Экстремизм как угроза национальной безопасности россии


Экстремизм - угроза национальной безопасности

Что такое экстремизм?

Экстремизм – приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).

 Каковы его мотивы?

Основными мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду активной деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смертельной опасности.

Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан. Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых целей и уходу от старых. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.

Чем опасен экстремизм?

Политическая практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.

Что относится к экстремистской деятельности?

Экстремистской деятельностью является:

– насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

– возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

– воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

– воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

– совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

– пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

– публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

– публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей преступлений экстремистской направленности;

– организация и подготовка перечисленных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

– финансирование экстремистской деятельности либо иное содействие в ее организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, связи или оказания информационных услуг.

Какие организации считаются экстремистскими?

Законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации – это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Что такое экстремистский материал?

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Как борются с экстремистскими организациями?

В сфере противодействия экстремистской деятельности Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

– в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, выносят в адрес данной организации предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности;

– обращается в суд с заявлением о ликвидации общественного или религиозного объединения;

– при обращении в суд принимают решения о приостановлении или прекращении деятельности общественного или религиозного объединения.

Вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму является основанием для включения информации об организации в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Кроме того, в прошлом году были внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», установившие запрет быть учредителем некоммерческой организации лицу, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа экстремистской организации.

Указанный запрет действует в течение десяти лет.

Какая ответственность предусмотрена за экстремизм?

Российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности.

К числу таких преступлений относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями  280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Совершение подобных преступлений влечет наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а в случае убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – пожизненное лишение свободы.

Ведется ли профилактика экстремизма?

Профилактика террористической и другой экстремистской деятельности  в России включает в себя реализацию государством комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности.

Однако, как отмечают эксперты, профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан.

В нашей стране профилактика экстремизма рассматривается как инструмент объединения усилий граждан в укреплении экономического и политического потенциала.

Стоит также добавить, что согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» генеральная прокуратура наделена  полномочиями по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, включая случай поступления уведомления о распространении такой информации от органов власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан. Иными словами, любой гражданин может обратиться в генпрокуратуру и сообщить о ставших ему известными фактах экстремистской деятельности.

Как оградить близких от экстремистской пропаганды?

Эксперты советуют рассказать своим родным и близким об опастности экстремизма, а также попросить их придерживаться следующих простых правил:

–  не вступайте в диалог с проповедниками, подошедшими к вам на улице и предлагающими посетить собрание организации;

– не пытайтесь отстаивать свои убеждения при первой же встрече с проповедниками любой организации;

– если вы решите задать вопросы о структуре организации, то делайте это без агрессии или скрытой иронии;

– если вам предложили листовку, брошюру, журнал, поблагодарите и вежливо откажитесь;

– прежде чем вы решитесь посетить собрание, постарайтесь узнать о ней как можно больше, посоветуйтесь с друзьями, родственниками, просто с близкими людьми;

– при посещении собрания помните, что задача проповедников — убедить вас принять их учение. Ваша цель — разобраться и не попасть в сети деструктивной организации;

–  не посещайте собраний одни, пригласите с собой родственника, друга;

– ни при каких условиях не позволяйте разделять вас при проведении мероприятий, предупредите об этом проповедника. Если же руководители настаивают, то собрание лучше сразу же покинуть;

– для сохранения душевного и физического здоровья подумайте, стоит ли причинять боль родным и близким, вступая в ряды объединений нетрадиционного направления;

– не пытайтесь найти цель в жизни, успех и покой в рядах организаций, миссий, церквей нетрадиционного направления.

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной и духовной безопасности российского общества



В статье анализируется различные аспекты и формы проявления религиозного экстремизма, создающего угрозу национальной и духовной безопасности российского общества. Делается вывод о том, что национальная и духовная безопасность достижима в случае активного противостояния терроризму и экстремизму со стороны государства и общества в целом.

Ключевые слова: религия, экстремизм, безопасность.

В настоящее время вопрос экстремизма на почве религиозных убеждений той или иной конфессии является одним из самых актуальных. Важно отметить, что он не только представляет собой безусловную опасность для жизнедеятельности общества, но и развивается в полной мере как источник негативного влияния на состояние духовности россиян, которое в данный момент оставляет желать лучшего. Учитывая то, что в свете последних событий ситуация с государственным и национальным контролем религиозного экстремизма сталкивается с рядом трудностей, имеет смысл назвать ее самым громким явлением современности, борьба с которым не должна прекращаться, так как она стратегически важна.

Одним из главных действий, приводящих к дестабилизации внутренней социально-политической обстановки Российской Федерации, является активное привлечение к участию любых групп населения россиян во всевозможных протестных акциях, шествиях, митингах, в частности и тех, которые не были согласованы, что всегда чревато плохими последствиями. Как правило, они порождают массовые беспорядки, которые влекут за собой новые вспышки террористических актов или же ведение осведомительной пропагандистской деятельности в обществе, направленной на политику жестокого экстремизма.

Для того чтобы произвести обзор данной проблемы, рассмотрим понятие «экстремизм» детально: в сущности, это приверженность к крайним взглядам и методам воздействия на общество, к использованию крайних мер (включая террористические акты и взятие заложников) для достижения собственных целей. В настоящее время идеология террора и экстремизма успешно распространяется посредством использования медиа-ресурсов (особенно пространства сети Интернет) для обращения к публике всевозможными способами привлечения внимания общества [1, С. 22]. Наиболее уязвимой его частью, разумеется, считается молодое поколение, которое руководствуется еще не до конца сформировавшимися убеждениями, способными перевернуться благодаря таким опасным идейным течениям. Они существуют в интерпретации исключительно религиозных мотивов, привлекающих россиян с помощью громких позывов и лозунгов, основанных на определенных верованиях с радикальной основой.

Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии, успешно и открыто действующие на территории практически любой страны, включая Россию, а также рассчитывающие на как можно большее число новых лиц в этой катастрофически опасной для общества стезе. В свою очередь, распространение экстремистских идей, в частности мнений о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Особую опасность на глобальном уровне представляют приверженцы различных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. В данной идеологии преобладает принцип шариата, который, в первую очередь, нацелен на повсеместное следование идеологии ислама.

Но существует масса других проявлений религиозного экстремизма, крайних радикальных взглядов в рамках нетрадиционных культов (неокультов, альтернативных культов), которые представляют собой относительно новое явление в духовной культуре современности. Большинство из них зародились в США в 1950–60 годы. Сегодня они начали распространяться по всему миру. Появление нетрадиционных культов связано с особенностями современного этапа эволюции религии, с ослаблением ослабление влияния и падением авторитета традиционных религий. Их элементы и проявления встречаются и в современном российском обществе.

Неокульты чаще всего являются «молодежными религиями», т. к. в число их сторонников входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей в рамках неокультов часто формируется сеть общественных организаций, в том числе образовательных, медицинских, спортивных и др., где впоследствии утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины, техники контроля за обращенными и коллективный культ.

В России осуществляют свою деятельность как культы, пришедшие из других регионов, так и культы, возникшие на постсоветском пространстве. К их числу отосятся такие культы, как «Международное общество сознания Кришны», «Церковь сайентологии» («Дианетика»), «Церковь объединения» Муна, «Аум-Сенрике» («Учение истины Аум»), сатанисты, «Великое Белое Братство» («Юсмалос», «Институт «Атма»), «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона») и другие. Все эти религиозные общества появлялись и распространялись на постсоветском пространстве в основном в результате усилий иностранных миссионеров, а некоторые, неорелигиозные объединения, зародились исключительно на российской почве.

Многие религиозные секты в России являются различными формами протестантизма (адвентизм седьмого дня, баптизм, пятидесятничество и т. п.). Однако существуют и внутриправославное сектантство и раскольничество. При этом не следует забывать о том, что далеко не все они носят экстремистский характер. Так, в Федеральном законе «Особенности применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов» сказано: «Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» [2]. В то же время интерпретация данных текстов в неокультах, сектах и раскольнических организациях часто может весьма далеко отходить от канонической.

Говоря о сектантстве в христианстве (православная ветвь) и о раскольничестве, следует изучить подробнее данное понятие. Оно представляет собой различные религиозные группы, которые, находясь с одной стороны внутри церковных устоев, вместе с тем, исповедуют отдельные убеждения, отступающие от учения православия или же искажающие его частично. В данном случае богослужебная деятельность Церкви не только уходит на второй план, но и тщательно искореняется.

Из этого непременно следует, что, несмотря на свою причастность и связь с Церковью, такого рода сектантство не имеет решительно ничего общего с истинными канонами православия, которые берут начало в Священном Писании в исконных его трактовках, не подвергнутых деформациям и идейным изменениям со стороны деятелей сектантских движений [3, С. 45]. Если обратиться к истории нашего государства, в том числе и к истории его культурных и духовных начал, можно сделать вывод о том, что все вышеперечисленное входит в ряд псевдоправославных тенденций, которые стали содержат потенциальную угрозу появления экстремизма в этом религиозном аспекте, зачастую связанном с оккультизмом.

Секты и раскольнические течения, так или иначе, оказывают влияние на людей не только в духовной сфере, но и в социально-политической. Раскольнические организации — это такие религиозные группы, которые не исповедуют принципиально нового вероучения, отличного от ортодоксального православия, но имеют свою церковную иерархию, не всегда имеющую апостольскую преемственность. Таким образом, мы имеем дело с религиозными образованиями, которые откололись от Русской Православной Церкви не на почве разногласия в вероучительных истинах, а по политическим, организационным, национальным и другим причинам. Классифицируется раскольничество на «правое» и «левое»: первое характеризуется РПЦЗ (Русская Православная Церковь Заграницей), второе же — расколом, породившим Катакомбные Церкви, появление которых привело к критическим последствиям. Духовное оскудение и неправильная система новых идеалов, основанных на этих учениях, способствовало стремительному развитию бесчинства человека по отношению к среде, в которой он находится [4, C. 26]. Задействован был не только аспект духовности и нравственности, но и нарушение порядка в общей национальной безопасности, подталкивающие массы людей творить хаос, следуя жестоким намерениям из религиозных убеждений, которые считались единственно верными для этой социальной группы.

Конечно, внутриправославное сектантство и раскольничество трудно сравнивать с некоторыми псевдоисламскими сектами по своим социальным последствиям, в том числе и на территории России. Именно поэтому деятельность одного из действующих течений с политикой религиозного террора — Исламского Государства (сокр. ИГИЛ) и любая поддержка источников, связанных с этой преступной организацией, карается законом и запрещена на территории нашего государства, а потому является полностью неправомерной [5]. Углубляясь в законодательство РФ, можно опираться на множество фактов и нормативно-правовых актов, в которых подчеркнута противоправность любых насильственных действий и пропаганд, в том числе и пропаганд экстремизма. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» гласит: «Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

 признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

 законность;

 гласность;

 приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

 приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

 сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

 неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности» [6].

Следовательно, на территории РФ ведется активное противостояние и сопротивление любым пропагандам, указывающим обществу на политику экстремизма и нарушения в социальной безопасности всех групп населения. Сегодня в России осуществляется попытка привития традиционных ценностей, в школах и вузах читаются курсы «Основы православной культуры», «Основы духовной культуры» и т. п. Создаются и соответствующие учебные и учебно-методические материалы [7].

В заключение необходимо сказать, что государственный аппарат РФ оказывает значительную поддержку в поддержании уровня защищенности и национальной безопасности граждан, ведь прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях.

Литература:

  1. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Печкуров И. В. Социальная безопасность России в условиях информационной реальности (актуальные проблемы социологической рефлексии): монография. Отв. ред. П. С. Самыгин. — М.: РУСАЙНС, 2016. — 156 с.
  2. Федеральный закон от 25. 07. 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности (ст. 3) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127578/#ixzz45ANRAPlD
  3. Благовещенский Г. Полная история тайных обществ и сект мира. — М.: АСТ, 2009. — 191 c.
  4. Краснова А. Г. Православное сектантство и раскольничество в свете духовной безопасности России: монография. — Новочеркасск, Лик, 2015. — 168 c.
  5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (ст. 4.1) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 6.2) // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12127578/#ixzz45ANRAPlD
  7. Основы духовной культуры: учебное пособие / Е. Ю. Положенкова, А. М. Руденко. С. И. Самыгин, П. А. Пономарёв, Д. Н. Бурменская; под ред. Е. Ю. Положенковой, А. М. Руденко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская деятельность, Россия, Российская Федерация, религиозный экстремизм, том, постсоветское пространство, духовная безопасность, внутриправославное сектантство, Русская Православная Церковь, активное противостояние.

Экстремизм как угроза национальной безопасности России.

УТВЕРЖДАЮ

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 96876

подполковник

М.Самсонов

«___»___________20___ г.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Проведения занятия по ОГП

с _________________________

«___» _________________ 20__ года

Тема №16 «Экстремизм – как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности».

Учебные вопросы:

Экстремизм как крайняя форма терроризма – угроза национальной безопасности России.

Задачи личного состава по формированию готовности к отражению террористических угроз.

Время проведения: _______________

Место проведения: __________________

Форма (метод) проведения: лекция

Состав помощников руководителя ________________________________

Материально-техническое обеспечение: план-конспект

Ход занятия

Отрабатываемые учебные вопросы, мероприятия

Время

Действия руководителя

Действия обучаемых

Вступительная часть

__ мин.

Принимаю доклад о готовности к занятию.

Проверяю наличие личного состава, готовность их к занятию, довожу тему, цель занятия.

Тема №16 «Экстремизм – как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности».

Учебные вопросы:

Экстремизм как крайняя форма терроризма – угроза национальной безопасности России.

Задачи личного состава по формированию готовности к отражению террористических угроз.

Уясняют тему, цель занятия, учебные вопросы.

Основная часть

Первый учебный вопрос:

Экстремизм как крайняя форма терроризма – угроза национальной безопасности России.

Второй учебный вопрос:

Задачи личного состава по формированию готовности к отражению террористических угроз.

__ мин.

__мин

1

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности — терроризм, включая его крайнюю форму — экстремизм. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

История показывает, что насилие, вызывающее тревогу, страх и состояние беспомощности, к сожалению, является неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Формы проявления его чрезвычайно разнообразны: от угроз и принуждения до уничтожения людей. Страх перед насилием является мощным средством, которым нередко пользуются не только отдельные личности, но и группировки, партии, народы и даже государства в целом.

История терроризма уходит в глубокую древность. Одно из первых упоминаний связано с терактами, совершенными в 66-73 годах до н.э. еврейской политической группировкой зелотов, боровшихся насильственными методами против римлян за автономию Фессалонии.

В истории можно найти множество примеров терактов в самых разных проявлениях: массовых и индивидуальных, анархических и государственных. Существовал терроризм, гнездящийся в национальных традициях (мафия на Сицилии, Курдские общины, Чеченские тепы). Ряд террористических организаций носил революционную окраску (карбонарии в Италии, народничество в России). Более того, терроризм облачался даже в романтические формы, суть которых заключалась в необходимости национального освобождения, борьбы за справедливость.

В середине XIX века появились и теоретики терроризма. Так Крал Гейцен, отвергая понятия морали, провозглашал правомерность террора против господствующего класса.

Во второй половине XIX века террор получил резкое развитие на основе анархических и национальных взглядов. Жертвами террористов стали король Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм и другие лица. В России наиболее активными проводниками террористических взглядов были члены группы «Народная воля» в г. Санкт-Петербурге, действовавшей в период 70-80-х годов XIX века. Эта группа разработала собственную программу освобождения России, предусматривающую устранение монархической власти насильственным путем. Народовольцами была создана система проведения боевых операций против императора Александра II на территории всей европейской части России. Террористы подготовили 8 покушений на царя, и 1 марта 1811 года он был убит.

Начало XX века характеризовалось новым обострением терроризма в России. Революционное противостояние различных партий и политических группировок неизменно сопровождалось террором. Наиболее ярким фрагментом экстремизма тех лет является деятельность «Боевой организации» Центрального комитета партии социалистов-революционеров. Боевые группы имелись также у большевиков и различных анархических группировок. Со стороны правительственных сил им противостояли отряды черносотенцев. Жертвами террористической деятельности как тех, так и других стали тысячи человек. На фоне революционных событий развернулся и и национальный терроризм народов Росии. Активную деятельность за торжество идей анархизма, обладание суверенитетом и по другим мотивам вели группы евреев, латышей, финнов, северокавказких народностей и других.

Современный терроризм возник сравнительно недавно, около 30 лет назад, причем одновременно в разных точках мира. В ряде стран Латинской Америки разгром партизанского движения побудил его организаторов избрать тактику проведения теракций в городах против существующих режимов. От нападения на регулярные части армии они перешли к диверсиям в местах скопления людей, захвату заложников, взрывам самолетов. Все население и все обекты рассматривались как возможные боевые цели.

В это же время терроризм распространился и в Западной Европе. Теракции проводили многочисленные леворадикальные группировки (итальянская «Красные бригады», западногерманская «Фракция Красной Армии», французская «Аксьен дарект»), националистические организации («ИРА» в Ирландии, «Эта» в Испании) и другие.

Следует отметить, что всплеск терроризма в этих странах вызвал крах широкораспространенных представлений о невозможности подобных явлений в высокоразвитых странах. В те времена, во второй половине прошлого столетия, в странах Западной Европы господствовало мнение о том, что терроризм как таковой, а тем более как способ политической борьбы, применяемый сознательно и систематически, характерен лишь для слаборазвитых стран, а в «цивилизованном» обществе это уже пройденный этап исторического развития.

Терроризм тех лет носил выраженный идеологический характер антикоммунистической деятельности или прокоммунистической направленности. Антикоммунистический терроризм поддерживался развитыми капиталистическими странами (сальвадорские «Эскадроны смерти, пиночетовские спецслужбы и др.). прокоммунистический терроризм, соответственно, применялся странами социалистической ориентации.

Прекращение «холодной войны» между Западом и Востоком, ознаменовавшееся уничтожением мировой системы социализма, не привлекло к исчезновению терроризма из общественно-политической практики. Более того, терроризм существенно видоизменился. Из «государственного», управляемого из конкретных центров, он превратился в стихийный, практически не управляемый. Большинство экстремистских организаций оказались предоставленными сами себе. Из-за отсутствия четких идейных ориентиров в них резко падает дисциплина, они распадаются и снова создаются, идет постоянная смена руководителей, тактика действий которых меняется, становясь все более непредсказуемой и жестокой. Утрата постоянных источников финансирования побуждает террористов переходить к самофинансированию (торговле наркотиками и оружием, бандитизму и т.п.) В результате идейные бойцы превращаются в заурядных уголовников.

Фактический отказ ведущих мировых держав от «идейного» контроля за террористическими группировками, а также развал СССР привели к тому, что в ряде стран возникают целые «зоны свободного террора», где бесконтрольно господствуют переродившиеся лидеры освободительных движений, ныне неразрывно связанные с криминальным бизнесом. Это Афганистан, где до прихода талибов на местах управляли полевые командиры, Сомали, где пышно расцвело морское пиратсво, Чечня и др.

Преступные группировки из бывших советских республик свободно проникают на Запад, вступая в конкурентную борьбу с местным преступным миром, обостряя там и без того непростую криминальную обстановку. Вместе с тем «прозрачность» государственных границ дает возможность преступным структурам всех стран объединятся в мощные интернациональные сообщества, способные материально поддерживать террористические организации.

Кроме того, 90-е годы ознаменовались невиданным до этого ростом террористических групп, которые действуют по этническим и религиозным мотивам. К ним можно отнести Исламский фронт спасения (Алжир), а также секту «Аум Синрекё» – планируемый ее взрыв в токийском метро, по оценкам специалистов, мог бы привести к гибели до 40 тысяч человек.

В 1996 году в мире насчитывалось около 500 террористических группировок, которые осуществили в течение года 296 терактов.

Носителями (субъектами) современного терроризма выступают политические организации, спонтанно возникающие экстремистские группировки, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность, а также криминальные структуры и лица, борющиеся за раздел и передел сфер своего влияния. Однако в современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он:

- подрывает систему государственной власти;

- криминализирует общество;

- оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население.

Современный терроризм отличается разнообразием террористических приемов и методов. Это захваты воздушного транспорта, взрывы в местах массового скопления людей, похищения, убийства, угрозы, отравления и другие акции, жертвами которых нередко становятся совершенно случайные люди. Но именно бессмысленная по общечеловеческим понятиям жестокость и гарантирует широкую рекламу в средствах массовой информации требований, выдвигаемых террористами.

Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы используют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей и материальных ценностей.

Акты террора, сеящие среди населения страх, неуверенность в завтрашнем дне, безынициативность, подавленность и т.п. должны, по замыслу их организаторов, вынуждать органы власти или отдельных руководителей выполнять определенные требования террористов. В большей части это политические, реже – экономические требования.

Основные цели террористических акций:

- дестабилизация государственной власти;

- вымогательство;

- нанесение экономического ущерба;

- устранение соперников;

- религиозный фанатизм.

Масштабы терактов в современных условиях могут быть самыми различными: от отдельных личностей до территории государства и даже всего мирового сообщества.

В XX веке понятие «терроризм» вплотную сошлость с понятием «катастрофа». Возможность террористической деятельности с применением оружия массового поражения, а также диверсий на крупных промышленных опасных объектах породила угрозу катастроф большого масштаба.

Определяющей характеристикой терроризма является принуждение кого-либо путем запугивания, устранения неугодных лиц, принесения в жертву непричастных людей или нанесения материального ущерба в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или воздействия на органы власти.

Таким образом, традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный терроризм, основанный на применении новых технологий, других достижений научно-технического прогресса, способен вызвать общий кризис всего мирового сообщества, и, прежде всего, стран с развитой инфраструктурой.

2

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии терроризму» принято Постановление Правительства Российской Федерации № 352 от 6 июня 2007 г. Этим документом утверждены три очень значимые положения, регламентирующие порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта или его пресечения в воздушной среде, во внутренних водах, территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и подводной среде, а также при участии в проведении контртеррористической операции.

Научные исследования и мировой опыт применения войск в отношении пресечения террористических акций показывают, что в первую очередь роль армии заключается в проведении целого комплекса защитных мероприятий.

Во-первых, это меры по снижению уязвимости гражданского населения и военнослужащих, территории, инфраструктуры, системы обработки информации и связи от террористических актов. Подобные антитеррористические действия вооруженных сил могут включать: ведение разведки; оценку вероятности угрозы со стороны террористических сил, сделанную на основе анализа разведывательной информации; участие в охране и обороне наиболее важных объектов, которые могут быть целями террористического нападения; обеспечение безопасности военнослужащих и гражданского персонала.

Во-вторых, защита и предотвращение возможной утечки из вооруженных сил и вооруженных формирований в руки террористов оружия, боеприпасов и другого имущества. С этой целью могут проводится мероприятия по защите информации о наличии и местоположении объектов, где находится оружие (особенно массового поражения), систем охраны и обороны, осуществлению охранных защитных функций; контролю местности, противодействию разведкам террористов, строгому учету наличия, состояния и укомплектованности имеющихся вооружения , боеприпасов и военной техники.

В-третьих, это мероприятия, проводимые вооруженными силами по минимизации последствий террористических акций, оказание помощи гражданским властям. Они могут включать: планирование оказания помощи местным органам власти по ликвидации последствий террористических актов, согласование усилий с правоохранительном органами и другими властными и государственными структурами (формированиями); оценку последствий террористического акта, определение сил и средств, необходимых для спасательных и аварийно-восстановительных работ их немедленное выделение и отправку; участие в оцеплении и охране места происшествия, ограничение доступа к нему, оказание медицинской помощи пострадавшим, обеспечение спасательных и аварийно-восстановительных работ специалистами, техникой и материальными средствами, оказание правоохранительным органам помощи в предотвращении (ликвидации) паники и восстановлении общественного порядка.

Исходя из практики, типичная небольшая операция по борьбе с террористами, проводимая армейскими частями и подразделениями, в общих чертах может выглядеть следующим образом.

По прибытии в зону конфликта командир подразделения устанавливает связь с местной администрацией, правоохранительными органами и др., с тем чтобы быстро собрать данные об оперативной обстановке, проанализировать их и принять решение на осуществление необходимых мероприятий по участию в обеспечении правового режима чрезвычайного положения. В ряде случаев необходимо сразу же создать специальные разведывательно-поисковые группы для вертолетного патрулирования местности, контроля за движением на дорогах и в населенных пунктах.

Анализируя сложившуюся обстановку в зоне ответственности, необходимо сделать прогноз: как может дальше развиваться кризисная ситуация, какие новые очаги напряженности могут возникнуть, каковы состав террористических групп, их вооружение, районы базирования, тактика действий, система управления, обеспечения, из каких источников поступает пополнение, осуществляется снабжение, как относится к ним местное население.

В зависимости от характера действий боевиков, их оснащения, обученности принимается решение по проведению специальной операции для их обезвреживания. Одним из наиболее распространенных тактических приемов, применяемых в этом случае, является поиск. Он осуществляется тогда, когда точное базирование боевиков не установлено, известен лишь ориентировочный район их действий. Поэтому в первую очередь организуется разведка - наземная и воздушная. Для поиска создаются специальные группы, которые обеспечиваются главным образом боевыми вертолетами.

По мере установления местоположения боевиков для их обезвреживания может быть принято решение о прочесывании местности, которое может быть односторонним и двусторонним (встречным). Подразделениям назначают исходный и конечный рубежи (рубеж встречи) на закрытой местности, кроме того, определяется азимут движения. При проведении прочесывания подразделения вначале выдвигаются в колонне, затем развертываются в цепь. Если при обнаружении отряда боевиков они оказывают активное сопротивление, а сил и средств для их немедленного разгрома недостаточно, то организуется блокирование выставлением заслонов с тем, чтобы нейтрализовать их действия. В наиболее благоприятном случае террористы окружаются, затем их расчленяют на мелкие группы и громят по частям.

Действия армейских сил в контртеррористической операции весьма специфичны, и успех во многом будет зависеть от тщательности подготовки личного состава, четких и слаженных действий частей и подразделений и вышестоящих штабов.

В настоящее время терроризм в различных его формах стал, по существу, обыденным явлением даже в странах, которые совсем недавно являлись образцом стабильности и гражданского согласия.

Современный терроризм, опирающийся на достижения научно-технической революции, вырос до масштабов, угрожающих мировому сообществу в целом, в связи с чем задача борьбы с ним превратилась в межнациональную проблему. Вместе с тем, в борьбе с этим опасным явлением роль общества и его социально-политических структур, деятельность которых должна быть направлена на отказ от насильственных способов борьбы, прекращения конфликтов и междоусобиц, а также на осознание общественностью всей опасности современного терроризма и готовности противостоять ему во время достижения и сохранения гражданского мира.

Большое значение имеет и сотрудничество в военной сфере по совместной с другими странами подготовке кадров для ведения антитеррористической и контртеррористической борьбы.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что в области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом общей победы над терроризмом.

Военнослужащие внимательно слушают и конспектируют материал темы.

Заключительная часть

__ мин.

Напоминаю тему занятия, цель, учебные вопросы.

Уточняю, есть ли вопросы по изложенному материалу.

Задают вопросы по изложенному материалу.

должность

воинское звание (подпись) инициал имени и фамилия

«_____» ___________________20__ г.

Экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России

9.08.2018 16:31 (Опубликовано)

   Одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране. Что же такое экстремизм?

1 В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Экстремизм - крайне опасное явление в жизни любого общества. Экстремизм во всех его проявлениях ведёт к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создаёт реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия. За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма. К внутренним угрозам - экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц. В то же время нельзя не замечать, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Серьёзную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма. Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путём распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов. Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии. Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе. Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки. Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей, запрещённых международных экстремистских и террористических организаций. Серьёзную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодёжь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий. Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

Далее рассмотрим основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

2 Принципы противодействия экстремистской деятельности представляют собой основы, на которых базируются идеология, политика Российской Федерации, нормативно-правовая база в сфере борьбы с проявлениями экстремизма. Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются: - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; - приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; - неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций гарантируются Конституцией Российской Федерации. Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, в обязанность государства включается признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина. Основные права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Закон требует также признания, соблюдения и защиты законных интересов организаций. В частности, например, при противодействии экстремистской деятельности соответствующие органы не могут произвольно прекращать деятельность организаций, изымать у них имущество, иным образом нарушать их интересы и устанавливать препятствия законной деятельности. Принцип законности является общеправовым, в соответствии с ним деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц должна соответствовать закону и иным нормативным актам. Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при реализации программ по противодействию экстремистской деятельности. То есть органы, принимающие участие в противодействии экстремистской деятельности, должны строить свою работу в соответствии с законом и подчиняться закону. Принцип гласности требует от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике. Результаты деятельности органов, осуществляющих противодействие экстремизму, могут быть обнародованы через средства массовой информации. При этом следует принимать во внимание, что оперативно-розыскные меры противодействия экстремистской деятельности осуществляются путём сочетания гласных и негласных методов. В отношении тайны следствия, государственной тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих экстремистской деятельности, подлежит раскрытию. Принцип приоритета безопасности Российской Федерации выражается в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, означает, что борьба с экстремизмом должна вестись ещё до его первых проявлений. То есть принятие превентивных мер является залогом успеха в противодействии экстремизму. Профилактические меры являются важнейшим направлением противодействия экстремизму. В этих целях осуществляется профилактика экстремистской деятельности, которая включает в себя, в том числе, воспитание патриотизма у населения, пропаганду толерантности, стремления к мирному урегулированию конфликтов. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Принцип сотрудничества предполагает взаимодействие государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, которое необходимо для эффективной борьбы с проявлениями экстремизма. Несомненно, государству посредством одних только своих рычагов воздействия будет довольно сложно справиться с поставленными задачами. Для реализации программ по противодействию экстремизму необходима поддержка самих граждан, их объединений. Кроме того, Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Принцип неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности выражается в том, что виновные за осуществление указанной деятельности лица должны быть наказаны, а именно привлечены к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Без мер государственного принуждения, адекватного наказания за совершение деяний, отнесённых к экстремистским, было бы невозможно достичь целей противодействия экстремизму. Установление ответственности является необходимым условием эффективности всех прочих мер, направленных на противодействие экстремизму. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: - принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; - выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Кратко рассмотрим эти основные направления. Профилактика представляет собой комплекс мер по недопущению экстремизма. Профилактика может показаться наиболее мягким методом борьбы с экстремистскими проявлениями, поскольку в ее рамках осуществляется борьба с причинами и условиями возникновения экстремизма. Однако не стоит недооценивать данный метод по причине того, что принимаемые в рамках профилактики экстремистской деятельности меры имеют своей целью воздействие на сознание людей. Осуществление профилактики экстремистской деятельности является полномочием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Мерой профилактического воздействия является объявление предостережения. Объявление предостережения возможно при совокупности нескольких условий: а). наличие сведений о готовящихся противоправных действиях. При этом сведения должны быть достаточными и предварительно подтверждёнными. Достаточность сведений необходимо в каждом конкретном случае определять отдельно, исходя из обстоятельств. Для предварительного подтверждения необходимо проведение соответствующих проверок, изучение документов, наблюдение и т.д. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведённых проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информации контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях; б). противоправные действия должны содержать признаки экстремистской деятельности; в). не должно иметься оснований для привлечения к уголовной ответственности. Готовящееся деяние не должно вообще содержать в себе признаков преступления, либо это преступление не должно быть тяжким или особо тяжким. Следовательно, предостережение может быть вынесено только при наличии достаточных и предварительно подтверждённых сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Объявить предостережение могут только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчинённый ему соответствующий прокурор или его заместитель. Предостережение объявляется только в письменной форме. В предостережении указываются конкретные основания его вынесения и, если возможно, даётся срок на устранение нарушений. При этом срок не может быть меньше 10 дней. Предостережение объявляется руководителям религиозных, общественных и иных организаций непосредственно в прокуратуре и под расписку. Однако в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта. Другой мерой противодействия экстремисткой деятельности является предупреждение. В отличие от предостережения предупреждение как мера реагирования выносится при наличии фактов уже совершаемой экстремистской деятельности. При этом следует учитывать, что предупреждение организации может быть вынесено не только за экстремистскую деятельность самой организации, но и за подобную деятельность ее филиалов, региональных и иных структурных подразделений. В отличие от предостережения предупреждение может быть вынесено не только Генеральным прокурором или подчинённым ему соответствующим прокурором. Общественным и религиозным объединениям вынести предупреждение может и регистрирующий орган - Министерство юстиции или его территориальные подразделения. По сути, предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определённых деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо. Ещё одной мерой противодействия экстремисткой деятельности является приостановление деятельности общественного или религиозного объединения. По сути, эта мера применяется только в качестве обеспечительной, когда Генеральным прокурором, подчинёнными ему прокурорами или регистрирующим органом либо его территориальными органами направлено в суд заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, но судом решение ещё не принято. Указанные должностные лица и органы вправе в административном порядке, то есть без обращения в суд, приостановить деятельность объединения для обеспечения дальнейшего исполнения решения суда. Приостановление деятельности используется как мера воздействия на организации, некоммерческие организации, филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций при несоответствии деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также несоблюдении ими российского законодательства. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России или его территориального органа. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Поэтому крайней мерой противодействия экстремисткой деятельности может быть ликвидация соответствующего общественного или религиозного объединения, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчинённого ему прокурора.


Смотрите также