Основы безопасности управления транспортным средством
Основы управления транспортными средствами и безопасность движения
Под экологической безопасностью транспортного средства понимается его свойство снижать степень отрицательного воздействия на окружающую среду. Экологическая безопасность охватывает все стороны использования автомобиля. Ниже перечислены основные аспекты экологии, связанные с эксплуатацией автомобиля.
Потеря полезной площади земли. Земля, необходимая для движения и стоянки автомобилей, исключается из пользования других отраслей народного хозяйства. Общая протяженность мировой сети автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 10 млн км, что означает потерю площади свыше 30 млн га. Расширение улиц и площадей приводит к «увеличению территорий городов и удлинению всех коммуникаций. В городах с развитой дорожной сетью и предприятиями автосервиса площади, отведенные для движения и стоянок автомобилей, занимают до 70 % всей территории. Кроме того, огромные территории занимают заводы по производству и ремонту автомобилей, службы обеспечения функционирования автомобильного транспорта: АЗС, СТО, кемпинги и т.д.
Загрязнение атмосферы. Основная масса вредных примесей, рассеянных в атмосфере, является результатом эксплуатации автомобилей. Двигатель средней мощности выбрасывает в атмосферу за один день эксплуатации около 10 м' отработавших газов, в состав которых входит окись углерода, углеводороды, окислы азота и многие другие токсичные вещества.
В нашей стране установлены следующие нормы среднесуточных предельно допустимых концентраций токсичных веществ ватмосфере:– углеводороды – 0,0015 г/м;– окись углерода – 0,0010 г/м;– двуокись азота – 0,00004 г/м.Использование природных ресурсов. На производство и экплуатацию автомобилей используются миллионы тонн высококачественных материалов, что приводит к истощению их природных запасов. При экспоненциальном росте потреблении энергии на душу населения, характерном для промышленно развитых стpaн, скоро наступит такой момент, когда существующие источники энергии не смогут удовлетворить потребности человека. Значительная доля потребляемой энергии расходуется автомобилями, к.п.д. двигателей которых составляет 0,3 0,35, Следовательно, 65 – 70% энергетического потенциала не используется.
Шум и вибрация. Уровень шума, длительно переносимым человеком без вредных последствий, составляем 80 – 90 дБ На улицах крупных городов и промышленных центров уровень шума достигает 120– 130 дБ. Колебания почвы, вызванные движением автомобилей, пагубно сказываются на зданиях и сооружениях. Для защиты человека от пагубного влиянии шума транспортных средств применяют различные приемы: совершенствование конструкции автомобилей, шумозащитные сооружения и зеленые насаждения вдоль оживленных городских магистралей, организация такого режима движения, когда уровень шума наименьший.
Уничтожение флоры и фауны. Автомобили, работающие вне дорог, уплотняют верхний слой почвы, разрушая растительный покров. Бензин и масла, пролитые на почву, приводят к гибели растений. Окислы свинца, содержащиеся в отработанных газах автомобилей, заражают придорожные деревья и кустарники. Плоды фруктовых деревьев и кустов, растущие вблизи дорог с интенсивным движением, нельзя употреблять в пищу. Ядовиты и цветы, растущие на разделительных полосах и на обочинах. Под колесами автомобилей ежегодно погибают тысячи животных, миллионы птиц, бесчисленное множество насекомых.
Радиопомехи. При работе системы зажигания автомобильного двигателя создаются радиопомехи. Для их подавления в системах зажигания предусматриваются специальные устройства. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств с неисправной системой подавления радиопомех.
3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ
3.1 Особенности профессиональной деятельности водителяМежду двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существенное различие: когда человек становится водителем, то он попадает в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к повышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справляться двигательные реакции человека. Водитель в транспортном потоке, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целесообразной при данных условиях.Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стерты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пешеход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия водитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – дорога», участники которых случайны, а действия их взаимосвязаны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонимания.Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.
Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя.
Движение в транспортных потоках высокой плотности является другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как следствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожидание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце концов приводит к сильному нервному утомлению.Естественно, что избыток информации о дорожно – транспортной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охватить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное решение. Все это повышает вероятность появления отказа.3.2. Надежность водителя и её составляющие
Психологи под надежностью водителя понимают его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.Надежность водителя – это свойство сохранить параметры функционировании в пределах, обеспечивающих безопасность движения и соответствующих режимам движения и условиям использовании автомобиля. Надежность водителя – это сложное свойство, определяемое более простыми: безотказностью, восстанавливаемостью, сохраняемостью, долговечностью. Остановимся на них более подробно.
Безотказность водители это свойство сохранять работоспособность в пределах установленных норм рабочего времени (рабочего дня) исчисляемою к часах. Безотказность водителя изменяется в течение рабочего дня различным образом. Например, водитель 1 (рис.3.1,а) имеет более высокую вероятность рв безотказной работы в начале рабочего дня, чем водитель 2. Однако к концу рабочего дня (ко времени t) эта вероятность становится меньше допустимой рв, так что надежность водителя 2 оказывается более высокой.
Продолжительность рабочего дня для водителя может быть различной, но в качестве предельной некоторые исследователи рекомендуют продолжительность 11–12 часов.
По психофизиологической оценке состояния водителей, первые 1,5 – 2,5 часа работы происходит «врабатываемость» организма, после которой наступает период наибольшей работоспособности. В период «врабатываемости» вероятность безотказной работы водителя понижена. Водители могут неправильно оценивать уровень своей работоспособности, совершать рискованные маневры. Первые признаки снижения работоспособности появляются через 4–5 часов и, постепенно нарастая, становятся значительными после 6–8 часов работы. За счет компенсаторных механизмов организма определенный уровень работоспособности поддерживается до 9 – 10 часов работы. После этого компенсаторные возможности организма иссякают и происходит быстрое снижение работоспособности до уровня, недопустимого с точки зрения безопасности движения, или появляется сонливость.а) | б) |
в) | |
Рис. 3.1. Изменение вероятности безотказной работы водителя в течении: а – рабочего дня; б – недели; в – всего срока водительской деятельности. |
Восстанавливаемость – это свойство водителя восстанавливать свою работоспособность после установленных перерывов в работе. Восстанавливаемость имеет большое значение для обеспечения надежности деятельности профессиональных водителей.
Неполноценный отдых сказывается на уровне безотказности водителя в следующий рабочий день: почти у половины отмечается появление сонливости во время вождения; водители, спящие перед сменой менее 6 часов, отмечают снижение внимания к концу смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности сна 8 часов.Восстанавливаемость работоспособности водителя, при прочих равных условиях, в различные дни недели неодинакова: при работе в одну смену в первые дни недели она меньше – происходит «врабатываемость» организма, подобно тому, как это наблюдается в течение рабочего дня.Примерные кривые изменения вероятности безотказной работы водителя в течение недели при ежедневной работе в одну смену и недоиспользовании обеденного перерыва приведены на (рис. 3.1,б).Профессиональная долговечность – свойство водителя сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (выход на пенсию, переход на другую работу) с необходимыми перерывами, обусловленными режимом труда и отдыхи. Таким образом, долговечность водителя относится к времени функционирования t, исчисляемому обычно в годах (рис.3.1,в).
Момент наступления предельного состояния, т.е. величину профессиональной долговечности, устанавливает часто сам водитель. Если он считает, что оно наступило, то прекращает работать и меняет профессию, иногда задолго до пенсионного возраста.
Сохраняемость – свойство водителя сохранять параметры функционирования после длительных перерывов в трудовой деятельности.
После длительных перерывов в вождении по тем или иным причинам происходит незаметная для водителя потеря профессиональных навыков в управлении или их дестабилизация точка F на (рис. 3.1, в).3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
Надежность деятельности водителя зависит от многочисленных факторов. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить три главных фактора: возраст, алкогольное или наркотическое опьянение и отношение к своей профессии.Возраст. Изменение возраста водителя определяет две тенденции, влияющие на качество вождения. Будем их оценивать по относительному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отнесенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из тенденций – неопытность и азарт молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП, по мере накопления опыта, т.е. увеличения параметра возраст водителя (кривая 1 рис. 3.2,а). Другая тенденция – это возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (моторный период) в более короткие сроки. Это объясняется возможностью быстро принимать и перерабатывать информацию о ДТС, умением «читать» ДТС, т.е. предвидеть ее развитие и от способности к быстрым действиям. С увеличением возраста водителя с некоторого момента моторный период начинает расти, и накопленный за годы опыт вождения перестает компенсировать этот (рост кривая 2). Возрастная характеристика водителей – суммарная кривая 3 – имеет четко выраженные минимум и максимум при малом и значительном возрасте водителя.
На возрастной характеристике водителей можно выделить следующие характерные точки: A, D – максимум ДТП и О – минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возрастная характеристика водителя позволяет определить не только возрастные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, пд или nD) по сравнению с лучшими для них показателями (nmin).
Выделим по возрастной характеристике водителей три интервала: младший опасный возраст LбI – Lmin, характеризуемый коэффициентом опасности для точки А: k1=nA : nmin; «безопасный возраст», т.е.Lб2 – Lб1, характеризуемый минимумом числа ДТП nmm и возрастом z6; старший опасный возраст Lmax – L62, характеризуемый коэффициентом опасности для точки D: k2 = nD : nmin
а) | б) |
Рис. 3.2. Возрастные характеристики водителей: а – общая; б – средняя; МОВ и СОВ – соответственно младший и старший опасный возраст; БВ – безопасный возраст. |
РАЗДЕЛ 2.2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения
Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.
Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.
Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.
Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством
Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30–120 секунд), средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.
Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.
Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного
пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения
Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.
Тема 7. Техника управления транспортным средством
Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.
Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.
Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.
Приемы действия органами управления. Техника руления.
Пуск двигателя. Прогрев двигателя.
Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.
Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.
Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.
Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.
Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.
Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством
Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.
Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.
Способы парковки и стоянки транспортного средства.
Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.
Обгон и встречный разъезд.
Проезд железнодорожных переездов.
Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.
Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.
Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях
Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.
Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.
Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.
Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.
Практические занятия:
· Тормозные качества автомобиля и построение диаграммы торможения;
· Определение скорости автомобиля по тормозному пути с учетом дорожных и погодных условий, и состояния автомобиля;
· Определение скорости автомобиля, в зависимости от его устойчивости;
· Исследование правильности действий участников ДТП, в случаях ДТП, связанных с наездом на пешехода.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению контрольной работы
для студентов заочной формы обучения
Контрольная работа включает ответы на семь теоретических, два практических вопроса и решение задач 5 типов. Перепишите в тетрадь поставленный вопрос, затем сделайте заголовок: «Ответ на вопрос № ….». Каждый новый вопрос и ответ на него начинайте с новой страницы.
Перед выполнением задания внимательно изучите вопросы и уясните их содержание. Изучите необходимый материал соответствующей темы, подробно ознакомьтесь с ГОСТами, инструкциями и руководящими документами.
Отвечать на вопрос нужно технически грамотно, конкретно. Не допускается дословное переписывание текста из учебника. Ответы необходимо сопровождать требуемыми схемами, рисунками с соответствующими подписями и возможными исключениями из Правил.
Задание, выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки (далее з.к.):
· № задания, две последние цифры з.к. по отношению к «50»:
o пример, № 2008-1342, выполняется задание №42;
o - № 2008-1478, выполняется задание №28 (78 – 50 = 28);
· №№ задач, две последние цифры: последняя цифра з.к. номера задач в типах, предпоследняя цифра марка автомобиля для задачи.
После выполнения работы приведите список использованной литературы, в соответствии с ГОСТом, поставьте свою подпись и дату выполнения задания.
После получения контрольной работы с проверки необходимо уточнить или доработать содержание ответов с учетом замечаний, указанных в рецензии. Доработанные ответы нужно представить в тетради после рецензии под заголовком: «Дополнения по ответам контрольного задания».
Экзаменационные вопросы по Основам управления транспортным средством, безопасность движения и оказание первой медицинской помощи
Основы управления транспортным средством, безопасность движения и оказание первой медицинской помощи
составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта НПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 190631.01 «Автомеханик»
Экзаменационный материал содержит 25билетов по 3 вопроса в каждом.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ
по ПМ 02, МДК.02.02 Основы управления транспортным средством, безопасность
движения и оказание первой медицинской помощи
Необходимо перевезти груз, размеры которого выступает за габариты транспортного средства более чем на один метр. Предложите возможные варианты перевозки груза.
При движении в плотном потоке Вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции. Опишите ситуации, которые могут привести к ДТП в данном случае. Как следует поступить, чтобы обеспечить безопасность движения?
При движении на автомобиле вышла из строя система указателей поворота. Опишите действия водителя в данной ситуации.
В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир повредил ногу. Возникло подозрение на перелом ноги. Перечислите действия водителя в данной ситуации.
Вас остановил сотрудник дорожной полиции. Опишите последовательность Ваших действий, перечислите документы, которые необходимые предоставить для проверки.
Вы, как водитель, стали участником дорожно - транспортного происшествия. Составить схему ваших действий.
Вы обнаружили на своём автомобиле повышенный износ резины. Спрогнозируйте последствия, к которым может привезти данный фактор. Перечислите действия по устранению неисправности.
В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди. На месте ДТП случайно оказался медицинский работник, который установил необходимость срочной транспортировки одного из пострадавших в травмпункт. Можно ли использовать транспортное средство участника ДТП для транспортировки пострадавшего в данном случае.
Для перевозки груза используется два автомобиля одинаковой марки, но один автомобиль эксплуатируется с прицепом. Проведите сравнительный анализ эксплуатационных характеристик автомобилей.
При движении на грузовом автомобиле перевозимый Вами груз сместился к краям грузовой платформы. Какой должна быть последовательность Ваших действий в данном случае?
Участок дороги имеет крутой поворот. Какие факторы могут привести к ДТП при движении автомобиля на этом участке дороги. Предложите возможные варианты действий водителя для предотвращения опасных последствий.
При резком торможении автомобиля у пассажир получил травму (вывих конечности). Каков порядок оказания первой медицинской помощи?
Водитель перевозит груз, представляющий повышенную опасность для окружающих. Перечислите меры, которые необходимо предпринять для предотвращения опасных последствий транспортировки.
При движении автомобиля произошел отказ двигателя, вследствие чего автомобиль остановился в зоне действия знака «Остановка запрещена». Составьте последовательность действий водителя в данной ситуации.
Классифицируйте ДТП по видам и категориям.
Проанализируйте уровень аварийности по различным факторам.
Назовите особенности аварийности в городах и вне населенных пунктов.
Назовите организации, осуществляющие контроль за безопасностью движения.
Перечислите причины ДТП.
Опишите действия водителя при возникновении пожара.
Опишите действия водителя при технической неисправности автомобиля.
Опишите действия водителя при совершении пассажирами правонарушений.
Опишите действия водителя при обнаружении бесхозных сумок и предметов, огнестрельных и взрывчатых предметов.
Опишите действия водителя при захвате заложников.
Назовите основные органы управления автомобилем и укажите их размещение.
Перечислите требования к рабочему месту водителя.
Назовите этапы занятия рабочего места водителя.
Опишите последовательность действий водителя при пуске и остановке двигателя.
Опишите последовательность действий органами управления при трогании с места, разгоне, торможении, переключении передач, маневрировании.
Опишите влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надежность водителя.
Опишите влияние дисциплинарной и эмоциональной устойчивости, выносливости, самообладания на надежность водителя.
Опишите влияние ощущения и восприятия на надежность водителя.
Дайте понятие о реакции водителя.
Перечислите приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния.
Назовите пути решения социальной задачи повышения транспортной дисциплины водителей.
Назовите причины отрицательно влияющие на безопасность и надежность водителя.
Опишите формы недисциплинированного поведения водителей.
Опишите влияние агрессивного стиля вождения на вероятность возникновения ДТП.
Охарактеризуйте отрицательное влияние алкоголя на самооценку водителя и стиль его вождения.
Опишите упреждающий, защитный (корректный) стиль вождения.
Охарактеризуйте типичные дорожно-транспортные ситуации, которые могут спровоцировать негативную реакцию водителя.
Дайте понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности автомобиля.
Дайте определение понятию торможение, тормозной и остановочный путь.
Назовите причины нарушения устойчивости автомобиля.
Назовите способы прекращения занос автомобиля.
Опишите особенности управления заднеприводным и переднеприводным автомобилем.
Назовите элементы автомобильных дорог.
Опишите влияние дорожных условий на безопасность движения.
Охарактеризуйте опасные участки автомобильных дорог.
Опишите особенности пользования дорогами в различных погодно-климатических условиях.
Опишите процесс прямолинейного движения и маневрирования в транспортном потоке.
Назовите меры безопасности при управлении автомобилем в транспортном потоке.
Охарактеризуйте процесс разбора типичных дорожно-транспортных ситуаций, возникающих при движении в транспортном потоке.
Опишите принципы безопасного трогания с места, прямолинейного движения, поворота и разворота в ограниченном пространстве.
Опишите применение заднего хода при развороте.
Охарактеризуйте процесс маневрирование при постановке автомобиля на стоянку.
Охарактеризуйте процесс движение на подъеме: остановка и начало движения.
Назовите типичные ошибки при маневрировании.
Назовите особенности проезда мостов, эстакад, путепровод, транспортных развязок.
Опишите процесс управления автомобилем при буксировке механического транспортного средства.
Назовите особенности управления автомобилем с прицепом.
Назовите особенности управления автомобилем при движении в колонне.
Назовите правила и приемы вождения автомобиля по дорогам без усовершенствованного покрытия.
Опишите приемы преодоления канав, водных преград.
Перечислите правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления.
Опишите особенности движения по скользкой дороге на поворотах, при трогании с места и торможении.
Опишите приемы управления при заносе.
Опишите особенности безопасного управления автомобилем при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Назовите меры по предотвращению ослепления водителей встречных и попутных транспортных средств.
Когда следует проводить сердечно-легочную реанимацию пострадавшего?
Какие сведения необходимо сообщить диспетчеру для вызова «Скорой помощи» при ДТП?
Как следует расположить руки на грудной клетке пострадавшего при выполнении непрямого массажа сердца?
В чем заключается первая помощь пострадавшему, находящемуся в сознании, при повреждении позвоночника?
При открытом переломе конечностей, сопровождающимся кровотечением, первую помощь начинают:
Какова первая помощь при травме волосистой части головы?
При потере пострадавшим сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания первой помощи его необходимо уложить:
На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?
О каких травмах у пострадавшего может свидетельствовать поза «лягушки» (ноги согнуты в коленях и разведены, а стопы развернуты подошвами друг к другу) и какую первую помощь необходимо при этом оказать?
Как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего?
Что необходимо сделать для извлечения инородного тела, попавшего в дыхательные пути пострадавшего?
Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении?
Разрешено ли давать пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, лекарственные средства?
Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?
Каким образом оказать первую помощь при ранении, полученном в результате ДТП?
Как обеспечить поддержание и восстановление проходимости дыхательных путей пострадавшего при подготовке к проведению сердечно-легочной реанимации?
Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?
Какова первая помощь при наличии признаков термического ожога второй степени (покраснение и отек кожи, образование на месте ожога пузырей, наполненных жидкостью, сильная боль)?
Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством» (стр. 1 из 2)
Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»
Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.
На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.
Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы , которыми они руководствуются.
Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.
Задачи раздела:
1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;
2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.
Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?
Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.
Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.
На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.
На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д. Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.
Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.
Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления. Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение потребностей в мобильности.
При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.
Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.
Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.
Тема 2 - «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента. На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды. Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.
Тема 3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.
Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно - за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.
На наш взгляд, 6 часов для изучения всего раздела « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как минимум в два раза – до 12 часов.
Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.
В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка - сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.
Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.
В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:
1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2004. – 48 с.
2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2007. – 66 с.