Организация автомобильных перевозок и безопасность движения


Организация автомобильных перевозок и безопасность движения, Горев А.Э., Олещенко Е.М., 2006

Книги и учебники → Книги для автомобилистов, автолюбителей

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Организация автомобильных перевозок и безопасность движения, Горев А.Э., Олещенко Е.М., 2006.Описаны нормативная и правовая база организации автомобильных перевозок, методы организации движения подвижного состава, документы, необходимые для планирования, организации и выполнения перевозок, и источники их получения. Рассмотрены основные методы и средства обеспечения безопасного выполнения перевозочного процесса. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно специалистам автомобильного транспорта в их практической деятельности и при повышении квалификации.

Значение автомобильных перевозок для экономики и населения.

Спрос на автомобильные перевозки во многом определяется динамикой и структурой изменения объемов производства в стране, платежеспособностью предприятий и организаций всех отраслей экономики, а также уровнем благосостояния населения. Следует учитывать, что экономика и перевозки взаимно влияют друг на друга. Как развитие экономики вызывает рост перевозок, так и высокий уровень и возможности перевозочных услуг благотворно влияют на уровень инвестиций и темпы роста экономики в регионе.Автомобильным транспортом (АТ) в Российской Федерации перевозится около 80 % общего объема грузов, перевозимых всеми видами транспорта, т.е. подавляющая часть грузов не может быть доставлена потребителям без АТ. В то же время в общем грузообороте всех видов транспорта доля АТ не составляет и нескольких процентов. Таким образом, основная сфера деятельности АТ — это доставка продукции в городах и подвоз-вывоз грузов в транспортных узлах железнодорожного и морского транспорта. Транспорт является частью производительных сил общества и представляет собой самостоятельную отрасль материального производства. Отсюда следует, что продукция транспорта имеет материальный характер и выражается в перемещении вещественного продукта других отраслей. Продукция транспорта имеет следующие особенности:• материальный характер транспортной продукции заключается в изменении пространственного положения перевозимых товаров;• на транспорте процесс производства и потребления продукции нс разделены во времени, продукция транспорта потребляется как полезный эффект, а не вещь;• транспортную продукцию нельзя накопить впрок, повышение спроса на перевозки потребует использования дополнительных провозных возможностей.

Содержание

Предисловие

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Глава 1. Развитие автомобильного транспорта в России1.1.Значение автомобильных перевозок для экономики и населения1.2.Состояние и перспективы автомобильных перевозокГлава 2. Транспортный процесс перевозки2.1.Транспортный процесс и его элементы2.2.Формирование показателей работы автомобильного транспорта2.3.Маршруты перевозки2.4.Влияние эксплуатационных факторов на производительность автомобиля2.5.Себестоимость и тарифы на перевозкиГлава 3. Нормативное обеспечение перевозок3.1.Регулирование транспортной деятельности3.2.Законодательное и нормативное обеспечение перевозок3.3.Документальное оформление перевозокГлава 4. Планирование и управление перевозками4.1.Принципы планирования перевозок4.2.Система управления перевозками4.3.Служба эксплуатации автотранспортной организации4.4.Оперативное управление перевозками4.5.Учет и анализ результатов выполнения перевозок

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Глава 5. Грузы и транспортное оборудование5.1.Грузы и их классификация5.2.Транспортная тараГлава 6. Организация и технологии перевозок грузов6.1.Классификация грузовых автомобильных перевозок6.2.Технологический процесс перевозки грузов6.3.Основные методы организации грузовых автомобильных перевозок6.3.1.Перевозки грузов специализированным подвижным составом6.3.2.Перевозки тарно-штучных грузов6.3.3.Перевозки навалочных грузов6.3.4.Контейнерные перевозки6.3.5.Организации междугородних и международных перевозок6.3.6.Перевозки скоропортящихся грузов6.3.7.Перевозки опасных грузов6.3.8.Организация перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов6.4.Взаимодействие с другими видами транспорта6.4.1.Региональные особенности транспортной системы России6.4.2.Виды перевозок6.4.3.Условия взаимодействия разных видов транспорта6.4.4.Транспортно-экспедиционное обслуживание6.5.Логистические транспортные системы

РАЗДЕЛ III ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

Глава 7. Определение спроса на пассажирские перевозки7.1.Транспортная подвижность населения7.2.Получение данных о спросе на пассажирские перевозкиГлава 8. Организация и технология пассажирских перевозок8.1.Классификация пассажирских автомобильных перевозок8.2.Городские пассажирские перевозки8.3.Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности8.4.Таксомоторные перевозки8.5.Качество пассажирских перевозок

РАЗДЕЛ IV ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Глава 9. Основы обеспечения безопасности дорожного движения9.1. Система государственного управления безопасностью дорожного движения9.2.Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения9.2.1.Общая характеристика9.2.2.Факторы, связанные с человеком9.2.3.Факторы, связанные с транспортным средством9.2.4.Факторы, связанные с дорогой9.2.5.Факторы, связанные с внешней средой 9.3.Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий9.3.1.Понятие о дорожно-транспортном происшествии9.3.2.Основные виды дорожно-транспортных происшествий9.3.3.Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности9.4.Конструктивная безопасность транспортных средств9.4.1.Общие сведения9.4.2.Активная безопасность транспортных средств9.4.3.Пассивная безопасность транспортных средств9.4.4.Послеаварийная безопасность транспортных средств9.4.5.Экологическая безопасность гранспоргных средств9.5.Организация работы по обеспечению безопасности дорожного движения в автотранспортной организации9.5.1.Деятельность автотранспортной организации по обеспечению безопасности дорожного движения9.5.2.Обеспечение надежности водителей9.5.3.Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий в автотранспортной организации9.5.4.Методические и технические средства обеспечения безопасности дорожного движенияГлава 10. Организация дорожного движения10.1.Методы организации дорожного движения10.2.Практические мероприятия по организации и безопасности дорожного движения10.3.Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движенияЗаключениеПриложение. Типовые задачи и их решенияСписок литературы. Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать: Скачать книгу Организация автомобильных перевозок и безопасность движения, Горев А.Э., Олещенко Е.М., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.СкачатьКупить эту книгу Скачать - pdf - Яндекс.Диск.

Дата публикации: 18.09.2017 21:30 UTC

Теги: книги для автолюбителей :: автомобилистов :: Горев :: Олещенко

Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:

  • Техническая эксплуатация автомобилей, Дипломное проектирование, Иванов В.П., 2015
  • Системы безопасности автомобилей, Савич Е.Л., 2016
  • Инспектор, водитель, закон, Грачёв А.С., 2009
  • Парковка, Обучающий курс с видеопримерами, Кальк А., 2011

>

 

Экзаменационные ответы по дисциплине «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения»

  1. Общие представления о транспортном процессе. Ездка, оборот и их характеристики.

Транспортный процесс состоит:

Погрузки – движения – разгрузки – подача автомобиля под погрузку

Цикл тр-ного процесса – законченный комплекс операций необходимый для доставки грузов или пассажиров.

Показатели работы цикла:

– объём перевозок – кол-во груза планируемое к перевозке или перевезённое за определенный промежуток времени. [т], [пасс]

- грузооборот – транспортная работа планируемая или затраченная на выполнение перевозок за определённый промежуток времени.

Ездка–цикл транспортного процесса

- время погрузки выгрузки;- время перевозки(движения с грузом);– время подачи тр-портных средств (движение без груза).

Маршрут – путь следования а/м при выполнение перевозок.

- расстояние проходимое с грузом и без.

Время на маршруте(

Оборот - законченный цикл выполнения операций тр-ного процесса с возвращением в начальный пункт.

За один оборот на маршруте может выполнятся несколько ездок:

  1. Маршруты доставки грузов помашинными отправками.

Условные обозначения: ГО – грузоотправитель , ГП – грузополучатель.

Виды помашинных отправок:

1 Маятниковые

2 Кольцевые

3 Радиальные

    1. ММсОНГП -маятниковый маршрут с обратным не груженным пробегом

– коэффициент использования пробега;– кол-во ездок за оборот.

    1. ММсОГП – маятниковый маршрут с обратным груженным пробегом.

– коэффициент использования пробега;– кол-во ездок за оборот.

    1. ММсОНПГП – маятниковый маршрут с обратным не полным груженным пробегом

– коэффициент использования пробега;– кол-во ездок за оборот.

    1. ММсОГПсРЗ – маятниковый маршрут с обратным груженным пробегом с разной загрузкой

– коэффициент использования пробега;– кол-во ездок за оборот;- коэффициент загрузки.

и более – кол-во ездок за оборот

Условия целесообразности кольцевого маршрута:

а)

б) ,- плановое время работы на маршруте

  1. Маршруты доставки грузов мелкими отправками.

1)Развозочные - на маршруте происходит постепенная разгрузка автомобиля в разгруз. пунктах

2)Сборочные – постепенная загрузка при проезде загруз. пунктов

3)Развозочно-сборочные

  1. Парк подвижного состава и его измерители

ППС – общее кол-во а/м, тягачей, прицепов предназначенных для перевозки грузов и пасс.

– инвентарный (списочный) парк подвижного состава – а/м, тягачи и прицепы системы транспортного назначения, числящиеся на балансе АТП.

По тех. состоянию ПС разделяют:

– годные к эксплуатации

- находящиеся в ремонте

- эксплуатируемые

- а/м в простое

Измерение времени работы а/м:

- может находится в годном для эксплуатации состоянии

– дни эксплуатации

– дни ремонта

– дни простоя

Данные показатели характеризуют состояние одного а/м в течение определенного промежутка времени

– дней инвентарных

Если рассматривать не единицу ПС, а весь парк, то необходимо мерить в АД – автомобиле-днях.

m– кол-во дней;n– кол-во а/м

  1. Измерители времени работы автомобилей

В течение суток инвентарное время (24 часа) может быть представлено :

- часов в наряде;– время простоя в гараже

–движения;– погр.-выгр;– простой по тех. неисправности;– простой по организационным причинам;- простой под тех обслуживанием;– простой на стоянке

- простой в гараже;- простой под тех обслуживанием;- простой на стоянке.

- коэффициент использования времени суток

- коэффициент использования рабочего полезного времени

  1. Коэффициенты готовности и использования парка

–коэффициент технической готовности

- коэффициент использования

- коэф. выпуска

Коэф.

Для парка за день

Для одного а/м за период

Для ППС за период

- определяет степень использования одного ТС или парка эксплуатации за календарный промежуток времени

- степень использования 1 ТС или парка в экспл. за рабочие дни

Величина коэф. тех. готовности зависит:

- От качества тех. обслуживания и ремонта

- От типа и марки ПС

- Величины среднего пробега

- Дорожных условий

- Водоклиматических условий

  1. Скорость движения транспортных средств и показатели её работы.

Средняя условная скорость а/м на данном расстоянии с учётом кратковременных простоев и задержек в зависимости от условий движения:

Установление норм технической скорости учитывает тип дорожного покрытия и грузоподъёмность а/м:

Для дорог за городом -49км/ч

дорог с переменным покрытием – 37 км/ч

для городских условий грузоподъёмностью до 7 т. -25 км/ч

для городских условий грузоподъёмностью 7 т. и выше – 24 км/ч

Средняя техническая скорость зависит от:

а) интенсивности движения

б) квалификации водителя

в) расстояния перевозки груза

г) дорожных и климатических условий

д) организации и регулирования движения

Эксплуатационная скорость:

- условная скорость движения а/м, которая учитывает все простои за время их пребывания в наряде.

зависит от:

а) организации механизма погрузочно-разгруз. работ

б) организация маршрутов и планирование маршрутов

в) средняя скорость движения грузовиков за искл. простоев в начальных и конечных пунктах.

  1. Пробег а/м и показатели его использования

1 ПРОБЕГ

    1. Производительный(груженный)

    2. Непроизводительный

      1. холостой

      2. нулевой(подготовительный пробег для выполнения транспортной работы:

а) подача а/м из АТП в пункт погрузки

б) пробег из пункта выгрузки в АТП

в) пробег на АЗС, тех. обслуж. и т.д.

- пробег с грузом; – холостой пробег; - нулевой пробег.

Коэффициент использования пробега:

- на маршруте

- за день

зависит от:

- взаимного расположения участников процесса

- от организации работ диспетчерской службы

- от сезонности перевозок

- от подвижного состава

  1. Грузоподъёмность автомобиля и показатели её использования

Номинальная грузоподъёмность а/м (q) устанавливается заводом изготовителем и имеет постоянное значение.

Фактическая грузоподъёмность () зависит от:

-вида груза

-от типа кузова и особенности конструкции

Средняя грузоподъёмность парка(

Коэффициент использования грузоподъёмности:

Класс

1

1

2

0,71…0,99

3

0,51…0,7

4

10. Транспортный процесс доставки грузов помашинными отправками как система с дискретным состоянием.

В литературе расчёт сменной или суточной выработки производится по зависимостям:

Согласно формулам кол-во продукции будет возрастать по линейной зависимости, но при помашинных отправках с дискретным состояние фазы времени получения той или иной продукции не совпадают и не имеют непрерывного хар-ра, а соответствуют разрывным линейным зависимостям.

Это объясняется тем, что выработка тр-ной продукции происходит в течение времени, пока а/м движется из пункта погр. в пункт разгр. . Кол-во же доставленного груза может быть изменено только в пункте назначения.

11. краткая классификация автотранспортных систем доставки массовых грузов.

1. микросистема

Аэ = 1

Маятниковый маршрут с обратным не груженым пробегом.

2. Особо малая система

Аэ = 1

Все виды маршрутов за исключением радиального где n>= 2 (nколичество ездок за 1 оборот)

3. Малая система

Аэ > 1

Все виды маятниковых и кольцевых.

4. Средняя система

Аэ > 1

Радиальные маршруты

5. Совокупность средних систем

Аэ > 1

6. Большие системы - (уровень АТП)

7. Особо большие системы - (объединение нескольких АТП)

8. Сиперсистема – это транспортные системы города, региона, гос-ва.

12. краткая классификация автотранспортных систем доставки мелкопартионных грузов .

1. Развозочные маршруты (один грузоотправитель, остальные грузополучатели )

2. Сборочные маршруты (один грузополучатель, остальные грузоотправители)

3. Развозочно-сборочные маршруты.

13. Методика проведения анализа влияния технико – эксплуатационных показателей на функционирование автотранспортных систем перевозок грузов.

Технико –эксплуатационные показатели:

  1. Выбор АТС ПГ

  2. Выбор ТЭП

  3. Выбор диапазона измерения ТЭП

  4. Определение шага измерения ТЭП (5-7 значений)

  5. Для каждого значения ТЭП расчет результатов работы АТС ПГ

  6. Построение зависимостей Q;P;Lобщ;Tн факт.

  7. Формулировка вывода.

14. Закономерность влияния расстояния перевозок груза в микросистеме.

В многочисленных научных работах утверждается, что с увеличением расстояния перевозки, функция, измеряемая количеством доставляемого груза, уменьшается, а функция, изменяемая в тонно-километрах увеличивается.

Учитывая такую особенность , рекомендуется на больших расстояниях перевозки использовать транспортные средства повышенной грузоподъемности и автопоезда. Это связано с тем, что согласно системе оплаты труда работников автомобильного транспорта , тарифная ставка за каждый выполненный тонно-километр на автомобиле малой грузоподъёмности значительно больше, чем на автомобиле повышенной грузоподъемности, а предприятие получает доход только за количество перевезенного груза.

15. Закономерность влияния грузоподъемности подвижного состава и коэффициента ее использования.

С увеличением qвыработка всегда возрастает, причем в прямой пропорции. В действительности при увеличении грузоподъемности и ее использования изменяется такие показатели как скорость движения и время погрузки – выгрузки. При этом скорость уменьшается, а время увеличивается. Это совокупное явление может вызывать снижение выработки.

Повышение грузоподъемности транспортных средств в АТП достигается путем переоборудования автомобилей в седельные или буксировочные автопоезда. Такой способ способствует росту выработки до тех пор, пока сохраняется неравенство.

Где - показатели, соответствующие увеличенной грузоподъемности.

16. Закономерность влияния времени простоя под погрузкой-выгрузкой в микросистеме.

Установлено, что не всегда при уменьшение времени на погрузочно-разгрузочные работы возрастает выработка. Она возрастает от уменьшения когда за сэкономленное время можно выполнить ещё одну ездку. Если этого не происходит, то не происходит выработки дополнительной продукции.

17. Закономерность влияния скорости движения в микросистеме.

При увеличение сокращается время движения за ездку или оборот, за счёт этого можно сделать больше ездок, но это может вызвать рост затрат времени на погр.-разгр. работы , а это отрицательно влияет на уровень выработки.

По результатам расчётов установлено:

-функции QиPявляются разрывными линейными;

-имеются достаточно большие промежутки изменения среднетехнической скорости, не сопровождающиеся приращением выработки.

- если а/м не может реализовывать более высокую скорость, которой соответствует целое число ездок, то он должен двигаться с меньшей, которой также соответствует целое число ездок.

ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (перевозка опасных грузов) - PDF

1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «автомобили и автомобильное хозяйство» ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (перевозка опасных грузов) Методические указания по изучению дисциплины Факультет промышленного менеджмента Специальность автомобили и автомобильное хозяйство Вологда 2009

2 УДК Организация автомобильных перевозок и безопасность движения (перевозка опасных грузов): методические указания по изучению дисциплины. 2-е изд., перераб. и доп. Вологда: ВоГТУ, с. Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), Правилами дорожного движения, Уставом автомобильного транспорта, Общими правилами перевозки грузов автомобильным транспортом. Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по дисциплине «Организация автомобильных перевозок и безопасность движения». Указания являются также практическим пособием для специалистов автомобильного транспорта, связанных с перевозкой опасных грузов. Составитель: О.Н. Пикалев, канд. техн. наук, доцент Рецензент: А.А. Фролов, канд. техн. наук, доцент кафедры экономики и технологии производственных процессов 2

3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В декабре 1994 года в Российской Федерации начата специальная подготовка водителей транспортных средств в соответствии с требованиями Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR / ДОПОГ). Водителям выдаются свидетельства международного образца. Бланки свидетельств изготавливаются и распространяются централизованно Министерством транспорта РФ. В соответствии с Постановлением правительства РФ от г. 76, Россия официально присоединилась к Европейскому Соглашению (ADR / ДОПОГ). 28 апреля 1994 года Министерством транспорта РФ разработаны «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом». Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций и индивидуальных предпринимателей. Действия правил не распространяются на [4]: - технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования; - перевозки отдельных видов ОГ автомобильными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности, МЧС и внутренних дел; - перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза. Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов. Учитывая приоритетность ДОПОГ над внутрироссийскими нормативными актами, ограниченное количество опасного груза целесообразно считать по ДОПОГ. В европейском соглашении ДОПОГ разработаны условия, при соблюдении которых опасные вещества перевозятся как неопасный груз. Различают две группы условий, при соблюдении которых перевозка опасных веществ освобождается от выполнения требований Правил [1]: 3

4 1. Освобождение по признаку упаковки в ограниченных количествах. Независимо от общего количества опасных веществ на транспортной единице, Правила не применяются, если соблюдены следующие условия: - вещество перевозится в комбинированной таре или нехрупкой и труднопробиваемой металлической или пластмассовой внутренней таре, помещенной в лотки, обернутые в термоусадочный материал или растягивающуюся пленку; - на каждую упаковку нанесена четкая и долговечная маркировка; - не превышены максимальные количества вещества на внутреннюю тару и упаковку. 2. Освобождение по признаку ограниченного количества упакованных веществ на одной транспортной единице. Правила не применяются к перевозке опасных веществ, если соблюдены следующие условия: - вещества перевозятся в упаковке, предписанной соответствующими инструкциями; - на каждую упаковку нанесены разборчивая и долговечная маркировка, а также соответствующие знаки опасности; - соблюдение требований в отношении совместной погрузки в одно и то же транспортное средство различных опасных веществ; - не превышено максимальное общее количество опасных веществ на одну транспортную единицу. Для определения максимального общего количества на одну транспортную единицу опасные вещества с учетом их свойств отнесены к пяти транспортным категориям «0», «1», «2», «3» и «4». Вещества, отнесенные к транспортной категории «0», от выполнения требований Правил по рассматриваемому признаку не освобождаются (например, амиды щелочных металлов, по списку ООН 1390). Для других веществ, когда они относятся к одной и той же транспортной категории и перевозятся на одной транспортной единице, максимальное общее количество на транспортное средство составляет: 20 - для веществ, отнесенных к транспортной категории «1» (газ нефтяной сжатый, по списку ООН 1071); для веществ, отнесенных к транспортной категории «2» (бензин моторный или газолин, по списку ООН 1203); для веществ, отнесенных к транспортной категории «3» (дизельное топливо или газойль, по списку ООН 1202); не ограничено - для веществ, отнесенных к транспортной категории «4» (заряды взрывчатые промышленные, по списку ООН 0445). При этом «максимальное общее количество на транспортную единицу» означает: - для изделий массу брутто в килограммах; 4

5 - для твердых веществ, сжиженных газов, охлажденных сжиженных газов и растворенных газов массу нетто в килограммах; - для жидкостей и сжатых газов номинальную вместимость сосудов в литрах. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ К опасным грузам (ОГ) относятся любые вещества, материалы, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей [5]. Такие свойства ОГ давно вынуждают все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования. Имеется и международное регулирование этих вопросов. Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке (ADR / ДОПОГ), принятое странами Западной Европы в 1957 году, является основополагающим документом, регламентирующим международную перевозку ОГ. «Рекомендации по перевозке опасных грузов» содержат наиболее полную классификацию и краткое определение опасных грузов. В Российской Федерации действует ГОСТ , согласно которому опасные грузы разделяются на 9 классов опасности. Класс 1 - взрывчатые и пиротехнические вещества. Данный класс имеет 6 подклассов. Взрывчатое вещество (ВВ) это твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что вызывает повреждение окружающих предметов. Пиротехническое вещество это то вещество, которое внешне обладает всеми свойствами взрывчатого вещества (дым, звук, огонь), кроме детонации, то есть вещество с умеренной скоростью протекания реакции. Примечание: взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества. Класс 2 - газы сжатые, сжиженные или растворенные под давлением. Вещества класса 2 отвечают хотя бы одному из следующих условий: - абсолютное давление паров при температуре 50 о C равно или выше 300 кпа (3 бар); - критическая температура ниже 50 С. Класс 2 имеет шесть подклассов. Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) - это жидкости или смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или 5

6 суспензии (например, краски, лаки и т.д.), которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся при температуре не выше 61 С в закрытом сосуде. Класс 4 легковоспламеняющиеся твердые вещества. - твердые вещества, легко воспламеняющиеся от искры; - вещества, способные к самовозгоранию; - вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. К классу 4 относятся легковоспламеняющиеся вещества и материалы, кроме классифицированных как взрывчатые, способные легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании. Класс 5 окисляющие вещества и органические перекиси. Окисляющие вещества в большинстве своем не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ, выделяя при этом кислород. Органические перекиси горючи, могут опасно реагировать с другими веществами, вызывать самовоспламенение и взрыв. Класс 6 ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества. Ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой. К инфекционным веществам относятся вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, способные вызывать заболевания животных или людей. Класс 7 радиоактивные вещества. Радиоактивным считается любое вещество, удельная активность которого превышает 70 кбк/кг. Данный класс на подклассы не делится, но подразделяется по категориям упаковки. Класс 8 едкие и коррозионные вещества. К классу 8 относятся вещества, которые по своему химическому воздействию могут вызвать серьезные повреждения живой ткани, разрушение других грузов и транспортных средств при контакте с ними. Они могут обладать и другими опасными свойствами. Этот класс включает в себя кислоты, щелочи и другие едкие и коррозионные вещества. Класс 9 прочие опасные вещества. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения. Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании подразделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ Однако ГОСТ не всегда позволяет четко классифицировать вещество и определить его опасные свойства, поэтому целесообразней для оп- 6

7 ределения опасных свойств пользоваться Европейским соглашением ДОПОГ, а затем классифицировать вещество по ГОСТ В ДОПОГ применяется буквенная система классификации опасных свойств веществ, при этом буквы имеют следующие значения опасных свойств [1]: A удушающее; O окисляющее; F легковопламеняющее; T токсичное; C коррозионное; D десенсибилизированные; S вещества, способные к самовозгоранию; SR самореактивные вещества; W вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; P органические пероксиды; I инфекционные вещества; M вещества, отнесенные к 9 классу. Буквенные сочетания в классификации подразумевают несколько опасных свойств. Например, ТОС токсичное, окисляющее и коррозионное вещество. Опасные грузы, требующие особых мер предосторожности при перевозке и отнесенные по ГОСТ к веществам и материалам с физикохимическими свойствами высокой степени опасности, называются «особо опасные грузы». Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности. Основные классы и подклассы «особо опасных грузов»: 1.1, 1.2, 1.3, 6.2, 7. Полный список «особо опасных грузов» составляет 37 наименований и представлен в Правилах перевозки ОГ автомобильным транспортом. 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ОФОРМЛЕНИЯ [9] 1. Водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения временное разрешение, которое действительно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. 2. Регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличие прицепа и на прицеп. 3. Документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным транспортным средством в случае управления авто- 7

8 мобилем в отсутствии его владельца, то есть необходима доверенность или свидетельство о праве собственности на транспортное средство. 4. Действующий талон о прохождении государственного технического осмотра. На основании Постановления Правительства РФ от г. 862 транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должны проходить техосмотр два раза в год. 5. Путевой лист с указанием маршрута перевозки с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом в верхнем левом углу, и указанием в графе «Особые отметки» номера опасного груза по списку ООН. Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта и должен заполняться в соответствии с Приказом Минтранса РФ 15 от г. 6. Документ на перевозимый груз или товарно-транспортная накладная. Грузоотправитель должен предоставлять товарно-транспортную накладную в 4 экземплярах. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета товарно-материальных ценностей и расчета за их перевозку автомобильным транспортом. Накладная состоит из двух разделов товарного и транспортного. Перевозка опасных грузов предъявляет ряд требований к каждому из этих разделов при их заполнении у грузополучателя. Товарный раздел на опасный груз заполняют, указывая в графе 6 номер вещества по списку ООН и класс (подкласс) опасного груза. В транспортном разделе заполняют следующие позиции: Графа 1 повторяется запись товарного раздела (номер вещества по списку ООН, класс опасного груза). Графа 2 записывают дату выдачи сертификата на опасный груз. Графа 12 раздела погрузочно-разгрузочных операций фиксируют дополнительные операции по обеспечению безопасности работ с применением специальных грузозахватных приспособлений. 7. ДОПОГ - свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов с указанием разрешенных классов опасности. Оно выдается водителю после прохождения обучения по специальной программе. 8. Аварийная карточка (Приложение 6) системы информации об опасности (СИО), а при перевозке «особо опасных грузов» еще и специальная инструкция, разработанная организацией-изготовителем, которая предназначена для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП (паспорт безопасности вещества). Аварийная карточка СИО заполняется грузоотправителем или грузополучателем по единой форме на основании данных, содержащихся в условиях безопасной перевозки, ГОСТах, ТУ на конкретные опасные свойства и предметы, и прилагается к путевому листу автотранспортным предприятием. Она находится на транспортном средстве, перевозящем опасные грузы или на автомобиле сопровождения, прикрытия. 9. Информационная карточка системы информации об опасности. 8

9 Информационная карточка СИО (Приложение 4) изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ При определении кода экстренных мер следует иметь в виду, что цифрами обозначают КЭМ при пожаре и утечке, а также информацию о степени опасности попадания веществ в сточные воды и водоемы, а буквами обозначают КЭМ при защите людей, выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода: 1 воду и пену не применять. Применять сухие огнетушащие средства; 2 применять водяные струи; 3 применять распыленную воду; 4 применять пену или составы на основе хладонов; 5 предотвратить попадание веществ в сточные воды; 6 пену не применять; 7 порошки общего назначения не применять; 8 хладоны, углекислоту не применять; Д необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки; П необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ; К необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный аппарат; Э необходима ЭВАКУАЦИЯ людей из близко расположенных помещений и зданий. Перечень цифр дан согласно Правилам пожарной безопасности ППБ Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (в случае если оно требуется). Данное свидетельство выдается органами ГИБДД и удостоверяет, что данный автомобиль оборудован и находится в технически исправном состоянии, отвечающем требованиям безопасности перевозок. 11. Бланк маршрута перевозки опасного груза (Приложение 7), согласованный представителем грузоотправителя и подразделением ГИБДД в случае если этого требуют Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом определяют требования к выбору и согласованию маршрута перевозки. Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию подразделениями ГИБДД МВД России в следующих случаях: - при перевозке «особо опасных грузов»; 9

10 - при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности), в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.); - при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями: - вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты; - маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории; - на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом. - маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов, маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений. 12. Разрешение на установку проблесковых маячков оранжевого цвета. Согласно Правилам дорожного движения оранжевыми проблесковыми маячками оборудуются транспортные средства, перевозящие взрывчатые легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности, и в случаях, установленных специальными правилами - на транспортных средствах, сопровождающих такие перевозки. Выдача разрешений на установку маячков желтого или оранжевого цвета осуществляется отделами (отделениями) ГИБДД по месту регистрации соответствующих транспортных средств. 13. Сертификат безопасности на груз и упаковку. Данный сертификат выдает производитель опасного груза и указывает в нем, что: - все грузовые места, содержащие опасные вещества, упакованы в соответствии с существующими стандартами, техническими условиями и правилами; - качество опасного груза и тары соответствует стандартам и обеспечивает сохранность и безопасность перевозки; - грузовые места запломбированы (опечатаны) и замаркированы в соответствии с правилами перевозки, надписи и марки соответствуют содержимому грузовых мест. 14. Адреса и телефоны должностных лиц АТП, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку, дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения. 15.Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности. 10

11 Федеральным законом 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. 16. При перевозке взрывчатых веществ (вещества класса 1) необходимо специальное разрешение, выдаваемое органами МВД России. Разрешение выдается на взрывчатые вещества подклассов 1.1, 1.2, 1.З., а также на другие грузы, отнесенные к категории «особо опасных грузов». Для других подклассов согласование не требуется, так как они не отнесены к категории «особо опасный груз». При перевозке транспортно-сопроводительные документы находятся в кабине водителя в месте, позволяющем обеспечивать их сохранность даже в результате аварии. После выполнения перевозок все транспортно-сопроводительные документы, кроме сертификата, сдаются диспетчеру автотранспортной организации. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов сдают механику, отвечающему за его техническое состояние и переоборудование, информационную таблицу транспортного средства - инженеру по безопасности дорожного движения (технике безопасности). 4. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ На каждом грузовом месте (упаковке) с опасными грузами должны быть нанесены изготовителем груза ясная маркировка, включающая знаки опасности по ГОСТ и ДОПОГ и манипуляционные знаки по ГОСТ [7] (Приложение 3). Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности. Номер класса наносится на знаке основного вида опасности. Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки. Знаки опасности наносятся [7]: - на упаковках, имеющих форму параллелепипеда (в том числе на контейнеры и пакеты), на боковой, торцевой и верхней поверхностях; - на бочках на одном из днищ и на обечайке с двух противоположных сторон; - на мешках в верхней части у шва с двух сторон; - на кипах и тюках на торцевой и боковой поверхностях. На других видах тары знаки опасности наносятся в наиболее удобных и видимых местах. 11

12 Важным звеном организации перевозок опасных грузов является применение транспортных элементов системы информации об опасности (СИО). Основным назначением этих элементов СИО является предупреждение водителей других транспортных средств о необходимости повышенного внимания при разъезде с автомобилями, перевозящими опасные грузы, и работников ГИБДД, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспортных средств и соблюдением маршрута перевозки, о перемещении их в районе опасных грузов. Система информации об опасности включает в себя следующие основные элементы: - информационные таблицы для обозначения транспортных средств (Приложение 1); - аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 6); - информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной таблице (Приложение 4 и 5); - специальную окраску и надписи на транспортных средствах. Организация СИО возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов и грузоотправителей (грузополучателей). На информационные таблицы наносятся знак опасности, номер вещества по списку ООН, код экстренных мер. Информационные таблицы СИО изготовляются организациями - изготовителями опасных грузов и предоставляются автотранспортным организациям. Информационные таблицы должны изготавливаться по размерам, указанным на рисунке (Приложение 1). Краски, применяемые при изготовлении таблиц, должны быть светоотражающими и стойкими к воздействию перевозимых опасных веществ и агрессивной среды, а также огнестойкие. Крепление таблиц системы информации об опасности на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию. Информационные таблицы должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также не выступая за габариты транспортного средства. Аварийная карточка СИО заполняется организацией-изготовителем опасного груза по единой форме и прилагается к путевому листу. Аварийная карточка находится у водителя или в случае сопровождения опасного груза - у экспедитора. На лицевой стороне информационной карточки имеется расшифровка информационных таблиц СИО, на оборотной стороне должны быть приведены образцы знаков опасности (Приложение 5). В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляется соглас- 12

13 но указаниям, приведенным в аварийной карточке и (или) коду экстренных мер по информационной таблице СИО. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке на перевозку этого груза. Кузова транспортных средств, автоприцепы, прицепы и полуприцепы цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи [4]: - при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевая надпись по обечайке «Метанол яд!»; - при перевозке аммиака - цвет транспортного средства любой и надпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»; - при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно»; - при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя - в белый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»; - при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»; - при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерну) окрашивают в желтый цвет и наносится двойная надпись «Огнеопасно» / «Едкое вещество»; - при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерну) окрашивают в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносят надпись желтым цветом «Едкое вещество». Высота букв надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм черного цвета, кроме оговоренных случаев. 13

14 5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ И ИХ ОСНАЩЕНИЮ Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование транспортных средств. При этом упомянутые документы должны учитывать нижеследующие требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов. Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону вне зоны кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации. Топливный бак должен быть удален от аккумуляторной батареи или отделен от нее непроницаемой перегородкой, а также удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы и расположен таким образом, чтобы в случае утечки из него горючего оно выливалось непосредственно на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак, кроме того, должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком. В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1,2,3,4,5 допускается установка на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасителя. Искрогасители должны отвечать требованиям Норм пожарной безопасности НПБ Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих опасные грузы классов 1,2,3,4,5, должно удовлетворять следующим требованиям: - номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24В; - электропроводка должна состоять из проводов, предохраняемых бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание; - электросеть должна предохраняться от повышенных нагрузок при помощи плавких предохранителей заводского изготовления или автоматических выключателей; - электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла пострадать от ударов и трения о конструктивные части автомобиля и была защищена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов; - если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в вентилируемом отсеке из металла или другого материала эквивалентной прочности с изолирующими внутренними стенками, авто- 14

15 мобиль должен иметь приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя (или другого средства), который должен быть расположен как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем - прямого или дистанционного - должен находиться как в кабине водителя, так и снаружи транспортного средства. Он должен быть легко доступным и обозначаться отличительным знаком. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок электрической цепи; - запрещается пользоваться лампами, имеющими цоколи с резьбой. Внутри кузова транспортного средства не должно быть наружных электропроводок, а электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную оградительную сетку или решетку. Автомобили, используемые для перевозки опасных грузов, должны быть оборудованы металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200 мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных электрических зарядов на стоянке. У автомобиля с кузовом типа фургон кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей и оборудоваться соответствующей системой вентиляции в зависимости от свойств перевозимого груза. Для внутренней обивки используются материалы, не вызывающие искр, деревянные материалы должны иметь огнестойкую пропитку. Двери должны оборудоваться замками. Конструкция дверей не должна снижать жесткость кузова. В тех случаях, когда в качестве покрытия открытых кузовов используется брезент, он должен изготовляться из трудновоспламеняющейся и непромокаемой ткани и прикрывать борта на 200 мм ниже их уровня и должен прикрепляться металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением. Транспортное средство должно иметь сзади по всей ширине цистерны бампер, в достаточной степени предохраняющий от ударов. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней частью бампера должно составлять не менее 100 мм (это расстояние отмеряется от крайней задней точки цистерны или от выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом). Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту. Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование: - набор ручного инструмента для ремонта транспортного средства; - огнетушители, лопату и необходимый запас песка для тушения пожара; - два противооткатных упора на каждое транспортное средство, размеры 15

16 упора должны соответствовать типу транспортного средства и диаметру колес; - два фонаря автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета и должны быть сконструированы таким образом, чтобы их использование не могло вызвать воспламенение перевозимых грузов; - в случае стоянки ночью или при плохой видимости, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета: один перед транспортным средством на расстоянии примерно 10 м, другой позади транспортного средства на расстоянии примерно 10 м; - два знака аварийной остановки, изготовленные согласно ГОСТ ; - аптечку и средства нейтрализации перевозимых опасных веществ. В случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала. Транспортное средство должно оборудоваться номерными, опознавательными знаками и другими обозначениями в соответствии с требованиями раздела Правил перевозки опасных грузов «Организация системы информации об опасности» и Правил дорожного движения. Для перевозок опасных грузов применение газогенераторных транспортных средств не допускается. Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, ни в коем случае не должны включать более одного прицепа или полуприцепа. 6. ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Движение транспортных средств осуществляется строго по paнее разработанному маршруту (приложение 7). Ограничение скорости движения при перевозке опасных грузов устанавливается ГИБДД с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозок. Если согласование маршрута не требуется, то скорость движения устанавливается согласно Правилам дорожного движения и должна обеспечивать безопасность движения и сохранность груза. В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения. При перевозке опасных грузов колонной автомобилей должны соблюдаться следующие требования [4]: - при движении по ровной дороге дистанция должна быть не менее 50 м; - дистанция в горных условиях - не менее 300 м; - при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. 16

17 Запас хода автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен быть не менее 500 км. В случае перевозки на расстояние 500 км и более автомобиль должен оборудоваться запасным баком или заправляться из передвижной автозаправочной станции (АЗС) в местах, отведенных для стоянок. Установка дополнительного бака должна согласовываться с ГИБДД. В случае заправки автомобилей, груженных горючими или взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования, заправка топливом должна осуществляться металлическими канистрами на специально оборудованных площадках, расположенных на расстоянии не менее 25 метров от территории АЗС. Ответственное лицо за перевозку из числа представителей грузоотправителя - грузополучателя (старший по колонне) обязано находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом должен находиться один из представителей (подразделения) охраны, выделяемой грузоотправителем - грузополучателем, если охрана предусмотрена при данной перевозке. При перевозке «особо опасных грузов» стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах запрещены. Стоянки разрешаются в специально отведенных для этого местах, расположенных не ближе чем в 200 метрах от жилых строений и мест скопления людей. При остановке или стоянке транспортного средства должен быть обязательно включен стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор. Порядок остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) транспортных средств, перевозящих опасные грузы, указывается в условиях безопасной перевозки. Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным проблесковым маячком оранжевого и желтого цветов. При необходимости такие транспортные средства могут сопровождаться патрульным автомобилем ГИБДД МВД России. Выделение автомобиля сопровождения обязательно при перевозках «особо опасных грузов», осуществляемых колонной транспортных средств. Автомобиль сопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опасными грузами. При этом по отношению к движущимуся за ним транспортному средству автомобиль сопровождения должен двигаться уступом с левой стороны с тем, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых автомобилей. Конкретно в каждом случае необходимость выделения и вид сопровождения при перевозке «особо опасных грузов» определяются ГИБДД МВД России при согласовании маршрута. Автомобиль сопровождения оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации 17

18 для предупреждения других участников дорожного движения, но не дает права преимущественного проезда. На автомобилях сопровождения и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, даже в дневное время должны быть включены фары ближнего света. Порядок движения автомобилей сопровождения и способы информации других участников дорожного движения об осуществлении перевозки опасных грузов указываются ГИБДД МВД России в разделе «Особые условия движения» бланка согласования маршрута. При перевозке «особо опасных грузов» колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе обязательное наличие резервного порожнего транспортного средства, приспособленного для перевозки данного вида груза. Резервное транспортное средство должно следовать в конце колонны. Порядок сопровождения колонны патрульными автомобилями ГИБДД МВД России при прохождении маршрута перевозки по территории двух и более субъектов Российской Федерации определяется органом ГИБДД МВД России, с которым согласован маршрут движения. 7. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ 7.1. Ограничения в отношении взрывчатых веществ и изделий Перевозка взрывчатых веществ осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки ОГ и Специальных требований по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов первого класса автомобильным транспортом. Перевозка ВВ осуществляется при обязательном сопровождении транспортного средства ответственным лицом, выделяемым грузоотправителем (грузополучателем), имеющем право на охрану или производство работ с ВВ. Лицо, ответственное за перевозку взрывчатых веществ (сопровождающий экспедитор), должно находиться в кабине автомобиля, перевозящего взрывчатые вещества, а при движении колонной - в первом автомобиле. Запрещается перевозка ВВ на автоприцепах, автобусах общего пользования и автомобилях с пассажирами. Затаренные в бочки взрывчатые вещества должны перевозиться в лежачем положении бочек с ориентацией их вдоль продольной оси транспортного средства. При перевозке ящиков с порохом или снарядами они должны размещаться на расстоянии 0,5 м друг от друга и прочно закрепляться. Запрещается проезд транспортного средства с взрывчатыми веществами на расстоянии ближе 300 метров от очагов пожаров и ближе 80 метров от «факелов» нефтегазовых промыслов. 18

19 Застигнутое грозой в пути транспортное средство с опасными грузами должно быть остановлено на расстоянии не менее 200м от жилых строений или леса и не менее 50м от других стоящих транспортных средств. В этих случаях обслуживающий персонал, кроме охраны, должен быть удален от транспортного средства на расстояние не менее 200м. Перевозка транспортных средств с взрывчатыми веществами на паромах через водные преграды должна осуществляться при отсутствии на пароме других транспортных средств и людей Ограничения, связанные с перевозкой газов Перевозка газов производится согласно требованиям Правил перевозки ОГ, Правил перевозки и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Перевозка баллонов со сжатым и сжиженными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, а также при наличии на баллонах: - четких надписей определенной окраски (Приложение 2); - предохранительного колпака; - знаков опасности. На бортовых автомобилях баллоны со сжатым и сжиженным газом перевозятся: - в горизонтальном положении на специальных деревянных подкладках с вырезанными гнездами по размеру диаметров баллонов, вентилями внутрь кузова; - в вертикальном положении - с установленными на баллонах кольцами, изготовленными из резины или веревки диаметром не менее 25 мм для предохранения от ударов. При перевозке баллонов с газом в летнее время они должны укрываться брезентом в целях защиты от нагрева солнечными лучами. На бортовом автомобиле должен быть установлен в переднем углу левого борта красный флажок. Особые меры предосторожности следует соблюдать при газосбросе из автомобилей-цистерн в случаях, предусмотренных технологией перевозки (например, жидкого водорода). Газосброс выполняют в специально отведенных местах при выключенном двигателе и надежном заземлении коммуникаций газосброса. Давление в цистерне при этом должно снижаться со скоростью не более 0,01 МПа (0,1 кгс/см 2 ) в 1 минуту. Направление газосброса выбирают по направлению ветра в сторону от транспортного средства, населенных пунктов и строений. Посторонним лицам запрещается находиться ближе 50 м от места газосброса. 19

20 7.3. Ограничения, связанные с перевозкой легковоспламеняющихся жидкостей ЛВЖ из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3%. Аптекарские, москальные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже С Ограничения, связанные с перевозкой легковоспламеняющихся твердых веществ Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом. В товарно-транспортной накладной обязательно делается пометка «Загорается от воды». Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях-цистернах. Цистерны, применяемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью Ограничения, связанные с перевозкой окисляющих веществ и органических перекисей При использовании автомобилей или прицепов рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля. При перевозках легкоразлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов Ограничения, связанные с перевозкой инфекционных веществ Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ осуществляется с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках. 20

21 Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель - октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом, последний должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом. Инфекционные вещества перевозят при наличии вентиляции закрытых кузовов и проведении предварительной обработки кузова дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи. В зимнее время допускается перевозка в открытых кузовах Ограничения, связанные с перевозкой радиоактивных веществ Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки ОГ и Правил ОПБЗ - 94 и ПБТРВ - 94, а в случае международных перевозок Правил МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Радиоактивные вещества разрешается перевозить с другими грузами, кроме непроявленных кино-, фото- и рентгеновских пленок. Мощность дозы излучения в кабине водителя не должна превышать 2 мбэр/час, а суммарное время пребывания водителя в пути с радиационным грузом должно быть не более 250 часов в год. Для перевозок радиационных упаковок обязательно сопровождение экспедитора и наличие кузова типа «фургон» с замковым устройством. В течение всей перевозки необходимо периодически (не реже, чем через 2 часа) проверять правильность размещения и надежность крепления груза в кузове Ограничения, связанные с перевозкой коррозионных веществ При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом. Транспортные средства должны быть очищены от горючих осадков (солома, сено, бумага и т.п.). При производстве погрузочно-разгрузочных работ с кислотами для защиты обслуживающего персонала применяются следующие средства: - противокислотный фартук; - суконный костюм; - резиновые перчатки; - очки или маска. Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислотостойкой пропитки запрещается. 21

22 При производстве погрузочно-разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислотостойкой пропиткой Ограничения, связанные с перевозкой вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании Данные вещества относятся к 9 классу опасности и перевозятся в соответствии общим требованиям Правил без применения системы информации об опасности. 8. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ ОПАСНЫЙ ГРУЗ Водитель транспортного средства при перевозке опасных грузов обязан соблюдать Правила дорожного движения, Правила ОГ и Инструкции по перевозке отдельных видов опасных грузов, не вошедших в номенклатуру, приведенную в Правилах ОГ. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку и предрейсовый инструктаж. Водители, занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в 3 года (Приказ Минздрава 90), а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации 372 от 23 апреля 1994 г.). Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе транспортные документы, перечисленные в разделе 3 данных методических указаний. При перевозке опасных грузов водителю запрещается отклоняться от установленного и согласованного с ГИБДД МВД России маршрута и мест стоянок, а также превышать установленную скорость движения. В случае вынужденной остановки водитель обязан обозначать место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем (фонарь отменен Правилами дорожного движения) согласно ПДД и знаками, запрещающими остановку, предусмотренными Правилами ОГ. При поломке автомобиля в пути следования и невозможности устранения на месте силами водителя технической неисправности водитель должен вы- 22

23 звать машину технического обеспечения перевозок и сообщить о месте своей вынужденной остановки в ближайшие органы ГИБДД МВД России. За время движения по маршруту перевозки водитель обязан периодически осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства, а экспедитор - за креплением груза в кузове и за сохранностью маркировки и пломб. При управлении транспортным средством с опасным грузом водителю запрещается: - резко трогать транспортное средство с места; - производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/ч; - резко тормозить; - двигаться с выключенным сцеплением и двигателем; - курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта); - оставлять транспортное средство без надзора. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации, а также посторонних лиц. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит: - сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения; - инструктаж сотрудников охраны и водителей транспортных средств; - внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза, наблюдение за погрузкой и креплением груза; - соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей; - организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности; - сдача грузов по прибытии на место назначения. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего. Водитель должен знать, что он имеет право отказаться от выполнения рейса, если нарушены Правила перевозки опасных грузов и требования аварийной карточки не выполнены полностью. Основание: Основы законодательства РФ об охране труда от статья 5. 23

24 9. ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЯ ПРИ АВАРИИ ИЛИ ИНЦИДЕНТЕ С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ Эффективное обеспечение безопасности перевозочного процесса с опасными грузами в значительной мере определяется четкими и правильными действиями водителей. В случае возникновения аварии или инцидента во время перевозки ОГ первичная ликвидация их последствий до приезда аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем в соответствии с требованиями специальной подготовки и инструмента. Организации-грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов. При возникновении аварии (или инцидента) водитель обязан: - не допускать посторонних лиц к месту аварии; - сообщить о случившейся аварии в ближайший орган ГИБДД МВД; - при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь; - вызвать аварийную бригаду; - оказать первую медицинскую помощь пострадавшим; - в соответствии с указаниями аварийной карточки и полученными инструкциями принять меры по первичной ликвидации последствий аварии; - по прибытии на место аварии (инцидента) представителей органов ГИБДД и здравоохранения проинформировать их об опасности и принятых мерах, а также предъявить транспортные документы на перевозимый груз. 1. Возможный порядок действий водителя при аварии: 1.1. Выключить двигатель. Отключить аккумулятор от электрической цепи Убрать источники возможного воспламенения. Не курить! 1.3. Эвакуировать пострадавших из опасной зоны, держась наветренной стороны. Оказать им первую доврачебную помощь Иметь при себе все сопроводительные документы и аварийную карточку СИО (карточка до этого должна находиться в кабине на видном и легко доступном месте) Покидать кабину с наветренной стороны Выставить перед автомобилем и позади него знаки аварийной остановки Определить степень опасности происшедшей аварии. Изолировать опасную зону в радиусе минимум 10 м. Величина зоны находится в зависимости от опасности перевозимого груза (указано в аварийной карточке) Удалить из зоны посторонних лиц. 24

25 1.9. Любым возможным видом связи сообщить в близлежащие к месту происшествия органы ГИБДД о случившейся аварии, ее месте, характере и размерах В сообщении об аварии необходимо дать следующие сведения (например): - место аварии - На 53 км автодороги «Вологда Череповец». - что произошло - Столкновение между автомобилем с опасным грузом и легковым автомобилем. Код экстренных мер - 15Д. - налицо признаки - Есть пострадавшие. На дорожное полотно упали бочки. - сообщает об аварии - Водитель (марка автомоб., гос. знак) Иванов С. А Надеть индивидуальные средства защиты Приступить к ликвидации последствий аварийной ситуации до прибытия аварийных служб строго в соответствии с указаниями аварийной карточки и кода экстренных мер. 2. Действия при просыпании или утечке: 2.1. Не прикасаться к пролитому или просыпанному веществу Приостановить утечку, заткнув щель или отверстие любыми подручными средствами (ветошью, тампонами из полиэтиленовых пакетов и т.п.) Устранить все источники огня и искр Небольшие утечки засыпать песком, землей и огородить земляным валом Места водостоков оградить земляным валом Большие утечки оградить земляным валом, залить большим количеством воды (если не запрещено аварийной карточкой и кодом экстренных мер) Большие просыпания сухого вещества смочить водой (если не запрещено) и оградить земляным валом. 3. Действия при пожаре и возгорании: 3.1. С начинающимся пожаром бороться самостоятельно Применять огнетушители соответствующей марки согласно указаниям аварийной карточки Не передвигать груз или транспортное средство Гасить огонь только с наветренной стороны и в направлении от себя. Гасить огонь снизу вверх При горении легковоспламеняющихся жидкостей в открытой емкости ни в коем случае не направлять сильную струю огнегасящего средства сверху вниз Гасить огонь малыми порциями наполнителя огнетушителя, сохраняя резерв огнегасящего вещества Облако огнегасящего средства равномерно распределить по горящему объекту При возможности тушить пожар несколькими огнетушителями одновременно, привлекать к пожаротушению свободных членов экипажа При авариях с цистернами существует опасность взрыва, разрыва емкостей, пожара. Не охваченные огнем емкости охлаждать струей воды. 25

26 Информационная таблица для перевозки ОГ по национальным правилам Приложение 1 26

Организация автомобильных перевозок и безопасность движения

Содержание

Задание

Введение

. Построение транспортной сети

. Формулировка исходной ситуации варианта организации перевозок

. Решение транспортной задачи

. Обоснование использования рационального типа подвижного состава в малой ненасыщенной системе

. Расчет плановых показателей для автомобилей, перевозящих груз в малой ненасыщенной системе

. Построение расписания работы

Заключение

Список литературы

Задание

на курсовую работу

Организация автомобильных перевозок и БД

Таблица 1 - Исходные данные

Вид грузаГрузо- отправительНаличие груза, т.Грузо- получательПотребность в грузе, тKoэф-т выпуска аВремя в наряде Тн ч Известняк А1200Б1200А2440Б2340A3180Б31000,808А4135Б4180Б5135

Таблица 2 - Расстояние перевозок, км

Расстояние, кмА4Б4А1Б1А1Б2 А1Б3А1Б4А2Б1А2Б2А3Б2А3Б4А3Б5А4Б531351014113146913

Введение

Транспорт является одной из важнейших сфер общественного производства и является отраслью материального производства. Всякая продукция предприятий или сельского хозяйства только тогда окажется полезной, когда она будет доставлена к месту потребления. В этом заключается большое значение транспорта. Грузовой автомобильный транспорт играет важную роль в решении задач полного и своевременного удовлетворения потребностей общественного хозяйства и населения в перевозках, в повышении эффективности и качества работы транспортной системы страны. Грузовой автомобильный транспорт выполняет свыше 80% объема перевозок грузов, перевозимых всеми видами транспорта, обладает мобильностью, маневренностью и большими провозочными возможностями. Повышение эффективности общественного производства, ускорение научно-технического прогресса, рост производительности труда, всемерное улучшение качества работы обеспечивается за счет улучшения использования транспортных средств, снижения простоев автомобилей под грузовыми и техническими операциями, более полного использования грузоподъемности и вместимости кузова, сокращения порожных пробегов. При автомобильных перевозках значительная доля рабочего времени тратится на погрузку и разгрузку грузов. Правильный выбор погрузочных и разгрузочных механизированных средств, их количества, организации их работы позволяют заметно сократить простой автомобилей под погрузкой и повысить производительность подвижного состава автомобильного транспорта. Решение задач совершенствования работы автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров инженерно-технических работников, владеющих современными методами организации, планирования, учета и анализа перевозочных процессов.

1.Построение транспортной сети

Данная операция проводится с целью минимизирования затрат на доставку груза.

По выбранному масштабу, исходя из правил [1], производится построение транспортной схемы (Рис.1).

Рис.1. Схема транспортной сети.

2. Формулировка исходной ситуации варианта организации перевозок

Характеристика груза

Известняк -осадочная порода, сложенная преимущественно карбонатом кальция - кальцитом. Благодаря широкому распространению, легкости обработки и химическим свойствам известняк добывается и используется в большей степени, чем другие породы, уступая только песчано-гравийным отложениям. Известняки бывают разных цветов, включая черный, но чаще всего встречаются породы белого, серого цвета или имеющие коричневатый оттенок. Объемная плотность 2,2-2,7. Это мягкая порода, легко царапающаяся лезвием ножа. Известняки бурно вскипают при взаимодействии с разбавленной кислотой. В соответствии со своим осадочным происхождением имеют слоистое строение. Чистый известняк состоит только из кальцита (редко с небольшим содержанием другой формы карбоната кальция - арагонита). Присутствуют и примеси. Двойной карбонат кальция и магния - доломит - обычно содержится в переменных количествах, и возможны все переходы между известняком, доломитовым известняком и горной породой доломитом. В процессе отложения известняка водой привносятся также глинистые частицы, порода становится глинистой, стираются четкие границы между известняком, глинистым известняком и глинистым сланцем. Кремень тоже является обычной примесью; он нередко присутствует в форме желваков (кремневых конкреций) или в виде более или менее явно выраженных слоев. При метаморфизме, по мере того, как перекристаллизация кальцита охватывает всю породу и возникает мозаичная структура (агрегат из четко ограниченных плотно прилегающих друг к другу изометричных зерен приблизительно одинакового размера), известняк постепенно превращается в мрамор. Существует много разновидностей известняка. Ракушечником называют скопления обломков раковин, сцементированных в ячеистый агрегат. Если раковины имеют микроскопическую величину, образуется слабосвязанная, мягкая, тонко крошащаяся, мажущая порода - мел. Оолитовый известняк состоит из мелких, размером с рыбьи икринки, сцементированных между собой шариков. Ядро каждого такого шарика-оолита может быть представлено песчинкой, обломком раковины или частицей какого-либо другого инородного материала. Если шарики более крупные, величиной с горошину, их называют пизолитами, а породу - пизолитовым известняком. Травертин - известняк, образовавшийся на поверхности в результате осаждения карбоната кальция (кальцита или арагонита) из воды углекислых источников. Если такие отло�


Смотрите также