Обоснование безопасности опо разрабатывается в случае


Обоснование безопасности опасного производственного объекта

Обоснование безопасности опасного производственного объекта – документ, который содержит сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, консервации и ликвидации ОПО.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта необходимо в случаях отступления от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области ПБ, в случае недостаточности существующих норм и правил.

Отступления могут возникнуть при:

 - эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО;

 - подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО;

 - внесении изменений в конструкцию оборудования и техники ОПО.

Необходимость наличия обоснования безопасности опасного производственного объекта на предприятии устанавливает пункт 4 статьи 3 116-ФЗ.

Разработанное обоснование безопасности ОПО подлежит проведению обязательной экспертизы промышленной безопасности. Итогом проведения экспертизы обоснования безопасности является заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования. ВАЖНО: Применение обоснования безопасности ОПО, без положительного заключения ЭПБ обоснования безопасности ОПО, не допускается.

Российский сертификационный центр предлагает вам разработку и экспертизу обоснования безопасности ОПО. Доверяйте сложные вопросы профессионалам.

Как получить Обоснование безопасности, 4 простых шага:

  1. Необходимо заполнить форму заявления, скачать его можно здесь
  2. Отправить заявление и реквизиты Вашей организации на общий почтовый ящик [email protected], указав ФИО и телефон для связи.
  3. Наши специалисты  отправят на указанный электронный адрес договор и счет, после чего Вам согласовать пакет документов необходимо и оплатить счет.
  4. Вы получаете Обоснование Безопасности, мы курьерской службой отправляем Вам оригиналы документы.

Начать сотрудничать с нами очень просто, потребуется минимальный пакет документов для начала работ. Квалифицированные специалисты Российского Сертификационного Центра помогут в сборе необходимых документов и проконсультируют по вопросам прохождения процедуры получения Документации.

Для получения подробной информации звоните по телефону +7 (495) 308-82-72 или запишитесь на бесплатную консультацию, заполнив форму ниже.

Возможно Вас заинтересует:

Обоснование безопасности опасного производственного объекта

Производственные объекты, в ходе эксплуатации которых возможно возникновение аварийных ситуаций, представляют определенную опасность для населения и персонала. Проектирование таких объектов производится с особой тщательностью.

Когда необходимо обоснование безопасности опасных производственных объектов

Специалистами обязательно проводится детальная разработка мероприятий по обеспечению безопасности таких объектов и оценка рисков возникновения аварий, результаты которой представлены в специальном документе – обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОПО).

В обосновании представлены сведения о:

  1. Общих сведениях, касающихся объекта.
  2. Результатах оценки рисков.
  3. Условиях безопасной эксплуатации объекта.
  4. Требованиях по эксплуатации объекта, а также условиях проведения его капитального ремонта, консервации или ликвидации.

Эти 4 раздела являются обязательными при составлении документа.

Обоснование разрабатывается в том случае, если при эксплуатации (ремонте / ликвидации / консервации) объекта возникают такие ситуации, когда просто необходимо отойти от требований Федерального Закона «О промышленной безопасности ОПО» (№ 116-Ф3). В случае, если требования в Законе недостаточны либо их просто нет, также составляется документ-обоснование.

Допускаются к исполнению изменения, содержащиеся в обосновании, только в случае прохождения документом экспертизы по промышленной безопасности и положительном ее заключении.

Кто составляет и утверждает обоснование безопасности ОПО

Разработка документа, обосновывающего безопасность ОПО при его эксплуатации, проводится компанией (или отдельным лицом), которая осуществляет подготовку всей проектной документации на объект. Основанием для разработки является техническое задание заказчика, в котором кратко указываются причины необходимости составления обоснования.

На основании существующих технических и организационных норм промышленной безопасности проектировщик составляет обоснование их недостаточности для конкретного ОПО. Также должны быть представлены следующие данные:

  • перечень необходимых отступлений от ФНП;
  • конкретные обоснования их необходимости, чтобы была возможность проверить их соблюдение;
  • мероприятия, которые компенсируют отступления от норм;
  • при необходимости недостающие требования по промышленной безопасности.

Расчеты, которые осуществляются исполнителем, приводятся в тексте обоснования. При этом подробно описывается методология расчета и оценки рисков. Детально расписываются факторы, которые влияют на риск возникновения опасной аварии.

После того, как документ готов и предоставлен заказчику, он должен направить обоснование в соответствующие Федеральные органы исполнительной власти. То есть направление обоснования на экспертизу производится организацией, которая отвечает за эксплуатацию ОПО.

В случае, если после успешного прохождения экспертизы промышленной безопасности, требуется внести изменения в документ, их нужно направить не позже, чем через 10 рабочих дней.

Особенности разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта

В данной статье рассмотрены особенности разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта. Проанализированы этапы разработки, составляющие и структура документа. Показано, что существующие положения и требования законодательной базы имеют обобщённый характер и при их прикладной реализации вызывают определенные трудности.

Ключевые слова: обоснование безопасности опасного производственного объекта, отступления от требований промышленной безопасности, экспертиза промышленной безопасности, анализ условий безопасной эксплуатации, критерии обеспечения безопасной эксплуатации.

С 2013 года в соответствии с требованиями [1] в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее – ОПО) введено новое понятие – обоснование безопасности ОПО (далее – обоснование безопасности).

Обоснование безопасности − документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО [1].

Разработка обоснования безопасности осуществляется в следующих случаях:

  • отсутствие (недостаточность) требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
  • требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Необходимость разработки обоснования безопасности определена для следующих видов деятельности в области промышленной безопасности ОПО:

  • проектирование;
  • строительство;
  • эксплуатация;
  • реконструкция;
  • капитальный ремонт;
  • консервация;
  • ликвидация.

Положения [1], определяющие необходимость разработки обоснования безопасности, действительны с 15.03.2013. Однако требования, определяющие содержание, структуру и уточняющие порядок разработки обоснования безопасности, появились 15.07.2013 с введением в действие [2].

При осуществлении разработки обоснования безопасности, в соответствии с требованиями и положениями законодательной базы, можно выделить следующие этапы:

  1. Определение принципиальных технических решений, анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного ОПО.
  2. Идентификация отступлений.
  3. Разработка технического задания.
  4. Разработка обоснования безопасности.
  5. Экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.
  6. Регистрация обоснования безопасности в Ростехнадзоре.

Данная поэтапная последовательность в общем виде отражает порядок разработки обоснования безопасности.

Проанализируем указанные этапы разработки обоснования безопасности и определим возможные трудности, сопутствующие их практической реализации.

На первом этапе, предшествующем разработке обоснования безопасности, требования [2] устанавливают необходимость определения принципиальных технических решений, а также осуществление анализа имеющейся нормативной базы в отношении конкретного ОПО. Однако порядок осуществления и регистрации указанного анализа не определен, но в соответствии с его результатами осуществляется второй этап − идентификация отступлений, т. е. фиксируются только результаты, но не сам процесс осуществления анализа, выполнение которого является базой для выполнения разработки обоснования безопасности.

Третьим этапом осуществляется разработка технического задания, в котором приводится необходимость разработки обоснования безопасности в соответствии с определёнными на предыдущем этапе отступлениями.

Четвертым этапом является осуществление разработки обоснования безопасности в соответствии с техническим заданием. 

На момент написания данной статьи однозначно не определены требования к разработчику обоснования безопасности.

Согласно [2] разработка обоснования безопасности производится лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, однако это не исчерпывающий перечень видов деятельности в области промышленной безопасности при которых возможна разработка обоснования безопасности.

Ни в [3], ни в [4] не упомянут такой вид деятельности, как разработка обоснования безопасности. Эта деятельность не предусмотрена и в перечне видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Следовательно, требования к разработчику обоснования безопасности определены в случае разработки обоснования безопасности при строительстве и реконструкции ОПО, но неоднозначны при разработке обоснования безопасности при остальных видах деятельности в области промышленной безопасности: проектирование, эксплуатация, капитальный ремонт, консервация и ликвидация ОПО.

Далее кратко рассмотрим общие требования к содержанию и структуре обоснования безопасности.

Обоснование безопасности содержит:

  • сведения о результатах оценки риска аварий на ОПО и связанных с ними угроз;
  • условия безопасной эксплуатации ОПО;
  • требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО.

Согласно [2] обоснование безопасности имеет следующую структуру:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты оценки риска аварий на ОПО и связанных с ними угроз»;
  • раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации ОПО»;
  • раздел 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО».

В соответствии с техническим заданием могут быть включены и другие разделы.

В разделе 1 «Общие сведения» приводится, в частности, перечень отступлений от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности с обоснованием их необходимости и достаточности принятых мер, а так же перечнем мероприятий, компенсирующих эти отступления, или недостающие требования промышленной безопасности для конкретного ОПО. При этом в соответствии с требованиями [2] положения, содержащиеся в действующих нормативно-технических документах, в обоснование безопасности включаться не могут.

В разделе 2 «Результаты оценки риска аварий на ОПО и связанных с ними угроз» указываются сведения о методологии анализа опасностей и оценки риска аварий, анализ условий безопасной эксплуатации ОПО, а также результаты оценки риска аварий и связанных с ними угроз.

Учитывая специфику обоснования безопасности и уровень ответственности сведений, приведенных в документе, следует принимать во внимание, что ошибочный выбор методики оценки рисков, а также неполный или неточный анализ и учет имеющихся правил промышленной безопасности, опыта эксплуатации и специфики отрасли может значительно повлиять на выбор компенсирующих мероприятий и уровень безопасности конкретного ОПО.

В разделе 3 «Условия безопасной эксплуатации ОПО» указываются сведения о режимах нормальной эксплуатации ОПО, о технологических защитах, блокировках, автоматических регуляторах, а также о перечне систем противоаварийной автоматической защиты, требования к квалификации персонала.

В разделе 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО» указываются требования промышленной безопасности, связанные с принятыми отступлениями и осуществляется обоснование достаточности принятых компенсирующих мероприятий.

При этом требования должны быть конкретными и допускать возможность проверки их соблюдения.

В целом, в обосновании безопасности подтверждается допустимость эксплуатации ОПО с учетом принятых отступлений от требований, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

На пятом этапе осуществляется экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.

Однако, при отсутствии рекомендованных методик анализа условий безопасной эксплуатации ОПО, фиксированных критериев оценки безопасной эксплуатации ОПО и оценки достаточности принятых компенсирующих мероприятий, результат проведения экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности является субъективным.

На последнем этапе обоснование безопасности регистрируется в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. На ОПО соблюдение требований, установленных обоснованием безопасности, обязательно.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что общие требования к обоснованию безопасности нуждаются в уточнении и конкретизации с учетом актуальных на момент написания статьи вопросов:

  • отсутствие однозначных требований к исполнителю, непосредственно осуществляющему разработку обоснования безопасности, соответствующих уровню ответственности документа;
  • отсутствие методов анализа условий безопасной эксплуатации и оценки достаточности принятых компенсирующих мероприятий;
  • отсутствие фиксированных критериев обеспечения безопасной эксплуатации ОПО при отступлении от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Уточнение указанных вопросов позволит значительно повысить прикладную ценность обоснования безопасности, а также детализировать осуществление разработки и экспертизы обоснования безопасности.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности „Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта“.
  3. Градостроительный кодекс.
  4. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Ракина Надежда Михайловна, инженер-проектировщик I категории отдела промышленной безопасности ООО «ЦентрПроектЗащита» [email protected]

Принципиальные вопросы разработки и применения обоснования безопасности опасного производственного объекта

На вопросы главного редактора журнала «Безопасность труда в промышленности» Станислава Николаевича Буйновского ответил врио руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Викторович Ферапонтов.

Вопрос. Заканчивается 2013 г., ознаменовавшийся большим количеством изменений, внесенных в законодательство о промышленной безопасности. В целях повышения инвестиционной привлекательности отраслей российской промышленности в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции, вступившей в силу с 15 марта 2013 г.) введен новый инструмент — обоснование безопасности опасного производственного объекта. В чем заключается его принципиальная новизна?

Ответ. В ходе разработки изменений в законодательство о промышленной безопасности российским предпринимательским сообществом был поставлен вопрос об априорном отставании нормативно-правового регулирования от развития технологий, применяемых на опасных производственных объектах. В этой связи законодательно определено решение, позволяющее разрабатывать и применять индивидуальные требования промышленной безопасности к конкретному объекту, учитывающие все возможные технологические инновации, по тем или иным причинам не предусмотренные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Обязанностью эксплуатирующей организации и, соответственно, предметом нашей проверки в данном случае становится соблюдение требований, содержащихся в документе «Обоснование безопасности опасного производственного объекта».

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предмет проверки опасных производственных объектов, эксплуатируемых в соответствии с обоснованием безопасности, — соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований обоснования безопасности опасного производственного объекта; а иных опасных производственных объектов — без изменений, т.е. соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.

Вопрос. Какие документы определяют требования к обоснованию безопасности?

Ответ. Это прежде всего статьи 1, 3, 4, 9, 13 и 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в которых:

введено понятие «обоснование безопасности опасного производственного объекта»;

определены случаи и порядок его разработки и изменения;

установлены требования по проведению экспертизы промышленной безопасности и направлению обоснования безопасности в надзорный орган;

отнесены требования, содержащиеся в обосновании безопасности, к обязательным требованиям промышленной безопасности;

установлена обязанность эксплуатирующей организации соблюдать данные требования;

предметом проверки при осуществлении государственного надзора определено соблюдение требований, содержащихся в обосновании безопасности.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 утверждены Федеральные нормы и правила опасных производственных объектов в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», установившие требования к содержанию данного документа.

Вопрос. В каких случаях можно разработать обоснование безопасности?

Ответ. Необходимость разработки обоснования безопасности определяется при подготовке проектной документации на строительство, реконструкцию или документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта. Документ разрабатывается, если при последующей эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации этого объекта потребуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности[1], таких требований недостаточно и (или) они не установлены.

Вопрос. Не вступят ли в противоречия требования, включенные в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, и обоснования безопасности? Какие требования применять?

Ответ. Закон о промышленной безопасности дает однозначный ответ на этот вопрос: обязанность организации — соблюдение требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта (в случае его наличия).

Вопрос. Кто может разработать обоснование безопасности?

Ответ. Обоснование безопасности может разработать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта. Согласно требованиям градостроительного законодательства, такую документацию разрабатывают лица, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, связанным с проектированием опасных производственных объектов.

Вопрос. Можно ли разработать обоснование безопасности для действующего опасного производственного объекта, эксплуатация которого осуществляется с отступлениями от требований промышленной безопасности к эксплуатации?

Ответ. Для действующего опасного производственного объекта, эксплуатация которого осуществляется с отступлениями от требований промышленной безопасности, каких-либо «индульгенций» не предусмотрено. Такой объект эксплуатировать нельзя.

Вопрос. Что делать в случае строительства опасного производственного объекта при отсутствии требований промышленной безопасности?

Ответ. Застройщик или технический заказчик могут поручить лицу, осуществляющему подготовку проектной документации на строительство опасного производственного объекта, разработку обоснования безопасности. Как правило, в таких случаях за основу могут браться требования, изложенные в руководствах по безопасности Ростехнадзора, либо в национальных или международных стандартах. Следует помнить, что после положительной экспертизы промышленной безопасности требования обоснования безопасности станут для организации, эксплуатирующей данный опасный производственный объект, обязательными.

Вопрос. Кто проводит экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности?

Ответ. Экспертизу обоснования безопасности проводит организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности. До выхода постановления Правительства Российской Федерации, уточняющего перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих данный лицензируемый вид деятельности, и включения в него пункта «проведение экспертизы промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта» (такой проект уже разработан) экспертизу могут проводить экспертные организации, получившие лицензию, разрешающую проведение экспертизы документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Вопрос. Сколько обоснований безопасности может быть у одного опасного производственного объекта?

Ответ. Обоснование безопасности должно содержать применительно к конкретному опасному производственному объекту или его составляющей технические и организационные требования, дополнительные к установленным или отсутствующие в федеральных нормах и правилах. Для конкретного опасного производственного объекта должно быть одно обоснование безопасности (со всеми изменениями в случае их наличия). Изменения в обоснование безопасности вносят в случаях:

реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования его безопасности;

изменений условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, влекущих отступления от требований обоснования его безопасности.

Изменения в обоснование безопасности разрабатывают в порядке, установленном для обоснования безопасности. Применение обоснования безопасности без внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

Вопрос. После реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности нужно ли направлять в Ростехнадзор обоснование безопасности?

Ответ. После разработки и прохождения экспертизы промышленной безопасности обоснование безопасности направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в территориальный орган Ростехнадзора при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, т.е. Ростехнадзор должен иметь все обоснования безопасности (с изменениями при их наличии) для всех зарегистрированных опасных производственных объектов. Иначе мы просто не сможем надзирать по новым требованиям промышленной безопасности. После реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности это обоснование безопасности должно быть направлено в Ростехнадзор.

Таким образом, можно подытожить, что проектировщик:

разрабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта;

определяет в процессе проектирования необходимость разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта;

разрабатывает обоснование безопасности опасного производственного объекта;

дорабатывает проектную документацию на строительство или реконструкцию опасного производственного объекта с учетом требований, установленных обоснованием безопасности опасного производственного объекта.

Экспертная организация проводит экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности опасного производственного объекта.

А эксплуатирующая организация:

направляет обоснование безопасности опасного производственного объекта в надзорный орган;

исполняет требования обоснования безопасности опасного производственного объекта в процессе эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

применяет результаты анализа риска в рамках системы управления промышленной безопасностью, декларирования промышленной безопасности, страхования ответственности.

[1] До дня вступления в силу соответствующих федеральных норм и правил в области промышленной безопасности положения п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» применяются в отношении требований промышленной безопасности, установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании».


Смотрите также