Международная информационная безопасность


МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Баршова Оксана Анатольевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

канд. истор. наук,доцент ;

Лемайкина Екатерина Анатольевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

студентка ;

Антонова Оксана Алексеевна

Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России),

студентка

В течение всей человеческой истории практика обеспечения безопасности одних государств и народов в ущерб безопасности других государств вызывала непрерывную цепь войн и вооруженных конфликтов. Но всё - таки на фоне разрушений, кровопролитий шел поиск путей мирного развития цивилизации. Еще составители библейских книг мечтали о тех временах, когда племена и народы «перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы»[1, c.146].

Современные компьютерные технологии, информационные сети очень изменили нашу жизнь, наравне с новыми возможностями у нас появились и новые опасности. Появление информационной безопасности обусловлено несколькими обстоятельствами.

Важнейшей тенденцией развития современного мира безусловно следует рассматривать глобализацию. Ее технологической основой стали информатизация всех областей социальной деятельности, интеграция информационных систем различных государств в единую общемировую информационную сферу, формирование единого информационного пространства, создание глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, интенсивное внедрение новых информационных технологий во все области человеческой деятельности. Развитие информационных технологий меняет принципы и методы бизнеса, управления, обучения, оно же легло в основу «революции в военном деле»[2, с. 124].

Россия еще в середине 1998 г. предложила США подписать на уровне президентов совместное заявление, которое было посвящено исключительно проблемам международной информационной безопасности. Проект документа предлагал видение современной ситуации в информационной сфере, характеризующейся с одной стороны качественно новым потенциалом развития человечества, который создает глобальный информационно-технологический прогресс, а с другой – очевидными угрозами использования таких новых технологий в целях противоречащих общей стабильности и безопасности. Подчеркивалось, что наличие таких угроз требует принятия превентивных мер. Такой процесс мог бы, как предполагалось, предусматривать следующие этапы и меры:

• определение общих взглядов мирового сообщества на проблемы возможного использования информационных технологий в военных целях в качестве оружия;

• определение основных понятий («информационное оружие», «информационная война»);

• учет фактора возможного использования информационных технологий для совершенствования существующих и создания новых систем оружия;

• рассмотрение вопроса о целесообразности создания международной системы (центра) мониторинга угроз, связанных с информационной безопасностью;

• внесение вопроса о глобальной информационной безопасности на рассмотрение ООН, и других ведущих международных форумов с целью разработки международно-правового режима запрещения разработки, производства и применения особо опасных видов информационного оружия;

• разработка международного многостороннего договора о борьбе с информационным терроризмом и криминалом [3, с. 23].

Россия полагала, что такое совместное заявление могло бы положить начало конкретного, всестороннего и целенаправленного обсуждения всех возникающих проблем и недопонимания.

К огромному сожалению, в ходе обсуждений этого предложения идея конкретного заявления по проблемам международной информационной безопасности не была реализована.

В настоящее время в современных условиях информационная безопасность стала важным базовым элементом всей системы национальной безопасности Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с тем, что быстро растущие технологические возможности современных информационных систем, которые по своему влиянию на политику, хозяйственно-экономическую жизнь, духовно-идеологическую сферу и умонастроения людей стали в настоящее время решающими и всеохватывающими. Практика государственного строительства показала, что стране необходим программный документ, который определял бы политику государства в области обеспечения информационной безопасности. Таким документом стала Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, одобренная Советом Безопасности и утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года. В ней впервые отражены национальные интересы России в информационной сфере, определены основные угрозы информационной безопасности и конечно прописаны пути противодействия этим угрозам. Термин «информационная безопасность» используется в широком смысле. Под ним понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [4, ст. 1].

Одним из факторов, который способствует повышению опасности угроз информационной безопасности, является дефицит квалифицированных кадров, который обусловлен в первую очередь тем, что снижена эффективность системы образования и воспитания. Подготовка квалифицированных специалистов в области информационной безопасности и информационных технологий происходит по двум основным направлениям — технологическому и гуманитарному.

В настоящее время, новая концепция безопасности, должна предполагать развитие системы международного правопорядка, в основе которой лежало бы признание взаимозависимости современного мира, изменения понятия государственного суверенитета и которая являлась бы нормативным выражением приоритета интересов безопасности над экономическими и политическими интересами, обеспечивала бы, в итоге, главенство права в политике.

Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения в решении двух основных задач. Первая из них связана с обеспечением функционирования того механизма поддержания мира, которым международное сообщество уже располагает, вторая — с выработкой новых правовых норм.

Запретить разработку и использование информационного оружия на нынешнем этапе вряд ли удастся, как это произошло, например, с химическим или бактериологическим оружием. Понятно также, что ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального информационного пространства невозможно. Поэтому выход возможен только на пути заключения разумных соглашений, которые опирались бы на международное право и на уменьшение угроз применения информационного оружия.

Соответственно, главным направлением обеспечения международной безопасности является отказ от накопления и распространения новых видов вооружений и, в частности информационных, который может реализовываться только на основе международных договоров [2].

Единственный путь оградить человечество от информационных войн – международно-правовое установление режима международной информационной безопасности.

Конечной целью, для того, чтоб усилить мировое сообщество, необходимо провозгласить зону информационного пространства свободной от оружия.

Библиографический список

1. Черниченко С. В. Теория международного права: В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы. Т. 2. - М.; НИМП, 2013. - 531 с.

2. Фёдоров А. В. Информационная безопасность в мировом политическом процессе. - МГИМО - Университет, 2014. - 220 с.

3. Генеральная Ассамблея Доклад эксперта «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». - М.; 2013. - 23 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации:// URL: http:// base.consultant.ru

Авторы журнала - Журнал Международная жизнь

Для мирового сообщества проблематика международной информационной безопасности сегодня является одной из самых актуальных. Понимание опасности нарастающих угроз в информационной сфере и их возможных последствий заставляет системно подходить к поиску путей решения этих проблем.

В июле 2013 года Президентом Российской Федерации были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года.

В документе изложены подходы к парированию угроз международной информационной безопасности, определены цель, задачи и приоритетные направления государственной политики России в этой области.

Угрозы в области международной информационной безопасности обусловлены противоправным использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различных целях.

Основными являются четыре ключевые составляющие.

Во-первых, использование ИКТ в качестве информационного оружия в военно-политических целях для осуществления враждебных действий и актов агрессии, которые направлены на дискредитацию суверенитета, нарушение территориальной целостности государств и представляют угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.

Эта угроза в настоящее время в большей степени носит потенциальный характер. Однако ее реализация по своим негативным последствиям может иметь глобальный масштаб.

Серьезная проблема состоит в том, что принцип «сдерживания» (по аналогии с ядерным или обычным оружием) здесь не работает. В глобальной сети не существует системы опознавания «свой-чужой». По этой причине, а также в силу трансграничности ИКТ учесть кибернетический потенциал противостоящих сторон просто невозможно. Таким образом, у кого-то может возникнуть иллюзия превосходства в средствах ведения информационной войны и появится соблазн нанесения первого удара.

Во-вторых, использование ИКТ в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на элементы критической информационной инфраструктуры, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.

Очевидно, что использование современных информационных технологий для пополнения рядов различных террористических структур, для организации террористических актов стало объективной реальность сегодняшнего дня.

В-третьих, использование ИКТ для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей или теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию.

К сожалению, можно констатировать, что тенденция использования ИКТ для воздействия на общественно-политические процессы в различных регионах мира путем дестабилизации обстановки неуклонно усиливается.

В-четвертых, использование ИКТ для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.

С учетом широкого распространения ИКТ эта проблема касается практически каждого человека. Примером могут служить многочисленные факты кражи финансовых средств, утечки персональных данных. При этом ситуация усугубляется стремлением многих бизнес-структур скрыть информацию об инцидентах во избежание репутационных издержек.

Для эффективного противодействия этим угрозам необходимо сформировать систему международной информационной безопасности.

Как следует из названия документа, для описания проблемной области используется термин «международная информационная безопасность», а не «кибербезопасность». Национальная трактовка этого понятия следующая: международная информационная безопасность - это такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры.

Из этого определения видно, что проблематика информационной безопасности не ограничивается только вопросами защиты информационных систем и сетей - приоритетом государственной политики является прежде всего защита интересов личности.

При этом главной целью государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности является формирование всеобъемлющей системы международной информационной безопасности.

Эта система, по нашему мнению, должна представлять собой совокупность международных и национальных институтов, призванных регулировать деятельность различных субъектов глобального информационного пространства.

Создание системы международной информационной безопасности призвано обеспечить эффективное противодействие угрозам стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству в глобальном информационном пространстве.

Полагаем, что формирование такой системы отвечает национальным интересам всех государств, интересам всего мирового сообщества.

Достижение этой цели должно осуществляться на основе взаимовыгодного сотрудничества между странами для установления международного правового режима, способствующего формированию такой системы.

Российская Федерация считает ООН главной площадкой для выработки подходов к обеспечению международно-информационной безопасности.

Так, в июне этого года завершила работу Группа правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. Группой подготовлен доклад Генеральному секретарю ООН, который содержит развернутые рекомендации относительно развития международного сотрудничества в области укрепления международной информационной безопасности, включая нормы, правила или принципы ответственного поведения государств, меры укрепления доверия, содействие развивающимся странам в сфере безопасности ИКТ, а также вопросы применения международного права к использованию ИКТ государствами.

Наша страна стремится к установлению как многосторонних, так и двусторонних партнерских отношений в сфере обеспечения безопасности использования ИКТ.

Хорошей основой для выстраивания таких отношений служат межправительственные соглашения о сотрудничестве в этой сфере. В частности, Россия уже заключила соглашения с Бразилией, Белоруссией и Кубой. В мае этого года в Москве подписано соглашение с Китаем. Многостороннее взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества также осуществляется на основе соответствующего соглашения. При этом соглашение открыто для присоединения любых других государств.

Изложенные в документе основные направления государственной политики Российской Федерации ориентированы на решение конкретных задач в области формирования системы международной информационной безопасности.

При этом основными стратегическими приоритетами являются:

- недопущение ограничения демократических свобод при использовании ИКТ;

- снижение риска использования ИКТ для осуществления враждебных действий и актов агрессии;

- противодействие использованию ИКТ в террористических и экстремистских целях, в том числе для вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

- противодействие преступности в сфере использования ИКТ;

- обеспечение технологического суверенитета и преодоление информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами. При этом необходимо исходить из того, что помощь, оказываемая технологически развитыми государствами другим странам, не должна использоваться для порождения их технологической зависимости.

В целом реализация указанных стратегических приоритетов в области безопасности использования ИКТ нацелена на создание системы, позволяющей предотвращать конфликты в глобальном информационном пространстве.

В заключение хочу сказать, что наша страна и впредь будет придерживаться курса на консолидацию усилий всего мирового сообщества для создания комплексной системы международной информационной безопасности.

Международная информационная безопасность

«Информационная безопасность» рассматривается в следующих значениях:

   1. состояние (качество) определённого объекта (в качестве объекта может выступать информация, данные, ресурсы автоматизированной системы, автоматизированная система, информационная система предприятия, общества, государства и т. п.);

   2. деятельность, направленная на обеспечение защищенного состояния объекта (в этом значении чаще используется термин «защита информации»

Одной из наиболее важных проблем продвижения в направлении международной информационной безопасности является, прежде всего, достижение необходимого уровня политического доверия между правительствами государств мира. Известно, что это доверие возникает тогда, когда у основных субъектов международной политики имеются схожие взгляды на политическую ситуацию, на причины имеющихся дисгармоний и конфликтов в межгосударственных отношениях и путях снижения социально-политической опасности имеющихся разногласий.

Как мы видим, в современном мире роль диалога в разрешении конфликтов увеличивается, хотя конфликтов не становится существенно меньше. Политические лидеры разных государств мира прилагают определенные усилия для укрепления доверия, но значительную роль в решении этой задачи играет гражданское общество, которое во многом определяет допустимый для страны уровень доверия в отношениях с тем или иным государством и, соответственно - диапазон возможных действий политических лидеров в этой области.

Представляется, что наша совместная работа здесь на «круглом столе» является определенным вкладом в укрепление доверия между экспертами в области международной информационной безопасности и будет содействовать дальнейшему развитию аналогичных тенденций в межгосударственных отношениях.

Для формирования системы обеспечения международной информационной безопасности представляется важным определить возможную цель международного соглашения в данной области.

Представляется, что такой целью могло бы быть стать создание механизмов международного сотрудничества в области обеспечения устойчивости функционирования и безопасности использования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.

Здесь под устойчивостью функционирования понимается способность сохранять работоспособность в условиях воздействия определенных неблагоприятных факторов.

Под безопасностью понимается защищенность от угроз нарушения конфиденциальности и целостности информации, циркулирующей в глобальной информационной инфраструктуре и ее национальных сегментах, а также от угроз использования уязвимостей информационных и телекоммуникационных технологий для агрессивного нанесения ущерба международной и национальной безопасности государств – членов международного сообщества.

Достижение данной цели могло бы способствовать укреплению доверия к глобальной информационной инфраструктуре, информационным и телекоммуникационным технологиям как фактору устойчивого развития человечества.

3. Можно предложить следующие основные направления сотрудничества в области формирования системы обеспечения международной информационной безопасности:

поддержания устойчивости и безопасности функционирования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, которое в определенной степени базируется на интернационализации управления использованием и развитием глобальной сети Интернет;

выявление опасных нарушений устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, информационных и телекоммуникационных технологий, связанное с налаживанием международного мониторинга данных процессов и юридическое закрепление выявляемых нарушений;

проведение расследований по фактам опасных нарушений устойчивости функционирования и безопасности использования глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий, связанное с выявлением уполномоченными международными органами лиц, действия которых привели к соответствующим нарушениям устойчивости и безопасности;

разработка и принятие требований по устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий, оценка выполнения данных требований;

выработка и реализация предложений по повышению устойчивости и безопасности глобальной информационной инфраструктуры и ее национальных сегментов, безопасности информационных и телекоммуникационных технологий.

Международно-правовой уровень обеспечения информационной безопасности

Глобальный характер информационного обмена и взаимодействия делает актуальным целый ряд проблем информационной безопас­ности, порождая потребность мирового сооб­щества в создании средств и международных механизмов минимизации опасных воздействий на общество вследствие формирования и дви­жения информационных потоков.

Рассмотрим международно-правовой уро­вень обеспечения информационной безопас­ности.

Возможности регулирования мирового ин­формационного пространства в рамках тради­ционного законодательства ограничены. К таким законодательным документам относятся:

  • правила ведения вооруженного конфликта, определяемые Женевскими и Гаагскими кон­венциями;
  • основные соглашения в области огра­ничения и сокращения вооружений;
  • Договор о космосе 1967 года;
  • Концепция о международной ответ­ственности за ущерб, причиненный космическим объектам;
  • Международная телекоммуникационная конвенция 1973 года и ряд других сущест­вующих международно-правовых документов.

Это связано с особенностями формирую­щегося информационного пространства, со спецификой процесса и последствий приме­нения информационного оружия.

Принятый 4 декабря 1998 года консенсусом документ ООН под названием «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности», по существу, стал формальным началом создания совершенно нового международно-правового режима, субъектом которого стали информация, информационная технология и методы ее использования [1].

Члены ООН договорились содействовать рассмотрению на многостороннем уровне существующих и потенциальных угроз в сфере информационной безопасности, путей их устранения. В практическом плане и с учетом новизны вопроса государствам-членам ООН было предложено сформулировать свои собст­венные оценки угроз в данной сфере, дать определения таких основных понятий в области информационной безопасности, как «несанк­ционированное вмешательство» и «неправо­мерное использование информационных систем и ресурсов».

На 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 2000 года был представлен очередной доклад Генерального секретаря ООН «Достижения в сфере информатизации и теле­коммуникации в контексте международной безопасности». В этом документе было пред­ложено определение таких базовых терминов, как «информационное оружие», «информацион­ная война» и «информационная безопасность».

Основная идея документа сформулирована в положениях Принципа 1, согласно которому деятельность каждого государства в информационном пространстве должна способствовать общему прогрессу и не противоречить задаче поддержания мировой стабильности и безопасности, интересам безопасности других государств, принципам неприменения силы, невмешательства во внут­ренние дела, уважения прав и свобод человека. При этом, однако, подчеркивалось, что право каждого на поиск, получение и распространение информации может быть ограничено законом в целях защиты безопасности каждого государ­ства. Кроме того, все члены международного сообщества должны, в соответствии с Принци­пами, иметь равные права на защиту своих информационных ресурсов и критически важных структур от несанкционированного информационного вмешательства.

В документе приводятся определения основных угроз в сфере международной инфор­мационной безопасности и формулируют на­правления деятельности, которые могли бы способствовать созданию международно-правовой основы ограничения таких угроз. В этом отношении основной идеей такого договора могло бы стать обязательство участ­ников не прибегать к действиям в информа­ционном пространстве, целью которых является нанесение ущерба информационным системам, процессам и ресурсам другого государства, его критически важным структурам, подрыв по­литической, экономической и социальной сис­тем, массированная психологическая обработка населения с целью дестабилизации общества и государства.

В целях создания режима коллективной информационной безопасности участники договора также отказываются от:

  • разработки, создания и использования средств воздействия и нанесения ущерба информационным ресурсам и системам другого государства;
  • несанкционированного вмешательства в информационно-телекоммуникационные системы и информационные ресурсы, а также их неправомерного использования;
  • действий, ведущих к доминированию и контролю в информационном пространстве;
  • противодействия доступу к новейшим информационным технологиям, создания усло­вий технологической зависимости в сфере информатизации в ущерб другим государствам;
  • поощрения действий международных террористических, экстремистских и преступ­ных сообществ, организаций,

групп и отдельных правонарушителей, представляющих угрозу информационным ресурсам и критически важным структурам государств;

  • разработки и принятия планов, доктрин, предусматривающих возможность ведения информационных войн и способных спрово­цировать гонку вооружений, а также вызвать напряженность в отношениях между государ­ствами и собственно возникновение информа­ционной войны;
  • использования информационных техно -логий и средств в ущерб основным правам и свободам человека, реализуемым в инфор­мационной сфере;
  • трансграничного распространения инфор­мации, противоречащей принципам и нормам международного права, а также внутреннему законодательству конкретных стран;
  • манипулирования информационными потоками, дезинформации и сокрытия инфор­мации с целью негативного воздействия на общество;
  •  информационной экспансии, приобретения контроля над национальными информационно-телекоммуникационными инфраструктурами другого государства, включая условия их функционирования в международном информа­ционном пространстве [2].

В этом случае такой договор должен содержать:

  • определения признаков и классификации информационной войны, информационного оружия и средств, которые можно отнести к информационному оружию;
  • меры по ограничению оборота информа­ционного оружия;
  • режим запрещения разработки, распрост­ранения и применения информационного оружия; 
  • меры предотвращения угрозы возник­новения информационной войны; положение о признании опасности применения информа­ционного оружия в отношении критически важ­ных структур, сравнимой с опасностью применения ОМУ;
  • условия для равноправного и безопасного международного информационного обмена на основе общепризнанных норм и принципов международного права;
  • меры предотвращения использования информационных технологий и средств в террористических и других преступных целях;
  • разработку процедуры взаимного уведом­ления и предотвращения трансграничного не­санкционированного информационного воздей­ствия;
  • условия создания системы междуна­родного мониторинга для отслеживания угроз, проявляющихся в информационной сфере, и механизма контроля выполнения условий ре­жима международной информационной безо­пасности;
  •  механизм разрешения конфликтных ситуаций в сфере информационной безопас­ности;
  • условия создания международной системы сертификации технологий и средств информа­тизации и телекоммуникации (в том числе программно-технических) в части гарантий их информационной безопасности;
  • мирное развитие системы международного взаимодействия правоохранительных органов по предотвращению и пресечению правонару­шений в информационном пространстве;
  • рекомендации по гармонизации на основе добровольности национального законода­тельства в части обеспечения информационной безопасности.

Эксперты ряда развитых стран, включая США, исходят из приоритета рассмотрения и разработки мер информационной безопасности применительно к угрозам террористического и криминального характера. При этом угроза создания информационного оружия и возник­новения информационной войны сторонниками такого подхода рассматривалась больше как теоретическая.

Дальнейшее обсуждение этой проблематики предлагалось рассредоточить по региональным и тематическим форумам (Европейский Союз, «восьмерка», Организация азиатских государ­ств, Организация экономического сотрудни­чества и развития и т.д.), а в рамках ООН перевести из Первого комитета во Второй (экономические вопросы) и Шестой (правовые вопросы).

Другая группа экспертов (в основном пред­ставители развивающихся стран) поддерживает концепцию рассмотрения проблемы междуна­родной информационной безопасности в комп­лексе, с выделением в качестве приоритетной задачи ограничение потенциальной угрозы развязывания информационной войны. В этой связи подчеркивалась необходимость безот­лагательно приступить к обсуждению и прак­тической разработке международно-правовой основы универсального режима международной информационной безопасности. Выдвигалось, в частности, предложение о создании специаль­ного международного суда по преступлениям в информационной сфере.

Принципиально важно, что проблематика международной информационной безопасности была закреплена за Первым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН. Тем самым, был подчеркнут ее политический аспект, подтверж­дена ее непосредственная связь с общим состоянием международной безопасности.

Важным шагом на пути создания между­народно-правового режима информационной безопасности стала Окинавская хартия глобаль­ного информационного общества, принятая на саммите стран «большой восьмерки», про­шедшем в июле 2000 года на Окинаве.

В Хартии признается революционное воздействие ИКТ на все сферы жизнедея­тельности общества. Необходимо, подчер­кивается в Хартии, чтобы ИКТ служили дости­жению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулиро­вания социального согласия и полной реали­зации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабиль­ности.

Особое внимание в рамках данного доку­мента уделяется поиску правовых решений проблемы информационного неравенства. Доступность информационных технологий для людей во всем мире была провозглашена в Окинавской хартии в качестве одного из основополагающих принципов.

На том же Окинавском саммите «большой восьмерки»    было    принято    решение об учреждении специальной международной ко­миссии «Группы по возможностям цифровых технологий» (Digital Opportunity Task Force, DOT Force), целями которой являются активное содействие диалогу с развивающимися стра­нами, международными организациями и неправительственными организациями по проблеме «цифрового разрыва», курирование программ и проектов в области информа­ционных технологий, координация инвестиций в данную область.

В 2001 году был сделан следующий шаг на пути международно-правового регулирования информационного пространства: экономиче­ский и социальный совет ООН поручил Гене­ральному секретарю ООН создать Рабочую (нелепую) группу по информационным и коммуникационным технологиям (United Nations Information and Communication Technologies Task Force, UNICTTF). Эта иници­атива была призвана «перевести на поистине глобальный уровень всю совокупность действий по преодолению мирового цифрового разрыва, развить цифровые возможности и тем самым прочно поставить ИКТ на службу, развития для всех». 29 апреля 2002 года в Женеве состоялась рабочая встреча, на которой была организована региональная сеть Целевой группы для стран Европы и Центральной Азии с рабочими узлами в Москве и в Женеве. До конца мая 2002 года были созданы 6 аналогичных рабочих групп и Бюро региональной сети, которые начали работу по формированию согласованной по­литики развития информационного общества для всего региона с участием ведущих экспертов.

Попытки развязывания «информационного узла» международной безопасности осущест­вляются не только на уровне ООН. На уровне Совета Европы предпринимаются серьезные усилия по борьбе с киберпреступностыо и кибертерроризмом. Опыт уголовно-правовой классификации преступлений в сфере компью­терной информации, накопленный в ведущих промышленно развитых странах мира, был обобщен в разработанном членами Европейско­го сообщества «Руководстве Интерпола по компьютерной преступности». 23 ноября 2001 года в Будапеште большинством стран-членов Совета Европы, а также Японией и США было подписано, по сути, первое международное соглашение, посвященное регулированию отношений в сети Интернет - Конвенция по компьютерной преступности (Convention on Cybercrime), призванное унифицировать законы, связанные с компьютерными преступлениями [3].

Нерешенным пока остается вопрос о разделении компетенции в области обеспечения информационной безопасности между раз­личными международными организациями.

В настоящее время проблемы, связанные с развитием информационного общества, рас­сматриваются как в рамках различных международных политических организаций и объединений (ОЭСР, ЕС, АТЭС, ООН, G8, ВТО, Всемирного Банка, ЕБРР и др.), так и в рамках профильных международных организаций (Международного союза электросвязи, Всемир­ного альянса информационных технологий и услуг (WITSA), Европейской ассоциации индустрии ИКТ (EICTA), Международного совета по информационным технологиям в государственном управлении (ТСА), Между­народного общества по телемедицине (ISFT), Международного совета по открытому и дистанционному обучению (ICDE).

Основное внимание эти организации уделяют, прежде всего, социально-экономи­ческим проблемам глобальной информатизации, в том числе проблеме цифрового неравенства, при этом многие другие проблемы инфор­мационной безопасности остаются без должного внимания.

Именно поэтому многие специалисты счи­тают, что международное регулирование Интер­нета и решение проблем информационной безопасности должно осуществляться комп­лексно специализированными международными организациями. Активная позиция мирового общественного мнения может способствовать скорейшему созданию таких институтов и выра­ботке необходимых международно-правовых норм.

Специалисты также выдвигают идею создания постоянно действующих международ­ных механизмов мониторинга информационных угроз, центров информационно-технической помощи странам - жертвам военно-инфор­мационной агрессии или любого другого неправомерного применения информационных средств, интернациональных групп специалис­тов по быстрому реагированию на инфотерро-ристические выпады. Эта идея приобрела осо­бую актуальность после событий 11 сентября 2001 года.

В современном обществе обостряется проблема возникновения параллельных офи­циальной власти информационных структур, которые могут вести пропаганду в сетях, формировать политические предпочтения (в том числе и экстремистские, радикальные). Поэтому необходимо искать способы противодействия данному явлению, не путем грубого запрета, а через обеспечение правового коммуникацион­ного   взаимодействия   власти   и общества.

Известный российский специалист в области правового обеспечения Интернета В.Б. Наумов видит следующие возможные пути решения проблемы юрисдикции использования Интернет: «В первую очередь, это междуна­родные договоры, определяющие статус меж­дународного информационного пространства и фиксирующие коллизионные нормы использо­вания законодательства различных государств. Не панацеей, но временным выходом могут служить региональные многосторонние согла­шения, а также двусторонние договоры о правовой помощи. В идеале необходима унификация норм национальных законода­тельств относительно использования Сети» [4].

Параллельно с выработкой международно-правового режима информационной безопас­ности необходимо проводить согласование национальных законодательств, регулирующих информационную деятельность государств. Тем более, что за последнее десятилетие во многих странах мира проделана большая законотвор­ческая работа по выработке правовых докумен­тов, направленных на борьбу с компьютерной преступностью и на другие аспекты исполь­зования глобального информационного прост­ранства.

В целом можно заметить, что имеющихся на настоящий момент эффективных международ­но-правовых механизмов обеспечения информа­ционной безопасности пока недостаточно. Во многом это связано со спецификой информа­ционного противоборства и особенностями формирующегося информационного пространс­тва, которые не позволяют напрямую применять существующие международно-правовые доку­менты (правила ведения вооруженного конфликта, соглашения в области ограничения и сокращения вооружений).

В этих условиях представляется необходи­мым создание специального международно-правового режима, важными шагами на пути к которому должны стать:

  • продолжение важных инициатив, начатых на уровне ООН и других международных организаций и форумов;
  • усиление координирующей роли ООН в выработке правовых основ информационной безопасности и более четкое определение компетенции различных международных ор­ганизаций в этой области;
  • учет опыта и практики национального законодательства в сфере информационной политики различных государств и одновре­менно с этим создание специализированных международных организаций и институтов, постоянно действующих международных меха­низмов мониторинга информационных угроз.

Важная роль в выработке такого между­народно-правового режима может принад­лежать Казахстану, перед которым сейчас стоит задача сохранения авторитета в области обеспечения информационной безопасности, упрочения своих, позиций в мировом инфор­мационном пространстве, проведения эффек­тивной информационной политики.

Литература

  1. Крутских А.В. Информационный вызов безопасности на рубеже XXI века // Международная жизнь. — 1999. - №2. - С.48.
  2. Информационные вызовы национальной и международной безопасности / Под ред. А.В. Федорова, ВН. Цыгичко. - М: ПИР-Центр, 2001. - С. 193. 
  3. Convention on Cybercrime (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) //http://conventions. coe.int.
  4. Наумов В.Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. — М.: Книжный дом «Университет», 2002. - С. 16-17. 

Фамилия автора: Б. Исабаев

Page 2

Кризис в начале двадцатого века системы традиционных, связанных с изоляцией в специальные учреждения, наказаний одновременно способствовал появлению в уголовно-правовой карте и науке пенитенциарного права поиску новых идей, видов наказаний, связанных с реакцией государства на преступления, главным образом, небольшой и средней тяжести

Рахимжанова Г.М., 2010


Смотрите также