Общественная безопасность и общественный порядок


О соотношении понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок»

Современная Россия сегодня представляет общество, которое находится в стадии непрерывного реформирования системы государственного управления и различных сфер общественной жизни, особенно в сферах культуры, экономики, политике и социальной сфере. Уровень общественного спокойствия и удовлетворённости в большей степени зависит от степени личной и общественной безопасности, которые, в свою очередь, зависят, от поддерживаемого государством социального порядка.

К сожалению, современная российская наука не установила достаточно чёткое понятие о феномене «социальный порядок», о его содержании, сущности и механизме регулирования.

Актуальность выбранной темы связано с тем, что построение и успешное развитие гражданского общества напрямую зависят от влияния правонарушений на уровень социального порядка в обществе и наоборот. Совершенствование и устойчивое функционирование системы социального порядка обусловлено уровнем результативности деятельности институтов государства, предназначенных для поддержания его устойчивого состояния.

Цель настоящей статьи состоит в определении соотношений понятия социального порядка и общественной безопасности.

По мнению многих исследователей, социальный порядок — это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества. [12, 13 и другие] Социальный порядок можно также назвать и общественным порядком, так как суть их заключается в одном — в сохранении и поддержании общества в стабильном состоянии. Социальный порядок охватывает следующие такие элементы, как порядок в сфере труда, порядок в системе социальной защиты населения, имущественный порядок, жилищный порядок, экологический порядок и т. д. Как мы видим, содержание социального порядка достаточно объёмен и интересен. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с тем или иным аспектом социального порядка.

В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения. [8] Общеюридическое определение общественного порядка было предложено И. Н. Даньшиным: «Общественный порядок — это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества». [9] Также общественный порядок — это порядок в общественных местах, таких как улицы, парки, площади, места развлекательных мероприятий и др. Такой подход обоснован и служит решению практических задач правоохранительными органами. Несомненно, всё это нужно для обеспечения спокойствия граждан, для труда и отдыха. О таком понимании общественного порядка говорится в нормативно-правовых актах, определяющих формы и методы деятельности органов внутренних дел. Например, Федеральный Закон Российской Федерации «о полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, также во всевозможных законных и подзаконных актах принимаемые Российской Федерацией [2]

Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

Материальное содержание включает реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении.

Волевое содержание обусловлено поведением участников общественных отношений и их волей. При этом воля выступает в виде психической реакции человека и общественной воли. Носителями общественной воли в нашем обществе являются индивидуальные и коллективные субъекты, представители различных социальных групп, общественные объединения и другие организации, разного рода неформальные образования и т. п.

Правовое содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное поведение людей в сфере общественного порядка. Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка. [10]

В уголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закреплен в Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. в гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». [4.гл 10] Про защиту общества и про общественную безопасность можно найти упоминание ещё и намного раньше, например, в Уголовном кодексе РСФСР 1926 года, [5.гл 8] в котором глава 8 именовалась как «Нарушения правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок».

Уголовный кодекс Российской Федерации [6cт.213] сохранил преемственность понимания важности общественного порядка. Например, хулиганство трактуется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Обязательным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7; ст.20.2] напрямую содержит нормы, регулирующие сферы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. При этом данный Кодекс устанавливает механизм их обеспечения, важным элементом которого являются совокупность мер административного принуждения, которые можно разделить на три основные группы:

1)      административно-предупредительные меры.

-       прекращение (ограничение) движения транспорта;

-       проверку документов;

-       вхождение в жилые помещения граждан;

-       использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях.

Такие меры носят выраженный профилактический характер.

2)      меры административного пресечения.

-       обычные меры пресечения включают в себя: административное задержание граждан, привод в органы полиции и ряд других. Возможность пресечения лишь при явной неправомерности деяния.

-       особые меры пресечения включают в себя: применение оружия и различные средства физического воздействия: приемов боевой борьбы, служебных собак, дубинок, наручников и т. п.

3)      административные взыскания.

-       предупреждение;

-       административный штраф;

-       возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-       конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

-       административный арест.

Термин «общественная безопасность» является весьма распространенным в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом к основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. [11] Общественная безопасность наряду с государственной, экономической, военной, политической, экологической, информационной является разновидностью национальной безопасности. В Указе Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», [2] понятие «национальная безопасность» толкуется как государственную стратегия, предполагающая защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Часть ученых юристов определяют понятие общественной безопасности как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом. Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности. Наиболее развернутая позиция была высказана А. А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия — социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» [12]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни.

В современном российском законодательстве [1, ст.3; 5, 6], а также юридической науке, общественная безопасность определяется как юридическая категория для конкретизации сфер деятельности правоохранительных (полицейских) органов и выделяется в качестве универсального объекта, подлежащего правовой охране от противоправных посягательств, а также других угроз техногенного, природного, биологического и иного характера.

Особое место в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в области общественной безопасности, как мы ранее отметили, занимают запрещающие нормы, которые содержатся в Уголовном Кодексе РФ [6] и Кодексе об административных правонарушениях РФ. [7] Например, глава 24 Уголовного Кодекса РФ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм, бандитизм, массовые беспорядки, нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики, пожарной безопасности и др. [6, гл. 24, ст. 205, 209, 212, 215, 219 и другие]. В гл. 20 Кодекса об административных правонарушениях РФ содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за посягательство на общественную безопасность. Например, нарушение правил пожарной безопасности влечет административную ответственность, предусмотренную ст.20.4 Кодекса, а ст. 20.12 Кодекса предусматривает ответственность за пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему. [7 гл.20.4]

Говоря об общественной безопасности как правовом институте и объекте полицейской охраны, следует отметить следующее: закон, а не подзаконный акт становится основным источником правового регулирования отношений в области общественной безопасности, особенно в чрезвычайных ситуациях. В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.

Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.

В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественный порядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О. Н. Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государстве обстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественных отношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узком смысле слова». [13] Аналогичной точки зрения придерживается и И. И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни». [14] Наряду с юристами — административистами и некоторые представители науки уголовного права в общественный порядок в узком смысле включают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П. Ф. Гришаев считает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества. [15].

По мнению А. Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественный порядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствами урегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результате упорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативного регулирования, тогда как общественная безопасность — только с использованием правовых и технических норм. [16] Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественную безопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупность хулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 и ч. 1 ст. 222 УК РФ. [6.ст213,222] Некоторые современные исследователи, характеризуя общественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различий между ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.

Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т. к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». [17]Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей, и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность. [17]. Общественный порядок неизбежно будет нарушен, если есть место совершения какого-либо правонарушения, это может быть и преступление, гражданско-правовой деликт, или просто аморального поведение. Так, переход проезжей части в неустановленном месте, вне всякого сомнения, нарушает общественный порядок. Все это — деяния, нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречит нормальному сосуществованию людей в обществе.

Таким образом, анализ юридической литературы и нормативно-правовых источников позволил нам установить, что, несмотря на обозначенные нами выше отграничения, понятия «общественный порядок» и «общественная безопасность» тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Сущность данной взаимосвязи заключается в том, что обе они направлены на установление должного, удовлетворяющего потребности граждан и общества, социального порядка, а нарушения норм одного из них непременно к приводит к нарушению норм другого.

Литература:

1.      Федеральный Закон Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 390 ФЗ «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — N 15. — ст. 769

2.      Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.

3.      Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

4.      Уголовный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) гл.10 «Ведомости ВС РСФСР», 1960, N 40, ст. 591

5.      Уголовный кодекс РСФСР 1926 года. Редакция 05.03.1926 ВЦИК «СУ РСФСР», 1926, № 80, ст. 600.

6.      «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (ред. от 28.12.2013).СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954

7.      Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 1), СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.

8.      Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. — С.123.

9.      Даньшин И. Н. Уголовно-правовая охрана общественного порядка. — Харьков, 1971. — С. 68.

10.  М. Н. Марченко. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. — М.: Зерцало, ТЕИС, 2006. — 438 с

11.  Собрание законодательства РФ. 1997. № 52. Ст.5909. 256

12.  Тер-Акопов, А. А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. — С.83–90.

13.  Горбунова О. Н. К вопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской науке административного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серия юридическая. Вып. 8. Часть 2. — Иркутск, 1967. — С. 118.

14.  Веремеенко И. И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С. 27.

15.  Гришаев П. Ф. Преступления против общественной безопасности. — М., 1959. — С. 4.

16.  Гранин А. Ф. Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. — Киев, 1975. — С. 15.

17.  Карельский, В.М., Перевалов, В. Д. Теория государства и права. М., 2007. — с.123–125.

4)      18 Хамхоев Б. Т. Проблемы определения общественной безопасности [Текст] / Хамхоев Б. Т. // Административное право и процесс. 2011. N 7

5)      19.Пшеничникова В. А. Социальная безопасность как фактор развития качества жизни населения региона // Регионология. № 3. 2008г.

3. Понятие безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности

Управление в сфере внутренних дел — это целенаправленная, организу­ющая, исполнительная и распорядительная деятельность уполномочен­ных субъектов управления, состоящая в непосредственной, практичес­кой реализации задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Сущность управления, заключающуюся в обеспечении правильного вза­имодействия частей, элементов системы ОВД как единого целого, в во­левом воздействии на систему ОВД и структурные подразделения с целью обеспечения эффективности деятельности, направленной на вы­полнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной дея­тельности государства, в сфере внутренних дел. Управление предполага­ет наличие субъекта и объекта управления, прямых и обратных связей между ними.

Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные объединения и их представители, обла­дающие специальными правами по осуществлению функций управле­ния в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общест­венного порядка.

Объектами управления в сфере внутренних дел являются: граждане, группы, коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные объединения и их служащие (представители).

Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управле­ния выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполне­ния, а с другой - в поступающей от объекта управления информации, характеризующей его состояние, сведений о выполнении или невыпол­нении команд субъекта управления.

В чем выражаются особенности управления внутренними делами? Управление внутренними делами является одной из сфер государ­ственного управления. Оно обладает общими для всей системы госуда­рственного управления чертами и принципами, однако их реализация имеет свои особенности, обусловливаемые спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, ее правоохрани­тельным характером, целями и сущностью управления.

Управление в сфере внутренних дел направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов; профилактику правонарушений; создание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреж­дениям, организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права и общечеловеческим нормам морали.

Многие субъекты управления в сфере внутренних дел выступают в качестве представителей власти, наделенных правом давать в пределах своих полномочий распоряжения, предъявлять требования, обязатель­ные для всех граждан и должностных лиц. Они обладают полномочия­ми по применению мер административного принуждения (администра­тивно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-процессуального обеспечения и административных взысканий). Ряд субъектов могут совершать оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные действия.

По каким признакам классифицируются функции управления в сфере внутренних дел?

Управление внутренними делами как разновидность социального управления расчленяется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управ­ления. Каждая функция характеризуется обособленностью и однород­ностью, направленностью действия. Содержание функции диктуется спецификой объекта управления. Вместе с тем содержание (структура) многих функций управления при любых условиях остается постоянным. В связи с этим функции управления подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

Общие функции управления присущи всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям; специальные (основные) функции уп­равления оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов работ в этих сферах. Специальные функции нередко именуют­ся основными, поскольку через эти функции непосредственно реали­зуются цели и задачи субъектов управления; обеспечивающие функ­ции управления обслуживают процесс реализации общих и специаль­ных функций.

К общим функциям управления относятся: учет, анализ, прогнози­рование, планирование, организация, регулирование, контроль.

Специальными функциями управления в сфере внутренних дел явля­ются: охрана жизни, прав, свобод и законных интересов граждан от преступных посягательств; охрана общественного порядка; обеспече­ние общественной безопасности; предупреждение и пресечение прес­туплений и иных правонарушений; быстрое и полное раскрытие прес­туплений, содействие устранению причин, порождающих преступле­ния и иные правонарушения; охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества и др. Поскольку эти функции определяются целями и задачами управления, то их именуют функциями-задачами, основными функциями, которые определяют содержание деятельности в сфере внутренних дел.

Группу обеспечивающих функций управления составляют: кадровая, материально-техническая (хозяйственная), финансовая, делопроизвод­ственная и др.

Право на безопасность и неприкосновенность личности в государстве гарантируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации. Конституционное право неприкосновенности личности относится к группе личных прав. Специфика этой группы конституционных прав состоит в том, что они гарантируют индивидуальную свободу гражданина, способствуют наилучшему проявлению его духовных интересов, способностей, - склонностей в сфере личной жизни.

Своеобразие обозначенных прав проявляется и в способах их обеспечения со стороны государства. Государство не имеет права вмешиваться в сферу личной жизни граждан, которая лежит вне рамок их обязанностей перед государством. Одновременно оно берет на себя обязательства в необходимых случаях своими действиями обеспечить защиту личной свободы граждан от неправомерных посягательств со стороны отдельных должностных лиц и граждан.

Конституция Российской Федерации устанавливает право граждан на неприкосновенность личности и жилища, тайну переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений, на охрану личной жизни и здоровья.

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции Российской Федерации) в сфере административной деятельности означает, что личное задержание, административный арест, привод и другие меры, ограничивающие свободу граждан, могут быть применены в случаях, специально предусмотренных законодательством. Неприкосновенность личности означает также недопустимость личного обыска граждан, досмотра находящихся у них вещей, различного рода освидетельствований. Подобные действия могут быть осуществлены органами внутренних дел на законных основаниях, когда это необходимо в интересах государства и общества.

Основания и порядок таких действий определены законодательством. Административная деятельность в области безопасности личности имеет цель предотвращать и устранять опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, не допускать повреждений или разрушения предприятий, жилищ, машин и других объектов. В качестве источников опасности выступает деятельность, связанная с работой транспорта, использованием взрывчатых веществ, ядов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе их использования могут выйти из-под контроля человека и нанести вред гражданам и окружающей среде.

Общественный порядок - сложное явление социальной жизни. Общественный порядок в юридической литературе рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - как общественное устройство со всей совокупностью свойственных ему экономических и общественных отношений.

Общественный порядок в узком (правовом) смысле слова, являясь частью всей совокупности общественных отношений, представляет собой сложное социальное явление, требующее его правового закрепления.

Сложность исследования общественного порядка в узком смысле слова, определения его четких параметров вызывает дискуссию многих ученых.

Так что же понимается под общественным порядком в узком, то есть правовом (полицейском) смысле?

Первым государственным чиновником, употребившим термин «общественный порядок», считают градоначальника Парижа при Людовике XIV Деламара. В своем сочинении «Трактат о полиции» (1707 г.) он определил полицейскую деятельность как важнейшую область компетенции государства, призванную охранять порядок в общественных местах и пресекать элементы «кулачного права», основанного на насилии сильного над более слабым5. Речь, как видим, шла лишь об осознании, а не об употреблении понятия «общественный порядок» и только в начале XX века в той же Франции при разграничении полномочий между судебной (криминальной) полицией и полицией административной этот термин рассматривался как обязанность последней «охранять общественный порядок».

Но вернемся из Франции в Россию и увидим, что в период царствования Николая I термин «общественный порядок» стал употребляться в нормативном правовом акте - Уставе о предупреждении и пресечении преступлений (1832года). Именно этот термин стал постепенно вытеснять употреблявшиеся до него в теории полицейского права понятия «благочиние», «благоустройство», «благополучие» и другие.

В советский период явление «общественный порядок» исследуется видными юристами Еропкиным М. И., Серегиным А. В., Веремеенко И. И. и другими.

В специальном, юридическом значении общественный порядок - это часть регулируемых нормами права и другими социальными нормами общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах и имеющих своей целью поддержание личной безопасности граждан, общественного спокойствия, обеспечения нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

В юридической литературе существует однозначное мнение, что основу общественного порядка составляют отношения, как правило, складывающиеся в общественных местах, то есть в местах, где происходит общение людей при удовлетворении ими материальных, культурных потребностей, во время отдыха. Юристы различают три группы общественных мест - места постоянного, периодического и разового пользования.

Места постоянного пользования - улицы, площади, скверы, бульвары в населенных пунктах, работающие круглосуточно учреждения, вокзалы, т, е. общественные места, доступ к которым открыт в любое время.

К общественным местам периодического пользования относятся помещения и другие объекты учреждений, предприятий и организаций, предназначенных для обслуживания населения в установленные часы работы: городской транспорт, пассажирские поезда и суда, предприятия торговли и общественного питания, бытового обслуживания, рынки, зрелищные учреждения, спортивные сооружения, пляжи и т. д. В период, когда эти объекты закрыты от посетителей и там отсутствуют люди, их нельзя рассматривать в качестве общественных мест.

К разовым общественным местам относятся места, в которых общение людей носит непостоянный, разовый, эпизодический характер. Например, луг, лес, участок степи во время проведения коллективного выезда на загородную прогулку, массового гулянья в праздничные дни. Эти места становятся общественными только во время нахождения в них людей.

Таким образом, общественный порядок - социальное явление, представляющее собой общественные отношения, складывающиеся из отдельных актов поведения людей в общественных местах.

Нарушение общественного порядка - это противоречащие требованиям правовых и иных социальных норм действия и поступки, приводящие к дезорганизации нормальных условий работы государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, общественного спокойствия, посягающие на общественную нравственность и человеческое достоинство.

В зависимости от характера совершенного деяния различают следующие виды нарушений общественного порядка:

- административное правонарушение;

- преступление.

На основании уровня общественной опасности совершенного деяния и тяжести наступивших последствий определяются виды юридической ответственности:

- административная;

- уголовная.

За нарушение норм морали, нравственности, требований уставов отдельных министерств и ведомств может наступать моральная и дисциплинарная ответственность.

Понятие преступления дается в ст. 14 УК РФ, а административного правонарушения — в ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Для уяснения понятия «общественный порядок» необходимо проанализировать образующие его элементы:

- содержание (сущность) общественных отношений, составляющих общественный порядок;

- цели установления и поддержания общественного порядка;

- средства регулирования;

- реальные гарантии прочности.

Содержание (сущность) общественного порядка составляет система общественных отношений между людьми, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права, правил поведения в обществе, народных традиций и обычаев. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. В зависимости от вида регулирующих норм эти отношения могут быть правовыми и не правовыми.

Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, в обеспечении общественного спокойствия, уважения к обществу и общественной нравственности, чести и достоинству личности.

Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и иные социальные правила (нормы морали, обычаи, правила культуры и поведения). Главенствующая роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам права. Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных организаций по охране общественного порядка. Иначе говоря, государство, устанавливая соответствующие нормы права в области охраны общественного порядка, тем самым берет на себя обязанность обеспечивать реализацию этих норм.

Реальными гарантами прочности общественного порядка в обществе являются демократия, соответствие правил общественного порядка интересам всех слоев населения, убежденность граждан в справедливости и целесообразности этих правил, неуклонный рост правовой культуры и сознательности граждан. Поэтому общественный порядок характеризуется устойчивостью, добровольным и сознательным соблюдением и исполнением установленных правил подавляющим большинством граждан, их активным участием в поддержании общественного порядка.

Укрепление общественного порядка составляет объективную закономерность развития нашего общества и является важнейшим условием дальнейшего совершенствования демократии, обеспечения прав и законных интересов граждан. Общественный порядок обеспечивается в интересах народа и отвечает требованиям всех слоев общества. Его демократическая сущность состоит в том, чтобы обеспечить подчинение поведения индивидов общим интересам, воле большинства, учитывая при этом права и законные интересы отдельной личности.

Нормы права, иные правила поведения в обществе и традиции, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, предъявляют единые требования к поведению людей, представляют равные гарантии охраны прав и законных интересов граждан, равную их ответственность перед обществом и государством.

Теоретический и практический интерес представляет соотношение понятий общественного порядка и правопорядка.

Общие черты правопорядка и общественного порядка состоят в том, что они складываются из однородных по своей социальной природе общественных отношений, регулируемых действующими в обществе социальными нормами, которые выступают как единый комплекс правил поведения.

Вместе с тем, общественный порядок и правопорядок не тождественные понятия, между ними имеются существенные различия.

Правопорядок — это система общественных отношений, основанных на строгом соблюдении правовых норм, установленных государством. Он охватывает всю совокупность правоотношений, складывающихся в обществе.

Понятием общественного порядка охватывается только часть правоотношений, которая складывается главным образом в общественных местах и имеет своей целью поддержание общественного спокойствия, обеспечение нормальных условий для функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан.

Многие общественные отношения, регулируемые правом и, следовательно, относящиеся к правопорядку, не охватываются понятием общественного порядка, например, гражданские правоотношения, возникающие при дарении, займе, хранении, трудовые отношения и, др.

Вместе с тем, сказанное не дает оснований для вывода, что правопорядок более широкое понятие, чем общественный порядок. Если правопорядок является чисто юридической категорией и охватывает только правовые отношения, то общественный порядок не только правовая, но и нравственная категория. Наряду с правовыми нормами общественный порядок регулируется и иными социальными нормами неправового характера и охватывает как правовые, так и неправовые отношения.

Таким образом, общественный порядок в той части, в которой он регулируется правовыми нормами, совпадает с правопорядком. Но в отличие от правопорядка общественный порядок не охватывает весь круг правоотношений и включает в себя отношения неправового характера.

Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. В юридической литературе эти понятия нередко отождествляются, рассматриваются как единая сфера общественных отношений. Причем некоторые авторы рассматривают общественную безопасность в качестве составной части общественного порядка, другие, наоборот, включают общественный порядок в понятие общественной безопасности.

Представляется, что общественный порядок и общественная безопасность - самостоятельные правовые институты.

Под общественной безопасностью понимается система отношений, основанная на строгом соблюдении и исполнении специальных организационно-технических правил, установленных государством в целях охраны жизни и здоровья людей, недопущения разрушения или повреждения зданий, сооружений или наступления последствий, которые могут возникнуть в результате деятельности должностных лиц или граждан, связанной с повышенной опасностью для окружающих.

Особенность регулирования общественной безопасности состоит, прежде всего, в том, что многие правила здесь имеют технический характер. Они определяют порядок обращения людей с механизмами, оружием, боеприпасами, ядовитыми веществами и другими объектами. В основе этой группы норм лежат данные технических, биологических, медицинских и других наук.

Субъектами нарушений правил общественной безопасности, как правило, выступают должностные лица, которые в порядке исполнения своих служебных обязанностей должны принимать меры к соблюдению и исполнению правил общественной безопасности, владельцы источников повышенной опасности или которым выданы специальные разрешения на их использование, перевозку и хранение.

В контексте рассмотрения сущности общественного порядка теоретический и практический интерес представляют также понятия «охрана общественного порядка» и «организация охраны общественного порядка».

М. И. Еропкин и Л. Л. Попов считают, что охрана общественного порядка осуществляется тремя способами: уголовно-правовым, гражданско-правовым и административно-правовым, которым соответствуют три вида охраны: уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая.

Продолжая развитие данного суждения, авторы приходят к выводу, что административно-правовая охрана как деятельность протекает в трех направлениях: нормотворческом - когда создаются законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны порядка; правоприменительном - состоящем в проведении в жизнь установленных государством правил в сфере общественного порядка; правоохранительном - включающем меры обеспечения установленного порядка и применении мер воздействия к его нарушителям.

Соглашаясь в целом с такой позицией, вместе с тем отметим, что для органов внутренних дел не характерна нормотворческая деятельность по вопросам охраны общественного порядка даже на уровне МВД России, хотя министерство издает большое количество актов управления, но не вовне, а главным образом во внутриорганизационной деятельности. Органам внутренних дел присущи, в основном, профилактическая, правоисполнительная и правоприменительная направленность деятельности.

Отсюда сделаем вывод, что административно-правовая охрана - это исполнительно-распорядительная деятельность органов внутренних дел, состоящая в проведении профилактических мероприятий, в исполнении законов и других правовых актов по обеспечению правопорядка (правоисполнительная деятельность), а также в применении мер принуждения к его нарушителям (правоприменительная деятельность).

С точки зрения Колонтаевского Ф. Е., организация охраны общественного порядка - «это осуществление органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными объединениями комплекса основанных на законе управленческих функций, направленных на обеспечение целенаправленной, согласованной и эффективной деятельности по непосредственной охране порядка и безопасности, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств».

Соглашаясь в целом с указанным определением организации охраны общественного порядка, заметим, что сложно в современный период говорить об управленческих функциях общественных объединений. Представляется, что в настоящее время их деятельность связана главным образом с непосредственной охраной общественного порядка.

Под организацией охраны общественного порядка нами понимается осуществление органами внутренних дел управленческих функций внутриорганизационного характера по принятию решений, направленных на эффективное использование сил и средств, и их исполнение в целях обеспечения безопасности личности, защиты граждан от насилия, создания обстановки общественного спокойствия, нормальных условий для их трудовой деятельности и отдыха, обеспечения охраны нравственности, чести и достоинства каждого человека.

Понятие общественного порядка и общественной безопасности

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

1. Общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни человека.

2. Общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

3. Общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

4. В сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

5. В сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

6. С рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

7. В сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия.

8. В сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибелью людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.

9. С рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное – определяют содержание их правоохранительных функций и полномочий.

Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.

Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т. е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.

Общественные места можно отнести к трем категориям:

  1. общественные места постоянного пользования – улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т. п.;
  2. общественные места временного пользования – магазины, театры, стадионы и т. д.;
  3. эпизодические общественные места – лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия, и т. д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение ряда определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.

Общественный порядок – это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся, главным образом, в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.

К понятию «общественный порядок» тесно примыкает понятие «общественная безопасность», которая рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.

Состояние угрозы общественной безопасности может возникать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомобильного, железнодорожного, авиационного и других видов транспорта, осуществления строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодействующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цветного копирования, компьютерными системами и другими предметами и веществами.

3. Соотношение понятий общественный порядок и общественная безопасность

Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел.

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризуются рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.

Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни.

Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касаются элементарных действий, поступков и правил поведения людей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.

В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).

В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе, подвергаются принудительному воздействию со стороны сотрудников милиции.

В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.

В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасаются такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.

В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск

В литературе и действующем законодательстве весьма широко используется термин «общественный порядок» наряду с понятиями «общественная безопасность», «правопорядок», «публичный порядок», которые не являются тождественными категориями. Сложность в разграничении приведенных выше понятий заключается в том, что состояние упорядоченности волевых отношений достигается воздействием целого ряда социальных норм.

Правопорядок и общественный порядок имеют много общих черт. Диалектическая взаимосвязь этих понятий состоит в том, что невозможно установить одностороннюю зависимость, обусловленность этих явлений. Действительно, «состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка», но и качественное состояние последнего является необходимым условием должного уровня реализации общественных отношений, относящихся к сфере общественного порядка. С учетом сложной взаимосвязи рассматриваемых категорий правопорядок подчас рассматривался как часть общественного порядка в широком его понимании. Так, например А. Шляпочников предложил включить в сферу общественного порядка «все общественные отношения, возникающие в результате соблюдения правил… общежития, нравственных и правовых законов…»[1]. Тем не менее, правовые нормы, систематизированные в отраслях права сообразно содержанию общественных отношений, формулируют модель должного поведения не только в сфере общественного порядка, но и в сферах экономики, политической жизни общества, семейных отношениях и т.д. Кроме этого, существуют правовые нормы не только социального, но и технического характера. Указанное выше не позволяет рассматривать правопорядок исключительно в качестве составной части общественного порядка. С другой стороны, нормы, регулирующие сферу общественного порядка, не исчерпываются правовыми предписаниями. Упорядоченность общественным отношениям в этой сфере придают нормы морали, нравственности, обычаи, правила совместного проживания и иные социальные неправовые нормы.

Таким образом, соотношение правопорядка и общественного порядка заключается в том, что эти понятия совпадают лишь частично в области общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. В остальном их сферу составляют иные, не совпадающие друг с другом отношения.

Термин «общественная безопасность» является весьма распространенным в законодательстве. Законодательное определение безопасности в широком понимании сформулировано следующим образом: «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [2]. При этом к основным объектам безопасности относятся:

личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [3].

Определения специальных видов безопасности содержатся в отдельных Федеральных законах, среди которых, к сожалению, нет определения общественной безопасности.

В литературе изложены различные точки зрения на понимание указанной категории. Наиболее развернутая позиция была высказана А.А. Тер-Акоповым. Он предложил рассматривать безопасность личности (личностную безопасность), общества (общественную безопасность) и государства в рамках единого понятия - социальной безопасности… «которая включает условия, обеспечивающие сохранение и развитие основ социальной организации: государственно-политической, экономической, экологической и др., а также отдельные элементы, в том числе человека как самостоятельную ценность, являющуюся наиболее важной основой существования и функционирования общества» [10]. Основными характеристиками угрозы безопасности в изложенной концепции являются не только ее способность непосредственно ликвидировать объект защиты, но и снизить качество жизни, сузить диапазон деятельности и перспективы развития, как неотъемлемой части жизни.

Думается, что общественная безопасность в узком смысле представляет собой состояние защищенности жизненно-важных интересов общества, обеспечивающих его существование и самоорганизацию, от преступных посягательств, а также угроз природного и техногенного характера.

В целом в литературе сложилось несколько подходов к соотношению понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок». Первый из них предполагает понимание общественной безопасности как составного элемента общественного порядка. Эту позицию высказали М.И. Еропкин, О.Н. Горбунова. По их мнению, общественная безопасность, которая предполагает строжайшее соблюдение правил обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми, сильнодействующими ядовитыми, радиоактивными веществами, а также правил дорожного движения, противопожарных правил, правил производства строительных и ремонтных работ является составной частью общественного порядка [5]. Как видно из определения, при данном подходе безопасность представляет собой соблюдение технических норм и правил.

Вторая позиция заключается в том, что общественная безопасность (в широком смысле) включает в себя различные группы отношений, в том числе и составляющие сферу общественного порядка. При таком подходе узкое понимание общественной безопасности также включает общественный порядок, охраняемый при производстве определенного вида работ. Этот вывод основан на анализе системы норм Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка. «В соответствии с законом видовым объектом преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК, является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с общеопасными предметами».

Чуть более широкое понимание общественного порядка высказал И.И. Веремеенко: «сущностью общественного порядка во всех случаях является обеспечение безопасности людей: в одном случае от посягательства других людей, в другом - от возможных негативных проявлений источников повышенной опасности при неправильном с ними обращении» [3]. Данный подход к соотношению общественного порядка и безопасности поддержан Ю.П. Соловьем и В.В. Черниковым: «исходя из того, что общественный порядок устанавливается и поддерживается государством прежде всего для обеспечения безопасности личности, общества и государства, можно с полной уверенностью утверждать, что сутью и смыслом охраны общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общества и государства. Последняя задача поглощает первую».

В связи с этим следует отметить следующее. Думается, что не совсем правильно подходить к соотношению рассматриваемых категорий с точки зрения реализации функции по их охране. Сами эти категории наполнены самостоятельным содержанием, хотя нельзя на этом основании признавать, что деятельность по их охране носит исключительно самостоятельные формы и цели. В практическом плане подчас трудно выделить в самостоятельные направления деятельность по охране общественного порядка и деятельность по обеспечению общественной безопасности. В рамках охраны общественного порядка подчас пресекаются преступления, посягающие на общественную безопасность и наоборот. В свою очередь, это не должно приводить к выводу о включении одного понятия в другое.

В структуре Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации имеется деление на разделы и главы. Составы преступлений, посягающие на общественный порядок, предусмотрены в главе 24 «Преступления против и общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». С учетом того, что видовой объект в наименовании главы поименован только как общественная безопасность, казалось бы, неизбежен вывод о том, что общественный порядок является элементом общественной безопасности. Однако этот подход нельзя считать верным. «Конечно, преступления против общественной безопасности и общественного порядка тесно между собой связаны, что и позволило законодателю объединить составы этих преступлений в одном разделе УК РФ. В то же время каждой из этих групп общественных отношений присуща определенная специфика». Указанного мнения придерживается и Воронов А.М., который при анализе главы 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отмечает, что «дифференциация административно-правовых составов…, посягающих на общественный порядок или общественную безопасность, должна быть проведена и иметь определенный, научно обоснованный критерий, подчеркивающий одновременно их общность, специфику и различие».

Третий подход к соотношению общественной безопасности и общественного порядка состоит в том, эти понятия являются частично совпадающими. В этой связи представляет интерес обоснование указанного подхода, предложенное Я.А. Здиром. По его мнению, общими целями общественного порядка и общественной безопасности является охрана жизни и здоровья человека. С учетом того, что общественный порядок - это состояние волевых отношений, то источником нарушения общественного порядка и опасности являются люди - нарушители порядка, в то время как угроза общественной безопасности может исходить дополнительно и от действий стихии, а также эпидемий. Последние зачастую причиняют вред жизни и здоровью людей, нарушают нормальный ритм жизни, но элемент общественного порядка не обязательно присутствует там, где имеют место отношения общественной безопасности. На этом основании автор делает вывод о том, что «понятие общественной безопасности лишь частично совпадает с понятием общественного порядка - именно в той части, в какой источником опасности является человек, нарушающий общественный порядок и тем самым создающий угрозу жизни или здоровью другого человека или самого себя»[6]. Подобного взгляда придерживается и А.Н. Бадмаев. «Общественный порядок и общественная безопасность выступают как тесно связанные, частично совпадающие, но не тождественные понятия. Они отличаются характером общественных отношений, источниками нарушений, различными средствами регулирования и субъективной стороной правонарушений».

И, наконец, последний подход к соотношению рассматриваемых категорий заключается в том, что категории «общественная безопасность» и «общественный порядок» являются взаимосвязанными, но не совпадающими понятиями, так как их сферу составляют самостоятельные специфические общественные отношения. По справедливому утверждению Я.А. Здира, общественная безопасность представляет собой «наиболее концентрированную форму выражения охранительных мер государства в отношении самой высокой общественной ценности - жизни и здоровья человека»[6], тем самым обеспечивая физическую защищенность человека и создавая основу существования и реализации иных интересов.

Жизнь и здоровье входят в сферу регулирования общественного порядка, но в широком его понимании. При этом нельзя сказать, что совершение, например, террористического акта не нарушает общественный порядок, однако «если общественная безопасность обусловливается прежде всего потребностью в обеспечении жизни и здоровья членов общества при их взаимодействии с источниками повышенной опасности, включая стихийные силы природы, то формирование отношений общественного порядка определяются в первую очередь потребностями обеспечения внешних условий жизнедеятельности людей…». И с этим высказыванием нельзя не согласиться, с той лишь оговоркой, что общественная безопасность предполагает защищенность жизни и здоровья неопределенного круга лиц и от противоправных посягательств со стороны иных лиц.

Данные противоправные деяния против общественной безопасности в подавляющем большинстве предполагают и одновременное нарушение общественного порядка, образуя его неотъемлемый элемент объективной стороны. В этом случае речь все-таки должна идти о наличии совокупности охраняемых объектов, на которые осуществляется посягательство, но не об их тождестве. Именно неоднородность объектов охраны предполагает повышенную общественную опасность такого рода правонарушений.

Различия между общественной безопасностью и общественным порядком заключаются в том, что нарушение только общественного порядка не связано с посягательством на жизненно-важные интересы общества, т.к. «опасностью для социальной системы является лишь то, что сдерживает или прекращает ее развитие». Общественный порядок основан на саморегулирующейся системе социальных связей и социальная среда в случае его нарушения способна нейтрализовать отклонения. В случае же, когда наступившие в результате нарушения порядка последствия способны вызвать цепь нерегулируемых социальной средой изменений, угрожающих жизненно-важным интересам, речь необходимо вести о посягательстве на общественную безопасность.

В исключительно теоретическом плане общественную безопасность можно представить как основу общественного порядка, так как именно защищенность физического существования и прогрессивного развития общества является необходимой предпосылкой упорядоченности социальной действительности. В свою очередь «социальная ценность общественного порядка заключается в его способности продуцировать условия для всех иных общественных отношений, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности общества». В этом качестве общественный порядок несет в себе интегральное начало по отношению к иным сферам социальной действительности. Именно поэтому охрана общественного порядка представляет собой комплексную функцию, которая, обладая определенной децентрализацией, должна иметь единую методологическую основу на уровне государства.


Смотрите также