Концепция экономической безопасности россии до 2030 года


Стратегия экономической безопасности до 2030 года: цели и задачи в сфере IT

Президент РФ Владимир Путин подписал в понедельник указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», в которой, помимо прочего, указаны цели и задачи, касающиеся развития в стране цифровых технологий.

Стратегия, как указано в документе, реализуется в процессе осуществления политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.

Документ должен быть учтен во всех аналогичных документах федерального и регионального уровня.

Так, к основным вызовам и угрозам экономической безопасности, согласно Стратегии, относятся, в том числе:

  • стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
  • использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
  • подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
  • исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
  • отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
  • слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов.

Как сказано в документе, вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности названо одной из целей опубликованной стратегии.

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.

Основными задачами по реализации направления, касающегося создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствования нормативно-правовой базы в этой сфере, являются:

  • преодоление критической зависимости от импортных поставок научного, экспериментального, испытательного и производственного оборудования, приборов и микроэлектронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, селекционных и генетических материалов;
  • интеграция образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики;
  • расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также формирование благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
  • обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики;
  • развитие технологий (в том числе технологий цифровой экономики), обеспечивающих укрепление конкурентных позиций Российской Федерации на глобальных рынках продукции с высокой добавленной стоимостью, включая фотонику, биотехнологии, аддитивные технологии и новые материалы;
  • регулирование трансграничного трансфера отечественных технологий и результатов научно-технической деятельности с учетом национальных интересов Российской Федерации;
  • развитие инструментов финансирования инновационных проектов, включая венчурное финансирование;
  • стимулирование введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
  • совершенствование правовых и административных механизмов защиты интеллектуальной собственности и прав российских правообладателей на объекты промышленной собственности;
  • совершенствование правового регулирования и развитие рынков новой высокотехнологичной продукции, создаваемой в рамках реализации проектов Национальной технологической инициативы.

Основными задачами по реализации направления, касающегося устойчивого развития национальной финансовой системы, являются, в том числе, совершенствование специализированных инструментов поддержки кредитования стратегических отраслей экономики, наукоемких и высокотехнологичных производств и развитие инфраструктуры национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений.

Основными задачами по реализации направления, касающегося повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики, являются:

  • содействие российским организациям в трансфере и внедрении передовых технологий;
  • расширение номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации;
  • обеспечение правовой консультативной поддержки законных интересов российских экспортеров за рубежом;
  • оказание российским организациям содействия, в том числе путем заключения межправительственных соглашений, в расширении их участия в международной экономической кооперации и пр.

Основными задачами по реализации направления, касающегося развития человеческого потенциала, являются:

  • совершенствование системы общего и профессионального образования на основе современных научных и технологических достижений;
  • развитие национальной системы квалификаций, совершенствование квалификационных требований к работникам, информирование граждан о востребованных и новых профессиях.

Основными задачами по реализации таких направлений, как развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики, указаны:

  • использование механизмов проектной деятельности, в том числе при решении задач обеспечения экономической безопасности;
  • совершенствование норм и нормативов применения инновационных технологий (в том числе технологий цифровой экономики) и материалов в производственной и хозяйственной деятельности;
  • обеспечение достаточного (безопасного) уровня технологической независимости национальной экономики, в первую очередь стратегически важных производств;
  • создание и устойчивое развитие перспективных высокотехнологичных секторов экономики;
  • поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса.

Показателями состояния экономической безопасности являются доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте; доля организаций, осуществляющих технологические инновации.

Информационно-аналитическая поддержка реализации Стратегии должна осуществляться с использованием ресурсов федеральной информационной системы стратегического планирования, информационно-аналитической системы мониторинга показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации, информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Реализация Стратегии осуществляется в два этапа: на первом этапе (до 2019 года) – разработка и реализация мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния; второй этап (до 2030 года) – выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Правительству поручено в 3-месячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года. Справка

Президент РФ Владимир Путин. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин

Президент России Владимир Путин утвердил стратегию экономической безопасности на период до 2030 года. Соответствующий указ размещен на официальном портале правовой информации. 

Документ вступает в силу с 15 мая.

Согласно указу, правительству поручено разработать в течение трех месяцев меры по реализации стратегии, которая направлена на:

— обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности;

— предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах;

— недопущение снижения качества жизни населения.

Предыдущая госстратегия экономической безопасности была принята в 1996 году. Решение о разработке нового документа было принято на заседании Совета безопасности (СБ) РФ в июле 2015 года. 

Основные угрозы экономической безопасности

Документ определяет основные угрозы экономической безопасности, к которым относятся:

  • стремление развитых государств использовать свои преимущества, в том числе информационные технологии, в качестве инструмента глобальной конкуренции;
  • рост частной и суверенной задолженности, разрыв между стоимостной оценкой реальных активов и производственных ценных бумаг;
  • ограничения доступа к международным финансовым ресурсам и современным технологиям;
  • колебания на мировых товарных и финансовых рынках;
  • изменения структуры мирового спроса на энергоресурсы и развитие «зеленых» технологий;
  • создание межгосударственных экономических объединений без участия РФ;
  • уязвимость финансово-банковской системы;
  • исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития;
  • отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
  • недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики;
  • отставание в сфере передовых технологий;
  • исчерпание действующих месторождений;
  • низкая конкурентоспособность российского несырьевого экспорта;
  • недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
  • несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • сохранение значительной доли теневой экономики; 
  • недостаточно эффективное госуправление;
  • высокий уровень криминализации и коррупция в экономической сфере;
  • недостаточность трудовых ресурсов и т.д.

Основные направления и задачи государственной политики

Основными целями государственной политики являются:

  • укрепление экономического суверенитета РФ
  • повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов
  • обеспечение экономического роста
  • поддержание научно-технического потенциала развития экономики
  • поддержка оборонно-промышленного комплекса
  • повышение уровня качества жизни населения

Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности:

  • развитие системы госуправления, прогнозирования и стратегического планирования
  • обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики
  • разработка и внедрение современных технологий, стимулирование инновационного развития
  • развитие национальной финансовой системы
  • укрепление единства экономического пространства РФ
  • повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества
  • обеспечение безопасности экономической деятельности
  • развитие человеческого потенциала.

Этапы реализации экономической стратегии

Стратегия будет реализовываться в два этапа:

  • первый этап (до 2019 года)

Разработка и реализация мер в целях обеспечения экономической безопасности, совершенствование механизмов мониторинга

  • второй этап (до 2030 года)

Выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности.

Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы

Экономическая безопасность России

Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования

Шеховцова Ю. А., Зинаков Е. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 34-37. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/ (дата обращения: 08.10.2018).



Произведен краткий сравнительный анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года с государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации от 1996 года, а также с отдельными положениями Стратегии национальной безопасности США от 1999 года и 2015 года.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, военные угрозы, стратегия, контроль.

Одной из наиболее актуальных проблем развития экономики России является на сегодняшний день проблема ее экономической безопасности. О том, насколько актуальна эта проблема, можно судить по следующим данным (табл. 1).

Таблица 1

Индикаторы экономической безопасности государства

Индикатор

Пороговое значение (по методикеВ.К.Сечагова [6, с. 36] / С.Ю.Глазьева [3, с. 164])

Фактическое значение (2015г.) [5]

Доля инвестиций в основной капитал, в % к ВВП

25 / 25

18

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения

7 / 7

13,3

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

8 / 8

15,7

Уровень монетизации, М2 на конец года в % к ВВП

50 / 50

39,7

Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции

15 / -

7,9

Как видно из таблицы 1, ряд индикаторов экономической безопасности нашей страны выходит за границы своих пороговых значений, а некоторые индикаторы (например, коэффициент фондов) превышают свое пороговое значение в 2 раза.

Значимым шагом на пути решения проблемы экономической безопасности России стало утверждение новой Стратегии экономической безопасности [1]. Необходимость разработки этого документа назрела уже давно, поскольку предыдущая Стратегия экономической безопасности страны [2], утвержденная еще в 1996 году, очевидно, перестала отвечать современным вызовам и угрозам.

Неоспоримое преимущество новой Стратегии состоит в том, что в ней впервые обращено внимание на военно-политические угрозы экономической безопасности страны: «усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера». В качестве адекватного ответа на эти вызовы и угрозы Стратегия допускает использование «комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации».

Надо сказать, что до недавнего времени военным угрозам экономической безопасности в нашей стране должного внимания не уделялось. И это несмотря на то, что в западном общественно-политическом дискурсе по проблемам экономической безопасности на протяжении десятилетий преобладала воинственная риторика.

Так, в Стратегии национальной безопасности США 1999 года говорилось: «Мы будем делать все возможное для защиты этих [жизненно важных] интересов, в том числе, когда это необходимо и уместно, использовать нашу военную мощь в одностороннем порядке и решительно» [7]. При этом к жизненно важным интересам США вышеупомянутая стратегия в числе прочего относила экономическое благосостояние американского общества, защиту энергетики, банковского дела и финансов. По словам профессора экономики Национального университета обороны США Дональда Лосмана, «это заявление свидетельствует о том, что Америка готова использовать военную силу для достижения экономических целей» [8]. Похожее утверждение было сделано и Стратегии национальной безопасности США 2015 года: «Соединенные Штаты будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы: … когда в опасности окажется наша жизнь и благосостояние» [9].

Итак, новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации предусматривает адекватные ответы на военно-политические вызовы и угрозы отечественной экономики. Помимо этого преимуществом данной Стратегии является то, что в ней впервые утверждается перечень индикаторов экономической безопасности, а также конкретизируется ответственность за ее выполнение. В частности, определяется орган государственной власти, обязанный разработать и впоследствии осуществлять меры по реализации Стратегии экономической безопасности (Правительство Российской Федерации), устанавливаются сроки разработки данных мер (3 месяца) и форма отчетности по итогам их осуществления (ежегодный доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению).

Вместе с тем есть отдельные направления, по которым вышеупомянутую Стратегию можно было бы усовершенствовать, например, перераспределить полномочия по осуществлению контроля ее реализации между органами государственной власти. В соответствии с утвержденной Стратегией указанные полномочия возложены на Правительство Российской Федерации, то есть на тот же самый орган, который отвечает ее выполнение. По сути, это означает не контроль, а самоконтроль. Представляется, что функцию контроля реализации Стратегии экономической безопасности целесообразно возложить на Счетную палату Российской Федерации, являющуюся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).

Еще одно актуальное направление, по которому можно было бы усовершенствовать вновь принятую Стратегию экономической безопасности, состоит в том, чтобы установить пороговые значения для предусмотренных этой Стратегией индикаторов. Дополнение перечня указанных индикаторов их пороговыми значениями повысит степень объективности оценки экономической безопасности государства, упростит процедуру контроля реализации Стратегии экономической безопасности, придаст конкретики этому документу.

Существует несколько способов определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Например, их можно установить:

– на среднемировом уровне;

– на уровне, достигнутом экономически развитыми странами;

– на уровне, обеспечивающем достижение некоторой цели.

Последний из перечисленных выше способов представляется нам наиболее предпочтительным. В качестве цели, достижению которой должно служить преодоление пороговых значений индикаторов экономической безопасности, считаем целесообразным принять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть ту цель, на которую согласно Конституции Российской Федерации, должна быть направлена политика государства.

Вопрос о том, какие условия обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, так же, как и вопросы о сроках достижения этих условий, о количественно измеряемых признаках того, что они достигнуты, о пороговых значениях индикаторов экономической безопасности, преодоление которых обеспечит достижение вышеупомянутых условий, предлагается решить в два этапа.

Не первом этапе представляется целесообразным вынести указанные вопросы на обсуждение экспертного сообщества — специально созданной группы влиятельных политиков, экономистов, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Результатом экспертного обсуждения вышеназванных вопросов должны стать несколько альтернативных проектов программы реализации Стратегии экономической безопасности.

На втором этапе считаем необходимым вынести указанные проекты на всенародное обсуждение, по итогам которого принять один из них в качестве Программы реализации Стратегии экономической безопасности и приступить к ее выполнению.

Преимущества вышеизложенного подхода к обоснованию пороговых значений индикаторов экономической безопасности состоят следующем.

Во-первых, такой подход обеспечивает взаимную согласованность всех индикаторов экономической безопасности, преобразует их в стройную систему из хаотичного нагромождения показателей, улучшение одних из которых зачастую возможно только за счет ухудшения других.

Во-вторых, такой подход имеет ценный положительный побочный эффект — укрепление доверия общества к Стратегии экономической безопасности и мерам по ее реализации; доверия, без которого не обеспечить выполнение указанной Стратегии и без которого эта Стратегия рискует остаться на бумаге, как и большинство других документов стратегического планирования, принятых до нее. Повышение доверия общества к данному нормативно-правовому акту (в случае реализации предлагаемого подхода) будет обеспечено за счет вовлечения широких слоев населения в процесс принятия решений в области экономической безопасности. В самом деле, «доверие к закону укрепляется, если общество чувствует, что оно участвовало в работе над проектами законов или через своих представителей, или непосредственно» [4, с. 9].

Итак, подведем краткие итоги.

  1. Уровень экономической безопасности Российской Федерации является на сегодняшний день неприемлемо низким.
  2. Существенное значение в укреплении экономической безопасности России имеет утверждение в 2017 году новой Стратегии экономической безопасности.
  3. Преимущества данной Стратегии перед ранее действовавшей Стратегией экономической безопасности 1996 года: учет военных угроз экономической безопасности, наличие перечня индикаторов экономической безопасности, конкретизация ответственности за ее выполнение.
  4. Для повышения эффективности реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности функцию контроля за ее осуществлением следует возложить на Счетную палату Российской Федерации.
  5. Для повышения степени объективности оценки экономической безопасности государства, упрощения процедуры контроля реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности и придания конкретики этому документу необходимо дополнить установленные им индикаторы их пороговыми значениями.

Литература:

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 6.01.2018).

2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения: 6.01.2018).

3. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М.: Астра семь, 1997. — 187 с.

4. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С. 4–17.

5. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2016. — 725 с.

6. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. — С. 36–37.

7. A National Security Strategy For a New Century. December 1999 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).

8. Losman D. Economic Security A National Security Folly? // Policy Analysis. — 2001. — August.

9. National Strategy Security. February 2015 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая безопасность, Российская Федерация, Стратегия, пороговое значение индикаторов, экономическая безопасность государства, принятая Стратегия, национальная безопасность США, Счетная палата, вышеупомянутая Стратегия, военная сила.

Экономическая безопасность Российской Федерации считается основой, материальной базой национальной безопасности.

Пороговое значение экономической безопасности — это предельные показатели, способствующие обвалу экономики, усугублению социальной и...

Индикаторам инвестиционной безопасности необходимо придавать статус пороговых значений национальной безопасности

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации...

стратегия, национальная безопасность, экономическая безопасность, кризис, угрозы, санкции.

экономическая безопасность, угроза, экономическая безопасность РФ, экономическая безопасность государства, Россия, народное хозяйство, Дальневосточный...

экономическая безопасность, угроза, экономическая безопасность РФ, экономическая безопасность государства, Россия, народное хозяйство, Дальневосточный регион, национальная безопасность, российская...

стратегия, национальная безопасность, экономическая безопасность, экономика.

Экономическая безопасность Российской Федерации считается основой, материальной базой национальной безопасности.

экономическая безопасность, Россия, национальная безопасность, экономическая безопасность страны, стратегия, Европа

Пороговые значения показателей экономической безопасности должны соответствовать долгосрочным планам развития экономики государства.

экономическая безопасность, национальная безопасность, Европа, Российская Федерация, европейский союз, государство, безопасность, совокупность условий, США, Государственная стратегия.

На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий...

Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. определено, «экономическая безопасность

Рис. 4. Сальдо торгового баланса России в объеме ВВП в динамике 2009–2016 гг., % [7]. Пороговое значение составляет 8 % к ВВП [5, с. 21].


Смотрите также