Обеспечение безопасности дорожного движения это


Что включает в себя понятие «обеспечение безопасности дорожного движения»

Бесплатная консультация, звоните прямо сейчас: +7 (499) 653-60-72

Обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер, способствующих профилактике ДТП, уменьшению тяжести их последствий. Цели – сохранение жизни и здоровья, имущества, защита прав водителей и пешеходов.

Федеральный закон о безопасности дорожного движения №196-ФЗ от 10.12.1995 г включает в себя:

  • главные принципы, понятия и требования;
  • направления работы;
  • программы, обеспечивающие эту деятельность;
  • условия содержания и ремонта дорог;
  • требования к состоянию ТС при изготовлении и ремонте;
  • условия их эксплуатации;
  • особенности ограничений для использования ТС;
  • меры по организации движения;
  • права и обязанности его участников;
  • условия получения ВУ и его лишения;
  • медицинское обеспечение безопасности;
  • меры по обучению водителей и пешеходов правилам;
  • перечисление органов и должностных лиц, отвечающих за безаварийность.

Организация дорожной безопасности включает в себя:

  • проектирование и строительство дорог;
  • своевременный их ремонт;
  • сертификацию ТС и их деталей при изготовлении, обязательную постановку на учет в ГИБДД;
  • регистрацию изменений, внесенных в конструкцию машины;
  • контроль со стороны собственников ТС за их исправностью;
  • необходимость приобретения полиса ОСАГО;
  • обязательный техосмотр ТС;
  • запрет на использование автомобиля, мотоцикла, не соответствующих требованиям безопасности, без страховки, пьяным водителем;
  • установка дорожных знаков, нанесение линий разметки, организация парковок;
  • медицинское обследование для всех категорий водителей, оказание помощи пострадавшим в ДТП;
  • обучение управлению ТС в соответствии с категорией;
  • перечень причин, по которым ВУ могут отнять, способ вернуть его;
  • обучение граждан безопасному поведению на дорогах, создание пособий;
  • осуществление контроля безопасности.

Основные средства:

  • знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
  • светофоры;
  • искусственно создаваемые неровности;
  • барьерные ограждения;
  • сигнальные столбы;
  • дорожная разметка;
  • надземные и подземные пешеходные переходы;
  • приборы для измерения скорости ТС;
  • алкотестеры;
  • электронные табло сменяемой информации;
  • жезл регулировщика;
  • световозвращающие приспособления;
  • системы видеофиксации правонарушений.

Правила дорожной безопасности регулируются Постановлением правительства №1090 от 23.10.1993 г. и делают обязательным для всех правосторонне движение, устанавливают приоритет дорожного знака над разметкой, временных символов над постоянными.

Управление дорожной безопасности находится в компетенции комиссии, в состав которой входят представители нескольких министерств. Но все же наибольшая нагрузка ложится на МВД и его структурное подразделение ГИБДД. Часть ее несут представители региональных властей, сотрудники дорожных и ремонтных служб. В каждой организации или на предприятии есть ответственный за безопасность дорожного движения. Это должностное лицо, обязанное: контролировать соблюдение всех требований водителями фирмы; инструктировать их, организовывать медосмотры и стажировку; следить за технической исправностью ТС; осуществлять профилактику ДТП.

Читайте подробнее в нашей стать об обеспечении безопасности дорожного движения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72. Это быстро и бесплатно!

Что такое обеспечение безопасности дорожного движения

Обилие на дорогах транспорта, его использование требуют постоянного контроля. Ведь автомобили не только вносят в жизнь удобства, но и могут стать причиной травм, гибели людей, нанесения материального ущерба. Чтобы этого не происходило, создана система, обеспечивающая безопасность на дороге.

Само понятие означает комплекс мер, способствующих профилактике ДТП, уменьшению тяжести их последствий. Цели, которые ставит перед собой государственная безопасность дорожного движения, – сохранение жизни и здоровья его участников, их имущества, защита прав водителей и пешеходов.

Федеральный закон

Основные моменты процесса организации движения, минимизирующего риски для всех, отражены в правовом документе №196-ФЗ от 10.12.1995 г. Последние изменения в него внесены в 2018 г. Федеральный закон о безопасности дорожного движения включает в себя:

  • главные принципы, понятия и требования;
  • направления работы;
  • программы, обеспечивающие эту деятельность;
  • условия содержания и ремонта дорог;
  • требования к состоянию ТС при изготовлении и ремонте;
  • условия их эксплуатации;
  • особенности ограничений для использования ТС;
  • меры по организации движения;
  • права и обязанности его участников;
  • условия получения ВУ и его лишения;
  • медицинское обеспечение безопасности;
  • меры по обучению водителей и пешеходов правилам;
  • перечисление органов и должностных лиц, отвечающих за безаварийность.
Рекомендуем прочитать о полномочиях сотрудников технадзора ГИБДД. Из статьи вы узнаете об основных задачах технадзора ГИБДД, функциях отдела и инспектора, регламенте их работы.

А здесь подробнее о требованиях к багажнику автомобилиста.

Организация по управлению дорожной безопасности

Организация дорожной безопасности включает в себя:

  • проектирование и строительство дорог таким образом, чтобы они соответствовали стандартам, техническим регламентам;
  • своевременный их ремонт, наличие объектов сервиса;
  • ограничение или прекращение движения на время восстановления полотна;
  • сертификацию ТС и их деталей при изготовлении, обязательную постановку на учет в ГИБДД для осуществления возможности использования;
  • регистрацию изменений, внесенных в конструкцию машины;
  • контроль со стороны собственников ТС за их исправностью;
  • необходимость приобретения полиса ОСАГО;
  • обязательный техосмотр ТС;
  • запрет на использование автомобиля, мотоцикла, не соответствующих требованиям безопасности, а также не имеющим страховки или пьяным водителем;
  • установка дорожных знаков, нанесение линий разметки, организация парковок, информирование участников движения об изменениях в этой части;
  • использование единых правил движения, применение для его организации технических средств;
  • медицинское обследование для всех категорий водителей, оказание помощи пострадавшим в ДТП;
  • реализацию прав участников движения на свободное перемещение по дорогам в соответствии с правилами, получение информации об ограничениях в этом и их причинах, бесплатную медпомощь после ДТП, возмещение понесенного в его результате вреда;
  • обучение управлению ТС в соответствии с категорией, необходимости получения подтверждающего это документа, условия выдачи прав;
  • перечень причин, по которым ВУ могут отнять, способ вернуть его;
  • обучение граждан безопасному поведению на дорогах, создание пособий для этого;
  • осуществление контроля безопасности путем проверок деятельности ответственных за нее органов и должностных лиц, в том числе по заявлениям граждан;
  • ответственность за нарушение законов в данной области.

Это значит, что дорожно-транспортная безопасность обеспечивается множеством служб и организаций.

Основные средства

Организация движения невозможна без предметов под названием «средства дорожной безопасности». К ним относятся:

  • знаки и информационные таблички, дорожные указатели;
  • светофоры;
  • искусственно создаваемые неровности;
  • барьерные ограждения;
  • сигнальные столбы;
  • дорожная разметка;
  • надземные и подземные пешеходные переходы;
  • приборы для измерения скорости ТС, которые есть у сотрудников ГИБДД;
  • алкотестеры;
  • электронные табло сменяемой информации;
  • жезл регулировщика;
  • световозвращающие приспособления для велосипедистов и пешеходов;
  • системы видеофиксации правонарушений.

Все приспособления изготавливаются в соответствии со стандартами. На приборы, используемые сотрудниками ГИБДД, должны быть сертификаты.

Правила дорожной безопасности

Как ездить и ходить по дорогам, чтобы не стать виновником или жертвой аварии, подробно рассказано в ПДД. Они приняты Постановлением правительства №1090 от 23.10.1993 г., не раз редактировались. Документ содержит информацию об:

  • обязанностях водителей, пешеходов и пассажиров;
  • сигналах светофоров, требованиях дорожных знаков;
  • особенностях выполнения разных маневров (обгона, поворота, разворота и др.);
  • движении на автомагистралях, железнодорожных переездах, в населенных пунктах, жилых зонах и других территориях, имеющих особенности;
  • приоритете одних ТС перед другими в разных условиях;
  • использовании внешних световых приборов;
  • особенностях буксировки, перевозки пассажиров и грузов;
  • требованиях к велосипедистам, пешеходам, управляющим гужевым транспортом;
  • особенностях разных категорий дорожных знаков и разметки;
  • требованиях к техническому состоянию используемых ТС;
  • ответственности за это должностных лиц;
  • неисправностях, при наличии которых эксплуатация ТС запрещается.

Правила дорожной безопасности делают обязательным для всех правостороннее движение, устанавливают приоритет дорожного знака над разметкой, временных символов над постоянными. Водителям и пешеходам следует выполнять несколько условий:

  • вовремя ремонтировать машину, проходить ТО;
  • соблюдать требования знаков, разметки и регулировщика;
  • не садиться за руль в плохом самочувствии, нетрезвыми;
  • выбирать скоростной режим авто не только в соответствии со знаками, но и дорожными, погодными условиями;
  • маневрировать по правилам;
  • пользоваться ремнями безопасности, детскими креслами, зеркалами заднего вида;
  • быть внимательными.

Кто отвечает за дорожную безопасность

Управление дорожной безопасности, то есть сохранность жизни, здоровья и имущества участников движения находится в компетенции комиссии, в состав которой входят представители нескольких министерств. Но все же наибольшая нагрузка ложится на МВД и его структурное подразделение ГИБДД. Часть ее несут представители региональных властей, сотрудники дорожных и ремонтных служб.

В каждой организации или на предприятии есть ответственный за безопасность дорожного движения. Это должностное лицо, обязанное:

  • контролировать соблюдение всех ее требований водителями фирмы;
  • инструктировать их, организовывать медосмотры и стажировку;
  • следить за технической исправностью ТС;
  • осуществлять профилактику ДТП.
Рекомендуем прочитать о причинах возникновения ДТП. Из статьи вы узнаете об основных и второстепенных причинах ДТП, условиях, сопутствующих авариям, советах поведения на дороге в опасных ситуациях.

А здесь подробнее о видеофиксации нарушений ПДД.

Обеспечение безопасности дорожного движения – широкое понятие. В ее организации участвуют не только строители и ремонтники дорог, страховщики, инструкторы автошкол, сотрудники ГИБДД, но и обычные водители, пешеходы. Сделать дорогу безопасной можно лишь общими усилиями участников движения.

Полезное видео

Смотрите в этом видео об обеспечении безопасности дорожного движения:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону:

+7 (499) 653-60-72 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Обеспечение безопасности дорожного движения как социотехническая система

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 342.9+656.13 № 3 (6) / 2015, с. 17-23

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В. И. Лисеенко

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу, Российская Федерация

В статье рассматриваются вопросы безопасности дорожного движения как социотехнической системы. Проведен обзорный анализ результатов исследований ряда ученых в области безопасности дорожного движения. Рассмотрены вопросы теоретических основ безопасности дорожного движения, правопорядка как специфического состояния общественных отношений, а также системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения. Кроме того, рассматриваются основные направления реформирования полицейского законодательства, а также разграничение функций государственных органов в сфере безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, правопорядок, закон о полиции, социотехническая система.

ROAD SAFETY AS A SOCIO-TECHNICAL SYSTEM

V. Liseenko

Department of Road Transport and Road Supervision, Interregional Administration of State Road Supervision in the Tyumen region, the Khanty-Mansi Autonomous Area of Yugra and Yamalo-Nenets

Autonomous District, Russian Federation

The article deals with issues of road safety as a socio-technical system. An overview of the research results of a number of scientists in the field of road safety has been carried out. The problems of the theoretical foundations of the road safety, the rule of law as a specific state of social relations, as well as a systematic approach to ensure the safety of the road users have been considered. In addition, the basic directions of reforming the police legislation and the separation of functions of state bodies in the sphere of road safety

are put forward.

Keywords: safety, traffic, rule of law, the law on the Police, socio-technical system.

Вследствие беспрецедентного роста автомобильного парка в России (который за последние годы по количеству автомобилей на одну тысячу человек населения (свыше 300) вышел на седьмое место в мире) и при этом серьезного отставания развития соответствующей дорожной инфраструктуры на первый план выходит задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных функций государства по обеспечению правопорядка. Безопасность дорожного движе-

ния является важнейшим элементом правопорядка, который призвано обеспечивать государство. Становление и развитие новой российской государственности требует переосмысления сущности и социального назначения многих правовых явлений и категорий с позиции приоритета права над государством, естественных прав человека и гражданина над иными ценностями в обществе.

Участником дорожного движения быть опасно, значительно опаснее, чем заниматься большинством других дел, которыми люди занимаются ежедневно. В связи с этим боль-

В. И. ЛИСЕЕНКО

17

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

шинство специалистов считает, что необходимо снижать уровень опасности, присущий дорожному движению.

Организация и безопасность дорожного движения - актуальнейшие и социально значимые направления научных исследований и образовательной деятельности - являются приоритетными в работе ряда ученых данной отрасли.

В своей статье «Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы» доктор юридических наук, профессор В.И. Майоров, анализируя действующее законодательство, приходит к выводу о том, что необходимо расширить содержание понятия «безопасность дорожного движения».

По его мнению, законодатель однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности. Это абсолютно оправдано, ибо жизнь и здоровье людей являются общественной ценностью.

Не может быть ситуации, когда бы участнику дорожного движения даже по неосторожности было разрешено совершать действия, приводящие к происшествию, тем более что само происшествие прерывает, как правило, процесс движения, и, следовательно, им не достигается главная его цель - пространственное перемещение [6, с. 99].

На сегодняшний день сочетание свойств активной и пассивной безопасности транспортных средств, состояние дорожных условий, подготовленность участников дорожного движения и организация дорожного движения в подавляющем большинстве дорожно-транспортных ситуаций таково, что для предотвращения дорожно-транспортных происшествий требуется снизить скорость по сравнению с максимально возможной, увеличить расстояние, а в итоге -больше потратить времени [6, с. 99-100].

В данном случае автор выделяет конфликт интересов, возникающий в связи с ограничением свободы передвижения. По его мнению, концепция разрешения создавшегося противоречия «время-безопасность» должна выражаться в пользу удовлетворения потребности к сбережению времени, при этом обязательно учитывая вопросы безопасности. Принимая во внимание масштабы дорожного движения, защита такого интереса, как время имеет важное общественное и государственное значение [4, с. 43].

Автор полагает, что в содержание понятия «безопасность дорожного движения» как состояние защищенности жизненно важных

интересов следует включить и защиту интереса участника дорожного движения в безусловной реализации собственной потребности в перемещении, а не только сохранении его жизни и здоровья.

Гипотеза, высказанная автором, предполагает максимально устранить действие факторов, ограничивающих свободу передвижения, определяющих необходимость увеличения затрат времени участия в дорожном движении сверх того, которое считается оптимальным. Административное воздействие на участников дорожного движения необходимо осуществлять преимущественно в сторону обеспечения своевременной и точной информацией о последующих условиях движения, регламентацией их решений в различных ситуациях путем специальных предписаний на позитивное обвязывание или запрет действий. Кроме того, автор уделяет особое внимание процессам подготовки транспортного перемещения, который представляет собой более широкий круг общественных отношений, таких как: состояние правопорядка, особенности взаимодействия человека с техникой, организация дорожного движения, благоустройство дорог, развитие автомобилизации и т. д.

На основании вышеизложенного предложено вместо термина «дорожное движение» использовать термин «сфера дорожного движения» [6, с. 101].

Все перечисленные выше характеристики, хотя и имеют социально-экономическое содержание, но обуславливаются технологическими свойствами дорожного движения. Вместе с тем дорожное движение имеет и сугубо социальную составляющую.

В своей работе «К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения» В.И. Майоров рассматривает термин «правопорядок» больше в специфическом его выражении, нежели как синоним общественного порядка в узком смысле.

Порядку дорожного движения, установленному благодаря правовому регулированию, присущи все признаки общественного порядка, но в специфическом выражении, производном от особенностей общественной потребности, обуславливающей возникновение и развитие данной совокупности общественных отношений, способа ее удовлетворения.

Установление и поддержание порядка дорожного движения предполагают использование различных методов регулирования, но основным является административноправовой метод.

18

В. И. ЛИСЕЕНКО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Общественные отношения межу участниками дорожного движения определяются, прежде всего, характером выполняемой ими работы - принятием и реализацией решений о режимах движения. Ввиду того, что для участников дорожного движения характерна очень высокая степень неопределенности, которая может привести к конфликтам по поводу использования площади, переходящим в неуправляемое движение транспортных средств, вероятность принятия оптимального решения зависит от полноты, точности, своевременности используемой для этого информации.

Административное воздействие на участников дорожного движения осуществляется в двух направлениях это: применение специальной информации, которая информирует о последующих условиях движения и регламентацией их решений в различных ситуациях путем специальных предписаний на позитивное обвязывание или запрет действий.

В связи с этим автор считает необходимым совершенствование правоохранительной системы, основу которой составляют охранительные правовые нормы, в которых регламентируется система мер административного принуждения.

Обеспечение безопасности участников дорожного движения в административноправовом выражении должно представлять собой комплекс мер, направленных на реализацию норм, регламентирующих порядок возникновения, развития и охраны образующих его общественных отношений.

В настоящее время безопасность дорожного движения обеспечивается в разной степени несколькими публичными механизмами государственного регулирования (лицензирование, сертификация, стандартизация, аттестация), в которой объединяются различные по своей природе отрасли и институты законодательства [3, с. 38-48].

Исходя из вышеизложенного автор определяет безопасность в сфере дорожного движения как разновидность общественной безопасности, имеющую специфическое состояние упорядоченных в результате нормотворчества и правореализации общественных отношений с целью исключения реальных и потенциальных угроз для участников дорожного движения, степень и качество их защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий при осуществлении общественно необходимого перемещения людей или предметов их труда.

Если рассматривать дорожное движение через призму цели его участников (удовлет-

ворение транспортной потребности общества), то оно, по мнению автора, представляется системой более высокого порядка, состоящей из комплекса подсистем и взаимосвязанных элементов.

В своей работе «Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения» профессор В.И. Майоров структурирует вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в систему.

Автор выдвигает концепцию трех уров-невой системы обеспечения безопасности дорожного движения:

первый уровень (так называемый нижний уровень) - это подсистема, функционирование которой непосредственно удовлетворяет транспортную потребность общества, т. е. пространственное перемещение людей и грузов.

В этой сложной социотехнической подсистеме водитель рассматривается как объект и субъект управления, который в одном случае осуществляет управление транспортным средством, а с другой стороны является объектом управления со стороны сотрудников полиции, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции и регулировать взаимодействие между всеми участниками транспортного процесса. Поведение участников этого процесса регулируется, прежде всего, правилами дорожного движения, а также другими нормативными документами;

второй уровень - это подсистема подготовки и обслуживания дорожного движения, которая объединяет в себе деятельность предприятий, организаций, учреждений, направленную на создание условий и возможности безопасной реализации транспортной потребности. Результатом деятельности данной подсистемы является определение состояния улично-дорожной сети, транспортных средств, уровней подготовки участников дорожного движения, прежде всего водителей транспортных средств, а также сотрудников ДПС ГИБДД, осуществляющих управление в подсистеме первого уровня.

Результат деятельности подсистемы второго уровня напрямую оказывает влияние на существование и успешный процесс функционирования подсистемы первого уровня;

третий уровень (высший уровень) это подсистема, образуемая органами исполнительной власти, осуществляющими функции государственного управления отраслевого и межотраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней. Функционирование данной подсистемы обеспечивает подготовку и принятие в преде-

В. И. ЛИСЕЕНКО

19

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

лах компетенции нормативных актов, а также конкретную организацию деятельности субъектов «обслуживающей» подсистемы. От эффективности этой работы зависит качество работы субъектов второго уровня и в конечном итоге уровень дорожно-транспортного травматизма.

Каждая из подсистем активно взаимодействует друг с другом. Результатом их взаимодействия являются процессы, составляющие обеспечение безопасности дорожного движения. Большая степень согласования системы по всем параметрам обеспечивает большую степень ее работоспособности [5, с. 10-12].

Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день существует необходимость создания правового режима не только дорожного движения, как процесса удовлетворения транспортной потребности, но и всей деятельности, изложенной выше. Применительно к обеспечению безопасности участников дорожного движения следует определить ее как сферу дорожного движения, объединяющую общественные отношения не только по удовлетворению транспортной потребности, но и те отношения, которые возникают на стадии подготовки к удовлетворению транспортной потребности.

Важная роль в обеспечении безопасности дорожного движения уделяется государственным органам Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения.

Хочется рассмотреть ряд научных изысканий, проведенных известным ученым доктором юридических наук В.В. Головко, раскрывающим в своих статьях вопросы полномочий и функций органов государственной инспекции безопасности дорожного движения и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В своей статье «К вопросу о полномочиях и компетенции государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» В.В. Головко исследует результаты административной реформы, нацеленной на принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» было утверждено новое Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

С этого момента Государственная Автомобильная Инспекция (ГАИ) прекратило свое существование. На смену ей пришла Государственная инспекция безопасности дорож-

ного движения (ГИБДД). Соответствующее управление в свою очередь было переименовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД). В соответствии с новым положением ГИБДД имеет право осуществлять задержание транспортных средств и помещение их в специально отведенное место до устранения причин задержания; осуществлять во взаимодействии с государственными органами контроль соблюдения юридическими лицами и гражданами условий лицензий, выданных Госавтоинспекцией, требовать от них необходимые сведения о лицензируемой деятельности и давать им в пределах своей компетенции обязательные для них предписания; осуществлять согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов [1, с. 85].

Остальные права и обязанности по смыслу и содержанию практически не отличаются от прежних, за исключением того, что сотрудники не правомочны направлять на повторный экзамен водителей, нарушивших правила дорожного движения.

Ряд экспертов и должностных лиц считают данную реформу малоэффективной. Переименование ГАИ в ГИБДД, стоило государству несколько миллионов долларов.

Стоит, конечно, отметить, что принятие Положения о ГИБДД способствовало активизации нормотворческой деятельности в области дорожного движения. Так, в 1998 г. Правительством, Министерством внутренних дел Российской Федерации был принят ряд важных нормативных правовых документов, направленных на совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения. Однако эти меры, как представляется, носили односторонний характер.

Важная проблема - дублирование функций обеспечения безопасности дорожного движения между заинтересованными министерствами и ведомствами вместо четкого разграничения их полномочий.

В частности, одними из государственных структур, осуществляющих контроль соблюдения транспортного законодательства, правил безопасности дорожного движения, являются Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (ФСНТ) и Федеральное дорожное агентство (ФДА) [1, с. 87-88].

Здесь сразу возникает ряд вопросов: сможет ли Федеральная служба по надзору в сфере транспорта как правопреемник Российской транспортной инспекции выполнять

20

В. И. ЛИСЕЕНКО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

задачи, не допуская дублирования функций ДПС; каким образом сотрудники Федеральной службы будут осуществлять свою деятельность, не имея права регулировать дорожное движение; если они самостоятельно, без взаимодействия с ДОБДД будут реализовывать свои полномочия, не вызовет ли это конфликтные ситуации с широким кругом субъектов дорожного движения.

Автор указывает на необходимость четкого правового регулирования функций и полномочий министерств, ведомств и организаций, обеспечивающих безопасность дорожного движения, прежде всего, ДОБДД и ФСНТ. А также подчеркивает необходимость установки пределов полномочий федеральных органов исполнительной власти путем разграничения полномочий ДОБДД и ФСНТ на уровне федерального законодательства.

Сотрудники ДОБДД, а точнее ДПС, как представляется, должны выполнять функции, непосредственно связанные с обеспечение безопасности участников дорожного движения, реализация которых предполагает возможность применения мер административного принуждения - физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Что же касается деятельности ФСНТ и ФДА, то она, на наш взгляд, должна носить сугубо «мирный» характер. Сфера ее интересов может распространяться на проведение технических осмотров транспортных средств, подготовку и обучение водителей, прием контрольных экзаменов и т. д.

Основываясь на вышеуказанной проблематике, автор фактически предопределил появление и принятие ряда административно-правовых документов, регулирующих деятельность ФСНТ и ФДА, в частности: Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который регулирует деятельность ФСНТ по контролю и надзору предприятий и организаций различных форм собственности по вопросам соблюдения транспортного законодательства при эксплуатации автомобильного транспорта; Федеральный закон № 99-ФЗ от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства РФ № 280 от 2 апреля 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек

(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», которые регулируют деятельность ФСНТ по вопросам контроля, надзора и разрешительной деятельности в отношении предприятий осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также ряд других внутриведомственных нормативно-правовых документов1.

Доктором юридических наук В.В. Головко и кандидат юридических наук И.В. Слышалов в своей статье «Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции в условиях реформирования полицейского законодательства: проблемы и перспективы» дают правовую оценку административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции, а также проводят сравнительный анализ полномочий милиции и полиции в условиях реформирования полицейского законодательства [2].

Выделяя ключевые моменты исследования, остановимся на основных положениях Федерального закона № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее - Закон о полиции), который существенно скорректировал ряд полномочий Госавтоинспекции в рамках ранее действующего закона Российской Федерации № 1026-1 от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (далее - Закон о милиции), а некоторые из них вовсе упразднил1 2.

Так, закон о полиции отменил обязанность сотрудников полиции осуществлять организацию и проведение государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним. С принятием Федерального закона № 170-ФЗ от 01 июля 2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полиция была лишена полномочий кон-

1 О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716; Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): постановл. Правительства РФ от 02 апреля 2012 г. № 280 // Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 15. - Ст. 1793.

2 О полиции : федер. закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 7. - Ст. 900; О милиции : Закон Российской Федерации № 1026-1 от 18 апреля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.

В. И. ЛИСЕЕНКО

21

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

троля (надзора) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним, и в ее обязанности стали входить только обеспечение создания и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.

Исключено полномочие по контролю исполнения владельцами транспортных средств обязанности по страхованию гражданской ответственности, а также предоставление информации, относящейся к осуществлению такого страхования.

На полицию возложена обязанность по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии.

Как и ранее, вопросы статистики остались в ведении полиции, в частности осуществление государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Обязанностью полиции остались обязанности прием экзаменов на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдача водительских удостоверений.

Остались без изменений обязанности полиции регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов.

В отличие от Закона о милиции, Закон о полиции относит к обязанностям полиции осуществление по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождения транспортных средств. К обязанностям полиции Закон впервые отнес согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях - тяжеловесных грузов.

Закон уполномочивает полицию задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске, ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях, предусмотренных требованиями и условиями безопасности дорожного движения, а также действующим законодательством.

Кроме того, полиция получила право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения. Новыми полномочиями сотрудников полиции стали проведение проверок деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения и выдача этим организациям предписаний.

Как и раньше, полиция наделена правом, использовать транспортные средства, принадлежащие гражданам и юридическим лицам (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций) в случаях, не терпящих отлагательств.

Но в данном случае существенной поправкой является то, что Закон о полиции в указанных ситуациях предусматривает дополнительные гарантии восстановления нарушенных имущественных прав владельцев транспортных средств [2, с. 86-90].

Таким образом, исследование автора демонстрирует нам качественные изменения полномочий сотрудников полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь способно оказать значительное влияние на уровень безопасности дорожного движения.

Примечания

1. Головко В. В. К вопросу о полномочиях и компетенции государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России // Вестник ЮУрГУ - 2005. - № 8. - С. 85-90.

2. Головко В. В., Слышалов И. В. «Административно-юрисдикционная деятельность Госавтоинспекции в условиях реформирования полицейского законодательства: проблемы и перспективы» // Вестник ЮУрГУ - 2012. - № 7. - С. 86-90.

3. Майоров В. И. К вопросу о безопасности в сфере дорожного движения // Транспортное право. -2009. - № 4. - С. 38-48.

4. Майоров В. И. Основное противоречие дорожного движения // Транспортное право. - 2008. - № 3. - С. 41-43.

5. Майоров В. И. Системный подход к обеспечению безопасности участников дорожного движения // Транспортное право. - 2008. - № 2. - С. 10-12.

22

В. И. ЛИСЕЕНКО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

6. Майоров В. И. Содержание понятия «Безопасность дорожного движения»: Теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: «Право». - 2012. - № 7. -

С. 99-101.

ЛИСЕЕНКО Виктор Иванович,

государственный инспектор отдела автотранспортного и автодорожного надзора межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу; аспирант кафедры административного и финансового права, Тюменский государственный университет.

E-mail: [email protected]

LISEENKO Viktor,

State Inspector, Department of Road Transport and Road Supervision, Interregional Administration of State Road Supervision in the Tyumen Region, the Khanty-Mansi Autonomous Area of Yugra and Yamalo-Nenets Autonomous District; post-graduate student of the Chair of Administrative and Financial Law, Tyumen State University.

E-mail: [email protected]

В. И. ЛИСЕЕНКО

23

10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения

Психологические факторы в дорожном движении. Как и в любом большом деле, в сфере безопасности дорожного движения действует совокупность психологических факторов. Те, что относятся непосредственно к системе безопасности дорожного движения, во многом обусловлены общей психологической атмосферой в стране, состоянием общественного и правового порядка, общественной дисциплины, правосознания и правовой культуры населения. Граждане, выступая участниками дорожного движения, вносят в него «вирусы» тех пробелов правовой психологии, правосознания, жизненных ценностных ориентации, которые сформировались у них как у членов общества. Тем не менее было бы ошибочным все объяснять общими причинами и не видеть причин в самой системе использования транспорта и движения на дорогах. Таких факторов здесь немало, и они требуют особого рассмотрения.

Наиболее общий фактор — отношение общества, его структур и граждан к вопросам нормального функционирования сферы дорожного движения и обеспечения его безопасности. Отношение к этой сфере, как ставшей одной из важнейших в жизни общества и его членов, требующей к себе общего внимания, полноценного урегулирования, управления, наведения организационного порядка и призванной функционировать на высоком уровне культуры, характерно для цивилизованных стран. Примерно половина граждан каждой развитой страны ежедневно становится участником дорожного движения, и поэтому все заинтересованы в нормальном и безопасном функционировании этой сферы. Бурная автомобилизация нашей страны, значительно ускорившаяся в последнее десятилетие XX в., не сопровождалась, однако, адекватным изменением отношения общества к вопросам усовершенствования этой сферы. Меры по совершенствованию управления этой сферой отстают от темпов роста числа автотранспортных средств и их пользователей. Это стало одной из основных причин снижения дисциплины на дорогах, роста аварийности и гибели людей.

С позиций юридической психологии целесообразно обратить внимание на ряд важных, как масштабных, так и частных, аспектов обеспечения безопасности дорожного движения.

Прежде всего к ним надо отнести психологию персонала органов и структур, ответственных за организацию и обеспечение безопасности дорожного движения — Государственной инспекции безопасности дорожного движения, транспортной инспекции, дорожных ремонтно-строительных управлений. Особенное значение имеют их отношение к вопросам обеспечения безопасности, уровень их профессионализма, используемые средства и методы.

Недостатки работы государственной автомобильной инспекции давно у всех на устах. Отрицательно сказываются в настоящее время:

• слабость установки ее работников на выполнение функции социального обслуживания. Похоже, что значительная часть не понимает, что их основная задача - организовывать дорожное движение, создавать удобные и благоприятные условия для передвижения на дорогах. Наблюдается нежелание и неспособность многих работников инспекции действовать в условиях возникновения «пробок» на дорогах, а принимаемые ими меры порой только осложняют положение;

• повальное увлечение карательной функцией, наказанием участников дорожного движения, в результате чего у последних сложился образ инспектора как «врага водителя и пешехода», от которого ничего, кроме неприятностей, ждать нельзя.1 Традиционно этим отличалась ДПС ГАИ Москвы и Московской области, Удмуртии, Тульской области. Более 70% жалоб, поступавших в ГУГАИ, было от жителей г. Москвы. Показательна и общая цифра привлеченных к административной ответственности за нарушения в сфере дорожного движения — около 40 млн граждан в год;

• слабость пропаганды безопасности дорожного движения;

• пассивность в организации безопасного движения. Несмотря на увеличивающуюся с годами численность работников автомобильной инспекции, их все реже видно на дорогах, на опасных участках их. Между тем нахождение их на постах само по себе дисциплинирует участников дорожного движения;

• избирательный подход в принятии мер к нарушителям правил дорожного движения. Водители и пешеходы нередко наблюдают случаи, когда некто на «престижном» автомобиле на глазах у инспектора проезжает на красный свет, пересекает разделительную линию, опасно резко лавирует в потоке автомашин с одного края дороги на другой, но свисток инспектора молчит;

• нарушения законности, выражающиеся в применении мер, не предусмотренных законом или превышающих полномочия,

• низкая культура общения, несправедливость и мелочная придирчивость во многих случаях, смахивающая на вымогательство, всем очевидная склонность многих работников к взяточничеству и др.

Вред этих и других недостатков проявляется в психологическом влиянии на водителей и пешеходов, в возникновении у них неуважения к закону, неуважаемому самими работниками инспекции.

Серьезные причины, сказывающиеся на аварийности, имеются и у работников технических и ремонтно-строительных служб. К связанным с психологией можно, например, отнести:

• слабость понимания роли знаков дорожного движения и разметок дорог в формировании психологии водителей (они сплошь и рядом выставляются малообоснованно, наблюдается увлечение запретами, установлением зоны ограничений, запрещающие знаки часто словно нарочно ставятся там, где водителю удобно, например, остановиться, и пр.) в организации движения, предупреждающей «пробки» и не толкающей водителей на нарушения;

• пренебрежение динамичным использованием различных знаков при проведении дорожно-ремонтных работ, возникновении повреждений покрытия и др. (знаки то не ставятся своевременно, то не переносятся, не убираются, за запрещающими знаками не следуют отменяющие и др. Все это заставляет водителей самостоятельно принимать решения по уменьшению или увеличению скорости, выборе места стоянки и пр., а не руководствоваться всегда и везде дорожными знаками, подчинясь беспрекословно их требованиям).

Психология участников дорожного движения и безопасность. Естественно, что серьезные причины недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения присущи и главным участникам его — водителям и пешеходам.

Водитель на дороге обнаруживает себя не просто как техник, умеющий нажимать на педали и владеть рулем, но всегда как личность. По движению машины безошибочно можно сказать об уме сидящего за рулем человека, уважении к другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, взрослости, требовательности к себе, сдержанности, бдительности, разумной осторожности и др. Рискованные маневры — проявление не водительского мастерства, а мальчишества, головотяпства, недостатка ума, несформированности личности. В этом, собственно, и кроются главные психологические причины нарушений, приводящих к авариям.

Имеют значение и многие психофизиологические качества водителей, которые чаще всего играют роль в предотвращении аварии, — внимательность, быстрая реакция, подвижность, уравновешенность, эмоциональность, устойчивость к риску и др.

Главная психологическая особенность опытного водителя — умение ориентироваться в дорожной обстановке, оценивать степень ее опасности, предвидеть возможные осложнения и маневры других водителей и принимать на этой основе превентивные меры, снижающие возможность увеличения риска и неожиданностей. Водитель за рулем не имеет права ослаблять внимание и должен быть всегда в готовности к быстрому реагированию на угрозу, не отвлекаться даже на долю секунды от наблюдения за дорогой, понимать, что именно эта доля отделяет его от аварии, а порой и от ухода из жизни.

В условиях интенсивной автомобилизации, увеличения количества транспорта, в том числе иномарок, все более активизируется проблема конкурирующего поведения водителей, конфликтов между участниками дорожного движения, неверного толкования намерений и поведения водителей и пешеходов, искаженного восприятия конкретных дорожных ситуаций.

В основе взаимоотношений участников дорожного движения с работниками Государственной инспекции лежит взаимное ожидание проявлений личностных особенностей. Среди водителей проявляются, наряду с нормой, и отрицательные типы поведения и построения взаимоотношений с инспектором, которому приходится решать свои задачи, учитывая их. Например:

1. Водитель грубый, бесцеремонный, убежденный в своей правоте и вседозволенности, считающий, что именно ему все обязаны уступать. Инспектору приходится подавлять агрессивность такого водителя не проявлением собственных эмоций, а твердой констатацией факта допущенного им нарушения и напоминанием статьи Правил дорожного движения, которая при этом нарушена.

2. Водитель испуган, но внешне демонстрирует взрыв эмоций, возмущение, многословен, но практически бессодержателен в высказываниях. Инспектор обычно дает такому выговориться, а затем показывает, что ситуация им контролируется, понимается на основе правовой нормы, а вина водителя оценивается правомерно. Даются разъяснения и рекомендации по вождению.

3. Водитель — «жалобщик», считающий, что его вины нет, ибо нарушение было вынужденным, жалующийся на условия, поведение других участников дорожного движения, условия видимости и пр. Инспектору приходится выслушать такого водителя, выразить свое понимание причин допущенного нарушения, объективно оценить пояснения водителя и принять соответствующее решение, дать водителю советы по недопущению подобных нарушений в будущем.

Психологические аспекты улучшения работы по профилактике дорожно-транспортных нарушений. Проблема повышения безопасности в целом связана с обстановкой в стране, общественной дисциплиной, традициями поведения на улицах и дорогах. Вместе с тем благодаря своей массовости дорожное движение становится и частью работы по укреплению общественной дисциплины, усвоению всем населением и участниками дорожного движения цивилизованных форм поведения, отвечающих современному уровню развития правовой культуры.

К числу актуальных мер, направленных на реализацию новых подходов к обеспечению дорожного движения в современных условиях, можно отнести и ориентированные на психологию:

• воспитание в общественном сознании, в понимании всеми гражданами, органами, структурами и хозяйствами того факта, что надлежащая организация дорожного движения поставлена развитием общества на уровень государственной, общественной, общей проблемы, в решении которой заинтересованы все без исключения и от решения которой зависит безопасность каждого, является он автомобилистом или нет. Надо вывести проблему решения организации и обеспечения безопасности дорожного движения на самый высокий уровень и сделать ее всеобщей. Не дробление проблемы между разными ведомствами, а централизация управления ее решением со стороны государственных органов должны лежать в основе ее решения. Принимаемые меры не должны отставать от темпов автомобилизации и возникающих в связи с этим проблем;

• проблема обеспечения безопасности дорожного движения должна решаться не карательными мерами, а на основе подхода к ней как к проблеме социального обслуживания, обеспечения нормального функционирования важной сферы жизни общества. От правильных заявлений по этому поводу важно решительно переходить к мерам, обеспечивающим ее решение;

• пропаганда культуры и безопасности дорожного движения должна служить одним из важнейших направлений в государственной пропаганде, что, в частности, требует создания на государственном телевидении и радио специальных программ, подготовленных на высоком уровне психологической и педагогической воздейственности. В этой работе основной акцент должен быть сделан на понимание всеми общей и личной заинтересованности в решении проблемы, на необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу, показа позитивных фактов культуры и мастерства вождения, добрых советов, примеров образцового Поведения инспекторов госавтоинспекции и пр.; тот же стиль должен преобладать и в рекламе на дорогах;

• необходимо концентрировать усилия на решении узловых, наиболее острых аспектов проблемы, на устранение первопричин. Так, важно кардинально изменить подход к предоставлению прав на вождение транспортных средств: реализация гражданином своих прав и свобод в области вождения не может быть беспредельной, ибо она затрагивает права и свободы других граждан и может представлять реальную угрозу для их жизни и здоровья («моя свобода заканчивается там, где затрагивается свобода другого человека»). Права должны даваться не организму (по состоянию здоровья), владеющему техникой вождения (экзамены), но, главным образом, — гражданину-личности, обладающему надлежащим уровнем социального развития и способному не угрожать благополучию и безопасности других участников дорожного движения. К числу других узловых проблем относится и проблема кадров инспекции, личностей, уровня их развития;

• ориентировать госинспекцию на реализацию функции социального обслуживания: организации, профилактики, помощи (нелишне подумать и о ее названии, замене слова «инспекция» на слово «служба»). Важно превратить ее из «пугала* участников дорожного движения в квалифицированный орган по его обеспечению; перестроить ее взаимоотношения с водителями с принципа «кто кого» во взаимоотношения сотрудничества, взаимного заинтересованного поиска обеспечения высокой культуры и безопасности дорожного движения; не сужать задачи до узко административных, а расширять их по линии обслуживания (психологически благоприятным было бы принятие задачи оказания технической помощи на дорогах). Необходимо обеспечить присутствие личного состава автоинспекции на дорогах большую часть рабочего дня Решительно пресечь всеми мерами (в том числе оперативными, кадровыми, уголовно-правовыми) распространенность среди части инспекторов недостойного, вымогательского поведения, подрывающего в своей основе все разумное в решении проблемы культуры и безопасности дорожного движения;

• учитывать, что пока основным мотивом, побуждающим большинство водителей к осторожности, является любовь к своему транспортному средству, нежелание допускать его повреждения и нести большие финансовые затраты на его ремонт; поэтому важно усилить актуализацию мотива материальной выгоды и самосохранения;

• отказаться от практики постоянного осложнения жизни владельцев автотранспортных средств различными формальными мерами, разобраться в причинах скопления масс водителей в госинспекциях (особенно г. Москвы и Московской области), требующих от людей порой многосуточных затрат времени на решение мелких вопросов и создающих условия для различных злоупотреблений и недовольства;

• прекратить гоняться за «ветряными мельницами», а заняться действительной работой по устранению причин и условий дорожно-транспортных происшествий, аварийности, гибели людей и травматизма на дорогах. Классический пример — ежегодно ужесточающиеся меры по проверке технической исправности транспортных средств, превратившиеся в некую форму изуверских издевательств над водителями. По многолетней статистике, техническая неисправность является причиной не более чем 3% происшествий. Между тем создается впечатление, что в автоинспекции все поставлено с ног на голову: вместо того чтобы соответственно уделять около 3% усилий на устранение этой причины, на нее затрачивается 97%;

• научиться отличать добросовестных водителей от злонамереннных нарушителей норм и правил использования транспортных средств;

• отказаться от увлечения запретительным уклоном, а шире использовать указательные, разрешительные, отменяющие, ориентирующие дорожные знаки и указатели, сузить, где возможно, зоны действия запретительных знаков;

• строго следить за оправданностью, своевременным переносом и уборкой временных знаков при ремонте дорог, указателей зоны их действия.

Необходим и комплекс мер по ужесточению профессионально-психологического отбора сотрудников госинспекции (с ориентацией на определение направленности личности, моральных качеств, культуры, образованности), их воспитанию, морально-психологической и профессионально-психологической, технической и медицинской подготовке. Заслуживают внимания разработка более обоснованных критериев эффективности деятельности; совершенствование внутреннего контроля за деятельностью сотрудников на постах, принятие более жестких (вплоть до уголовных) мер к работникам, злоупотребляющим служебным положением.

Несомненную пользу принесет создание центрального научно-практического подразделения по исследованию и разработке мер психологического обеспечения безопасности дорожного движения, а также назначение в территориальные и линейные службы практических психологов. Улучшение обеспечения безопасности возможно только на основе научного, всесторонне взвешенного подхода, исследований, экспериментов.

1 В одной московской газете инспекторы ГИБДД остроумно названы «операторами машинного доения».

Обеспечение безопасности дорожного движения - это... Что такое Обеспечение безопасности дорожного движения?

  • Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;... Источник: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196 ФЗ (ред. от 28.07.2012) О безопасности дорожного движения …   Официальная терминология

  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — комплекс мер, направленных на защиту участников дорожного движения, транспортных средств и перевозимых на них грузов от дорожно транспортных происшествий и их последствий …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Обеспечение безопасности дорожного движения — Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Обеспечение безопасности дорожного движения —    деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Задачами этой деятельности являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Федеральный закон от 10.12.95 N 196 ФЗ, ст.2 …   Словарь юридических понятий

  • Методические рекомендации: Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств) — Терминология Методические рекомендации: Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств): Армирование Усиление дорожных конструкций в… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ …   Юридическая энциклопедия

  • Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России — Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России …   Википедия

  • ОДМ 218.6.010-2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог — Терминология ОДМ 218.6.010 2013: Методические рекомендации по организации аудита безопасности дорожного движения при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог: 3.1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Государственная инспекция по безопасности дорожного движения — Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России (сокр. Департамент ОБДД, ДОБДД), ранее ГУ ГИБДД (Главное Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения) и ГАИ (Государственная Автомобильная Инспекция) … …   Википедия


Смотрите также