Экономической безопасности и противодействия коррупции правовая основа


Правовая основа деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции по борьбе с преступлениями, посягающими на законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 34 ББК 67.408

© 2016 г. А. В. Рогов,

начальник научно-исследовательского отдела Нижегородской академии МВД России

кандидат юридических наук.

E-mail: [email protected]

А. В. Михин,

доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России

кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ПОСЯГАЮЩИМИ НА ЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проведен анализ отечественного законодательства, регламентирующего порядок оборота земель лесного фонда Российской Федерации. По мнению авторов, знание сотрудниками оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции данной нормативной базы, а также особенностей перевода земель из одной категории в другую способствует более быстрому и эффективному выявлению, пресечению и раскрытию этого вида преступлений.

Ключевые слова: земли лесного фонда Российской Федерации, режим использования, защиты, охраны и воспроизводства лесов, правовой режим охраны и использования защитных участков леса, законный оборот земель лесного фонда Российской Федерации.

A.V. Rogov - Head of the Research Department, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs

of Russia, PhD in Law.

A.V. Mikhin - Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Nizhny Novgorod Academy of Ministry

of Internal Affairs of Russia, PhD in Law, Associate Professor.

LEGAL FRAMEWORK OF DIVISIONS OF EBIPK TO COMBAT CRIMES THAT INFRINGE

ON THE LEGAL CIRCULATION OF LANDS OF THE FOREST FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the domestic legislation governing the procedures for the circulation offorest lands of the Russian Federation. According to the authors, knowledge of employees of operative divisions of economic security and anti-corruption of the regulatory framework, as well as land transfer features from one category to another, contributes to a more rapid and efficient detection, suppression and disclosure of this type of crime.

Key words: the forest lands ofRussian Federation, regulations of the use, protection, defense and reproduction offorests, legal regime of defense and use offorests' protection areas, the legal turnover of Russian Federation State Forestry.

Российская Федерация обладает наибольшим в мире лесным потенциалом, поэтому ее лесной фонд по праву называют «легкими Европы». На долю нашего государства приходится четверть мирового лесного покрова, леса занимают почти половину территории страны [7]. Лесной фонд России - это мощная сырьевая база лесопромышленного комплекса.

В ходе экономических преобразований, произошедших за последние десятилетия в нашей стране, земля превратилась в весьма

привлекательный объект для финансовых вложений, в том числе и как объект, который можно использовать в противоправных схемах по легализации материальных средств, полученных преступным путем.

Как правило, преступления, связанные с незаконным оборотом земель лесного фонда Российской Федерации, совершаются латентно и связаны с коррупционными действиями органов государственной власти и местного самоуправления*. Эффективность борь-

* На данный факт указали примерно 93 % респондентов (в Нижегородской академии МВД России был проведен опрос более 100 слушателей, проходивших повышение квалификации в период с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года на базе образовательной организации по категории «Старшие оперуполномоченные, оперуполномоченные подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации»).

бы с данным видом преступлений напрямую зависит от своевременности выявления их признаков. При этом сотрудникам органов внутренних дел необходимы знания, связанные с особенностями законного оборота земель, для эффективного планирования необходимого комплекса оперативно-разыскных мероприятий и целенаправленного собирания доказательственной информации на первоначальном этапе документирования.

В соответствии с Конституцией РФ земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в нашем государстве как основа жизни и деятельности народов, проживающих на его территории [1, ст. 6, 9]. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства.

Несмотря на то, что земли лесного фонда Российской Федерации различны по своему составу и структуре, на них распространяется единый режим правового регулирования. Рассмотрим данный вопрос более подробно.

В соответствии с действующим законодательством земли лесного фонда относятся к одной из семи категорий земель [3, ст. 7]. Лесной фонд Российской Федерации составляют:

1) лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.);

2) нелесные земли (земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства) [3, ст. 101].

Следует отметить, что на землях лесного фонда не может осуществляться землеустройство, как на землях других категорий. На землях лесного фонда проводится лишь лесоустройство, которое включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) проектирование лесных участков;

4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

5) таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);

6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов [4, ст. 68].

При документировании преступлений, связанных с незаконным захватом земель лесного фонда Российской Федерации, сотрудникам подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции необходимо учитывать, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование лесные участки вместе с лесом, расположенным на территории данных участков.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- защитные леса;

- эксплуатационные леса;

- резервные леса [4, ст. 10].

Благодаря данной классификации лесов

законодательно определен особый правовой режим охраны и использования защитных участков леса. Перевод таких земель лесного фонда или земельных участков, входящих в их состав, в другую категорию земель разрешается только в случае:

- организации особо охраняемых природных территорий;

- установления или изменения границы населенного пункта;

- размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

- создания туристско-рекреационных особых экономических зон [5].

В остальных случаях перевод земель лесного фонда, на которых расположены защитные леса или земельные участки в составе таких земель, в другую категорию земель запрещен законодательством Российской Федерации.

Из этого следует, что незаконный захват земель лесного фонда путем незаконного перевода земель данной категории в другую без участия высокопоставленных должностных лиц невозможен. Такой перевод (3 первых основания) может осуществляться только посредством документов территориального планирования и соответствующей документации по планировке территорий. Указанное обстоятельство необходимо учитывать сотрудникам

подразделений ЭБиПК при документировании данной категории преступлений и планировании комплекса оперативно-разыскных мероприятий в отношении чиновников различного уровня. Конкретный перечень и содержание документов территориального планирования, а также документации по планировке территории, порядок их подготовки, согласования, утверждения и реализации устанавливаются Градостроительным кодексом РФ [2]. Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, а также генеральные планы поселений и городских округов. В случае отсутствия такого комплекта документов запрещается принятие решений о переводе земель из одной категории в другую, кроме исключительных случаев, предусмотренных федеральными законами [2, ч. 4 ст. 9].

В результате проведенного нами опроса среди сотрудников правоохранительных органов стало известно, что в последнее время появились случаи злоупотребления со стороны должностных лиц при решении вопроса о переводе тех или иных категорий земель в земли населенных пунктов для реализации национального жилищного проекта*. В данном случае речь идет о переводе земель и земельных участков в земли населенных пунктов посредством установления и изменения границ населенных пунктов.

Такое определение и изменение границ населенных пунктов возможно лишь в следующих случаях:

1) при утверждении или изменении генерального плана городского округа, поселения (отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования);

2) при утверждении или изменении схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на меж-селенных территориях) [3, ст. 84].

Законодательством установлены особые правила изменения границ лишь для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Границы указанных городов могут

* На это указали примерно 25 % опрошенных.

изменяться только при наличии соответствующего решения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо также помнить, что земли лесного фонда вместе с лесными участками, на которых они расположены, в соответствии с Лесным кодексом РФ находятся в федеральной собственности [4, ст. 8]. Поэтому в отношении данной категории земель действует правило, согласно которому Правительство Российской Федерации осуществляет перевод земель из одной категории в другую только в отношении земель, находящихся в федеральной собственности [3, ст. 8]. Подробно алгоритм изменения целевого назначения земель лесного фонда закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий» [6].

С целью успешного раскрытия преступлений, связанных с незаконным захватом земель лесного фонда Российской Федерации, в ходе выработки версий механизма их совершения, документирования, а также для выявления условий и обстоятельств, способствующих совершению этого вида преступлений, сотрудникам органов внутренних дел необходимо знать данную нормативную правовую базу и уметь правильно ее применять.

В связи со сложностью и многогранностью отношений, складывающихся в области использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации, к знаниям и умениям сотрудников оперативных подразделений ЭБиПК предъявляются серьезные требования. Поэтому в современных экономических условиях и постоянного, в последнее время, сокращения численности работников органов внутренних дел уровень юридической квалификации и профессионализма сотрудников подразделений ЭБиПК должен быть максимально высоким. Только в этом случае будут появляться примеры качественного раскрытия преступлений, связанных с незаконным завладением земель лесного фонда Российской Федерации, а виновные должностные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Российская газета. 2004. 30 дек.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Российская газета. 2006. 8 дек.

5. Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Российская газета. 2004. 30 дек.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1068 «О внесении изменений в Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий». URL: http:// consultant.ru

7. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/ politics

Bibliography

1. The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993 // Official Gazette of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

2. The Town-Planning Code of the Russian Federation of December, 2004. № 190-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2004. December 30.

3. The Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 № 136-FZ // Official Gazette of the Russian Federation. 2001. № 44. Art. 4147.

4. The Forest Code of the Russian Federation of December 4, 2006, No. 200-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2006. December 8.

5. The Federal Law of December 21, 2004 № 172-FZ «On the transfer of lands or land plots from one category to another» // Rossiyskaya Gazeta. 2004. December 30.

6. Legislation Bulletin of the Russian Federation of December 29, 2008 № 1068 «On amendments to the regulation on the composition and marner of preparation of documentation on transfer of lands of forest Fund into lands of other (other) categories». URL: http://consultant.ru

7. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/ politics

Противодействие коррупции как основа обеспечения экономической безопасности страны

Противодействие коррупции

как основа обеспечения экономической безопасности страны

Свирина М.В.*

The article deals with the causes of corruption, we investigate the current state of Russian economy, assesses the anticorruption policy in Russia and grounded principles of effective anticorruption.

Мы живем в период всеобщих надежд и ожиданий, когда наступающий 2012 г. воспринимается одними как пришествие конца света, а другими как период всеобщих перемен к лучшему. Данная статья является одним из взглядов на позитив -ное преобразование миропорядка посредством повышения уровня экономической безопасности страны. Экономическая безопасность страны занимает доминирующие позиции в жизни любой страны и складывается из экономической защищенности интересов населения. По словам Фридриха Хайека, независимый ум или сильный характер редко встречаются у людей неуверенных, что они смогут сами себя прокормить. А как указывал Джон Милль, сильное государство невозможно построить с народом, который находится в постоянной зависимости от представителей государственной власти. Экономическая безопасность страны зависит от того, как скоро мы сумеем выявить истинные причины угроз и предложить методы по их устранению. Одной из основных угроз экономической безопасности страны является коррупция. Коррупция и оргпреступность ведут к подрыву экономической и политической стабильности российского государства.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами. Коррупция известна с глубокой древности. Именно коррупция является ответом на вопрос, почему во время экономического кризиса, который привел к падению цен по всему миру, в России стоимость товаров продолжает расти. Из-за коррупции российские бизнесмены вынуждены увеличивать стоимость своих товаров. Индекс восприятия коррупции-

2010, представленный международной организацией Transparency International, выявил разрыв между словами и реальными действиями со стороны российской власти в борьбе с коррупцией1. Согласно результатам исследования, в котором первые места отдаются странам с наименьшим уровнем коррупции, Россия заняла 154-е место из 178 возможных. Годом ранее Россия занимала 146-е место, при этом стран в исследовании было больше — 180. Это свидетельствует о запредельной коррумпированности государственных чиновников, борьба с которой заканчивается на уровне учителей, врачей и мелких чиновников.

Проблема коррупции на сегодняшний день является крупнейшим препятствием экономическому росту и развитию экономики нашей страны, без разрешения которой невозможен переход к новому более цивилизованному существованию с более высоким качеством жизни населения России, поскольку коррупция оказывает негативное влияние на все процессы, протекающие в экономике страны. Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже она по уровню жизни.

Высокий уровень коррупции опасен тем, что в процессе слияния экономической и криминальной преступности с коррупцией формируется теневая система, между элементами которой устанавливаются определенные взаимоотношения и связи. Посредством вливания незаконных средств в экономику государства ей наносится значительный ущерб. Капитал криминального происхождения, включаясь в высокодоходные сферы легальной экономики, приносит своим владельцам большие прибыли и позволяет им вести роскошный образ жизни на законных основаниях, что является стимулом к созданию и развитию организованных пре-

Доцент кафедры экономики и экономической безопасности АЭБ МВД России, кандидат экономических наук.

СО

OI

О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

CO

Ol

О CJ

о о о

CL

ce

CQ s

H

о

0

1

о я с о

m ф

VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

ступных группировок. Проникая в легальную экономику, организованная преступность облегчает себе способы отмывания последующих криминальных доходов, при этом в предпринимательскую сферу привносятся нравы и обычаи преступного мира, навязываются обществу криминальные нормы общения, культивируется противоправная мораль. Как следствие — в легальной экономике сформировались сильно деформированные рынки несовершенной конкуренции, на которых господствуют такие методы устранения конкурентов, как физическое и моральное устранение, заказное убийство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, обман потребителей и т.д. Легализованный и многократно увеличенный криминальный капитал используется в целях лоббирования криминальных интересов, а также реинвестируется в российскую экономику путем скупки акций предприятий наиболее прибыльных отраслей. В результате они попадают под контроль российских и зарубежных криминальных структур.

Благодаря коррупционным связям и насилию преступные сообщества внедряются в процессы государственного и муниципального управления, работу хозяйственных организаций, создавая там различные фирмы, мощную посредническую сеть, взявшую в свои руки контроль за финансами, реализацией продукции предприятий, проведением взаимозачетов между ними. Таким образом, теневые структуры приобретают черты системной угрозы социально-экономическому развитию России.

Из-за коррупции российские бизнесмены вынуждены на 40 % увеличивать стоимость своих товаров, а общая цена взяточничества для России составляет около 318 млрд долл. При этом размер взяток с каждым годом увеличивается. Сегодня создать что-то новое в России крайне сложно. Конечно, у нас много талантливых инициативных людей. Но их становится все меньше. Хотя перспектив, возможностей для бизнеса очень много. Но неправильная экономическая политика и разгул коррупции душат все инициативы. Поэтому многие бизнесмены переводят свои предприятия за границу, если у них есть такая возможность. Кожевники, обувщики уже давно инвестируют в азиатские страны.

Подход к разрешению этой проблемы должен быть комплексным и глубинным,

то есть необходимо разобраться в причинах данного явления. Современные методы борьбы с коррупцией, как показывает статистика, являются неэффективными. Ведь, борясь с теми, кто дает или кто берет взятки, мы не решаем самой сути проблемы. Надо бороться с причинами, а не их последствиями. Борясь с последствиями, мы создаем новые проблемы, и тем самым проблемная спираль накручивается все больше и больше. Например, мы боремся с коррупцией посредством выявления и наказания взяточников. Но, выявляя коррупционера, мы не устраняем саму проблему — потому что, даже если его посадят, на его место придет другой и не сможет устоять против тех соблазнов, что сулит пост чиновника. Следовательно, рано или поздно будет брать взятки. Он будет более тщательно скрывать следы преступлений, а мы будем тратить огромные деньги, чтобы их выявить.

Как отмечал в своем научном труде «Правила для руководства ума» Рене Декарт, «ничто так не отклоняет нас от прямого пути разыскания истины, как если мы направляем наши занятия не к этой общей цели, а к каким-либо частным». В основе любой проблемы лежит причина, если ее удастся распознать, то проблема уже будет решена наполовину. Для того чтобы исследовать истинную причину происходящего в экономике любой страны, нельзя рассматривать одну из проблем обособлено, ибо они связаны между собой и друг от друга зависимы.

Основным недостатком российской экономики является чрезмерное вмешательство представителей государственной власти в экономику. Печальное положение экономики нашей страны отражается и в мировых рейтингах. По данным Всемирного банка, Россия занимает 120-е место по комфортности ведения бизнеса из 180 возможных. По рейтингу экономической свободы стран мира 2011 г., который проводят американский исследовательский центр «Фонд наследия» и The Wall Street Journal, Российская Федерация заняла 143-е место2. В регионе Европы Россия занимает 41-е место в рейтинге экономической свободы стран мира 2011г. из 43 стран, опережая Беларусь и Украину. При этом эксперты отмечают, что препятствуют развитию экономической деятельности в России коррупция, обременительные правила, бюрократические несогласованности, слабая защита прав собственности, а участие государ-

ства в экономической деятельности ведет к удорожанию инвестиций и снижает динамику частного сектора. Зависимость российской экономики от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны.

И, каким бы ни был контроль, при существующей системе излишнего госрегулирования будет продолжаться воспроизводство этих нарушений. Легче работать с 30—40 сырьевыми компаниями, управляя ими в ручном режиме, чтобы таким образом держать экономику в более или менее стабильном состоянии. Поэтому представители сырьевой экономики и бюрократия сопротивляются инновациям в России. Сырьевая модель экономики подразумевает определенные правила игры и определенные последствия. Власти сырьевой экономики прежде всего заинтересованы в стабилизации обстановки, а не в развитии страны. Когда идут потоки нефтяной наличности, думать о других доходах уже необязательно. Более того, главная задача сырьевой экономики: что делать с населением страны, чтобы обеспечить макроэкономическую и социальную стабильность? Именно поэтому даже во время кризиса столько риторики со стороны властей на социальные темы. Было потрачено 250 млрд долл. на поддержку курса рубля. На сырьевую экономику в стране работают приблизительно 25 млн человек. А все остальные миллионы нужно держать довольными. Для этого создается огромное количество дешевых бюджетных рабочих мест. Из-за этого растут бюрократия и соответственно коррупция. Потому что места дешевые, а зарабатывать как-то надо. Вот и начинается капитализация возможностей каждого такого рабочего места и развивается коррупция.

Движущим фактором и причиной существования коррупции являются коллективные инвестиции. Пока существуют коллективные инвестиции в такой огромной стране, как Россия, коррупция нам гарантирована. При коллективном инвестировании в большой стране неизбежно будет происходить ущемление интересов одних людей во благо других. Так называемый обратный эффект от масштаба — чем больше численность населения, тем больше наблюдается расхождение интересов. И, как следствие, группы со схожими интересами пытаются навязать свои

представления о целях использования бюджетных средств на те или иные мероприятия. Они пытаются протолкнуть свои интересы как доминирующие на законодательном уровне посредством лоббирования. Механизм всем хорошо известен — это коррупция. В итоге все стараются получить доступ к денежному потоку, формирующемуся из средств, полученных путем принудительного забора у населения в виде налогов и различных обязательных платежей. Для этого создаются неодинаковые условия, от которых кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. И для того чтобы не оказаться в числе проигравших, граждане прибегают к исторически апробированному механизму — коррупции. Большая часть населения оказывается в безвыходном невыгодном положении, а оставшаяся часть борется за доступ к денежному потоку в виде обязательных платежей кто как может, так как это одно из самых рентабельных направлений. Ведь, как говорил Пьер Лепезан де Буагильбер, богатым достаточно продолжительное время можно стать только лишь через общественное богатство. За часть народной прибыли борются, и, надо отметить, небезуспешно, не только государственные чиновники, но и представители финансового, страхового, транспортного секторов, естественных монополий и даже творческая интеллигенция в виде авторских отчислений, заложенных в стоимость бытовой техники.

Для устранения этих недостатков необходимо прекращение финансирования и субсидирования государством различных предприятий, что также относится к установлению принципа невмешательства государства в экономику. А также создать условия для равноправного доступа всех экономических субъектов к ресурсам. Только при исполнении данного принципа возможна положительная динамика экономики, так как все нерентабельные производства ликвидируются или реорганизуются, перестав поглощать прибыль рентабельных производств.

Необходимо дать людям возможность самим решать, за что им платить, а за что нет. Государственная помощь в виде субсидий выглядит как обязывание граждан платить за неквалифицированные услуги и некачественные товары, помогая процветать неэффективному бизнесу. Это надо срочно остановить, поскольку неэффективный бизнес может довольно долго существовать только в одном случае —

со

О!

О

сч

о о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я

s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я

29. Правовые основы противодействия коррупции в России

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 №1300, коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Российской Федерацией в 2006 году ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В соответствии с ними Россия обязана проводить оценку национального законодательства в целях предупреждения коррупции.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р, неотъемлемым условием достижения заявленных в Концепции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции.

Указанной выше Концепцией органам государственной власти поставлены задачи разработать и реализовать механизмы противодействия коррупции, а именно:

- создать специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;

- проводить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

- создать методические основы оценки коррупциогенности государственных функций;

- разработать антикоррупционные нормативные правовые акты.

В целях реализации приведенных выше задач Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 -2011 годы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

10.01.2009 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Указанным выше Федеральным законом закреплено понятие «коррупция», как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» внесены соответствующие изменения в ряд федеральных нормативных правовых актов в сфере трудового, административного законодательства, законодательства о государственной гражданской службе.

Следует отметить, что 17 июля 2009 г. принят Федеральный закон №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в соответствии со статьей 3 которого, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами, организациями, их должностными лицами.

Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

1) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

2) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

3) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

К действующим нормативным правовым актам федерального уровня, регламентирующим вопросы противодействия коррупции относятся:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

2) Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 08.03.2006 №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции»;

4) Федеральный закон от 25.07.2006 №125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»;

5) Указ Президента Российской Федерации от 08.04.1997 №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных средств при организации закупки продукции для государственных нужд»;

6) Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 №815 «О мерах по противодействию коррупции»;

7) Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 №1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи»;

8) Указ Президента Российской Федерации от 18.12.2008 №1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества»;

9) Указ Президента Российской Федерации от 10.03.2009 №261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» (в редакции от 12.01.2010 №59);

10) Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

11) Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

12) Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (в редакции от 12.01.2010 №59);

13) Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» (в редакции от 12.01.2010 №59);

14) Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 -2011 годы»;

15) Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

16) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

17) постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

18) приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 №92 «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность»;

19) приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 №77 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований».

Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

УДК 343

Александрова Ирина Александровна Alexandrova Irina Alexandrovna

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor, associate professor of the chair of criminal and penal law

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Theoretical concept criminal policy of economic security and anti-corruption

В статье представлена идеология и методология авторской Концепции уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Автор изложил основные концептуальные положения, касающиеся организации стратегии противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная политика, экономическая преступность, коррупция.

The article presents the ideology and methodology of the author's concept of criminal policy to ensure economic security and anti-corruption. The author outlined the main conceptual provisions relating to the organization strategy to counter economic crimes and corruption focus.

Keywords: criminal law, criminal policy, economic crime, corruption.

1. Концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции (далее — Концепция) представляет собой систему (доктринальных) положений, определяющих сущность, цель, принципы, направления, приоритеты и критерии эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности по охране от преступных посягательств средствами уголовного законодательства и иных отраслей российского права экономическихотношений.

2. В основу Концепции положена законодательная база, включающая Конституцию России, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (в части, не противоречащей российской Конституции), относящиеся к объектам данной уголовной политики, Уголовный кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации [1] и Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда РФ; резуль-

таты изучения доктринальных источников, посвященных вопросам уголовной политологии, борьбы со служебно-экономическими преступлениями; главные выводы авторского исследования проблем противодействия экономической и коррупционной преступности в период 2009—2014 годов по материалам уголовных дел, данным интервьюирования и анкетирования сотрудников правоохранительных органов и гражданского общества, специальной и общей периодической печати; предложения Доктринальной модели уголовно-процессуального доказательственного права РФ [2; 3] и Концепции комплексной организационно-управленческой реформы правоохранительных органов РФ, подготовленной Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге для Комитета гражданских инициатив совместно с фондом «ИНДЕМ» [4], которые позволили разработать научный проект коррекции современного курса уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Он

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

75

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

является альтернативой предложениям политических конкурентов в лице правых либералов, желающих укрепления и продолжения в неизменном виде современного курса данной уголовной политики, и консерваторов, выступающих за полное сворачивание либеральных уголовно правовых реформ.

3. Концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции может быть использована при разработке и принятии государственной доктрины уголовной политики, при обсуждении предложений по модернизации современной уголовной политики, созданию новых УК, УИК и УПК РФ с участием широких масс общественности. В принятой демократическим путем Государственной доктрине уголовной политики РФ в качестве платформы для последовательного, непротиворечивого правотворчества, толкования и применения правовых антикриминальных норм, регулирующих правоохранительные отношения, составной частью должна стать политика противодействия коррупции и экономической преступности, в том числе в ее наиболее опасных организованных формах. В последующем данная Государственная доктрина будет основой для оценки и корректировки уголовной политики.

4. Концепция определяет предпосылки, приоритеты, цели, задачи, идеологию уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции и принципы, а также конкретные меры (программу) по модернизации законодательства для создания эффективного сбалансированного справедливого уголовно-правового механизма противодействия коррупции и обеспечения экономической безопасности в нашей стране.

Уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции выступает самостоятельной составной частью уголовной политики Российской Федерации. Эта комплексная антикриминальная стратегия включает две взаимосвязанных, хотя и отличающихся друг от друга составляющих: уголовную политику по противодействию преступности в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и уголовную политику по противодействию уголовной коррупции. Необходимость ее единства в таком виде обусловлена общими предпосылками, целями, идеологией, принципами.

Она строится на признании взаимосвязи и взаимной обусловленности ее основных положений с экономической, социальной политикой

современной России, а также политикой в области государственного строительства, проведения административной реформы и политикой в сфере международных отношений.

5. Предпосылки и приоритеты уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Предпосылки данной уголовной политики — это объективные угрозы безопасности России, которые осознаны в качестве таковых субъектами уголовной политики и подвергаются целенаправленному противодействию в рамках определенного вида уголовной политики.

Общая предпосылка для выделения в качестве приоритетной — в составе общей уголовной политики — уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции состоит в том, что ее предмет представляет наибольшую опасность для государства, общества, будущего страны и требует комплексного воздействия со стороны правоохранительной системы всеми имеющимися ресурсами и силами.

Принципиальное единство этих двух антикриминальных видов деятельности государства, составляющих данный вид уголовной политики, обусловлено объектом, на который они направлены. Предметом этой уголовной политики прежде всего являются экономическая преступность, в том числе ее наиболее опасные организованные формы, и срощенная с ней верхушечная коррупция. Эти виды преступности — главная внутренняя угроза для России и вызов российской государственности, на который политически ответственная власть должна ответить надлежащим образом и как можно скорее.

Приоритеты внутри самой уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции — это основные наиболее актуальные направления ее формирования и реализации, а именно: (1) экономическая преступность в ее организованных формах и (2) верхушечная коррупция в органах государственной власти. Уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции включает в себя два неразрывно связанных между собой направления правоохранительной деятельности государства: противодействие коррупционным преступлениям и противодействие преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Она призвана быть уголовно-правовым инструментом разрушения криминогенной составляю-

76

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

щей организованных форм преступности в сфере экономической деятельности и коррупции, смычки части чиновников и предпринимателей в виде элитарной коррупции и экономической преступности, являющихся главными врагами российского народа.

Реальная экономическая преступность [5] была, остается и будет основой корыстной преступности, что наносит самый большой ущерб экономике, приводит к деградации целых ее секторов и регионов, лишает основы всю социально-политическую надстройку. А коррупция разрушает государственную власть, включая обвинительную власть, уголовную юстицию, которые призваны бороться с экономической преступностью, но по факту симулируют эту борьбу, «рисуя» показатели о ее результатах. В итоге получается, что коррупция и экономическая преступность подпитывают друг друга, сплелись в единый криминальный клубок. Поэтому от того, насколько эффективной будет данная комплексная уголовная политика, зависит будущее нашего государства и нации.

При этом следует исходить из того, что экономическая преступность и коррупция неискоренимы и органически присущи буржуазному обществу. Ввиду неуничтожимости основной криминогенной причины (в виде социального неравенства, основы мотивации поведения в условиях буржуазного общества — жажды наживы) посредством уголовной политики может быть только сдерживание, контроль экономической преступности, снижение социальных издержек от нее, максимальное обеспечение защиты интересов потерпевших и ликвидация наиболее опасных ее проявлений. Уголовная политика призвана обеспечить такой уровень преступности в сфере экономической деятельности, который не будет носить разрушительного характера для народного хозяйства, являться терпимым для общества. Контроль преступности в экономической сфере возможен только при подавлении коррупции, поскольку главной криминогенной причиной экономической преступности является коррупционная связь части государственных чиновников и предпринимателей.

В области противодействия преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, экономическая эффективность, прагматизм и целесообразность приоритетны по отношению к неотвратимости уголовной ответственности: по общему правилу заглаживание вреда снимает уголовное правопритязание к лицу, совершив-

шему преступление небольшой или средней тяжести. Наказание обращается на личность пре-ступника-предпринимателя в случаях отказа, прямого или косвенного, от возмещения вреда или когда им совершено тяжкое или особо тяжкое преступление в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, или экономическое преступление сопряжено с коррупционным преступлением, иным преступлением, повышающим социальную опасность данного лица или его деяния. Нетерпимость должна быть по отношению к экономической преступности в организованных формах, а также в случаях установления связи ее субъектов с коррупционной деятельностью. Приоритетом уголовной политики противодействия коррупционной преступности является максимальное снижение элитарной коррупции.

6. Цели и задачи уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

6.1. Основной целью уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции является эффективная правовая охрана общественных отношений в сфере экономики, контроль над экономической преступностью и очищение органов государственной власти, муниципального управления, менеджмента коммерческих организаций от коррупции.

Поскольку уголовная политика есть продол -жение экономической политики, постольку в конечном счете она направлена на защиту, оздоровление и развитие института частной собственности, укрепление законного партнерства государства и бизнеса, повышение эффективности управления народным хозяйством, развитие экономики как базы национальной, государственной безопасности.

6.1.1. Конкретными целями уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции являются:

— обеспечение безопасности человека, его прав и свобод, а также защита юридических лиц и их законных интересов от угроз, связанных с экономической преступностью (в первую очередь — организованной);

— обеспечение безопасности экономической и социальной систем от угроз, связанных с экономической преступностью (прежде всего в ее организованных формах);

— защита интересов коммерческих организаций, предприятий, прав и свобод предпринимателей от коррупционных преступлений (в том числе коммерческого подкупа);

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

77

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

— защита государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от коррупционных преступлений.

В настоящее время наибольшую угрозу экономической и даже больше — национальной безопасности представляет коррумпированность части господствующей элиты, вовлеченной в экономическую преступность, организованные ее формы. Это две стороны одного криминогенного явления, производного от фундаментальных качеств экономики и политической системы: неправомерной исторически сложившейся связи государства и бизнеса, сырьевой модели экономики, в значительной мере криминального происхождения института частной собственности, сформированного в ходе несправедливой приватизации, отсутствия справедливой конкуренции в экономике и политике. Стратегически данная уголовная политика направлена на ликвидацию или смягчение этих факторов, что должно содействовать повышению конкурентоспособности российской экономики и улучшению инвестиционного климата, защите интересов отечественного бизнеса и созданию новой экономической модели.

Уголовная политика является уголовно-правовым инструментом содействия качественным преобразованиям в сфере экономики и государственного строительства. В условиях падения цен на энергоресурсы, применения санкций экономического характера со стороны ведущих западных стран проблема смены прежнего вектора экономического развития страны — это проблема выживаемости России. Необходимо переходить к опоре на частный производственный сектор, снижать прямое участие государства в экономической деятельности при одновременном качественном улучшении обеспечения безопасности ведения бизнеса и снижения его криминализации. Защита прав законопослушных предпринимателей и частной собственности является приоритетом уголовной политики противодействия коррупционным преступлениям и преступлениям, совершаемым в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Суть текущего политического момента в том, чтобы перейти от постсоветской (переходной) парадигмы уголовной политики к демократической, либерально-правовой модели отношений государства и бизнеса, общества.

Либеральный курс модернизации российского государства и экономики должен быть продолжен более последовательными и реши-

тельными мерами по построению институтов правового государства, задействованных во всех компонентах уголовной политики, демократизации политического режима, который создает необходимую среду для противодействия наиболее опасным видам экономической преступности и коррупции.

6.2. Достижение целей предполагает комплексное решение следующих актуальных задач:

— защита личности, общества и государства от экономической преступности в ее наиболее опасных организованных проявлениях;

— обеспечение безопасности потребителей товаров и услуг, производимых субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности от угроз, связанных с преступностью, прежде всего организованных ее форм;

— охрана уголовно-правовыми средствами частной собственности и институтов рыночной экономики от экономической и коррупционной преступности; поддержка честного и открытого предпринимательства и добросовестной конкуренции;

— обеспечение безопасности свободы предпринимательства и честной конкуренции, законопослушных субъектов предпринимательской или иной экономической деятельности, защита их прав и законных интересов от угроз, связанных с коррупционной преступностью и преступлениями самих предпринимателей свободы предпринимательства и честной конкуренции;

— минимизация социальной напряженности в обществе — это повышение уровня безопасности путем привлечения к уголовному преследованию лиц, виновных в совершении преступлений в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и принуждения их к возмещению причиненного вреда; быстрого и справедливого разрешения уголовно-правового конфликта, вызванного преступлением экономического характера, с учетом интересов всех заинтересованных лиц;

— снижение преступности в сфере экономической деятельности до социально приемлемого реального состояния, не препятствующего интенсивному, устойчивому решению государственных задач путем устойчивого развития экономики, вытеснения криминально-теневой экономики; декриминализация секторов экономики, имеющих стратегически важное значение для государства;

— модернизация уголовно-правовой системы, нейтрализация последствий совершения экономических преступлений с учетом необходимости одновременного решения каратель-

78

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

ных, восстановительных, социально-реинтеграционных и превентивных задач;

— защита прав и законных интересов потерпевших от экономических преступлений на основе идеи справедливости, восстановление их в правах, в первую очередь компенсация причиненного им преступлением вреда, а также предоставление возможности для самозащиты правовыми средствами; защита прав всех, кто оказался вовлеченным в конфликт, вызванный преступлением в сфере экономической деятельности и расследованием этого преступления;

— создание надежных гарантий незыблемости права государства на применение мер уголовно-правового воздействия в отношении любых лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, и недопустимости искажения этой государственной функции под влиянием эгоизма частных собственников основных средств производства, проявляющего себя в лоббировании интересов крупных предпринимателей в законотворчестве — в ущерб интересам остального общества;

— сохранение и укрепление уголовно-правового суверенитета государства в сфере противодействия экономической преступности от угрозы приватизации уголовно-правового механизма противодействия экономической преступности и создания неоправданных изъятий из принципа равенства всех перед уголовным законом и органами уголовной юстиции при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности преступников-предпринимате-лей или лиц, прикрывающихся статусом предпринимателей;

— разделение предпринимательства и власти, создание уголовно-правовых гарантий невмешательства государственной, муниципальной власти в законную свободную предпринимательскую деятельность;

— защита государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления от коррупционных проявлений криминального характера и повышение таким образом качества государственного управления народным хозяйством;

— обеспечение адекватности уголовного и иного антикриминального законодательства актуальным криминальным угрозам и новым тенденциям: в виде высокотехнологичных информационных, интернет-технологий, влияющих на изменения в экономической и коррупционной преступности;

— достижение максимального соответствия законодательного обеспечения, в том числе антикоррупционного, для повышения уровня экономической безопасности, конституционным и международно-правовым стандартам в области защиты прав человека и обеспечения безопасности государства и общества, справедливого баланса частного и публичного интересов при осуществлении уголовно-правовой охраны;

— выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом, предпринимательством и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы в области охраны правового и экономического порядка и обеспечения правопорядка в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также противодействия коррупции;

— восстановление баланса ценностей и верное определение приоритетов в курсе уголовной политики.

7. Идеология уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

Уголовная политика — это определенная идеология в действии, это система ценностей, воплощенных или подлежащих воплощению в позитивном праве и правопорядке. Настоящая Концепция призвана дать идеологическую основу разработки изменений уголовного законодательства РФ для более эффективного обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, с акцентом на охрану сферы предпринимательской или иной экономической деятельности.

Идеология уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции должна быть последовательно либерально-демократической, то есть защищать свободу, демократические ценности, права и законные интересы всехсубъектов уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных правоотношений, складывающихся при охране экономики, предпринимательской деятельности, защите интересов государственной власти и интересов службы в органах местного самоуправления, в органах правления коммерческих организаций.

Политическая платформа Концепции стремится к компромиссу, сбалансированности, основана на равновесии между правыми и левыми ценностями, частным интересом получения прибыли (бизнеса) и общественным (народным, государственным) интересом. В ней сочетаются леволиберальная, праволиберальная идеологии,

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

79

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

патриотизм и евроцентризм, преемственность в правовом развитии и заимствование позитивного правового опыта зарубежных государств.

Основное идеологическое требование — восстановление справедливости, гармонизация законодательства, преодоление волюнтаризма, однобокости и крайностей в уголовной политике по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Экономическая безопасность страны не сводится лишь к «безопасности предпринимателей» (от правоохранительной системы). Поэтому подлежат отмене неоправданные изъятия из общих уголовных и уголовно-процессуальных правил, которые были сделаны в пользу «предпринимателей», будучи ложно оправдываемыми идеологией наибольшего благоприятствования бизнесу и ограждения его от уголовной юстиции. Эта праволиберальная идеология уголовной политики, предполагающая создание максимальных преференций бизнесу, ввиду того что его интересы якобы совпадают с интересами всего общества, воплощена в концепции Doing Business [6]. Альтернативой ей выступает модель уголовной политики Crime Control, реализуемая в США, Канаде, Великобритании (после кризиса 2008 г.), а также в Китае и других государствах с подобной социально-экономической моделью, которая предполагает ужесточение уголовной ответственности за тяжкие экономические преступления, введение уголовной ответственности за воспрепятствование расследованию, сокрытию улик, имущества, полученного преступным путем. Таким образом, эгоизму предпринимателей государство положило довольно жесткий уголовно-правовой предел. Такого рода меры назрели и у нас, хотя потребность в них обусловлена специфическими причинами. Коррекция курса уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции объективно обусловлена изменившейся в 2014 году внешней и внутренней ситуацией. Впервые в постсоветской истории Россия вынуждена противостоять Западу. Внешнеполитический курс государства, диктуемый национальными интересами, изменился. Экономическая ситуация ухудшается. Прежние праволиберальные идеи, которые привели к созданию существующей модели экономики, уже не могут претендовать на истину в последней инстанции. Надо модернизировать стратегию экономического развития, и уголовная политика должна быть частью этой модернизации. В условиях противостояния Западу либеральный курс уголовной политики

должен быть левее, стать более народным [7]. Праволиберальная идеология в виде концепции Doing Business должна быть уравновешена идеологией Crime Control. Определяющими для российской уголовной политики должны быть базовые нормативные ценности российского общества (прежде всего стремление к справедливости), а не идеология, оправдывающая возможность откупиться за совершенное преступление. Стратегия обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, самобытное развитие России как независимого государства с эффективной уголовной политикой требует равновесия между правыми и левыми ценностями, что подразумевает отказ от любых правовых преференций, которые были сделаны и которые еще предлагают сделать в пользу «предпринимателей». Хотя курс буржуазной уголовной политики в создавшихся исторических обстоятельствах не может быть отменен вообще. Отказ от рыночной, капиталистической системы, от участия в глобализации, от глобальной конкуренции во всехсферахжиз-ни, попытки изоляционизма, равно как и отгораживание своей правовой системы от мировых тенденций ведут к прозябанию общества в относительной бедности, а в конечном итоге — к краху цивилизационного проекта новой России. Создание автаркии, автократии и воссоздание советской модели уголовной политики несовместимо со стратегическими целями Российской Федерации. Выход в том, чтобы продолжать увязывать меры по либерализации в экономике с демократизацией политико-правовой надстройки. Это должно отразиться на уголовной политике по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Последовательная либеральная, демократическая правовая идеология должна воплотиться в новом уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном законодательстве.

8. Принципы уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции.

Принципы уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции базируются на принципах российского права, конституционно-правовых основах взаимоотношения личности и государства, общепризнанных принципах и нормах международного права, на руководящих началах уголовно-правового регулирования — прин-ципахуголовного права (в том числе и на принципах, уже закрепленных в УК РФ), принципах иных отраслей антикриминального цикла.

80

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

Система принципов уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции основана на понятиях правового государства, демократии, верховенства права, приоритете прав и свобод человека и гражданина в правоохранительной деятельности.

8.1. Принцип верховенства российского права. Суверенную, национально и социально ориентированную уголовную политику должно проводить универсальными уголовно-правовыми средствами, прошедшими апробацию в других государствах. При этом приоритет национального уголовного законодательства над иными источниками права неоспорим. При осуществлении уголовной политики не может применяться нормативный правовой акт, который противоречит УК РФ, Конституции РФ. Законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, положения которых касаются уголовно-правового регулирования, должны соответствовать УК РФ.

8.2. Публичность (официальность) уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции заключается в том, что правовой режим ее реализации является публично-правовым, субъектом уголовной политики выступает государство в лице компетентных органов и преобладающим методом правового регулирования правовых отношений в данной сфере является императивный метод. Частное начало и институты, связанные с ним, по определению могут иметь только субсидиарный характер в уголовно-правовой сфере, хотя бы она охватывала предпринимательскую и иную экономическую деятельность; частный элемент не должен подрывать государственную монополию в этом виде правоохраны.

Общественная опасность деяния — главное качество любого преступления, независимо от сферы его совершения. То обстоятельство, что преступление совершается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (экономической сфере), не делает его менее опасным по сравнению с аналогичным корыстным преступлением, совершаемым вне экономической зоны. Подход законодателя к оценке общественной опасности корыстных преступлений, независимо от сферы их совершения, должен быть одинаковым.

Национальным и государственным интересам отвечает сохранение универсального публично-правовой режима обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции. Поэтому частно-публичный правовой режим противодействия ряду преступле-

ний, совершаемых в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, должен быть ликвидирован. Одинаковой должна быть уголовная политика и в части пенали-зации коррупционных преступлений в частном секторе. Универсальный публично-правовой режим уголовного преследования за преступления коррупционной направленности должен быть одинаковым, что в государственном секторе, что в частном.

8.3. Принцип законности и формальной определенности уголовно-правовых норм, а равно иных правовых предписаний, регулирующих деятельность правового механизма уголовной политики. Уголовная политика обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции должна основываться на общепризнанных нормах и принципах международного права, стандартах и прецедентах, выработанных ЕСП, нормах Конституции РФ, федеральных законов, а также не противоречащих им нормах подзаконных нормативных правовых актов.

Принцип законности взаимосвязан с верховенством закона и справедливостью в уголовной политике. Преступность, наказуемость и иные последствия совершения преступления определяются только законом. Запрещается использование правовых механизмов и процедур, если такая правоохранительная деятельность связана с нарушениями названных правовых предписаний, либо направлена на достижение противоправных целей. С учетом требований правовой определенности и правовой стабильности расширительное толкование норм уголовного законодательства в части, определяющей основания уголовной ответственности, не допустимо. Необходимо принять юридико-технические меры, исключающие расширительное толкование признаков и границ поведения, признаваемого преступным при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности. В их числе первоочередной должно быть введение в Общую часть УК РФ запрета на расширительное толкование уголовного закона, за исключением толкования норм об освобождении от уголовной ответственности и от наказания и нормы об обстоятельствах, смягчающих наказание.

8.4. Целесообразность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Публичность и законность уголовной политики не исключают проявления в границах определенных законом усмотрения правоприменителя — субъекта реа-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

81

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

лизации уголовной политики в применении правовых средств реагирования на выявленный факт преступления в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Важнее не то, чтобы обеспечить уголовно-правовым механизмом неотвратимость ответственности каждого преступника, а то, чтобы были восстановлены правовые отношения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Уголовная политика призвана стимулировать восстановительную, компенсационную деятельность малоопасных преступников, предоставляя правоприменителю возможность не привлекать их к уголовной ответственности или подвергать уголовному наказанию. Требование о неотвратимости уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего коррупционной направленности, должно сочетаться с гибкостью, избирательностью уголовного преследования преступников, совершивших менее тяжкие преступления. Таким образом, достигается необходимая концентрированность уголовной политики (сосредоточенность ее на наиболее опасных преступных явлениях в экономике и системе государственной власти), с одной стороны, контроль преступности — с другой. Следовательно, целесообразность как принцип уголовной политики по противодействию преступлениям в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности выступает одновременно принципом концентрации на уголовном преследовании наиболее опасных преступников, совершивших экономические преступления.

На уровне законотворчества целесообразность проявляется, прежде всего, в политике криминализации и пенализации противоправного, социально опасного поведения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Криминализация деяний в сфере экономики оправдана лишь тогда, когда кроме как уголовно-правовым запретом никакими другими средствами невозможно обеспечить охрану общественных отношений. Противоречие уголовно-правового запрета стратегическим целям правового регулирования в сфере экономики делает его нецелесообразным и должно влечь его отмену. И наоборот, в кризисные переходные периоды требуется усиление уголовной репрессии против субъектов, чье преступное поведение в экономической сфере ставит под угрозу безопасность государства.

На уровне правоприменения и толкования закона целесообразность проявляется в уго-

ловной политике как принцип уголовного преследования. Это означает возможность прекращения уголовного преследования и замену уголовной ответственности и наказания иными альтернативными санкциями, если цели могут быть достигнуты другим путем. Необходимо дальнейшее развитие правового механизма освобождения от уголовной ответственности по основанию, предусмотренному статьей 761 УК РФ, в порядке, предусмотренном статьей 281 УПК РФ. Однако его правовой режим должен быть сближен с правовым режимом, устанавливаемым статьями 76 УК РФ, 25 УПК РФ [8].

Следует нормативно закрепить принцип целесообразности уголовного преследования и дискреционные полномочия прокурора, как это предлагается Доктринальной моделью уголовно-процессуального доказательственного права РФ. Прокурор, возглавляющий обвинительную власть, должен считаться субъектом уголовной политики по противодействию преступности, в том числе уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции.

Целесообразность проявляется в дифференциации уголовной ответственности с учетом обстоятельств совершенного преступления, его тяжести, личности виновного. Однако признаки, характеризующие личность виновного (лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью), не могут входить в систему признаков, определяющих основание уголовной ответственности.

8.5. Равенство субъектов перед законом и судом как принцип уголовной политики обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции. Принцип формального равенства всех субъектов перед законом и судом — это основа права, основа правового регулирования и уголовной политики в любой сфере, в том числе и в сфере предпринимательской и экономической деятельности, а также противодействия коррупции. В уголовноправовой сфере не может быть привилегий или ограничений в правах лиц, по признакам расы, национальности, политических, религиозных или других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, гражданства, образования, рода занятий или другим признакам.

Ни уголовное законодательство, ни другой закон, определяющий уголовную политику, не должен содержать норм и предписаний, создающих особый уголовно-правовой статус граждан на основе их принадлежности к какой-

82

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

либо социальной группе — «предпринимателей», как это предлагается идеологами шести пакетов «про-предпринимательских» поправок в УК РФ и другие законодательные акты антикриминального цикла. Принципиально важно исключать привилегии и тем более иммунитет от уголовного преследования для лиц, имеющих статус предпринимателей. Следует решительно возразить против попыток ввести в УПК РФ специальную главу об особом порядке производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных предпринимателями в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Требуется восстановить этот принцип в его прямом смысле в уголовной политике по противодействию преступности в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности и отменить все преференции субъектам предпринимательской деятельности от уголовного преследования, отменить изъятия из общих правил, регулирующих порядок привлечения их к уголовной ответственности и уголовного преследования.

8.6. Социальная справедливость, хотя и закреплена в УК РФ в качестве уголовно-правового принципа, не может считаться принципом уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Справедливость уголовной политики в сфере экономики означает применение мер уголовной ответственности к преступникам сообразно общественной опасности их деяний и посткриминального поведения, направленного на восстановление нарушенных преступлением правоотношений. Справедливость равнозначна эффективности уголовной политики по достижению ее целей и решению задач. Она имеет два измерения — материально-правовое и уголовно-процессуальное. Материально-правовой аспект справедливости состоит в создании межотраслевого правового механизма возмещения вреда, причиненного организованными формами экономической и коррупционной преступности. Он должен включать в себя нормы уголовного, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. Второй аспект справедливости относится к уголовно-процессуальной составляющей уголовной политики: справедливым должно быть уголовное судопроизводство, правила, его определяющие, должны отвечать стандартам состязательного уголовного судопроизводства [9]. Основной узел юридико-технической проблематики, связанной с модернизацией право-

вого механизма уголовной политики, состоит в реформировании деятельности криминальной федеральной полиции по типу уголовного розыска и раскрытия преступлений, приводящих к формированию основания для выдвижения обвинения, а в случае его подтверждения в ходе состязательного уголовного производства — для привлечения к уголовной ответственности преступника в форме обвинительного приговора, а вместе с тем — аресту имущества (в уголовно-процессуальном порядке) и эвентуально — конфискации имущества, составляющего результат как преступного, так и необоснованного обогащения (в гражданско-процессуальном порядке).

8.7. Гуманизм уголовной политики. Человек, его права и свободы являются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства по противодействию преступности. Гуманизация должна быть повсеместной, а не выборочной по признакам социального положения, рода или сферы деятельности. Гуманизм уголовной политики по обеспечению экономической безопасности путем противодействия преступлениям в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не должен входить в противоречие с требованиями социальной и криминологической обоснованности уголовного законодательства. Поэтому недопустимы неоправданная декриминализация, депенали-зация, необоснованное смягчение уголовного наказания лицам, совершившим преступления при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.

8.8. Полинормативность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, межотраслевой характер ее правовой базы, комплексность правовых норм и видов правоохранительной деятельности, составляющих содержание этой уголовной политики. Содержание уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции составляют правовые меры в виде уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, оперативно-разыскного, административно-правового, гражданско-процессуального законодательства, законодательства других отраслей российского права, а равно практика его толкования и применения субъектами уголовной политики, прежде всего органами уголовной юстиции в лице прокуратуры и суда. Потому и принципы, на которых она строится, полинормативны, правосинтетичны.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

83

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

Преступность деяния в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности должна определяться УК РФ с учетом предписаний законодательства иных отраслей права. Институты, правовые термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в УК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. При этом все противоречия, двусмысленности, сомнения и неясности уголовного закона, а равно иных законов и подзаконных актов, применяемых в уголовном деле, должны в силу презумпции невиновности и приоритета прав и свобод человека толковаться в пользу лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

Сделка и (или) иное действие, явившееся основанием для возникновения, изменения или прекращения гражданских, земельных, налоговых и иных правоотношений, законность которых подтверждена вступившим в законную силу судебным решением, не может рассматриваться как общественно опасное деяние, пока судебное решение не опровергнуто в предусмотренном законом порядке.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при совершении деяния, предписываемого или разрешенного федеральным законодательством или законодательством субъекта Федерации, принятым во исполнение прямого указания федерального законодательства.

8.9. Централизм, единоначалие и скоординированность уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Надлежащая настройка системы правоохранительных органов и уголовно-процессуальная форма их деятельности (организационная, процедурная составляющие уголовной политики) — центральная проблема реформирования стратегии современной уголовной политики, в том числе в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Эта часть модернизации уголовной политики главным образом содержится в уже означенной Концепции комплексной организационно-управленческой реформы правоохра-нительныхорганов РФ.

Среди субъектов уголовной политики особое место занимают органы уголовной юстиции и органы обвинительно-следственной власти. Без обеспечения независимости судебной власти невозможна никакая уголовная политика в правовом государстве [10]. Однако роль суда не в том, чтобы проводить уголовную политику, а в

том чтобы, делать ее легальной и легитимной. Судебная власть не может быть активным субъ-ектом уголовной политики, так как у нее роль арбитра в уголовно-правовом споре. Ей важно демонстрировать нейтралитет обществу, тем самым она легализует и легитимизирует уголовную политику. Судебная власть не является прямым проводником уголовной политики ввиду своей пассивности, но реализует уголовную политику как результат объективного разрешения уголовно-правового спора между обвинительной властью и стороной защиты. Нельзя ставить в один ряд субъектов уголовной политики, органы уголовной юстиции и органы публичного уголовного преследования, объединять их как безликие правоохранительные органы.

Субъектом уголовной политики является обвинительная власть государства — в лице прокуратуры, которая является основной двигательной силой механизма уголовного обвинения.

8.10. Открытость, прозрачность, демократичность в совокупности легитимизируют уголовную политику, придают ей свойства правовой и справедливой в общественном мнении. Уголовная политика должна отражать интересы широких слоев населения России. Граждане Российской Федерации должны понимать, одобрять и поддерживать меры государства по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Институты гражданского общества, все политические силы должны быть вовлечены в ее разработку и осуществлять общественный контроль за субъектами, создающими и реализующими эту политику. Общественный контроль — необходимое условие эффективности и легитимности уголовной политики.

Гласность уголовной политики означает открытый доступ к информации и информационным ресурсам о сущности, целях, принципах и механизмах реализации уголовной политики. Введение в заблуждение общественности при законодательной инициативе и работе над законопроектами в Федеральном законодательном Собрании, злоупотребление своим положением в органах законодательной власти, замаскированное лоббирование интересов привилегированных групп, неправомерное использование правоохранительной деятельности в интересах лоббистских групп или отдельных субъектов, злоупотребление правовыми средствами субъектами уголовной политики, любые формы узурпации власти субъектами уголовной политики не допустимы и должны преследоваться в уголовном порядке. Поэтому надо развивать

84

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

свободную демократическую политическую систему, парламентаризм.

8.11. Включенность национальной уголовной политики в международно-правовое пространство. Российская уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции, будучи национально ориентированной, должна основываться на международно-правовых стандартах при учете национальных интересов. Суверенную, национально и социально ориентированную уголовную политику должно проводить универсальными уголовно-правовыми средствами, прошедшими апробацию в другихдемократиче-ских государствах, имеющих развитые рыночные экономики, с эффективно работающими уголовно-правовыми системами.

При противодействии коррупции в полной мере должны быть реализованы международные антикоррупционные стандарты. Никакие ссылки на национальную самобытность здесь недопустимы.

Необходимо тесное сотрудничество со всеми международно-правовыми организациями, осуществляющими противодействие организованной экономической преступности и коррупции в глобальном мировом масштабе.

Примечания

1. Прежде всего, указы, в которых излагаются стратегии обеспечения безопасности в той или иной сфере жизненно важных интересов России.

2. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ. URL: http://www. iuaj.net/node/1766.

3. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ и Комментарии к ней / А.С. Александров, И.А. Александрова и др. М., 2015.

4. URL:http://www. enforce.spb.ru/images/Presentations /IRL_KGI_Reform_presentati; http://www.iuaj.net/node/1423

5. Она по большей части латентна. О подлинных ее масштабах можно только догадываться по косвенным признакам.

6. Россия после реформ 2009—2011 гг. стала единственным явным представителем модели Doing Business среди ведущих правовых систем (запрет применения заключения под стражу по делам об экономических преступлениях, реформа института преюдиции, особый режим возбуждения уголовных дел по делам о налоговых преступлениях ит. д. и т. п.). В США и Великобритании в рамках концепции Crime Control (после кризиса 2008 г.) в уголовно-правовой сфере наблюдается прямо противоположный подход: здесь законодатель заметно ужесточает уголовно-правовой и уголовно-процессуальный режимы по

делам об экономических и финансовых преступлениях. См.: Конгресс по сравнительному правоведению «Международные чтения — 2015» в Париже. URL: http://www.iuaj.net/node/1767

7. Возможно, Народный фронт будет той политической силой, которая возьмет на вооружение настоящую Концепцию. Во всяком случае, ее создатель ориентировался на данную политическую силу.

8. В связи с этим автор поддерживает законодательную инициативу Верховного Суда РФ, реализованную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 июля 2015 г. № 37 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения отуголовной ответственности» и «О внесении изменений в отдель-ныезаконодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности”». URL: http://vsrf.ru/second.php

9. Стандарты справедливого (в европейском понимании) уголовного судопроизводства закреплены в Доктринальной модели уголовно-процессуального доказательственного права РФ. Поэтому данный аспект принципа справедливости уголовной политики в Концепции не отражается.

10. В определенном смысле принцип независимости суда может считаться принципом уголовной политики. И мы делаем этого только по причине того, что акцентируем внимание на уголовно-правовом аспекте — это все-таки Концепция уголовной политики.

Notes

1. First of all, the decrees, which set out the strategy for ensuring security in a particular sphere of vital interests of Russia.

2. Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence of the Russian Federation. URL: http://www. iuaj.net/node/1766

3. Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence and the comments of the Russian Federation it / A.S. Aleksandrov, I.A. Alexandrova and others. Moscow, 2015.

4. URL: http: //www.enforce.spb.ru/images/Presenta-tions/IRL_KGI_Reform_presentati; http://www.iuaj.net/ node/1423

5. It is largely latent. On its original scale can only speculate on circumstantial evidence.

6. Russia after the reforms of 2009—2011. It was the only clear representative model of Doing Business among the leading legal systems (prohibition of the use of detention in cases involving economic crimes, the reform

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 1 (33)

85

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

Александрова И.А. Теоретическая концепция уголовной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

of the Institute of prejudice, a special regime of criminal cases in cases of tax crimes, etc., etc.). In the US and UK in the framework of the concept of Crime Control (after the crisis of 2008) in criminal matters there is the opposite approach: here the legislator significantly toughens the criminal law and criminal procedure regimes in cases of economic and financial crimes. Congress on comparative law «International Readings — 2015» in Paris. URL: http: //www.iuaj.net/node/1767

7. Did the Popular Front is the political force that will adopt this concept. Anyway, it was guided by the creator of this political force.

8. In this context, the author supports the legislative initiative of the Supreme Court, implemented in the resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 31 July 2015 № 37 «On introduction to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, the Federal Law «On Amendments to the Criminal code of the Russian Federation and the

Criminal procedure code of the Russian Federation on the improvement of the grounds and order of exemption from criminal liability» and «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal law “On amendments to the Russian Criminal code and the Criminal procedure code of the Russian Federation on the improvement of the grounds and order of exemption from criminal responsi-bility”». URL: http://vsrf.ru/second.php

9. The standards of fairness (in the European sense) criminal proceedings are enshrined in Doctrinal model of the criminal procedure law of evidence of the Russian Federation. Therefore, this aspect of the principle of fairness of criminal policy is not reflected in the Concept.

10. In a sense, the principle of judicial independence may be regarded as the principle of criminal policy. And we are doing it only for the reason that we focus attention on the criminal law aspect — it is still a concept of criminal policy.

86

Юридическая наука и практика


Смотрите также