Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью


СТАТЬЯ 369. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Работники федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

ГЛАВА 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

СТАТЬЯ 370. ПРАВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА, ВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ, СОГЛАШЕНИЙ

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

СТАТЬЯ 371. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕМ С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ОРГАНА

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

СТАТЬЯ 372. ПОРЯДОК УЧЕТА МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ПРИНЯТИИ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

СТАТЬЯ 373. ПОРЯДОК УЧЕТА МОТИВИРОВАННОГО МНЕНИЯ ВЫБОРНОГО ОРГАНА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РАСТОРЖЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

СТАТЬЯ 374. ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ ВЫБОРНЫХ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕ ОСВОБОЖДЕННЫМ ОТ ОСНОВНОЙ РАБОТЫ

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.



Надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности атомных станций

Атомные станции (АС) на всех этапах своей жизнедеятельности обязаны удовлетворять установленным требованиям безопасности. Это достигается, в том числе, соблюдением требований норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий.

Надзор за соблюдением требований ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при эксплуатации и выводе из эксплуатации АЭС при обращении с ядерными материалами, а также с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, находящимися на территории АЭС, технических регламентов в области использования атомной энергии осуществляет отдел по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок (далее по тексту - ОЯРБ).

Основные функции отдела:

Отдел в соответствии с поставленными перед ним задачами осуществляет следующие функции:

   1. организует и осуществляет проверки (инспекции) и другие мероприятия по надзору и контролю за соблюдением поднадзорными АС и организациями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в области использования атомной энергии, требований технических регламентов в области использования атомной энергии;     2. контролирует на поднадзорных АС и в организациях:

- проведение расследований обстоятельств и причин, влияющих на ядерную и радиационную безопасность нарушений в работе АС и пунктов хранения, расположенных на территории АС, а также инцидентов, связанных с утратой, хищением или несанкционированным использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ на территориях АС;

- готовность к осуществлению конкретных работ, влияющих на ядерную и радиационную безопасность;

- выполнение программ обеспечения качества;

- выполнение выданных органами Ростехнадзора предписаний;

   3. организует регистрацию оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды АС, стационарно установленных грузоподъемных кранов, расположенных на территориях АС; организует и ведёт учёт и соответствующий банк данных оборудования, трубопроводов и грузоподъёмных кранов, зарегистрированных в Донском МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора;

   4.   проводит анализ выявленных нарушений федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий, анализ нарушений в работе АС и ведёт соответствующие базы данных;

  5. проводит проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, обосновывающих обеспечение безопасности заявленной деятельности, представляемых организациями для получения лицензий Ростехнадзора;

  6. участвует в рассмотрении документов и в работе комиссий в процессе выдачи разрешений работникам АС на право ведения работ в области использования атомной энергии;

  7. участвует в работе комиссий по аттестации технологии выполнения сварных соединений поднадзорных организаций, имеющих лицензии Донского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

Отдел осуществляет надзор за эксплуатацией энергоблоков Кольской, Нововоронежской и Ростовской атомных электростанций, при сооружении энергоблоков № 1, 2 Нововоронежской АЭС-2 за монтажом технологических систем и оборудования, научно-исследовательскими работами на АС, подготовкой персонала АС, а также условиями действия лицензий предприятий, выполняющих работы для атомных станций и предоставляющих им услуги (по монтажу, наладке, ремонту, разработке проектной, конструкторской и технологической документации).

Непосредственно на Нововоронежской, Кольской, энергоблоках № 1, 2 Ростовской АЭС надзор за обеспечением ядерной и радиационной безопасности осуществляют отделы инспекций, расположенные на территории этих станций. На строящихся энергоблоках № 1, 2 Нововоронежской АЭС-2, энергоблоках № 3, 4 Ростовской АЭС надзор за соблюдением УДЛ на сооружение и требований ФНП при монтаже технологических систем и оборудования осуществляют отдел инспекций ядерной и радиационной безопасности на Нововоронежской АЭС-2 и отдел инспекций ядерной и радиационной безопасности на Ростовской АЭС.

Отдел инспекций ядерной и радиационной безопасности на Нововоронежской АЭС Отдел инспекций ядерной и радиационной безопасности на Кольской АЭС Отдел инспекций ядерной и радиационной безопасности на Ростовской АЭС

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Работники специального органа, ведающего вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.Комментарий к ст. 3691. Указанный в комментируемой статье государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой осуществляет Правительство Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649). Согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 265, этот надзор осуществляется при использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии для гарантированной защиты работников объектов использования атомной энергии, населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов. Названная Федеральная служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. 2. Данный вид надзора при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергоустановок военного назначения до изменения полномочий федеральных министерств Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 осуществлялся Министерством обороны Российской Федерации. При этом деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти координировалась Правительственной комиссией по комплексному решению проблем ядерного оружия. В настоящее время функции федеральных служб, подчиненных Министерству обороны Российской Федерации, в области этого надзора не определены. Лица, осуществляющие указанный надзор, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. 3. Нормативные правовые акты и предписания в сфере данного надзора могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого нормативного правового акта или предписания.Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Следующая статья »
К тексту закона »

Читайте также


Смотрите также