Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий


Законодательный аспект обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий

УДК 343

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

LEGISLATIVE ASPECT OF SAFETY WHEN CARRYING OUT SPORTS AND SPORTING EVENTS

А. В. СЕРДЮКОВ (A. V. SERDYUKOV)

Определяются существующие правовые механизмы, вносятся предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в части организации физкультурно-спортивных мероприятий, в том числе анализируется проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка при проведении официальных спортивных соревнований».

Ключевые слова: спортивное право, организаторы физкультурных и спортивных мероприятий, соревнования, безопасность, «закон о болельщиках».

Article is devoted to a question of legislative safety when carrying out sports and sporting events. The author defines existing legal mechanisms, gives offers on further improvement of the legislation regarding the organization of sports sporting events, including analyzes the draft of the federal law «About modification of separate acts of the Russian Federation in connection with providing a public order when carrying out official sports competitions».

Key words: sports right, organizers of sports and sporting events, competitions, safety, «law on fans».

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [1], утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ с одноименным названием [2], безопасность - это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. И хотя действующее законодательство не содержит универсального легального определения безопасности, бесспорным является факт, что надлежащее обеспечение безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивных соревнований, является ключевым условием предупреждения правонарушений в сфере спорта.

Обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий - один из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте (п. 6 ст. 3 Федерального

закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте)) [3]. Базовый Закон о спорте также устанавливает соответствующие полномочия и обязанности:

- полномочие Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта (п. 19 ст. 6);

- полномочие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по содействию обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на соответствующих территориях (пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 8, п. 6 ч. 1 ст. 9);

- обязанность спортсменов соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных, спортивных, тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта (п. 1 ч. 2 ст. 24);

© Сердюков А. В., 2013 204

- требование соответствия объекта спорта требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам для его включения во Всероссийский реестр объектов спорта (п. 9 ч. 1 ст. 37.1).

Примечательно, что актуальная редакция Закона о спорте не накладывает обязанностей по обеспечению безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий на организаторов таких мероприятий - юридические и физические лица, по инициативе которых проводятся физкультурные и спортивные мероприятия и (или) которые осуществляют организационное, финансовое и иное обеспечение подготовки и проведения мероприятий (п. 8 ст. 2, ст. 20).

В этой части возникает коллизия между законодательством о физической культуре и спорте и законодательством об органах внутренних дел. Новый Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [4] называет обеспечение правопорядка в общественных местах в числе основных направлений деятельности полиции (п. 6 ч. 1 ст. 2), однако применительно к спортивным, массовым и иным зрелищным мероприятиям устанавливает лишь обязанность полиции оказывать содействие организаторам таких мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения мероприятий (п. 6 ч. 1 ст. 12).

На уровне федеральных органов законодательной (представительной) власти также неоднократно отмечалось, что законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте не содержит конкретных правовых конструкций, устанавливающих особенности обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Массив подзаконных нормативных правовых актов, касающихся вопросов обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, в свою очередь, может быть охарактеризован как разрозненный и бессистемный [5].

С другой стороны, наличие в системе законодательства Российской Федерации целого ряда федеральных законов, регулирующих отношения в области обеспечения безопасности отдельных сфер жизнедеятельности (федеральные законы «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»,

«О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности») свидетельствует в пользу разработки проекта федерального закона о безопасности при организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий с самостоятельным предметом правового регулирования.

Разработка соответствующего законопроекта в течение ряда лет осуществлялась Министерством внутренних дел Российской Федерации. К настоящему моменту проект ФЗ № 177585-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее - законопроект) внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и прошел предварительное рассмотрение Советом Государственной Думы [6].

В соответствии с пояснительной запиской разработка и принятие законопроекта вызваны необходимостью совершенствования российского законодательства в целях предотвращения насилия и хулиганского поведения зрителей в рамках проведения официальных спортивных соревнований.

Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон о спорте и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предлагается законодательно закрепить такие понятия, как «зрители», отнеся их к субъектам физической культуры и спорта, и «место проведения спортивных соревнований».

Также законопроектом предусматривается введение понятия «контролер (распорядитель)» - как физического лица, целями создания которого является содействие обеспечению безопасности зрителей во время проведения официальных спортивных соревнований.

Кроме того, законопроектом предлагается установление прав и обязанностей зрителей, а также полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению Правил поведения зрителей и Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, что позволит упорядочить действия субъектов, уча-

ствующих в организации соревнований, а также присутствующих при их проведении.

На организаторов официальных спортивных соревнований предлагается возложить обязанность по установлению требований по продаже входных билетов на указанные соревнования. Также предполагается в рамках Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований обязать организаторов согласовывать с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел порядок доступа зрителей в места проведения официальных спортивных соревнований.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на формирование условий, необходимых для надлежащего обеспечения безопасности зрителей во время проведения официальных спортивных соревнований, а также на разграничение сфер ответственности за проведение таких соревнований.

По мнению авторов законопроекта, реализация его положений позволит осуществить централизацию деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности зрителей в местах проведения спортивных соревнований, а также создаст необходимые условия для формирования системы обеспечения безопасности зрителей во время проведения официальных спортивных соревнований.

В силу ряда трагических инцидентов, имевших место в отечественном спорте в последнее время, актуальность законопроекта не вызывает сомнения ни у специалистов, ни у политиков [7], ни у любителей спорта. Не вызывает она сомнения и у автора настоящей статьи.

Вместе с тем к законопроекту имеется ряд существенных замечаний редакционного характера, а также сомнений в адекватности предлагаемых правовых конструкций.

Прежде всего, предмет правового регулирования законопроекта составляют общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Предполагается, что Правительство Российской Федерации будет утверждать Правила по обеспечению такой безопасности. Вместе с тем, согласно п. 9, 18, 19, 29 ст. 2, Закона о спорте официальными спор-

тивными соревнованиями являются спортивные соревнования, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, соответствующие календарные планы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В таком случае законопроект не будет распространяться на тренировочные и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов (в ходе которых также могут совершаться противоправные действия, в том числе массовые -ярким и свежим примером может стать «обстрел» футболистов московского «Динамо» во время тренировки [8]), а также на физкультурные мероприятия - т. е. организованные занятия граждан физической культурой.

Представляется, что подобное сужение предмета регулирования законопроекта противоречит его целям и требует дополнительного обсуждения.

Также неудачной видится привязка законопроекта к «местам проведения спортивных соревнований», под которыми понимаются «объекты спорта, спортивные сооружения, специально предназначенные для проведения спортивных соревнований по видам спорта, перечень которых утверждает федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта», а не к самим мероприятиям или дням их проведения.

Ответственность в виде административного запрета посещать места проведения спортивных соревнований, наоборот, «привязывается» к дням проведения официальных спортивных соревнований и состоит во временном запрещении гражданину посещать такие места в дни проведения указанных соревнований (проектируемая ст. 3.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом остаётся не ясным, каким образом будут конкретизироваться указанные дни: по большому счёту, какие-либо официальные спортивные соревнования проводятся ежедневно.

В соответствии с предлагаемой редакцией ч. 1 ст. 20 Закона о спорте «Организация и проведение физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий» обеспечение мер безопасности при проведении официаль-

ных спортивных соревнований осуществляется за счёт средств организаторов спортивного соревнования и (или) собственников (пользователей) объекта спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Необходимо иметь в виду, что наряду с экономически сильными организаторами, например, профессиональными лигами в игровых командных видах спорта, большое количество спортивных соревнований организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федераций и органами местного самоуправления. Представляется, что расходы по обеспечению мер безопасности лягут ощутимым бременем на указанные органы власти, в то время как соответствующие финансовые средства в бюджетах на очередной год и плановый период не предусмотрены.

Также, согласно проектируемой ч. 1.4 указанной статьи Закона о спорте, «Организаторы официальных спортивных соревнований в целях обеспечения соблюдения налагаемых запретов посещения официального спортивного соревнования не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения такого соревнования уведомляют федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел о месте, дате и сроке проведения указанного соревнования и незамедлительно сообщают об их изменении. Ответственность за проведение официальных спортивных соревнований в местах, не отвечающих требованиям правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, несут организаторы таких соревнований, собственники (пользователи) объекта спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации». При этом законопроектом не предусматривается порядок взаимодействия и (или) распределения ответственности между указанными ключевыми субъектами обеспечения безопасности при проведении мероприятий: организаторами, владельцами объектов спорта и полицией.

Некоторые сомнения вызывают положения, в соответствии с которыми «организаторы официальных спортивных соревнований устанавливают требования по продаже входных билетов на указанные соревнова-

ния» (возможность бесплатного посещения спортивных соревнований, например, по пригласительным билетам, не предполагается), а также «контролерами (распорядителями) не могут быть лица, не имеющие гражданства Российской Федерации» (таким образом ограничивается возможность привлечения контролеров в рамках международных программ, существующих во многих международных спортивных организациях).

Наконец, подход, в соответствии с которым под обеспечением безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий понималось бы исключительно обеспечение правопорядка, нельзя считать достаточным и полным. Трагические события последнего времени (смерть ряда известных спортсменов, гибель в сентябре 2011 г. хоккейной команды «Локомотив» (Яро-

славль), угроза обрушения ледового комплекса «Крылатское» (Москва) и др.) свидетельствуют о необходимости обеспечения комплексной безопасности при организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе:

- транспортной безопасности спортсменов, тренеров, спортивных судей, иных специалистов в области физической культуры и спорта, руководителей физкультурно-спортивных организаций, спортивных болельщиков;

- безопасности спортивных сооружений и иных объектов спорта;

- безопасности продуктов питания и спортивного питания спортсменов;

- качественной и своевременной медицинской помощи спортсменам и иным участникам физкультурных и спортивных мероприятий.

Таким образом, разработка мер законодательного обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий должна осуществляться с привлечением широкого круга органов государственной власти, физкультурно-спортивных и научно-экспертных организаций как в сфере охраны правопорядка и безопасности, так и в сфере транспорта, здравоохранения, технического регулирования и др.

Что касается вопроса безопасности здоровья участников и зрителей спортивных соревнований и иных физкультурных и спор-

тивных мероприятий, то он требует отдельного исследования, а также совершенствования существующих законодательных механизмов.

В условиях продолжающейся реформы системы здравоохранения, а также вступления в силу нового Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [9], необходим пересмотр порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утверждённого приказом Минздравсоц-развития России от 9 августа 2010 г. № 613н [10]. В частности, требуется предусмотреть ответственность организаторов мероприятий за обеспечение безопасности здоровья участников и зрителей, основы взаимодействия между организаторами, органами управления здравоохранением и медицинскими организациями, включая оплату соответствующих услуг. При этом, как уже отмечалось, необходимые законодательные основы могут быть также заложены законодательным актом о безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.

1. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 15. -Ст. 769.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. - 2011.

- № 1. - Ст. 2.

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2007. -№ 50. - Ст. 6242.

4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7.

- Ст. 900.

5. Напр., см.: Рекомендации круглого стола на

тему «Законодательное обеспечение безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий». Москва, Совет Федерации, 12 октября 2011 г. - иКЬ:

http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/ 2011/10/кеш1772Шш1.

6. Проект Федерального закона № 177585-6 «О

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» . -иКЬ: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/

(Spravka)? ОрєпА£єШ&Р№177585-6.

7. Напр., см.: Ананских И. Нужно развиваться быстрее, чем Англия! - иКЬ:

http://www.mk.ru/sport/artic1e/2012/12/14/7877 24-igor-ananskih-quotnuzhno-razvivatsya-byistree-chem-ang1iyaquot.html.

8. Неизвестные в камуфляже проникли на базу

клуба «Динамо» и открыли по футболистам огонь из пейнтбольных ружей. - иКЬ:

http://www.ntv.ru/novosti/356437.

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. -2011. - № 48. - Ст. 6724.

10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2010 г. № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 сентября 2010 г. № 18428) // Российская газета. - 2010. - № 222. - 1 окт.

Наталья Паршикова: «При проведении международных спортивных мероприятий одной из главных задач принимающей стороны является обеспечение безопасности»

Россия великолепно провела Всемирную летнюю Универсиаду в Казани в 2013 году, и нареканий к вопросам безопасности не было. Также на высоком уровне безопасности были проведены Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. Впереди у нас Кубок конфедераций FIFA – 2017, чемпионат мира по футболу – 2018 и Всемирная зимняя Универсиада в 2019 году. И это не конечный список мероприятий. 

Компетенции безопасности Каждое спортивное мероприятие сильно отличается от других, но немногие это учитывают. Прежде всего давайте посмотрим, что такое Всемирная Универсиада. Это спортивный проект, который проводит Международная студенческая спортивная организация, организатором ее выступает страна или город, который подписывает контракт. Летом 2013 года это мероприятие было в Казани, зимняя Универсиада состоится в Красноярске в 2019 году. 

Когда мы проводили Олимпийские игры, организаторами выступали наравне Международный олимпийский комитет и город Сочи, а вернее, Российская Федерация, которая дала гарантии на проведение мероприятий на качественном уровне. И одной из таких гарантий было обеспечение безопасности. Если мы с вами посмотрим на Кубок конфедераций FIFA и чемпионат мира по футболу, то единственным организатором здесь является FIFA. Россия представлена городами, принимающими матчи чемпионата и Кубка конфедераций. Тем не менее мы дали, как и положено, 11 гарантий, одна из которых – обеспечение безопасности. 

И если в случае Универсиад вопросы обеспечения безопасности Россия решала самостоятельно, а во время Олимпиады в Сочи мы имели только одобрение Международного олимпийского комитета, то в случае с FIFA мы постоянно летаем в Цюрих – МВД, ФСБ, Минкомсвязи России могут это подтвердить – именно по главному вопросу обеспечения безопасности. А почему? Потому что FIFA очень щепетильно относится к своему бренду и к своему мероприятию. И все вопросы, связанные с безопасностью, мы должны будем согласовывать с ними. И для нас очень важно, как будет сегодня использоваться при обеспечении безопасности аппаратно-программный комплекс «Безопасный город».

Количество и качество На чемпионате мира будет продано чуть больше миллиона ста билетов, однако фактическое количество болельщиков, которые будут присутствовать в фан-зонах на всех этих матчах, будет в два, если не в три раза больше. Последний чемпионат мира по футболу в Бразилии принял около 5 млн болельщиков. В России чемпионат будет проходить в 11 городах и на 12 стадионах – в Москве будет два стадиона, в том числе финальный матч пройдет в Лужниках. Только там мы единовременно увидим 80 тыс. зрителей.  Конечно, мы ожидаем хорошего выступления сборной команды нашей страны – она готовится к достойной игре. Но вопрос безопасности и, как говорят в FIFA, безопасного сервиса стоит, безусловно, на одном из первых мест. 

Не зря сегодня в законе о физической культуре (Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») появились вопросы обеспечения безопасности. Фактически, если разобраться, спорт – самостоятельное явление, тем не менее закон о физической культуре содержит такое понятие, как правильное поведение зрителей, в нем установлена административная ответственность за нарушение этих правил. 

Реестр доверия По закону о физической культуре общественную безопасность и порядок обеспечивает организатор соревнования совместно с владельцем объекта спорта. Поэтому есть еще Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 353 г. Москва «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований». Данный документ свидетельствует о том, что должны быть соблюдены требования безопасности к самому объекту спорта. 

Объект спорта может проводить соревнования, если он включен во Всероссийский реестр объектов спорта, который ведет Министерство спорта России. На 1 февраля 2016 года таких объектов 2241. Хотя официальные спортивные мероприятия федерально-регионального уровня у нас проводят где-то чуть больше 4000 объектов спорта. То есть, иначе говоря, где-то 1800 объектов пока не соответствуют требованиям безопасности. 

Чтобы попасть в реестр, каждый владелец объекта спорта должен предъявить документы, свидетельствующие о том, что его объект готов к работе по требованиям безопасности. Минспорта России тесно работает с МВД России по проверке объектов спорта на предмет соблюдения требований безопасности, и на случай, если заявительный владельцем порядок не соответствует действительности, установлена административная ответственность вплоть до временного прекращения деятельности этого объекта, а также штрафные санкции. 

Комплекс мер Все крупные спортивные соревнования, особенно по таким видам спорта, как футбол, хоккей или борьба, всегда сопровождаются не только противоправным поведением самих болельщиков, но и становятся очень удобным объектом для проведения различных террористических актов. Примером тому – недавние трагические события на футбольном матче в Париже. 

Организация и проведение чемпионата мира 2018 года в Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Пункт 2 статьи 12 закона гласит, что комплексная программа мер по обеспечению безопасности в период подготовки спортивного соревнования и период его проведения утверждается Президентом Российской Федерации. Такая Комплексная программа на сегодняшний день утверждена. Она содержит в том числе и меры по интеграции существующих систем АПК «Безопасный город» в общую систему обеспечения безопасности спортивных мероприятий, причем не только в тех городах Российской Федерации, которые принимают ЧМ-2018. Официальные фан-зоны, согласованные с FIFA, будут располагаться в 29 городах Российской Федерации.  Комплекс мер по обеспечению безопасности красноярской Универсиады в настоящий момент находится в стадии утверждения. 

Стюарды, волонтеры и ЧОО Обычно организаторы спортивных мероприятий обеспечивают безопасность либо за счет волонтеров, либо за счет привлекаемых частных охранных организаций. 

На чемпионате мира будет нельзя привлекать частные охранные организации, об этом нас предупреждали. В самой чаше стадиона должны находиться так называемые контролеры-распорядители (стюарды). Мы сейчас как раз занимаемся непосредственной подготовкой этих стюардов, а также волонтеров. Они немного отличаются: волонтеры свою работу осуществляют на безвозмездной основе, а стюарды получают заработную плату. Стюардов планируется набирать из тех образовательных учреждений, которые связаны с подготовкой специалистов в физкультурных вузах, вузах правоохранительной системы. То есть фактически это будут специалисты, которые знают, как оказать противодействие или медицинскую помощь, и понимают правила поведения. 

В фокусе внимания Ожидаемые международные спортивные мероприятия требуют ответственного подхода, поскольку внимание мировой общественности к чемпионату мира, а следовательно, и к России очень пристальное. Но Министерство спорта и рабочая группа по безопасности Совета при Президенте Российской Федерации, которая регулярно рассматривает этот вопрос, не сомневается в том, что это мероприятие будет проведено на таком же высоком уровне безопасности, как и Олимпийские игры, и Всемирная Универсиада в Казани.

Обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий на спортивных сооружениях

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Контрольная работа

по правовым основам ФК

Тема: «Обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий на спортивных сооружениях»

Выполнила

Федянина Г.В.

Москва

г.

Содержание:

Введение

.Европейская конвенция о прекращении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий

.Проблема международного терроризма на спортивных аренах

Заключение

Список литературы

Введение

Спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране. В зависимости от масштаба и степени значимости они классифицируются как международные, всероссийские, областные, городские и местные. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую сложность для его охраны представляет проведение спортивных игр, таких, как футбол, хоккей и др. Характерной чертой рассматриваемых массовых мероприятий является присутствие на футбольных и хоккейных матчах определенного контингента спортивных болельщиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фанатизма.

Для международного спортивного движения так же большую актуальность представляет проблема крупных трагедий на спортивных аренах, которые обычно происходят во время проведения футбольных матчей. Основные причины здесь - массовые беспорядки среди зрителей, а также непродуманность организации крупных спортивных мероприятий, технические издержки, связанные со спортивными сооружениями. За последние 30 лет произошло более 10 крупных трагедий. Например, в 1964 г. во время футбольного матча в Лиме (Перу) погибло 320 человек и около 1000 были ранены. В 1982 г. в Лужниках во время футбольного матча московского «Спартака» с голландским «Хаарлемом» в розыгрыше Кубка УЕФА давка болельщиков стала причиной гибели около 70 человек. В 1989 г. на стадионе английского города Шеффилда во время футбольной встречи между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль» в возникшей на трибунах давке погибли 94 человека, около 200 были ранены.

1. Европейская конвенция о прекращении насилия и хулиганского поведения во время спортивных мероприятий

Указанная проблема всегда будет злободневной. Она требует, во-первых, нормативно-правовой проработки вопросов, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на организацию и проведение спортивных мероприятий. Во-вторых, четких и продуманных действий организационных комитетов по подготовке и проведению соревнований, в том числе действий, направленных на обеспечение безопасности и комфортных условий для болельщиков на стадионе.

августа 1985 г. в Страсбурге государства - члены Совета Европы и ряд других государств - участников Европейской культурной конвенции ETS № 018 (Париж, 19 декабря 1954 г.) приняли Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей ETS № 120:

считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного союза между его членами;

обеспокоенные насилием и хулиганскими действиями зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей1, а также вытекающими из этого последствиями;

осознавая, что эта проблема представляет собой угрозу для принципов, зафиксированных в резолюции (76) 41 Комитета министров Совета Европы, известной как Европейская хартия «Спорт для всех»;

подчеркивая важный вклад, который вносит в международное взаимопонимание спорт, и в особенности футбольные матчи в силу их частого проведения между национальными сборными и местными командами европейских государств;

учитывая, что как государственные власти, так и независимые спортивные организации несут свою, но взаимодополняемую ответственность в борьбе против насилия и хулиганского поведения зрителей, поскольку спортивные организации имеют также обязательства в вопросах безопасности, и в более широком плане должны обеспечивать нормальное проведение организуемых ими мероприятий; учитывая также тот факт, что эти власти и организации должны в этих целях объединить свои усилия на всех надлежащих уровнях; принимая во внимание тот факт, что насилие является крупномасштабным социальным явлением наших дней, причины которого в основном находятся за пределами спорта, и что спорт часто становится ареной вспышек насилия; - преисполненные решимости сотрудничать и предпринимать совместные действия, направленные на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий. Основное содержание Конвенции сводится к следующему.

Стороны координируют политику и действия, предпринимаемые их министерствами и другими государственными органами, по борьбе с насилием и хулиганским поведением зрителей посредством создания, в случае необходимости, органов по координации.

Стороны обязуются обеспечивать выработку и осуществление мер, направленных на предотвращение и подавление насилия и хулиганского поведения зрителей с тем, чтобы:

обеспечить мобилизацию в достаточном объеме служб поддержания порядка для противодействия актам насилия и хулиганским действиям, как на стадионах, так и в непосредственной близости от них, а также вдоль путей следования зрителей

содействовать тесному сотрудничеству и обмену соответствующей информацией между задействованными силами полиции различных населенных пунктов или теми силами, которые могут быть задействованы; - применять или в случае необходимости принять законодательство, предусматривающее наказания или соответствующие принудительные меры для лиц, признанных виновными в совершении правонарушений, связанных с насилием или хулиганскими действиями зрителей.

Стороны обязуются поощрять организованность и хорошее поведение клубов болельщиков и назначение из их числа представителей, призванных содействовать контролю и информации зрителю случаю матчей и сопровождать группы болельщиков, отъезжающих на матчи, проходящие в других местах.

Стороны поощряют, насколько это юридически возможно, в местах отъезда зрителей координацию в вопросах организации поездов при сотрудничестве клубов, организованных болельщиков и бюро путешествий, чтобы не допустить отъезда и присутствия на матчах потенциальных зачинщиков беспорядков.

В случае угрозы взрывов насилия и хулиганских действий Стороны следят и в случае необходимости принимают соответствующее законодательство, включающее санкции за несоблюдение или другие надлежащие меры, - за тем, чтобы спортивные организации и клубы, а также в случае необходимости хозяева стадионов и государственные власти на основе полномочий, установленных внутренним законодательством, предпринимали конкретные действия вокруг стадионов и на стадионах для предупреждения или подавления такого насилия или таких хулиганских поступков, в частности:

добивались того, чтобы проектирование и планировка стадионов гарантировали безопасность зрителей, не способствовали насилию среди них, позволяли обеспечивать эффективный контроль за толпой, включали установку соответствующих заграждений или перекрытий и позволяли обеспечить вмешательство служб безопасности и сил порядка;

надежно разделяли группы болельщиков команд противников, выделяя для групп приезжающих болельщиков, когда они допускаются на стадион, отдельные трибуны;

обеспечивали такое разделение за счет строгого контроля за продажей билетов и принимали особые меры предосторожности в период, непосредственно предшествующий матчу;

выводили со стадионов и с матчей или не пропускали на них, насколько это юридически возможно, известных или потенциальных зачинщиков беспорядков и лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения или наркотического воздействия;

устанавливали на стадионах эффективную систему связи с публикой и следили за ее использованием в полном объеме, а также обеспечивали зрителей программами матчей и другими проспектами, поощряющими их правильное поведение;

запрещали пронос зрителями алкогольных напитков на стадионы; ограничивали и предпочтительно запрещали продажу и любое распространение алкогольных напитков на стадионах, обеспечивали, чтобы все напитки находились в безопасных емкостях;

обеспечивали контроль, чтобы не допустить пронос зрителями на стадионы предметов, которые можно использовать для актов насилия, а также пиротехнических средств или других подобных предметов;

обеспечивали до матча сотрудничество между лицами, ответственными за связь, и заинтересованными властями в целях принятия мер по контролю за толпой, чтобы благодаря согласованным действиям применялись соответствующие правила.

Стороны принимают надлежащие меры в социальной области и области образования, имея в виду потенциальную важность средств массовой информации для предупреждения насилия в спорте или во время спортивных мероприятий, содействуя, в частности, спортивному идеалу путем проведения образовательных и других кампаний и закрепляя понятие честной игры, особенно среди молодежи, в целях взаимного уважения как среди зрителей, так и среди спортсменов, а также поощрения более широкого активного участия в спортивной деятельности.

Стороны осуществляют тесное сотрудничество в областях, охватываемых Конвенцией, и поощряют аналогичное сотрудничество в случае его целесообразности между заинтересованными национальными спортивными властями.

Перед началом международных матчей (соревнований) между представителями клубов (команд) заинтересованные стороны предлагают своим компетентным властям, в частности, спортивным организациям указать матчи, в связи с которыми следует опасаться актов насилия или хулиганского поведения зрителей. Если такого рода матч указан, компетентные власти принимающей стороны принимают меры для организации консультаций между соответствующими властями. Такие консультации организуются в возможно короткий срок. Они должны быть проведены не позже чем за две недели до установленной даты матча и касаться распоряжений, действий и мер предосторожности, которые необходимо принять до и после матча, в том числе дополнительных мер, помимо тех, что предусмотрены в Конвенции.

Стороны, соблюдая правовые процедуры и принцип независимости судебной власти, стремятся к тому, чтобы зрители, совершающие акты насилия и другие наказуемые действия, были идентифицированы и преследовались в соответствии с законом.

В надлежащем случае, в частности в том, что касается присутствующих зрителей, и, соблюдая соответствующие международные соглашения, стороны предусматривают:

передачу судебного разбирательства, начатого в отношении лиц, задержанных в связи с актами насилия или другими наказуемыми действиями, совершенными во время спортивных мероприятий, стране, в которой проживают эти лица;

требование о выдаче лиц, подозреваемых в совершении актов насилия или других наказуемых действий, совершенных в ходе спортивных мероприятий;

передачу лиц, признанных виновными в насильственных действиях или других наказуемых актах, совершенных в ходе спортивных мероприятий, соответствующей стране для отбытия там наказания.

Стороны обязуются осуществлять тесное сотрудничество со своими национальными спортивными организациями и компетентными клубами, а также в случае необходимости с хозяевами стадионов в том, что касается мер по планировке и осуществлению изменений в структуре стадионов, а также других необходимых изменений, включая доступ на стадионы и выход из них, с целью повышения безопасности и предупреждения насилия.

Стороны обязуются проводить в жизнь в случае необходимости и целесообразности систему, устанавливающую критерии для выбора стадионов, учитывающие интересы безопасности зрителей и предупреждения насилия между ними, особенно в том, что касается стадионов, на которые матчи могут привлечь многочисленные или неуправляемые толпы людей.

Стороны обязуются поощрять свои национальные спортивные организации к постоянному пересмотру их правил в целях контроля за факторами, способными вызвать вспышки насилия со стороны спортсменов или зрителей.

Каждая Сторона передает Генеральному секретарю Совета Европы на одном из официальных языков Совета Европы всю соответствующую информацию по вопросу о законодательстве и других мерах, которые она принимает в целях соблюдения положений Конвенции, идет ли речь о мерах, касающихся как футбола, так и других видов спорта.

Сегодня необходимо приступить к подготовке в России федерального закона об обеспечении безопасности зрителей и спортсменов на спортивных соревнованиях. Это стало бедой. Анализ случаев хулиганства и вандализма показывает, что за этим порой стоят экстремистские организации, а также некоторые политические силы. Об этом, в частности, говорят факты вовлечения «фанатов» в экстремистские группировки, а также проникновения в ряды любителей спорта радикальных элементов с целью «выжать» из футбола политический капитал, подготовить почву для национализма, русофобии.

В целях реализации Конвенции учреждается Постоянный комитет. Каждая сторона может быть представлена в Постоянном комитете одним или несколькими делегатами и имеет право на один голос.

Любое государство - член Совета Европы или участник Европейской конвенции по вопросам культуры, не являющееся участником Конвенции может быть представлено в Комитете одним наблюдателем.

Постоянный комитет может принятым единогласно решением разрешить любому государству, не являющемуся членом Совета Европы или участником Конвенции, а также любой заинтересованной спортивной организации направить своего наблюдателя на одно или несколько заседаний Совета в качестве своего представителя.

Постоянный комитет созывается Генеральным секретарем Совета Европы. Он проводит свое первое заседание в течение одного года, считая с даты вступления Конвенции в силу. Впоследствии он собирается не реже одного раза в год, кроме того, каждый раз, когда большинство сторон выражает соответствующую просьбу.

Необходимый кворум для проведения заседания Постоянного комитета составляет большинство сторон. При условии соблюдения положений Конвенции Постоянный комитет формирует свои внутренние правила и принимает их путем консенсуса.

В обязанности Постоянного комитета входит наблюдение за применением Конвенции.

Он может, в частности:

проводить консультации с заинтересованными спортивными организациями;

направлять Сторонам рекомендации относительно необходимых мер по осуществлению Конвенции;

рекомендовать соответствующие меры для информирования публики относительно работы, предпринимаемой в рамках Конвенции;

направлять в Комитет министров рекомендации, относящиеся к приглашению государств, не являющихся членами Совета Европы, присоединиться к Конвенции;

формулировать любое предложение, направленное на повышение эффективности Конвенции;

рассматривать изменения к Конвенции, которые могут оказаться необходимыми, и пересматривать ее положения.

В целях осуществления своих задач Постоянный комитет может по собственной инициативе предусматривать заседания групп экспертов.

После каждого заседания Постоянный комитет направляет Комитету министров Совета Европы доклад о своей работе и о функционировании Конвенции.

Зачинщиками и участниками беспорядков при проведении спортивных мероприятий могут быть не только зрители. Так, согласно решению ФИФА сборная Турции была наказана за беспорядки во время поединка плей-офф на Чемпионате Мира-2006 со Швейцарией. Тогда в драке принимали участие многие футболисты обеих команд, тренеры и обслуживающий персонал.

Первоначальное решение гласило, что шесть встреч пройдут на нейтральных полях при пустых трибунах. Однако позднее руководство мирового футбола решило, что санкции были чрезмерными. Матчи против команд Венгрии, Боснии и Греции турецкой сборной было разрешено провести дома, правда, при условии, что в предыдущих поединках не произойдет никаких инцидентов с ее участием.

Работники физкультурно-спортивных организаций отдельных стран обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия. Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений должны обеспечивать надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и нести ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с национальными законодательствами стран - участниц Конвенции.

В настоящее время в вопросах, связанных с обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающих возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на спорт, усиливается роль уголовного законодательства.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с массовыми беспорядками при проведении спортивных соревнований, предопределяется национальными законодательствами многих стран. При этом предусматриваются такие составы преступлений, как организация массовых беспорядков, хулиганство, вандализм и др. Примечательно, что в Германии уголовным преступлением считается также использование болельщиками файеров на трибунах.

Нормами уголовного права многих стран запрещается создание организаций, деятельность которых сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, в частности клубов и секций, где основной целью является проведение коммерческих боев с демонстрацией тяжелых увечий, наносимых участникам таких мероприятий, иногда с летальным исходом.

Особая группа общественно опасных деяний, влекущих уголовную ответственность по законодательству большинства стран Западной Европы, связана с организацией зрелищ с участием бойцовых пород животных, а также незаконной спортивной охотой.

. Проблема международного терроризма на спортивных аренах

Наиболее актуальным в современных условиях представляется с защиты спортивных соревнований от терроризма. Терроризм - одно из самых опасных преступлений современности, нередко носящих не только национальный, но и международный характер.

Международный терроризм - общественно опасное в международном масштабе деяние, влекущее бессмысленную гибель людей, нарушающее нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняющее осуществление международных контактов, встреч и других связей между государствами.

Проблема терроризма на спортивных аренах не относится к числу чисто спортивных. Крупные международные спортивные форумы - Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов - создают идеальные условия, где могут проявить себя международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации «Черный сентябрь» на Играх XX Олимпиады (1972 г., Мюнхен, ФРГ). Вооруженные члены террористической группировки проникли в расположение делегации Израиля и захватили ее членов в заложники. Во время операции по освобождению заложников 18 человек погибли, среди них несколько спортсменов и тренеров команды. Игры были прерваны на один день, после чего президент МОК по этому поводу заявил: «Мы не можем позволить, чтобы Олимпиада стала местом торговых, политических акций или преступных действий, не можем позволить, чтобы горстка террористов загубила один из основных каналов международного сотрудничества... ».

Проблема международного терроризма остается острой. Международный терроризм является одним из самых серьезных преступлений международного характера.

В настоящее время к универсальным международно-правовым инструментам, определяющим формы и принципы борьбы с терроризмом, можно, в частности, отнести: Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г., Конвенцию о физической защите ядерного материала (Вена, 1980); Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г.; Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999 г.

Кроме того, в настоящее время действуют три региональных соглашения: Конвенция Объединенных Арабских Государств (ОАГ) о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц, и связанного с этим вымогательства, когда такие акты носят международный характер (1991); Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, принятая Комитетом министров СЕ в 1976 г., а также одобренная Ассоциацией регионального сотрудничества Южной Азии Конвенция по пресечению терроризма (1987).

Ряд стран заключили двусторонние договоры. К примеру, в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной 1997 г. в ст. 33 подчеркнуто, что стороны сотрудничают в борьбе «с терроризмом во всех его формах и проявлениях».

Несмотря на обилие международно-правовых актов по борьбе с терроризмом, все уголовно-правовые вопросы до сих пор не решены и в идеале требуется принятие единого акта об ответственности за совершение таких деяний.

Важную роль в международном сотрудничестве государств по борьбе с терроризмом, в том числе в спортивной сфере, играет Еврейская конвенция о борьбе с терроризмом.

В России проблема борьбы с терроризмом регулируется Федеральным законом от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а также нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В рамках принимаемых мировым сообществом мер по пресечению международного терроризма обозначенный в Римском статуте Международного уголовного суда 1998 г. состав военных преступлений и преступлений против человечности покрывает собой преступное деяние международного терроризма. Поэтому можно говорить, что международный терроризм как преступление, затрагивающее все мировое сообщество в целом, подпадает под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Заключение

Проблема обеспечения безопасности и правопорядка на спортивных аренах всегда будет злободневной, она требует четких и продуманных действий как со стороны законодательных и правоохранительных систем отдельных государств, так и организационных комитетов по подготовке и проведению национальных и международных спортивных соревнований.

спортивный хулиганский терроризм соревнование

Список литературы:

1.Национальное законодательство о физической культуре и спорте. Хрестоматия / Авторы-составители В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

.Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: Документы и материалы (2002-2008 годы)/Авт.-сост. В.А. Фетисов, П.А. Виноградов. - М.: Советский спорт, 2008.

.Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. - Том 1: Законодательные акты о физической культуре и спорте / Авторы-составители В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

.Национальное законодательство о физической культуре и спорте: Хрестоматия: В 2-х томах. - Том 2: Подзаконные акты о физической культуре и спорте / Авторы-составители В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М.: СпортАкадемПресс, 2003.

.Алексеев С.В. Международное спортивное право. / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008

.Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. проф. П.В. Крашенинникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.


Смотрите также