Меры обеспечения безопасности во время занятий по легкой атлетике


Вопрос 2. Меры обеспечения безопасности во время занятий по легкой атлетике

I. Общие требования безопасности.

Занятия по легкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

• отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

• прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

• имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

• бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

• не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

• быть внимательным при перемещениях по стадиону;

• знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

П. Требования безопасности перед началом проведения занятий.

Учащийся должен:

• переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

• снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, висячие сережки и так далее);

• убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

• под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

• убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

• под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

• не переносить к месту занятий лопаты и грабли острием и зубьями вверх;

• по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т. д.;

• по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

БЕГ

Учащийся должен:

• при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

• во время бега смотреть на свою дорожку;

• после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5–15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

• возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

• в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

• при беге по пересеченной местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

• выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20–40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из нее грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

• грабли класть зубьями вниз;

• не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

• выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

• выполнять прыжки поочередно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

• после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на свое место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

• перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

• осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

• при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

• в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

• находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

• после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

• при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли.

• Не передавайте снаряд друг другу броском.

• Не метайте снаряд в необорудованных для этого местах.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

• при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

• с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

• при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

• по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

• под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

• организованно покинуть место проведения занятия;

• переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

• вымыть с мылом руки.

Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?

Главная » Физкультура - экзаменационные вопросы » 1. Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике?

В лёгкой атлетике встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), случаются и повреждения мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к занятиям, Hflj выполнить следующие рекомендации: - тщательно изучить все пункты требования мер безопасности; - правильно спланировать ход занятий и физические нагрузки; - проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования; - в жаркое время синтетические и резино-битумные дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить от снега, льда, мусора. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью; - перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в песке нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стёкол, обрезков металла, камней и т.д.); - надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой; - провести разминку. Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок - кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега. Лекция, реферат. 1. Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике? - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Об авторах 1. Основные причины травматизма в процессе занятий физической культурой 2. Что такое здоровый образ жизни и как вы его реализуете? 3. Составьте и выполните комплекс утренней гимнастики 1. Основные требования по обеспечению безопасности при проведении соревнований по баскетболу, волейболу, футболу 2. Какие задачи решает режим дня и что необходимо учитывать при его организации? 3. Значение правильной осанки для жизнедеятельности человека. Как правильно её формировать? 1. Какие меры безопасности необходимо принять перед началом занятий по гимнастике? 2. В чём заключается особенность построения и содержания самостоятельных занятий по общей физической подготовке? 3. Ваши действия по оказанию первой помощи при травмах в процессе занятий физическими упражнениями. 1. Основные требования безопасности в процессе занятий по лёгкой атлетике 2. В чём различие между скоростными и силовыми качествами? С помощью каких упражнений их можно развивать? 3. Особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур. 1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке 2. Признаки различной степени утомления. 3. Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня. 1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по плаванию? 2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения рекомендуются для развития гибкости? 3. Какие приёмы самоконтроля вам известны? 1. История, девиз, символика и ритуал Олимпийских игр 2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов 3. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? 1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом 2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры? 3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности. 1. Какие меры безопасности необходимо принимать перед началом и после занятий по лёгкой атлетике? 2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения? 3. Особенности подготовки и проведения туристских походов. 1. Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом и в процессе занятий в тренажёрном зале? 2. Что понимается под физической культурой личности и в чём выражается взаимосвязь с общей культурой общества? 3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку в процессе самостоятельных занятий, направленных на развитие силы? 1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать перед началом занятий по плаванию? 2. Как и каким образом происходит влияние занятий физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)? 3. Основные формы занятий физической культурой. Расскажите об одной из форм занятий (на вашем примере) 1. Значение современного Олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами 2. Охарактеризуйте основные меры по предупреждению травматизма в процессе занятий физическими упражнениями 3. Продемонстрируйте жесты судьи по баскетболу, волейболу или футболу 1. Основные требования безопасности в процессе занятий по плаванию 2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения 3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения плоскостопия 1. Требования безопасности в процессе проведения подвижных игр 2. Основные способы плавания. 3. Что необходимо делать, чтобы не страдать из-за избыточной массы тела? 1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и мире 2. Требования безопасности при проведении экскурсий 3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения)? 1. Физическая культура и её роль в формировании здорового образа жизни 2. Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом перешагивания и подбора подводящих упражнений для его самостоятельного освоения 3. Составьте акробатическую комбинацию и опишите последовательность её самостоятельного разучивания 1. Техника двигательного действия. 2. Основные нарушения правил игры в футбол 3. Составьте план самостоятельных занятий по развитию скорости бега. 1. Понятие физического качества сила 2. Меры предосторожности, исключающие обморожения. Первая медицинская помощь при обморожениях 3. Опишите технику выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди и последовательность обучения технике этого действия 1. Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателям оно оценивается? 2. Техника передвижения на лыжах одновременным двухшажным ходом, последовательность его самостоятельного освоения 3. Составьте комплекс упражнений или композицию ритмической гимнастики 1. Что понимается под качеством «выносливость»? 2. Правила этического поведения в процессе спортивных соревнований и игр 3. Раскройте основные приёмы самомассажа и объясните, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой 1. Почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности 2. С какой целью проводится самонаблюдение, и что оно в себя включает? 1. Понятие «физическая нагрузка». Основные способы её регулирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой 2. Основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию в процессе занятий на открытых площадках 3. Опишите технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху 1. Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает? 2. Охарактеризуйте гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года и при различной температуре воздуха 1. Что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень её развития? 2. Основные нарушения правил игры в баскетбол 3. Составьте комплекс упражнений для развития гибкости и объясните целесообразность включённых в него упражнений 1. С какой целью занятия по освоению новых движений и развитию физических качеств подразделяют на три части? 2. Основные требования безопасности в процессе плавания в естественных водоёмах 3. Составьте комплекс гимнастики для глаз и объясните целесообразность включенных в него упражнений

« назад Оглавление вперед » 3. В чём видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности. « | » 2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями на развитие телосложения?

Требования безопасности перед занятиями по легкой атлетике.

Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

— тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

— правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;

—проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

— в жаркое время резино-битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

— перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

— надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

— провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения?

Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч — составлять четверть роста, окружность груди — равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хороню развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжелоатлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относительно недлинные ноги, мощное широкое туловище, очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах — большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, когда окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Однако следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрасте задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и ее исправление.

Требования безопасности во время занятий по легкой атлетике.

В целях безопасности занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований:

— бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

— в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

— при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

— во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

— не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

— перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

— не производить метание без разрешения учителя;

— не оставлять без присмотра снаряды для метания;

— не стоять справа от метающего (при метании левой рукой — слева);

— не находиться в зоне броска;

— не подбирать снаряды для метания без разрешения учителя;

— не подавать друг другу снаряд для метания броском;

— запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить?

Обычно выделяют пять видов физических качеств: быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость. В процессе биологического созревания организма человека наблюдаются периоды особенно интенсивных качественных и количественных изменений его органов и структур, которые получили название сенситивных или критических (наиболее благоприятных) периодов развития. Эти периоды развития двигательной функции у детей школьного возраста приходятся: в силе на 9—10, 12—13, 14— 15 лет, а в быстроте на 9—10, 11—15 лет.

Чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется силой. Силовые возможности человека оценивают двумя способами. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов — динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания со штангой и т. д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного отягощения (сопротивления). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть реальные успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений. По мере повышения тренированности должен преобладать метод максимальных отягощений.

Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой.

Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений боксера, волейболиста, фехтовальщика, футболиста и т. д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнить эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6—10 с. Отдых после выполнения упражнений 20—25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2—3 мин.

Упражнения, где сочетаются быстрота и сила, называются скоростно-силовыми.

Раскройте особенности организации и проведения индивидуальных закаливающих процедур (расскажите, как делаете это вы).

С древних времен человек использует естественные факторы природы для закаливания, т. е. для повышения стойкости организма к неблагоприятному влиянию внешней окружающей среды. Закаливание предохраняет организм от гриппа, заболеваний верхних дыхательных путей, ангины, воспаления легких и др. Смысл закаливания заключается в том, что под влиянием солнца, воздуха и воды организм привыкает к этим воздействиям. Основными принципами при закаливании являются систематичность, постепенность, меняющаяся интенсивность и разнообразие средств.

Влияние солнечного света на организм многообразно: улучшается обмен веществ, снижается артериальное давление, углубляется дыхание, усиливается потоотделение, увеличивается количество красных кровяных шариков и гемоглобина, повышается поглощение кислорода и выделение углекислоты. При этом появляется чувство бодрости и увеличивается работоспособность. Все это может произойти при одном обязательном условии — правильном пользовании солнечными лучами. Неумелое и неумеренное использование солнечной энергии приносит вред организму, приводит к тяжелым заболеваниям нервной системы, внутренних органов, ожогам кожи. При солнечных ваннах надо строго соблюдать ряд правил. Принимать солнечные ванны спустя 2—2,5 ч после еды. Вначале продолжительность солнечных ванн не должна превышать 5—6 мин, затем допустимо прибавлять с каждым днем 3—4 мин, доводя длительность процедуры до 30 мин. Принимая солнечные ванны, нужно лежать определенное время на спине, затем на одном боку, на другом и, наконец, на животе. Находиться с непокрытой головой на солнце категорически запрещается. При первых признаках недомогания, выражающихся в плохом самочувствии, головной боли, тошноте, сердцебиении и др., надо немедленно прекратить пребывание на солнце. Наиболее подходящее время для приема солнечных ванн — 9—12 ч утра в южных районах России и 10—13 ч в средней полосе.

Воздушные процедуры основаны на постепенном привыкании организма к температуре окружающего воздуха, его влажности и движению (ветру). Рекомендуется воздушные ванны принимать в движении, например во время утренней гигиенической гимнастики (при температуре воздуха не ниже 16— 18 °С), во время походов или прогулок в лесу, в поле. Эти ванны следует проводить через 1—1,5 ч после еды. При появлении озноба надо быстро согреться с помощью энергичных движений. Принимая ванны, необходимо защищаться от влияния прямых солнечных лучей. Начинать закаливание воздухом следует летом, затем продолжить осенью и зимой, и так круглый год без перерыва. При слишком обильном потоотделении, вызванном высокой температурой воздуха, надо прекратить воздушные ванны.

Вода — прекрасное средство закаливания, дающее быстрый результат. Во время купания в море, приема душа, при обливании оказывает механическое действие. Вода также обладает способностью растворять в себе минеральные соли и газы. Закаливающее влияние воды начинается с кожи. Через нервный аппарат, заложенный в коже, вода оказывает влияние на всю нервную систему, а через нее на организм в целом, воздействуя при этом на различные процессы, совершающиеся в клетках и тканях.

Надо избегать наступления озноба, так как он приводит к появлению чувства усталости, общей разбитости, бессоннице, головным болям. Относительно простой формой водного закаливания является обтирание. Губкой или куском грубой материи обтирают сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании должно быть от «периферии» (ног, рук) к «центру» (сердцу). После обтирания необходимо сухим полотенцем досуха вытереть кожу до появления чувства теплоты. Первые обтирания проводят слегка тепловатой водой, а затем постепенно понижают температуру воды до холодной. Процедура обтирания должна занимать не более 5—8 мин. Подготовив свой организм обтираниями, можно приступить ко второму виду закаливания — обливаниям. Для этого надо встать в ванну или таз с водой и из кувшина медленно обливать сначала спину, а затем грудь. После этого необходимо обтереться сухим полотенцем. После обливания и обтирания рекомендуется провести массаж. При обливании температуру воды следует понижать постепенно. Душ вызывает большее возбуждение, чем обливание, поэтому не рекомендуется принимать его сразу после большой физической нагрузки. Продолжительность душа должна быть 2—3 мин в зависимости от температуры воды. К холодному душу привыкать следует постепенно. Сильное закаливающее действие оказывает купание в озерах, реках, морях. Температура воды должна быть такой, чтобы начинающий мог спокойно ее переносить. Продолжительность первого пребывания в воде — до 5 мин. В дальнейшем время купания постепенно увеличивают до 20 мин. Вначале следует купаться один раз в день, а если позволит врач, 2 раза с интервалом между купаниями не менее 4—5ч.


Смотрите также