Экономическая безопасность государства


Сущность экономической безопасности государства | Недвижимость Киева

Экономическая безопасность государства является составной частью национальной безопасности в целом.

Экономическая безопасность – это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Составные части национальной безопасности

Экономическая безопасность государства – сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз (опасностей) экономике страны.

Экономическая безопасность государства определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием научно-технического прогресса и использованием его достижений в национальном хозяйстве, внешнеэкономическим обменом и международной обстановкой. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства.

Одним из важных компонентов экономической безопасности является развитие национального хозяйства. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям на национальное хозяйство. К разряду важнейших характеристик экономики как единой системы относится устойчивость, которая отражает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

Содержание понятия «экономическая безопасность государства» может быть рассмотрено в различных аспектах.

Аспекты раскрытия содержания понятия «экономическая безопасность государства»

Объектами экономической безопасности России являются: государство, отдельные элементы экономической системы и экономическая система государства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность, а также их жизненно важные экономические интересы.

Субъектами экономической безопасности России являются государство, осуществляющее свои главные функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и агентства, соответствующие комитеты Государственной Думы и Федерального Собрания и т. д., во взаимодействии с другими институтами гражданского общества: банками, биржами, фондами и страховыми и пенсионными компаниями, обществом потребителей и т. д., предпринимателями и обществом в целом, а также хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики: производители и продавцы продукции, работ и услуг, домашние хозяйства и отдельные личности. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей национальной безопасности.

Экономическая безопасность государства

Чирах И.Н.

Экономическая безопасность необходимое условие обеспечения стабильности политической и социальной систем любой страны. Категорию экономической безопасности государства отличает совокупность количественных и качественных характеристик действующих экономических, социально-демографических и технологических отношений. Она отображает, с одной стороны, реальное состояние экономической жизнеспособности государства, с другой — характеризует взаимосвязь между экономической теорией и политикой государства.[1]

Экономическую политику государства следует рассматривать как систему целенаправленных действий со стороны правительства страны, с помощью которых достигаются намеченные цели и задачи в интересах всего общества.

Экономическая безопасность государства выступает и в качестве критерия эффективности экономической политики государства.[2]

В целом же состояние экономической безопасности государства характеризует: общий уровень экономики страны; наличие и уровень угроз государству, обществу и лицу; эффективность экономической политики государства и государственного регулирования экономики; полноту реализации функций государства.

Из этого можно сделать, по меньшей мере, два вывода: экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть наряду с государственными способами защиты она должна защищать себя сама на базе высокой производительности труда, качества продукции, конкурентоспособности и т.п. 1; обеспечение экономической безопасности государства не может осуществляться сугубо рыночными механизмами саморегуляции; формироваться и поддерживаться она должна всей системой механизмов саморегулирования и регулирования, т.е. с помощью государственных органов и институтов рынка. Система экономической безопасности государства должна предусматривать управление риском как комплекс мер по предотвращению возможных критических ситуаций.

Экономическая безопасность государства предусматривает также определенную систему защиты жизненных интересов, обеспечение защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Для создания эффективного механизма защиты необходимо выяснить, что именно угрожает экономической безопасности, где находится источник возникновения опасности, каким образом конкретные угрозы влияют на состояние экономических отношений. [2]

В условиях общего кризиса, который переживает Украина, по всем основным критериям состояния общества достигнуты или превышены критические значения параметров национальной безопасности. Поэтому разработка любой программы первоочередных или долгосрочных мероприятий по обеспечению экономической безопасности государства и практические действия в этом направлении должны опираться на осознание реальных угроз.

Особенность эта наиболее заметно проявляется в процессе становления государства, что характеризуется наличием большого числа глобальных угроз его экономической безопасности и быстро возрастающими кризисными ситуациями. Специалисты полагают, что государственное вмешательство в хозяйственную жизнь чуть ли не главным источником экономических кризисов, в то время, как Конституция Украины декларирует, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов собственности и хозяйствования. [1]

Главной особенностью частной собственности является тот факт, что соответствующий субъект приобретает комплекс прав собственности и самостоятельно решает все вопросы ее функционирования и развития. Частная собственность служит основой самостоятельности и деятельности предпринимателя. Обычно она формируется двумя путями: первый предусматривает преобразование государственной собственности в частную легитимным способом с целью формирования широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных преобразований, создания конкурентной среды, развития фондового рынка и привлечения инвестиций в производство. Второй путь — легализация теневых капиталов. Процессом формирования частной собственности должно руководить государство. [4]

Обеспечение экономической безопасности связано с взаимодействием, координацией государственного регулирования и рыночной саморегуляции, общих и частных интересов. Последние реализуются через рыночный механизм с элементами случайности и бессистемности. Вопросы же государственной экономической безопасности — это проблемы такого уровня, для рассмотрения которых необходима система и организованность. Поэтому решением их должно заниматься государство, отстаивающее сферу общих интересов. В таких случаях надежды лишь на рыночные механизмы неоправданны. Уменьшение роли государства привело к потере контроля над главными сферами экономической безопасности. Так же источником экономических угроз выступают и противоречия, связанные со спонтанным разгосударствлением и приватизацией — существенными для переходной экономики процессами. Значительная доля частного сектора формируется на основе теневого капитала. Это обусловило разрыв между промышленным и финансовым капиталом, рост напряженности между трудом и капиталом, критически опасные разрывы в размерах доходов населения. Так же это привело к гигантской разнице в уровне жизни богатых и бедных. В мировой практике считается: разность эта не должна превышать 10-кратную величину. В Украине, по мнению экспертов, разрыв превышает 20-кратную отметку. На пороге бедности в “нормальной стране” не может проживать свыше 10% населения. У нас же показатель этот по различным оценкам составляет от 40 до 70 процентов.[3] В конечном итоге - многочисленные диспропорции отраслевых экономических показателей: объемов производства, цен, доходов населения и т.п., что, в свою очередь, ведет к социально-экономической дестабилизации и возникновению существенных угроз политической стабильности.

Мировая практика свидетельствует о том, что основа становления, развития и воспроизводства рыночных отношений - малый и средний бизнес. Без него невозможно построить конкурентную среду, инфраструктуру рынка, предпринимательства - с разнообразными формами хозяйствования.

По глубине внутренних экономических и социальных угроз экономической безопасности государства Украина находится в зоне тотального риска. Процесс углубления кризиса, обнищание населения при сохранении неэффективной социальной политики способен в ближайшее время привести к серьезному социальному взрыву. [3]

В первую очередь требуется разработка государственной стратегии национальной экономической безопасности как составной части основ государственной политики и концепции национальной безопасности Украины. В период перехода к рынку государственная стратегия экономической безопасности Украины должна быть ориентирована, прежде всего, на всемерное поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социального согласия общества, формирование системы национальных интересов и ценностей. Разработка концепции экономической безопасности требует комплексного решения вопросов организационного, нормативно-правового, научного, методологического, аналитического, информационного и экспертного обеспечения деятельности в этой сфере.

Так же должна быть создана соответствующая инфраструктура для обеспечения подготовки необходимых материалов, разработки проектов нормативных документов, их согласования и утверждения. При этом необходимо определить перечень документов, которые должны быть подготовлены для обеспечения разработки самой концепции национальной экономической безопасности Украины, создания механизма ее реализации и контроля. Целесообразно принятие соответствующих программных документов государственного регулирования в этой сфере, а также установление порядка и сроков их представления.

Список используемой литературы: Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. №12. С. 39. Забродский В.А., Кизим Н.А. Собственность, экономическая безопасность и государство. Х., 1997. С. 54-55. Україна. Відновлення на засадах справедливості: Меморандум про економічний розвиток України. К., 1999. С. 32. Кучерявенко П.Х., Максименко Я.А. Разгосударствление собственности в переходной экономике Украины. Х., 1997. С. 48.; Мунтіян В.І. Економічна безпека України. К., 1999. С. 233.

Экономическая безопасность

Проблемы и перспективы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь.

1 Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Важнейшей составной частью общей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, об­щества, экономики. Существует тесная взаимосвязь экономи­ческой безопасности с системой национальных государствен­ных интересов, которые заключаются в укреплении независи­мости и суверенитета Республики Беларусь, обеспечении неру­шимости границ и территориальной целостности, создании ус­ловий для полноценного духовного и физического развития че­ловека, сохранении духовного и культурного наследия, укреп­лении традиционных ценностей белорусского народа. Рассмот­рение экономической безопасности как важнейшего блока в системе национальной безопасности обусловлено прежде всего тем, что экономика является основой жизнедеятельности об­щества, государства, личности, устойчивого развития страны в целом.

Национальная безопасность каждого государства определя­ется, с одной стороны, имеющимся потенциалом, его специфи­кой, а с другой — геополитическим положением страны и ха­рактером ее международных связей. В мире нет полностью са­модостаточных государств. Одни из них располагают значи­тельными природными богатствами, другие — создают иннова­ционные технологии. Для обеспечения безопасности государ­ства все возрастающую роль играет конкурентоспособность на­циональной экономики.

Основными задачами обеспечения национальной безопас­ности в Республике Беларусь являются:

• определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

• выявление факторов, обусловливающих угрозу нацио­нальной безопасности;

• разработка и реализация мер по предупреждению и нейт­рализации внутренних и внешних угроз;

• достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;

• обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;

• динамичное и устойчивое развитие экономики и повыше­ние уровня жизни населения, последовательная реализация со­циально ориентированной модели экономического развития;

• сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и систем собственного научно-технического обеспе- чения выпуска конкурентоспособной продукции, уменьшение научно-технической и технологической зависимости страны от внешних источников;

• равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;

• создание благоприятных условий для интеграции бело­русской экономики в мировую экономическую систему;

• сохранение биосферы и среды обитания человека на уров­не, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рацио­нальное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;

• преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду оби­тания человека;

• совершенствование государственной системы предупреж­дения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

• эффективное использование национальных информаци­онных ресурсов, постоянное их совершенствование;

• поддержание на необходимом уровне оборонного потен­циала государства;

• обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;

• совершенствование законодательства и системы государ­ственной власти, укрепление правопорядка, сохранение соци­ально-политической стабильности общества.

Для обеспечения национальной безопасности необходимо неукоснительное соблюдение законодательства всеми гражда­нами, должностными лицами, государственными органами, по­литическими партиями, общественными и религиозными орга­низациями.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, яв­ляются:

• недостаточная конкурентоспособность национальной эко­номики, обусловленная технологической отсталостью ряда от­раслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью выпускаемой продукции;

• изношенность производственных мощностей;

• недостаточно эффективная система внедрения результа­тов исследований и разработок в промышленности;

• малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

• нестабильное финансовое состояние субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств;

• высокий уровень монополизации экономики, несовершен­ство экономических механизмов государственного регулирова­ния естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу националь­ной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести:

• принятие другими государствами мер, ставящих в невы­годные условия белорусских товаропроизводителей, установле­ние жестких барьеров и условий для осуществления экспорт­но-импортных операций;

• возрастание цен на импортируемые топливно-энергети­ческие и минеральные ресурсы, а также продовольственные то­вары, не производимые в стране;

• вытеснение белорусских товаропроизводителей с тради­ционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе воен­но-технической, продукции;

• нарушение экономических соглашений странами-партне­рами;

• несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;

• применение дискриминационных мер другими государст­вами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках про­мышленного экспорта, трансфера технологий и ноу-хау;

• непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рын­ка, негативно влияющие на экономику страны;

• ужесточение технических и экономических стандартов и требований.

Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Государ­ственную внешнеэкономическую политику следует строить на основе многовекторности, использования преимуществ между­народного разделения труда, расширения рынков товаров и услуг.

Одним из приоритетных направлений обеспечения нацио­нальной безопасности в экономической сфере является созда­ние условий для перехода к устойчивому развитию. Не всякое развитие отвечает требованиям безопасности. Не учитывающее экологических требований или социально не ориентированное развитие создает дополнительные угрозы национальной безопас­ности.

Как показывает мировая практика, укрепление экономиче­ского потенциала и обеспечение социально-экономической бе­зопасности — это гарантии независимости государства, глав­ные условия эффективной жизнедеятельности общества, его стабильности, способности к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспече­ние динамичного экономического роста, стабильной социаль­но-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной дея­тельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосбе­регающих технологий; целенаправленные изменения структу­ры личного и общественного потребления; формирование эф­фективной системы устойчивого развития и создание соответст­вующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной эко­номики страны и обеспечению ее национальной безопасности.

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны, российского общества и каждого гражданина в отдельности.

Понятие “экономическая безопасность” неразрывно связано с понятием “национальная безопасность”. Термин “национальная безопасность” прочно вошел в жизнь современного мира и стал частью внутренней и внешней политики многих стран. Например, США разрабатывают доктрину, концепцию и стратегию своей национальной безопасности, где особое место уделено вопросам экономической безопасности. Поскольку экономика является одной из жизненно важных сторон деятельности личности, общества и государства, то обеспечение национальной безопасности по существу невозможно без обеспечения экономической.

Все элементы триады “личность-общество-государство” одновременно являются и объектом безопасности, и субъектом ее обеспечения.

2 Критерии и показатели экономической безопасности

Одной из важнейших потребностей любого субъекта является потребность в безопасности хозяйственной деятельности. Эта базовая потребность, реализуемая в способности предупреждать и устранять опасности, угрожающие хозяйственной деятельности этих субъектов.

Проблема обеспечения безопасности сформировалась параллельно со становлением государства. Уже древние мыслители, осознавая эту потребность, посвящали ей свои научные трактаты: например, Жан-Жак Руссо, который написал еще двести лет назад, что забота о самосохранении и безопасности есть самая важная из всех забот государства .

В современной научной литературе понятие «экономическая безопасность» достаточно часто выводят непосредственно из более общей категории «безопасность».

Экономическая безопасность – это достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерии экономической безопасности -это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [18, c.27-28]. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки ресурсного потенциала, уровня эффективности использования ресурсов конкурентоспособности экономики, целостности территории и экономического пространства, суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значения которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической нестабильности в обществе, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности.

Под международной экономической безопасностью пони­мается такое состояние международных отношений, при кото­рых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различ­ных стран в решении национальных и интернациональных эко­номических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Важными механизмами обес­печения международной безопасности является двух- и много­сторонние соглашения государств об экономическом сотрудни­честве, учет взаимных интересов, отказ от силового давления, равноправные отношения различных стран.

Международная экономическая безопасность обеспечивает­ся различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемир­ным банком, ВТО, ФАО.

Экономическая безопасность страны представляет собой слож­ную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности:

• производственная;

• финансовая;

• продовольственная;

• энергетическая;

• инфраструктурная;

• инновационная;

• внешнеэкономическая.

Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень послед­ней. Производственная безопасность определяется способнос­тью реального сектора экономики обеспечить производство не­обходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Основными угрозами производственной безопасности в Рес­публике Беларусь являются:

• износ, физическое и моральное старение основных про­изводственных фондов;

высокая энерго- и материалоемкость производства, зави­симость от внешних поставок топливно-энергетических и мате­риально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих;

• неустойчивое финансовое положение предприятий, дефи­цит оборотных средств;

• наличие устаревших технологий;

• высокий уровень монополизации в производственной сфе­ре, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции;

• сохранение сложившейся структуры производства без уче­та спроса на выпускаемую продукцию.

Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансо­вые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внеш­неэкономическую деятельность.

Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешне­го и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспе­чением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

Продовольственная безопасность является как самостоя­тельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой прак­тике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия.

Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной орга­низации ООН (ФАО) оценивают состояние международной про­довольственной безопасности по двум показателям: объемам переходящих до следующего урожая мировых зерновых запа­сов и уровню мирового производства зерна в среднем на душу населения.

Энергетическая безопасность является важнейшим слага­емым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топ­ливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема по­требления).

Энергетическая безопасность, по определению Мирового энергетического совета, — это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных эконо­мических условиях.

Для энергетической безопасности Республики Беларусь важ­на не столько минимизация энергетической зависимости, сколь­ко сокращение связанных с ней рисков.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика зани­мает стратегически важное геополитическое и экономико-геог­рафическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными при­родными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только эко­номической, но и национальной безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, при­нятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы данный показа­тель составляет менее 1 %. Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечест­венных технологий. Потребность же в технологической и струк­турной модернизации производства остается высокой.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конку­рентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых эко­номических процессов. К числу важнейших факторов, опреде­ляющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

• конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;

• объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объ­ему ВВП;

• товарную диверсификацию экспорта и импорта;

• долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

• внешнюю задолженность.

Экономическая безопасность тесно взаимосвязана с демогра­фическими, социальными, экологическими, информационны­ми и оборонными аспектами национальной безопасности.

Основные задачи обеспечения демографической безопасно­сти состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня, обеспечивающего нормальный режим воспроизводства населения, улучшении социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности семей, оптимизации внут­ренних и внешних миграционных процессов.

Главной задачей усиления социальной безопасности явля­ется повышение материального благосостояния граждан на ос­нове реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий.

Ухудшение экологической ситуации в мире, наличие на тер­ритории республики объектов повышенного риска, последст­вия катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловливают необхо­димость первоочередного решения проблем экологической безо пасности. Она является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние за­щищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной дея­тельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для обеспечения информационной безопасности необходи­мы эффективное использование национальных информацион­ных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных техно­логий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Важное значение имеют развитие современных инфор­мационных технологий, производство средств информатизации и связи, участие Беларуси в международных соглашениях, ре­гулирующих на равноправной основе мировой информацион­ный обмен, в создании и использовании международных и меж­государственных информационных сетей и систем.

Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Пер­востепенное значение имеют проведение государственной поли­тики, направленной на предотвращение войны и поддержание мира, участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и До­говора о коллективной безопасности. Для обеспечения оборон­ной безопасности необходимо повысить эффективность воен­но-промышленного комплекса, привести потенциал белорус­ской армии в соответствие с новыми реалиями геостратегичес­кой, военно-политической и экономической ситуаций.

Система экономической безопасности характеризуется сово­купностью критериев и показателей, которые определяют угро­зы устойчивому развитию и пороговые значения функциониро­вания национальной экономики.

Угрозы экономической безопасности — это негативные фак­торы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздей­ствие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономи­ческие условия жизнедеятельности человека.

Итак, очевидно, что экономическая безопасность государства зависит от избранного политического и экономического курса. В настоящее время экономика нашей республики характеризуется низкой управляемостью, технологической отсталостью и неэффективностью. Накладываясь на обостряющийся информационный голод, эти факторы блокируют динамичное развитие экономики. Сейчас сложилась такая ситуация, когда все основные факторы, влияющие на изменение конкурентоспособности отечественной экономики, носят негативный характер. Большинство специалистов сходятся во мнении, что в целом экономика в настоящее время неконкурентоспособна на мировом рынке и в ближайшем будущем позитивных изменений ожидать не приходится [45, с.17-20]. Резюмируя сказанное, можно дать следующее определение экономической безопасности.

Экономическая безопасность - это устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить:

- технологическую самостоятельность и неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

- защиту интересов на внутреннем и внешнем рынках, вне зависимости от изменения тактических целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний;

-эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии сохранения социально-политической и военной стабильности государства.

Следует отметить, что в условиях переходного периода фактор неопределенности имеет очень серьезное влияние вследствие невозможности предвидения всех деталей развития национальной экономической системы и динамизма его изменений. Развитие в соответствии с принятым решением в иной, пусть даже претерпевшей незначительные изменения, ситуации может привести к неожиданным последствиям. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами экономической системы ведет к ее дестабилизации, означает возникновение опасностей. Это создает необходимость постоянного изменения методов и средств государственного регулирования в зависимости от изменения условий экономического развития.

7


Смотрите также