Экологическая безопасность на предприятии


ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ - PDF

1 Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Инженерная защита окружающей среды» Г. М. Борисова ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Методические рекомендации для студентов всех форм обучения специальностей Инженерная защита окружающей среды, Защита окружающей среды, «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» Екатеринбург 2011

2 УДК 502.7:656.2 Б82 Борисова, Г. М. Б82 Порядок организации работы по экологической безопасности и природоохранной деятельности на предприятии : метод. рекомендации / Г. М. Борисова Екатеринбург : УрГУПС, с. Рассмотрен порядок организации работы по экологической безопасности, охране окружающей среды и природопользованию на предприятиях любого профиля, в том числе и железнодорожного транспорта. Предложены методы организации природоохранной деятельности на предприятии, в том числе планирование работы по экологической безопасности и охране окружающей среды; рассмотрены правовые вопросы; права и обязанности всех участников этой деятельности на предприятии; указаны формы и методы контроля экологической безопасности и охраны окружающей среды на предприятии. Представлены перечень обязательной документации по природоохранной деятельности и требования к объектам, расположенным на предприятии. Рекомендации предназначены для студентов специальностей «Инженерная защита окружающей среды» всех форм обучения, «Защита окружающей среды», «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», изучающих дисциплины «Управление охраной окружающей среды», «Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация», «Экологический мониторинг», могут быть полезны для инженеров-экологов и других специалистов, отвечающих за природоохранную деятельность на предприятии. УДК 502.7:656.2 Автор: Г. М. Борисова, старший преподаватель кафедры ИЗОС, УрГУПС. Рецензенты: А. М. Асонов, профессор кафедры ИЗОС, д-р биол. наук, УрГУПС; Н. Б. Гмызина, доцент кафедры ИЗОС, канд. техн. наук, УрГУПС Учебное издание Редактор С.В. Пилюгина Верстка О.П. Игнатьевой Подписано в печать Формат 69 84/16. Бумага офсетная. Усл.-печ. л. 5,8. Тираж 100 экз. Заказ 762 Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2011

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Общие положения Организация работы по экологической безопасности и охране окружающей природной среды Планирование работы по экологической безопасности и охране окружающей природной среды Организация работы руководителей и инженерно-технических работников в области экологической безопасности и охраны окружающей природной среды Юридическая ответственность за экологические правонарушения Формы и методы контроля экологической безопасности и охраны окружающей природной среды Организация и порядок проведения месячника экологической безопасности и охраны окружающей природной среды Понятийно-терминологический словарь (глоссарий) Библиографический список Приложения

4 4 ВВЕДЕНИЕ Обучение специальности Инженерная защита окружающей среды осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом, согласно которому изучается дисциплина «Управление охраной окружающей среды», содержащая вопросы организации работы по экологической безопасности, охране окружающей среды и природопользованию на промышленных предприятиях. Производственная деятельность человека находится в тесном взаимодействии с окружающей природной средой. Под природной средой понимают сочетание природных и природно-производственных тел, действий и факторов, оказывающих воздействие на человека и естественно ресурсные экономические показатели его хозяйственной деятельности. В таком процессе человек воздействует на природную среду сознательно или не сознательно и видоизменяет ее компоненты (растительный и животный мир, воздушную среду, водную среду, почвы). Соответственно и природная среда воздействует на человека. Стремительное развитие промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к неблагоприятным изменениям окружающей природной среды загрязнению биосферы. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду, а также реакция среды на эти воздействия принимают глобальный и всеобъемлющий характер. В связи с этим обострились проблемы в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности как процессы обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы от реальных и потенциальных угроз, создаваемых антропогенным воздействием на окружающую среду. Железнодорожный транспорт является одним из существенных факторов, влияющих на сложившееся равновесное состояние окружающей среды. Прогнозирование возможных изменений экологического равновесия в результате деятельности объектов железнодорожного транспорта сложная задача, связанная с многочисленными компонентами окружающей среды и многосторонними связями природных явлений и процессов. Важнейшая роль в этом принадлежит экологическому нормированию отрицательных антропогенных воздействий, а также экологоэкономической оценке природных ресурсов и природоохранных мероприятий.

5 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В методических рекомендациях рассматривается система организации работы и контроля по экологической безопасности и охране окружающей природной среды во всех структурных подразделениях предприятия; обязанности и ответственность руководителей и инженерно-технических работников за обеспечение экологической безопасности технологических процессов и производств, вопросы сохранения чистоты природной среды, соблюдения требований природоохранного законодательства. Данные рекомендации составлены в соответствии с основами законодательства Российской Федерации об охране природной среды (законы «Об охране окружающей природной среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха») и нормативными актами природоохранных органов РФ, а также с учетом накопленного опыта работы по охране природной среды. В рекомендациях дан минимальный перечень обязательных для предприятия организационных мероприятий по экологической безопасности и охране окружающей природной среды. В приложениях приведены основные документы, определяющие природоохранную работу предприятия природопользователя. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Руководитель предприятия осуществляет общее руководство за соблюдением на предприятии требований природоохранного законодательства. На главного инженера предприятия, начальников и главных инженеров служб возлагается организация работы по экологической безопасности, соблюдению законодательства по охране окружающей природной среды, осуществлению природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки на предприятии. Главные инженеры служб, цехов предприятия несут ответственность за проведение технической политики в подведомственных под- 5

6 разделениях с учетом требований экологической безопасности и охраны природной среды. Руководители цехов и подразделений осуществляют внедрение природоохранных мероприятий, анализ причин несоблюдения природоохранного законодательства подведомственными подразделениями. На руководителей служб, цехов возлагается организация обучения и повышения квалификации работников предприятия в области экологической безопасности и охраны природной среды. Отдел (сектор) охраны природы и производственная экологическая лаборатория осуществляют организационно-методическое руководство работой по соблюдению природоохранного законодательства, контроль выполнения природоохранных мероприятий по охране окружающей природной среды в подразделениях предприятия. Отдел (сектор) охраны природы совместно с научно-технической библиотекой организует обобщение и распространение передового опыта по экологической безопасности и охране природной среды. В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» руководителям предприятий при осуществлении управленческой деятельности следует руководствоваться принципами приоритетности охраны жизни и здоровья человека; обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду. Примерная структура управления природоохранной деятельностью на предприятии представлена на рисунке. Руководитель предприятия Главный инженер Отдел (сектор) охраны природы Производственная экологическая лаборатория Начальники цехов, участков, бригадиры Ответственный за охрану природы цеха, участка 6

7 3. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Цель планирования работы по экологической безопасности и охране природы организация таких производственных процессов во всех подразделениях предприятия, которые обеспечат благоприятные экологические условия для жизни и отдыха населения, удовлетворяющие требованиям законодательных актов по охране природной среды и другой нормативной, директивной природоохранительной документации. К природоохранным мероприятиям относятся технические усовершенствования технологических процессов и оборудования, изменения в технологических потоках с переходом на замкнутые системы вентиляции и водоснабжения, строительство газо- и водоочистных установок, сооружение объектов для утилизации, обезвреживания отходов. В годовые планы, прежде всего, включаются первоочередные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия предприятия на природную среду (уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод в природную среду, уменьшение количества образующихся отходов производства, размещение их на территории предприятия, повторное использование или их утилизация); на уменьшение непроизводительных расходов, связанных с отсутствием или несвоевременностью разработки разрешительных природоохранных нормативов. Планы природоохранных мероприятий (как перспективные, так и текущие) разрабатываются отделом (сектором) охраны природы под руководством главного инженера, утверждаются руководителем предприятия и берутся им на контроль. С целью выполнения мероприятий, необходимость которых возникает в ходе повседневной работы, исполнения приказов, постановлений, предписаний, указаний, разработанных по результатам проведения плановых (и внеплановых) проверок и обследований контролирующими и вышестоящими органами, ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций разрабатываются оперативные планы природоохранных мероприятий, которые утверждаются руководителем предприятия. 7

8 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 4.1. Руководитель предприятия осуществляет общее руководство работой по охране природной среды. Несет личную ответственность за соблюдение ст. 45 «Общие экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов» закона РФ «Об охране окружающей природной среды», за выполнение норм, правил, инструкций, решений вышестоящих организаций по экологической безопасности на предприятии; утверждает план работы предприятия по охране природы; обеспечивает экологически безопасную деятельность предприятия, соблюдение нормативов качества природной среды и природоохранного законодательства; обеспечивает проведение проверок по соблюдению природоохранного законодательства. По результатам проверок, в случае необходимости, издает приказы с разработкой мер по устранению имеющихся недостатков, привлечению виновных в несоблюдении экологического законодательства к административной (материальной) ответственности; по согласованию с профсоюзной организацией утверждает местные инструкции и правила по экологической безопасности производства; устанавливает приказом по предприятию ответственных лиц за организацию природоохранной работы, за соблюдение природоохранного законодательства Главный инженер в соответствии с приказом по предприятию обеспечивает общее руководство и организацию работы по экологической безопасности и охране окружающей среды во всех подразделениях предприятия; руководит разработкой планов и программ природоохранных мероприятий и мероприятий по предупреждению экологических нарушений и осуществляет контроль за реализацией этих мероприятий; организует контроль за состоянием экологической безопасности и соблюдением природоохранного законодательства во всех подразделениях предприятия; 8

9 ежеквартально организует и проводит «День экологической безопасности производства и охраны природной среды» с рассмотрением вопросов: ход выполнения природоохранных мероприятий; своевременность платы за загрязнение природной среды; результаты проверок контролирующими организациями; заслушивает отчеты начальников цехов, участков, мастеров о состоянии экологической безопасности и охраны природной среды во вверенных им подразделениях; ежегодно на основании информации по выполнению природоохранных мероприятий, анализа результатов проверок контролирующими органами обеспечивает разработку мер по уменьшению негативного влияния предприятия на природную среду, по устранению замечаний, выявленных в ходе проверок; утверждает должностные инструкции административно-технического персонала, где отдельным разделом отражаются обязанности и ответственность работника по вопросам обеспечения экологической безопасности производств и охраны окружающей природной среды; обеспечивает ежегодную корректировку, своевременное заполнение и ведение экологических паспортов (где это требуется природоохранными органами), паспортов на установки по очистке воздуха, сточных вод; обеспечивает внедрение передового опыта по улучшению экологической обстановки; современные технологические разработки по очистке воздуха, сточных вод, почвы, по малоотходным и безотходным технологиям; в соответствии с «Правилами эксплуатации установок по очистке газа» два раза в год организует комиссионно проверку технического состояния установок по очистке газа (воздуха) и один раз в год проверку эффективности работы установок по очистке воздуха. Организует проверку технического состояния и эффективности работы установок по очистке воды; принимает меры по содержанию территории предприятия в соответствии с требованиями экологической и санитарной безопасности; организует своевременную разработку (согласование, корректировку) и принимает меры по наличию на предприятии необходимой природоохранной документации: нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов; разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов или договоров на передачу отходов другим предприятиям и т д.; 9

10 экологического паспорта (где это необходимо); паспортов на установки очистки газа, сточных вод; лицензий на право обращения с отходами производства и быта; лицензии (или договора) на водопользование; несет ответственность за своевременное и достоверное представление статистической и оперативной отчетности в вышестоящие организации; организует правильное оформление мест временного хранения на территории предприятия отходов производства и потребления (емкости, бункера и т. д. с надлежащими на них надписями); руководит оформлением всех разрешительных природоохранных документов на существующие автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов (согласование проектов, лицензии и т. д.); организует и обеспечивает проведение лекций, докладов, бесед, показ кинофильмов; использует стенную печать для пропаганды требований природоохранного законодательства, распространения передового опыта работы через «Уголки экологической безопасности»; организует и обеспечивает повышение квалификации специалистов подразделений по вопросам экологической безопасности производств и охране окружающей природной среды Природоохранные подразделения предприятия Отдел (сектор) охраны природы Отдел (сектор) охраны природы находится в непосредственном подчинении главного инженера предприятия. Отдел (сектор) охраны природы: организует, контролирует и непосредственно участвует в осуществлении системы работы и контроля по охране окружающей природной среды и экологической безопасности производств на предприятии; ведет природоохранную документацию предприятия, следит за сроками ее действия и принимает меры по своевременной ее разработке, обновлению или корректировке; осуществляет анализ и выявление проблем по охране окружающей природной среды, и рациональному использованию природных ресурсов, готовит и представляет руководителю предприятия предложения по эффективному проведению природоохранной работы;

11 ведет планирование работ по соблюдению требований экологической безопасности и охране природной среды с учетом затрат на финансирование; согласовывает в санитарных, территориальных природоохранных и административных органах планы природоохранных мероприятий; отчитывается за их выполнение перед органами охраны природы, администрациями территорий; оформляет разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, на размещение отходов производства и быта; осуществляет заключение договоров на передачу отходов; производит расчет всех видов платежей за природопользование, согласование лимитов; обобщает и представляет специально уполномоченным органам в установленные сроки государственную статистическую отчетность по охране и рациональному использованию водных ресурсов, атмосферного воздуха, использованию и размещению отходов производства и потребления и других видов природоохранной отчетности; проверяет в подразделениях предприятия состояние охраны природной среды, выполнение требований природоохранного законодательства, приказов, указаний, распоряжений вышестоящих организаций; изучает, обобщает и распространяет на предприятии положительный опыт работы в области экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, применения безотходных и малоотходных технологий; ведет контроль за внедрением достижений научно-технического прогресса и новой техники, за применением высокоэффективных технических решений с точки зрения рационального природопользования, за внедрением малоотходных и безотходных технологий; принимает участие в проверках, проводимых контролирующими организациями, разрабатывает меры по устранению выявленных в ходе проверок нарушений природоохранного и санитарного законодательств; осуществляет защиту интересов предприятия в администрациях, территориальных природоохранных органах, органах прокуратуры, в судах при разногласиях по вопросам влияния производственной деятельности предприятия на окружающую природную среду; контролирует наличие экологической экспертизы строящихся и реконструируемых объектов на территории предприятия; 11

12 ведет методическое руководство и оперативный контроль работы производственной экологической лаборатории. Отдел (сектор) охраны природы проводит свою работу совместно со службами и цехами, во взаимодействии с контролирующими органами (природоохранными, санитарными, прокуратуры, различных инспекций) по планам, утверждаемым руководителем предприятия Производственная экологическая лаборатория Производственная экологическая лаборатория входит в состав отдела (сектора) охраны природы и подчиняется его руководителю. Основные задачи производственной экологической лаборатории: осуществление производственного экологического контроля за качественным и количественным содержанием загрязняющих веществ в выбросах, сбросах; загрязнением почвы; разработка и согласование в контролирующих органах графиков лабораторного производственного контроля за состоянием природной среды (в соответствии с установленными нормативами); сбор и подготовка исходных данных для разработки нормативнотехнической природоохранной документации по предприятию; осуществление контроля за эффективностью работы установок по очистке воздуха, стоков; заполнение форм государственной статистической отчетности; ведение первичной отчетной документации по охране атмосферного воздуха (ПОД-1,2,3) и воды (ПОД-11,12,13); проверка автотранспортных средств на содержание вредных веществ в выбросах; ведет журналы с записями о результатах этих проверок; подбор и освоение новых методик для качественного и количественного анализа состояния природной среды; своевременную подготовку и проведение аттестации, аккредитации лаборатории, их подтверждение в органах Госстандарта. Работники природоохранных подразделений предприятия имеют право: посещать производственные участки с целью контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства; выдавать руководителям участков предписания по устранению нарушений природоохранного законодательства, отменить которые имеет право только лично руководитель предприятия; 12

13 запрещать в установленном порядке эксплуатацию технологических процессов, оборудования, приводящих к загрязнению природной среды; вносить руководителям предложения о привлечении к ответственности нарушителей требований природоохранного и санитарного законодательств; в пределах своей компетенции давать заключения об экологической безопасности технологических процессов, оборудования; выдавать, при определенных условиях, талоны (листки) токсичности автотранспортных средств; пользоваться установленной отчетностью предприятия, связанной с вопросами природопользования, охраны природной среды, и проверять правильность ее составления. Работники природоохранных подразделений предприятия несут ответственность: за своевременность и достоверность представления статистической и оперативной отчетности в вышестоящие организации; за невыполнение мероприятий по охране природной среды; за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения Начальники цехов, мастера, бригадиры, прорабы несут ответственность в установленном законодательством порядке за состоянием экологической безопасности и охрану окружающей природной среды во вверенных подразделениях, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения природоохранного законодательства; обеспечивают надзор за соблюдением подчиненными работниками норм, правил, инструкций, приказов и указаний по охране природной среды с принятием мер по привлечению нарушителей к дисциплинарной и другим видам ответственности; под руководством главного инженера предприятия разрабатывают инструкции и правила по эксплуатации установок по очистке воздуха, сточных вод; по обращению с токсичными отходами производства; в соответствии с планами природоохранных мероприятий выполняют работы по приведению вверенных участков в соответствие с природоохранными нормативами и требованиями; обеспечивают правильную эксплуатацию установок по очистке газа (установок пылегазоулавливания), сточных вод; передвижных 13

14 источников загрязнения природной среды; мест временного размещения отходов производства и потребления; экологическую лабораторию данными для заполнения журналов первичной отчетной документации по охране атмосферного воздуха (ПОД-1, 2, 3), по охране водных ресурсов (ПОД-11, 12, 13); организуют правильное временное размещение отходов производства и потребления на вверенной территории предприятия, ведение журналов движения отходов ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ По российскому экологическому законодательству существует три вида вреда окружающей среде: природоресурсный экологический вред (конкретному природному объекту); гуманитарный экологический вред (нанесение вреда человеку, его здоровью, моральный вред, ущемление экологических прав); имущественный экологический вред (повреждение или уничтожение зеленых насаждений, гидротехнических сооружений, домашнего скота и т. д.). В зависимости от степени общественной опасности и наступивших последствий, а также за несоблюдение природоохранного законодательства и экологические правонарушения могут наступать следующие виды ответственности как должностных лиц и отдельных работников, так и предприятий, учреждений, организаций: уголовная; административная; гражданско-правовая; материальная; дисциплинарная; эколого-правовая. Эти виды ответственности регламентируются Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским кодексом РФ Уголовная ответственность Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т. е. общественно опасных деяний, посягающих

15 на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ. В последней редакции УК РФ выделена специальная часть, которая называется «Экологические преступления» (ст ). Экологические преступления это противоправные, общественно опасные деяния, посягающие на установленный в РФ экологический порядок, экологическую безопасность общества и причиняющие существенный вред окружающей среде и здоровью человека. К экологическим преступлениям относят нарушение правил охраны природной среды при производстве работ; нарушение правил безопасности при обращении с опасными и радиоактивными отходами; нарушение ветеринарных правил; загрязнение вод, атмосферного воздуха и земли, повлекшее вред здоровью человека; незаконная охота и рыбалка; добыча морских животных; порубка лесов. Экологические преступления отнесены к категории преступлений небольшой или средней тяжести, поэтому максимальное наказание лишение свободы от 2 до 5 лет. Кроме ст. 358 «Экоцид», в которой экологическое преступление, повлекшее за собой значительный ущерб природной среде или человеческие жертвы, приравнивается к преступлениям против личности и наказывается лишением свободы до 20 лет. Кроме того, наказание может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенную должность, условного наказания Административная ответственность Административная ответственность наступает за экологический проступок противоправное деяние против установленного порядка использования, управления и охраны окружающей природной среды: незаконные сделки с природными ресурсами; самовольная хозяйственная эксплуатация природного объекта; переуступка права экологопользования (в этом случае трудно установить виновного за правонарушение, что может повлечь за собой уклонение от ответственности); нецелевое использование природного ресурса (организация на берегу рыбохозяйственного водоема общественного пляжа); нарушение правил экологопользования (нарушение правил пожарной безопасности, приводящее к пожару); 15

16 хозяйственная деятельность, наносящая вред окружающей природной среде (загрязнение сточными водами сельскохозяйственных угодий); производственная деятельность предприятий, не отвечающая требованиям природоохранного законодательства: несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества природной среды; невыполнение предприятием обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и требований, содержащихся в заключении ГЭЭ; нарушение экологических требований при планировании, размещении, технико-экономическом обосновании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации сооружений, технологических линий и иных объектов; загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц; невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов; неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль; нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию производственных и бытовых отходов; несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления полной, достоверной информации о состоянии природной среды на предприятии. Административная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в Административном кодексе РФ (КоАП, гл. 6,7,8). Статья 24 КоАП РФ предусматривает следующую административную ответственность: предупреждение; штраф; изъятие предмета, явившегося оружием правонарушения; лишение специального разрешения (лицензия на охоту); административные работы; административный арест (до 15 дней). Самая распространенная мера наказания штраф. Взыскание штрафа не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда. Штрафы начисляются исходя из размера минимальной оплаты труда. 16

17 5.3. Гражданско-правовая ответственность Основная функция гражданско-правовой ответственности восстановление окружающей природной среды и возмещение причиненного ущерба. Способы возмещения вреда природной среде могут быть следующими: предоставление равноценного природного компонента взамен незаконно поврежденного, испорченного; восстановление нарушенного состояния природной среды; денежная компенсация. Главный принцип гражданско-правовой ответственности причинивший вред обязан его возместить. Для исчисления причиненного вреда природным объектам утверждены специальные таксы условные единицы причиненного вреда (кратность размера взыскания ущерба за 1 экземпляр от минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ). Размер таксы устанавливает МПР РФ. Пример взыскания за ущерб (уничтожение) 1 экземпляра объектов животного и растительного мира: Млекопитающие Амурский тигр 200 Серый кит 2500 Птицы Беркут 50 Рептилии Кавказская гадюка 10 Рыбы Сахалинский осетр 25 Объекты растительного мира Хвойное дерево в возрасте более трех лет с диаметром ствола у пня не более 20 см 50 Водоросли за 1 кг (в сыром виде) 1 Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения имеет свои особенности: она носит имущественный характер, т.е. всегда связана с возмещением убытков, выплатой пени, неустоек, денежных компенсаций (даже за моральный ущерб); гражданское право реализует отношения, складывающиеся между равными и независимыми субъектами; 17

18 гражданско-правовая ответственность предусматривает одинаковые меры ответственности ко всем участникам гражданско-правовых отношений Дисциплинарная ответственность Субъектами дисциплинарной ответственности являются специально уполномоченные должностные лица, в обязанности которых входят охрана и рациональное использование природных ресурсов (лесных участков государственный инспектор лесной охраны, объектов животного мира егерь). Дисциплинарная ответственность предусмотрена нормами Трудового кодекса РФ. Дисциплинарные взыскания: выговор, строгий выговор, увольнение, понижение в должности. Должностные лица несут ответственность за невыполнение мероприятий по охране природной среды, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения Эколого-правовая ответственность В природоохранительной практике широкое распространение получают нетрадиционные виды юридической ответственности: ограничение или приостановление права природопользования; изъятие нерационально используемого участка земли. Эти меры ответственности наступают, например, за такие экологические правонарушения, как несоблюдение обязательных требований по рациональному использованию природных ресурсов, невыполнение условий договора, лицензии, невыполнение обязательных требований по восстановлению нарушенных участков земли и т. д. Нормы, устанавливающие условия применения эколого-правовой ответственности, содержатся в природноресурсном законодательстве (Водный кодекс. Закон «О недрах»), а также в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 77, 78, 79). 18

19 6. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Контроль по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды в подразделениях предприятия осуществляется работниками отдела (сектора) охраны природы; производственной экологической лабораторией предприятия. При проведении проверки состояния охраны окружающей природной среды в подразделениях предприятия необходимо обращать внимание на следующее: наличие документа (приказ, распоряжение, запись в должностной инструкции и т. д.), закрепляющего ответственность должностного лица за выполнение и соблюдение экологической безопасности в подразделении; наличие природоохранной документации; срок действия нормативной документации; правильность ведения природоохранной документации; достоверность и своевременность предоставления отчетных данных в вышестоящие органы; наличие лицензий на экологические виды работ; техническое состояние и эффективность работы установок по очистке газа, сточных вод; наличие приборов учета водопотребления и водоотведения; наличие договоров или других разрешительных документов на право водопользования; наличие и техническое состояние транспортных средств и передвижной техники; контроль выбросов отработавших газов; наличие договоров или других разрешительных документов на право передачи отходов; наличие документов по землеотводу; наличие экологической экспертизы на строящиеся и реконструируемые объекты (на территории предприятия, подразделения). По результатам проверки составляется акт, на основании которого намечаются меры по устранению выявленных недостатков, при необходимости издается приказ или письменное указание руководителя предприятия о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение природоохранного законодательства. Контроль за устранением выявленных нарушений возлагается на главного инженера предприятия. 19

20 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕСЯЧНИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Ежегодно в весенний период во всех подразделениях предприятия проводится месячник экологической безопасности и охраны окружающей природной среды. Месячник экологической безопасности проводится под непосредственным управлением руководителя предприятия. Месячник экологической безопасности проводится по заранее разработанной программе, утверждаемой руководителем предприятия. В программе предусматриваются мероприятия, наиболее актуальные для каждого подразделения. В ходе проведения месячника рекомендуется: проводить изучение требований, правил и норм природоохранного законодательства, приказов, распоряжений и другой нормативно-технической документации по вопросам охраны окружающей природной среды и экологической безопасности производств; прорабатывать информационные письма вышестоящих органов; уточнять наличие и сроки действия нормативной природоохранной документации предприятия, принимать меры по ее разработке; направлять усилия на выполнение предписаний предыдущих проверок вышестоящими организациями и устранение выявленных нарушений; знакомиться с малоотходными и безотходными технологиями, с новым технологическим оборудованием по очистке выбросов и сбросов загрязняющих веществ, внедрять их на производстве; принимать меры по наведению порядка на территории подразделений в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательств; уделять внимание наглядной агитации по вопросам охраны природной среды и своевременному ее обновлению. Итоги месячника подводятся к 5 июня Всемирному Дню охраны окружающей среды, с последующим составлением отчета о проделанной во время месячника работе; оформляются наглядно и публикуется в печати. Материалы используются для оценки состояния экологической безопасности и охраны природной среды в подразделениях предприятия. 20

21 Итоги месячника рассматриваются: в каждом подразделении предприятия руководством с заслушиванием сообщений о проделанной работе. Результаты оформляются протоколом, в котором с учетом предложений и замечаний намечаются конкретные меры, направленные на улучшение экологической обстановки в подразделении с указанием сроков исполнения; главным инженером предприятия на «Дне главного инженера» с участием в рассматриваемом вопросе начальников служб и цехов. Решение оформляется протоколом и рассылается для исполнения в подразделения предприятия. ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Возмещение вреда окружающей природной среде выплата специальным экономическим фондам денежной компенсации, которая производится добровольно либо по решению суда. Выброс кратковременное или непрерывное ( час, сутки) поступление в окружающую среду вредных веществ (загрязнителей) от объекта, предприятия, группы предприятий или населенного пункта. Различают выброс от отдельного источника, группы источников, суммарный выброс от объекта, предприятия, группы предприятий или населенного пункта в целом. Загрязнение воды привнесение в воду или образование в ней физических, химических или биологических агентов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. Загрязнение окружающей среды привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физикохимических и биологических веществ и агентов, оказывающих вредное воздействие на природные экосистемы и человека. Загрязнение почвы накопление на участках земли промышленных и хозяйственно-бытовых отбросов и отходов, приводящее к потере плодородия почвы. Защита окружающей среды от загрязнения система мероприятий, направленных на устранение или минимизацию вредного воздействия на окружающую природную среду и человека загрязняющих ее физических и химических компонентов. 21

22 ИСО серия международных стандартов по управлению окружающей средой, спецификации и руководство по использованию системы экологического менеджмента. Лимит на размещение отходов предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Нормирование качества окружающей среды установление предельно допустимых уровней антропогенных воздействий, превышение которых создает опасность для окружающей среды и человека. Нормативы допустимого сброса (НДС) масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в установленном режиме в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. Окружающая среда совокупность экологических факторов, прямо или косвенно влияющих на организмы, и прежде всего на человека. Отходы производства и потребления остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары ( продукция ), утратившие свои потребительские свойства. Охрана водных ресурсов система организационных, исследовательских, юридических, экономических и технических мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения водных объектов. Охрана природы совокупность международных, государственных и региональных мероприятий, направленных на поддержание природы Земли в состоянии, соответствующем эволюционному уровню современной биосферы и ее живого вещества. Охрана окружающей среды комплекс международных, государственных, региональных и локальных административно-хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий по обеспечению социально-экономического, культурно-исторического, физического, химического и биологического комфорта, необходимого для сохранения здоровья человека. Очистные сооружения инженерно-технические конструкции и приспособления, предназначенные для очистки агентов, загрязняющих природную среду. 22

23 Паспорт промышленных отходов документ, удостоверяющий принадлежность каждого отхода к отходу соответствующего вида и класса опасности. Предельно допустимый выброс (ПДВ) масса загрязняющих веществ, выброшенная в воздушный бассейн в единицу времени, которая не создает в приземном пространстве уровень загрязнения выше, чем предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе. ПДВ устанавливается отдельно для каждого вещества как для одиночного источника, так и для предприятия в целом. Предельно допустимая концентрация (ПДК) концентрация загрязняющего вещества в единице объема природной среды, которая не оказывает отрицательного (прямого или косвенного) воздействия на любой живой организм. Проекты нормативов образования отходов и лимиты их размещения (ПНООЛР) установление объемов образования и размещения отходов на определенных объектах, сроки временного накопления на территории природопользователя и другие условия, обеспечивающие охрану природной среды. ПДК загрязнителей в атмосфере концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, которые практически не оказывают влияния на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий в будущем. ПДК загрязнителей в почве концентрации вредных веществ в пахотном слое почвы, которые не вызывают прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающуюся с почвой природную среду, а также не оказывают отрицательного влияния на самоочищающую способность почвы. ПДК природных водоемов концентрации веществ в воде, которые безвредны для всего живого и при превышении которых вода становится непригодной для установленного вида водопользования. Природоохранные мероприятия виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую природную среду, а также на сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны. Размещение отходов складирование отходов на специальных полигонах, в состав которых могут входить участки приемки и обезвреживания отходов различных производств, приемки и захоронения органических отходов, захоронения особо вредных отходов, приема и сжигания жидких горючих и других отходов. 23

24 Стандарт серии ИСО «Система управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» устанавливает требования к системе управления окружающей средой для организаций всех типов и масштабов. Сточные воды воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека. Утилизация отходов вовлечение отходов в новые технологические циклы, использование в полезных целях. Экологическая безопасность состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Эффективность природоохранных затрат отношение эффекта (в физическом или стоимостном выражении), полученного от уменьшения или предотвращения экологического ущерба от загрязнения окружающей среды, нерационального использования природных ресурсов, а также эффекта, полученного от увеличения возобновимых природных ресурсов к затратам на данные природоохранные мероприятия. 24 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Бондаренко В. В. Общая экология: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУПС, с. 2. Вронский В. А. Прикладная экология. Ростов н/д: Феникс, с. 3. Гарин В. М., Мясников А. П. и др. Обращение с опасными отходами М.: Проспект, с. 4. Лотош В. Е. Экология природопользования: учеб. издание. Екатеринбург: УрГЭУ, с. 5. Лотош В. Е. Природопользование: учеб. и науч. издание. Екатеринбург: УрГУПС, с. 6. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте / Под ред. Н. И. Зубрева, Н. А. Шарповой. М.: УМК МПС России, с. 7. Рыбаков Ю. С., Лугаськова Н. В. Экология: курс лекций. Екатеринбург: УрГУПС, с.

25 8. Стандарт предприятия. Единая система управления экологической безопасностью и охраной окружающей природной среды на Свердловской железной дороге. СТП Н Екатеринбург, с. 9. Стандарт предприятия. Система управления природоохранной деятельностью на Свердловской железной дороге. СТО «РЖД» Екатеринбург, с. 10. Методические рекомендации о порядке составления статистической отчетности по охране окружающей среды и природопользованию на предприятиях железнодорожного транспорта. М.: Маршрут, с. 11. ГН «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования». 12. ГН а 00 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственнопитьевого и культурно-бытового водопользования». (Дополнение 2 к ГН ). 25

26 Приложение 1 26 ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Законы Российской Федерации 1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием с изменениями и дополнениями от ). 2. Об охране окружающей среды от ФЗ (с изменениями от ). 3. Об охране атмосферного воздуха от ФЗ (с изменениями от ). 4. Об отходах производства и потребления от (с изменениями от ). 5. Об экологической экспертизе от ФЗ (с изменениями от ). 6. О лицензировании отдельных видов деятельности от ФЗ. 7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от ФЗ (с изменениями от ). 8. Водный кодекс от ФЗ (с изменениями от ). 9. Воздушный кодекс Российской Федерации от ФЗ (с изменениями от ). 10. Налоговый кодекс Российской Федерации от ФЗ (с изменениями от ). 11. Уголовный кодекс Российской Федерации от (с изменениями от ). 12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от ФЗ 9 (с изменениями от ). Постановления Правительства Российской Федерации 1. Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия от (с изменениями на ).

27 2. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления от (с изменениями на ). 3. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него от Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов от (с изменением на ). 5. О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты от ( с изменениями на ). 6. О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от Об организации лицензирования отдельных видов деятельности от Стандарты 1. ИСО серии 14000,

28 Приложение 2 28 ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 1. Приказы Приказы документы, определяющие и закрепляющие ответственность должностных лиц за соблюдением природоохранного законодательства; ответственность исполнителей за выполнение природоохранной работы в подразделении в части: технического состояния и эксплуатации установок по очистке воздуха, по очистке сточных вод; обращения с отходами производства, быта и потребления; санитарного состояния территории; экологически безопасной эксплуатации транспортных средств, их своевременной проверки на токсичность и дымность выбросов; метрологического обеспечения технологических процессов в области экологии. В функции указанных лиц входит соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, выполнение требований природоохранного законодательства (ст. 71 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»). 2. План мероприятий План мероприятий документ, предусматривающий меры, предпринимаемые на предприятии для уменьшения или ликвидации негативных воздействий и последствий производственной деятельности предприятия, влияющих на природную среду; по санитарному состоянию территории. Планы разрабатываются текущие и перспективные. План состоит из организационных и технических мероприятий, а также мер по содержанию территории в надлежащем санитарном порядке. План включает: место проведения мероприятия; наименование мероприятия; срок выполнения; источник финансирования; предполагаемые затраты; экологический или экономический эффект от внедрения мероприятия;

29 исполнителя мероприятия лицо, на которое возложен контроль выполнения мероприятия. План мероприятий утверждается руководителем предприятия и по мере необходимости согласовывается с санитарными и природоохранными органами. 3. Инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферу Нормативный документ, определяющий места и точки отбора проб загрязненного воздуха: параметры, качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ от всех технологических процессов на предприятии, включая стационарные и передвижные, организованные и неорганизованные источники загрязнения атмосферы (Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу). Инвентаризация проводится по методикам, разрешенным к применению природоохранными органами РФ. Сроки проведения инвентаризации выбросов (если есть в этом необходимость) по конкретному предприятию определяются территориальными природоохранными органами. 4. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) Документ, определяющий (для конкретного предприятия) массу загрязняющих веществ (г/с, т/год), которые могут быть выброшены в воздушный бассейн ( каждого вещества, каждым отдельным источником и в целом по предприятию), и не создающие в атмосферном воздухе загрязнение, выше установленного для данной территории норматива. Условия и порядок разработки проекта нормативов ПДВ определяются ГОСТ , ОНД -86. На основании разработанного Проекта нормативов ПДВ территориальные природоохранные органы выдают предприятию Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Разрешением на выбросы устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха в районе расположения предприятия (ст. 14 Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха»). 5. Нормативы допустимого сброса (НДС) Документ, определяющий для конкретного предприятия массу загрязняющих веществ (мг/дм 3, мг/м 3 ), которые могут быть сброшены в 29

2 Анализ экологической безопасности на предприятии ООО «Спецсталь конструкция»

Основная продукция ООО «Спецсталь конструкция»- стальная проволока, стальные канаты, металлокорда, товары народного потребления.

Технологический процесс производства проволоки включает термообработку, подготовку поверхности металла к дальнейшей обработке методом кислотного травления, нанесения горячих и гальванических покрытий. В травильных отделениях для травления применяется серная кислота. Для уменьшения выделений серной кислоты применяются присадки.

Основным технологическими процессами, связанными с потреблением воды на предприятии является:

Подготовка поверхности металла к волочению в садочных отделениях;

Термическая обработка с подготовкой поверхности металла к волочению в протяжных агрегатах;

Нанесение горячих и гальванических покрытий;

Обработка металла методом холодной деформации (волочение проволоки).

Подготовка поверхности металла к волочению в садочных травильных агрегатах заключается в полном удалении окалины и окислов с поверхности катанки, проволоки и нанесение на нее буры, извести, создающих смазочный слой в процессе ее волочения. В цехах для травления используется серная кислота и незначительно соляная кислота. Вода используется для промывки металла после травления. Сточные воды, образующиеся в травильных отделениях, являются химически загрязненными. Эти сточные воды делятся на промывные и отработанные травильные растворы.

Промывные сточные воды содержат 0,5-1,0 г/л серной кислоты и 0,8-5,0 г/л сульфата железа.

Стоки ванн травления с содержанием серной кислоты до 5 г/л сливаются в кислотную канализацию. Из некоторых ванн, в которых содержание железного купороса достаточно для производства и варки товарного железного купороса поступают на имеющуюся на территории предприятия купоросную установку. Кроме этого, вода используется на мокрую очистку воздуха, отсасываемого из ванн с серной кислотой и омеднения перед выбросом в атмосферу.

Вода используется на охлаждение оборудования, промывки металла, приготовление растворов. Сточные воды после охлаждения оборудования являются условно чистыми, а после промывки металла в травильных отделениях - химически загрязненными (поступают на станцию нейтрализации проектной производительности 6658 тыс. м/год). Очистка производится путем нейтрализации серной кислоты и сернокислого железа известковым молоком.

Обеспечение экологической безопасности предприятий

Деятельность любого предприятия сводится к переработке подаваемого на вход системы сырья и его преобразованию в продукцию. Этот процесс всегда сопровождается образованием «отходов» – веществ, которые выделяются в воздух, в воду и образуют твердые отходы, и энергетических потоков (шумов, различных излучений: тепловых, электромагнитных и т.п.). Выделяющиеся химические вещества принято называть загрязняющими веществами или вредными веществами.

Эти вещества (отходы производства) изменяют качество окружающей среды, и являются источником экологической опасности.  В учебной и научной литературе, разделы, изучающие экологическую безопасность деятельности производств, называют еще «промышленной экологией» или «охраной окружающей среды». В РФ в качестве главной концепции обеспечения экологической безопасности предприятия принята концепция нормирования и платности выбросов (сбросов), образования отходов. В соответствии с этой концепцией каждый хозяйствующий субъект, занимающийся любым видом деятельности независимо от форм собственности, форм организации производства, юридическое это (предприятие) или физическое лицо (предприниматель), обязаны установить для каждого источника загрязнения атмосферы норматив выброса, так называемый предельно допустимый выброс (ПДВ), норматив сброса, так называемый предельно допустимый сброс (ПДС) и лимит на размещение и порядок обращения с отходами. В соответствие с современным законодательством (закон РФ «Об охране окружающей среды», 2001 г.) любое предприятие или организация, занимающаяся хозяйственной деятельностью, обязана разработать систему инженерно-технической документации, отражающей характер и уровень экологической опасности выполняемой деятельности, а также нормативные значения техногенных факторов воздействия. В структуру такой  инженерно-технической документации входят:  · проект нормативов предельно допустимых (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ), отражающий воздействие предприятия на атмосферу; ·           проект нормативов предельно допустимых (ПДС) и временно согласованных сбросов (ВСС), отражающий воздействие предприятия на гидросферу; ·           проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (ЛРО) производства и потребления.

Эти исследования проводят один раз в пять лет (при реконструкции предприятия производят уточнение данных) все организации, имеющие источники выбросов. Результаты исследований подлежат согласованию в местных органах экологического надзора.


Смотрите также