Оценка состояния радиационной безопасности


Глава 4. Оценка состояния радиационной безопасности

13. Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:

  • характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  • анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;

  • вероятности радиационных аварий и их предполагаемом масштабе;

  • степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

  • анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

  • числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.

14

. Все вышеуказанные показатели должны быть представлены в радиационно-гигиеническом паспорте пользователя источников ионизирующих излучений, характеризующем уровень обеспечения радиационной безопасности работников данного пользователя, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

15

. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах пользователя источников, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-2000 и настоящих Правил, а в надзорных органах - и с аналогичными показателями других пользователей источников ионизирующего излучения.

16. Для оценки состояния радиационной безопасности используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени радиационный риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.

Глава 5. Пути обеспечения радиационной безопасности

17. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

  • качества проекта радиационного объекта;

  • обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

  • физической защиты источников излучения;

  • зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

  • условий эксплуатации технологических систем;

  • разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения;

  • государственной санитарно-гигиенической экспертизы изделий и технологий по радиационному фактору;

  • наличия системы радиационного контроля;

  • планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

  • радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

18. Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

  • ограничением допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;

  • знанием и соблюдением правил работы с источниками излу-чения;

  • достаточностью коллективных средств защиты, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

  • созданием условий труда, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;

  • применением индивидуальных средств защиты;

  • соблюдением установленных контрольных уровней;

  • организацией радиационного контроля;

  • информированием о радиационной обстановке;

  • проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и воз-никновении аварии.

19. Радиационная безопасность населения обеспечивается:

  • созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;

  • установлением квот на облучение от разных источников излучения;

  • эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

  • организацией системы информации о радиационной обстановке.

20. При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:

  • индивидуальные дозы должны, в первую очередь, снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения;

  • мероприятия по коллективной защите людей, в первую очередь, должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;

  • снижение доз от каждого источника излучения должно, прежде всего, достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.

21. Применение радиоактивных веществ путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается только по нормативно-технической документации, согласованной с Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь или его заместителями.

5.7. Оценка состояния радиационной безопасности

При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:

  • характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  • анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

  • вероятность радиационных аварий и их масштаб;

  • степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

  • анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;

  • число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.

5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на радиационную безопасность;

  • на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

  • на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;

  • на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

  • проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

  • выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.

В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.

В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.

Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.

В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.

В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).

Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.

Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.

Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.

Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.

Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.

5.7. Оценка состояния радиационной безопасности

При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:

  • характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  • анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

  • вероятность радиационных аварий и их масштаб;

  • степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

  • анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;

  • число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.

5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на радиационную безопасность;

  • на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

  • на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;

  • на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

  • проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

  • выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.

В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.

В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.

Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.

В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.

В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).

Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.

Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.

Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.

Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.

Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.

5.7. Оценка состояния радиационной безопасности

При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:

  • характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

  • анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

  • вероятность радиационных аварий и их масштаб;

  • степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

  • анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;

  • число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.

5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на радиационную безопасность;

  • на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;

  • на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;

  • на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

  • проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

  • выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.

В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.

В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.

Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.

В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.

В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).

Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.

Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.

Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.

Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.

Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.


Смотрите также