Гарантии личной безопасности сотрудника полиции


Вопрос № 9. В чем заключаются гарантии личной безопасности сотрудника полиции?

Ответ.Согласно ст. 24 ФЗ «О полиции», сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции».

При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Задача № 1.Наряд ППСП в целях пресечения административного правонарушения предложил правонарушителю проследовать с ними в отдел полиции. В ответ на требование сотрудников ППСП гражданин заявил, что никуда не пойдет, и ухватился руками за водосточную трубу рядом расположенного жилого дома. Видя это, один из сотрудников ППСП применил к гражданину несколько боевых приемов борьбы: бросок через бедро и загиб руки за спину.

Прав ли сотрудник ППСП?

Решение.Сотрудник ППСП прав лишь частично. Он имел право в соответствии со ст. 20 ФЗ «О полиции» применить физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для преодоления противодействия его законным требованиям. Однако перед применением физической силы в соответствии со ст. 19 ФЗ «О полиции» следовало предупредить об этом правонарушителя, предоставив при этом, достаточно времени для выполнения требований и стремиться к минимизации любого ущерба. В данном случае условия применения физической силы не были соблюдены: отсутствовало предупреждение о возможности применения физической силы и боевых приемов борьбы, а так же явно лишним был бросок через бедро.

Задача № 2.В целях пресечения распития спиртных напитков в общественном месте и составления протокола об административном правонарушении наряд ППСП потребовал двух правонарушителей проследовать в отдел полиции. Граждане отказались выполнить требование сотрудников ППСП, выражаясь при этом нецензурной бранью в их адрес. Сотрудники ППСП применили в отношении них палки специальные, ударив по одному разу каждого из правонарушителей, после чего доставили задержанных в дежурную часть ОВД.

Правильно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.В данном случае сотрудники ППСП поступили неправильно, так как активного сопротивления им не оказывалось. Надо было предупредить нарушителей о том, что в случае неисполнения ими законного требования к ним может быть применена физическая сила. В том случае, если правонарушители и после этого отказались бы подчиниться требованию, к ним следовало применить физическую силу. Если применение физической силы оказалось безрезультатным, а действия нарушителей приобрели характер сопротивления, следовало применить палку специальную или другие специальные средства на основании ст. 21 ФЗ «О полиции».

Задача № 3.Наряд ППСП задержал гражданина по подозрению в совершении преступления. При задержании, гражданин оказал сопротивление и пытался убежать. Однако сотрудники ППСП догнали его, надели наручники и доставили в отделение полиции.

Правильно ли поступил наряд ППСП?

Решение.Да, правильно. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», средства ограничения подвижности могут применяться для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе.

Задача № 4.Во время инструктажа наряды ППСП были ориентированы на то, что в городе совершен ряд нападений на квартиры граждан с применением холодного оружия. Проходя по улице, в 23.15 наряд ППСП увидел на улице подозрительного гражданина с большой сумкой в руках. Во время проверки документов гражданин бросил сумку, оттолкнул одного из сотрудников ППСП, вынул нож и стал медленно отходить назад от сотрудников ППСП. Видя это, второй сотрудник ППСП применил слезоточивый газ в отношении мужчины. В дальнейшем подозреваемый был доставлен нарядом в ОВД.

Правильно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.Да, правильно. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции» специальные газовые средства могут применяться для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление.

Задача № 5.К сотрудникам ППСП обратилась продавец магазина «Детский мир» и сообщила, что одна из женщин, стоявшая в очереди, проявляя недовольство в связи с отсутствием необходимого товара, выражается нецензурными словами в адрес обслуживающего персонала магазина, мешая тем самым их нормальной работе. Войдя в магазин, сотрудники ППСП увидели женщину с видимыми признаками беременности, которая продолжала выражаться нецензурными словами и находилась в состоянии опьянения. Старший наряда ППСП потребовал от нее прекратить противоправные действия и проследовать за ним, на что последняя ответила отказом в нецензурной форме. В целях пресечения противоправных действий, старший наряда ППСП взял женщину за рукав куртки и повел к выходу. Женщина стала выражаться нецензурной бранью в адрес сотрудников ППСП и стала сопротивляться, хватать сотрудников ППСП за рукава куртки. Видя это, второй сотрудник ППСП нанес ей удар палкой специальной по рукам, после чего они доставили ее в дежурную часть ОВД и написали рапорта о случившемся.

Правомерны ли действия сотрудника ППСП при применении палки специальной?

Решение.В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 22 ФЗ «О полиции» запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. В данном случае действия полицейского связанные с применением палки специальной неправомерны.

Задача № 6.Гражданин Иванов, находясь в состоянии опьянения около кинотеатра «Дружба», выражался нецензурными словами, приставал к гражданам. Граждане, бывшие очевидцами происходящего, обратились к проходившим сотрудникам ППСП с просьбой принять меры к правонарушителю. При задержании Иванов оказал сопротивление наряду ППСП, сорвав с одного из них погон, и ударил другого кулаком в лицо. Для пресечения действий Иванова, после предупреждения, в отношении него была применена палка специальная.

Правомерно ли поступили сотрудники ППСП?

Решение.Действия сотрудников ППСП правомерны.В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции», сотрудники полиции имеют право применять резиновую палку для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции.

Задача № 7.Проходя мимо ресторана, наряд ППСП увидел группу дерущихся молодых парней. На требования наряда ППСП прекратить хулиганские действия двое из дерущихся, выкрикивая угрозы в адрес наряда ППСП, набросились на постовых с палками в руках. Против нападавших сотрудниками ППСП были применены специальные средства «ПР-73М» и «Резеда10-М», после чего правонарушители были задержаны и переданы прибывшему по вызову экипажу патрульной автомашины.

Правомерны ли действия сотрудников ППСП?

Решение.Действия сотрудников ППСП правомерны, так как специальные средства были применены для отражения нападения на сотрудников полиции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 21 ФЗ «О полиции».

Задача № 8.В отдел полиции был доставлен в состоянии опьянения Белов, задержанный за мелкое хулиганство. При проведении личного досмотра Белов оказал сопротивление, ударил помощника дежурного Колосова рукой в грудь и начал наносить ему удары по туловищу руками. В это время в дежурную часть вошел сотрудник ППСП Шульгин, видевший, как задержанный наносит удары Колосову.

Как должен поступить сотрудник ППСП Шульгин? Может ли он применить оружие?

Решение.В данном случае отсутствуют предусмотренные ст. 23 ФЗ «О полиции» основания применения оружия, так как жизнь сотрудника полиции реальной опасности не подвергается. Для пресечения противоправных действий задержанного необходимо применить физическую силу или специальные средства (палку специальную, специальное газовое средство, наручники) в соответствии со ст.ст. 20, 21 и требованиями ст. 19 ФЗ «О полиции»

Задача № 9.Сотрудники ППСП, проходя по темной улице, увидели, что двое неизвестных взламывают дверь одного из частных домов. На требование наряда ППСП прекратить противоправные действия, один из них с ножом в руке бросился на сотрудника ППСП с расстояния около семи метров, крикнув: «Сейчас я тебя убью!»

Имеют ли право применить сотрудники ППСП оружие?

Решение.В создавшейся ситуации сотрудники ППСП имеют право применить огнестрельное оружие на основании п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» (для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья), с учетом требований ст. 19 ФЗ «О полиции».

Задача № 10.Наряду ППСПсообщили, что совершена кража из квартиры. Подходя к месту происшествия, сотрудники ППСП увидели быстро удаляющегося человека с большой сумкой в руке. Старший наряда ППСП крикнул: «Стой! Стрелять буду!», но неизвестный стал убегать.

Имеют ли право сотрудники ППСП в данной ситуации применить оружие?

Решение.В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции» оружие может быть применено для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. В данном случае нет уверенности в том, что задержанное лицо является преступником, поскольку оно не было застигнуто на месте преступления. Следовательно, в данной ситуации сотрудники ППСП не имеют права применять огнестрельное оружие.

Задача № 11.Наряд ППСП увидел, как неизвестный выстрелил из пистолета в гражданина, после чего тот упал и не подавал признаков жизни. Наряд начал преследование преступника. Во время преследования старший наряда выстрелил по убегавшему гражданину и убил его.

Правилен ли в этом случае порядок применения оружия сотрудником ППСП?

Решение.Сотрудник ППСП оружие применил неправильно, с нарушением порядка его применения. Согласно ст. 19 ФЗ «О полиции» перед применением оружия сотрудник полиции должен предупредить о намерении его применения, предоставив при этом лицу достаточно времени для выполнения требований. Предупреждение можно было сделать окриком: «Стой! Стрелять буду!» и предупредительным выстрелом вверх. В сложившейся обстановке сначала следовало сделать предупреждение о применении оружия и лишь в случае невыполнения требований применять его.

Задача № 12.Сотрудники ППСП, проводя подворный обход граждан для задержания преступника «по горячим следам», вызвали хозяйку одного из домов для беседы. Хозяйка открыла калитку и со двора выбежала восточноевропейская овчарка, которая сразу же набросилась на сотрудников ППСП. Одного из них собака укусила за бедро. Защищаясь от собаки, хозяйка которой никаких мер для ее удержания не предпринимала, один из сотрудников ППСП произвел по собаке выстрел из табельного оружия. Собака была убита.

Правомерно ли поступил сотрудник ППСП, применивший огнестрельное оружие?

Решение.Действия сотрудника ППСП в этой ситуации будут признаны правомерными. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // СПС «Консультант-Плюс»

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

6. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

7. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» // СПС «Консультант-Плюс».

8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «« // СПС «Консультант-Плюс».

9. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

10. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 // СПС «Консультант-Плюс».

11. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

12. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

13. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

14. Об участии граждан в охране общественного порядка: Закон Удмуртской Республики от 23.10.2014 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

15. Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений: Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

16. Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ: Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 // СПС «Консультант-Плюс».

17. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»// СПС «Консультант-Плюс».

18. О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 18.10.2011 № 59-РЗ // СПС «Консультант-Плюс».

19. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 // СПС «Консультант-Плюс».

20. Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 // СПС «Консультант-Плюс».

21. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» // СПС «Консультант-Плюс».

22. Приказ МВД России от 29.01.2008 № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» // СПС «Консультант-Плюс».

23. О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России: Приказ МВД России от 12.04.2013 № 200 дсп.

24. О совершенствовании подготовки сил и средств ОВД РФ и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах Приказ МВД России от 06.02.2012 № 88 дсп.

25. Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых: Приказ МВД России от 07.03.2006 № 140 дсп.

26. Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан: Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 // СПС «Консультант-Плюс».

27. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ по профилактике правонарушений: Приказ МВД России от 29.01.2009 № 60 // СПС «Консультант-Плюс».

28. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях: Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 // СПС «Консультант-Плюс».

29. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД России от 05.05.2012 № 403 // СПС «Консультант-Плюс».

30. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 // СПС «Консультант-Плюс».

31. Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013// СПС «Консультант-Плюс».

32. Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации: Приказ МВД России от 23.12.2011 № 1298 // СПС «Консультант+».

33. Об организации первоначальных мероприятий по раскрытию преступлений по «горячим следам»: Приказ МВД по Удмуртской Республике от 28.02.2013 № 127 // СПС «Консультант-Плюс».

34. О порядке представления оперативной информации: приказ МВД по Удмуртской Республике от 12.11.2013 № 822 // СПС «Консультант-Плюс».

Предыдущая1234567Следующая

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции Статья 25. Сотрудник полиции

1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение полиции

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

Статья 4. Организация полиции

Глава 2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

Статья 6. Законность

Статья 7. Беспристрастность

Статья 8. Открытость и публичность

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Глава 3. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ПОЛИЦИИ

Статья 12. Обязанности полиции

Статья 13. Права полиции

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Статья 14. Задержание

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

Статья 16. Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах

Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 20. Применение физической силы

Статья 21. Применение специальных средств

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Глава 6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Статья 25. Сотрудник полиции

Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

Статья 29. Утратила силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)

Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

Глава 7. СЛУЖБА В ПОЛИЦИИ

Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции

Статья 35. Утратила силу. - Федеральный закон от 12.02.2015 N 16-ФЗ.

Статья 36. Утратила силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.

Статья 37. Утратила силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.

Статья 38. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. - Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

Статья 39. Утратила силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.

Статья 40. Утратила силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ.

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления

Глава 8. ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

Глава 9. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции

Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Статья 52. Прокурорский надзор

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 54. Заключительные положения

Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

Закон РФ «О полиции» (7 февраля 2011 года N 3-ФЗ)

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Задача. Сотрудники полиции патрульно-постовой службы, обходя территорию маршрута, заметили, что неизвестный гражданин взламывает топором дверь автомобиля. Обнажив оружие и подойдя к неизвестному на близкое расстояние, сотрудники подали команду «Руки вверх!». Неизвестный с топором бросился на сотрудников полиции.

Как должны действовать сотрудники полиции в данной ситуации?

Оформите рапорт о проделанной работе.

Билет № 11

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Задержание.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.




Смотрите также