Основные принципы обеспечения транспортной безопасности


Транспортная безопасность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Конспект лекций

Иркутск 2013

1

УДК 656.2 ББК 39.1

Г 55

Печатается по решению редакционно-издательскогосовета Иркутского государственного университета путей сообщения

Рецензенты:

А.Д. Афанасьев, проф.,д-рф.-м.наук, зав. каф. физики и нанотехнологий НИ ИрГТУ;В.А. Протопопов, заместитель начальника ВСЖД по безопасности и режиму

Н.И. Глухов, С.П. Серёдкин

Г 55 Транспортная безопасность : конспект лекций. – Иркутск, 2013. – 68 с.

Рассматриваются актуальные проблемы транспортной безопасности, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Показаны методики и рекомендации по выявлению потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, рассмотрена организация работ по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Представлены рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, а также государственная политика в области обеспечения транспортной безопасности

Конспект лекций предназначен для студентов, а также аспирантов, преподавателей вузов и специалистов, занимающихся проблемами транспортной безопасности.

УДК 656.2 ББК 39.1

©Глухов Н.И., Серёдкин С.П., 2013

©Иркутский государственный университет путей сообщения, 2013

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ................................................................................................................................

4

Тема 1. Правовые и организационные основы системы

обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации ........................

8

Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности

Российской Федерации, правовые и организационные основы системы

обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации .......................

8

Контрольные вопросы ................................................................................................

16

Тема2. Организационно-правовоеи техническое обеспечение

транспортной безопасности ............................................................................................

17

Лекция № 2. Основные методики и рекомендации по выявлению

потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства

в деятельность объектов транспортной инфраструктуры

и транспортных средств .............................................................................................

17

Лекция № 3. Организация работ по категорированию объектов

транспортной инфраструктуры и транспортных средств .......................................

20

Лекция № 4. Общий порядок определения последствий совершения

АНВ на ОТИ при категорировании ...........................................................................

24

Лекция № 5. Основные требования по обеспечению транспортной

безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных

категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств......

28

Контрольные вопросы ................................................................................................

29

Тема 3. Основные рекомендации по проведению оценкиуязвимости

объектовтранспортнойинфраструктурыитранспортныхсредств

железнодорожноготранспорта .............................................................................................................

30

Лекция № 6. Методика проведения оценки уязвимости объектов

транспортной инфраструктуры и транспортных средств

железнодорожного транспорта ..................................................................................

30

Лекция № 7. Рекомендуемый порядок проведения оценки уязвимости

на примере ОТИ и ТС железнодорожного транспорта ...........................................

34

Лекция № 8. Характеристики нарушителя при совершении АНВ

на ОТИ (модель нарушителя) ....................................................................................

38

Контрольные вопросы ................................................................................................

41

Тема 4. Порядок разработки и утверждения планов обеспечения

транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры

и транспортных средств ..................................................................................................

42

Лекция № 9. Планирование мероприятий по обеспечению транспортной

безопасности, государственная политика в области обеспечения

транспортной безопасности .......................................................................................

42

Контрольные вопросы ................................................................................................

51

Заключение .........................................................................................................................

52

Библиографический список ...............................................................................................

53

Приложение 1. Схема модели нарушителя .....................................................................

55

Приложение 2. Перечень работ при проведении оценки уязвимости объекта

транспортной инфраструктуры .........................................................................................

56

Приложение 3. Перечень работ при проведении оценки уязвимости транспортного

средства ...............................................................................................................................

63

3

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Транспортная безопасность» входит в цикл общих профессиональных дисциплин основной образовательной программы подготовки специалистов и бакалавров

Профессиональными целями учебной дисциплины «Транспорт-

ная безопасность» являются раскрытие сущности и значения транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, их места в системе национальной безопасности, определение теоретических, концептуальных, методологических и организационных основ обеспечения транспортной безопасности, классификация и характеристика составляющих транспортной безопасности и антитеррористической деятельности, установление взаимосвязи и логической организации входящих в них компонентов.

К основным профессиональным задачам учебной дисциплины «Транспортная безопасность» относятся:

–раскрытие понятийного аппарата в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;

–раскрытие базовых содержательных положений в области транспортной безопасности и антитеррористической деятельности;

–определения степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;

–определение целей, значения и принципов защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства;

–установление факторов, влияющих на состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства;

–изучение и уяснение методов определения уязвимостей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–установление и раскрытие структуры угроз объектам транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–определение методов, средств и мероприятий по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортного средства от актов незаконного вмешательства.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Виды аудиторных занятий и самостоятельной работы

Трудоемкость

студента

в часах

Аудиторные занятия, в т.ч.

54

лекции

18

практические (семинарские) занятия

36

Самостоятельная работа студента, в т.ч.

54

подготовка к лабораторным занятиям

20

4

проработка лекционного материала

10

выполнение домашних заданий

20

подготовка к промежуточной аттестации – зачет

4

Итого

108

Процесс изучения дисциплины «Транспортная безопасность» направлен на формирование следующих компетенций:

Индекс

по ФГОС

Содержание компетенции

ВПО

способностью понимать сущность и значение информации в развитии со-

ПК-4

временного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,

возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информа-

ционной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

владением основными методами организации безопасности жизнедея-

ПК-8

тельности производственного персонала и населения, их защиты от воз-

можных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

ПК-14

владением основными методами, способами и средствами планирования и

реализации обеспечения транспортной безопасности

В результате освоения учебной дисциплины «Транспортная безопасность» студент должен:

Знать:

–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–методы, инженерно-техническиесредства и системы обеспечения транспортной безопасности, используемые на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта;

–порядок разработки и реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации;

–структуру и содержание Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ«О транспортной безопасности», включая подзаконные акты, изданные в его развитие, и другие руководящие документы по обеспечению транспортной безопасности;

– общие сведения об объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта, принципы функционирования и особенности эксплуатации;

5

–требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

–порядок организации взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел;

–классификацию видов угроз (проявлений терроризма) в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на железнодорожном транспорте;

–модели нарушителя объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–понятие и параметры категорирования и уязвимости СТИ и ТС;

–планирование работ по транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;

–силы и средства, привлекаемые для обеспечения транспортной безопасности, недопущения (предотвращения) актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;

–организацию взаимодействия по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Уметь:

–определять потенциальные угрозы и действия, влияющие на защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, и обеспечивать выполнение мероприятий по транспортной безопасности на этих объектах в зависимости от её различных уровней;

–анализировать оперативную обстановку, прогнозировать возможность применения террористами конкретных методов, сил и средств террористической деятельности;

–организовывать и контролировать систему мер безопасности объектов от актов незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта;

–определять направления и виды защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом характера угроз;

–организовывать и проводить обучение работников железнодорожного транспорта приемам и методам противодействия терроризму;

–проводить оценку уязвимости и последствий акта незаконного вмешательства в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;

–осуществлять расчет эффективности средств физической защиты на объектах транспортной инфраструктуры;

6

– соблюдать требования обращения с информацией ограниченного доступа, относящейся к вопросам обеспечения транспортной безопасности.

Пособие состоит из четырех разделов:

1.Правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.

2.Организационно-правовоеи техническое обеспечение транспортной безопасности.

3.Основные рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

4.Порядок разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

7

Тема 1

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лекция № 1. Актуальные проблемы транспортной безопасности Российской Федерации, правовые и организационные основы системы обеспечения транспортной безопасности

в Российской Федерации

Возрастание масштабов вызовов и угроз безопасности в мире посредством террористических актов, в том числе на объектах транспорта, является актуальной проблемой, и необходимость её всестороннего изучения не вызывает сомнения.

Вопрос терроризма на транспорте давно вышел за пределы границ отдельных государств и превратился в серьёзную общемировую проблему. Об этом говорит печальная статистика терактов на транспортных объектах, включая всем известные трагедии в Нью-Йорке,Вашингтоне, Мадриде, Токио, Москве, Бостоне и других городах мира. Специфика транспортного комплекса в плане уязвимости от террористических проявлений заключается в его большой протяженности, наличием большого количества объектов обеспечения перевозочной деятельности и транспортных средств. Учитывая такие характерные факторы для пассажиро- и грузоперевозок, как массовость, интенсивность движения, доступность посещения пассажирообразующих объектов – аэропортов, железнодорожных вокзалов, метрополитена, речных и морских портов – угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность именно данных комплексов транспорта возрастает.

Для того чтобы эффективно решать проблемы безопасности, необходимо принятие всеобъемлющих, скоординированных и последовательных мер на национальном, региональном и международном уровнях.

Принятый в феврале 2007 г. федеральный закон «О транспортной безопасности» № 16-ФЗпредусматривает создание системы обеспечения транспортной безопасности на основе определенного на государственном уровне единого подхода к оценке угроз, планированию и реализации мероприятий по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Минтрансом России совместно с ФСБ, МВД

8

России, субъектами Российской Федерации и субъектами транспортной инфраструктуры в настоящее время реализуется утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-рКомплексная программа обеспечения безопасности на транспорте. Завершение реализации Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте предусмотрено до 1 января 2014 г. (Терроризм и безопасность на транспорте (сборник материалов Х Международной научнопрактической конференции. М., 2012 г.)

Основные понятия и термины

Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10. ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности»).

Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (без-

действие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ«О транспортной безопасности»).

Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ«О противодействии терроризму»).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры

итранспортных средств – отнесение их к определенным категориям

сучетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства

иего возможных последствий.

Компетентные органы в области обеспечения транспортной без-

опасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.

Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяе-

мой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Объекты транспортной инфраструктуры – технологический ком-

плекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние

9

водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).

Специализированные организации в области обеспечения транс-

портной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Субъекты транспортной инфраструктуры – юридические и физи-

ческие лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Транспортные средства – воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Основные источники правового регулирования обеспечения транспортной безопасности

• Федеральный закон от 09.02.2007 г. №16-ФЗ«О транспортной безопасности».

10

2) Устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса

19.   Что из перечисленного не относится к задачам обеспечения транспортной безопасности?

Задачи:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

  1. К подразделениям транспортной безопасности относятся …….

К подразделениям транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) отнесены подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или)аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, сотрудники (уполномоченные лица) которых, вправе осуществлять досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

21.                       (продолжите фразу)

22.   Что из перечисленного не относится к основным принципам обеспечения транспортной безопасности?

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) Законность;

2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4) непрерывность;

5) интеграция в международные системы безопасности;

6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

23.  Какой государственный орган определяет Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

МинТранс РФ

24.  Кто относится к силам обеспечения транспортной безопасности?

силы обеспечения транспортной безопасности это лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры,на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

25.  Каким государственным органом утверждаются результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Федеральными агентствами Минтранса РФ

26.   Какой статус носит информация о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляют федеральные органы государственной власти?

Статус государственной тайны

27.  Какой статус носит информация о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляют субъекты транспортной инфраструктуры?

Статус ограниченного доступа

28.   Кто относится к силам обеспечения транспортной безопасности?

Лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности.

29.   Какие организации осуществляют аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности?

Органы аттестации

30.   Кто определяет Порядок установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Министерство транспорта

31.  Кто (какой орган, организация) определяет Порядок установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Министерство Транспорта

32. Какие органы, организации осуществляют категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Федеральные агенства Министерства транспорта РФ

33.    Как называется документ, в который включаются категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства?

Реестр объектов ТИ и ТС

34.  Какие органы осуществляют ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Федеральные агенства Минтранса РФ

35.   Какие органы, организации определяют Порядок ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

МинТранс РФ

36.   С какой целью устанавливаются Уровни безопасности в транспортном комплексе?

С целью принятия мер по обеспечению транспортной безопасности

37.  Какой орган, организация определяет Перечень уровней безопасности в транспортном комплексе?

устанавливается Правительством Российской Федерации 

38.  Какой орган, организация определяет Порядок объявления уровня безопасности в транспортном комплексе?

Правительство РФ

39.   Какой орган (организация) устанавливает Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств?

Министерством транспорта РФ

40.  На кого возложена обязанность по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности?

субъектом транспортной инфраструктуры;

41.   На кого возложена обязанность определения Порядка разработки планов обеспечения транспортной?

Компетентный орган

42.   Какой статус носят сведения, содержащиеся в Планах обеспечения транспортной безопасности объектов, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляют субъекты транспортной инфраструктуры?

статус ограниченного доступа

43.   Какой статус носят сведения, содержащиеся в Планах обеспечения транспортной безопасности объектов, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляют федеральные органы государственной власти?

статус государственной тайны

44.  На кого возлагается организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности?

на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков

45.  Какой орган утверждает План обеспечения транспортной безопасности?

Федеральные агентства

46.  В течение какого срока должностное лицо, уволенное с государственной службы за дисциплинарный проступок, не может быть принято на работу непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности?

В течении трех лет

47.   Какой орган (организация) определяет Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности?

Правительство РФ

48. На кого может не распространяется запрет  принятия на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности?

49.  На работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности не принимаются……

Организация обеспечения транспортной безопасности.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Ярославский филиал государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

КУРС ЛЕКЦИЙ

для проведения занятий со студентами отделений очного обучения и внеаудиторной самостоятельной работы студентов отделений очного и заочного обучения по дисциплинам «Транспортная безопасность» и «Основы транспортной безопасности»

Курс лекций для студентов очной и заочной формы обучения железнодорожного техникума разработан в соответствии с рабочими программами учебных дисциплин «Транспортная безопасность» и «Основы транспортной безопасности» по всем специальностям. Предназначен для проведения занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов отделений очного и заочного обучения и их подготовке к промежуточной и текущей аттестации по дисциплинам «Транспортная безопасность» и «Основы транспортной безопасности».

Курс лекций рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии «Общепрофессиональных дисциплин и физической культуры» железнодорожного техникума, утвержден заместителем директора филиала по учебно-методической работе.

Организация-разработчик:

Железнодорожный техникум Ярославского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения».

Разработчик:

Фартунин М.Ю., преподаватель Ярославского филиала МИИТ.

Рецензент:Ползикова В.А., старший методист учебно-методического отдела Ярославского филиала МИИТ;

Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку в железнодорожный техникум Ярославский филиал МИИТ. 150048 г. Ярославль, Московский проспект, д. 151, телефон (4852) 44-99-36

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Лекция 1. 1.Основные понятия, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.
Лекция 2. Категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Лекция 3. Информационное обеспечение в области транспортной безопасности.
Лекция 4. Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Лекция 5. Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте  
Лекция 6. Основы наблюдения и собеседования с физическими лицами для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства на железнодорожном транспорте (профайлинг).  
Содержание промежуточной аттестации
  Список используемых источников  

Введение

В наше время непрерывное развитие транспорта является гарантией единства экономического пространства Российской Федерации. Оно необходимо для свободы экономической деятельности, свободного перемещения услуг и товаров, улучшения условий и уровня жизни населения, обеспечения национальной безопасности России. Национальная безопасность Российской Федерации — система политических, экономических, социальных, духовных и военных целей, взглядов и мероприятий, обеспечивающих потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества.Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внеш­них угроз. Исходя из этого, неотъемлемым фактором социально-экономичческого характера является реализация международных требований в области обеспечения транспортной безопасности.

Железнодорожный транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и государства. Он является важным инструментом достижения социальных, экономических и политических целей. Поэтому транспортная безопасность – обязательное условие присутствия на внутреннем и мировом рынке перевозок российских железнодорожных перевозчиков. Она – залог конкурентоспособности и целостности при перевозке пассажиров и грузов, защиты их от внешних и внутренних угроз.

На рубеже тысячелетий Россия первой, среди крупных государств, столкнулась с глобальной террористической угрозой. Наибольшую опасность в наше время представляет возросшая террористическая активность на транспорте, при этом увеличилось не только количество террористических актов, но произошли качественные изменения в террористических проявлениях на железнодорожном транспорте. В связи с этим одной из важных целей транспортной стратегии Российской Федерации является повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Разработана государственная концепция обеспечения транспортной безопасности России, которая определяет общие принципы деятельности, основные задачи и комплекс мероприятий по транспортной безопасности. Определены наиболее важные направления политики государства в сфере жизнедеятельности транспорта. Они включают в себя: определение национальных интересов в транспортной стратегии, выявление факторов, создающих угрозу на транспорте; формирование системы противодействия негативным факторам и угрозам в транспортной сфере; определение комплекса мер, способных качественно повысить уровень транспортной безопасности в России.

Лекция 1. Основные понятия в сфере транспортной безопасности.

Вступительная часть.

В Федеральном законе от 9 февраля 2007 года № 16 – ФЗ «О транспортной безопасности» дано определение: «Транспортная безопасность – состояние защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Более широко вам известен термин «безопасность на транспорте» так как он включает в себя кроме транспортной безопасности, такие понятия, как «безопасность на транспорте при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» и «эксплуатационная безопасность на транспорте».

В ходе изучения темы данной лекции вы также познакомитесь с такими понятиями и терминами, как:

- объекты транспортной инфраструктуры;

- акт незаконного вмешательства;

- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;

- перевозчик;

- субъекты транспортной инфраструктуры.

При необходимости следует уточнить значение терминов:

- транспортные средства;

- транспортный комплекс;

- уровень безопасности и других.

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний в сфере транспортной безопасности. Это позволит приступить к изучению нормативно-правовой базы и организации обеспечения транспортной безопасности.

Основные понятия, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности.

Транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ).

Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортный комплекс - объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства.

Транспортные средства (ТС) - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Под основными объектами железнодорожного транспорта (ОЖДТ) следует понимать железнодорожную станцию (узел) с расположенными вблизи их зданиями, сооружениями, оборудованием, обеспечивающими функционирование железнодорожного транспорта.

Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.

К основным элементам станции относятся пассажирское, путевое, грузовое хозяйства системы сигнализации и централизации (СЦБ) и жизнеобеспечения.

Пассажирское хозяйство включает в себя станционное здание (вокзал), перроны, платформы, пешеходные мосты, галереи-конкорсы.

Путевое хозяйство - основная отрасль железнодорожного транспорта, в которую входят железнодорожный путь на станциях и перегонах со всеми сооружениями; объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые, промышленные предприятия, обеспечивающие текущее содержание и ремонт пути, путе- и мостообследовательские, геофизические и нормативно-инструкторские станции. Оно также включает в себя искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, селеспуски и т.д.)

Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю)

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании История терроризма уходит в века. Террористические акты насилия нескончаемой чередой сопровождают развитие цивилизации.

Акт незаконного вмешательства (АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель — глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Основные понятия в сфере транспортной безопасности», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение транспортной безопасности, перечислите её цели и принципы.

2. Дайте определение объекту транспортной инфраструктуры (ОТИ) и перечислите элементы ОТИ и транспортные средства.

3. Раскройте понятия «транспортный комплекс», «субъект транспортной инфраструктуры», «перевозчик», «акт незаконного вмешательства (АНВ)».

4. Что понимается под ОЖДТ? Перечислите объекты железнодорожной инфраструктуры.

5. Назовите основные элементы железнодорожной станции, дайте им краткую характеристику.

6. Назовите основные нормативно-правовые акты по обеспечению транспортной безопасности.

7. Что понимается под организацией транспортной безопасности? Назовите основные её составляющие.

8. Перечислите задачи по обеспечению транспортной безопасности.

9. Перечислите основные работы, связанные с обеспечением транспортной безопасности.

10.Перечислите компетентные органы и основные меры ответственности за неисполнение требований транспортной безопасности.

11. Перечислите потенциальные угрозы АНВ.

12. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при первом уровне безопасности.

13. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при втором уровне безопасности.

14. Сформулируйте основные требования по обеспечению ТБ на ОТИ при третьем уровне безопасности.

Вступительная часть.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определённым категориям с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Категорированию подлежат все ОТИ железнодорожного транспорта, к основным из них относятся: железнодорожные перегоны, отдельно расположенные объекты вагонного и локомотивного хозяйства, искусственные сооружения (ИССО), вокзальные комплексы, отдельно расположенные объекты хозяйств (грузовой и коммерческой работы, связи и сигнализации), отдельно расположенные объекты энергохозяйства, отдельно расположенные объекты водоснабжения, отдельно расположенные пункты управления и информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и системы управления перевозками, отдельно расположенные базы и склады, отдельно расположенные объекты жизнеобеспечения, ОТИ на путях необщего пользования.

В ходе изучения темы данной лекции вы также познакомитесь с такими вопросами, как:

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний в сфере транспортной безопасности. Это позволит приступить к изучению нормативно-правовой базы и организации обеспечения транспортной безопасности.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель — глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Категорирование и оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определения категорированию и оценке уязвимости ОТИ и ТС

железнодорожного транспорта.

2. Перечислите ОТИ железнодорожного транспорта по группам категорирования и оценки уязвимости.

3. Перечислите объекты энергохозяйства (кроме контактной сети), подлежащие категорированию и оценке уязвимости.

4. Перечислите объекты водоснабжения железнодорожной

инфраструктуры и основные пункты управления и информационные

комплексы, подлежащие категорированию и оценке уязвимости.

5. Назовите и раскройте категории ОТИ и ТС

6. Перечислите количественные показатели критериев категорирования ОТИ и ТС.

Вступительная часть.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод гра­ждан в области получения информации и пользования ею, в раз­витии современных телекоммуникационных технологий, в за­щите государственных информационных ресурсов от несанкцио­нированного доступа. Национальные интересы страны являются сочетанием жизненно важных интересов личности, общества и государства на сбалан­сированной основе в информационной сфере от внутренних и внешних угроз. Это соответствует логике Закона РФ «О безо­пасности» и содержанию Стратегии национальной безопас­ности. Укрепление информационной безопасности названо в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе важнейших долгосрочных задач.

Под информационной безопасностью понимается состояние, обеспечивающее защищённость информационных ресурсов и каналов, а также доступа к источникам информации в целях активного противодействия государства угрозам внедрения в сознание граждан сведений, ориентирующих и мотивирующих их деятельность ведущую, в конечном итоге, к разложению национальной идентичности и размыванию национального суверенитета.

Основными составляющими информационной безопасности являются защита информации (в смысле охраны персональных данных, государственной и служебной тайны и других видов ин­формации ограниченного распространения), предохранение ин­формации от случайных или преднамеренных воздействий есте­ственного или искусственного характера, реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касаю­щихся деятельности в информационной сфере, защищенность потребностей граждан, отдельных групп и населения в целом в качественной информации для их жизнедеятельности, образования и развития, т. е. информационно-психологическая удовле­творенность потребностей граждан и общества в целом и их за­щищенность от негативных (преднамеренных и случайных) ин­формационно-психологических и информационно-технических воздействий. Этим обусловлена актуальность темы данной лекции.

В ходе изучения темы лекции вы также познакомитесь с такими понятиями и терминами, как:

- информационное обеспечение;

- информационная система;

- Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС);

- информационное обеспечение компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности;

- информационные процессы;

- порядок обращения со служебной информацией;

- порядок получения и передачи информации;

- порядок информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний в сфере информационного обеспечения транспортной безопасности. Это позволит совершенствовать знания нормативно-правовой базы и организации обеспечения информационной безопасности.

1. Основные информационные термины и понятия и общие положения об информационном обеспечении в области транспортной безопасности.

Информационное обеспечение –комплекс мероприятий и процессов обеспечивающих информационную безопасность.К основным мероприятиям, обеспечивающие информационную безопасность относятся:

- обеспечение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею;

- развитие современных телекоммуникационных систем;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации;

- повышение безопасности информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

- развитие отечественного производства аппаратных средств защиты информации;

защита сведений, составляющих государственную тайну.

Порядок защиты служебной информации определён:

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

- Закон «О государственной тайне» (в последней редакции от 01.12.2007 № 318-ФЗ)

- Перечнем сведений, отнесённых к государственной тайне, утверждённым Указом Президента российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 в последней редакции

- Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870

- Приказ Минтранса РФ от 16 февраля 2011 г. N 56 «О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».

Информация –сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Вся информация с точки зрения права делится на:

- информацию без ограничения права доступа -информация общего пользования, информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия и других видах ОМП. Информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан, не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне;

информацию с ограниченным доступом — государственная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна и персональные данные как институт охраны права неприкосновенности частной жизни;

- информацию, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан. К ней относится порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне; ложная реклама, реклама со скрытыми вставками и т. п.;

- объекты интеллектуальной собственности — то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, но охраняется особым порядком через институты интеллектуальной собственности — авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п. Исключение составляют профессиональные секреты, которые охраняются в режиме коммерческой тайны;

- иную общедоступную информацию, среди которой выделяют более 20 видов открытой общедоступной информации.

Информационные процессы –сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и передача информации.

Информационное обеспечение работы компетентных органовв области транспортной безопасности включает в себя следующие компоненты:

1. Результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

2. Реестр планов обеспечения транспортной безопасности

3. Мониторинг состояния транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры

4. Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры

5. Реестр специализированных организаций

Информационная система –организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи (автоматизированная система), реализующих информационные процессы.

Заключение

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель — глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Изучив материалы лекции «Информационное обеспечение в области транспортной безопасности», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение понятиям «информационное обеспечение», «информационная безопасность» и «информационная система». 2. Перечислите сведения и документы, которые не относятся к служебной информации ограниченного распространения. 3. Перечислите основные задачи обеспечения информационной безопасности. 4. Перечислите основные мероприятия, обеспечивающие информационную безопасность. 5. Назовите компоненты информационного обеспечения работы компетентных органов в области транспортной безопасности. 6. Назовите цель и структуру Единой государственной информационной системы. 7. Раскройте порядок информирования об АНВ. 8. Перечислите сведения, которые необходимо зафиксировать при получении информации об АНВ. 9. Назовите компоненты информационного обеспечения.

10. Назовите объекты автоматизации ЕГИС ОТБ.

Вступительная часть.

Акт незаконного вмешательства (АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта условно можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним угрозам относятся:

- опасные природные явления, стихийные и иные бедствия;

-крупные промышленные аварии и катастрофы на близлежащих объектах;

-противоправные и криминальные действия против работников, хищения и разбои на транспорте;

- террористические акты, захват и использование во вред гражданам опасных грузов.

К внутренним угрозам относятся:

-нарушение требований безопасности технологических процессов,

эксплуатации, движения, перевозок и др.;

- движение транспортных средств;

- перевозка опасных грузов, воинские и другие специальные перевозки;

- наличие объектов повышенной опасности;

- общедоступность информации в области перевозок и обеспечения безопасности движения.

В ходе изучения темы лекции вы также познакомитесь с такими понятиями и терминами, как:

- терроризм;

- отличительные признаки терроризма;

- типология и цели терроризма;

- основные формы и способы террористической деятельности;

- основные принципы и задачи по борьбе с терроризмом;

- комплекс основных мероприятий по противодействию терроризму;

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний об актах незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.

Это позволит совершенствовать знания нормативно-правовой базы и организации обеспечения транспортной безопасности в деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Этим обусловлена актуальность темы данной лекции.

Заключение

Терроризм на транспорте обладает рядом особенностей, из которых следует особо выделить две. Во-первых, в любых формах и проявлениях терроризм на транспорте – это разновидность технологического терроризма. Вторая особенность терроризма на транспорте связана с тем, что он приобретает явный диверсионный характер.

Российские железные дороги – самые длинные в мире: их общая протяженность составляет 86 тыс. км. По протяженности электрифицированных путей (40,3 тыс. км.) они занимают второе место. В отрасли работают 1,4 млн. человек – почти 2% всего трудоспособного населения России. Повышенный интерес террористов к железнодорожному транспорту обусловлен относительной доступностью, цикличностью и регулярностью движения, возможностью привлечения большого общественного интереса и внимания средств массовой информации, даже единичным актом воздействовать сразу на большое количество людей или нанести значительный материальный и моральный ущерб.

Изучив материалы лекции «Акты незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности:устно и письменно ответить на вопросы:

1. Дайте определение терроризму, перечислите его виды и отличительные признаки. 2. Перечислите основные угрозы и источники опасности на транспорте.

3. Перечислите цели, объекты и формы терроризма.

4. Перечислите основные этапы развития терроризма в мире.

5. Назовите способы совершения террористических актов и используемые средства.

6. Раскройте типологию терроризма.

7. Назовите основные субъекты международного терроризма и наиболее известные террористические организации.

8. Перечислите наиболее известные антитеррористические организации.

9. Назовите основные принципы и задачи по борьбе с терроризмом.

10. Назовите профилактические мероприятия по борьбе с терроризмом.

Практическое задание: Проанализировать статистику актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта. Анализ АНВ отобразить графически в рабочих тетрадях в виде графиков, диаграмм, и т.п. По каждому анализу сформулировать и записать в тетради выводы и практические рекомендации по сокращению АНВ но железнодорожном транспорте.

Вступительная часть.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» приоритетным направлением защиты объектов транспортной инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций и террористических актов отводится техническим средствам.

С целью реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р принят план реализации ОАО «РЖД» мероприятий по обеспечению безопасности населения на железнодорожном транспорте.

В ОАО «РЖД» системами технических средств охраны оборудуются железнодорожные вокзалы, станции и платформы, мосты, тоннели и виадуки, переезды, узлы, центры связи, информационные вычислительные, диспетчерские центры, локомотивные и вагонные депо, тяговые подстанции, парки путей железнодорожных станций, путей отстоя и формирования пассажирских и электропоездов, базы и склады материально-технического обеспечения и горюче-смазочных материалов, административные здания, железнодорожные участки высокоскоростной магистрали.

В ходе изучения темы лекции вы познакомитесь с такими вопросами, понятиями и терминами, как:

- система защиты высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте;

- требования и основные обязанности должностных лиц по обеспечению функционирования инженерно-технических систем;

- диверсионно-террористические средства;

- технические средства видеонаблюдения (мониторинг, обнаружение, идентификация, распознавание);

- средства защиты и взрывозащитное оборудование;

- стационарные и ручные металлообнаружители;

- стационарные и переносные рентгеновские установки;

- обнаружители взрывчатых веществ и взрывозащитные средства;

- новые разработки в сфере технических средств обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Основной целью лекции является изучение основных понятий и систематизирование, имеющихся у студентов знаний об инженерно-технических системах обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Это позволит совершенствовать знания нормативно-правовой базы и организации обеспечения транспортной безопасности в деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Этим обусловлена актуальность темы данной лекции.

Заключение

Главной задачей при перевозках железнодорожным транспортом является предоставление пассажирам, помимо различных услуг, уверенности в своей безопасности. Эту задачу можно разделить на две составляющих:

1). Досмотр всех сотрудников, посетителей и пассажиров, в целях фильтрации нежелательных (сточки зрения безопасности) граждан и их багажа.

2). Обеспечение движения транспорта согласно маршруту и расписанию в полном объёме.

Решение этой двуединой задачи не должно вносить противоречия в деятельность различных участников перевозочного процесса, так как это может привести к тяжким последствиям. Способствовать этому в полной мере должно самое широкое и комплексное применение инженерно-технических средств, которые условно можно разделить на три группы:

- технические средства охраны, сигнализации и наблюдения;

- технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа;

- специальные средства.




Смотрите также