • контейнерные АЗС – с наземными резервуарами, где в контейнере находятся и топливно-раздаточные колонки,
  • топливно – раздаточные пункты АЗС – располагаются на территории предприятия для заправки автомобильной техники этого предприятия,
  • передвижные АЗС – автомобили, прицепы или полуприцепы.

Большую пожарную опасность представляют и автомобили – бензовозы, в емкостях которых перевозятся и пропан, и бутан.

За последние годы в г. Москве были случаи, когда в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с участием автомобиля, перевозившего бензин, происходил разлив топлива с последующим его воспламенением. В результате чего, полностью уничтожались автомобили, находившиеся рядом с ДТП, и были жертвы среди людей.

В США за 11 лет зарегистрировано 296 случаев проливов СУГ (сжиженных углеводородных газов), из которых в 9% происшествий объем пролитого газа превышал 1000 м3. В 27% (81 случай) происшествия сопровождались пожарами и только 8% (25 случаев) – взрывом и с тяжелыми последствиями.

Высокая пожаровзрывоопасность СУГ, в основном, объясняется низким концентрационным пределом распространения пламени (1,6% объемных) и высокой плотностью по отношению к воздуху (1,5). Это говорит о том, что для образования горючей среды достаточно даже небольшой утечки газа и маломощного источника зажигания. Зона загазованности представляет собой стелющееся по земле облако, толщина которого достигает нескольких метров, а длина и ширина могут достигать несколько сот метров. Этот газ может скапливаться в подвалах зданий, технологических колодцах и в низких местах на местности, вблизи дорог и др.

Прогнозирования возможной обстановки на пожаре

Для прогнозирования возможной обстановки на пожаре необходимо иметь следующие расчетные модели:

  • площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина;
  • интенсивность испарения разлитого нефтепродукта;
  • возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций;
  • ударная волна при взрывании СУГ с воздухом, её последствия;
  • воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.

Многочисленными исследованиями установлено, что для оценки разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ следует принимать от 2 до 10% энергии сгорания от всей массы выбрасываемой из аварийной системы парогазовой среды. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 0С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше чем от обычных пожаров нефтепродуктов.

Об аварийном разливе нефтепродуктов Вы можете прочитать в нашей статье.

При разливе и горении под автомобилем перевозимого СУГ, воздействие тепловых потоков на емкость увеличивается быстро. Угол в течении 7-12 минут, в зависимости от степени заполнения емкости цистерны, наступает предельно – допустимая температура для стенок цистерны (около 6000С).

Следовательно, требуется как можно быстрее поводить охлаждение стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.

Для стационарных АЗС можно рекомендовать для быстрого рассеивания СУГ (пропана) водяные завесы. Они могут быть как стационарно – устроенными на АЗС, так и приводимым и создаваемыми с помощью пожарных автомобилей. Для этого используются щелевые и водные распылители: с различным расходом воды, её дисперсности и величинам защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров. Эта система наиболее эффективна, если она выполнена стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.

Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок так и пожарной техники при тушении пожаров. Доказано экспериментально. Что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м2с.

 Более подробно об устройстве резервуарах и их тушении Вы можете прочитать в нашей статье: 

“Тушение пожаров на нефтехимических объектах“

Первичные средства пожаротушения которые находятся на АЗС

Примерно такие:

  • ящик с песком;
  • углекислотные огнетушители ручные;
  • порошковые огнетушители ручные и передвижные;
  • хладоновые огнетушители;
  • воздушно – пенные огнетушители.

Углекислотные огнетушители достаточно эффективно тушат электрические провода даже под напряжением, но на небольшом их протяжении. Если применить, например, огнетушитель ОУ – 5, то он тушит сжиженный газ на площади около 0,2м2, что чрезвычайно мало.

Чтобы потушить возникшее горение СУГ углекислотным огнетушителем, находящимся на АЗС, необходимы идеальные условия:

  • человек с ОУ-5 должен находиться в нужном месте мгновенно;
  • площадь горения не должна быть больше возможной площади тушения.

Если учесть, что скорость растекания СУГ по бетону 6 м/мин, а одним ОУ-5 можно потушить только 0,2 м2, это очевидно, что вероятность успешной ликвидации горения чрезвычайно мала.

Наиболее эффективны для тушения разлитого СУГ различные порошковые составы, применяемые в пожарной охране. Однако, здесь существенное влияние на эффективность тушения пожара имеют такие факторы, как направление и скорость ветра, а также наличие и размеры различных препятствий. На практике установлено, что при наличии ветра и препятствия в зоне горения, интенсивность подачи порошка должна быть увеличена в 2-2,5 раза по сравнению с его нормативными значениями. Однако, надо иметь ввиду, что после тушения пламени вокруг очага горения сохраняется определенная вероятность повторного воспламенения паров сжиженного газа.

Автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения

Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 2 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации).

Заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации).

Площадка для автоцистерны оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания на заправочных островках предусматривается в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.”.

Правила пожарной безопасности на АЗС

Распространяемые на автозаправочные станции требования пожарной безопасности регламентированы нормативно-правовым актом, именуемым «Правилами пожарной безопасности 01-03» (далее по тексту ППБ). Им должны неукоснительно следовать как заправщики, так и операторы АЗС.

            1.1 Содержание территории

Территория автозаправки должна содержаться в чистоте, газонная трава своевременно скашиваться и удаляться. При планировке и благоустройстве территории АЗС не допускается высадка деревьев и кустарников. Обязательным требованием содержания территории является ее освещение в темное время суток.

Сбор использованного обтирочного материала осуществляется в закрывающиеся крышкой металлические ящики искробезопасного исполнения, обозначенные соответствующей надписью и установленные в зонах открытых мусоросборников. Песок, пропитанный нефтепродуктами, собирается в аналогичные ящики, размещаемые вне территории АЗС.

 Территория оборудуется схемой организации движения, установленной перед въездом на АЗС. Обязательным условием является отсутствие точек пересечения маршрутов въезжающих и выезжающих транспортных средств.            1.2 Содержание зданий и помещений

Все производственные, административные, вспомогательные и складские помещения, наружные сооружения оборудуются таблички, содержащие следующую информацию:

  • категория пожарной и взрывопожарной опасности помещения;
  • класс пожароопасной и взрывоопасной зоны (в соответствии с ПУЭ);
  • фамилия, инициалы ответственного за состояние пожарной безопасности работника;
  • номера телефонов службы пожарной охраны и должностных лиц эксплуатирующей организации, ответственных за проведение мероприятий по ликвидации (локализации) пожаров (пожароопасных ситуаций).

Правила пожарной безопасности на АЗС допускают курение исключительно в специально отведенных местах, оборудованных в помещениях (зданиях) сервисного обслуживания. Курение на территории автозаправочной станции категорически запрещено.

В помещениях АЗС вывешиваются планы эвакуации, содержащие схематическую часть и пояснительную записку. В схеме обязательно приводится экспликация помещений, включающая обозначение маршрутов движения, эвакуационных выходов, места размещения телефонов, средств сигнализации и пожаротушения.

            1.3 Содержание технологического оборудования

Правила технической эксплуатации АЗС предусматривают полное соответствие технологического оборудования, использующего пожароопасные и взрывоопасные материалы и вещества, техническим условиям, технической, эксплуатационной и конструкторской документации, утвержденной (согласованной) установленным порядком.

Топливозаправочное оборудование допускается к эксплуатации только после проверки (в заводских условиях) на герметичность и работоспособность систем противоаварийной защиты, оформленной соответствующими актами (приложение к ТЭД).

Системы предотвращения и ликвидации (локализации) пожаров (пожароопасных ситуаций), приборы регулирования и контроля, установленные на технологическом оборудовании АЗС эксплуатируются исключительно в исправном состоянии. 

На пульты управления системами безопасности и приборами регулирования и контроля наносятся допустимые диапазоны параметров, обеспечивающих пожаробезопасное функционирование технологического оборудования:

  • температуры;
  • давления;
  • концентрации;
  • уровня налива и т.д.

Нарушение герметичности технологического оборудования является основанием безусловного прекращение его эксплуатации. Внесение несанкционированных изменений, повышающих степень пожарной опасности АЗС, в конструкцию технологического оборудования категорически запрещено.

Заполнение резервуаров-хранилищ производится не более чем на 95% внутреннего объема.

Производство работ в зонах, характеризующихся возможностью образования паровоздушных горючих смесей, организуется с применением искробезопасного инструмента, в обуви и одежде, не способных вызвать искрообразование (то есть, не имеющих металлических набоек, замков, заклепок).

При смене вида моторного топлива в камерах (резервуарах) автозаправочной станции производится полная очистка и изменение маркировки резервуаров.

Пожарная безопасность на АЗС при осуществлении заправки транспортных средств

Процесс заправки автомобильной техники на автозаправке сопровождается соблюдением следующих обязательных правил:

  • Порядок подачи транспортного средства к топливораздаточной колонке:

            - автомобили – своим ходом;

            - мотоциклы (мотороллеры) с двигателем, заглушенным не ближе чем за 15 метров до колонки.

  • При проливе нефтепродуктов в процессе заправки на внешние элементы автомобилей (мотоциклов) водитель транспортного средства обязан их удалить до момента пуска двигателя.
  • Нефтепродукты, пролитые на землю, засыпаются песком и удаляются с территории АЗС.
  • Водители транспортных средств, стоящих в очереди на заправку, обязаны соблюдать минимальное расстояние, обеспечивающее свободу маневрирования (1 метр), а также руководствоваться нанесенной разметкой.

Правила пожарной безопасности на АЗС запрещают:

  • заправку автомобилей (мотоциклов) с работающим двигателем;
  • изменение маршрута заправляемого транспортного средства, например, проезд над подземным резервуаром-хранилищем;
  • прием нефтепродуктов на АЗС и продажа моторного топлива потребителю во время возникновения атмосферных электрических разрядов (грозы);
  • выполнение работ в обуви и одежде, способных вызывать искрение или пропитанных нефтепродуктами;
  • заправка  транспортного средства с пассажирами внутри (кроме легковых автомобилей, имеющих четыре, и более, дверей);
  • заправка  транспортного средства, груженного грузом 1-9 класса опасности (сжиженные и сжатые газы, взрывчатые вещества, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и ядовитые материалы);
  • въезд на территорию автозаправки тракторов, не оснащенных искрогасителями, во время приема (выдачи) бензина;
  • выполнение работ, не связанных с ремонтом зданий (сооружений) и технологического оборудования автозаправочной станции.

Техническое обслуживание  и ремонт электрооборудования и электрических сетей АЗС специалистами сторонних лицензированных организаций допускается исключительно на договорной основе, однако факт его заключения не освобождает руководителя АЗС от выполнения требований ППБ.      

Пожарная безопасность АЗС

04.07.2014

Приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221 утвержден свод правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» c введением в действие с 1 июля 2014 г.

С утверждением Свода правил устанавливаются требования пожарной безопасности для АЗС, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств.

Применение данного СП обеспечивает соблюдение требований к АЗС, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Скачать свод правил — Пожалуйста Войдите или Зарегистрируйтесь для доступа к этому контенту

МЧС РОССИИ

Методические рекомендации в помощь малому бизнесу

«Обеспечение пожарной безопасности на автозаправочных станциях»

Ханты-Мансийск — 2009

I. Термины и определения

1. Автозаправочные станции (далее – АЗС), предназначенных для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом. 2. Передвижная автозаправочная станция (далее — ПАЗС), используется в местах стоянок транспорта, на автотрассах, туристических маршрутах для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях. 3. Многотопливная автозаправочная станция – АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ. 4. Топливозаправочный пункт – АЗС, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия. 5. Традиционная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система, которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

II. Противопожарные расстояния от зданий, сооружений и строений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты

6. При размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов, противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий, сооружений и строений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары: — до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, общеобразовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий; —  до окон или дверей (для жилых и общественных зданий). 7. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1. Общая вместимость надземных резервуаров автозаправочных станций, размещаемых на территориях населенных пунктов, не должна превышать 40 кубических метров. 8. При размещении автозаправочных станций рядом с лесным массивом, расстояние до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается уменьшать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающих территорий автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров. 9. При размещении автозаправочных станций вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени, вдоль прилегающих к посадкам границ автозаправочных станций должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 метров.

10. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений интернатного типа, лечебных учреждений стационарного типа должны составлять не менее 50 метров.

Таблица 1. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов

Наименования объектов, до которых определяются противопожарные расстояния

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами, м

Противопожарные расстояния автозаправочных станций надземными резервуарами, м

с общей вместимости более 20 м куб.

с общей вместимости не более 20 м куб.

Производственные, складские и административно-бытовые здания, сооружения и строения промышленных организаций

15

25

25

Лесные массивы:/font>

хвойных и смешанных пород

25

40

30

лиственных пород

10

15

12

Жилые и общественные здания

25

50

40

Места массового пребывания людей

25

50

50

Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей

18

30

20

Торговые киоски

20

25

25

Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части):

I, II и III категорий

12

20

15

IV и V категорий

9

12

9

Маршруты электрифицированного городского транспорта до контактной сети

15

20

20

Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)

25

30

30

Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к автозаправочным станциям

15

30

25

Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности

100

Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

20

40

30

III. Передвижные автозаправочные станции

11. Передвижные автозаправочные станции (далее – ПАЗС) следует размещать на специально отведенных площадках, места, расположения которых должны быть согласованы Государственной противопожарной службой.

12. Перед началом эксплуатации ПАЗС на специально выделенной площадке необходимо:

    — проверить герметичность оборудования ПАЗС по контрольным приборам систем противоаварийной защиты и визуально; — проверить работоспособность средств связи; — подсоединить заземляющий проводник ПАЗС к устройству заземления площадки; — установить опоры устойчивости ПАЗС и закрепить на них барьеры, ограничивающие подъезд транспортных средств к ПАЗС не менее чем на 1 м; — приготовить поддон для установки его под топливный бак транспортного средства; — привести в готовность штатные огнетушители ПАЗС;

    — установить предупреждающий знак и информационный щит.

13. Не допускается использование в качестве ПАЗС автотопливозаправщиков и другой, не предназначенной для этих целей техники.

IV. Основные требования пожарной безопасности

14. Территория АЗК (АЗС) должна быть спланирована и благоустроена, содержаться постоянно в чистоте и в ночное время освещаться.

15. На территории АЗС не допускается посадка кустарника и деревьев. Газоны необходимо периодически окашивать, скошенная трава должна немедленно удаляться с территории АЗК (АЗС).

16. Для сбора использованных обтирочных материалов и пропитанного нефтепродуктами песка необходимо установить металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении, имеющие соответствующую надпись. Ящики должны устанавливаться в зонах мусоросборника на открытом воздухе. Ящики с песком, пропитанным нефтепродуктами, должны быть удалены с территории АЗК (АЗС).

17. Перед въездом на территорию АЗК (АЗС) должна быть вывешена схема организации движения по его территории. Маршруты движения въезжающего и выезжающего транспорта не должны пересекаться.

18. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием:

    — категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; — класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; — работника, ответственного за пожарную безопасность; — инструкции о мерах пожарной безопасности;

    — номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.

19. На территории АЗС курение запрещается. На АЗК могут быть отведены специально оборудованные места для курения в зданиях и помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров.

20. В зданиях АЗК на видных местах должны быть вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации. Эти планы должны иметь необходимые пояснительные тексты.

21. Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее – ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Топливозаправочная станция (далее – ТЗС) в сборе должна быть проверена в заводских условиях на герметичность давлением, превышающим давление соответствующих периодических испытаний (величины давлений периодических испытаний должны быть приведены в ТЭД на ТЗС) не менее чем на 20%, а также на срабатывание ее систем противоаварийной защиты с оформлением соответствующих актов, являющихся обязательным приложением к ТЭД.

22. Технологическое оборудование должно иметь исправные системы предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборы контроля и регулирования, обеспечивающие пожарную безопасность процесса. Запрещается выполнять технологические операции на оборудовании при отсутствии указанных систем и приборов, предусмотренных ТЭД и ТУ на это оборудование, их отключении или просроченных сроках их проверки.

23. На пультах управления системами предотвращения, локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, приборах контроля и регулирования должны быть обозначены допустимые области параметров (давление, температура, концентрация, уровень налива и т. п.), обеспечивающие пожаробезопасную работу технологического оборудования. При отклонении хотя бы одного параметра от допустимых пределов указанные системы должны подавать предупредительные и аварийные сигналы (звуковые и световые), а при достижении предельно допустимых значений – исключать дальнейшее изменение параметров, способное привести к пожароопасным ситуациям или пожару.

24. Технологическое оборудование должно быть герметичным. Запрещается эксплуатировать технологическое оборудование при наличии утечек топлива. При обнаружении утечек необходимо немедленно принять меры по ликвидации неисправности. Запрещается выполнять технологические операции при неисправном оборудовании, а также вносить конструктивные изменения, повышающие уровень пожарной опасности АЗК (АЗС).

25. Степень заполнения резервуаров топливом не должна превышать 95% их внутреннего геометрического объема.

26. Стационарные автоматические газосигнализаторы довзрывоопасных концентраций (для тех АЗС, где они предусмотрены нормами пожарной безопасности) должны находиться в работоспособном состоянии, иметь функцию самоконтроля исправности и поверяться в соответствии с ТУ или руководством по их эксплуатации. При отсутствии стационарных газосигнализаторов необходимо периодически, в соответствии с графиком, производить анализ воздушной среды переносными газосигнализаторами в целях определения наличия взрывоопасной концентрации паров нефтепродуктов в замкнутых пространствах технологических систем, в которых наличие паров топлива не допускается.

Основное и вспомогательное технологическое оборудование должно иметь защиту от статического электричества.

27. Очистка внутренних поверхностей аппаратов и трубопроводов должна производиться пожаробезопасным способом согласно графику.

28. В многокамерном резервуаре допускается одновременное хранение бензина и дизельного топлива в случае, если это предусматривается ТУ и ТЭД на технологическую систему.

29. В случае применения резервуаров с двойными стенками с заполнением межстенного пространства азотом это межстенное пространство должно быть продуто азотом до достижения в газовоздушной среде концентрации кислорода не более 10% (об.). Для обеспечения пожарной безопасности при проведении пневматических испытаний на герметичность оборудования технологических систем АЗС (межстенное пространство резервуара, внутреннее пространство резервуара, трубопроводы и т. п.) необходимо использовать инертный газ (азот, углекислый газ и т. п.). В случае обнаружения негерметичности оборудования эксплуатация АЗС должна быть немедленно приостановлена до полного устранения неисправности. Работники АЗС, проводящие пневматические испытания на герметичность оборудования, должны иметь удостоверение на право самостоятельной работы по транспортированию и обслуживанию сосудов (баллонов), работающих под давлением.

30. Работы в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, следует выполнять искробезопасным инструментом и в одежде и обуви, не способных вызвать искру, на специально отведенных площадках.

31. Смене вида топлива (бензин – дизельное топливо) в резервуарах (камерах) АЗС должна предшествовать их полная очистка от предыдущего продукта и соответствующее изменение надписи с указанием вида хранимого топлива на корпусе наземного резервуара или на видных местах трубопроводов налива подземных резервуаров — у муфты для подсоединения напорно-всасывающего рукава автоцистерны (далее — АЦ).

32. При заправке транспортных средств на АЗС должны соблюдаться следующие правила:

    — мотоциклы и мотороллеры следует подавать к ТРК с заглушенными двигателями, пуск и остановка которых производится на расстоянии не менее 15 м от колонок, автомобили – своим ходом; — загрязненные нефтепродуктами части автомобилей, мотоциклов и мотороллеров до пуска двигателей водители должны протереть насухо; — случайно пролитые на землю нефтепродукты необходимо засыпать песком, а пропитанный песок и промасленные обтирочные материалы собрать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками в искробезопасном исполнении и по окончании рабочего дня вывезти с территории АЗС;

    — расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилями, находящимися в очереди, должно быть не менее 1 м; при этом для каждого транспортного средства должна быть обеспечена возможность маневрирования и выезда с территории АЗС, для чего на покрытии дорог должна быть нанесена отличительная разметка или иные визуальные указатели.

33. На АЗС запрещается:

    — заправка транспортных средств с работающими двигателями; — проезд транспортных средств над подземными резервуарами, если это не предусмотрено в ТУ и ТЭД на применяемую технологическую систему, согласованных и утвержденных в установленном порядке; — заполнение резервуаров топливом и выдача топлива потребителям во время грозы и во время опасности проявления атмосферных разрядов; — работа в одежде и в обуви, загрязненных топливом и способных вызывать искру; — заправка транспортных средств, в которых находятся пассажиры (за исключением легковых автомобилей с количеством дверей не менее четырех); — заправка транспортных средств, груженных опасными грузами классов 1–9 (взрывчатые вещества, сжатые и сжиженные горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости и материалы, ядовитые и радиоактивные вещества и др.), за исключением специально предусмотренных для этого топливозаправочных пунктов; — въезд тракторов, не оборудованных искрогасителями, на территорию АЗС, на которых осуществляются операции по приему, хранению или выдаче бензина;

    — проведение ремонтных работ, не связанных непосредственно с ремонтом оборудования, зданий и сооружений АЗС.

34. Автомобили, ожидающие очереди для заправки, должны находиться на специальной площадке подпора, обозначенной указательным знаком и расположенной при въезде на территорию заправочных островков АЗС, вне зоны расположения топливных резервуаров и колонок.

35. Технологическое оборудование на автозаправочных станциях должно содержаться в исправном состоянии. Крышки и заглушки фланцев, патрубков, штуцеров и тому подобное, которые отделяют топливо и его пары от атмосферы, должны быть оборудованы в местах соприкосновения с арматурой неискрообразующими прокладками, выполненными из устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды материалов, и герметично закрыты. Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны иметь искробезопасное исполнение.

Запрещается эксплуатация ТРК при наличии утечек нефтепродукта.

36. Для обслуживания электрооборудования и электросетей АЗК (АЗС) допускается привлекать специализированные организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности. Наличие договора на плановое техническое обслуживание специализированной или другой организацией не снимает ответственности с руководителя организации (владельца) за выполнение требований настоящих Правил.

37. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, отказ автоматических систем управления, противоаварийной и противопожарной защиты и тому подобное, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппаратура должны отключаться до приведения их в пожаробезопасное состояние.

38. Электродвигатели, светильники, электропроводки, кабельные линии и распределительные устройства должны регулярно очищаться от пыли, ЛВЖ и ГЖ.

39. Для передвижных и переносных электроприемников, используемых при проведении регламентных и ремонтных работ, должны применяться гибкие кабели и провода в оболочке, стойкой к окружающей среде и механическому воздействию.

40. Электросети эвакуационного освещения и систем пожарной автоматики должны присоединяться к независимым от основной сети источникам питания.

41. Электрооборудование, не имеющее знаков взрывозащиты завода-производителя или письменного заключения государственной контрольной организации, к эксплуатации во взрывоопасных зонах не допускается.

42. В зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, запрещается:

    — включать в работу электроустановки при неисправном защитном заземлении (занулении), неисправных блокирующих устройствах, нарушении оболочки; — вскрывать оболочки электрооборудования при нахождении токоведущих частей под напряжением; — включать электроустановки после автоматического их отключения аппаратами защиты без выявления причин отключения; — включать электроустановки без защиты от токов короткого замыкания и перегрузки; — применять плавкие некалиброванные вставки предохранителей, нагревательные элементы тепловых реле;

    — подключать к источникам питания искробезопасных приборов другие аппараты и цепи, не входящие в комплект данного прибора.

43. При отсутствии стационарного электрического освещения для временного освещения помещений с взрывоопасными зонами, открытых технологических площадок, аппаратуры и другого оборудования необходимо применять аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении. Применять переносные светильники, не отвечающие требованиям ПУЭ для соответствующих зон, запрещается. Включать и выключать фонари следует за пределами взрывоопасной зоны.

44. Смена ламп и источников питания, встроенных в светильник, должна производиться работниками, на которых возложено обслуживание светильников.

45. Ремонт электрооборудования должен осуществляться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации.

46. В нерабочее время электрооборудование АЗК (АЗС), не применяемое в системах безопасности, должно быть обесточено посредством отключения основных выключателей электроэнергии, доступ к которым посторонних лиц должен быть исключен.

47. К воздухонагревателям и отопительным приборам должен быть обеспечен свободный доступ для осмотра и очистки. В помещениях АЗС допускается использовать в качестве теплогенерирующих установок и устройств только бытовые масляные электронагреватели или водяное (паровое) отопление. На территории АЗК (АЗС), включая помещения, здания и сооружения, запрещается использовать теплогенерирующие установки и устройства с применением открытого пламени. Отопление помещений допускается выполнять только с применением приборов заводского исполнения, отвечающих требованиям пожарной безопасности, с соблюдением требуемых расстояний от горючих материалов. Не допускается складывать спецодежду, промасленную ветошь, горючие материалы на нагревательные приборы и трубопроводы отопления, а также сушить одежду на нагревательных приборах.

48. Проверка и ремонт устройств молниезащиты осуществляются в соответствии со специально разработанным для этой цели регламентом.

49. АЗК (АЗС) должны быть оснащены жесткой буксировочной штангой, длиной не менее 3 м, для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗК (АЗС).

50. АЗК (АЗС) должны быть обеспечены:

    — знаками пожарной безопасности; — дорожными знаками “Ограничение максимальной скорости” для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч; — табличками “Остановка мототранспорта за 15 м” для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК; — табличками “Обязательная высадка пассажиров” (на АЗК эти таблички устанавливается в зоне “общественного центра”);

    — дорожными знаками «Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено».

При въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).

51. Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация:

    — выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; — сертификаты на имеющееся оборудование; — технико-эксплуатационная документация (далее – ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке; — план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; — план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; — документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС); — инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД; — должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗК (АЗС); — график проведения регламентных работ; — журнал учета проведения регламентных работ; — журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС); — журнал учета нефтепродуктов; — журнал учета ремонта оборудования; — журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; — дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал;

    — другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС), необходимы для безопасной эксплуатации.

      V. Требования пожарной безопасности при проведении регламентных работ, технического обслуживания

      52. На проведение ремонтных работ на территории, в зданиях, сооружениях, помещениях, технологических системах АЗК (АЗС) руководитель объекта должен оформить наряд-допуск по форме (приложение № 4 ППБ 01-03).

      53. Техническое обслуживание оборудования АЗК (АЗС), регламентные работы, метрологические испытания приборного и предохранительного оборудования должны проводиться в строгом соответствии с графиком этих работ. Производство каких-либо регламентных работ, не указанных в ТЭД на технологическое оборудование, не допускается. Такие работы следует выполнять в ремонтных мастерских.

      54. Очистка и предремонтная подготовка оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и т. п.), должны осуществляться работниками АЗК (АЗС), прошедшими специальную подготовку, или специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

      55. Ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20 % НКПР, и непрерывном контроле газовой среды.

      56. Перевозка, установка, перемещение на площадке, выполнение ремонтных работ бывших в употреблении резервуаров допускается только с емкостями, опорожненными, пропаренными водяным паром и (или) промытыми теплой водой (водными растворами пожаробезопасных технических моющих средств) и продутыми инертным газом, а также проверенными на наличие паров топлива с помощью газосигнализаторов.

      57. При эксплуатации АЗС полное опорожнение резервуаров с бензином не допускается (то есть необходимо, чтобы в резервуаре находилось не менее 5% от номинального уровня наполнения резервуара бензином), за исключением случаев, когда опорожнение производится для очистки резервуаров, проверки состояния их внутренних стенок, выполнения ремонтных работ, изменения вида хранения топлива и т. д.

      58. Процесс обесшламливания надземных резервуаров (удаление подтоварной воды и твердых частиц) для хранения бензина следует проводить при температуре окружающего воздуха не ниже 0 °С при обязательном наличии в резервуаре бензина в количестве не менее 20% от максимально допустимого.

      59. Операция обесшламливания резервуаров всех типов должна производиться закрытым способом посредством либо специально предусмотренной для этой цели техники, допущенной к применению на территории Российской Федерации и имеющей соответствующий сертификат, либо ручным насосом, выполненным из неискрящих материалов и предназначенным для работы с бензином и дизельным топливом. При использовании ручных насосов слив шлама должен осуществляться только в закрытую емкость с минимально возможной площадью открытой поверхности жидкости. Емкость для шлама должна быть установлена на поддон на прилегающей к резервуару территории и заземлена. При обесшламливании все люки и штуцера, не относящиеся к этой операции, должны быть закрыты. При многокамерном исполнении резервуаров обесшламливание производится раздельно для каждой камеры. После окончания обесшламливания шлам необходимо немедленно удалить с территории АЗК (АЗС). Хранение емкости со шламом на территории АЗК (АЗС) не допускается.

      60. Не допускается снимать огнепреградитель или снабженный им дыхательный клапан на выходе трубопровода системы деаэрации без герметичного перекрытия этого трубопровода запорной арматурой. Тип огнепреградителя должен соответствовать условиям его нормального функционирования в климатических условиях района эксплуатации.

      61. При наличии в конструкции технологической системы линии рециркуляции паров топлива из топливного бака транспортного средства в резервуар перекрытие трубопровода деаэрации резервуара для осуществления рециркуляции паров топлива не допускается.

      62. При эксплуатации приборов и средств автоматизации необходимо соблюдать рекомендации предприятий-изготовителей по режиму их работы, а также по профилактическим работам с приборами и средствами автоматизации.

      63. Контрольно-измерительные приборы должны иметь пломбу или клеймо госповерителя или организации, допущенной к осуществлению ремонта и проверки исправности приборов.

      64. Кратковременное применение оборудования, имеющего нормальное (не взрывозащищенное) исполнение, при ремонте, испытаниях и проверке средств автоматики, установленных в зонах, в которых возможно образование горючих паровоздушных смесей, разрешается лишь при условии выполнения требований, предъявляемых к подготовке рабочей зоны к проведению огневых работ на взрывопожароопасном объекте. Запрещается вскрывать приборы контроля и средств автоматики во взрывоопасных зонах без снятия электрического напряжения.

      65. Ремонт приборов во взрывопожароопасных и пожароопасных зонах разрешается только холодным способом без применения пайки, сварки и других работ, связанных с использованием огня и высоких температур. Мелкий, текущий ремонт приборов автоматического контроля и регулирования, связанных с работающими технологическими аппаратами и трубопроводами, разрешается только после отключения приборов от технологических систем АЗС.

      66. Запрещается изменять параметры срабатывания систем противоаварийной и противопожарной защиты без согласования с заводами-изготовителями технологических систем АЗС.

      VI. Требования пожарной безопасности при наполнении резервуаров

      67. Наполнение резервуаров топливом следует выполнять только закрытым способом. Выход паров топлива в окружающее пространство, помимо трубопроводов деаэрации резервуаров (камер) или через дыхательный клапан АЦ, должен быть исключен.

      68. Перед заполнением резервуара (камеры) топливом из АЦ необходимо замерить уровень топлива в резервуаре (камере) и убедиться в исправности противоаварийных систем. Процесс заполнения резервуара должен контролироваться работниками АЗС и водителем АЦ.

      69. При нахождении на территории АЗК (АЗС) АЦ наличие транспортных средств, посторонних лиц и другой АЦ на этой территории не допускается. На АЗС с подземными резервуарами и отнесенными от них топливораздаточными колонками (далее – ТРК) допускается осуществление операций по заправке транспортных средств из резервуаров, в которые не производится наполнение топливом из АЦ, при условии использования одной АЦ, оборудованной донным клапаном. При этом должен быть предусмотрен обособленный проезд для АЦ по территории АЗК (АЗС).

      70. Операции по наполнению резервуаров АЗС из АЦ, не оборудованных донным клапаном, должны проводиться в следующей последовательности: установить у заправочной площадки для АЦ и привести в готовность два передвижных воздушно-пенных огнетушителя объемом не менее 100 л каждый; перекрыть лоток отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, с заправочной площадки для АЦ и открыть трубопровод отвода проливов топлива в аварийный резервуар;

      установить АЦ на заправочную площадку, заземлить АЦ и приступить к операции наполнения резервуаров АЗС топливом.

      71. АЦ во время слива должны быть присоединены к заземляющему устройству. Гибкий заземляющий проводник должен быть постоянно присоединен к корпусу АЦ и иметь на конце струбцину или наконечник под болт для присоединения к заземляющему устройству. При наличии инвентарного проводника заземление надо проводить в следующем порядке: заземляющий проводник вначале присоединяют к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Не допускается присоединять заземляющие проводники к окрашенным и загрязненным металлическим частям АЦ. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно, до полного слива из нее нефтепродукта.

      VII. Первичные средства пожаротушения

      72. На АЗС следует предусматривать передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина.

      73. Для АЗС, на которых допускается использовать АЦ, не оборудованные донным клапаном, следует предусматривать передвижные воздушно-пенные огнетушители вместимостью не менее 100 л каждый в количестве не менее двух для покрытия поверхностей заправочных площадок для АЦ.

      74. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей для производственных и общественных помещений АЗК следует производить в зависимости от их огнетушащей способности, площади, класса пожара горючих веществ и материалов в защищаемом помещении (приложение № 3 ППБ 01-03).

      75. АЗС должны оснащаться первичными средствами пожаротушения из расчета:

        — на заправочный островок АЗС для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, – 1 воздушно-пенный огнетушитель (вместимостью 10 л или массой огнетушащего вещества (далее – ОТВ) 9 кг) и 1 порошковый огнетушитель (вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг), а от 4 до 8 ТРК – 2 воздушно-пенных огнетушителя (вместимостью по 10 л или массой ОТВ по 9 кг) и 2 порошковых огнетушителя (вместимостью по 5 л или массой ОТВ по 4 кг). Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках. Допускается для двух заправочных островков предусматривать один комплект огнетушителей, если расстояние между этими островками не превышает 6 м; — на АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники – 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью не менее 50 л каждый) для тушения загораний заправляемой техники и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном на заправочные островки для заправки легковых автомобилей;

        — на каждую заправочную площадку для АЦ – 2 передвижных порошковых огнетушителя (вместимостью 50 л каждый) для тушения загораний АЦ. При наличии на АЗС таких огнетушителей, предназначенных для тушения заправляемой техники, дополнительных огнетушителей для тушения АЦ допускается не предусматривать.

      76. Места размещения огнетушителей должны обозначаться соответствующими указательными знаками.

      77. Каждый контейнер хранения топлива (далее – КХТ) должен оснащаться одним воздушно-пенным огнетушителем вместимостью 10 л или массой ОТВ 9 кг и одним порошковым огнетушителем вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг.

      78. Каждая ПАЗС должна комплектоваться не менее чем двумя огнетушителями (одним порошковым вместимостью 5 л или массой ОТВ 4 кг и одним углекислотным вместимостью 5 л или массой ОТВ 3 кг).

      VIII. План локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций (ПЛЛ)

      79. ПЛЛ должны разрабатываться и составляться в целях определения возможных пожароопасных ситуаций, сценариев их развития, порядка действий работников АЗК (АЗС) и водителя АЦ по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров, а также порядка взаимодействия работников АЗК (АЗС) с территориальными подразделениями ГПС на соответствующих стадиях развития пожара и конкретизации применяемых для этого технических средств.

      80. ПЛЛ разрабатывается эксплуатирующей организацией (владельцем) АЗК (АЗС), утверждается руководителем этой организации, согласовывается с Государственной противопожарной службой и, при необходимости, с другими заинтересованными организациями.

      81. ПЛЛ должен в обязательном порядке регламентировать следующие действия работников объекта:

        — при возникновении пожароопасных ситуаций на АЗК (АЗС) необходимо отключить электропитание технологических систем (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию АЗК (АЗС) и освободить его территорию от посетителей и транспортных средств, если включение двигателей последних не может послужить источником зажигания (в случае перелива топливных баков транспортных средств, срыва шлангов ТРК или их разгерметизации и т. п.), и одновременно с этим приступить к локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций; — при возникновении проливов топлива необходимо немедленно перекрыть место утечки и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации; — при возникновении пожаров на АЗК (АЗС) необходимо немедленно сообщить о пожаре в подразделения ГПС и приступить к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств; в случае возникновения пожара в непосредственной близости от наземных резервуаров, который не представляется возможным потушить первичными средствами пожаротушения, необходимо включить системы водяного орошения всех резервуаров ТЗС (при наличии такой системы); — при возникновении крупного аварийного пролива бензина (более 4 м2) на заправочной площадке для АЦ и отсутствии воспламенения топлива для предотвращения образования паровоздушной среды всю площадь пролива топлива необходимо немедленно покрыть воздушно-механической пеной и в последующем поддерживать слой пены толщиной не менее 0,05 м до полного слива топлива в аварийный резервуар. Сообщить о возникновении крупного пролива топлива в территориальные подразделения ГПС и ответственным руководителям работ по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС) вышестоящей организации; — при загорании на оборудовании АЦ необходимо приступить к тушению посредством порошковых огнетушителей объемом не менее 50 л каждый и штатными огнетушителями АЦ, а при образовании горящего пролива топлива – дополнительно посредством воздушно-пенных огнетушителей объемом не менее 100 л каждый; — при срабатывании систем противоаварийной защиты необходимо приостановить эксплуатацию АЗК (АЗС), подготовить первичные средства пожаротушения и системы противопожарной защиты к немедленному задействованию, выяснить причину срабатывания указанных систем, устранить эту причину, провести ревизию систем противоаварийной защиты в соответствии с требованиями ее ТЭД, зарегистрировать причину возникновения пожароопасной ситуации и связанное с этим выполнение работ в соответствующем журнале, приступить к эксплуатации АЗК (АЗС); — в случае разгерметизации трубопроводов с топливом или его парами необходимо перекрыть разгерметизированный участок посредством запорной арматуры и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации или пожара. При невозможности перекрытия указанных трубопроводов на участке между местом разгерметизации и резервуаром с топливом устранение неисправности возможно только после полного опорожнения резервуара. При опорожнении резервуаров место разгерметизации (по возможности) должно быть перекрыто посредством пластырей, герметиков, обжимных хомутов с прокладкой и т. п., не способных послужить источником зажигания;

        — при возникновении пролива топлива в непосредственной близости от АЦ (расстояние от края пролива до габаритов АЦ менее 6 м в случае пролива бензина или 3 м в случае пролива дизельного топлива) включение двигателя АЦ и ее удаление с территории АЗС (если это не создает угрозу для жизни людей) необходимо осуществлять только при возникновении загорания пролива или после удаления загрязненного песка, которым засыпается пролив топлива при локализации пожароопасной ситуации. При возникновении пролива на большем расстоянии АЦ должна быть немедленно удалена с территории АЗС, минуя место пролива на расстоянии не менее 6 м от границы пролива бензина или 3 м от границы пролива дизельного топлива.

          82. ПЛЛ должны перерабатываться не реже одного раза в пять лет. При реконструкции, переоснащении, изменении технологии, применяемого оборудования, проектно-планировочных решений, порядка эксплуатации, при наличии новых данных о возникновении пожароопасных ситуаций и пожаров на других АЗК (АЗС) ПЛЛ уточняются в месячный срок. Изменения и уточнения ПЛЛ согласовываются и утверждаются в установленном порядке.

          83. ПЛЛ (и изменения к нему) должен быть изучен работниками АЗК (АЗС) и водителем АЦ.

          Нормативные ссылки:

          — Федеральный закон Российской федерации от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». — Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)

          — НПБ 111-98 Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности

Пожарная безопасность на современных АЗС

Потери государства от происходящих серьёзных бедствий в виде пожаров в настоящее время являются очень значительными, обладающими тенденцией к дальнейшему неумолимому росту. Особенно опасными с такой точки зрения являются современные автозаправочные станции. Большая часть российских АЗС относится к частной собственности, поэтому их безопасность зависит от осознания владельцем важности соблюдения правил противопожарной безопасности.

Разработка правил под виды построек

Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.

Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.

Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.

Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами. Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.

Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.

Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.

Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.

Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.

Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.

Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:

  • планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
  • сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
  • разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
  • разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
  • инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
  • графики проверок и журнал учёта.

Инструкция

При составлении инструкции по противопожарной безопасности современных автозаправок обязательно учитываются различные факторы, например, порядок на территории такой станции, выполнение конкретных видов мероприятий по такой безопасности, а также соблюдение правил хранения и грамотной эксплуатации топливных материалов.

В инструкции предусмотрены специальные виды форм, в которых несущее ответственность за пожарную безопасность лицо каждый день вносит результаты проведённого осмотра всех помещений станции при завершении рабочего дня.

В подобной инструкции предусмотрен раздел с обязательным месторасположением всех опасных располагающихся на станции участков, таких, как отведённые места для курящих, места для работы с открытым пламенем, а также проездные пути для автотранспорта.

Также в инструкции точно оговорены правила по допускаемому хранению, последующей работе с размещёнными на станции горючими материалами, содержанию и нормальному хранению выдаваемой работникам одежды, а также графику проведения уборки различных отходов с территории, которые могут вызвать пожар.

Раздел, затрагивающий действия всех работников станции при возникновении возгорания, является очень обширным и изучается всеми лицами, работающими на станции.

Правила безопасности

Разработанными противопожарными правилами на современных автозаправочных размещённых станциях запрещается:

  • заправка автомобильного транспорта с включённым мотором;
  • проезд транспорта над расположенными подземными топливными хранилищами;
  • работа с риском возникновения заискрения;
  • заправка транспорта с пассажирами в салоне за исключением легковых автомобилей;
  • заправка транспорта с провозом взрывчатых, а также воспламеняющихся горючих материалов;
  • заезд на станцию тракторов без установленных искрогасителей при проведении работ с хранящимся топливом;
  • ремонт, который не является каким-либо образом связанным с устранением неисправностей размещённых зданий автозаправочной станции.

Заправка автомобильных средств осуществляется с обязательным соблюдением следующих важных разработанных правил:

  • мототехника размещается на расстоянии, составляющем не менее 15 метров от раздающего комплекса. Подача топлива в передающие колонки осуществляется лишь при заглушённом двигателе;
  • автомобили обязательно подаются собственным ходом;
  • загрязнённые участки от топлива, а также нефтепродуктов на поверхности транспорта до заправления вытираются обязательно досуха;
  • пролитые на землю нефтепродукты немедленно посыпаются песком, в дальнейшем собираемым и вывозимым за станцию;
  • стоящие в порядке очереди на заправку автомобили располагаются на расстоянии, составляющем не менее 1 метра друг за другом.

Точное и эффективное соблюдение разработанных правил, различных инструкций, а также норм на современной АЗС является долгом каждого из автомобилистов, работников действующей станции. Грамотная разработка вполне доступных для каждого правил, а также адекватных понятных инструкций по такой безопасности считается делом, с которым в полной мере могут отлично справиться только высококвалифицированные специалисты.


Смотрите также