Огп экстремизм как угроза национальной безопасности россии


Тема №3 Экстремизм как угроза национальной безопасности

ПЛАН

занятия по общественно-государственной подготовке

с группой офицеров №______________ войсковой части ____________

«___» января 2017 года

Занятие: Лекция.

Учебные цели: 1. Воспитание достойных защитников Родины, непримиримых  борцов с экстремизм.

 2. Довести основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Время проведения: 14.30 – 16.30.

Место проведения:

Материально – техническое обеспечение: план занятия, политическая карта мира и России, указка, выписки из установочного приказа по организации ОГП и учебного плана на 2017 год.

Ход занятия

     Вступительная часть –  10 минут. 

Контроль готовности слушателей к проведению занятия.

Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.

Информирование перед занятием.

Основная часть –  90 минут

  1. Экстремизм – как угроза национальной безопасности России.
  2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельной националистических, радикальных. Религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и специальной обстановки в стране. Что же такое экстремизм.

1.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,  избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанных в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм – крайне опасное явление в жизни любого общества. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и  государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз.

К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма.

К внутренним угрозам – экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.

В то же время нельзя не замечать, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества.

Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождение идей нацизма и фашизма.

Наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются  в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.

Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникаций для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.

Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных технологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей, запрещенных международных экстремистских и террористических организаций.

Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий.

Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремисткой идеологии.

Прямые и косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни6 политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

Далее рассмотрим основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

2.

Принципы противодействия экстремистской деятельности представляют собой основы, на которых базируются идеология, политика Российской Федерации, нормативно-правовая база в сфере борьбы с проявлениями экстремизма.

Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности;

Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций гарантируются Конституцией Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, в обязанность государства включается призвание, соблюдение и защита прав человека и гражданина.

Основные права и свободы человека и гражданина определены в главе2 Конституции Российской Федерации и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Закон требует также признания, соблюдения и защиты законных интересов организаций. В частности, например, при противодействии экстремистской деятельности соответствующие органы не могут произвольно прекращать деятельность организаций, изымать у них имущество, иным образом нарушать их интересы и устанавливать препятствия законной деятельности.

Принцип законности является общеправовым, в соответствии с ним деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц должна соответствовать закону и иным нормативным актам

Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при реализации программ по противодействию экстремистской деятельности. То есть органы, принимающие участие в противодействии экстремистской деятельности, должны строить свою работу в соответствии с законом и подчиняться закону.

Принцип гласности требует от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике.

Результаты деятельности органов, осуществляющих противодействие экстремизму, могут быть обнародованы через средства массовой информации.

При этом следует во внимание, что оперативно-разыскные меры противодействия экстремистской деятельности, осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов. В отношении тайны следствия, государственной тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих экстремистской деятельности, подлежат раскрытию.

Принцип приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации выражается в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности означает, что борьба с экстремизмом должна вестись еще до ее первых проявлений. То есть принятие превентивных мер является залогом успеха в противодействии экстремизму

Профилактические меры являются важнейшим направлением противодействия экстремизму. В этих целях осуществляется профилактика экстремистской деятельности, которая включает в себя, в том числе. Воспитание патриотизма у населения, пропаганду толерантности, стремление к мирному урегулированию конфликтов.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

Принцип сотрудничества предполагает взаимодействие государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, которое необходимо для эффективной борьбы с проявлением экстремизма. Несомненно, государству посредством одних только своих рычагов воздействия будет довольно сложно справиться с поставленными задачами. Для реализации программ по противодействию экстремизму необходима поддержка самых граждан, их объединений.

Кроме того, Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы  с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и социальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Принцип неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности выражается в том, что виновные за осуществление указанной деятельности лица должны быть наказаны, а именно привлечены к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Без мер государственного принуждения, адекватного наказания за совершение деяний, отнесенных к экстремистским, было бы невозможно достичь целей противодействия экстремизму. Установление ответственности является необходимым условием эффективности всех прочих мер, направленных на противодействие экстремизму.

Противодействие экстремистской деятельности осуществление по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществления экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Кратко рассмотрим эти основные направления.

Профилактика представляет собой комплекс мер по недопущению экстремизма.

Профилактика может показаться наиболее мягким методом борьбы с экстремистскими проявлениями, поскольку в его рамках осуществляется борьба с причинами и условиями возникновения экстремизма. Однако не стоит недооценивать данный метод по причине того, что принимаемые в рамках профилактики экстремистской деятельности меры имеют своей целью воздействие на сознание людей.

Осуществление профилактики экстремистской деятельности является полномочием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Мерой профилактического воздействия является объявление предостережения.

Объявление предостережения возможно при совокупности нескольких условий:

а) наличие сведений о готовящихся противоправных действиях. При этом сведения должны быть достаточными и предварительно подтвержденными, Достаточность сведений необходимо в каждом конкретном случае определять отдельно, исходя из обстоятельств. Для предварительного подтверждения необходимо проведение соответствующих проверок, изучение документов, наблюдение и т.д. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информации контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях;

б) противоправные деяния должны содержать признаки экстремистской деятельности;

в) не должно иметься оснований для привлечения к уголовной ответственности. Готовящееся деяние не должно вообще содержать в себе признаков преступления, либо это преступление не должно быть тяжким или особо тяжким.

Следовательно, предостережение может быть вынесено только при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

Объявить предостережение могут только Генеральный  прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему прокурор или его заместитель.

Предостережение объявляется только в письменной форме. В предостережении указываются конкретные основания его вынесения и. если возможно, дается срок на устранение нарушений. При этом срок не может быть меньше 10 дней.

Предостережение объявляется руководителям религиозных, общественных и иных организаций, непосредственно в прокуратуре и под расписку. Однако в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта.

Другой мерой противодействия экстремистской деятельности является предупреждение.

В отличие от предостережения предупреждение как мера реагирования выносится при наличии фактов уже совершенной экстремистской деятельности.

При этом следует учитывать, что предупреждение организации может быть может быть вынесено не только за экстремистскую деятельность  самой организации, но и за подобную деятельность ее филиалов, региональных и иных структурных подразделений.

В отличие от предостережения предупреждение может быть вынесено не только Генеральным  прокурор или подчиненным ему соответствующим прокурором.

Общественным и религиозным объединениям вынести предупреждение может и регистрирующий орган – Министерство юстиции или его территориальные подразделения.

По сути, предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определенных деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо.

Еще одной мерой противодействия экстремистской деятельности является приостановление деятельности общественного или религиозного объединения. По сути, эта мера применяется только в качестве обеспечительной, когда Генеральным прокурором, подчиненными ему прокурорами или регистрирующим органом либо его территориальными органами направлено в суд заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, но судом решение еще не принято. Указанные должностные лица и органы вправе в административном порядке, то есть без обращения в суд, приостановить деятельность объединения для обеспечения дальнейшего исполнения решения суда.

Приостановление деятельности  используется как мера воздействия на организации, некоммерческие организации, филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций при несоответствии деятельности некоммерческих организаций уставным и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачах, а также несоблюдении ими российского законодательства.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России или его территориального органа.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Поэтому крайней мерой противодействия экстремистской деятельности может быть ликвидация соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора.

Заключительная часть –  10 минут.

Подведение итогов занятия.

Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия.

Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Командир ______________________

                                          майор                                            И.Сидоров

 «____» января 2017 г.

Вопросы: 1. Экстремизм - как угроза национальной безопасности России. 2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране. Что же такое экстремизм?

1

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения; - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Экстремизм - крайне опасное явление в жизни любого общества. Экстремизм во всех его проявлениях ведёт к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создаёт реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия. За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма. К внутренним угрозам - экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц. В то же время нельзя не замечать, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Серьёзную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма. Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путём распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов. Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии. Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе. Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки. Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей, запрещённых международных экстремистских и террористических организаций. Серьёзную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодёжь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий. Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

Далее рассмотрим основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

2

Принципы противодействия экстремистской деятельности представляют собой основы, на которых базируются идеология, политика Российской Федерации, нормативно-правовая база в сфере борьбы с проявлениями экстремизма. Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются: - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; - приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; - неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций гарантируются Конституцией Российской Федерации. Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, в обязанность государства включается признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина. Основные права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Закон требует также признания, соблюдения и защиты законных интересов организаций. В частности, например, при противодействии экстремистской деятельности соответствующие органы не могут произвольно прекращать деятельность организаций, изымать у них имущество, иным образом нарушать их интересы и устанавливать препятствия законной деятельности. Принцип законности является общеправовым, в соответствии с ним деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц должна соответствовать закону и иным нормативным актам. Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при реализации программ по противодействию экстремистской деятельности. То есть органы, принимающие участие в противодействии экстремистской деятельности, должны строить свою работу в соответствии с законом и подчиняться закону. Принцип гласности требует от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике. Результаты деятельности органов, осуществляющих противодействие экстремизму, могут быть обнародованы через средства массовой информации. При этом следует принимать во внимание, что оперативно-розыскные меры противодействия экстремистской деятельности осуществляются путём сочетания гласных и негласных методов. В отношении тайны следствия, государственной тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих экстремистской деятельности, подлежит раскрытию. Принцип приоритета безопасности Российской Федерации выражается в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, означает, что борьба с экстремизмом должна вестись ещё до его первых проявлений. То есть принятие превентивных мер является залогом успеха в противодействии экстремизму. Профилактические меры являются важнейшим направлением противодействия экстремизму. В этих целях осуществляется профилактика экстремистской деятельности, которая включает в себя, в том числе, воспитание патриотизма у населения, пропаганду толерантности, стремления к мирному урегулированию конфликтов. Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряжённостью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны. Принцип сотрудничества предполагает взаимодействие государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, которое необходимо для эффективной борьбы с проявлениями экстремизма. Несомненно, государству посредством одних только своих рычагов воздействия будет довольно сложно справиться с поставленными задачами. Для реализации программ по противодействию экстремизму необходима поддержка самих граждан, их объединений. Кроме того, Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Принцип неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности выражается в том, что виновные за осуществление указанной деятельности лица должны быть наказаны, а именно привлечены к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Без мер государственного принуждения, адекватного наказания за совершение деяний, отнесённых к экстремистским, было бы невозможно достичь целей противодействия экстремизму. Установление ответственности является необходимым условием эффективности всех прочих мер, направленных на противодействие экстремизму. Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: - принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; - выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Кратко рассмотрим эти основные направления. Профилактика представляет собой комплекс мер по недопущению экстремизма. Профилактика может показаться наиболее мягким методом борьбы с экстремистскими проявлениями, поскольку в ее рамках осуществляется борьба с причинами и условиями возникновения экстремизма. Однако не стоит недооценивать данный метод по причине того, что принимаемые в рамках профилактики экстремистской деятельности меры имеют своей целью воздействие на сознание людей. Осуществление профилактики экстремистской деятельности является полномочием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Мерой профилактического воздействия является объявление предостережения. Объявление предостережения возможно при совокупности нескольких условий: а). наличие сведений о готовящихся противоправных действиях. При этом сведения должны быть достаточными и предварительно подтверждёнными. Достаточность сведений необходимо в каждом конкретном случае определять отдельно, исходя из обстоятельств. Для предварительного подтверждения необходимо проведение соответствующих проверок, изучение документов, наблюдение и т.д. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведённых проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информации контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях; б). противоправные действия должны содержать признаки экстремистской деятельности; в). не должно иметься оснований для привлечения к уголовной ответственности. Готовящееся деяние не должно вообще содержать в себе признаков преступления, либо это преступление не должно быть тяжким или особо тяжким. Следовательно, предостережение может быть вынесено только при наличии достаточных и предварительно подтверждённых сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Объявить предостережение могут только Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчинённый ему соответствующий прокурор или его заместитель. Предостережение объявляется только в письменной форме. В предостережении указываются конкретные основания его вынесения и, если возможно, даётся срок на устранение нарушений. При этом срок не может быть меньше 10 дней. Предостережение объявляется руководителям религиозных, общественных и иных организаций непосредственно в прокуратуре и под расписку. Однако в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта. Другой мерой противодействия экстремисткой деятельности является предупреждение. В отличие от предостережения предупреждение как мера реагирования выносится при наличии фактов уже совершаемой экстремистской деятельности. При этом следует учитывать, что предупреждение организации может быть вынесено не только за экстремистскую деятельность самой организации, но и за подобную деятельность ее филиалов, региональных и иных структурных подразделений. В отличие от предостережения предупреждение может быть вынесено не только Генеральным прокурором или подчинённым ему соответствующим прокурором. Общественным и религиозным объединениям вынести предупреждение может и регистрирующий орган - Министерство юстиции или его территориальные подразделения. По сути, предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определённых деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо. Ещё одной мерой противодействия экстремисткой деятельности является приостановление деятельности общественного или религиозного объединения. По сути, эта мера применяется только в качестве обеспечительной, когда Генеральным прокурором, подчинёнными ему прокурорами или регистрирующим органом либо его территориальными органами направлено в суд заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, но судом решение ещё не принято. Указанные должностные лица и органы вправе в административном порядке, то есть без обращения в суд, приостановить деятельность объединения для обеспечения дальнейшего исполнения решения суда. Приостановление деятельности используется как мера воздействия на организации, некоммерческие организации, филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций при несоответствии деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также несоблюдении ими российского законодательства. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России или его территориального органа. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Поэтому крайней мерой противодействия экстремисткой деятельности может быть ликвидация соответствующего общественного или религиозного объединения, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчинённого ему прокурора.

Методические рекомендации. Во вступительном слове руководителю занятия необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы. При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, почему экстремизм представляет собой угрозу национальной безопасности России. В ходе изучения второго вопроса руководителю занятия необходимо разъяснить слушателям основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература: 1.Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 года». 4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 28.11.2014 г., Пр-2753. 5. Едлин В. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 6. Смолина Л. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

7. Смушкин А. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Подполковник запаса Сергей ПАВЛОВ, кандидат политических наук

Ориентир 12 2015

Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

УТВЕРЖДАЮ ___________________________________________________________________________________________________________________ ________________2016 М Е Т О Д И Ч Е С К И Й П Л А Н проведения занятий со средним и старшим начальствующим составом Главного управления МЧС России по Омской области Тема: Экстремизм как угроза национальной безопасности России. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности. Вид занятия: теоретический Отводимое время: 2 (ч). Цель занятия: Довести до слушателей информацию об экстремизме как угрозе национальной безопасности России, изучить основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности. Используемая литература: Пилкингтон Х. Глядя на Запад Санкт-Петербург, 2004; Ломейко В. Левее истины М.,1970; Левикова С.И. Молодёжная культура - М,, 2002, материалы интернет сайтов. 2. Развернутый план занятия. № п/п Учебные вопросы (включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в том числе технические средства обучения) учебного вопроса. 1. Экстремизм как угроза национальной безопасности России. 55 Экстремистская деятельность (экстремизм) - это: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г.№ 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Обобщая это определение, можно сказать, что экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма: политический, национальный и религиозный. Примерами экстремизма могут служить провокации беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В большинстве случаев экстремизму подвержены молодые люди до 30 лет, так как они более эмоциональны, легковерны и психологически неустойчивы. Все эти качества умело используются политическими элитами в борьбе за власть. Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Национальный экстремизм подразделяется на несколько течений. Левый экстремизм. Классическими формами левого экстремизма является российский терроризм во второй половине XIX — начале XX в. (народники, эсэры, анархисты). Система левого экстремизма делает акцент на идею непримиримой классовой борьбы. Анархизм — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Правый экстремизм. Правый экстремизм в отличие от левого эксплуатирует не столько просветительскую идеологию классовой борьбы, сколько “почвеннические” идеи борьбы между нациями и расами, культурами и цивилизациями. Среди форм правового экстремизма называют правый популизм, ультраконсерватизм, религиозный фундаментализм, а также фашизм. Главным и определяющим в существовании экстремистских организаций является идеология. В этой центральной идее, как правило, отвергаются правительства своей страны, что приводит к различного рода столкновениям. Многое экстремистские течения опираются на идеи расового превосходства, взятые из идеологии классического нацизма. Неонацизм — следование национал-социалистической идеологии после 1945 года. Многие так называемые «неонацисты» исповедуют версию антиглобализма и белого сепаратизма (расиализма), что слегка отличается от имперской идеологии классического национал-социализма. В современных условиях может отменяться или немного искажаться принцип вождизма. Неонацисты обычно не афишируют своих фюреров, а в качестве символической личности используют образ Гитлера. В отличие от исходных национал-социалистов, некоторые неонацисты принимают идею демократии (как вариант «белого наследия», восходящего к античности). Существует ряд неонацистских организаций. К их числу также относятся так называемые скинхеды. НС-скинхеды появились к концу 1982 года, в Великобритании, как совместный проект лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) — Яна Стюарта Дональдсона и Британского Национального Фронта. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) — солдат Священной Расовой Войны (англ. Racial Holy War), борющихся против недолюдей — евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодежи. Появление первых НС-скинхедов в России относят к 1992—1993 гг. Численность людей, входящих в эту организацию (по оценкам правозащитников) — около 70 тыс. человек, которые причисляют себя к НС-скинхедам; между тем, есть мнение, что эта цифра многократно завышена. Праздник НС-скинхедов: 20 апреля — день рождения Гитлера. Скинхеды позиционируют себя как национально-освободительное движение и борются за идеи превосходства «белой», арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Под арийской расой подразумеваются далеко не все представители европеоидной расы, а только те, кого нацисты считали такими, т.е. нордическая раса, альпийская раса и некоторые другие (в их число входят восточные славяне). Скинхеды — крайние расисты, антисемиты и ксенофобы, противники нелегальной иммиграции, смешанных браков и сексуальных девиаций, особенно гомосексуализма. В Англии предмет их неприязни — пакистанцы и бангладешцы, в России — кавказцы, цыгане, евреи, негры и тюрки. Проблема экстремизма со стороны выходцев из кавказских республик на сегодняшний день в России остается актуальной. Кавказские регионы самые сложные Российской Федерации с точки зрения социально-экономического развития, осуществления государственного управления, а также обеспечения национальной безопасности. Несмотря на укрепление федеральной власти там продолжают действовать различные конфликтогенные факторы. Религиозный экстремизм. Проблема религиозного экстремизма – одна из самых обсуждаемых в последние годы не только в СМИ, но и на заседаниях Государственной Думы. Вопросы веры, религии – одни из самых болезненных и «интимных» как отдельного человека, так и для общества в целом. Религиозный экстремизм, как правило, напрямую связан с политическим экстремизмом, а религиозная идеология часто становится политической идеологией. В современных политических условиях эта проблема стала подниматься и активно обсуждаться на всех уровнях, так как наше правительство взяло курс на создание собственной государственной идеологии, без которой никакое сильное государство не может быть прочным и существовать достаточно долго, так как оказалось, что именно идеологический вакуум порождает эти чудовищные явления нашей общественной жизни. Любой историк хорошо понимает, что истоки всех современных проблем коренятся в прошлом. Религиозный экстремизм – не преходящая сиюминутная проблема, возникшая внезапно только сейчас, на рубеже второго тысячелетия. Это не то явление, которое можно победить, немного подправив законодательство или повысив бдительность населения и органов госбезопасности. Все гораздо глубже, сложнее и страшнее. Если вдуматься, всю историю человечества можно представить как историю религиозных войн. Вспомним, какую роль играла религия в прошлом, когда человек ничего не делал без Божьего соизволения. Со временем война из битвы за справедливость превратилась в форму решения финансовых и политических задач, где морали нет места, а главным является эффективность любыми средствами, когда нет идеи Высшего правосудия, армии можно делать все что прикажут. О религиозных войнах старались забыть. Между тем сейчас на Ближнем Востоке идет настоящая религиозная война. Понятие экстремизма, и не только религиозного, наиболее тесно сплетается с близким и сопутствующим ему понятием фанатизма. Конечно, экстремистами бывают не только фанатики. Чаще всего, напротив, лидеры экстремистов – беспринципные прагматики, одержимые исключительно корыстными целями. Идеология здесь является только инструментом политики. Сами же экстремистские действия в массе своей совершают именно фанатики. Они являются главным орудием экстремизма, самым страшным, потому что эффективного противодействия ему до сих пор не придумали. Фанатик не боится никого и ничего, он не боится смерти, а убивает исключительно ради высшей цели. Корни фанатизма именно в религиозном мировоззрении, так как в религии верующему нет места сомнению. Оно по определению невозможно. Любая религия опирается на догматы – положения, которые не оспариваются. Это является самым страшным фактором в религиозном экстремизме – неоспаримость веры. Наиболее опасным остается течение ваххабистов и джихадистов, вступили в категорическое противоречие с традиционным исламом, уводя своих сторонников в военизированные секты. Традиционные исламские институты (муфтияты, медресе, ассоциации исламского толка) готовы активизировать свои усилия по противодействию экстремизму и предотвращению его расползания по миру. Таким образом на сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. 2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности. 35 Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются: 1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; 2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Специалисты выделяют в качестве основных принципов борьбы с экстремизмом следующие: - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; - законность; - гласность; - приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; - неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности. Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения). В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Главным идеологическим компонентом противодействия экстремизму, должна стать толерантность как стиль взаимоотношений между северокавказскими народами, между национальными образованиями и федеральным центром, а также взаимоотношений внутри общества. Именно нехватка толерантности и взаимоуважения привела как к многочисленным межнациональным конфликтам, так и к конфронтации с федеральным центром и серьезным противоречиям внутри общества. Недовольство и неравенство, вызванные этими процессами и конфликтами, привели к тому, что экстремизм оказался востребованным и с легкостью распространяется по планете превращаясь в раковую опухоль, которая сегодня репродуцирует все новые и новые террористические угрозы России и всему европейскому континенту. 3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план ____________________________________________________________________ 4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию повторить пройденную тему ________________________ ____________________________________________________________________ ____ __________ 2016 Руководитель занятия _____________________ (Ф.И.О.)(дата, подпись)

Тема №16 Экстремизм – как угроза национальной безопасности России.

Занятие: Рассказ – беседа. Учебные цели: 1. Воспитание достойных защитников Родины, непримиримых  борцов с экстремизм.                             2. Довести основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Время проведения: 14.30– 16.20. Место проведения: группа _______ Материально – техническое обеспечение: наглядные пособия.

Ход занятия

Вступительная часть –  10 минут.  Контроль готовности слушателей к проведению занятия. Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения. Информирование перед занятием.

Основная часть –  90 минут

  1. Экстремизм – как угроза национальной безопасности России.
  2. Основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

Одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельной националистических, радикальных. Религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и специальной обстановки в стране. Что же такое экстремизм.

1.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления,  избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанных в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Экстремизм – крайне опасное явление в жизни любого общества. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и  государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз.

К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма.

К внутренним угрозам – экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.

В то же время нельзя не замечать, что экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества.

Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождение идей нацизма и фашизма.

Наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются  в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.

Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», стали основным средством коммуникаций для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.

В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.

Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки.

Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных технологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей, запрещенных международных экстремистских и террористических организаций.

Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий.

Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремисткой идеологии.

Прямые и косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни6 политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

Далее рассмотрим основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности.

2.

Принципы противодействия экстремистской деятельности представляют собой основы, на которых базируются идеология, политика Российской Федерации, нормативно-правовая база в сфере борьбы с проявлениями экстремизма.

Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:

признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

законность;

гласность;

приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

приоритет мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности;

сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности;

Рассмотрим подробнее вышеуказанные принципы.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций гарантируются Конституцией Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью. В свою очередь, в обязанность государства включается призвание, соблюдение и защита прав человека и гражданина.

Основные права и свободы человека и гражданина определены в главе2 Конституции Российской Федерации и гарантируются согласно общепринятым принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Закон требует также признания, соблюдения и защиты законных интересов организаций. В частности, например, при противодействии экстремистской деятельности соответствующие органы не могут произвольно прекращать деятельность организаций, изымать у них имущество, иным образом нарушать их интересы и устанавливать препятствия законной деятельности.

Принцип законности является общеправовым, в соответствии с ним деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц должна соответствовать закону и иным нормативным актам

Принцип законности обеспечивает недопущение нарушения нормативных актов при реализации программ по противодействию экстремистской деятельности. То есть органы, принимающие участие в противодействии экстремистской деятельности, должны строить свою работу в соответствии с законом и подчиняться закону.

Принцип гласности требует от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике.

Результаты деятельности органов, осуществляющих противодействие экстремизму, могут быть обнародованы через средства массовой информации.

При этом следует во внимание, что оперативно-разыскные меры противодействия экстремистской деятельности, осуществляются путем сочетания гласных и негласных методов. В отношении тайны следствия, государственной тайны и некоторых иных видов информации ограниченного доступа также необходимо соблюдение режима конфиденциальности. Следовательно, не любая информация о деятельности органов, противодействующих экстремистской деятельности, подлежат раскрытию.

Принцип приоритета обеспечения безопасности Российской Федерации выражается в том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности означает, что борьба с экстремизмом должна вестись еще до ее первых проявлений. То есть принятие превентивных мер является залогом успеха в противодействии экстремизму

Профилактические меры являются важнейшим направлением противодействия экстремизму. В этих целях осуществляется профилактика экстремистской деятельности, которая включает в себя, в том числе. Воспитание патриотизма у населения, пропаганду толерантности, стремление к мирному урегулированию конфликтов.

Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют для многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.

Принцип сотрудничества предполагает взаимодействие государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, которое необходимо для эффективной борьбы с проявлением экстремизма. Несомненно, государству посредством одних только своих рычагов воздействия будет довольно сложно справиться с поставленными задачами. Для реализации программ по противодействию экстремизму необходима поддержка самых граждан, их объединений.

Кроме того, Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы  с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и социальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Принцип неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности выражается в том, что виновные за осуществление указанной деятельности лица должны быть наказаны, а именно привлечены к уголовной, административной или гражданско-правовой ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Без мер государственного принуждения, адекватного наказания за совершение деяний, отнесенных к экстремистским, было бы невозможно достичь целей противодействия экстремизму. Установление ответственности является необходимым условием эффективности всех прочих мер, направленных на противодействие экстремизму.

Противодействие экстремистской деятельности осуществление по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществления экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Кратко рассмотрим эти основные направления.

Профилактика представляет собой комплекс мер по недопущению экстремизма.

Профилактика может показаться наиболее мягким методом борьбы с экстремистскими проявлениями, поскольку в его рамках осуществляется борьба с причинами и условиями возникновения экстремизма. Однако не стоит недооценивать данный метод по причине того, что принимаемые в рамках профилактики экстремистской деятельности меры имеют своей целью воздействие на сознание людей.

Осуществление профилактики экстремистской деятельности является полномочием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Мерой профилактического воздействия является объявление предостережения.

Объявление предостережения возможно при совокупности нескольких условий:

а) наличие сведений о готовящихся противоправных действиях. При этом сведения должны быть достаточными и предварительно подтвержденными, Достаточность сведений необходимо в каждом конкретном случае определять отдельно, исходя из обстоятельств. Для предварительного подтверждения необходимо проведение соответствующих проверок, изучение документов, наблюдение и т.д. Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года №39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение необходимо объявлять на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информации контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях;

б) противоправные деяния должны содержать признаки экстремистской деятельности;

в) не должно иметься оснований для привлечения к уголовной ответственности. Готовящееся деяние не должно вообще содержать в себе признаков преступления, либо это преступление не должно быть тяжким или особо тяжким.

Следовательно, предостережение может быть вынесено только при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности.

Объявить предостережение могут только Генеральный  прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему прокурор или его заместитель.

Предостережение объявляется только в письменной форме. В предостережении указываются конкретные основания его вынесения и. если возможно, дается срок на устранение нарушений. При этом срок не может быть меньше 10 дней.

Предостережение объявляется руководителям религиозных, общественных и иных организаций, непосредственно в прокуратуре и под расписку. Однако в целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта.

Другой мерой противодействия экстремистской деятельности является предупреждение.

В отличие от предостережения предупреждение как мера реагирования выносится при наличии фактов уже совершенной экстремистской деятельности.

При этом следует учитывать, что предупреждение организации может быть может быть вынесено не только за экстремистскую деятельность  самой организации, но и за подобную деятельность ее филиалов, региональных и иных структурных подразделений.

В отличие от предостережения предупреждение может быть вынесено не только Генеральным  прокурор или подчиненным ему соответствующим прокурором.

Общественным и религиозным объединениям вынести предупреждение может и регистрирующий орган – Министерство юстиции или его территориальные подразделения.

По сути, предупреждение носит характер оповещения о том, что совершение определенных деяний, которые подтверждаются фактами, недопустимо.

Еще одной мерой противодействия экстремистской деятельности является приостановление деятельности общественного или религиозного объединения. По сути, эта мера применяется только в качестве обеспечительной, когда Генеральным прокурором, подчиненными ему прокурорами или регистрирующим органом либо его территориальными органами направлено в суд заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, но судом решение еще не принято. Указанные должностные лица и органы вправе в административном порядке, то есть без обращения в суд, приостановить деятельность объединения для обеспечения дальнейшего исполнения решения суда.

Приостановление деятельности  используется как мера воздействия на организации, некоммерческие организации, филиалы и представительства международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций при несоответствии деятельности некоммерческих организаций уставным и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачах, а также несоблюдении ими российского законодательства.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения или религиозной организации нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, устранено, общественное объединение или религиозная организация возобновляет свою деятельность на основании соответствующего распоряжения Минюста России или его территориального органа.

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Поэтому крайней мерой противодействия экстремистской деятельности может быть ликвидация соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора.

Заключительная часть –  10 минут. Подведение итогов занятия. Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия. Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Начальник __________________ майор                          С.Сидоров

 «____» _______________ 201   г.


Смотрите также