Датчик удара подушек безопасности как проверить


Ремонт датчиков лобового удара — бортжурнал Volvo XC90 БРУТАЛ 2004 года на DRIVE2

Всем привет!Наверное будите меня критиковать за данную запись, но я все же напишу!Наверное месяца 2 назад у меня загорелась ошибка по подушкам.Взял комп и почитал ошибки. И обнаружил ошибку по переднему правому датчику лобового удара, не верный сигнал. Удалил, но через несколько дней она опять загорелась

По началу думал что неисправна проводка. Но при осмотре датчика и разъема при замене маслосъемных колпачков, обнаружил что из датчика в районе контактов сочится зеленоватая водичка, что говорило о том что в датчике вода. Да и пообщавшись с грамотным человеком MozGMax, выяснил, что из строя выходят именно датчики, сгнивают они внутри от влаги!

Значится нужно покупать. Новый стоит в около 170$, позвонил по разборкам цена 30-40$. В итоге у одного хорошего человека, которого упоминал ранее, купил за 25$.

Полный размер

Это мой неисправный датчик

Купил, поставил, удалил ошибки … и вот оно счастье, чистая приборка, ошибки больше нет!Поездил я буквально несколько дней, и что вы думаете…опять ошибка по подушкам. Подключаю комп., опять ошибка по датчику лобового удара, только уже левого.Вот как…как инженеры так рассчитывают, что 2 датчика умерло в разницу в 1 месяц? Ну да ладно!Опять по разборкам, та же цена, а денег в кошельке совсем нет(((Ну а так как датчик по виде что справа, что слева одинаковые, то решено было разобрать правый датчик.И так, для того что бы его разобрать нам нужно ножовочное полотно. Берем его и аккуратно по периметру белой крышечки пилим, но только не лезем глубоко, т.к. в центре белой крышки стоит микросхема размера 1*1 см.Спилил крышку, открываем…Да есть немного окисление, но не все так печально как можно найти на фото в интернете!Предупреждаю, что все дальнейшие действия вы делаете на свой страх и риск, так как это система безопасности, которая в случае чего (не дай Бог) должна спасти Вам и пассажирам жизнь! Все что вы будите дальше делать, вы делаете под свою ответственность!И так, дальше я прозвонил дорожки самой платы, они все целые. Промерял сопротивление резисторов, в обрыве либо коротышей нет!После это взял паяльник и пропаял конденсаторы, резисторы и контакты разъема!Взял спирт, зубную щетку и все прочистил. После этого взял у жены фен и хорошенько все прогрел и высушил.Далее очень важный и опасный момент, проверка датчика.

Повторяюсь, могут стрельнуть подушки! Все делаете на свой страх и риск!

Подключаю вместо неисправного левого датчика, поворачиваю ключ во 2 положение, не зажигание и удаляю ошибки по подушкам компом. И она не появляется. Ключ на 0, включаю зажигание, завожу, на приборке ошибок нет, на компе тоже! Значит датчик восстановили!

Внимание! Все равно не понятно, в результате ДТП подушки сработают или нет, и дай Бог нам не попадать в ДТП и этого не узнавать!

Но так как мы ни чего не перепаивали, а только пропаяли и просушили, то вероятнее всего что датчик рабочий! (это лично мое мнение, и не является законом, правилом или как еще сказать, короче не верьте мне! Все делаете под свою ответственность!)Следующая задача, это собрать герметично датчик. А как же поступить?Суперклеем — не ровные плоскости, может термописталетом с пластиком? Так и сделал.Разогрел хорошо пистолет и пластик, быстренько его нанес по периметру и пока пластик теплый установил крышку и прижал стяжками!Стяжки можно оставлять после остывания пластика, а можно и удалить. На этом датчике я их оставил!Все тоже самое я проделал и с левым датчиком. В нем окисла было меньше.Опять все промыл спиртом, просушил, пропаял, опять промыл и просушил! Проверил на машине, ошибок ни на приборке ни на компе не было! Восстановленный датчик на место и поставил, т.е. с левой стороны, который вторым восстановил, на левую сторону и поставил! С этого датчика при установке я стяжки удалил.Уже 2 дня поездил в дождь, ошибок нет. Значит влага в датчик пока не попала!

Напомню, что условием срабатывания подушек безопасности является срабатывание 2-х и более датчиков удара! Либо лобовых, либо боковых, либо и лобового и бокового, либо всех вместе, но при этом всем, должен быть пристегнут ремень безопасности. Если ремень не пристегнуть, то ваша подушка не стрельнет, да бы вас, так сказать, не добить!Поэтому не вставляйте обманки ремня, не перекидывайте его за спиной, так как это может усугубить ситуацию при ДТП!

Почему усугубит, да потому что подушка вылетает со скоростью более 200 км/ч, а вы по инерции при ДТП летите ей на встречу. И подушка точечным ударом вам в голову ломает вам позвонки шейного отдела, т.к. ваше туловище по инерции летит дальше в перед. А для того что бы этого не было, перед тем как стреляет подушка, вас в кресло втягивает преднатяжитель ремня безопасности и только после этого стреляет подушка!

И так, подводим итог.2 датчика после восстановления работают, но у меня сейчас стоит 1 б/у, 1 восстановленный. Да бы не случилось случайного срабатывания (мало ли)!

Мои предупреждения Вам, по поводу данного ремонта. Повторю их еще раз!1. Предупреждаю, что все дальнейшие действия вы делаете на свой страх и риск, так как это система безопасности, которая в случае чего (не дай бог) должна спасти Вам и пассажирам жизнь! Все что вы будите дальше делать, вы делаете под свою ответственность!2. Повторяюсь, могут стрельнуть подушки! Все делаете на свой страх и риск!3. Все равно не понятно, в результате ДТП подушки сработают или нет, и дай Бог нам не попадать в ДТП и этого не узнавать!

4. Все делаете под свою ответственность!

В дальнейшем, скорее всего, будет установлен купленный б/у датчик, т.к. это все таки БЕЗОПАСНОСТЬ!

Всем спасибо за внимание!Ни гвоздя, ни жезла, ни ДТП Вам!

Как самостоятельно проверить состояние подушек безопасности

Мы продолжаем серию ознакомления с возможностями Вашего X-Trail, которые, к сожалению, для многих неизвестны. И сегодня мы расскажем Вам о еще одном режиме диагностики – о проверке системы контроля подушек безопасности.

Очень плачевно, что 99% водителей вспоминают о состоянии подушек, только после удара. Наверное, всем ясны последствия ДТП при котором подушки не сработают.

Небольшой «ликбез».  «Подушка безопасности» - это не мешок с пиропатроном, как кажется на первый взгляд. Это целая система датчиков, механизмов и пересечений сигналов между блоками управления автомобилем, включаю отдельный процессор для контроля подушек. Система управления Nissan X-Trail выполняет диагностику данной цепи постоянно. Ни в коем случае не игнорируйте необычное поведение индикатора подушек безопасности. Как только что то вас удивило или насторожило – обращайтесь к специалистам. Потраченные средства на диагностику или потраченное время – несоизмеримо низкая цена с возможными последствиями. Тут уже речь может пойти не только о приобретении новых запчастей или деталей корпуса. Но в обычном режиме индикатор может повести себя следующим образом. После включения зажигания:

А) Индикатор горит 7 секунд  и гаснет. Все ОК.

Б) Индикатор горит 7 секунд  затем мигает по пол секунды – есть неисправность. Необходимо делать диагнистику.

В) Индикатор горит и вообще не гаснет. Тут либо цепь диагностики повреждена, либо цепь подушек.  Обязательно обратитесь на специализированный сервис.

Диагностика системы подушек безопасности.

Запуск режима.

Обратите внимание. Если индикатор подушки не работает/не мигает – режим  диагностики недоступен.

1.      Включить зажигание (ключ в позицию ON без запуска двигателя).

2.      Индикатор подушки безопасности загорается на 7 секунд. Ждем пока погаснет.

3.      В течении 1 секунды после того как индикатор погас (ВАЖНО. Именно в течении секнуды, а не через секунду) выключаем зажигаение (ключ в OFF)

4.      Ждем 3 секунды.

5.      Включить зажигание (ключ в позицию ON без запуска двигателя).

6.      Индикатор подушки безопасности загорается на 7 секунд. Ждем пока погаснет.

7.      В течении 1 секунды после того как индикатор погас (ВАЖНО. Именно в течении секнуды, а не через секунду) выключаем зажигаение (ключ в OFF)

8.      Ждем 3 секунды.

9.      Включить зажигание (ключ в позицию ON без запуска двигателя).

10.  Индикатор подушки безопасности загорается на 7 секунд. Ждем пока погаснет.

11.  В течении 1 секунды после того как индикатор погас (ВАЖНО. Именно в течении секнуды, а не через секунду) выключаем зажигаение (ключ в OFF)

12.  Ждем 3 секунды.

13.  Включить зажигание (ключ в позицию ON без запуска двигателя).

Ваш X-Trail переходит в диагностический режим.

Важно! Выход из режима диагностики и очищение ошибки  - тесно связаны. Выход из режима диагностики:

1.Включить зажигание (ключ в позицию OFF).

2.Ждем 1-2 секунды.

3. Включить зажигание (ключ в позицию ON без запуска двигателя).

При этом ошибка сбрасывается.

Коды неисправности.

В режиме диагностики индикатор подушки мигает серией длинных и коротких вспышек.  Код – двухзначное число. 12, 15,21 и так далее. Количество длинных вспышек – первая цифра, количество коротких – вторая.

Например, код  11 – одна длинная и одна короткая .

Код 12 – одна длинная 2 коротких.

Код 27 – 2 длинных и 7 коротких.

Расшифровка кодов:

11 –правый преднатяжитель ремня безопасности неисправен.

12 – Водительская подушка безопасности неисправна (с учетом цепи спиралевидного шлейфа).

13 –Левый преднатяжитель ремня безопасности неисправен.

16 – (зависит от модели) передний датчик удара не работает.

17 – Цифровой блок контроля подушек неисправен.

18 – Подушка безопасности пассажира неисправна.

21 – Правая боковая подушка неисправна (не для всех моделей).

22 – Левая боковая подушка неисправна (не для всех моделей).

23- Правый датчик удара не работает.

24- Левый датчик удара не работает.

25 – Не работает правая шторка-подушки.

26 – Не работает левая шторка-подушки.

Надеемся эта информация будет Вам полезна.

Настоятельно рекомендуем:

Следите за состоянием подушек.

Обращайтесь для сервиса к специализированным поставщикам услуг.

Пользуйтесь ремнями безопасности.

Не используйте заглушки ремня и прочие народные хитрости – не пытайтесь обмануть машину, которая вас спасти пытается. К несчастью, у вас это может получится.

Самое главное - следите за безопасностью и берегите себя!

Система SRS автомобиля

Системы безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, делятся на две основные категории – активные и пассивные. А начиналось все с установки ремней безопасности, которые и сейчас являются одним из основных средств безопасности. Относятся ремни к системам пассивной безопасности. Вторыми по значимости пассивными средствами являются подушки безопасности.

Они являются частью системы SRS (Supplemental Restraint System – дополнительная система удерживания), которая включает в себя еще целый ряд устройств и механизмов.

Изначально подушки позиционировались как альтернатива ремням, которые раннее не особо были удобными в использовании. Но практика показала, что только комплексное использование этих двух средств обеспечивает максимальную травмобезопасность.

Ремни сейчас значительно удобнее в применении, они обеспечивают хорошую фиксацию туловища, но и от подушек не отказались. И если ранее их устанавливали только на премиальные авто, то сейчас они имеются и на машинах бюджетного сегмента. Да и количество подушек только возрастает.

Основные составные элементы

Система подушек безопасности включает в себя три основных компонента:

  1. Датчики удара
  2. Блок управления
  3. Газогенераторы

Более современные системы включают в себя дополнительные датчики и механизмы, вносящие определенные коррективы в работу устройства безопасности.

Датчики удара

Датчики удара – элементы, от которых зависит работа всей системы. Именно они определяют, что произошло столкновение, благодаря чему и срабатывают подушки. Поначалу применялись только фронтальные датчики. Количество подушек раннее было не большим и в их задачу было повышение травмобезопасности при фронтальных столкновениях. Сейчас же многие авто комплектуются и боковыми устройствами, поэтому и количество датчиков возросло.

Пример расположение датчиков удара системы SRS

Работа всей системы построена так, что при ДТП срабатывают только необходимые подушки, а не все сразу. А для этого необходимо определить силу удара, его направление, характер. Это и обеспечивают датчики, установленные в разных частях кузова – в передней части, дверях, стойках.

Традиционными считаются датчики электромеханического типа. Они достаточно просты по конструкции, но при этом вполне эффективны. Основными элементами такого датчика являются шарик и пружина определенной жесткости. Работает он так: при ударе инерция заставляет сместиться шарик, преодолевая усилие пружины, в результате замыкаются контакты и импульс от датчика идет на управляющий блок.

Электромеханический вид датчика с ленточной пружиной

Стоит отметить, что жесткость пружины значительна. Это исключает ложные срабатывания системы, к примеру, при экстренном торможении, несильном ударе с препятствием. Так, при столкновении во время движения на малой скорости (до 20 км/ч) подушка не сработает, поскольку силы инерции будет просто недостаточно, чтобы преодолеть усилие пружины.

Помимо электромеханических датчиков на авто используются и электронные виды, основным элементом которых является датчик ускорения (конденсаторный, инерционный, давления). Также в конструкцию электронных элементов входит блок обработки сигнала от датчика ускорения.

Устройство инерционного датчика

Принцип работы конденсаторного датчика ускорения сводится к изменению емкости за счет смещения пластин. А достигается это за счет разделения пластин конденсатора и закрепления их на разных основах, одна из которой является неподвижной, вторая – подвижной. При ударе все та же сила инерции смещает подвижную основу с пластинами относительно неподвижной. В результате емкость конденсаторного датчика изменяется. Это фиксирует блок обработки, сверяет полученные данные с табличными и на основе этого формирует сигнал на управляющий блок.

Конденсаторный датчик ускорения

По такому принципу работают и другие виды датчиков, единственная разница сводится к их устройству. Все они за счет инерции изменяют какие-либо параметры, что является основой для формирования сигнала блоком обработки.

Отметим, что настройка датчиков удара осуществляется исходя из их места установки. Так, боковые элементы обычно более чувствительны, чем фронтальные.

Для обнаружения удара в область двери могут устанавливаться датчики, которые фиксируют изменение атмосферного давления в дверях автомобиля. Они бывают пьезоэлектрическими или емкостными. Первый вид основан на пьезоэлектрическом эффекте, а второй на принципе конденсаторного датчика.

Датчики удара фиксирующие изменение давления

Также учитывается скорость срабатывания каждого типа датчика, поэтому в авто могут одновременно устанавливаться несколько их типов. К примеру, датчики давления отличаются высоким быстродействием, поэтому они нередко устанавливаются по бокам (в дверях, стойках).

Основным достоинством электронных датчиков является определения характера удара – силы, направления. Достигается это за счет заложенных табличных данных в блок обработки.

Блок управления

Блок управления принимает информацию от датчиков удара и уже на основе их посылает сигналы на требуемые подушки. По сути, он является распределителем, направляющим сигнал от датчика на конкретную подушку. Но поскольку современная система нередко включает в себя дополнительные средства, то этот блок обрабатывает информацию и с них, а также отдает команды на срабатывание определенных механизмов.

Управляющий блок участвует и в диагностике системы. После запуска двигателя он отправляет контрольные сигналы на исполнительные механизмы, определяя целостность электрической цепи и состояние рабочих элементов. К примеру, если произошел обрыв цепи, или подушки ранее уже сработали, то блок определит это, и на приборной панели загорится контрольная лампа, указывающая, что возникла проблема в системе безопасности.

Отметим, что «обойти» режим диагностики несложно, чем нередко пользуются автолюбители, в машинах которых подушки неисправны или сработали.

Газогенератор

Основным составным элементом этой системы является исполнительный механизм – газогенератор. В его задачу входит генерация большого количества газа в короткие сроки, которым затем заполняется сама подушка.

Газогенератор включает в себя несколько составных элементов – пиропатрон, заряд вещества, которое выделяет газ и непосредственно самой подушки.

Газогенератор в рулевом колесе

Пиропатрон предназначен для поджигания заряда. Делать это он может двумя способами – плавлением провода, помещенного в камеру сгорания, или за счет капсюля, создающего фронт пламени в камере с зарядом. Все просто – электрический сигнал от блока управления подается на пиропатрон, что приводит к плавлению проводки или зажиганию капсюля.

Камера сгорания газогенератора заполнена веществом, которое способно в кратчайшие сроки полностью сгореть, выделив при этом большой объем газа, безопасного для человека. В качестве такого вещества обычно используется азид натрия (который, кстати, является ядовитым). Но в процессе сгорания он распадается на неопасные вещества – азот (45% от общего объема), воду, углекислый газ, твердые частицы.

Стоит отметить, что азид натрия полностью сгорает очень быстро (30-50 миллисекунд в зависимости от количества вещества), при этом горение – контролируемое, а не взрывное.

Получаемый газ по специальным каналам выходит из газогенератора и попадает в тканевый мешок. Перед этим он проходит фильтрацию через специальный металлический фильтр, который удаляет твердые частицы, а также охлаждает газ.

Гибридный газогенератор с наличием заряда и газа

Другой разновидностью является гибридный газогенератор основным веществом в котором выступает газ под давлением (аргон — 98%, гелий — 2%). В нем также есть пиропатрон и небольшое количество выталкивающего заряда. При его срабатывании происходит открытие канала подачи газа в подушку. Гибридные газогенераторы отличаются по конструкции открытия канала, за счет сдвигаемого зарядом поршня в момент срабатывания или разрушения шайбы (мембраны). Бываю и другие более редкие конструкции.

Гибридный газогенератор с газом под давлением

Мешок обычно изготавливается из нейлона. Для легкости развертывания при накачивании, поверхность ткани покрывается тальком, крахмалом. В подушке обязательно имеется перфорация. Отверстия, проделанные в мешке предназначены для сдувания после срабатывания, причем также быстрого (1-2 секунды). Это исключает удушье и зажатие пассажиров в авто.

Срабатывание подушки безопасности

Нередко на современных авто устройство подушки безопасности включает в себя двухкамерный газогенератор, в котором два пиропатрона и две камеры сгорания. Особенность такого генератора заключается в последовательном задействовании пиропатронов.

При ударе сначала воспламеняется заряд, находящийся в основной камере. При этом заполнение подушки происходит на 80%. То есть мешок получается мягче, чем при полном заполнении, что снижает травмирование при контакте человека с подушкой. Через определенный промежуток времени срабатывает пиропатрон вспомогательной камеры, и подушка дозаполняется газом, но уже после того, как она приняла удар тела.

Дополнительные средства

Устройство системы SRS дополнительно может в себя включать датчик определения наличия пассажира, механизм аварийного опускания стекол дверей. Блок управления также может заведовать работой преднатяжителей ремней (с пиропатронами).

Датчик определения наличия пассажира нужен, чтобы блок управления не задействовал фронтальную пассажирскую подушку, если на боковом сиденье никого нет. Ранее отключение этой подушки выполнялось вручную, что было не совсем удобно. Установка датчика решила проблему с забытой включенной или отключенной пассажирской подушкой.

Устройство кресла пассажира

Механизм аварийного опускания стекол предназначен для устранения пневмоудара. При закрытых окнах разворачивание подушек приводит к стремительному уменьшению объема салона (его заполняют мешки). В результате давление воздуха в салоне резко возрастает и образуется пневмоудар, причем достаточно мощный и пассажиры запросто могут получить повреждение ушных перепонок. Механизм же аварийного опускания боковых стекол исключает возрастание давления и появление пневмоудара.

Ремни безопасности многих авто сейчас комплектуются преднатяжителями, которые обеспечивают кратковременное натяжение ремня при ДТП, обеспечивая фиксацию тела и устраняя его инерционное перемещение. Причем преднатяжители комплектуются пиропатронами, срабатывание которых осуществляется от импульса, подаваемого с блока управления подушек безопасности.

Принцип работы

Зная конструкцию и функционирование всех составных элементов, нетрудно понять принцип работы подушки безопасности: при столкновении датчики улавливают удар, и подают сигнал на блок управления. Тот в свою очередь перенаправляет импульс на нужный газогенератор. Одновременно с этим блок определяет наличие пассажира и принимает решение, задействовать ли и пассажирскую подушку, а также задействует пиропатроны преднатяжителей (если есть) и включает механизм опускания стекол (если имеется).

Сигнал, поступивший от блока на газогенератор приводит к срабатыванию пиропатрона и заряд химического средства загорается. Выделяемый газ поступает в мешок, тот разворачивается и следом сразу же спускается благодаря перфорации.

Схема системы SRS Audi A3

Отметим, что основным недостатком подушек является их одноразовость. То есть, они работают только раз, после чего их нужно менять. А замена – очень дорогостоящая, поэтому автовладельцы авто, на которых они сработали, и пользуются «обманкой», чтобы система нормально диагностировалась при запуске двигателя и не надоедала постоянно горящей сигнальной лампой.

Виды

На современных авто используется разные виды подушек безопасности. Основными из них являются:

  • Фронтальные водительская и пассажирская (устанавливаются в руль и переднюю панель);
  • Боковые (монтируются в спинки передних сидений);
  • Головные, они же шторки (размещаются в боковых стойках или крыше).

Эти виды подушек безопасности устанавливаются на множество моделей, включая бюджетные варианты. Фронтальные предназначены для снижения травмирования при фронтальных ударах, два других вида – при боковых. Причем боковые защищают торс, а шторки – голову. Примечательно, что фронтальные и боковые подушки обычно предназначены только для обеспечения травмобезопасности водителя и переднего пассажира. А вот шторки могут устанавливаться и в задней части салона, чтобы снизить травмирование пассажиров на заднем сиденье.

Есть и другие виды подушек безопасности, но встречаются они гораздо реже. К ним относятся коленные и центральные. Первые располагаются под передней панелью и обеспечивают защиту ног. Центральная подушка выскакивает между передними сиденьями и направлена она на исключение получения травм при столкновении водителя и пассажира.

Подушки безопасности оказались действительно эффективными, поэтому сейчас активно разрабатываются системы, которые направлены на снижение травмирования пешеходов при столкновении с авто. Для этого в передок авто (в бампер и перед лобовым стеклом) устанавливаются подушки, смягчающие силу удара пешехода о конструктивные элементы авто.


Смотрите также