Формирование основ безопасности у дошкольников


Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

Ксения Юрьевна Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:

• развивающего образования;

• научной обоснованности и практической применяемости;

• полноты, необходимости и достаточности;

• единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Автор данного пособия К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей» / К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и пособие для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

В течение четырех лет в журнале «Дошкольник. Младший школьник» К. Ю. Белая вела рубрику «Кодекс семейной безопасности», где родителям и педагогам предлагалось поразмышлять над одной из тем, касающихся основ безопасности и излагались методы работы с дошкольниками по этой непростой образовательной области. Пособие К. Ю. Белой «Тематический словарь в картинках „Я и моя безопасность”» («Школьная Пресса», 2010), предназначенное для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т. д.

На протяжении десяти лет К. Ю. Белая ведет семинары и спецкурсы для педагогов ДОУ по проблемам организации работы с дошкольниками – «Основы безопасности».

Введение

Данное пособие посвящено очень важной и актуальной теме: безопасности ребенка.

Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:

• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

• опасности на природе.

Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела:

1) безопасность собственной жизнедеятельности;

2) бережем свое здоровье;

3) безопасность на дорогах и улицах;

4) безопасный отдых на природе.

В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными), но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона.

Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др.

Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды.

В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.

В рубрике «Размышляем вместе с взрослыми» речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе формирования у ребенка навыков безопасного поведения; даются некоторые практические советы.

Несмотря на то что пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме, все вместе они позволяют выработать у ребенка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.

Рекомендации, данные в книге, могут показаться несколько однообразными, но это объясняется тем, что один и тот же совет применим к различным ситуациям.

Методические рекомендации по работе с детьми

• Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.

• Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.

• Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.

• Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.

• Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:

– источники опасности;

– возможные угрожающие ситуации;

– меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;

– приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.

Автор надеется, что данное пособие поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»

Тема «Взаимная забота и помощь в семье»

Размышляем вместе с взрослыми

Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (путешествия, экскурсии, отдых), создание родословной семьи – генеалогического древа. Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории семьи способствует воспитанию у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.

Ребенок растет и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружелюбные отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности.

Известно, что психологическая безопасность малыша зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии малыша. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

• Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

• Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

• Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.

• Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.

• Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.

• Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

• Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.

• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Один из важных вопросов ознакомления с семьей: в каком возрасте следует знакомить ребенка с понятием родства?

Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально и связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка.

Чтобы понять, кто кому кем приходится, дошкольнику зачастую нужно встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим – в 6—7 лет. Поначалу слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей, – «мама», «папа», «деда» (дедушка). Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет и старше уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

О чем рассказать ребенку

– Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.

Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.

Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.

Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.

Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.

Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.

Дочка – доченька, дочушка.

Брат – братик, братец, братишка.

Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.

Дядя – дядюшка, дяденька.

Тетя – тетушка, тетенька.

Крестные – это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.

Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.

Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.

О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.

Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки – родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).

Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Вопросы и задания

– Как ты думаешь, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

– Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются? (Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

– Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)

– Назови имена всех членов твоей семьи.

– Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?

Правила поведения и общения с окружающими людьми, родными, друзьями, посторонними:

• Будь приветлив и доброжелателен к людям.

• Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.

• Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.

• Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой – все плохое превращает в хорошее.

• Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.

– Обсуди эти правила с взрослыми.

– Объясни, почему нужно следовать этим правилам.

– Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.

Пословицы

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живет.

Нет лучше дружка, как родная матушка.

Семья ладом полна.

Тема «Опасные предметы»

Размышляем вместе с взрослыми

Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:

• предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.);

• предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы).

Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.

О чем рассказать ребенку

– В твоей квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. Подумай и объясни выражение «Каждой вещи – свое место».

Если важные и нужные предметы разбросаны где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

Давай поиграем: я буду называть предметы, а ты – рассказывать о правилах их использования. А если ты не сможешь рассказать о каком-то предмете, мы сделаем это вместе.

– Столовые приборы (нож, вилка).

– Домашняя аптечка (лекарства, витамины).

– Инструменты (пила, молоток, шило, гвозди), предметы для рукоделия (игла, ножницы, булавки).

– Электроприборы (утюг, кофемолка, пылесос, электрочайник).

Вопросы и задания

– Какие предметы называются «электроприборы»? Назови их.

– Какими электроприборами тебе нельзя самостоятельно пользоваться?

– Для чего в доме нужны розетки? Объясни, почему опасно играть с розеткой.

– Для чего в доме нужна аптечка? Что в ней хранится?

– Как взрослые узнают, какое лекарство находится в том или ином флаконе?

Закончи предложения:

– Мама мелет кофе в… (кофемолке).

– Белье стирает… (стиральная машина).

– Яйца для пирога взбивают… (миксером).

– Сестра гладит белье… (утюгом).

Правила безопасного поведения дома:

• Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.

• Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.

• Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.

• Нельзя играть со спичками и зажигалками.

Загадки

Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы) Зубы есть, а рот не нужен. (Пила) У моего АнтошкиТолько шляпка да железная ножка.

(Гвоздь)

Если острием упрется —Сразу дырочка найдется.

(Шило)

Я иголкина подружка,Только нет у меня ушка.

(Булавка)

Не желаю я молчать,Дайте вволю постучать!И стучит он день-деньскойСвоей железной головой.

(Молоток)

Ей набили мясом рот,И она его жует!Жует, но не глотает —В тарелку отправляет.

(Мясорубка)

Игра

Предложите ребенку взять красные бумажные кружки и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными. Пусть ребенок пояснит свои действия.

Затем разложите кружки по своему усмотрению и снова попросите ребенка объяснить, чем тот или иной предмет или место опасны.

Тема «Опасные ситуации дома»

Размышляем вместе с взрослыми

Конечно, невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно и доходчиво объяснять ему, где, когда и как он может встретиться с опасностью.

Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).

Телефон и почта – наши незаменимые помощники в общении и связи с окружающим миром. Вместе с тем они являются для незнакомцев легким способом добраться до вас и ваших детей, поэтому так важно научить детей безопасному пользованию почтой и телефоном.

Если ребенок уже знает цифры, можно предложить ему поиграть. Перед ребенком лежат карточки.

Каждая карточка поделена на две части, в одной части написано слово (мама, папа, бабушка, соседи, пожар, полиция, скорая помощь), а вторая часть пустая – в ней нужно написать соответствующий номер телефона.

Вопросы и задания

– Когда люди изобрели почту и телефон, они назвали их «незаменимыми помощниками». Как ты думаешь, почему? Телефон дает возможность практически мгновенно получить помощь. Подумай и приведи примеры, когда на помощь может прийти телефон, а когда – почта.

– Тебе, наверное, уже известно, что с помощью почты можно поздравлять родственников и знакомых с праздником, получать журналы, газеты и письма. Представь, что ты отправляешь поздравительную открытку в другой город. Нарисуй открытку. Составь рассказ о том, как будешь ее отправлять.

– Что нужно указать на конверте? (Адрес и почтовый индекс, свой и того, кому отправляешь поздравление.)

– Что еще обязательно должно быть на конверте, чтобы письмо с поздравлением дошло до адресата? (Почтовая марка.)

Правила безопасного поведения дома:

• Если в твою квартиру позвонил человек, якобы неправильно набравший номер, не называй незнакомцу свое имя и фамилию, просто скажи: «Вы ошиблись номером» – и повесь трубку.

• Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечай на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попроси перезвонить позже или спроси, не нужно ли что-нибудь передать.

• Если ваш почтовый ящик находится в подъезде на первом этаже и тебе поручили забирать поступившую корреспонденцию, то лучше это делать днем или вместе со знакомыми взрослыми.

• Если почтовый ящик закреплен на двери вашей квартиры, не спеши к нему, как только услышишь, что в ящик что-то опустили. Лучше дождись прихода взрослых.

• В твоей квартире есть окна и, возможно, балкон. Есть простое правило, которое надо знать и никогда не нарушать – нельзя высовываться из окна, перегибаться через подоконник или перила балкона. Это опасно!

Консультация для педагогов на тему: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 8 «Аистенок»

Микляева Оксана Викторовна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

  • знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

  • развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

  • воспитание грамотного участника дорожного движения;

  • воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);

  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

В. Житков «Пожар», «В дыму»;

С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом мышонке»;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

К. Зайцева «Уроки Айболита»;

Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка», «Заюшкинаизбушка»,«Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности»;

И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные друзья дом охраняли»;

И. А. Яворская «Дети и дорога»;

И. Лешкевич «Светофор»;

Н. Носов «Автомобиль»;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

А. Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

А. Дмоховский «Чудесный островок»;

В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

  • информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

  • познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

  • наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток;

  • досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

  • Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Консультация для педсовета "Формирование основ безопасности у дошкольников"

Консультация для педагогического совета.

Тема: Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

        Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

        Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.

        Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

        Тема 1. Ребенок в общении с другими людьми.

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

        На занятиях мы  рассказывает об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.

Мы можем использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем.

        Также рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

        Разъясняем  детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует, якобы от их имени.

        Также на занятиях разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

Тема 2. Ребенок дома.

       Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

        Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя.  Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые  запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом»  С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.

        Можно завести тетради для каждого ребёнка, в которых они должны нарисовать, что, по их мнению, делает пожарный, милиционер, врач. Там же написать соответствующий телефон («01», «02», «03»). Обсуждать нарисованное. В результате работы над заданиями (по трём темам дети должны научиться громко и ясно называть свои имя, фамилию и домашний адрес, а также знать номера телефонов нужной службы спасения).

       Можно использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «01», «02», «03».

       Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, организовываем специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

       Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы воспитателей с родителями.

        Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что они любят правила. Я часто замечала, как дети напоминают о правилах родителям, воспитателям. Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.

Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.                

        К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

Проект формирования основ безопасности у дошкольников в подготовительной группе

Проект: «Формирование основ безопасности у дошкольников в подготовительной группе».

Подготовили воспитатели:

:

Левченко О.В., Гагарина А.В

2018-2019 уч.г

Цель:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасный отдых на природе

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Формировать понятия о том, что в природе все взамосвязано. Что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах

Уточнить знания детей об элементах дороги ( проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомить детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Продолжать знакомить с правилами поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.)

Закрепить и расширить знания о правилах езды на велосипеде.

Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Знакомить с работой службы спасения – МЧС.

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.

Закрепить знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

Закреплять умение называть свою фамилию и имя, домашний адрес.

К концу года ребенок:

Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.

Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная команда», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей среде).

Перспективный план работы:

«Формирование основ безопасности у дошкольников».

Подготовительная группа

Д/И «Подбери знак».Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.

1.Беседа «Знай и выполняй правила уличного движения».Цель: закрепить знания о том, что нельзя играть около проезжей части, что транспорт ездит по правой стороне дороги и др. 2.Рассматривание иллюстраций «Правила маленького пешехода».

Цель: закрепить знания о правилах пешехода, познакомить с новыми правилами.

3.Проблемная ситуация «Элементы дороги – зебра, разметка и прочее…».Цель: формировать потребность в заботе о своей безопасности. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.

1. Беседа «Катание на велосипеде».Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде. ОБЖ, стр. 792.Д/И «Подбери знак».Цель: учить сравнивать дорожные знаки по значению, развивать наблюдательность.3.П/И «Умелый пешеход».Цель: развивать координацию движения, закреплять правила поведения пешеходов.4.Моделирование проблемной ситуации «Сезонные особенности поведения на дороге».

Цель: учить отвечать на вопросы воспитателя, находить решение проблемной ситуации. /Дидактическое пособие «Безопасность на дороге»/.

Беседа «Поведение в транспорте».Цель: приучать ребенка к культуре поведения в транспорте.

6.Уроки Светофорика «Правила безопасности в транспорте».Цель: познакомить с понятием «мертвая зона», меры безопасности при посадке, в салоне транспорта.

Октябрь

Игра –«Лучший пешеход».Цель: воспитывать стремление знать и соблюдать правила дорожного движения.

Правила пожарной безопасности.

1. Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?».

Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя.

Тематическое рассказывание «Пожарный».Цель: познакомить с историей возникновения профессии Пожарного. Уточнить знания номера телефона для вызова пожарных. Учить отвечать на вопросы воспитателя.Д/И «Чем пожар я потушу».Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т.д.«Правила эвакуации при пожаре».

Цель: закрепить правила эвакуации при пожаре из детского сада. Знать, как вести себя при сильной задымленности. Учить сохранять спокойствие, собранность, воспитывать чувство ответственности.

Беседа «Охрана жизни и здоровья при общении с огнем».Цель: развивать и закреплять знания о правилах пожарной безопасности.

Чтение Житкова «Пожар»

Опытно – экспериментальная деятельность «Опасная свеча».Цель: закрепить, какую опасность таит в себе пожар, формировать навыки пользования средствами индивидуальной защиты.Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

КВН «Чтобы не было огня, не играйте вы в меня»Цель: закрепить знания о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещено, прививать детям навыки осторожного обращения с огнём. Воспитывать наблюдательность, внимательность., продолжать учить поведению в экстремальных ситуациях.

Ноябрь

Осторожно газ.

Беседа «Кухня – не место для игр».Цель: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. / «О правилах пожарной безопасности», Т.А. Шорыгина, стр. 40/2.Чтение художественной литературы «Пир мышей».

Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя.

С/Р игра «Приготовление пищи».Цель: познакомить с газом и его свойствами.

Чтение Г.Я. Павлова «Разговор на детских посиделках о газе».Цель: через литературное произведение знакомить детей с пользой газа для человека.

Беседа «Службы спасения».Цель: уточнить и пополнить знания детей о существующих службах спасения, их работой по охране жизни и здоровья людей.2. П/Игра – эстафета: «Что с собою я возьму».

Цель: учить подбирать нужные предметы для оказания первой помощи пострадавшим при пожаре.

Осторожно гололёд.

Тематическая беседа «Зимние дороги».

Цель: познакомить с явлениями природы «Гололед», «Снегопад». Дать знания о том, что зимой дороги скользкие, торможение транспорта происходит не сразу. Закрепить понятие «Безопасное поведение на дорогах».Практическое упражнение «Правила поведения при гололеде и гололедице».

Цель: познакомить с таким природным явлением, которое бывает зимой, как гололед и гололедица. Объяснить разницу, способы избежать травм и переломов.

Электроприборы.

Беседа «Осторожно – электроприборы».Цель: уточнить и систематизировать знания детей о бытовых электроприборах. Учить бережному отношению к своему здоровью.3. Д/И: «Четвертый лишний».Цель: учить находить и называть предметы, которые могут стать причиной пожара.4. Моделирование ситуации «Один дома».

Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.

Памятка для детей «Правила техники безопасности с электрическими приборами».Цель: закрепить знания по предупреждению несчастных случаев в быту.

Беседа «Опасность оборванных проводов».Цель: дать понятие словам: электричество, электроэнергия. Учить быть особенно внимательными и осмотрительными, если вы оказались возле электрического столба.

Чтение художественной литературы. Сказка «Кот Федот».Цель: закреплять знания о мерах предосторожности в отношении бытовых электроприборов через художественное произведение.

«Цветик – Семицветик».

Цель: формировать навыки поведения детей во время отсутствия взрослых. Учить детей выбирать безопасные игры и развлечения. Повторить правила пользования электрическими приборами. Учить детей оказывать друг другу первую медицинскую помощь.

Декабрь

Викторина: «В мире электроприборов»

Цель: Обобщить знания детей о бытовых электроприборах, их назначении и правилах пользования.Активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

Способствовать развитию осторожности и осмотрительности.

Незнакомец

1. Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

2. Практическое занятие «Не откроем волку дверь»

Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.3. Беседа «Осторожно, не знакомый!».

Цель: рассмотреть опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить правильно вести себя в таких ситуациях.

4. Д/И: «Знакомый, свой, чужой».

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

На игровой площадке и на улице.

1. Беседа

«На игровой площадке»

Цель: формировать представление детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.

Совместное рассуждение воспитателя и детей «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки».Цель: учить соблюдать правила безопасного поведения на участке, напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Оказание первой помощи.

Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Практическая деятельность.

Новый год без забот.

Викторина «Пусть елка Новогодняя нам радость принесет».Цель: закреплять и пополнять знания о правилах пожарной безопасности во время Новогоднего праздника».

Рассказывание детям «Зимние каникулы».Цель: закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на проезжей части, зимой нельзя ходить под козырьком домов, опасно выходить на лед и т.д. «Зимние забавы».

Цель: продолжать формировать представление о правилах безопасности во время проведения зимних игр, воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу.

Январь

Игровой тренинг «Правила поведения на льду».Цель: познакомить с запрещающими правилами поведения на льду. Развивать чувство самосохранения, умения избежать трагических ситуаций.

С/Р игра «Первая помощь при обморожении».

Цель: познакомить с опасностями грозящими человеку в зимний период, учить оказывать первую помощь при обморожении, учить играть согласно заданной теме.

Мини – викторина «Что всегда должно быть в домашней аптечке?».Цель: дать знания о препаратах помогающих оказать первую помощь в опасных для здоровья ситуациях.

Литературная викторина «Что? Где? Когда?».Цель: познакомить с литературными произведениями в которых описываются ситуации опасные для жизни человека.

Моделирование ситуации «Я потерялся».Цель: закрепить знания домашнего адреса, Ф.И. отчества родителей. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым.Д/И: «Я б в полицию пошел, пусть меня научат».

Цель: знакомить с работой полицейского, его обязанностями. Учить пользоваться телефоном, умело объяснять причину вызова полиции.

Беседа « Что такое терроризм»

Цель. Формирование у детей основ противодействия терроризму и экстремизму.

Моделирование ситуации: «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?».Цель: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.

Февраль

1.«Проделки Королевы простуды».

Цель: формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей. Научить детей правилам безопасного поведения в зимний период, осторожности в период гололёда.

2.Практическая работа с опытами.

«Осторожно, микробы!»

Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно – гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах.

1. Познавательная беседа

«Право ребёнка на здоровье».

Цель: Познакомить детей с важнейшими правами человека, государственными документами о правах человека. Формировать желание заботиться о собственном здоровье.

Научить обращаться за помощью в случае необходимости.

Моделирование и анализ проблемной ситуации «Встреча с другом».

Цель: Познакомить со ст.31 Конвенции прав ребёнка. Ребёнок имеет право на отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни.Д/И «Что такое хорошо, что такое плохо».Цель: учить оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему.

Конфликты между детьми.

Цель: Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться).

Беседа «Осторожно сосульки!».

Цель: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для здоровья человека, учить беречься от сосулек, уметь предвидеть опасность.

Март

«Человек и его здоровье»

1.Рассказ по картинкам «Почему заболели ребята»

2.Беседа «Опасные невидимки» (Микробы)

3.Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп»

6. «Реши кроссворд»

10.Чтение «Воспаление хитростей» А. Милн.

Рассматривание плакатов «Съедобные, несъедобные ягоды и грибы»

Цель: Учить детей узнавать ядовитые растения и грибы дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.

Беседа «Не играй с бродячими животными».Цель: разъяснить, что контакты с животными могут быть опасными, учить заботится о своей безопасности.

Практическая работа. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»

Цель: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.

Беседа «как вести себя во время бури, урагана или смерча?».

Цель: познакомить с такими явлениями природы, как буря, смерч, ураган, выяснить разницу и степень опасности для жизни человека. Уточнить правила безопасности во время стихийных бедствий.

Апрель

Пожарная безопасность.

Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»

Инсценировка «Лисичка со спичками»

Работа по ПДД

Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».

«Правила безопасности на природе»

Беседа «Будем беречь и охранять природу».

Воспитывать у детей природоохранное поведение, развивать представления о том какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

Разговор о самых маленьких «Насекомые – польза или вред».

Цель: дать знания о правилах безопасного поведения при встрече с насекомыми. Воспитывать чувство самосохранения. 4. Практические упражнения «Защита от клещей».

Цель: пояснить, что укус клеща приводит к серьезным заболеваниям, и своевременное обращение к врачу спасает людям жизнь. Познакомить с местами обитания клещей, их внешним видом и способами защиты от клещей.

Май

Беседа «На воде, на солнце… …».

«Безопасность на воде»

Знакомство с правилами.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворения «Рассказ водолаза».

Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..»

Объяснить детям, что купаться, плавать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определённые правила безопасности.

Проблемная ситуация «Как пользоваться лесными дарами?».Цель: дать понятие того, что не все съедобные грибы, ягоды можно есть. Рассказать о непригодных местах для собирания грибов или ягод. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на природе

4.Экскурсия «На полянку мы пойдём и лечебных трав найдём».

5.Изготовление гербария.

Список использованной литературы

1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для

Педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т.А. Издательство «ТЦ Сфера». Москва, 2005 г.

3. «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации / авт. – сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010. 


Смотрите также