Оценка состояния радиационной безопасности
Глава 4. Оценка состояния радиационной безопасности
13. Оценка состояния радиационной безопасности должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения»:
характеристике радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и соблюдения норм, правил и гигиенических нормативов;
вероятности радиационных аварий и их предполагаемом масштабе;
степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз.
14
. Все вышеуказанные показатели должны быть представлены в радиационно-гигиеническом паспорте пользователя источников ионизирующих излучений, характеризующем уровень обеспечения радиационной безопасности работников данного пользователя, который разрабатывается и утверждается в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.
15
. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах пользователя источников, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-2000 и настоящих Правил, а в надзорных органах - и с аналогичными показателями других пользователей источников ионизирующего излучения.
16. Для оценки состояния радиационной безопасности используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени радиационный риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.
Глава 5. Пути обеспечения радиационной безопасности
17. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:
качества проекта радиационного объекта;
обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;
физической защиты источников излучения;
зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;
условий эксплуатации технологических систем;
разрешений уполномоченных государственных органов на практическую деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения;
государственной санитарно-гигиенической экспертизы изделий и технологий по радиационному фактору;
наличия системы радиационного контроля;
планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;
радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.
18. Радиационная безопасность персонала обеспечивается:
ограничением допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;
знанием и соблюдением правил работы с источниками излу-чения;
достаточностью коллективных средств защиты, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;
созданием условий труда, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;
применением индивидуальных средств защиты;
соблюдением установленных контрольных уровней;
организацией радиационного контроля;
информированием о радиационной обстановке;
проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и воз-никновении аварии.
19. Радиационная безопасность населения обеспечивается:
созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-2000 и настоящих Правил;
установлением квот на облучение от разных источников излучения;
эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;
организацией системы информации о радиационной обстановке.
20. При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:
индивидуальные дозы должны, в первую очередь, снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения;
мероприятия по коллективной защите людей, в первую очередь, должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;
снижение доз от каждого источника излучения должно, прежде всего, достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.
21. Применение радиоактивных веществ путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается только по нормативно-технической документации, согласованной с Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь или его заместителями.
5.7. Оценка состояния радиационной безопасности
При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.
5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации имеют право:
на радиационную безопасность;
на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;
на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;
на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;
проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.
В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.
В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.
Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.
В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.
В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).
Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.
Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.
Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.
Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.
Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.
5.7. Оценка состояния радиационной безопасности
При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.
5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации имеют право:
на радиационную безопасность;
на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;
на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;
на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;
проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.
В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.
В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.
Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.
В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.
В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).
Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.
Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.
Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.
Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.
Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.
5.7. Оценка состояния радиационной безопасности
При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием ИИИ, проводится оценка радиационной безопасности по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех ИИИ;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территории.
5.9. Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации имеют право:
на радиационную безопасность;
на получение объективной информации от организации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности;
на социальную защиту при проживании на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием ИИИ;
на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ИИ, а также радиационной аварией на возмещение причиненных им убытков.
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;
проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования органов государственной власти РФ всех) уровней по обеспечению радиационной безопасности.
В заключение этого вопроса кратко рассмотрим состояние радиационной безопасности в нашей области.
В 1993 г. областной администрацией была разработана «Комплексная программа радиационной безопасности». К сожалению, до настоящего времени выполнена лишь часть мероприятий этой программы. Так, внедрено обязательное проведение дозиметрических замеров при отводе земельных участков под строительство детских учреждений, жилых домов. Ввод в эксплуатацию жилья также происходит после обязательного дозиметрического контроля. На основных предприятиях областной строительной индустрии ведется выборочный входной контроль строительных материалов, осуществляемый силами Центра санитарно-эпидемиологического надзора и фирмы «Нуклеид». Однако 100% ведомственный контроль всех строительных материалов не проводится.
Начатая в 1993 г. программа по оценке радиационной обстановки г. Тверь проведена лишь частично. Пешеходная съемка всей жилой зоны с составлением карты радиационного фона города не выполнена.
В связи с этим возможны случайные локальные заражения за счет неправильного хранения источников ИИ или преднамеренных «подбросов»; в ряде промышленных предприятий и научных учреждений в городе имеются источники ИИ.
В Твери до настоящего времени существует локальный очаг радиационного заражения на территории военного аэродрома «Мигалово». Радиационный фон у трех жилых домов вблизи очага несколько превышает естественный фон. Существует и потенциальная опасность для всего жилого массива, так как работы по полной дезактивации очага на территории аэродрома не закончены (так же как и удаление зараженного грунта).
Выборочные замеры радиационного фона проводятся в школах, детских дошкольных учреждениях, а также в квартирах при обращении граждан. Всего за 1995 г. проведено 5211 дозиметрических исследований, превышения естественного фона не обнаружено.
Внедрены радиометрические исследования удельной радиоактивности питьевой воды, водоемов, водозаборов, продуктов с предприятий пищевой промышленности города, из разных областей РФ, СНГ, а также импортных. Проверялись также продукция Тверского городского молочного комбината, цеха детского питания, хлебозаводов города, овощная продукция тепличного комбината, мясокомбината и других предприятий. Превышения предельно допустимых уровней не обнаружено.
Однако ряд объектов представляют опасность. Например, Калининская АЭС. Из-за значительного сокращения расходов на ее содержание и на текущую модернизацию на двух энергоблоках может возникнуть аварийная ситуация.
Помимо этого в области имеется один могильник радиоактивных отходов, ныне законсервированный взятый под строгий контроль.
Стоит отметить и тот факт, что в настоящее время комплексная программа радиационной безопасности Тверской области до сих пор не профинансирована до конца и некоторые мероприятия по ней находятся под вопросом.