Меры безопасности в местах лишения свободы


Статья 86 УИК РФ. Меры безопасности и основания их применения

1. В случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие.

2. Порядок применения указанных в части первой настоящей статьи мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

1. В новых Европейских пенитенциарных правилах (2006 г.) рекомендуется поддерживать в тюрьме порядок с соблюдением требований безопасности и дисциплины при одновременном уважении человеческого достоинства осужденных. Исходя из этого устанавливается, что меры безопасности должны применяться только в исключительных обстоятельствах, с соблюдением установленных национальным законодательством процедур. Применение мер безопасности в каждом случае должно определяться компетентным органом на определенный период времени.

В комментируемой статье установлены виды мер безопасности: физическая сила, специальные средства и оружие, которые применяются в целях пресечения перечисленных противоправных действий осужденного, а также предотвращения причинения вреда окружающим и самому себе.

2. В ч. 2 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, согласно которой порядок применения мер безопасности определяется законодательством РФ. В настоящее время порядок применения к осужденным мер безопасности регулируется Законом об органах, исполняющих уголовные наказания.

Указанный Закон определяет прежде всего категорию лиц, имеющих право применять физическую силу, специальные средства и оружие. Это сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава. Перечисленные меры безопасности и оружие применяются на территории учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах.

При применении физической силы, специальных средств и оружия должны соблюдаться следующие условия: а) предупреждение о намерении их использования, предоставление достаточного времени для выполнения этих требований, за исключением тех случаев, когда промедление их применения создает непосредственную опасность жизни и здоровью персонала, военнослужащих внутренних войск, а также осужденных и заключенных, может повлечь за собой иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным; б) обеспечение наименьшего причинения вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи; в) информирование непосредственного начальника о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.

В состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ) или крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) при отсутствии специальных средств или оружия персонал вправе использовать любые подручные средства.

В случае ранения или смерти осужденных, заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники исправительных учреждений сообщают об этом прокурору.

В ст. 29 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, определены основания применения физической силы к осужденным, в том числе боевых приемов самбо. Оно допускается для задержания осужденных, пресечения не только преступлений, но и дисциплинарных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение ими законных требований.

Статья 30 названного Закона детально регламентирует случаи допустимости применения сотрудниками специальных средств и газового оружия:

1) для отражения нападения на работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и других граждан;

2) для пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, а также задержания правонарушителей, оказывающих неповиновение или сопротивление персоналу;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений и транспортных средств;

4) при конвоировании и охране осужденных и заключенных, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

5) для задержания или возвращения осужденных и заключенных, бежавших из-под стражи или из исправительного учреждения.

В ст. 30 указанного Закона перечисляются виды спецсредств, применяемых к осужденным: наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки, газовое оружие.

Специальные средства и газовое оружие, а также интенсивность их применения определяются с учетом обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. Применение специальных средств и газового оружия запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

В ст. 31 Закона об органах, исполняющих уголовные наказания, приводится подробный перечень случаев, при которых допускается применение к осужденным огнестрельного оружия:

1) для защиты от нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан;

2) для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью работников исправительных учреждений, осужденных, заключенных и иных лиц, а также для отражения нападения с целью завладения оружием;

3) для освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, помещений и транспортных средств;

4) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также на транспортные средства;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, совершающего побег, либо для пресечения попыток насильственного освобождения осужденных и заключенных, а также для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнять законное требование сотрудника о сдаче оружия;

6) для остановки транспортного средства, с использованием которого совершается побег осужденным или заключенным;

7) для предупреждения осужденных, заключенных и иных лиц о намерении применить огнестрельное оружие, подачи сигнала тревоги и вызова помощи.

Огнестрельное оружие применяется без предупреждения: а) при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

б) при побеге осужденных и заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружием, при помощи транспортных средств либо из транспортного средства во время движения;

в) при попытке осужденного или заключенного или иного лица приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное сотрудником исправительного учреждения расстояние, а также при попытке прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Законом об органах, исполняющих уголовные наказания, установлены ограничения применения огнестрельного оружия. Его запрещается применять к женщинам с видимыми признаками беременности, лицам с явными признаками инвалидности, несовершеннолетним, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник исправительного учреждения в течение 24 часов с момента его применения обязан доложить непосредственному начальнику или начальнику органа внутренних дел по месту применения оружия.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Специальные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы

1А.М. ПОТАПОВ - начальник кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;

С.И. ПАКАНИЧ - преподаватель кафедры организации исполнения уголовных наказаний Кировского института повышения квалификации работников ФСИН России

В статье раскрываются особенности специальных мер обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. Авторы предлагают решение ряда проблем, возникающих в этой сфере на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: безопасность осужденных; экстренная безопасность; специальные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных.

Special measures to ensure the personal safety of juvenile offenders in prison

A.M. POTAPOV - Chief of the Department of Penal Law and Organization of Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor;

S.I. PAKANICH - Lecturer of the Department of Execution of Criminal Punishment of the Kirov Institute of Advanced Training for Employees of the Federal Penal Service of Russia

The article describes the features of personal safety of juvenile offenders in detention. The author offers a number of problems that arise in this area at the present stage of reforming the penitentiary system of the Russian Federation.

Key words: security prisoners; emergency safety; special measures to ensure the personal safety of juvenile offenders.

Обеспечение безопасности осужденных является одной из основных обязанностей персонала исправительных учреждений. Особое значение это направление деятельности приобретает в отношении несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, так как обладает в данном случае рядом особенностей.

В теории уголовно-исполнительного права вопросы личной безопасности осужденных рассматриваются в том числе в контексте обеспечения ее общими и специальными мерами1. Однако проведенные ранее исследования в основном были посвящены общим мерам в отношении совершеннолетних осужденных, тогда как специальные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних в воспитательных колониях предметом отдельного изучения не становились. В свете осуществления ре-

формы уголовно-исполнительной системы России2 представляется актуальным рассмотреть специальные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных на современном этапе.

В 2012-2013 гг. кафедрой уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России было проведено исследование, в котором приняли участие 775 сотрудников и 1008 осужденных из 21 воспитательной колонии. При анализе результатов также был обобщен опыт работы исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных за рубежом.

Отметим, что в уголовно-исполнительном законодательстве многих стран встречается термин «экстренная безопасность». Например, в Германии и Великобритании он означает принятие персоналом специаль-

ных мер, которые бы защитили осужденного от возникшей угрозы (например, чрезвычайного происшествия, возможного причинения вреда со стороны окружающих или самого себя). Как правило, специальные меры применяются в течение непродолжительного времени, это отличает их от иных мер. Само по себе право на личную безопасность имеет специальный характер3.

В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации специальные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы закреплены в ст. 13. Данная норма имеет широкое применение и большое значение, поскольку в ней, как справедливо указывают некоторые авторы, «фактически приводится исчерпывающий перечень субъектов, обеспечивающих безопасность осужденных, и тех лиц, в отношении кого должны быть осуществлены соответствующие меры»4. В соответствии со ст. 13 УИК РФ одной из основных специальных мер является перевод осужденного в безопасное место, предпринимаемый по заявлению самого осужденного либо решению начальника воспитательной колонии.

Однако в уголовно-исполнительном законодательстве не содержится четких указаний относительно мер, которые должны быть осуществлены персоналом. Не разъясняются и критерии отнесения того или иного места в колонии к разряду безопасных. Лишь указано, что безопасное место может находиться в пределах самой воспитательной колонии. Действительно, в каждой воспитательной колонии создано специальное помещение (либо несколько помещений), расположенное в отдельном корпусе. Как правило, исправительные учреждения с лимитом наполнения 200-250 осужденных располагают одним-двумя такими помещениями. Это обстоятельство позволяет нам утверждать, что теоретически при возникновении опасности одновременно в отношении нескольких несовершеннолетних осужденных администрация не сможет реализовать положения ст. 13 УИК РФ (перевести всех осужденных в безопасное место).

В ч. 3 рассматриваемой статьи делается уточнение, что персонал может предпринять иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Так, например, в соответствии со ст. 81 УИК РФ возможен перевод несовершеннолетнего осужденного из одной воспитательной колонии в другую для обеспечения его личной безопасности5.

Практика деятельности воспитательных колоний знает несколько основных видов перевода несовершеннолетних осужденных в безопасное место - как в пределах одной колонии, так и из одной колонии в другую.

В целях обеспечения личной безопасности осужденного могут перевести в другой отряд. Положительный результат в таком случае достигается посредством строгой изоляции отрядов осужденных относительно друг друга локальными ограждениями и комплексом иных мер. Это позволяет пресечь самовольные передвижения осужденных между отрядами. Подобная мера применяется достаточно редко. Так, только 6% несовершеннолетних, принявших участие в нашем исследовании, в результате своего обращения были переведены администрацией в другой отряд. В таких случаях речь идет о малозначительной угрозе для осужденного. Сотрудники колонии пытаются устранить ее путем смены круга общения осужденного и тем самым восстановить безопасное состояние субъекта.

Достаточно часто несовершеннолетнего переводят в стационар медицинской части. Наиболее эффективна данная мера в случае агрессии осужденного в отношении самого себя и окружающих. В настоящее время число лиц с психическими отклонениями растет6, поэтому доля применения подобной меры в деятельности воспитательных колоний будет увеличиваться. Следует отметить, что данная процедура имеет сложный организационный характер, отсутствует ее правовая регламентация, срок нахождения несовершеннолетнего в медицинской части ограничен. Кроме того, у персонала отсутствуют эффективные средства для сдерживания осужденного. В передовых европейских странах для подобной группы лиц созданы специальные палаты, в отношении их используют смирительные рубашки. Палаты оборудованы таким образом, чтобы исключить возможность причинения вреда со стороны осужденного как себе, так и окружающим. Эти средства показали высокую эффективность. В этой связи, на наш взгляд, следует дополнить Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний7 соответствующими положениями, что повысит эффективность обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

В соответствии с п. 111-113 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний при возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны

других осужденных или иных лиц он вправе обратиться с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу учреждения, которое обязано незамедлительно принять меры. В этом случае начальник воспитательной колонии либо оперативный дежурный организует проверку. При подтверждении угрозы может быть принято решение о переводе осужденного в безопасное место на срок до 30 суток. Результаты проверки оформляются в виде мотивированного заключения. В таком случае достигается кратковременная безопасность осужденного, однако ухудшается его правовое положение: он может быть физически ограничен в своих правах, например будет затруднено его непосредственное обучение в школе или профессиональном училище.

Необходимо признать, что рассмотренный перевод в целом ухудшает правовое положение осужденного. Возможно, поэтому более половины несовершеннолетних, принявших участие в нашем исследовании, предпочитают разбираться с возникшими угрозами самостоятельно (51%) либо обращаться за помощью к другим осужденным (32%). Лишь 17% респондентов рассчитывают на вмешательство сотрудников воспитательной колонии.

Анализ показывает, что полная изоляция осужденного в воспитательной колонии оказывает пагубное влияние. В безопасном месте объективно присутствуют элементы ограничения. Несовершеннолетний лишен возможности передвижения, участия в мероприятиях совместно с другими осужденными, просмотра телепередач. Подобные ограничения устанавливаются и в отношении нарушителей установленного режима, содержащихся в дисциплинарных изоляторах. При этом законодатель указывает, что перевод в безопасное место не должен ухудшать правовое положение воспитанника.

В юридической литературе по этому поводу высказываются различные суждения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что перевод в безопасное место не должен ограничивать осужденного в правах. Однако современное оборудование воспитательных колоний и условия содержания в них таковы, что такой перевод не может не повлечь за собой определенных ограничений, поэтому меры безопасности наряду с защитой от каких-либо угроз причиняют осужденному различные неудобства. При этом, заметим, они могут быть реализованы в отношении не только защищаемого несо-

вершеннолетнего, но и осужденного, от которого исходит угроза.

К угрожающим лицам должен быть применен целый комплекс мер. В противном случае перевод в безопасное место может оказаться не способен решить вопрос обеспечения сохранности жизни и здоровья осужденного. Если угроза исходит от других осужденных, они сами могут стать объектом, в отношении которого будет осуществлен комплекс мер безопасности. В последнем варианте, как нам кажется, ограничение правового положения будет более целесообразным. Кроме того, к этим лицам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия. Персоналом проводятся оперативно-режимные и психолого-педагогические мероприятия. При наличии достаточных оснований осужденных, от которых исходит угроза, можно привлечь к уголовной ответственности. Это эффективное средство обеспечения личной безопасности и профилактики правонарушений.

Необходимо заметить, что используемые меры безопасности отличаются от мер дисциплинарного характера. Установленные правила отбывания наказания четко регламентированы законом. Их нарушение в прошлом ведет к привлечению несовершеннолетнего осужденного к ответственности. Специальные меры обеспечения личной безопасности обращены в будущее. Они не направлены на ограничение правового положения осужденного, имеют срочный характер. Вместе с тем в практической деятельности далеко не всегда удается устранить опасность в отношении осужденного за 30 суток. Подобный срок не отвечает цели рассматриваемого процесса устранить опасное состояние индивида. Поэтому считаем, что ст. 13 УИК РФ следует дополнить положением о том, что меры обеспечения личной безопасности могут реализовывать-ся бессрочно до полного устранения опасности в отношении осужденного.

Подобной бессрочной мерой выступает перевод в другую воспитательную колонию. Пункт 114 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний закрепляет, что в случае безрезультатности мер по обеспечению безопасности осужденного начальник колонии принимает меры для перевода его либо лица, от которого исходит угроза, в другое исправительное учреждение в установленном порядке. Эта мера достаточно эффективна. Ее успех во многом зависит от грамотных действий сотрудников, которые оформляют перевод осужденного.

Перевод осужденного подробно регламентирован ведомственной инструкцией8. Применение данной меры связано не только с действиями администрации. С заявлением могут обратиться родители, законные представители несовершеннолетнего, иные лица, которым стали известны обстоятельства нарушения его права на личную безопасность9. В таком случае решение о переводе осужденного принимается центральным аппаратом ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе.

К заключению дополнительно прилагаются объяснения лиц, проходящих по материалам проверки, в случае отказа от дачи объяснений - акты, другие материалы, послужившие основанием для перевода несовершеннолетнего осужденного. При необходимости к заключению приобщаются материалы оперативной проверки. Подобные переводы крайне затруднены ввиду сложности процедуры, поэтому используются редко.

В целом необходимо констатировать, что сотрудники и осужденные воспитательных колоний отмечают достаточно высокую эффективность мер по обеспечению личной безопасности. Лишь 14% осужденных убеждены, что администрация не сможет устранить угрозу их безопасности. Порядка 58% утверждают, что сотрудники способны обе-

спечить личную безопасность в случае их обращения, а 28% - в любом случае, даже без обращения. Однако вызывает опасения группа осужденных, которым постоянно угрожают. Ее составляют около 14% респондентов. Примерно столько же воспитанников (19%) обращаются к администрации за помощью, однако персонал для обеспечения их личной безопасности ничего не делает. Это вызывает недоверие к сотрудникам колоний, создает условия, при которых несовершеннолетние осужденные надеются только на свои силы.

Таким образом, в теории и практике деятельности воспитательных колоний выработан ряд специальных мер обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных, которые можно разделить на две группы. Первая включает в себя меры обеспечения личной безопасности осужденных в пределах колонии (перевод в другой отряд, медицинскую часть, безопасное место), вторая связана с переводом в другое учреждение.

В целом проведенное нами исследование обнаруживает положительную тенденцию в сфере практической реализации специальных мер обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы, однако некоторые направления еще требуют поиска новых подходов к организации соответствующего процесса в условиях реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: проблемы Особенной части. М., 1985. С. 12; Перегудов А.Г. Понятие обеспечения безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ: Лекция. Уфа, 1994. С. 15-16; Чорный В.Н. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности осужденных в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. Рязань, 1999. С. 17; Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях: Учеб. пособие. Рязань, 2000. С. 92.

2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р (ред. от 31.05.2012 г) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

3 См.: Белик В.Н. Обеспечение права на судебную защиту осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 8. С. 77-81.

4 Новиков Е.Е. Правовое положение осужденных, направляемых в места лишения свободы: проблемы реализации и направления совершенствования // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 22. С. 35.

5 См.: Антонов В.А., Гурбанов А.Г. Деятельность учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по защите прав человека // Российский следователь. 2008. № 19. С. 26.

6 См., напр.: Зарипов З.С. Об особенностях социализации личности несовершеннолетнего в современном обществе // Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной

1 Sm.: Struchkov N.A. Kurs ispravitel'no-trudovogo prava: problemy Osobennoj chasti. M., 1985. S. 12; Peregudov A.G. Ponjatie obespechenija bezopasnosti, porjadka ispolnenija i otbyvanija nakazanija v ITU: Lekcija. Ufa, 1994. S. 15-16; Chornyj V.N. Pravovye i organizacionnye voprosy obespechenija bezopasnosti osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdenijah: Ucheb. posobie. Rjazan', 1999. S. 17; Gromov M.A. Obespechenie porjadka i bezopasnosti v ispravitel'nyh uchrezhdenijah: Ucheb. posobie. Rjazan', 2000. S. 92.

2 Sm.: Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.10.2010 g. № 1772-r (red. ot 31.05.2012 g.) «O Koncepcii razvitija ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SZ RF. 2010. № 43. St. 5544.

3 Sm.: Belik V.N. Obespechenie prava na sudebnuju zashhitu osuzhdennyh k nakazaniju v vide lishenija svobody // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2011. № 8. S. 77-81.

4 Novikov E.E. Pravovoe polozhenie osuzhdennyh, napravljaemyh v mesta lishenija svobody: problemy realizacii i napravlenija sovershenstvovanija // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2013. № 22. S. 35.

5 Sm.: Antonov V.A., Gurbanov A.G. Dejatel'nost' uchrezhdenij, ispolnjajushhih nakazanie v vide lishenija svobody, po zashhite prav cheloveka // Rossijskij sledovatel'. 2008. № 19. S. 26.

6 Sm., napr.: Zaripov Z.S. Ob osobennostjah socializacii lichnosti nesovershennoletnego v sovremennom obshhestve // Celi i sredstva ugolovnoj i ugolovno-ispolnitel'noj

политики в отношении несовершеннолетних: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 26-27 ноября 2009 г.): В 2 ч. Вологда, 2009. Ч. 1. С. 167; Романова Е.Н., Молчанова Т.Ю. Несовершеннолетние делинквенты с ограниченными возможностями в системе ювенальной юстиции США // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 1. С. 63.

7 См.: Приказ Минюста России от 06.10.2006 г. № 311 (ред. от 23.08.2012 г.) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 2006. № 233.

8 См.: Приказ Минюста России от 01.12.2005 г. № 235 (ред. от 03.02.2011 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 51.

9 См.: Пургина О.В. Основания и порядок перевода осужденных из одного исправительного учреждения в другое // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 1. С. 2-3.

politiki v otnoshenii nesovershennoletnih: Sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Vologda, 26-27 nojabrja 2009 g.): V 2 ch. Vologda, 2009. Ch. 1. S. 167; Romanova E.N., Molchanova T.Ju. Nesovershennoletnie delinkventy s ogranichennymi vozmozhnostjami v sisteme juvenal'noj justicii SShA // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2012. № 1. S. 63.

7 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii ot 06.10.2006 g. № 311 (red. ot 23.08.2012 g.) «Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporjadka vospitatel'nyh kolonij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» // Rossijskaja gazeta. 2006. № 233.

8 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii ot 01.12.2005 g. № 235 (red. ot 03.02.2011 g.) «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke napravlenija osuzhdennyh k lisheniju svobody dlja otbyvanija nakazanija, ih perevoda iz odnogo ispravitel'nogo uchrezhdenija v drugoe, a takzhe napravlenija osuzhdennyh na lechenie i obsledovanie v lechebno-profilakticheskie i lechebnye ispravitel'nye uchrezhdenija» // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 2005. № 51.

9 Sm.: Purgina O.V. Osnovanija i porjadok perevoda osuzhdennyh iz odnogo ispravitel'nogo uchrezhdenija v drugoe // Ugolovno-ispolnitel'naja sistema: pravo, jekonomika, upravlenie. 2011. № 1. S. 2-3. h

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

УДК 343.8

Обеспечение личной безопасности несовершеннолетних осужденных к лишению свободы

■ Б. З. МАЛИКОВ - профессор кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, доктор юридических наук, профессор

В статье дается краткий анализ причин криминального поведения несовершеннолетних лиц, их повышенной агрессивности в местах лишения свободы, делается акцент на обеспечении должных мер их личной безопасности в воспитательных колониях.

Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный; личная безопасность осужденных; исправительное учреждение; воспитательная колония; школа; воспитание; пенитенциарий; субкультура.

Ensuring the personal safety of minors sentenced to imprisonment

B. Z. MALIKOV - Professor of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Dsc. of Law, Professor

The article presents analysis of the causes of minors criminal behavior, their increased aggressiveness in prison, it focuses on ensuring adequate measures of their personal safety in juvenile correctional institutions.

Keywords: juvenile offenders; personal safety of convicts; correctional institution; educational colony; school; education; penitentiary; subculture.

Отбывание лишения свободы несовершеннолетними осужденными представляет собой еще более сложный и противоречивый процесс, чем в отношении совершеннолетних лиц. Сама изоляция от общества рассматриваемых лиц - явление достаточно неординарное. Ведь эта процедура сопряжена с действием значительного комплекса негативных воздействий, которые в сочетании с общим посткриминальным синдромом резко обостряют внутреннее состояние личности подростка, искажают естественные (семейные) условия воспитания и сам процесс становления личности, дезориентируют в системе социальных и межличностных отношений. Безусловно, несовершеннолет-

ние осужденные, изолированные от общества, уже в силу незавершенности процесса социализации личности, отсутствия полной дееспособности являются субъектами правоотношений обязательной опеки и защиты1. Они, как правило, не способны самостоятельно и верно определять свое поведение и выстраивать взаимоотношения, поэтому их поведение отличается импульсивностью, агрессивностью, неадекватностью. Для изоляции данной категории специализированным видом исправительного учреждения является воспитательная колония, которая создана на основе «советского» принципа изоляции осужденных большими группами с отрядной системой содержания в целях

воспитательно-педагогического воздействия посредством коллектива2.

Чтобы понять, насколько такая практика исправления несовершеннолетних осужденных оправданна в современных условиях, обратимся к истокам возникновения данных учреждений.

В первое десятилетие советской власти в условиях экономической разрухи, безграмотности населения, отсутствия массовых средств коммуникации, системы образования и социальной работы, наличия острой проблемы послевоенной беспризорности, безнадзорности и преступности подростков появление специализированных учреждений для коллективного содержания несовершеннолетних осужденных было оправдано. В них главное внимание уделялось организации быта, охране здоровья, реализации основных форм воспитания. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. закрепил систему трудовых домов, на которые наряду с исполнением наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных было возложено обучение и воспитание таких лиц. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. предусматривал для несовершеннолетних правонарушителей организацию школ фабрично-заводского ученичества особого типа. Система трудовых колоний была образована в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.03.1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»3. В июле 1969 г. в связи с принятием Основ исправительнотрудового законодательства Союза ССР и союзных республик в системе учреждений для отбывания лишения свободы несовершеннолетними осужденными учреждаются воспитательно-трудовые колонии, которые после их незначительного преобразования в воспитательные колонии в 1997 г. продолжают функционировать и по настоящее время.

В постсоветское время кардинально изменились материальные, социальные, коммуникативные и духовные условия воспитания подрастающего поколения. В небытие ушли такие формы воспитания и общения, как пионерия и комсомол. Надо отметить, что в советский период широкий охват детей и подростков коллективными формами воспитания обеспечивался на основе относительно устойчивого правопорядка и их безопасности в обществе.

Для значительной части современной молодежи характерны нравственная дезо-риентированность, неопределенность либо

распущенность, обусловленные издержками воспитания, а также усилением «агрессии безнравственности» в досуговой сфере, направленной на ослабление и размывание результатов педагогического и семейного воспитания.

Школьное обучение стало менее ориентировано на нравственные истоки и духовность личности. Технологии познания значительно формализованы. Перспективы вхождения молодого человека уже не такие стабильные, как в советское время. Возросла агрессивность учеников в школах, в том числе и в отношении педагогов.

Для подростков школа остается основной и обязательной формой социального общения, первым коллективом, в котором сосредоточиваются усилия родителей, общества и государства в целях решения задач социализации личности. Деформации современного школьного образования в определенной мере усугубляют проблемы воспитания, интеграции молодежи в общество и профессиональное пространство, которые порождают у несовершеннолетних комплексы ограниченных возможностей, недоверия ко всему официальному, заставляют приспосабливаться, в том числе используя криминальные формы.

Уголовная статистика свидетельствует о ежегодном росте на 2-3 % рецидивной преступности несовершеннолетних на протяжении последних пяти лет. В 2014 г. число несовершеннолетних рецидивистов превысило 14 тыс. чел.4

Зарегистрирован рост преступности и в 2015 г. (на 5,2 %). Несовершеннолетние попадали в поле зрение силовых ведомств на 8,3 % чаще, чем в 2014 г.5 В Вологодской области рост преступности данной категории лиц в первом полугодии 2015 г. составил более 30 %6. Указанные обстоятельства могут повлечь возрастание применения судами к несовершеннолетним осужденным наказания в виде лишения свободы.

В процедуре реализации уголовной ответственности несовершеннолетних лиц в форме исполнения и отбывания лишения свободы одной из острых проблем остается обеспечение их личной безопасности в воспитательных колониях и других местах временной изоляции.

В связи с гуманизацией уголовного законодательства за последние десять лет в воспитательных колониях численность осужденных сократилась в 8 раз и на конец 2015 г. составляла немногим более 1500 чел.7 Из них % осуждены за убийство, грабеж, раз-

бой, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью8. Поэтому в настоящее время в воспитательных колониях сосредоточен наиболее сложный контингент несовершеннолетних, к которым с учетом совершенного деяния и личности судам невозможно было применить меры воспитательного характера либо наказания, не связанные с лишением свободы.

В условиях принудительной изоляции от общества в среде посткриминальных воспитанников «новички» ощущают на себе психологический прессинг. Возрастные особенности несовершеннолетних усиливают негативные стороны изоляции, что осложняет возможность верно оценивать ситуацию, отличать ложные эмоциональные посылы от реальных намерений, а также улавливать характер и степень агрессии. Все это, а также стремление подростков копировать криминальную субкультуру создает в воспитательных колониях реальный фон личной опасности.

Как негативный фактор изоляции состояние опасности личности в воспитательных колониях носит объективный характер, но оно изменчиво9 и требует постоянного научного исследования для выработки и применения в местах лишения свободы должных мер безопасности, отвечающих современным требованиям.

Проблемы криминальной опасности в местах лишения свободы и обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы России нашли отражение в учебной литературе и научных исследованиях10.

В теории уголовно-исполнительного права криминальную и иную опасность, проявляющуюся у осужденных в местах их изоляции, обычно характеризуют как своеобразную опасность их среды, отражающую форму консолидации отрицательной ее части на основе «воровских» традиций, предписывающих чтить только собственные интересы, не сотрудничать с администрацией исправительного учреждения, решать проблемы с использованием специфических методов подчинения и принуждения11.

Следует отметить, что в последние десятилетия в научный оборот стали внедряться новые понятия: «пенитенциарные учреждения», «пенитенциарное право», «пенитенциарная сфера», «пенитенциарная опасность» и «пенитенциарная безопасность». Мы полагаем, что таким образом подчеркивалось стремление России отойти от наследия советской исправительно-трудовой

политики, готовность внедрять в уголовно-исполнительную деятельность международные стандарты обращения с заключенными и положительный зарубежный опыт работы с осужденными.

Считаем, что через понятие «пенитенциарный» представители правовой науки делают попытку выделить (обособить) неординарный вид деятельности по исполнению уголовных наказаний и специфическую сферу проявления в этой процедуре осужденных.

Также в последние годы отдельные учебные материалы стали использовать не только в историческом или сравнительно-правовом аспекте понятие «пенитенциарий» как отражающее новое воззрение (новую теорию) на явления, связанные с криминальным социумом в местах принудительной изоляции12.

Насколько это оправданно, покажет время, а также восприимчивость правовой науки и общества к подобным новациям.

Мы же попытаемся обосновать свое отношение к таким понятиям, как «пенитенциарная опасность», «пенитенциарная безопасность», «пенитенциарные отношения покаяния», увязав их с понятиями «криминальная власть» и «криминальная опасность» в местах изоляции лиц, подвергнутых государственному принуждению по процедурам правосудия.

Следует отметить, что слово «пенитенциарий» имеет несколько значений: 1) покаянный, исправительный; 2) тюрьма, исправительное учреждение тюремного типа. Соответственно, понятием «пенитенциарный» обозначают явления, относящиеся к наказанию, преимущественно уголовному13.

В России понятие «пенитенциарий» употребляется для обозначения учреждений, исполняющих принудительную изоляцию преступников и осужденных к лишению свободы. Через термины «пенитенциарная опасность» и «пенитенциарная безопасность» отдельные авторы выражают вид и характер опасности среды осужденных, содержащихся в изоляции, для обозначения специфической опасности и задач по противодействию этим явлениям. Если иметь в виду первое значение слова «пенитенциарий» (покаяние), то в словосочетаниях «пенитенциарная опасность» и «пенитенциарная безопасность» делается попытка объединить противоположные по значению понятия. Мы видим в этом попытку перенести на уголовно-исполнительную (исправительно-трудовую) действительность

России представления зарубежных государств о функционировании тюремной системы XVШ-XIX вв., что нам представляется не совсем оправданным.

Объективно криминальная опасность в воспитательных колониях никуда не исчезает. Она, в отличие от проявления в обществе, обретает своеобразный характер в социуме себе подобных, в замкнутом пространстве и всегда зависит от организации изоляции и мер, нейтрализующих противоправную активность конкретных лиц. Криминальная опасность как социальное явление едина, поэтому и противодействие ей должно быть комплексным, активным и упреждающим как в обществе, так и в отношении лиц, к которым применяется уголовно-правовое принуждение в форме наказания.

В свое время Советская Россия «отказалась» от тюремной системы, призванной исполнять и предварительное (досудебное) заключение, и наказание в виде тюремного заключения. Вместо традиционных тюрем были созданы исправительно-трудовые лагеря и колонии, которые были приспособлены для массового содержания в изоляции осужденных и приобщения их труду. Предварительное заключение исполняли специальные учреждения - следственные изоляторы - и частично тюрьмы.

Вместе с тем следует отметить, что в дореволюционной России для изоляции осужденных широко использовалась преимущественно не тюремная система, а ссылка на каторгу или поселение. Этим места лишения свободы никоим образом не напоминали пенитенциарные учреждения Англии или США и тем более не могли быть признаны местами для покаяния (пенитенциарными учреждениями).

В настоящее время в России места лишения свободы именуются исправительными учреждениями, исходя из сущности и целей их деятельности (ст. 74 УИК РФ). Основным их видом является исправительная колония для совершеннолетних лиц и воспитательная колония для несовершеннолетних осужденных. Такие учреждения стали плодом стремления воспитывать осужденных через коллектив и использовать их труд на предприятиях и работах с высокой трудоемкостью. Однако «коллективизация» осужденных для организации их массового трудового использования не означала повышения эффективности группового (отрядного) содержания в изоляции. «Коллективизм» осужденных порождал свои тюремные проблемы - усиливал и тира-

жировал криминальное влияние, оказывал противодействие персоналу исправительных учреждений в поддержании режима, правопорядка и безопасности осужденных. Колонистская система изоляции не только сохраняла все прежние пороки тюремной среды, но и стала местом самоорганизации негативной части осужденных на основе тюремной субкультуры. В местах лишения свободы всегда остро проявлялись и проявляются противоречия двойного норматива: официального (формального) и неформального (криминально-тюремного). Криминальный норматив в местах изоляции осужденных - это обязательный атрибут криминальной «оппозиции», а точнее власти со своей субкультурой, структурированностью сообщества, материальной основой (общак) и механизмами принуждения (санкции, изменение статуса). Он проявляется и в воспитательных колониях. Наличие официального и неофициального нормативов порождает состояние открытого (противоправного поведения) или латентного (внутреннего) конфликта, вызывающего состояние личной опасности (причинение смерти, вреда здоровью, унижение человеческого достоинства).

Безопасные условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях должны обеспечиваться комплексно с использованием мер медицинского, санитарного, бытового характера, программ образовательного обучения, профессионального, нравственного, правового, физического и трудового воспитания. На основе различных уровней дифференциации подростков по возрасту, уровню общего развития, трудовой способности, характеру восприятия режимных и воспитательных мер, стремлению к нормальному образу жизни необходимо обеспечивать работу с несовершеннолетними осужденными, учитывая возможные негативные проявления, отрицательную мотивацию, влияние субкультуры. Своевременная и последовательная работа администрации воспитательных колоний по поддержанию надлежащего режима и правопорядка с использованием механизмов различных условий отбывания наказания, применением к воспитанникам поощрений и взысканий, учебно-воспитательных мер, повышением роли в индивидуальной работе воспитателей, педагогов, психологов и медиков должна способствовать усилению у значительной части осужденных чувства защищенности и действенности механизмов безопасности в местах изоляции.

Такой подход направлен на реализацию требований Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, предписывающих, что система правосудия должна защищать права подростков, их безопасность, содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Подростки должны содержаться в условиях, которые полностью учитывают их потребности, статус и особые требования в соответствии с их возрастом, индивидуальностью, полом и видом правонарушения, а также психическим и физическим состоянием, ограждают от опасностей и вредного влияния. Спальные помещения, как правило, должны состоять из нескольких комнат для небольших групп или отдельных комнат на одного человека.

Мы поддерживаем предложение С. И. Па-канича о том, что осужденные в воспитательных колониях должны отбывать весь срок лишения свободы и после наступления совершеннолетия. Для них должны быть созданы специализированные участки, функционирующие в режиме исправительной колонии общего режима, двух типов: 1) для осужденных, подлежащих переводу по достижении 19 лет; 2) для осужденных,

подлежащих переводу по достижении 18 лет, злостных нарушителей условий отбывания наказания. Необходимо прекратить практику перевода осужденных из воспитательной в исправительную колонию общего режима14.

В интересах безопасности условия содержания несовершеннолетних осужденных должны быть дифференцированы с учетом их возраста (14-15, 16-17, 18-19 лет). Возрастное доминирование не всегда полезно. Оно может порождать комплексы, прививать отрицательные стереотипы поведения, подавлять полезную активность и др.

Безопасность несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях -это не только показатель состояния правопорядка в специализированном исправительном учреждении, но и организационная и психологическая основа, которая позволяет успешно осуществлять весь процесс ре-социализации воспитанников. Создание в воспитательной колонии обстановки личной защищенности - это результат системной и высокопрофессиональной работы всех служб учреждения с каждым осужденным, их формальными и неформальными группами, особенно отрицательной поведенческой ориентации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.) // Сборник международных договоров СССР М., 1993. Вып. XLVI.

2 См. подр.: Маликов Б. З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве : дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2004. С. 142, 161.

3 См.: Известия ЦИК Союза ССРВЦИК. 1935. № 127.

4 См.: Зубов И. МВД: число преступлений детей-рецидивистов в Российской Федерации растет последние 5 лет. URL: http://www.aferizm.ru/novost/2015/03/1503272-maloletkiretcidivisti.htm (дата обращения: 27.10.2015).

5 См.: Почему стала расти статистика преступлений в России? URL: livelenta.com/pochemustalarastistatistika-prestuplenijvrossii.html (дата обращения: 27.10.2015).

6 См.: Прокуратурой области проанализировано состояние преступности несовершеннолетних за 1 полугодие 2015 года. URL: http://procrf.ru/news/340285prokuraturoyoblasti-proanalizirovanosostoyanie.html (дата обращения: 27.10.2015).

7 См.: Статистические данные. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: фсин.рф (дата обращения: 07.10.2015).

8 См.: Статистические данные. Характеристика лиц, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних. URL: фсин.рф (дата обращения: 07.10.2015).

9 См.: Маликов Б. З., Фазлыева Л. Н. Криминальная опасность и ее проявления в учреждениях уИс России // Вестник Самарского юридического института. 2013. № 3 (11). С. 18-30.

10 См.: Громов М. А. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1991; Он же. Безопасность персонала уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие. Рязань, 2006; Обеспечение безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в исправительно-трудовых учреждениях : курс лекций / под ред. А. Г. Перегудо-

1 Sm.: Konvencija o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1959 g.) // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. M., 1993. Vyp. XLVI.

2 Sm. podr.: Malikov B. Z. Teoreticheskie problemy sushhnosti i soderzhanija lishenija svobody i ih vyrazhenie v ugolovnom i ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve : dis. ... d-ra jurid. nauk. Rjazan', 2004. S. 142, 161.

3 Sm.: Izvestija CIK Sojuza SSRVCIK. 1935. № 127.

4 Sm.: Zubov I. MVD: chislo prestuplenij detejrecidivistov v Rossijskoj Federacii rastet poslednie 5 let. URL: http://www. aferizm.ru/novost/2015/03/1503272maloletkiretcidivisti.htm (data obrashhenija: 27.10.2015).

5 Sm.: Pochemu stala rasti statistika prestuplenij v Rossii? URL: livelenta.com/pochemustalarastistatistikaprestuplenijv-rossii.html (data obrashhenija: 27.10.2015).

6 Sm.: Prokuraturoj oblasti proanalizirovano sostojanie prestupnosti nesovershennoletnih za 1 polugodie 2015 goda. URL: http://procrf.ru/news/340285prokuraturoy-oblastiproanalizirovanosostoyanie.html (data obrashhenija: 27.10.2015).

7 Sm.: Statisticheskie dannye. Kratkaja harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. URL: fsin.rf (data obrashhenija: 07.10.2015).

8 Sm.: Statisticheskie dannye. Harakteristika lic, soderzhashhihsja v vospitatel'nyh kolonijah dlja nesover-shennoletnih. URL: fsin.rf (data obrashhenija: 07.10.2015).

9 Sm.: Malikov B. Z., Fazlyeva L. N. Kriminal'naja opasnost' i ee projavlenija v uchrezhdenijah UIS Rossii // Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta. 2013. № 3 (11). S. 18-30.

10 Sm.: Gromov M. A. Pravovye i organizacionnye voprosy obespechenija bezopasnosti sotrudnikov ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij : ucheb. posobie. Rjazan', 1991; On zhe. Bezopasnost' personala ugolovno-ispolnitel'noj sistemy : ucheb. posobie. Rjazan', 2006; Obespechenie bezopasnosti, porjadka ispolnenija i otbyvanija nakazanija v ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenijah : kurs lekcij / pod red. A. G. Peregudova.

ва. Уфа, 1996; Чорный В. И. Безопасность осужденных в условиях лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1996; Глазунов Н. С. Служба безопасности в исправительно-трудовых колониях (правовые и организационные вопросы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1996; Казак Б. Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000; Он же. Безопасность уголовно-исполнительной системы : моногр. / под ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань, 2001.

11 См.: Кутякин С. А. Организация криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе : моногр. Рязань, 2008. С. 72.

12 См., напр.: Толкаченко А. А. Пенитенциарная безопасность в системе юридической безопасности человека // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний : сб. ст. М., 2000. Вып. 8. С. 50; Калинин Ю. Российская пенитенциарная система: прошлое, настоящее, будущее // Преступление и наказание. 2003. № 1; Чорный В. Н. Международное пенитенциарное право: быть ли отрасли? // Уголовно-исполнительное право. 2007. № 2; Алексеев В. И. Формирование российской пенитенциарной политики и ее источников (1879-1917 гг.) // Журнал российского права. 2010. № 7; Багреев Е. Г. К вопросу о новой пенитенциарной культуре // Проблемы преступления и наказания в праве, философии и культуре : материалы международ. науч.-практ. конф. (25-26 апр. 2007 г.) / под общ. ред. А. В. Горожанина: в 2 кн. Самара, 2007. Кн. 1; Галузин А. Ф. Теория и практика пенитенциарной безопасности личности, общества, государства : моногр. М., 2012.

13 См.: Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 379.

14 См.: Паканич С. И. Режимные меры обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. № 4 (28). С. 30-35.

Ufa, 1996; Chornyj V. I. Bezopasnost' osuzhdennyh v uslovijah lishenija svobody : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 1996; Glazunov N. S. Sluzhba bezopasnosti v ispravitel'no-trudovyh kolonijah (pravovye i organizacionnye voprosy) : avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 1996; Kazak B. B. Ugolovno-ispolnitel'naja sistema v mehanizme obespechenija vnutrennej bezopasnosti obshhestva : dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2000; On zhe. Bezopasnost' ugolovnoispolnitel'noj sistemy : monogr. / pod red. S. N. Ponomareva, S. A. D'jachkovskogo. Rjazan', 2001.

11 Sm.: Kutjakin S. A. Organizacija kriminal'noj oppozicii v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme : monogr. Rjazan', 2008. S. 72.

12 Sm., napr.: Tolkachenko A. A. Penitenciarnaja bezopasnost' v sisteme juridicheskoj bezopasnosti cheloveka // Problemy prokurorskogo nadzora za zakonnost'ju ispolnenija ugolovnyh nakazanij : sb. st. M., 2000. Vyp. 8. S. 50; Kalinin Ju. Rossijskaja penitenciarnaja sistema: proshloe, nastojashhee, budushhee // Prestuplenie i nakazanie. 2003. № 1; Chornyj V. N. Mezhdunarodnoe penitenciarnoe pravo: byt' li otrasli? // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2007. № 2; Alekseev V. I. Formirovanie rossijskoj penitenciarnoj politiki i ee istochnikov (1879-1917 gg.) // Zhurnal rossijskogo prava. 2010. № 7; Bagre-ev E. G. K voprosu o novoj penitenciarnoj kul'ture // Problemy prestuplenija i nakazanija v prave, filosofii i kul'ture : materialy mezhdunarod. nauch-prakt. konf. (25-26 apr. 2007 g.) / pod obshh. red. A. V. Gorozhanina: v 2 kn. Samara, 2007. Kn. 1; Galuzin A. F. Teorija i praktika penitenciarnoj bezopasnosti lichnosti, obshhestva, gosudarstva : monogr. M., 2012.

13 Sm.: Slovar' inostrannyh slov. M., 1989. S. 379.

14 Sm.: Pakanich S. I. Rezhimnye mery obespechenija lichnoj bezopasnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh v mestah lishenija svobody // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. 2014. № 4 (28). S. 30-35.

10. Понятие режима, его значение и функции. Основные требования режима в местах лишения свободы и средства их обеспечения. Меры безопасности в иу.

Режим – урег-ый нормами УИП порядок и усл-я исп-я и отбывания наказания в виде л/с.

Функции:

  • карательная;

  • воспитательная;

  • обеспечивающая;

  • социального контроля (профилактическая).

Значение режима проявляется в том, что он регламентирует образ жизни осужденных, их поведение и условия отбывания ими наказания, а также регулирует деятельность администрации ИУ по изоляции осужденных.

Осужденные носят одежду устан-го образца, а в ИК особого режима – специального образца, определяемого МВД РБ.

Осужденные вправе приобретать по безн-му расчету продукты питания и предметы первой необх-ти, иметь свидания, получать посылки, передачи, бандероли и мелкие пакеты, денежные переводы, вести переписку и телефонные разговоры, а также отправлять посылки, бандероли, мелкие пакеты и ден. переводы близким родственникам. Осуж-м разрешается получение одной вещевой посылки (обувь, одежда и другие промышленные товары, которые осужденные могут иметь при себе, кроме продуктов питания и табачных изделий) в год.

 Перечень и количество вещей и предметов, кот. разр-ся иметь при себе осужденным, устан-ся Правилами внутреннего распорядка ИУ. Хранение осужденными при себе денег, ценных бумаг и иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне, не допускается.

Корреспонденция осужденных подлежит цензуре, а посылки, передачи, бандероли и мелкие пакеты – досмотру. Предложения, заявления и жалобы осужденных, к наказаниям в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения и смертной казни, адресованные в органы, осущ-е гос. контроль и надзор за деят-ю учреждений, исполняющих эти наказания, цензуре не подлежат и не позднее суток (за исключением выходных, гос. праздников и праздничных дней, устан-х и объявленных ПРБ нерабочими) направляются по назначению

Осужденные, а также помещения, в кот. они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Личный обыск произв-ся лицами одного пола с осужденными.

Администрация ИУ вправе производить досмотр лиц и принадлежащих им вещей, транспортных средств, находящихся на территории ИУ, а также на прилегающих к нему территориях и произв-х объектах, на которых работают осужденные и установлены режимные требования, изымать у этих лиц предметы и вещи, не входящие в перечень предметов и вещей, разрешенных к получению и хранению.

Обнаруженные у осужденных деньги, иностранная валюта изымаются и, как правило, зачисляются на счет ИУ по мотивированному пост-ю начальника ИУ, санкционированному прокурором. Ценные вещи и предметы, запрещенные к использованию в ИУ, изымаются и в зависимости от их характера и обстоятельств приобретения сдаются на хранение, либо уничтожаются, либо реализуются. Реализация изъятых ценных вещей и предметов осущ-ся на основании мотив-го постановления начальника ИУ, санкционированного прокурором. Средства от реализации изъятых предметов и ценных вещей зачисляются на счет ИУ.

Хранение приобретенных осужденными в установленном порядке ценных бумаг обеспечивается администрацией исправительного учреждения.

Способы обеспечения режима:

  • обеспечение охраны осужденных;

  • осуществление надзора за осужденными;

  • применение к осужденным мер поощрения и взыскания;

  • меры безопасности;

  • неукоснительное соблюдение работниками ИУ требований уголовно-исп. зак-ва.

Технические средства охраны и надзора:

  1. Цели применения: предупр-е побегов и иных преступлений, предупр-е нарушений устан-го порядка отбывания нак-я, получение необх-ой информации о поведении осужденных.

  2. Виды: аудиовизуальные, электронные и иные технические средства.

  3. Назначение: наблюдение, оповещение (сигнализация), поиск и обнаружение у осужденных запр-х предметов и веществ, связь, активное (пассивное) противодействие попыткам совершить противоправные деяния (в т.ч. побег); розыск скрывшихся.

В случае стихийных бедствий, групповых отказов осужденных от работы, приема пищи, иных непов-ий, а равно групповых действий, грубо нарушающих внутренний распорядок, начальник ИУ вправе ввести в учреждении режим особого положения, который предусм-т усиление мер по обеспечению надзора, изоляции и безопасности. О введении режима особого положения начальник учреждения должен немедленно уведомить прокурора. Режим особого положения вводится постан-м начальника ИУ и отменяется им после прекращения событий, явившихся основанием для введения режима особого положения.

При введении режима особого положения начальник ИУ имеет право:

1) приостановить отправку писем осужденных и вручение присланных писем, за исключением направл-х в прокуратуру и иные гос. органы, вручение присланных посылок, бандеролей, мелких пакетов, прием передач, предост-е свиданий, продажу продуктов питания и предметов первой необходимости;

2) ограничить передвижение осужденных в пределах жилой и производственной зон;

3) отменить или ограничить выход или вывоз осужденных за пределы учреждения;

4) запретить или ограничить посещение учреждения представителями общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации;

5) запретить проведение массовых мероприятий культурно-просветительного, физкультурно-спортивного характера;

6) изолировать в пределах данного учреждения либо перевести в другие учреждения осужденных, организующих групповые противоправные действия, либо провоцирующих или подстрекающих к ним, либо активно участвующих в них;

7) установить в учреждении усиленный вариант охраны и надзора.

Меры безоп-ти в ИУ не являются мерами взыскания, но предст-т собой вид гос. принуж-я.

Особая значимость мер безопасности определяется:

    1. по своей юридической природе это наиболее суровые меры гос. принуждения;

    2. применяются в основном в чрезвычайных или конфликтных ситуациях;

    3. осужденные имеют ограниченный правовой статус, поэтому нужны достаточные гарантии по обеспечению законности в процессе применения мер безопасности.

Виды мер безопасности:

  1. Физическая сила (ст.78 УИК Беларуси).

  2. Специальные средства (ст.79 УИК Беларуси).

  3. Огнестрельное оружие (ст.80 УИК Беларуси.

Работники ИУ, имеющие спец. звания, а равно военнослужащие, осущ-е охрану осужденных и надзор за ними, могут применять физ. силу, спец. средства и огнестрельное оружие, если иным способом исполнение возл-х на них обязанностей по обеспечению порядка и условий исполнения наказания не предст-ся возможным. Физ. сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются самостоятельно исходя из складывающейся обстановки. Применению физ. силы, специальных средств и огнестрельного оружия, как правило, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать.

В состоянии необходимой обороны или крайней необх-ти работники ИУ и военносл-е, при отсутствии спец. средств и огнестрельного оружия вправе использовать для отражения общественно опасных посягательств со стороны осужденных подручные средства.

Спец. средства и огнестр-е оружие не прим-ся в отношении женщин с видимыми признаками беременности и осужденных с явными признаками инвал-ти, за исключением случаев оказания ими воор-го сопрот-я, совершения группового или вооруженного нападения на работников ИУ и военносл-х или иных действий, угрожающих жизни и здоровью граждан.

 В отношении н/л осужденных огнестрельное оружие может применяться в случае оказания ими вооруженного сопрот-я, совершения группового или вооруженного нападения на работников ИУ и военносл-х или иных действий, угрожающих жизни и здоровью граждан.

Во всех случаях, когда избежать применения физ. силы, специальных средств и огнестрельного оружия невозможно, работники исправительного учреждения, имеющие специальные звания, и военнослужащие обязаны стремиться причинить наименьший вред осужденному, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи.

 О ранении или смерти осужденного вследствие применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия работник ИУ либо военнослужащий обязаны сообщить непосредственному начальнику для уведомления прокурора.

Неправ-е прим-е физ. силы, спец. сред-в и огн-го оружия влечет отв-ть, уст-ую зак-м РБ.

Работники ИУ и военнослужащие вправе применять физ. силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвр-я и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противод-я законным требованиям администрации ИУ или военнослужащих.

 Работники ИУ, имеющие спец. звания, и военносл-е, вправе применять наручники, резиновые палки, средства связывания, спец. хим. вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие спец. средства, а также служебных собак для:

1) отражения нападения на граждан, работников ИУ и военнослужащих;

2) освобождения заложников;

3) отражения нападения со стороны осуж-х на здания, помещения, сооружения и трансп-е средства незав-мо от их принадл-ти либо для освобож-я захваченных осуж-ми объектов;

4) пресечения неповиновения законным требованиям администрации ИУ и военносл-х, проявлений буйства, а равно пресечения правонарушений со стороны осужденных;

5) задержания осужденных и доставки их в служебное помещение ИУ, территориального органа внутренних дел или воинской части в случае совершения ими правонарушения, в том числе побега, если они оказывают неповиновение или сопротивление, а равно имеются основания полагать, что они могут причинить вред окружающим или себе;

6) пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденными.

Вид специального средства и интенсивность его применения опред-ся работником исправительного учреждения, имеющим спец. звание, и военнослужащим самостоятельно исходя из складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности осужденного.

Работники ИУ, имеющие специальные звания, и военнослужащие, осуществляющие охрану осужденных и надзор за ними, вправе применять огнестрельное оружие для:

1) отражения нападения со стороны осуж-х и иных лиц на работников ИУ, военносл-х, граждан или на самих осужденных, которое угрожает их жизни или здоровью;

2) освобождения заложников;

3) пресечения группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты исправительного учреждения, войсковой или служебный наряд указанного учреждения;

4) задержания осужденного, оказывающего вооруженное сопрот-е или совершающего побег, а также разоружения осужденного, отказыв-ся выполнять законные требования о сдаче оружия, в том числе предметов, специально приспос-х для нанесения телесных повреждений.

Работники ИУ, имеющие специальные звания, и военнослужащие имеют право использовать огнестрельное оружие в случаях:

1) подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

2) остановки транспортного средства путем его повреждения, если заведомо известно, что оно используется осужденным для совершения побега.

Работники ИУ, имеющие специальные звания, и военнослужащие имеют право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считают, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусм-е основания для его применения. Совершение задерживаемым лицом умышленно неожиданных движений или других опасных действий, попытки приблизиться к работнику ИУ или военнослужащему ближе указанного ими расстояния, достать что-либо из своей одежды без команды работника или военнослужащего, прикоснуться к их огнестрельному оружию и другие подобные действия, которые могут быть поняты работником ИУ или военнослужащим как угроза насилия, предоставляют им право применить огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством.

При применении огнестр-го оружия работники ИУ, имеющие спец. звания, и военносл-е, осущ-е охрану осужденных и надзор за ними, обязаны принять все возможные меры для обеспечения безоп-ти граждан, а также для оказания пострадавшим медицинской помощи.


Смотрите также