Комплексная безопасность образовательного учреждения


Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса

Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения приобрели особую злободневность и значимость. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур, т.к. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по тяжеловесности, часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами.

Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области [3,5,6,8,9]:

Достижение цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

• Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

• Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

• Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

• Привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

• Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.

Культура безопасности как компонент содержания образования включает систему знаний, способов деятельности, ценностей, норм, правил безопасности, основная функция которых - формирование и развитие у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности (В.Н. Мошкин, Л.Н. Горина, Л.А. Михайлов, В.В. Попадейкин, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, Ю.Л. Воробьев, В.В. Гафнер и др.).

С.В. Петровым выделены следующие цели и задачи формирования культуры безопасности учащихся в реализации комплексной безопасности образовательного учреждения [7]:

·                     снижение количества происшествий в образовательном учреждении;

·                     постоянное поддержание интереса к безопасности и охране труда;

·                     убеждение работников, обучающихся в необходимости мероприятий по безопасности и охране труда;

·                     воспитание сознательного отношения к безопасности;

·                     популяризация новых средств обеспечения безопасности;

·                     внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств охраны труда и безопасности;

·                     создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда и учебы.

Комплексная безопасность образовательных учреждений (КБОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов [1, 2, 10-13]. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Цель КБОУ - обеспечение безопасного функционирования учебного заведения, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений - организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Обеспечение безопасности образовательного учреждения - первостепенная обязанность заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности, который отвечает:

- за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса; - за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;

-  за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам; - за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Таким образом, комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях [13].

Под системой обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения понимается — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях[13].

Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен предполагать построение логичной системы, обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи, которая представлена на схеме «Система комплексной безопасности образовательного учреждения» (см. рисунок 1).

Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.

Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:

 -  проектные документы на: территорию застройки ОУ; сети и коммуникации; здания и сооружения;

- данные о: количестве и качественных характеристиках персонала ОУ; составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ; способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

Основными параметрами проектирования систем безопасности ОУ являются:

1. оценка: общих угроз в регионе; возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки; конструктивных особенностей зданий и помещений,

связанных с обеспечением действий спецподразделений; состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ;

2. расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности; выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности;

3. определение: оптимальных режимов работы технических систем; алгоритмов принятия решений и действий.

Технические системы комплексной безопасности ОУ должны быть автоматизированные, такие как: контроль автотранспорта; идентификации личности; системы доступа в здания и помещения; системы оповещения и управления эвакуацией; пожарной безопасности и другие. Основные требования к техническим системам безопасности ОУ включают их комплексное использование и взаимное дополнение функций, важно также учитывать единые механизмы управления и алгоритмы принятия решения.

Требования к организационной структуре КБОУ должны выполняться в следующих направлениях:

- способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля;

- в ОУ должны в наличие быть дежурные группы экстренного реагирования, способные до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать возникшую чрезвычайную ситуацию;

- важно исключить дублирования функций и двойной подчинённости;

- должна быть конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;

- профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.

Чтобы эффективно решать проблемы комплексной безопасности конкретного ОУ, необходимо делить возможные опасности по степени их угрозы на качественном уровне и в соответствии с полученными результатами определять содержание практических мероприятий.

Подводя итог выше сказанному, приходим к выводу, что система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся [4, 13].

Литература:

1.                  Гаврилов М.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении /ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2007.-№ 11 -с. 8-13.

2.                  Замкова В.И. Терроризм – глобальная проблема современности./ В.И Замкова, М.Э. Ильчиков.- М.,1996.

3.                  Киселева Э.М., Михайлов Л.А., Ли Ю.А. О культуре безопасности студентов педагогического университета. В  сборнике: Здоровье детей как ценность культуры материалы Х Международной конференции. Главный редактор К.В. Султанов. 2003. С. 307-309.

4.                  Концепция национальной безопасности РФ( утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г.№1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24).

5.                  Локтионов Н.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Н.И.Локтионов, М.Н.Дудко, В.И.Юртушкин. – М.,2000.

6.                  Михайлов Л.А., Соломин В.П., Старостенко А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. – СПб., 2005.

7.                  Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

8.                  Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2005.

9.                  Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М., Сибирякова З.А. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007.

10.              Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68;

11.              Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г.№3ФЗ;

12.              Федеральный закон « О противодействии терроризму»от 06.03.2006 г.№35-ФЗ;

13.              Концепция безопасности образовательного пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/bou/conception.php.

Комплексная безопасность образовательной организации

 Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность образовательной организации — это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, сотрудников и материальных ценностей от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуации.

Комплексная  безопасность  образовательной  организации  -  это совокупность предусмотренных  законодательством мер и мероприятий  персонала  ОО, осуществляемых под руководством  директора ОО, органов управления образованием, во взаимодействии с правоохранительными  структурами, вспомогательными  службами и общественными организациями, с целью обеспечения безопасного  функционирования  ОО, а также готовности сотрудников  и  обучающихся  к рациональным  действиям  в опасных и чрезвычайных ситуациях.   

Система комплексной безопасности образовательной организации подразумевает состояние защищённости образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

 Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью её снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью ослабления последствий реализации угрозы.

  В образовательных организациях прогнозируются следующие возможные виды угроз (происшествий, несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций):

 Социального характера: массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан; акты экстремизма и терроризма.

 Социально-криминальные: уличные проявления экстремизма; взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ; угрозы осуществления терактов, захват заложников, иные теракты криминального характера; противоправное проникновение посторонних лиц в образовательные организации; хищение имущества образовательных организаций; хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, травматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков.

   В современных условиях для Российской Федерации данная проблема стоит еще более остро.  Это обусловлено в первую очередь тем, что за последние годы произошло качественное изменение опасностей, связанных с обострением криминальной обстановке в стране, возрастанием числа различных конфликтов, экологических проблем. Сохраняется на  мировом уровне возможность совершения террористических актов, возникновение техногенных аварий и кадастров, высока опасность стихийных бедствий.

  Система мер обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения – это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий администрации образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образования и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями, с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также формирования готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в опасных и чрезвычайных ситуация.

  Основными направлениями деятельности учреждения, является: организация работы с обучающимися, их родителями, педагогическим коллективом, правоохранительными органами и другими общественными организациями   в решении проблем комплексного обеспечения безопасности организации; контроль за соблюдением требований законодательства о антитеррористической защищенности образовательной организации; организация и обеспечение защиты обучающихся и работников образовательной организации от чрезвычайных ситуаций, технической укреплённости и антитеррористической защищенности образовательной организации, функционирования физической охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации; организация выполнения профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности в образовательных организациях.

Нормативно-правовая база, состоящая из:

  • нормативно-правовых документов федерального уровня (Конституция Российской Федерации (ст.7, 20, 22, 38 о комплексной безопасности), Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12. 2010 г. № 390 «О безопасности», Федеральный закон от 07. 02. 2011 г. № 03-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне», Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-Ф3 «О противопожарной безопасности», Федеральный закон от 22.06.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» )
  • нормативно-правовых документов регионального и местного уровней (устав образовательной организации, паспорт безопасности, должностная инструкция заместителя руководителя по безопасности, приказы образовательной организации, инструкции, планы-схемы охраны, оповещения, планы работы, планы действий сотрудников при чрезвычайной ситуации, материалы проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты по комплексной безопасности, памятки и др.).
  • Организационные мероприятия.
  • Взаимодействие с компетентными инстанциями.
  • Обучение сотрудников ОО и обучающихся по вопросам безопасности.
  • Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности.

I.3. Цели, задачи и организационные  мероприятия для обеспечения безопасности образовательных организаций

 Цель – определить уровень обеспечения безопасности обучающихся и работников образовательного учреждения во время учебного процесса от возможных видов опасностей.

 Задача – исследовать проделанную работу в текущем учебном году по реализации мер и мероприятий в области обеспечения безопасности образовательных организаций, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников школы во время их трудовой и учебной деятельности от возможных терактов, пожаров, аварий и других опасностей. Выявление проблем и недостатков, способы их разрешения.

 Система комплексной безопасности образовательных организаций ставит перед собой следующие необходимые цели и задачи: создание организационных и финансовых условий по обеспечению комплексной безопасности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях; повышение уровня пожарной, криминальной, антитеррористической, санитарной безопасности образовательных организаций; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях; формирование и отработка навыков безопасного поведения всех участников образовательного процесса.

  Для достижения выше изложенных целей и задач  реализуются следующие мероприятия:

  1. Обеспечение антитеррористической защищенности:

1.1. Разработка  правил внутреннего распорядка ОО.

1.2. Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОО при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

1.3. Проверка учебных и производственных помещений ОО.

1.4. Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

1.5. Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОО.

1.6. Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений по периметру образовательных организаций; освещения фасадов здания и территории организации, завоза продуктов и имущества.

1.7. Обеспечение лицензированной физической охраной; ежедневный контроль за осуществлением контрольно-пропускного режима.

1.8.Организация взаимодействия ОО с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

1.9. Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательной организации», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в ОО.

1.10. Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования.

1.11. Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

  1. Обеспечение  пожарной и электробезопасности:

2.1. Оснащение ОО противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения. (АПС и система оповещение и управления эвакуацией).

2.2. Эксплуатация согласно требованиям норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены.

2.3.  Выполнение работ по противопожарной обработке перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации, проверка источников наружного пожарного водоснабжения.

2.4. Оценка технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем ОО, их паспортизация, оценка пожарной, электро и конструктивной безопасности согласно норм и правил. Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам, а также  электрических сетей образовательных учреждений в соответствие с требованиями ПУЭ, ПТЭЭП;

2.5. Организация обучения и инструктажи сотрудников и обучающихся по пожарной и электробезопасности.

2.6. Проведение тренировочных занятий по учебной эвакуации согласно графика и практических занятий по использованию СИЗ и средств пожаротушения.

2.7. Профилактическая работа с участием сотрудников ОВД, ГПН.

  1. 3. Обеспечение  вопросов гражданской обороны:

3.1. Организация гражданской обороны: в соответствии с  положением ФЗ РФ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» обеспечивается обучение персонала учреждения и обучающихся в области ГО, способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

  В учебном учреждении на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения ОО разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях (эвакуация ОО, укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях, использование средств индивидуальной защиты и порядок их получения, оказание медицинской помощи и т.д)

  1. Охрана труда и техника безопасности:

4.1. Организация мероприятий по улучшению условий труда и безопасной работы во время образовательного процесса.

4.2. Улучшение естественного и искусственного освещения.

4.3.  Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

4.4.  Установление рационального режима труда и отдыха.

4.5. Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

4.6. Профилактика несчастных случаев на производстве и детского травматизма.

4.7. Организация контроля и обучения и инструктирования по вопросам охраны труда  и технике безопасности.

4.8. Обеспечение безопасности и надёжности здания и инженерных систем: создание системы мониторинга за состоянием зданий и коммуникаций образовательных учреждений.

4.9. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровье сберегающих технологий обучения.

  1. 5. Индивидуальная безопасность личности:

  Достижение цели формирования культуры безопасности обучающихся осуществляется через решение следующих задач:

5.1. Формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

5.2. Развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

5.3. Формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

5.4. Привитие знаний, умений, навыков по снижению  рисков; 

5.5. Выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. 

5.6. Обеспечение информационной безопасности.

  1. Обеспечение экологической безопасности: на основании Конституции Российской Федерации, Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».  
  2. Профилактика  предупреждения  детского дорожного транспортного травматизма в области  безопасности дорожного движения: совместно с  МВД России (ГИБДД) организуется  работа с классными руководителями (инструктажи, педсоветы), обучающимися (участие в профилактических акциях, КВН, викторины, конкурсы, беседы силами ЮИД) и их родителями (беседы, родительские собрания), это как теоретические занятия, так и практические.

 Основными законодательными иными нормативными документами, регламентирующие обеспечение физической охраны образовательных организаций, является:

  • Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390 «О безопасности»;
  • Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 03-ФЗ «О полиции»;
  • Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-Ф3 «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
  • Федеральный закон от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

  На основе законодательных актов в образовательной организации разрабатывается локальные, нормативно-правовые документы, регламентирующие обеспечение выполнение задач физической охраны конкретной образовательной организации. К ним следует отнести: договор на оказание охранных услуг; паспорт безопасности образовательного учреждения (раздел 4); план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; план - охраны образовательного учреждения; инструкция по охране объекта; договор о координации совместных действий с отделом внутренних дел, обслуживающим данную территорию.

  В целях обеспечения безопасности обучающихся, работников, сохранность имущества, предупреждение террористических актов в образовательной организации вводится контрольно- пропускной режим.

 Основополагающим документом, регламентирующим организацию пропускного режима в образовательных организациях, является «Положение о контрольно-пропускном режиме».

   Не менее важным направлением в комплексной безопасности является обеспечение пожарной безопасности образовательных организаций.

  Законодательные  акты, регламентирующие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон от 22.06.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме»;
  • Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 «О утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организации»» с изменением от 27.01.2009 г. и 22.06.2010 г.

  С целью планирования и координации действий по обеспечению пожарной   безопасности администрация образовательной организации должна на основе законодательных документов разработать и принять ряд локальных нормативных актов. К основным из них следует отнести:

  • приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность;
  • декларацию пожарной безопасности образовательной организации;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории;
  • план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;
  • инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности;
  • памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

  План  мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на учебный год разработан и принят до 01 сентября и включать в себя следующее:

  • доведение до работников образовательной организации требований пожарной безопасности, установленных локальными актами;
  • организацию и проведение с работниками образовательной организации противопожарных инструктажей;
  • организацию и проведения проверки пожарной сигнализации и первичных средств пожаротушения;
  • организацию занятий по изучению правил пожарной безопасности с обучающимися и практических занятий по эвакуации в случае пожара.

    По пожарной безопасности в ОО ведутся следующие журналы:

  • регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  • регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  • учета первичных средств пожаротушения; контроля проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации.

  Важным вопросом в комплексной безопасности образовательной организации является охрана труда. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные задачи по охране труда в образовательной организации:

  • Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.
  • Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.
  • Обеспечение выполнения сотрудниками и обучающимися МБОУ требований законодательных и других нормативно - правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.
  • Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.
  • Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.
  • Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.
  • Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД.
  • Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Организация охраны труда в образовательной организацией регламентируется основными нормативными документами:

  • Устав образовательной организации.
  • Коллективный договор образовательной организации.
  • Правила внутреннего трудового распорядка.
  • Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности, в котором обозначены основные направления организации работы образовательной организации по охране труда и безопасности жизнедеятельности, функции, права и ответственность.
  • Должностная инструкция специалиста по охране труда и технике безопасности, в которой определены функции, должностные обязанности, права и ответственность.
  • План работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности составляется на учебный год и включает: организационно–технические мероприятия по улучшению условий труда; обучение работников безопасным приемам работы и соблюдению правил безопасности на рабочем месте.
  • На начало учебного года руководитель образовательной организации издаются приказы о назначении: об охране труда и соблюдении правил ТБ; о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы; об усилении мер по охране жизни и здоровья детей; об организации работы по предупреждению ДДТТ в образовательной организации; о создании комиссии по расследованию несчастных случаев.

     Документация по охране труда должна включать следующие журналы:

регистрации противопожарного инструктажа вводного и на рабочем месте;

учета инструкций по охране труда с присвоением порядкового номера, должен охватывать все виды работ и профессии учреждения, ведется специалистом по охране труда); регистрации проведения вводного инструктажа по охране труда (оформляется специалистом по охране труда или руководителем учреждения при приеме на работу, вводный инструктаж должны проходить все поступающие на работу); регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (оформляется руководителем структурного подразделения при приеме на работу всех работников, а в последующем не реже, чем 2 раза в год,  в первом и втором полугодиях); регистрации проверки знаний у персонала с 1-ой группой электробезопасности; регистрации несчастных случаев, происшедших с работающими в образовательном учреждении (с приложением актов по формам Н-1); регистрации несчастных случаев с воспитанниками (с приложением актов по форме Н-2).

  В образовательных организациях, в целях профилактика дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) оформляются  информационные  «Уголки безопасности». Материалы, представленные на стендах, включающие  в себя следующее содержание: информация ГИБДД о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в районе (ежеквартальные данные); план работы образовательной организации  по профилактике ДТТ; схема безопасного маршрута, утвержденная сотрудниками ГИБДД; информация для детей и родителей воспитанников обучающего характера по правилам дорожного движения периодически сменяемая, с тематической направленностью; информация для родителей воспитанников методического характера.

 Приложение № 1

Мероприятия по комплексной безопасности образовательной организации в современных условиях

п/п

Мероприятия по комплексной безопасности образовательной организации в современных условиях

Сроки

1

Контроль за состоянием здания, систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации

постоянно

2

Подготовка коммуникаций образовательной организации  к отопительному сезону

В течении года

3

Подготовка и прием учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов и здания к новому учебному году.

ежегодно

Август

4

Общий технический осмотр зданий и сооружений образовательной организации

Ежегодно

5

Паспортизация учебных кабинетов, мастерских, спортзала, подсобных помещений

По плану

6

Устранение дефектов здания и эксплуатация согласно технической документации

Ежегодно

7

Капитальный ремонт системы тепло- водоснабжения.

8

Издание приказа о мерах по антитеррористической и противодиверсионной защите обучающихся и сотрудников

ежегодно

Сентябрь

9

Проведение инструктажа с персоналом школы по антитеррористической защите.

ежегодно

Сентябрь

10

Проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

В течение года

11

Организация охраны образовательной организации  и территории:

·физическая охрана и контроль своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;

Постоянно

12

Обеспечение контрольно-пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение в здания и на школьную территорию граждан и техники, защиты персонала и обучающихся от насильственных действий;

Постоянно

13

Обеспечение инженерно-технической укреплённости (ограждения, металлические двери, распашные решетки) и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация, теле- и видео-наблюдение; ограничение и контроль доступа; пожарная сигнализация).

14

Готовность к оказанию первой медицинской помощи

Постоянно

15

Организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью

Постоянно

16

Документы на вахте:

·инструкция по оказанию первой медицинской помощи;- журнал учета посетителей;

·журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;

·список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;

·расписание уроков;

·расписание работы кружков (секций);

·расписание звонков;

список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

Постоянно

17

На вахте:

·Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.

·Кнопка тревожной сигнализации.

·Система оповещения (звонок).

·Фонарь.

Средства индивидуальной защиты.

Постоянно

18

Проведение тренировочных занятий по эвакуации учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в здании и на территории школы.

Ежемесячно

19

Разъяснительная работа среди учащихся, педагогических работников и технического персонала направленная на повышение бдительности, готовности к чрезвычайным действиям.

Постоянно

20

Проведение занятий по оказанию медицинской помощи с учащимися старших классов, учителей и обслуживающего персонала.

В течение года

21

Организация бесед с учащимися школы сотрудников ОВД на тему по противодействию терроризму

В течение года

22

Издание приказа о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность, об установлении противопожарного режима в ОУ.

ежегодно

23

Проведение противопожарного инструктажа работников школы и учащихся

постоянно

24

Установка знаков пожарной безопасности.

ежегодно

25

Проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования

ежегодно

26

Заключение договора на обслуживание пожарной сигнализации

ежегодно

27

Выполнение норм пожарной безопасности.

Постоянно

28

Выполнение требований электробезопасности

Постоянно

29

Оснащение школы необходимыми средствами пожаротушения, схемами эвакуации (производить своевременную зарядку огнетушителей)

Постоянно

30

Проведение тренировок по эвакуации учащихся и персонала в случае возникновения пожара

1 раз в месяц

31

Очищение территория, здания, подвальные помещения от мусора.

Содержать дороги, проезды, проходы, пути эвакуации свободными и устранять предпосылки для их загромождения.

постоянно

32

Создание из числа сотрудников школы добровольной пожарной дружины

ежегодно

33

Организовать работу по соблюдению законодательства по охране труда, выполнению санитарно-гигиенических норм.

постоянно

34

Своевременно выявлять участки, не отвечающие нормам охраны труда и требованиям трудового законодательства, запрещать проведение занятий на данных участках, привлекать к ответственности лиц, нарушающих требования.

В течение года

35

Организовать обучение педагогических работников учреждения по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний, выдачей удостоверений.

По графику раз в три года

36

Организовать в каждом кабинете школы «Уголки безопасности».

ежегодно

37

Организовать конкурс на лучшее оформление «Уголка безопасности».

ежегодно

38

Регулярное проведение медицинских осмотров работников и обучающихся

ежегодно

39

Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда

40

Обеспечить технический и обслуживающий персонал школы спецодеждой и другими средствами защиты в соответствии с Нормами

постоянно

41

Соблюдение норм охраны труда и техники безопасности.

Постоянно

42

Осуществлять регулярный контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам СанПиНа:

·санитарно-гигиеническое состояние ОУ, пищеблока, световой, питьевой, воздушный режимы классных помещений, спортзала, мастерских и других помещений;

соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку: рассаживание учащихся согласно рекомендациям, анализ школьного расписания, предотвращение перегрузки учебными занятиями, дозирование домашних заданий;

В течение года

43

Обеспечение учащихся горячим питанием

ежегодно

44

Проведение анализа заболеваемости учащихся

ежегодно

45

На родительских собраниях обсуждать вопросы по профилактике и предупреждению травматизма и несчастных случаев среди детей.

Постоянно

46

Принять меры безопасности в учебных кабинетах: физики, химии, информатики, спортивном зале, кабинетах технического и обслуживающего труда

Постоянно

47

Подготовить анализ работы школы по профилактике и предупреждению травматизма и несчастных случаев среди учащихся за учебный год.

ежегодно

48

Реализация психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп во время учебно-воспитательного процесса, и в период трудной жизненной ситуации.

В течение года

49

Разработать план мероприятий по профилактике суицида среди учащихся совместно с органами здравоохранения.

Ежегодно

50

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми. Методы:

·индивидуальные беседы,

анкетирование

В течение года

51

Изучение документов:

·Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30),

нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.

В течение года

52

Ваимодействие  администрации школы, КДН, отдел опеки. Центр «Диалог» о фактах по вопросам насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц.

В течение года

53

Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся. Пресечение всех случаев неуставных (школьных) отношений с привлечением, при необходимости работников КДН

По заявлению

54

Тематические классные часы

В течение года

55

При проведении аттестации учителей учитывать:

·стиль педагогического общения и системный подход к отношениям «ученик-учитель»,

·наличие конфликтных ситуаций и характер поведения в них.

По плану аттестации

56

Размещение телефона доверия в рекреации школы

постоянно

57

Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

Условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации

постоянно

58

Проверять работоспособность контентных фильтров для защиты учащихся от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от:

·национальной, классовой, социальной нетерпимости;

·рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

·пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

распространения печатной продукции, аудио и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Постоянно

59

Знакомить сотрудников и учащихся с правилами использования сети Интернет в школе

Постоянно

60

Обеспечить защиту информации и информационной системы

Постоянно

61

Применять соответствующие официальные санкции к нарушителям информационной безопасности.

По необходимости

62

Установить и довести до сведения пользователей ИС набор правил, описывающих обязанности и ожидаемое поведение по отношению к использованию информации и информационной системы.

Постоянно

63

Контролировать, внешние организации, предоставляющие информационные сервисы, (регуляторы безопасности, соответствующие действующему законодательству и условиям контракта, а также отслеживать адекватность регуляторов безопасности)

Постоянно

64

Организовать с классными руководителями классов инструктивно-методические занятия по методике проведения внеклассных занятий с учащимися

ежегодно

65

Проводить с учащимися тематические утренники, викторины, конкурсы, соревнования по безопасности дорожного движения

Постоянно

66

Проводить заседания кафедры классных руководителей «О работе с учащимися по профилактике и предупреждению травматизма и несчастных случаев»

2 раза в год

67

При проведении массовых мероприятий принимать постоянные меры по безопасности и охране жизни детей.

Постоянно

68

Профилактика правонарушений и ПДД.

В течение года

69

Предупреждение проникновения в школу наркотических средств и психотропных веществ.

В течение года

70

Обеспечение дежурства во время проведения массовых мероприятий с учащимися

В течение года

71

Проведение профилактической работы учащимися школы по безопасному движению к школе, поведению на спортивных и детских площадках, лекции, беседы, классные часы;

В течение года

72

Организация для учащихся уроков безопасности в соответствии с планом.

каждую неделю

Деятельность руководителя по управлению процессом обеспечения комплексной безопасности образовательной организации

Чижова С. М. Деятельность руководителя по управлению процессом обеспечения комплексной безопасности образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 547-548. — URL https://moluch.ru/archive/128/35490/ (дата обращения: 07.10.2018).



Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность.

Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь, понимать минимизацию рисков таких чрезвычайных происшествий как пожары, катастрофы экологического и техногенного характера, терроризм, экстремизм.

Во вторую очередь, под данным термином следует определять мероприятия, направленные на снижение рисков травматизма, а также формирование условий труда и учебы. А также, конфиденциальность информации и данных участников образовательного процесса.

Роль руководителя любого образовательного учреждения в рамках обеспечения безопасности участникам образовательного процесса заключатся в корректной оценке внешних факторов, которые могут угрожать жизни, здоровью детей и взрослых, которые находятся на территории учреждения и их предотвращении.

Основным инструментом руководителя для оценки и предотвращения возможной опасности и угроз в адрес образовательного учреждения служит Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

В наше время комплексная безопасность служит важным показателем уровня образовательной системы. Наиболее важными ресурсами в любом учреждении образовательного характера являются именно люди, чья безопасность для руководителя должна быть приоритетным направлением в работе.

Все предметы труда и учебы участников образовательного процесса требуют особенного внимания и контроля, а значит, со стороны руководителя учреждения должны быть предприняты необходимые и полные меры для установления и обеспечения мер для безопасности учеников, учителей и технического персонала посредством регулирования охраны труда. Положения по охране труда в образовательных учреждениях должны быть прописаны на уровне Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка и так далее.

Обязанности по организации безопасных условий труда, обучения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательной организации.

Охрана труда включает в себя в рамках образовательной системы обеспечение безопасности на уровне электробезопасности, пожарной безопасности, проведения уроков по правилам дорожного движения, гражданской обороны и устранения чрезвычайных происшествий. Также руководителем образовательного учреждения должны быть приняты максимальные меры для защиты против терроризма и конфиденциальности персональных данных всех участников образовательного процесса.

Система комплексной безопасности образовательного учреждения включает:

— формирование культуры безопасности. Необходимо проведение совещаний с преподавателями и уроков с учениками относительно данной тематики;

— приобретение в учреждение необходимого современного технического оборудования;

— осуществление плановых мероприятий по антитеррористической защищенности;

— обеспечение образовательного учреждения оперативной охраной;

— организация контрольно-пропускного режима;

— соблюдение правил пожарной безопасности;

— формирование всех необходимых условий для охраны труда и учебы;

— взаимодействие с правоохранительными органами;

— финансово — экономическое обеспечение мер и мероприятий КБОУ;

— обучение учеников основам жизнедеятельности посредством обучения урокам ОБЖ.

В качестве основных требований к организационной структуре комплексной безопасности образовательных учреждений необходимо обозначить следующее:

— образовательное учреждение должно быть обеспечено дежурными группами экстренного реагирования, чьи должностные обязанности состоят в оперативном контроле и регулировании чрезвычайных происшествий;

— должен быть установлен четкий структурированный регламент, регулирующий деятельность должностных лиц структуры безопасности образовательного учреждения;

— профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.

Для продуктивного решения проблем в области комплексной безопасности образовательного учреждения, необходимо дифференцирование угроз по степени на качественном уровне и согласно данному разделению, определения содержания практических мероприятий.

Таким образом, под комплексной системой безопасности необходимо понимать защиту образовательного учреждения от опасностей социальной, технической и природной направленности. Роль руководителя любого образовательного учреждения заключается в обеспечении безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.

Литература:

  1. Астафьев Н. Н. Роль руководителя в обеспечении безопасности учебного учреждения / Н. Н. Астафьев // Педагогика и психология. — 2016. — № 3. — с. 10–20.
  2. Артищев В. А. Охрана труда в учебном учреждении / В. А. Артищев // Педагогика и психология. — 2015. — № 5. — с. 20–30.
  3. Архипов В. А. Реформы в области образовательного учреждения / В. А. Архипов // Журнал о современной педагогике. — 2016. — № 4. — с. 30–33.
  4. Самойлов В. В. К вопросу о комплексной безопасности в системе образования / В. В. Самойлов // Педагог. — 2016. — № 2. — с. 40–54.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, комплексная безопасность, образовательный процесс, охрана труда, образовательная система, пожарная безопасность, роль руководителя любого, Российская Федерация, учреждение.

Комплексная безопасность образовательных учреждений (КБОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков...

У руководителя дошкольного образовательного учреждения есть ряд механизмов, с помощью которых он

- охрана труда работников сада; - охрана жизни и здоровья детей (пожарная, бытовая, личная безопасность, профилактика дорожно-транспортных происшествий)

Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Ключевые слова: безопасность образовательного учреждения, Комплексный план безопасности, безопасный образ жизни, культура безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности.

Комплексную безопасность образовательного учреждения можно рассматривать как состояние защищённости образовательного учреждения от реальных и потенциальных (прогнозируемых) угроз социального, техногенного и экологического характера...

охрана труда, образовательный процесс, область охраны труда, образовательная организация, административно-управленческий персонал, трудовое законодательство, здоровье обучающихся, работник.

Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Авторы: Зекиев Эрик Ваидович, Кабиров Тагир Рустэмович. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа...

Ключевые слова: система пожарной безопасности, пожарный риск, скорость потока, нормативное время эвакуации.

Дважды горели общежития Российского университета дружбы народов, в последнем пожаре погибли 44 человека, пострадали более 170.

Комплексная безопасность образовательного учреждения

Что такое комплексная безопасность образовательного учреждения?

Это прежде всего совокупность мер и мероприятий образовательной организации, осуществляемых во взаимодействии с правоохранительными структурами и другими службами для обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основные меры и мероприятия комплексной безопасности образовательного учреждения:

1. Организация физической охраны образовательного учреждения

2. Организация контрольно-пропускного режима образовательного учреждения

3. Организация инженерно-технического обеспечения безопасности

4. Организация антитеррористической защищенности учреждения

5. Организация взаимодействия с правоохранительными органами

6. Выполнение норм и правил пожарной безопасности

7. Соблюдение норм охраны труда

8. Плановая работа по организации гражданской обороны

9. Финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий

10. Правовое обучение и формирование культуры безопасности, курсы повышения квалификации с целью сформировать у руководителей, педагогов и других сотрудников специальные знания, умения, навыки, умелые действия и адекватное поведение в широком спектре современных угроз и рисков.


Смотрите также