Маи экологическая безопасность космической деятельности


Бакалавриат

Профиль работы бакалавра-эколога по направлению 05.03.06 — организационная, экспертная и исследовательская деятельность в области охраны окружающей среды и экологической безопасности авиационной и ракетно-космической деятельности.

Экологическое образование включает оценку техногенных воздействий на окружающую среду, исследование глобальных экологических проблем, мониторинг Земли и космоса, геоинформационные технологии, экологическую экспертизу и аудит. Подготовка специалистов предусматривает их деятельность в следующих областях:

  • экологический контроль окружающей среды;
  • экологическая полиция;
  • экологическая экспертиза современных и перспективных технологий;
  • обеспечение экологической безопасности аэрокосмической техники;
  • исследование глобальных проблем экологии Земли и космоса.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 по профилю «Экологическая безопасность космической деятельности» включает:

  • оценка воздействия космической деятельности на окружающую среду;
  • радиационная экология;
  • мониторинг атмосферы и гидросферы;
  • экологическое картографирование;
  • аэрокосмический мониторинг;
  • техногенные системы и экологический риск;
  • экология испытаний ЛА;
  • экологическая безопасность сложных технических систем;
  • ландшафтоведение.

Экологическое образование в МАИ является уникальным среди всех экологических специальностей страны, так как напрямую связано с техногенными воздействиями исследования космоса и соответствующим возникновением глобальных экологических проблем.

24.03.01 — Ракетные комплексы и космонавтика

Профили «Расчёт и проектирование пространственных конструкций наземного и космического назначения», «Математическое и компьютерное моделирование прочности конструкций из композиционных материалов»

Кафедра 602

По направлению 24.05.01 кафедра «Строительная механика и прочность (механико-математическая кафедра)» готовит бакалавров широкого профиля в области прочности всех типов ЛА (самолётов, вертолётов, ракет-носителей, космических и беспилотных аппаратов и др.), а также крупногабаритных конструкций наземного назначения (причальные мачты для запуска ракет, колёса обозрения и т.д.).

Профессиональные знания в этой области являются важнейшим качеством современного инженера, так как прочность, надёжность и безопасность являются основными требованиями к проектируемой конструкции. Важнейшее значение прочность имеет для обеспечения безопасности устройств с высокими рисками, в том числе транспортных систем, особенно авиационно-космических. Сама область знания универсальна и подготовка, полученная на кафедре 603, позволяет выпускнику работать в сфере машиностроения, строительства, транспорта или других отраслях. Три составляющих образовательного процесса, на которых базируется подготовка инженеров-проектировщиков и инженеров-прочнистов, это теоретическая подготовка, практические расчёты с применением современных программ, а также обучение эксперименту.

Аудиторные занятия включают теоретическую и практическую подготовку студентов к будущей деятельности. Освоение программ и программных продуктов происходит в 2-х компьютерных классах. Технику эксперимента будущие инженеры осваивают в учебно-экспериментальном зале кафедры, оснащённом стендами и установками для проведения испытаний моделей или фрагментов реальных конструкций на прочность.

Основными направлениями обучения студентов являются:

  • методы математического моделирования деформированного состояния и динамического поведения конструкций;
  • современные теоретические и экспериментальные методы исследования прочности, жёсткости, устойчивости и колебаний конструкций;
  • теория, методы расчёта на прочность и проектирование конструкций из композиционных материалов;
  • компьютерные методы моделирования и анализа деформаций и колебаний конструкций.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 603 по профилям подготовки «Расчёт и проектирование пространственных конструкций наземного и космического назначения» и «Математическое и компьютерное моделирование прочности конструкций из композиционных материалов»:

  • аэроупругость самолёта и конструкций из композиционных материалов;
  • вычислительная механика;
  • строительная механика беспилотных летательных аппаратов и космических объектов;
  • экспериментальные методы прочности;
  • устойчивость механических систем;
  • вариационные принципы механики;
  • теория анизотропных оболочек;
  • математическая теория механики композиционных материалов;
  • теория упругости;
  • динамика конструкций из композиционных материалов;
  • теория пластичности и ползучести;
  • методы оптимизации конструкций;
  • механика разрушения.

Полученные теоретические и практические знания делают бакалавра в высшей степени конкурентоспособным во многих областях при создании различных технических конструкций, машин, агрегатов и систем.

Профиль «Гиперзвуковые летательные аппараты»

Кафедра 608

Бакалавры, прошедшие подготовку по профилю «Гиперзвуковые летательные аппараты», обладают комплексом знаний, позволяющих решать широкий круг задач разработки аэрокосмической техники, в том числе в такой наиболее передовой области её развития, как сверхзвуковые и гиперзвуковые ЛА.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 608 по профилю подготовки «Гиперзвуковые летательные аппараты» включает:

  • менеджмент исследований и разработок ракетно-космических систем;
  • основы физики жидкости и газа;
  • гидрогазоаэродинамика;
  • методы проектирования летательных аппаратов;
  • надёжность и эффективность летательных аппаратов;
  • компьютерные технологии;
  • основы автоматизированного проектирования;
  • основы устройства летательных аппаратов;
  • двигательные установки летательных аппаратов;
  • основы теории полёта летательных аппаратов;
  • физика среды;
  • системы обеспечения теплового режима гиперзвуковых летательных аппаратов;
  • проектирование и конструирование сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов и УИРС;
  • баллистическое проектирование;
  • общее проектирование летательных аппаратов и их комплексов;
  • теория и методы конструирования летательных аппаратов;
  • экспериментальные методы отработки летательных аппаратов;
  • теория принятия решений;
  • спецвопросы проектирования гиперзвуковых летательных аппаратов;
  • конструирование летательных аппаратов и их агрегатов;
  • автоматические системы сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов;
  • двигатели и энергосистемы сверхзвуковых и гиперзвуковых летательных аппаратов;
  • аэродинамика высоких скоростей;
  • преддипломный курс.

Обучение ведется с использованием возможностей лабораторно-технической базы кафедры, с применением компьютерных технологий проектирования и с привлечением современных программных пакетов (AutoCAD, Solid Works, 3D STUDIO MAX, Pro/Engineer, MATHCAD, MAPLE, Matlab).

Производственная практика, дипломное проектирование и учебно-исследовательская работа студентов проводятся на предприятиях ракетно-космической отрасли МКБ «Искра» и «НПО машиностроения».

24.03.03 — Баллистика и гидродинамика

Профиль «Информационное и программно-алгоритмическое обеспечение движения и управления аэрокосмическими системами»

Кафедра 604

Студенты, обучающиеся на кафедре 604 по профилю «Информационное и программно-алгоритмическое обеспечение движения и управления аэрокосмическими системами», получают теоретическую и практическую подготовку в области теории полёта и управления всеми типами современных аэрокосмических систем, движущимися в космическом и воздушном пространстве.

В рамках направления 24.03.03 студенты изучают следующие специальные дисциплины:

  • современная теория управления динамическими системами;
  • статистическая динамика;
  • методы анализа и синтеза систем;
  • надёжность и эффективность систем;
  • теория полёта летательных аппаратов различных классов;
  • методы экспериментальных исследований аэрокосмических систем;
  • системы управления, навигации и наведения аэрокосмических систем;
  • оптимальное управление системами;
  • прикладная информатика и вычислительная техника;
  • компьютерные системы и программные комплексы;
  • методы математического и компьютерного моделирования.

В компьютерных классах кафедры мощные вычислительные комплексы позволяют изучать студентам современные методы программирования, новые информационные технологии и компьютерное моделирование.

Студенты, обучающиеся по направлению 24.03.03, активно участвуют в научно-исследовательской работе по проектам, связанным с:

  • баллистическим проектированием и анализом эффективности управления спутниковыми системами связи, навигации и наблюдения из космоса;
  • разработкой и анализом межпланетных миссий, включая полёты к Солнцу, планетам Солнечной системы и их спутникам с помощью химических и электроракетных двигателей, а также с использованием солнечного паруса;
  • изучением проблемы космического мусора и астероидной опасности;
  • разработкой аппаратно-программного комплекса для анализа, синтеза и управления спутниковыми системами различного назначения;
  • проектированием бортовых интегрированных систем управления движущимися объектами (ракетами, космическими аппаратами, подводными аппаратами);
  • оптимальным управлением динамическими системами с учётом случайных и неопределенных факторов, оптимальным оцениванием и планированием наблюдений;
  • разработкой методов исследования эффективности и надёжности сложных систем (технических, экономических, социальных).

Выпускники кафедры, получившие подготовку на кафедре 604 по направлению 24.03.03, успешно работают на ведущих предприятиях аэрокосмической отрасли, а также в коммерческих структурах и органах государственной власти и управления.

12.03.04 — Биотехнические системы и технологии

Профиль «Инженерное дело в аэрокосмической медицине»

Кафедра 607

Важнейшими направлениями в подготовке бакалавров по профилю «Инженерное дело в аэрокосмической медицине» являются:

  • практическая разработка средств и методов оказания экстренной медицинской помощи в экстремальных ситуациях на Земле, под водой и в космосе;
  • научные исследования, опытно конструкторская деятельность и технологические работы в области космической медицины, здравоохранения и экстремальной медицины;
  • внедрение новейшего оборудования, передовых технологий и методик в народное хозяйство, здравоохранение, практику космонавтики, гипербарии, экологии и медицины катастроф.

Наряду со всеми общетехническими курсами студенты, обучающиеся по направлению 12.03.04, изучают физиологию, биохимию, биофизику и другие естественные науки биологического, медицинского и медико-технического профиля.

Направлениями обучения студентов являются:

  • медико-биологические аспекты космического полёта;
  • разработка новых медицинских технологий с применением технических средств для исследования и управления состоянием биологических объектов, в том числе и человека;
  • информационное обеспечение медико-биологических исследований: медицинские базы данных, экспертные системы;
  • физико-химические методы исследования биологических объектов при проведении медико-биологических экспериментов.

Основной научной базой обучения по профилю «Инженерное дело в аэрокосмической медицине» является Институт Медико-Биологических Проблем (ИМБП) РАН — крупнейший центр по разработке новых методов космических исследований.

ИМБП имеет отличную учебную базу для профессиональной подготовки бакалавров. Ведущие специалисты ИМБП проводят лекционные и практические занятия для студентов и аспирантов. Во время учёбы студенты МАИ проходят специальные курсы на экспериментальных базах и стендах ИМБП.

27.03.03 — Системный анализ и управление

Профиль «Управление и консалтинг в области информатизации организаций»

Кафедра 609

В рамках направления 27.03.03 (бакалавриат) кафедра Прикладной информатики готовит специалистов в области управления проектами комплексной информатизации организаций на базе интегрированных программных платформ и консультационной деятельности в части наиболее эффективного использования возможностей этих платформ при информатизации организаций.

Учебный план подготовки студентов бакалавриата по профилю включает три блока дисциплин:

  • базовой подготовки, основу которого составляют: математические дисциплины; системный анализ, управление и принятие решений; моделирование организационно-технических систем;
  • подготовки в области современных программных платформ, обеспечивающих информатизацию жизненного цикла продукции организаций;
  • подготовки в области информатизации организаций с учётом специфики видов их деятельности: проектирования, производства, послепродажного обслуживания и ремонта аэрокосмической техники.

Отличительной чертой выпускников является системное мышление, основанное на симбиозе знаний в области современных достижений и перспектив развития информационных технологий, реализованных в развитых программных платформах, и в области возможных направлений совершенствования деятельности проектных, производственных и сервисно-ремонтных организаций за счет внедрения этих технологий.

Теоретические знания, получаемые студентами на лекционных курсах, подкрепляются лабораторно-практическими работами и курсовым проектированием. При их выполнении студенты изучают и используют программные платформы ведущих мировых производителей:

  • Solid Edge NX, Teamcente – при решении задач автоматизации проектирования;
  • SAP –  при решении задач автоматизации производственных и сервисно-ремонтных организаций.

Имея полученные знания и навыки работы с названными системами, студенты, при желании, могут пройти тестирование непосредственно в системе сертификации фирмы SAP AG и получить сертификат специалиста начального уровня, признаваемого в различных странах.

Специалисты профиля «Управление и консалтинг в области информатизации организаций» широко востребованы консалтинговыми фирмами и фирмами - системными интеграторами, управляющими компаниями, а также проектными и производственными организациями, осуществляющими модернизацию своей деятельности на основе современных методов и средств информатизации.

Профиль «Моделирование и исследование операций в аэрокосмических системах»

Кафедра 604

В рамках профиля «Моделирование и исследование операций в аэрокосмических системах» студенты изучают системный анализ и исследование операций, эффективность и надежность, методы анализа и синтеза сложных систем, теорию управления большими системами, экологию, системы управления и центры управления, методы моделирования сложных систем.

Системный анализ применим не только к техническим системам, но и ко многим другим: финансовым, организационным, бухгалтерским, банковским и иным. Закончив обучение по направлению 27.03.03, бакалавр будет в состоянии не только рассчитывать траекторию полёта и оценивать эффективность технических систем, но и применять свои знания к любым сложным организационно-техническим системам. В основные направления подготовки входят космическая политика, маркетинг и менеджмент, международное право и даже анализ устойчивости развития стран мирового сообщества.

09.03.01 — Информатика и вычислительная техника

Профиль «Системы автоматизированного проектирования»

Кафедра 609

В рамках направления 09.03.01 кафедра Прикладной информатики готовит специалистов в области разработки и внедрения систем информационной поддержки жизненного цикла изделий аэрокосмической техники.

Учебный план подготовки студентов бакалавриата по профилю включает три блока дисциплин:

  • дисциплины базовой подготовки, основу которого составляют: математические дисциплины; программирование; системы управления базами данных; CASE-системы (моделирование процессов);
  • дисциплины подготовки в области современных программных платформ, обеспечивающих информационную поддержку жизненного цикла изделий:
    • проектирования – CAD/CAM/CAE-системы и PDM-системы;
    • производства – ERP-системы;
    • технического обслуживания и ремонта – ERP-системы и MRO-системы;
  • дисциплиныподготовки в области проектирования, разработки, внедрения и поддержки комплексных автоматизированных систем с учётом специфики международных и отечественных стандартов и рекомендаций, распространяемых на создание и использование конструкторской, технологической, производственной и ремонтно-эксплуатационной документации.

В качестве лабораторно-практической базы подготовки используются наиболее широко используемые в мировой практике программные платформы:

  • Solid Edge, NX, Nastran, AnSys и другие CAD/CAM/CAE-системы;
  • Teamcenter — PDM-система; 
  • SAP — ERP-система.

Занятия ведут:

  • преподаватели, участвующие в локализации и адаптации данных систем для российского рынка и привлекаемые фирмой Siemens для обучения и консультирования сотрудников промышленных предприятий России и стран СНГ, внедряющих названные системы;
  • преподаватели, имеющие практический опыт создания интегрированных автоматизированных систем уровня предприятий на базе SAP — ERP-системы на различных предприятиях машиностроительного профиля.

Кафедра 609 является участником Университетского альянса SAP AG, имеет прямой доступ к учебной системе фирмы SAP AG и использует принятые в мире методики обучения в области управления ресурсами предприятий.

В результате обучения студенты подготовлены и при желании могут пройти тестирование непосредственно в системе сертификации фирмы SAP AG и получить сертификат специалиста начального уровня, признаваемого в различных странах.

Специалисты профиля широко востребованы фирмами – системными интеграторами, а также проектными и производственными организациями, осуществляющими модернизацию своей деятельности на основе современных методов и средств информатизации.

Экология и природопользование — МАИ (НИУ)

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети. Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты. Перечень, календарь, уровни, льготы. Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие? Полезные и забавные предметы для школьников. Самые перспективные профессии в колледжах. Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова. Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд. Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире. Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить. Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать. О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами. Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике. Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными. Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат. Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома. О том, как получить образование мирового уровня в регионах России. Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников. Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

Кафедра 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности»

     Готовит специалистов в области управления экологической безопасностью  в авиации и космической деятельности. научных исследований ,  проектирования   и  медико-технического обеспечения систем жизнеобеспечения ракетно- космических комплексов, применения чистых технологий  в аэрокосмической отрасли.

      Основана  в 1945 году как кафедра занимающаяся направлениями безопасности жизнедеятельности, охраны труда и экологии.  С 2017 года в состав кафедры вошла кафедра 607  «Системы жизнеобеспечения». С  этого моменты  на кафедре развиваются все направления связанные с  экологией ,  системами жизнеобеспечения космических комплексов, медико-техническим обеспечением пилотируемых космических аппаратов и и безопасностью  жизнедеятельности  в авиации и космонавтике.

      Кафедра является обеспечивающей для большинства факультетов, институтов  и филиалов МАИ по дисицплинам «Безопасность жизнедеятельности» и «Общая экология»

В настоящее время кафедрой руководит  к.э.н., доцент  Андрей Евгениевич Сорокин.

Кафедра 614 МАИ обучает студентов бакалавриата  по следующим направлениям и профилям обучения:

·        05.06.03 — «Экология и природопользование»

·    «Управление экологической безопасностью»

·    «Экологическая безопасность в космической деятельности»

·         12.03.04 - «Биотехнические системы и технологии»

·      «Инженерное дело в аэрокосмической медицине».

·      «Медико-техническое обеспечение ракетно-космических комплексов»

Кафедра 614 МАИ обучает студентов специалитета  по направлению:

·         24.05.01.  « Системы жизнеобеспечения. Термостатирование и защита ракетно-космических комплексов»

Кафедра 614 МАИ обучает студентов магистратуры по направлению и  профилю обучения:

·         24.04.04. - «Авиастроение» 

·       «Экологическая безопасность в авиастроении»

·         24..04.01. «Ракетная техника и космонавтика»

·          Системы медико-технического  и информационно-психологического обеспечения  ракетно - космических комплексов»

 Кафедра 614 МАИ обучает студентов аспирантуры  по направлению и  профилю обучения:

·         05.07.01. «Прочность и тепловые режимы  летательных  аппаратов»

·         05.26.01. « Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

В  профессорско-преподавательском составе кафедры преподают и ведут научно-исследовательскую работу рабоатют 10 профессоров и 17 доцентов  

Основными направлениями обучения студентов являются:

·        системы жизнеобеспечения ракетно-космических комплексов;

·        экологическая безопасность аэрокосмической деятельности;

·        медицинское и инженерно-техническое обеспечения ракетно-космических комплексов;

·        безопасность жизнедеятельности;

·        прикладные экологические расчеты ;ваэрокосмической отрасли;

·        медицинское и инженерно-техническое сопровождение систем жизнеобеспечения;

·        тепловые режимы  ракетно-космических комплексов;

·        прааовые основы природопользования;

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре «Космические системы и ракетостроение» МАИ

·        Экология;

·        Безопасность жизнедеятельности;.

·        Системы теплового режима космических объектов;

·        Прикладные экологические расчеты;

·        Промышленная экология;

·        Управление социально-экологическими рисками;

·        Управление экологической безопасностью;

·        Экологический менеджмен:.

·        Экономика природопользования;

·        Системы обеспечения жизнедеятельности ;

·        Управление в системах жизнеобеспечения;

·        Проектирование систем жизнеобеспечения;

·        Системы жизнеобеспечения,  аварийного спасения и защиты;

·        Авиакосмическая дмедицина;

·        Биофизичские основы живых систем;

·        Проектирование мед оборудования;

·        Технические методы диагностики и лечения;

Кафедра 610 «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем»

Название: Управление эксплуатацией ракетно-космических систем.

Существующая в настоящее время кафедра 610 «Управление эксплуатацией ракетно-космических систем» создана в 2009 году путем объединения кафедры 605 «Испытания технических систем», образованной в 1968 году для подготовки специалистов по экспериментальной обработке летательных аппаратов, и кафедры 610, созданной в 2005 году для подготовки гражданских специалистов в области эксплуатации ракетно-космической техники.

Кафедра проводит подготовку специалистов для ракетно-космической отрасли. Главные места работы будущих выпускников это — ПАО «РКК «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева», АО «НПО им. С.А. Лавочкина», ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ЦЭНКИ), а так же другие крупные предприятия «Роскосмоса» и аэрокосмического направления. На базе данных организаций студенты во время учебы проходят производственную практику, приобщаясь заранее к конструкторской и производственной деятельности.денты во время учебы проходят производственную практику, приобщаясь заранее к конструкторской и производственной деятельности.

Студенты кафедры получают глубокую базовую подготовку в области прикладной математики и физики, информатики и вычислительной техники, по конструкции и эксплуатации современных ракет и систем наземного обеспечения.

Кафедра готовит специалистов в области создания и использования испытательных комплексов, отработки новых видов техники различного народно-хозяйственного и специального назначения, а также в области создания систем компьютерной диагностики и автоматизации испытаний, исследования процессов эксплуатации и функционирования технических систем.

В процессе обучения студенты используют самые современные компьютерные технологии. Студентам кафедры предоставлены компьютерные классы, оборудованные современными персональными компьютерами. Все компьютеры объединены в локальную информационную сеть, которая имеет скоростной выход в интернет, что существенно расширяет возможности обучения.

Основными направлениями обучения студентов являются:

·        разработка методологий испытаний, технической диагностики и проектирование испытательных стендов с автоматизированными системами управления и сбора получаемой информации;

·        проектирование систем подготовки к пуску и проведение пуска ракетно-космических систем;

·        проектирование стартовых комплексов и наземной обеспечивающей инфраструктуры космодрома;

·        экология испытаний и эксплуатации объектов ракетно-космической техники, экологический мониторинг окружающей среды.

За весь период существования кафедра выпустила около двух тысяч высококвалифицированных специалистов, занимающих передовые позиции в испытательных центрах ведущих предприятий страны.

Среди выпускников кафедры летчик-космонавт, Герой России, Елена Олеговна Серова.

Коллектив

Заведующий кафедрой 610 – Макаров Юрий Николаевич, к.т.н., д.э.н., директор Сводного департамента стратегического планирования и государственных космических программ Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС», академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ), член-корреспондент Академии инженерных наук (АИН) им. А.М. Прохорова. Награжден орденом Почета РФ за большой вклад в разработку, создание и производство специальной техники, достигнутые трудовые успехи и многолетнюю работу.

До апреля 2017 года заведующим кафедрой 610 был Перминов Анатолий Николаевич, д.т.н., c 2004 по 2011г. руководитель Федерального космического агентства (РОСКОСМОС), заместитель генерального директора-генерального конструктора АО «Российские космические системы».

Выступление А.Н. Перминова можно посмотреть в репортаже 23 марта 2010 года, посвященному 80-летию МАИ (телекомпания «Россия 24»): http://www.vesti.ru/videos?vid=265365.

В разное время заведующими кафедрой были:

1968-1980гг Абрамов Анатолий Петрович д.т.н., профессор, соратник С.П.Королева

1980-1987гг Полежаев Юрий Васильевич д.т.н., профессор

1987-1988гг Андрейчук Олег Борисович к.т.н., доцент

1988-1993гг Холодков Николай Владимирович д.т.н., профессор

1993-2009гг Афанасьев Владимир Алексеевич д.т.н., профессор

2005-2017гг Перминов Юрий Николаевич д.т.н., профессор

2017 - н/в Макаров Юрий Николаевич д.э.н., с.н.с.

Профессорско-преподавательский состав кафедры формировался на протяжении многих лет и на данный момент является образцом сочетания опыта и молодости. Сейчас на кафедре работают такие профессора и доктора наук как: Балабко Петр Николаевич, Галеев Айвенго Гадыевич, Гофин Михаил Яковлевич, Колесников Анатолий Васильевич, Надежкина Елена Валентиновна, Родченко Владимир Викторович. Кандидаты наук и доценты: Заговорчев Владимир Александрович, Добровольский Сергей Владимирович, Катков Александр Гурьевич, Коробовский Александр Валентинович, Минин Николай Владимирович, Оделевский Владимир Константинович, Палешкин Андрей Вячеславович, Садретдинова Эльнара Рамилевна, Тушавина Ольга Валериановна. Старшие преподаватели: Гусев Евгений Владимирович, Катков Всеволод Александрович, Пичужкин Павел Викторович, Трефилов Максим Анатольевич, Шоль Дмитрий Евгеньевич.

А также ассистенты: Галеев Антон Валерьевич и Кыласов Михаил Ярославович.

Кафедра заинтересована в подготовке и защите диссертаций своих сотрудников. По запросам других вузов и предприятий промышленности преподаватели проводят выездные лекции и курсы повышения квалификации.

Сотрудники кафедры участвуют в научно-исследовательской работе по перспективным направлениям развития космической отрасли. Налажен хороший контакт с промышленностью, в сотрудничестве с которой ведутся НИР. Регулярно публикуются научные статьи в рецензируемых журналах из перечня ВАК. За последнее время издан ряд монографий:

1.    Эксплуатация стартовых комплексов ракетно-космических систем / А.Г. Галеев, А.А. Золотов, А.Н. Перминов, В.В. Родченко; Под ред. А.Н. Перминова. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 348 с.: ил.

2.    Эксплуатация испытательных комплексов ракетно-космических систем / А.Г. Галеев, А.А. Золотов, А.Н. Перминов, В.В. Родченко; Под ред. А.Н. Перминова. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 260 с.: ил.

3.    Прикладные методы и алгоритмы обеспечения надежности и безопасности технических систем на этапе их разработки и эксплуатации / Золотов А.А., Оделевский В.К., Родченко В.В., Черников А.И. – М.: Изд-во МАИ, 2013. – 352 с.: ил.

4.    Проектирование испытательных стендов для экспериментальной отработки объектов ракетно-космической техники / А.Г. Галеев, Ю.В. Захаров, В.П. Макаров, В.В. Родченко. – М.: Изд-во МАИ, 2014. – 328 с.: ил.

5.    Содержание и проблемная ориентация аэрокосмического образования / Под редакцией А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. – М.: Изд-во МАИ, 2014. – 460 с.: ил.

6.    Современные формы и технологии образования в области авиационной и ракетно-космической техники / Под редакцией А.Н. Геращенко, М.Ю. Куприкова, А.Ю. Сидорова. – М.: Изд-во МАИ, 2015. – 372 с.: ил.

7.    Радиационные факторы в природной среде и сфере жизнедеятельности человека: учебное пособие / Е. Надежкина, В. Семенов, Т. Хуснетдинова, В. Лапушкин. — М.: Изд-во МАИ, 2015. – 208 с.: ил.

8.    Проектирование испытательных стендов для тепловакуумных испытаний космических аппаратов / А.Г. Галеев, А.В. Колесников, А.В. Палешкин, В.В. Родченко. – М.: Изд-во МАИ, 2015. – 204 с.: ил.

Обеспечение учебного процесса

Кафедра обладает хорошей материально-технической базой. Учебные аудитории оснащены мультимедийными проекторами, а для проведения практик связанных с применением персональных компьютеров оборудованы классы с выходом в локальную сеть Университета и глобальную сеть Интернет. Изучение структуры космического аппарата и его подсистем происходит на натурном макете действующего спутника связи. Для ознакомления с одной из многочисленных стадий эксплуатации летательного аппарата на кафедре существует аппаратура приема сигналов системы единого времени, которая служит для формирования, хранения и синхронизации шкалы времени в бортовых системах летательного аппарата.

В состав кафедры входит «Лаборатория компьютерного моделирования», где активные студенты изучают системы автоматизированного проектирования и работают над реальными задачами по конструированию различных деталей и узлов. Лаборатория располагает современной установкой трёхмерной печати. Под научным руководством заведующего лаборатории студенты стали призерами в общероссийских конкурсах по 3D-моделированию, таких как:

1.    «Будущие АСы КОМПьютерного 3D-моделирования», 1 место, 2011 год, компания АСКОН;

2.    «Испытай возможности в 3D», 1 место, 2012 год, компания CSoft Воронеж;

3.    «CAD-OLYMP», 3 место, 2014 год.

4.    Всероссийский Межвузовский Чемпионат WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD», 1 место, 2015 год.

5.    Всероссийский Межвузовский Отборочный Чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Реверсивный инжиниринг», 2 место, 2016 год.

6.    Всероссийский Межвузовский Чемпионат WorldSkills по компетенции «Инженерия космических систем», 1 место, 2017 год.

Направления подготовки

Кафедра 610 МАИ производит прием и обучает студентов по следующим направлениям:

специалитета:

24.05.01 — «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

со специализацией: «Эксплуатация и испытания космических аппаратов средств межорбитальной транспортировки и их технологического оборудования»

24.05.03 — «Испытание летательных аппаратов»

со специализацией: «Экспериментальная отработка и эксплуатация летательных аппаратов» и «Полигонные испытания ЛА и комплексов ДПЛА»

магистратуры:

24.04.01 — «Ракетные комплексы и космонавтика»

с программами: «Экспериментальная отработка и эксплуатация ЛА» и «Эксплуатация космических аппаратов и систем»

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»

1.    Теория поиска и принятия решений.

2.    Математические модели функционирования ракетно-космических систем и комплексов.

3.    Моделирование систем и процессов.

4.    Надежность и техническая диагностика.

5.    Тепловое моделирование космических аппаратов.

6.    Компьютерные технологии.

7.    Основы теории полета космических аппаратов и баллистики ракет.

8.    Ракетные двигатели.

9.    Основы устройства ракет и космических аппаратов.

10. Эксплуатация космических средств.

11. Экспериментальная отработка космических средств.

12. Комплексы систем наземного обеспечения.

13. Эксплуатация бортовых систем летательных аппаратов.

14. Испытания конструкций и бортовых систем космических аппаратов.

15. Проектирование комплексов космических аппаратов.

16. Экологическая безопасность комплексов летательных аппаратов.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Испытание летательных аппаратов» 

1.    Надежность и техническая диагностика.

2.    Контрольно-испытательные системы летательных аппаратов.

3.    Автоматизация испытаний летательных аппаратов.

4.    Основы проектирования, конструирования и производства элементов наземной инфраструктуры летательных аппаратов.

5.    Основы устройства комплексов  летательных аппаратов и систем.

6.    Эксплуатация комплексов летательных аппаратов и систем.

7.    Экспериментальная отработка сложных технических систем.

8.    Объекты и условия эксплуатации.

9.    Тепломеханические испытания.

10. Комплексы систем наземного обеспечения.

11. Климатические испытания.

12. Вакуумные испытания.

13. Радиационные и электромагнитные испытания.

14. Газодинамические испытания.

15. Проектирование испытательных стендов летательных аппаратов.

16. Экологическая безопасность комплексов летательных аппаратов.

17. Предстартовая подготовка.

Перечень основных и факультативных дисциплин, читаемых на кафедре 610 МАИ по направлению «Экологическая безопасность космической деятельности»

1.    Медико-биологические основы космической деятельности.

2.    Экологический мониторинг.

3.    Основы природопользования.

4.    Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды.

5.    Техногенные системы и экологический риск.

6.    Основы устройства комплексов летательных аппаратов и систем.

7.    Аэрокосмический мониторинг.

8.    Экология искусственной среды обитания.

9.    Экологическая безопасность комплексов летательных аппаратов.

10. Основы космической деятельности.

11. Радиационная экология.

12. Мониторинг атмосферы.

13. Измерительная техника.

14. Основы эксплуатации космических аппаратов.

15. Экологическая эпидемиология.

16. Экологическая безопасность сложных технических систем.

17. Экология испытаний летательных аппаратов.

18. Экологическое картографирование.

Экологическое образование является уникальным среди всех экологических специальностей страны, так как напрямую связано с техногенными воздействиями исследования космоса и соответствующим возникновением глобальных экологических проблем.

Контактная информация

125993, ГСП-3, A-80, г. Москва, Волоколамское ш., д. 4, к. 24, кафедра 610, ауд. 203 (Белова Татьяна Яковлевна) +7 (499) 195-91-36, ауд. 406 (Пронина Полина Федоровна)+7 (499) 158-43-17.


Смотрите также