Меры личной безопасности сотрудников полиции при несении службы


План – конспект

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника

Санкт-Петербургского

университета МВД России

(по профессиональной служебной и физической подготовке)

полковник полиции

А.Е. Морозов

«____» _____________ 2015 г.

проведения занятия по служебной подготовке

с личным составом 9 учебной группы

Тема: «Меры личной безопасности сотрудников овд при несении службы по охране общественного порядка»

Цель занятия:

  1. Ознакомить сотрудников полиции с мерами и приемами личной безопасности при организации обеспечения правопорядка в общественных местах.

  2. Разобрать и добиться правильного понимания и выполнения способов действий сотрудников при обеспечении личной безопасности на объектах массового пребывания людей и при массовых беспорядках.

  3. Воспитывать чувство уверенности в своих силах и знаниях при решении поставленных задач.

Учебные вопросы:

  1. Тактика действий сотрудников при выполнении задач по обеспечению общественного порядка и безопасности в общественных местах при проведении массовых мероприятий.

  2. Меры личной безопасности при проверке документов и обращении граждан.

  3. Меры личной безопасности при досмотре подозреваемых.

Время: 2 часа

Место проведения: учебный класс

Дата проведения: 19.11.2015

Материальное обеспечение: тетради по служебной профессиональной подготовке.

Ход занятия:

I. Вводная часть – 5 минут

Проверка наличия личного состава, доведение темы, целей занятия и порядка его организации.

II. Основная часть – 80 минут.

III. Заключительная часть – 5 минут подведение итогов занятия.

Введение

Личная безопасность определяется: спецификой профессиональной деятельности, степенью профессиональной защищенности сотрудника, наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера, целенаправленной работой с личным составом в этом направлении; общей и профессиональной подготовленностью сотрудника; эффективностью действий по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

Важнейшим компонентом в системе обеспечения безопасности сотрудников ОВД является их профессиональная защищенность. «Безопасность правоохранительных органов... - это состояние их защищенности от противоправной деятельности формирований организованной преступности и отдельных лиц во всех ее формах, способность противостоять внешним и внутренним угрозам и устремлениям, сохраняя работоспособность и оперативно-технический потенциал».

Несомненно, первейшие условия обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов это - защищенность их от посягательств преступных элементов. Однако понятие «защищенность сотрудников» значительно шире. Её вряд ли правильно сводить только к проблеме защищённости от преступных действий, хотя оба эти понятия в реальности неразрывно связаны.

Одним из важнейших компонентов в комплексе обеспечения личной безопасности сотрудников ОВД является знание мер и уверенное владение приемами и способами обеспечения личной безопасности при организации обеспечения правопорядка в общественных местах.

Общественные места - зрелищные мероприятия, рестораны, сбербанки и т. п. являются наименее подходящими для задержания вооруженных преступников. Поэтому, если только возможно, взятый под наблюдение в таком месте преступник должен негласно сопровождаться до более благоприятного места и там задерживаться.

Однако полностью исключить возможность возникновения необходимости задержания преступника в общественном месте нельзя. В таких случаях требуется тщательная подготовка в проведении операции, полное выяснение общих вопросов для всех случаев задержания. На основе этого анализа и с учетом индивидуальных особенностей преступника определяется наиболее удобное конкретное место задержания. Одновременно разрабатываются меры, обеспечивающие безопасность окружающих, временно блокируются, а при необходимости и закрываются входы в помещение и выходы из него.

Основная цель подготовительной части операции - не дать возможности преступникам оказать вооруженное сопротивление. Одним из важнейших условий успешного задержания является внезапность захвата. Подход к преступнику необходимо стараться осуществлять из мертвых зон его видимости, двигаться стоит стремительно и решительно. Это достигается предварительной подготовкой членов штурмовой группы и зависит от их способности быстро принимать целесообразные решения. Сотрудники полиции, принимающие участие в операции, своим поведением и внешним обликом не должны отличаться от посетителей того общественного учреждения, в котором они будут осуществлять задержание.

Кроме штурмовой группы в операции принимают участие группа резерва и прикрытия. В задачу последней входит предотвращение возможного вмешательства третьих лиц граждан. Стараясь не выделяться среди посетителей, участники группы прикрытия внимательно следят за реакцией окружающих на задержание и нейтрализуют их попытки вмешаться, разъясняя, что сотрудники полиции задержали преступника.

Если преступников несколько, то каждого задерживать в отдельности. С этой целью осуществляется оперативная комбинация по изоляции преступников друг от друга. При необходимости используется помощь работников предприятия или учреждения. Как правило, не ожидая немедленного задержания, преступник все-таки находится в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому наиболее удобно задерживать его в тот момент, когда его внимание будет чем-то отвлечено. Это может быть и когда преступник в магазине, ресторане или зрелищном учреждении занят расчетом, и когда он изучает меню, и когда по просьбе сидящих с ним за столом предает какие-либо предметы и т. д. В это время его внимание слегка рассеивается. Но во всех этих случаях надо располагать точными сведениями об окружении преступника, т. к. если с ним находятся сообщники, то при задержании они могут оказать сопротивление.

Штурмовая группа для задержания преступника в общественном месте должна состоять не менее чем из четырех сотрудников полиции. В момент задержания двое из них берут преступника под руки, третий проводит обыск, а четвертый наблюдает за окружающей обстановкой.

Массовые мероприятия представляют собой скопление людей, объединенных общими духовными, политическими или физическими потребностями, причем потенциальная опасность возможна в каждом из них (большая вероятность конфликтов, паники, истерик, жертв).

Мероприятия данного типа делятся на несколько категорий:

- культурные и спортивные (фестивали, концерты, матчи, ярмарки, различные шоу);

- деловые (презентации, выставки, конференции);

- общественные (митинги, шествия, демонстрации);

- спортивные соревнования (международные, всероссийские, областные, городские, районные)

- частные (банкеты).

Мероприятия могут проводиться в спортивных сооружениях, в театрах, дворцах культуры, выставочных залах и других объектах общественного назначения при соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, технического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов.

Следует учитывать, что проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

- нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменение распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);

- наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные ограничения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы ко всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными.

На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

1) обеспечение личной безопасности граждан;

2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия 

3) предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;

4) оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

5) оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

6) обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

При несении службы во время проведения массового мероприятия личный состав нарядов обязан:

1) находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять порученный участок;

2) твердо знать и умело выполнять поставленную задачу;

3) опираясь на помощь дружинников и других сил общественности, решительно пресекать правонарушения;

4) не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов.

Личный состав, несущий службу в направляющих коридорах, следит за порядком в колоннах, не допускает перехода участников из одной колонны в другую и по указанию старшего наряда регулирует темп движения колонн.

Проживающие или работающие в зоне оцепления пропускаются к месту жительства при предъявлении паспорта или иного документа, где указано, что гражданин проживает именно в этом районе, а к месту работы – по специальным документам.

В зону оцепления запрещается пропускать:

граждан в нетрезвом состоянии или имеющих при себе спиртные напитки;

лиц, имеющих при себе оружие, громоздкие вещи, портфели, чемоданы или свертки.

В порядке исключения в зону могут пропускаться лица с портфелями, чемоданами, сетками, свертками к месту жительства или работы. В этом случае они проходят к месту назначения только через контрольно-пропускные пункты и в сопровождении сотрудников полиции или дружинников.

Наряды должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и нарушение порядка.

Весьма ответственные задачи решают наряды в заключительный период, т. е. по окончании митингов, собраний, демонстрации или других мероприятий.

Участники и зрители одновременно стремятся быстрее уйти с места их проведения. Поэтому необходимо обеспечить их безопасный выход, посадку на городской транспорт и возможность рассредоточения.

Наряды полиции, обеспечивающие общественный порядок, образуют линейные коридоры на выходе с площади (главной магистрали) с тем, чтобы рассредоточить участников в различных направлениях и не допускать их скопления в одном месте (остановках автобусов, трамваев, троллейбусов и т. п.).

Ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта закрываются (переносятся). Это делается для того, чтобы «растянуть» потоки участников, не допустить давки при посадке на городской транспорт.

Действия нарядов полиции при хулиганских проявлениях:

1. Немедленно сообщить в оперативный штаб о правонарушении.

2. Принять меры к пресечению хулиганства, при этом действовать хладнокровно, уверенно. Одновременно с этим собрать доказательства, изобличающие виновных, выявить и записать свидетелей правонарушения, а затем провести задержание правонарушителей.

3. Изолировать нарушителя так, чтобы он не мог обратиться за поддержкой к окружающим гражданам.

4. Если собственных сил наряда для задержания недостаточно, необходимо запросить помощь. Увеличение сил наряда отрезвляюще действует на хулиганов.

5. Проверку документов и разбирательство с нарушителями производить в комнате для задержанных или в малолюдном месте.

Действия наряда при обнаружении нарушителей антиалкогольного законодательства:

1. Потребовать прекращения распития спиртных напитков, напомнив нарушителям, какой нормативный акт (закон) они нарушают.

2. Проверить документы, удостоверяющие личность.

3. Установить свидетелей.

4. Задержать нарушителей и доставить в комнату для задержанных.

5. Учитывая, что эмоциональное состояние зрителей, их реакция на задержание нарушителя целесообразно проводить сотрудниками в гражданской одежде.

Действия наряда при резком возрастании агрессивности толпы:

В условиях высокого эмоционального возбуждения зрителей целесообразно применять меры, направленные на расформирование чувства освобожденности от социального контроля и безнаказанности за те или иные проступки. Здесь можно использовать такой эффективный прием, как демонстративное фотографирование агрессивных действий граждан. Этот прием позволяет «остудить» возбужденных зрителей и создать у них убеждение в том, что их действия контролируются.

В случае если возбужденные зрители выбрасывают различные предметы на игровое поле, беговые дорожки, то можно прибегнуть к такому тактическому приему, как объявить по радиотрансляционной сети текст, например такого содержания: «Медицинский работник т. Петрова! Вас просят срочно зайти в комнату полиции для оказания помощи пострадавшему от брошенной бутылки». В зависимости от реакции публики объявление следует повторить. Такой тактический прием довольно успешно используется в зарубежной практике.

Если обстановка на трибунах резко осложнилась, эмоциональное возбуждение конкурирующей толпы достигло апогея, а сил наряда полиции не достаточно, то целесообразно применить такой тактический прием, как «демонстрация силы». Суть данного приема заключается в следующем. Достаточно большее количество сил полиции (резерв и часть оцепления) собирается вместе и несколько раз организованно перемещается перед зрителями, либо резко увеличивается число нарядов полиции на трибуне, где назревает кризисная ситуация. Причем наряды на трибуну прибывают большими группами. По мере снижения эмоционального возбуждения часть их незаметно снимается. Подобные действия оказывают сильное психологическое воздействие на возбужденных и предупреждают тем самым наступление (развитие) конфликтных ситуаций.

Действия нарядов полиции при падении граждан с трибуны, при падении на лестничных маршах:

1. Оцепить опасный участок с помощью близко расположенных нарядов и резерва, не допускать скопления граждан.

2. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, провести эвакуацию их в безопасное место.

3. Используя средства усиления речи пресекать панику, разъяснять гражданам порядок выхода из зоны оцепления.

4. Обеспечить беспрепятственный проезд к объекту, автомобиля скорой медицинской помощи и других экстренных служб.

Действия нарядов полиции при обнаружении взрывоопасных предметов:

1. Немедленно сообщить в оперативный штаб.

2. Оцепить опасную зону.

3. Эвакуировать зрителей и участников.

4. Вызвать специалистов-взрывотехников.

5. Объявить по радио о задержке начала проведения мероприятия (об отмене его по техническим причинам).

Действия нарядов полиции при резком изменении погодных условий:

1. Используя средства усиления речи, пресекать панику.

2. Организовать выход граждан из зоны оцепления, не допускать скопления у выходов с трибун, на лестничных площадках.

3. Выставлять направляющие коридоры по ходу движения к остановкам общественного транспорта, обеспечить порядок на остановках, привлекать попутный транспорт для перевозки граждан, если общественный транспорт с этой работой не справляется.

Меры личной безопасности при проверке документов и обращении граждан

В зависимости от конкретных обстоятельств наружный осмотр может осуществляться в различных вариантах:

- группой сотрудников и в одиночку;

- под угрозой оружия (проверяющего или страхующего сотрудника);

- под воздействием болевого приёма;

- после надевания средства ограничения подвижности.

При этом решения об уровне и качестве обеспечения личной безопасности принимается сотрудником самостоятельно, исходя из оценки реальной или потенциальной опасности задерживаемого, его поведения, своих возможностей.

Таким образом, учитывая потенциальную высокую угрозу для жизни и здоровья людей, вне зависимости от выбранного варианта осмотра и имеющегося опыта проводящий его сотрудник обязан:

- предварительно оценить человека, место проведения осмотра и окружающую обстановку;

- не проводить наружный осмотр, при возникновении малейшего подозрения, что попытка его проведения может спровоцировать с его стороны действия, опасные для окружающих людей, в том числе сотрудников, если промедление с их выполнением не создаст угрозы для ещё большего количества людей;

- принять решение о готовности или не готовности самого сотрудника и обстановки к проведению досмотра.

Досмотр задержанного проводят с целью изъятия оружия, документов и других предметов. Лучше всего проводить досмотр вдвоем. Один сотрудник держит обыскиваемого на прицеле, второй осматривает его одежду. Если же приходится прово­дить досмотр в одиночку, то необходимо соблюдать некоторые правила безопасности.

Правила эти следующие:

Прежде всего, предупредите задержанного, что в случае сопротивления вы примените оружие;

  • Пистолет держите на боевом взводе, со снятым предохранителем, в таком положении, чтобы вы успели выстрелить в задержанного в любом случае;

  • Не разговаривайте с задержанным во время досмотра, не позволяйте ему оглядываться, двигать руками или ногами, менять положение тела;

  • В каждый момент досмотра следите за тем, чтобы ваше положение не давало задержанному удобного момента для нападения (например, нельзя становиться у него между ног, просовывать свою руку глубоко ему в подмышку или в одежду, класть свой локоть ему на плечо и т.д.);

Помните, что уголовники обычно носят оружие скрытно. Его прячут за поясом спереди или сзади, в рукаве, за голенищами сапог, в специальном кармане за воротником, прикрепляют резинкой или липкой лентой к голени, к предплечью, кладут в головной убор, в потайные карманы за подкладкой. Если досмотр проводится неправильно, то задержанный может внезапно выхватить оружие (нож, кастет, бритву, пистолет и т.п.) и атаковать сотрудника ОВД.

«А» - начало досмотра (обыска); «Б» - одновременный переход;

«В» - окончание досмотра (обыска).

Проводящий досмотр сотрудник полиции находится сзади, колено левой ноги упирается в коленный сустав подозреваемого, правая нога отставлена в сторону, напарник находится с противоположной стороны страхуя досматривающего огнестрельным оружием с соблюдением необходимых мер предосторожности. Сотрудник полиции, проводящий досмотр, прощупывая одежду осматриваемого в первую очередь обязан проверить, нет ли у него огнестрельного, холодного или травматического оружия.

В определенной последовательности «сверху – вниз» тщательно обследуется головной убор, верхняя одежда: пальто, пиджак, брюки, обувь; при этом предметы могут сниматься с задержанного. Каждая вещь должна быть осмотрена со всех сторон, вывернута наизнанку, ощупана, проверены швы, подозрительные места подпарываются. Проверяются также все отобранные у него предметы: сумка, портфель, бумажник и находящиеся в них вещи и документы. Сначала проверяется одна часть торса осматриваемого, затем по специальному сигналу меняется положение досматривающего и страхующего, осматривается противоположная сторона. Все обнаруженные предметы передаются страхующему сотруднику. После тщательного досмотра правая рука подозреваемого заводится за спину и на неё надевается один сектор наручников, затем осматриваемый упирается головой в препятствие, назад отводится левая рука, которая фиксируется вторым сектором.

В процессе надевания наручников нельзя отвлекаться, все внимание сотрудников полиции должно быть сосредоточено на задержанном, так как он понимает, что возможность побега уменьшается и в этот момент может совершить нападение. Если имеется достаточное количество наручников, то их целесообразно надеть каждому задержанному.

В тех случаях, когда у наряда имеется только две пары наручников, а задержанных, например, трое, то можно надеть их всем трем, при этом на­девать наручники следует на одноименные руки, то есть, правую к правой, ле­вую к левой. Такое положение рук стесняет задержанных, снижает их фи­зические возможности по оказанию сопротивления сотрудникам полиции. При попытке побега ставит бегущих в неудобное положение и существенно снижает их скорость передвижения.

При отсутствии металлических наручников можно применять одноразовые пластиковые фиксаторы или верёвку. Эффективным средством ограничения физических возможностей подозреваемых является брючной ремень или портупея.

В зависимости от обстоятельств наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.

Сотрудник полиции, проводящий наружный досмотр задержанного, должен быть подстрахован товарищем. Страхующий, внимательно следит за ходом досмотра, находясь примерно в 5 шагах с табельным оружием, готовым к применению. Для проведения досмотра необходимо потребовать от задержанного встать лицом к стене (автомобилю, забору, дереву и т.п.) под углом и опереться руками. Широко расставить ноги и находиться как можно дальше от точки опоры, что позволит сохранять равновесие только с одновременной опорой на все конечности. Сотрудник полиции с соблюдением необходимых мер предосторожности, находясь сбоку (слева или справа), проводит досмотр методом ощупывания «сверху вниз», при этом свою ногу ставит за ногу досматриваемого, для проведения «подсечки» на случай оказания сопротивления. Поиск оружия и других опасных предметов проводится в первую очередь в традиционных местах ношения: подмышками, вокруг пояса, в местах нахождения наружных и внутренних карманов одежды. Затем осматриваются головной убор, предплечья, спина, промежности, ноги, обувь. Проверяются также все изъятые у досматриваемого предметы: сумка, портфель, находящиеся в них вещи и документы.

Существуют и другие способы досмотра: правонарушитель в положении стоя на коленях, лежа на животе руки за голову.

Запрещено правонарушителям самим доставать и предъявлять для осмотра вещи из карманов одежды.

Тактика действий сотрудников овд при выполнении задач по обеспечению правопорядка и безопасности в общественных местах и при проведении массовых мероприятий

Общественные места - зрелищные мероприятия, рестораны, сбербанки и т. п. являются наименее подходящими для задержания вооруженных преступников. Поэтому, если только возможно, взятый под наблюдение в таком месте преступник должен негласно сопровождаться до более благоприятного места и там задерживаться.

Однако полностью исключить возможность возникновения необходимости задержания преступника в общественном месте нельзя. В таких случаях требуется тщательная подготовка в проведении операции, полное выяснение общих вопросов для всех случаев задержания. На основе этого анализа и с учетом индивидуальных особенностей преступника определяется наиболее удобное конкретное место задержания. Одновременно разрабатываются меры, обеспечивающие безопасность окружающих, временно блокируются, а при необходимости и закрываются входы в помещение и выходы из него.

Основная цель подготовительной части операции - не дать возможности преступникам оказать вооруженное сопротивление. Одним из важнейших условий успешного задержания является внезапность захвата. Подход к преступнику необходимо стараться осуществлять из мертвых зон его видимости, двигаться стоит стремительно и решительно. Это достигается предварительной подготовкой членов штурмовой группы и зависит от их способности быстро принимать целесообразные решения. Сотрудники полиции, принимающие участие в операции, своим поведением и внешним обликом не должны отличаться от посетителей того общественного учреждения, в котором они будут осуществлять задержание.

Кроме штурмовой группы в операции принимают участие группа резерва и прикрытия. В задачу последней входит предотвращение возможного вмешательства третьих лиц граждан. Стараясь не выделяться среди посетителей, участники группы прикрытия внимательно следят за реакцией окружающих на задержание и нейтрализуют их попытки вмешаться, разъясняя, что сотрудники полиции задержали преступника.

Если преступников несколько, то каждого задерживать в отдельности. С этой целью осуществляется оперативная комбинация по изоляции преступников друг от друга. При необходимости используется помощь работников предприятия или учреждения. Как правило, не ожидая немедленного задержания, преступник все-таки находится в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому наиболее удобно задерживать его в тот момент, когда его внимание будет чем-то отвлечено. Это может быть и когда преступник в магазине, ресторане или зрелищном учреждении занят расчетом, и когда он изучает меню, и когда по просьбе сидящих с ним за столом предает какие-либо предметы и т. д. В это время его внимание слегка рассеивается. Но во всех этих случаях надо располагать точными сведениями об окружении преступника, т. к. если с ним находятся сообщники, то при задержании они могут оказать сопротивление.

Штурмовая группа для задержания преступника в общественном месте должна состоять не менее чем из четырех сотрудников полиции. В момент задержания двое из них берут преступника под руки, третий проводит обыск, а четвертый наблюдает за окружающей обстановкой.

Массовые мероприятия представляют собой скопление людей, объединенных общими духовными, политическими или физическими потребностями, причем потенциальная опасность возможна в каждом из них (большая вероятность конфликтов, паники, истерик, жертв).

Мероприятия данного типа делятся на несколько категорий:

- культурные и спортивные (фестивали, концерты, матчи, ярмарки, различные шоу);

- деловые (презентации, выставки, конференции);

- общественные (митинги, шествия, демонстрации);

- спортивные соревнования (международные, всероссийские, областные, городские, районные)

- частные (банкеты).

Мероприятия могут проводиться в спортивных сооружениях, в театрах, дворцах культуры, выставочных залах и других объектах общественного назначения при соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, технического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов.

Следует учитывать, что проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

- нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменение распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);

- наличие большого скопления людей на ограниченной территории, где введены различные ограничения, способствует тому, что граждане могут попасть под влияние, так называемой, «психологии толпы». Это влияние выражается в том, что люди становятся восприимчивы ко всякого рода слухам, начинают менее самокритично оценивать свои действия, становятся более возбужденными и раздражительными.

На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

1) обеспечение личной безопасности граждан;

2) обеспечение успешного проведения массового мероприятия 

3) предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и общественной безопасности;

4) оказание помощи и содействия соответствующим должностным лицам и организаторам в установленных законом пределах в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

5) оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

6) обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

При несении службы во время проведения массового мероприятия личный состав нарядов обязан:

1) находиться в указанном месте и без разрешения не оставлять порученный участок;

2) твердо знать и умело выполнять поставленную задачу;

3) опираясь на помощь дружинников и других сил общественности, решительно пресекать правонарушения;

4) не допускать в зону оцепления лиц, не имеющих пропусков или билетов.

Личный состав, несущий службу в направляющих коридорах, следит за порядком в колоннах, не допускает перехода участников из одной колонны в другую и по указанию старшего наряда регулирует темп движения колонн.

Проживающие или работающие в зоне оцепления пропускаются к месту жительства при предъявлении паспорта или иного документа, где указано, что гражданин проживает именно в этом районе, а к месту работы – по специальным документам.

В зону оцепления запрещается пропускать:

граждан в нетрезвом состоянии или имеющих при себе спиртные напитки;

лиц, имеющих при себе оружие, громоздкие вещи, портфели, чемоданы или свертки.

В порядке исключения в зону могут пропускаться лица с портфелями, чемоданами, сетками, свертками к месту жительства или работы. В этом случае они проходят к месту назначения только через контрольно-пропускные пункты и в сопровождении сотрудников полиции или дружинников.

Наряды должны проявлять бдительность, осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых ситуациях действовать спокойно и уверенно, предупреждая тем самым возникновение паники и нарушение порядка.

Весьма ответственные задачи решают наряды в заключительный период, т. е. по окончании митингов, собраний, демонстрации или других мероприятий.

Участники и зрители одновременно стремятся быстрее уйти с места их проведения. Поэтому необходимо обеспечить их безопасный выход, посадку на городской транспорт и возможность рассредоточения.

Наряды полиции, обеспечивающие общественный порядок, образуют линейные коридоры на выходе с площади (главной магистрали) с тем, чтобы рассредоточить участников в различных направлениях и не допускать их скопления в одном месте (остановках автобусов, трамваев, троллейбусов и т. п.).

Ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта закрываются (переносятся). Это делается для того, чтобы «растянуть» потоки участников, не допустить давки при посадке на городской транспорт.

Действия нарядов полиции при хулиганских проявлениях:

1. Немедленно сообщить в оперативный штаб о правонарушении.

2. Принять меры к пресечению хулиганства, при этом действовать хладнокровно, уверенно. Одновременно с этим собрать доказательства, изобличающие виновных, выявить и записать свидетелей правонарушения, а затем провести задержание правонарушителей.

3. Изолировать нарушителя так, чтобы он не мог обратиться за поддержкой к окружающим гражданам.

4. Если собственных сил наряда для задержания недостаточно, необходимо запросить помощь. Увеличение сил наряда отрезвляюще действует на хулиганов.

5. Проверку документов и разбирательство с нарушителями производить в комнате для задержанных или в малолюдном месте.

Действия наряда при обнаружении нарушителей антиалкогольного законодательства:

1. Потребовать прекращения распития спиртных напитков, напомнив нарушителям, какой нормативный акт (закон) они нарушают.

2. Проверить документы, удостоверяющие личность.

3. Установить свидетелей.

4. Задержать нарушителей и доставить в комнату для задержанных.

5. Учитывая, что эмоциональное состояние зрителей, их реакция на задержание нарушителя целесообразно проводить сотрудниками в гражданской одежде.

Действия наряда при резком возрастании агрессивности толпы:

В условиях высокого эмоционального возбуждения зрителей целесообразно применять меры, направленные на расформирование чувства освобожденности от социального контроля и безнаказанности за те или иные проступки. Здесь можно использовать такой эффективный прием, как демонстративное фотографирование агрессивных действий граждан. Этот прием позволяет «остудить» возбужденных зрителей и создать у них убеждение в том, что их действия контролируются.

В случае если возбужденные зрители выбрасывают различные предметы на игровое поле, беговые дорожки, то можно прибегнуть к такому тактическому приему, как объявить по радиотрансляционной сети текст, например такого содержания: «Медицинский работник т. Петрова! Вас просят срочно зайти в комнату полиции для оказания помощи пострадавшему от брошенной бутылки». В зависимости от реакции публики объявление следует повторить. Такой тактический прием довольно успешно используется в зарубежной практике.

Если обстановка на трибунах резко осложнилась, эмоциональное возбуждение конкурирующей толпы достигло апогея, а сил наряда полиции не достаточно, то целесообразно применить такой тактический прием, как «демонстрация силы». Суть данного приема заключается в следующем. Достаточно большее количество сил полиции (резерв и часть оцепления) собирается вместе и несколько раз организованно перемещается перед зрителями, либо резко увеличивается число нарядов полиции на трибуне, где назревает кризисная ситуация. Причем наряды на трибуну прибывают большими группами. По мере снижения эмоционального возбуждения часть их незаметно снимается. Подобные действия оказывают сильное психологическое воздействие на возбужденных и предупреждают тем самым наступление (развитие) конфликтных ситуаций.

Действия нарядов полиции при падении граждан с трибуны, при падении на лестничных маршах:

1. Оцепить опасный участок с помощью близко расположенных нарядов и резерва, не допускать скопления граждан.

2. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, провести эвакуацию их в безопасное место.

3. Используя средства усиления речи пресекать панику, разъяснять гражданам порядок выхода из зоны оцепления.

4. Обеспечить беспрепятственный проезд к объекту, автомобиля скорой медицинской помощи и других экстренных служб.

Действия нарядов полиции при обнаружении взрывоопасных предметов:

1. Немедленно сообщить в оперативный штаб.

2. Оцепить опасную зону.

3. Эвакуировать зрителей и участников.

4. Вызвать специалистов-взрывотехников.

5. Объявить по радио о задержке начала проведения мероприятия (об отмене его по техническим причинам).

Действия нарядов полиции при резком изменении погодных условий:

1. Используя средства усиления речи, пресекать панику.

2. Организовать выход граждан из зоны оцепления, не допускать скопления у выходов с трибун, на лестничных площадках.

3. Выставлять направляющие коридоры по ходу движения к остановкам общественного транспорта, обеспечить порядок на остановках, привлекать попутный транспорт для перевозки граждан, если общественный транспорт с этой работой не справляется.

Приложение 2

Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел.

Меры обеспечения личной безопасности при несении службы

Общие принципы:

правильное поведение – это, в первую очередь, правильная оценка складывающейся ситуации; здоровое недоверие к правонарушителю всегда лучше легкомысленной доверчивости; следует всегда думать о том, что и как именно вы хотите сделать; прежде, чем начать действовать в какой-либо ситуации, надо детально представить ее себе и заранее предусмотреть свои действия в различных вариантах; при возникновении сомнений в оценке ситуации предпочтительнее рассчитывать на худшее и соответственно продумать свои действия заранее; никогда не действуйте в одиночку в неясных ситуациях, не будьте безрассудно смелым, предусмотрительные живут дольше. Наблюдайте, преследуйте и вызывайте поддержку, ни в коем случае не спешите оказывать помощь, не оценив трезво ситуацию, это может быть специально подготовленная для вас ловушка; при коллективных действиях распределите обязанности.

1.1. Правила личной безопасности при несении службы на посту, маршруте патрулирования:

быть максимально собранным, нельзя допускать, чтобы несение службы на хорошо известном маршруте превратилось в привычное рутинное действие, вызывающее притупление бдительности и порождающее ложное чувство безопасности. В этом случае угроза жизни и здоровью сотрудника милиции существенно возрастает;

необходимо постоянно поддерживать радиосвязь с дежурным, регулярно сообщать о своем местонахождении и докладывать обо всех замеченных или сообщенных гражданами правонарушениях, изменениях обстановки, происшествиях;

особую осторожность следует проявлять в сумерках и в темное время суток, уделяя повышенное внимание тому, что происходит по сторонам, чаще оглядывайтесь; увидев или услышав приближение человека сзади, остановитесь и повернитесь к нему лицом или пойдите ему навстречу;

на месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех окружающих, включая тех, кто с виду непричастен к случившемуся;

страхуйте каждое свое действие, лучше всего с помощью напарника, сохраняйте безопасную дистанцию между собой и правонарушителем. Никогда не поворачивайтесь к подозрительным лицам спиной, не наклоняйтесь рядом с ними, не позволяйте окружать себя посторонним гражданам;

оружие, если позволяет ситуация, следует держать готовым к немедленному его применению по отражению возможного нападения, однако так, чтобы его не могли у вас отнять или выбить из рук;

при необходимости установления на месте личности правонарушителя или в иных подобных ситуациях выбирайте удобное для вас место, что обеспечило бы вам наибольшую безопасность (к примеру, защиту от нападения сзади) и дало возможность своевременного применения оружия или специального средства;

при беседе с правонарушителем в дневное время целесообразно избрать такую позицию, чтобы свет падал проверяемому в глаза, в темное время желательно, чтобы проверяемый находился на свету, а сотрудник милиции в тени;

действуя в составе наряда, выбирайте позицию так, чтобы нарушитель (нарушители) все время находился в поле зрения страхующего вас напарника, и тот мог беспрепятственно оказать необходимую помощь, не перекрывайте сектор обстрела;

даже при внешне безобидном поводе обращения сотрудника милиции к гражданину необходимо считаться с возможностью применения силы с его стороны или с тем, что могут вмешаться лица, внешне не причастные к правонарушению;

приступайте к разговору с правонарушителем вежливо, но уверенно и настойчиво, не позволяйте втягивать себя в длительную дискуссию, следите за реакцией на свои действия присутствующих при этом граждан, не позволяйте им отвлекать вас от дела. Если вы в период проверки ведете радиопереговоры, то примите меры, чтобы присутствующие при этом правонарушители и другие посторонние лица не могли понять, о чем именно идет речь;

подаваемые для проверки документы нельзя брать той рукой, которой сотрудник милиции обычно достает оружие;

не стойте слишком близко к проверяемому, т.к. это стеснит вашу подвижность и даст возможность правонарушителю скрытно напасть на вас.

Во время несения службы каждый сотрудник должен внимательно и бережливо относится к средствам индивидуальной защиты и обороны. Техническое состояние защитных жилетов и шлемов должно быть исправным, без замены комплектующих деталей (пластин), изменения чехлов и их формы.

Применение специальных средств, которые не предусмотрены табелем положенности, подручных и специально изготовленных - недопустимо.

Личная профессиональная безопасность сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудник ОВД должен конкретно представлять свое поведение и действия в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к самозащите и, в случае необходимости, нейтрализации нападающих.

Каждому сотруднику необходимо обратить внимание на места возможного покушения. Нападение может быть одиночным и групповым, безоружное и вооруженное. К вероятным местам нападения можно отнести: малонаселенные места, тихие и слабоосвещенные улицы, переулки, пустыри, нежилые строения, парки, скверы, проходные дворы, подземные переходы, подъезды, лифты. Нападение может произойти из мимо проезжающего автомобиля, при следовании в попутном автомобиле и т.д. Риск, как физический, так и психологический является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, т.е. целенаправленному уменьшению такого риска до реально возможного предела, чрезвычайно актуальна.

Личная безопасность определяется следующими факторами:

спецификой условий, содержания и форм профессиональной деятельности; степенью профессиональной защищенности сотрудника, в том числе наличием специальных мер материально-технического, управленческого характера, целенаправленной работой с персоналом в этом на правлении; степенью общей профессиональной подготовленности сотрудника и наличием у него специальных знаний и умений по обеспечению личной безопасности при решении профессиональных задач или в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

Личная профессиональная безопасность сотрудника ОВД включает в себя три взаимосвязанных начала: физическую, психологическую и профессионально-нравственную безопасность.

Наш опыт и опыт зарубежных коллег показывает – риск стать жертвой физического насилия, провокаций, шантажа будет значительно меньше, если сотрудник придерживается таких принципов безопасности:

1. Ожидай неожиданное. 2. Руководствуйся здравым смыслом. 3. Не «разжигай» противника, «гаси» его. 4. Владей: собой, информацией, оружием, ситуацией. 5. Необычное может быть сигналом опасности. 6. Ключ к успеху – подготовка. В критической ситуации ты будешь действовать так, как научишься. 7. Прежде, чем войти – знай, где выход. 8. Имей план, особенно на худший вариант. 9. Знай, что о тебе знают. 10. Избегай шаблона. Будь непредсказуем. 11. Сделай стресс своим союзником. 12. Не расслабляйся слишком быстро. 13. Избегай «туннельного» видения. 14. Плохо – переоценить противника, хуже – недооценить. 15. Верь себе – работай в команде: первыми погибают в одиночку.

Сотрудник органов внутренних дел должен конкретно представлять свое поведение и действия в экстремальной ситуации, быть психологически готовым к самозащите и, в случае необходимости, нейтрализации нападающих. С этой целью каждому сотруднику предлагается смоделировать свое поведение и действия в разных ситуациях, что даст возможность лучше запомнить и овладеть необходимыми действиями и приемами, выработать психологическую готовность оптимальному поведению, своевременно распознать и правильно оценить опасную для здоровья и жизни ситуацию, ограничить возможность внезапного нападения со стороны злоумышленников, оградить себя и своих близких от преступных посягательств. Преступление может быть направлено как в отношении сотрудника, его близких, так и против собственности. Каждому сотруднику необходимо обратить внимание на места вероятного покушения. Практически, оно может произойти в любом месте, в любое время суток, одиночное или групповое, безоружное или вооруженное. Криминогенные элементы при подготовке преступления выбирают малонаселенные места, тихие и слабоосвещенные улицы, переулки, пустыри, нежилые строения, парки, скверы, проходные дворы, подземные переходы, подъезды домов, лифты. Нападение может произойти из мимо проезжающего автомобиля, при следовании в попутном автомобиле, подвозе незнакомых людей в личном и служебном автотранспорте, а также в местах массового скопления людей: митингах ,спортивных зрелищах, вокзалах, метрополитене, рынках и .т. д. С мерами безопасности целесообразно ознакомить членов семей сотрудников.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:


Смотрите также