Параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности


VIII. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности

1. Как называются перечисленные принципы: научности и доступности, системности и непрерывности, преемственности, безопасности информации?

а) исследовательские;

б) дидактические;

в) обучающие.

2. Какая фраза отражает триединую формулу безопасности?

а) «Предвидеть опасность - по возможности ее избегать - при необходимости действовать»;

б) «Определять опасность - действовать - избегать»;

в) «Избегать опасность - предвидеть - действовать».

3. Сколько существует принципов отбора содержания курса БЖ?

а) 12;

6) 16;

в) 20;

г) 17.

4. Как называется принцип, основной идеей которого является наличие развивающего потенциала?

а) принцип историзма;

б) принцип экологизации;

в) принцип функциональной полноты;

г) принцип гуманизации.

5. Согласно какому принципу учебный материал должен отражать современный уровень наук и соответствовать их фундаментальным положениям?

а) принцип научности;

б) принцип доступности;

в) принцип системности.

6. Какой принцип отбора содержания материала по ОБЖ направлен на формирование экологической культуры у учащихся?

а) принцип историзма;

б) принцип функциональной полноты;

в) принцип интегративности;

г) принцип экологизации.

7. Как называется документ, отражающий роль образования в развитии российского общества на современном этапе?

а) концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

б) образовательная программа;

в) постановление МО РФ о развитии образования.

8. К какой модели профильного обучения относится создание ресурсного центра?

а) внутришкольная профилизация;

б) модель сетевой организации.

9. Знания ученика обнаруживаются в его …

а) поведении;

б) общении;

в) умениях.

10. С какими общеобразовательными предметами можно проинтегрировать школьный курс ОБЖ?

а) со всеми образовательными предметами;

б) химия;

в) физическое воспитание;

г) литература.

11. Вид лабораторной работы, при котором учитель организует и контролирует выполнение работы, а учащиеся работают по индивидуальным инструктивным карточкам, называется …

а) фронтальная;

б) групповая;

в) индивидуальная.

12. Прием — это …

а) метод;

б) способ;

в) часть метода;

г) вид деятельности.

13. Первую классификацию методов обучения предложил …

а) Н. М. Верзилин;

б) Б. В. Всесвятский;

в) Б. Е. Райков;

г) И. Д. Зверев.

14. Рассказ применяется, когда …

а) устанавливаются причинно-следственные связи;

б) речь идет об истории вопроса;

в) идет строгая регистрация фактов.

15. Группа методов, в которых источником знаний является слово, называется …

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические.

16. Группа методов, когда учитель передает знания показывая, а учащиеся усваивают эти знания наблюдая, называются …

а) словесные;

б) наглядные;

в) практические.

17. Метод обучения, при котором учащийся самостоятельно решает новую для него проблему в процессе работы, называется …

а) исследовательский;

б) частично поисковый;

в) наглядный.

18.Беседа возможна, когда …

а) учащимся интересна тема беседы;

б) у учащихся есть определенный запас знаний;

в) участвуют более двух человек.

19. К каким методам обучения относятся игра?

а) традиционные;

б) нетрадиционные;

в) интерактивные.

20. Выберите то из перечисленных определений урока, наиболее полно отражающее содержание данного понятия …

а) урок есть основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей – по государственной программе, твердому расписанию и в школьном помещении;

б) урок – это элемент всестороннего развития личности при систематическом и последовательном приобретении знаний и умений;

в) урок – это форма преподавания, когда учитель уделяет большое время учебному материалу и когда используются различные формы работы.

21. На фронтальной лабораторной работе учащиеся …

а) вместе с учителем выполняют лабораторную работу;

б) выполняют лабораторную работу группами самостоятельно;

в) выполняют лабораторную работу индивидуально.

22. К обязательным формам обучения ОБЖ относится …

а) спецкурс;

б) экскурсия;

в) факультатив.

г) урок.

23. Основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом по определенной программе ОБЖ, твердому расписанию и в школьном помещении называется …

а) экскурсией;

б) элективный курс;

в) урок

24. Укажите дополнительную форму обучения …

а) урок;

б) экскурсия;

в) внеурочная работа;

г) внеклассная работа;

д) домашние работы.

25. Для определения типа урока чаще всего учитывают …

а) содержание;

б) методы;

в) дидактические задачи;

г) способы организации учащихся на уроке.

26. Основной дидактической задачей обобщающего урока является …

а) формирование новых знаний;

б) обобщение знаний;

в) контроль за знаниями;

г) конкретизация знаний по теме;

д) выводы по теме.

27. Основанием для выделения вида урока может быть …

а) содержание;

б) источник знаний;

в) методы обучения;

г) средства обучения;

д) характер учебно-познавательной деятельности учащихся;

е) степень подготовленности учащихся;

ж) материально-техническая база кабинета;

з) форма обучения.

28. В организации наблюдения учащихся главную роль играет …

а) задание;

б) объект изучения;

в) фиксация результатов.

29. Организационные приемы — это …

а) действия учителя и учащихся, при помощи которых даются задания;

б) действия учителя, направленные на восприятие, внимание и работу учащихся;

в) действия учителя по возбуждению и развитию познавательных интересов учащихся.

30. Организация учебно-воспитательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения, — это …

а) форма преподавания;

б) форма воспитания;

в) форма развития.

31. Такие внеклассные занятия, как участие в школьной олимпиаде по ОБЖ, школьная научная конференция учащихся, тематические выставки, «День безопасности», «Неделя здоровья» и др., относятся …

а) к индивидуальным;

б) массовым;

в) групповым.

32. Определение И. Д. Зверева: «Система взглядов на действительность, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; совокупность философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений» — относится …

а) к образованию;

б) воспитанию;

в) мировоззрению.

33. Система знаний, умений, ценностных ориентаций в области наук, искусства, законов, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды называется …

а) экологической культурой;

б) экологическим мышлением;

в) экологизацией содержания образования.

34. Интерактивное обучение — это …

а) обучение, погруженное в общение, сохраняющее конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяющее формы с транслирующих на диалоговые;

б) обучение, позволяющее активизировать работу учащихся и снижать интенсификацию учебного процесса …

35. Форма учебно-воспитательной работы группой учащихся, проводимая вне школы, позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные предметы, явления и процессы в естественных условиях называется …

а) прогулкой;

б) экскурсией;

в) занятия на учебно-опытном участке.

36. Внеклассная работа — это …

а) форма организации учащихся для выполнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя;

б) форма организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявление у детей познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по ОБЖ.

37. К каким методам обучения относится следующая группа методов: адаптивные методы, метод моделей, метод проблем и открытий?

а) компьютерные методы;

б) наглядные методы;

в) обсуждение изученного материала.

38. Компьютерный метод, позволяющий развивать творческие способности, научное предвидение, применять на практике полученные знания, развивать воображение, инициативу и активизировать процесс обучения, называется …

а) метод проб и ошибок;

б) информационно – справочный метод;

в) метод моделей.

39. Познавательная деятельность на уроке ОБЖ, при которой учащиеся самостоятельно решают учебную проблему, называется …

а) эвристической;

б) проблемной;

в) репродуктивной.

40. С помощью какого вида контроля можно выяснить уровень знаний по пройденному разделу?

а) предварительный;

б) итоговый;

в) текущий;

г) рубежный.

41. Процесс выявления и равнения на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности по ОБЖ с требованиями, заданными и учебными программами, называется …

а) проверка и оценка знаний, умений, навыков по ОБЖ;

б) констатирующий эксперимент;

в) тестирование.

42. Какие два уровня образования представлены в нормативных документах по ОЮЖ в школе?

а) базовый и профильный;

б) базовый и повышенный;

в) профильный и повышенный;

г) общеобразовательный и повышенный.

43. К дополнительным формам обучения ОБЖ относятся …

а) элективный курс;

б) домашнее задание;

в) кружковая задания;

г) элективный курс и кружковая работа.

44. К целям изучения элективных курсов ОБЖ не относятся …

а) ориентация на индивидуализацию обучения по ОБЖ;

б) социализация учащихся;

в) подготовка учащихся к осознанному выбору будущей профессии;

г) экономическое воспитание;

д) расширение кругозора учащихся по ОБЖ.

45. Элективные курсы – это …

а) курсы по выбору учащихся;

б) обязательные для всего класса;

в) занятия в кружке;

г) курсы в системе дополнительного образования с обязательной сдачей государственного экзамена.

46. К формам обучения в профильном классе по ОБЖ не относятся …

а) обзорные и установочные лекции и единый государственный экзамен по ОБЖ;

б) самостоятельное изучение дополнительной литературы по ОБЖ;

в) написание защита рефератов;

г) научно-исследовательская деятельность;

д) лабораторно-практические занятия;

е) школьные научно-практические конференции;

ж) олимпиады по ОБЖ.

47. По содержанию профильные курсы могут быть:

а) углубляющие действующий профильные курсы ОБЖ;

б) практически направленные;

в) интегративные;

г) профнаправленные;

д) помогающие выбрать профиль.

48. В учебно - методический комплекс элективного курса входят:

а) учебная программа;

б) компьютер;

в) методические рекомендации для учителя;

г) учебное пособие или хрестоматия;

д) наглядные пособия

е) рабочая тетрадь для учащихся.

49. Единый государственный экзамен сдается:

а) по элективным курсам;

б) предметам профильного обучения;

в) предметам базового уровня обучения.

50. Перечислите параметры оценки по критериям диагностики культуры безопасности:

а) мотивация;

б) знания;

в) умения;

г) творчество;

д) самоконтроль;

е) прогнозирование.

51. К фундаментальным понятиям относятся:

а) опасность;

б) химически опасный объект;

в) безопасность;

г) эпидемия;

д) риск;

е) чрезвычайная ситуация;

ж) ДТП;

з) авария.

52. К периферийным понятиям относятся:

а) опасность;

б) химически опасный объект;

в) безопасность;

г) эпидемия;

д) риск;

е) чрезвычайная ситуация;

ж) ДТП

з) авария;

и) пожар.

53. Перечислите три основных уровня, на которых рассматривается фундаментальное понятие «Опасность»:

а) региональный;

б) государственный;

в) районный;

г) национальный;

д) глобальный;

е) индивидуальный.

54. Перечислите три группы средств визуального восприятия:

а) натуральные объекты;

б) изобразительные, графические;

в) технические;

г) механические.

55. Перечислите три конкретных метода обучения:

а) устное изложение учебного материала;

б) семинар;

в) наглядные методы обучения;

г) лекция;

д) упражнения;

е) работа с печатными источниками.

56. К словесным методам обучения ОБЖ относятся:

а) беседа;

б) рассказ;

в) эксперимент;

г) объяснение.

57. Какой характер носит деятельность учащихся при активных методах обучения ОБЖ?

а) репродуктивный;

б) творческий;

в) поисковый.

58. К активным методам обучения ОБЖ относятся:

а) исследовательский;

б) эвристическая беседа;

в) диспут;

г) лекция;

д) демонстрация видеофильмов.

59. К методам проблемного обучения ОБЖ относятся:

а) частично поисковый;

б) исследовательский;

в) проблемного изложения материала;

г) объяснительно-иллюстративный;

д) репродуктивный.

60. К интерактивным методам относятся:

а) мозговой штурм;

б) обучение в учебных мастерских;

в) проблемные лекции и семинары;

г) спецкурсы;

д) факультативы.

61. Из словесных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:

а) лекция;

б) семинар;

в) поисковая беседа;

г) рассказ;

д) объяснение.

62. К наглядным методам относятся:

а) демонстрация кинофрагмента;

б) описание стихийных бедствий;

в) распознавание опасных объектов;

г) демонстрация противогаза, огнетушителя.

63. Выделите интерактивные уровни:

а) прослушивание лекции;

б) чтение;

в) применение аудиовизуальных средств;

г) наглядные пособия;

д) обсуждение в группах;

е) обучение на практике;

ж) обучение в процессе обучения других.

64. Из наглядных методов обучения в курсе ОБЖ преимущественно используются:

а) демонстрация схем;

б) демонстрация нескольких объектов одновременно;

в) демонстрация средств индивидуальной защиты;

г) демонстрация фильмов;

д) демонстрация современной аппаратуры.

65. Приведите классификацию деловых игр, по ОБЖ, по пяти наиболее характерным признакам:

а) по характеру моделируемых ситуаций;

б) характеру игрового процесса;

в) способам передачи и переработки информации;

г) динамике моделируемых процессов;

д) тематической направленности и характеру решаемых проблем;

е) заинтересованности.

66. К техническим методическим приемам относятся:

а) запись вопросов на доске;

б) прикрепление рисунков на доске;

в) демонстрация с обходом учащихся;

г) постановка опыта.

67. К внеурочной работе относятся:

а) домашняя работа;

б) экскурсия;

в) факультатив;

г) элективный курс.

68. Выберите формы обучения из предложенного списка:

а) урок;

б) лекция;

в) факультатив;

г) экскурсия;

д) домашние работы.

69. В зависимости от методов, которые преобладают при изучении нового материала, выделяют виды уроков:

а) изучение нового материала;

б) отработка умений и навыков;

в) объяснительно-иллюстративный;

г) лабораторный;

д) киноурок;

е) урок-семинар;

ж) урок пресс-конференция.

70. Подберите сочетания дидактических задач, которые решаются на комбинированном уроке:

а) проверка знаний, умений, навыков;

б) введение в тему;

в) обобщение знаний;

г) закрепление знаний;

д) систематизация знаний;

е) изучение нового материала,

71. Какие выделяют типы уроков?

а) объяснительно-иллюстративный;

б) вводный;

в) учетно-повторительный;

г) проблемный;

д) лабораторный;

е) комбинированный;

ж) обобщающий;

з) лекция;

и) семинар;

к) изучение нового материала;

л) кино-, телеурок.

72. Какие выделяют виды уроков?

а) объяснительно-иллюстративный;

б) вводный;

в) учетно-повторительный;

г) проблемный;

д) лабораторный;

е) комбинированный;

ж) обобщающий;

з) лекция;

и) семинар;

к) изучение нового материала;

л) кино-, телеурок;

м) урок-конференция;

н) урок-игра.

73. Из списка приемов выберите только организационные:

а) демонстрация со стола;

б) демонстрация с обходом учащихся;

в) демонстрация с раздачей объектов на руки;

г) постановка опытов;

д) выявление приоритетов;

е) сравнение.

74. Из списка приемов выберите только технические:

а) использование инструктивных таблиц;

б) изготовление макетов и схем;

в) прикрепление схем на доске;

г) ответ у доски;

д) наблюдение.

75. Укажите черты сходства между уроком и внеурочной работой по ОБЖ:

а) обязательная форма организации обучения;

б) проводятся по четкому расписанию;

в) выполняются после урока;

г) проводятся в кабинете ОБЖ;

д) требуют оборудования.

76. К элементам лекционно-семинарской формы учебной работы относятся:

а) вводная и заключительная лекции;

б) семинар;

в) практическая работа;

г) урок;

д) экскурсия;

е) наблюдение за объектом.

77. Экскурсия имеет сходство с уроком по следующим признакам:

а) дополнительная форма организации обучения;

б) обязательная форма организации обучения;

в) проводится в классной комнате;

г) решает учебно-воспитательные задачи;

д) обязательно включает в самостоятельную работу учащихся;

е) время проведения ограничено;

ж) проводится по школьной программе.

78. К логическим приемам относятся:

а) анализ;

б) ответ по плану;

в) сравнение;

г) наблюдение;

д) объяснение.

79. К элементам воспитания в процессе обучения ОБЖ относятся:

а) мировоззрение;

б) культура труда;

в) эстетическое воспитание;

г) экологическое воспитание;

д) экономическое воспитание.

80. К внеклассной работе относятся:

а) кружковая работа;

б) экспедиция;

в) научная конференция учащихся;

г) день Здоровья;

д) подготовка к олимпиаде;

е) домашняя работа;

ж) экскурсия на объект.

81. К внеклассной работе по ОБЖ относятся:

а) занятия в кружке;

б) выставка макетов, изготовленных учениками самостоятельно;

в) написание реферата по соответствующей теме;

г) домашняя работа по теме «Безопасное жилище»;

д) общешкольная кампания «День безопасности», «День защиты детей».

82. К внеклассной работе по теме «Здоровье» можно отнести:

а) кружок юных пропагандистов здоровья;

б) просветительская работа по токсикомании и наркомании;

в) выполнение научного исследования по влиянию различных факторов на здоровье человека;

г) экскурсия в анатомический музей.

83. Экологическая ответственность учащихся проявляется:

а) в ответственности за состояние естественного природного окружения;

б) ответственности за свое здоровье и здоровье других людей;

в) активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды;

г) создание экологической среды.

84. В процессе обучения на основе содержания образования формируются:

а) потребности личности;

б) мотивы социального поведения;

в) мировоззрение;

г) ценностная ориентация;

д) восприятия;

е) знания и умения.

85. Развивающая функция обучения предполагает развитие:

а) речи;

б) мышления;

в) норм поведения;

г) эмоционально-волевой сферы.

86. Что относится к критериям выбора наглядных технических средств обучения?

а) информативность;

б) безопасность;

в) оформление;

г) время.

87. Перечислите шесть основных признаков компьютерного зрительного синдрома:

а) жжение в глазах;

б) боли в области глазниц и лба;

в) боли при движении глаз;

г) покраснение глазных яблок;

д) боли в области шейных позвонков;

е) быстрое утомление при работе;

ж) расстройство речи.

88. К итоговым видам проверки и оценки знаний по ОБЖ относятся:

а) контрольная работа;

б) единый государственный экзамен;

в) зачет;

г) практическое задание;

д) беседа.

89. Типы тестовых заданий бывают:

а) открытого типа;

б) закрытого типа;

в) смешанные;

г) дополнительные.

90. Перечислите основные формы тестовых заданий:

а) дополнения;

б) свободного изложения;

в) множественного выбора;

г) восстановления соответствия;

д) восстановления последовательности;

е) вербальные;

ж) невербальные;

з) фиксированные;

и) переменные.

91. Укажите основные виды тестовых заданий:

а) дополнения;

б) свободного изложения;

в) множественного выбора;

г) восстановления соответствия;

д) восстановления последовательности;

е) вербальные;

ж) невербальные;

з) фиксированные;

и) переменные.

92. Учебник по ОБЖ является:

а) источником знаний, носителем содержания по предмету;

б) средством обучения ОБЖ;

в) формой организации обучения ОБЖ.

93. Что в обязательном порядке должно быть в кабинете ОБЖ?

а) видеоаппаратура;

б) компьютер;

в) стенды по БЖ;

г) противогазы;

д) костюм химической защиты.

Диагностика культуры безопасности школьников

Свидетельствует ли сказанное о необходимости  выделения специального времени  и проведения особых диагностических  процедур и мероприятий для сбора необходимой информации о культуре безопасности школьников? Отчасти да. Проверка знаний по ОБЖ как раз является этим случаем (экзамен по ОБЖ, урок контроля знаний и умений и т.д.). Однако в процессе воспитания культуры безопасности наряду с другими функциями реализуется диагностическая функция. Проводя обучающие и воспитательные беседы, дискуссии, игры, мозговые штурмы, тренинги, решая задачи и задания, обсуждая итоги проделанной работы и т.д. педагог одновременно проводит наблюдение, собирает и систематизирует факты и сведения, опираясь на которые в дальнейшем проводит анализ и оценку культуры безопасности школьников. Наибольшими диагностическими возможностями располагает курс ОБЖ, в котором выделены специальные часы на контроль знаний, т.е. на диагностику культуры безопасности.

Важно ответить на вопрос: возможно ли в принципиальном плане получение полной, достоверной  и объективной информации о готовности школьников к безопасной жизнедеятельности? Ведь даже после тщательного отбора, обучения, многократного тестирования, стажировок в ходе профессионального обучения и повышения квалификации представителей опасных профессий (летчиков, пожарных, милиционеров и т.д.) нередки неадекватные действия людей в опасных и чрезвычайных ситуациях. В общеобразовательной школе возможностей для детальной и углубленной диагностики готовности к безопасной жизнедеятельности значительно меньше. В частности, здесь ограничены возможности создания ситуаций реального физического риска как для формирования, развития, так и для диагностики готовности к опасностям. В связи с этим важно определить те характеристики процесса диагностики культуры безопасности, которые повышают уровень достоверности, всесторонности и объективности получаемой информации. Проведенное исследование позволило определить ряд таких свойств диагностики культуры безопасности.

·    Применение комплекса методов получения информации о готовности школьников к безопасной жизнедеятельности: наблюдения, опросы, тестирования, анкетирования, изучения документов, игры, реальных опасных ситуаций и т.д.

·      Сопоставление данных, полученных при помощи разных методов (названных выше), с целью их взаимопроверки, объяснения, интерпретации и оценки.

·     Применение комплекса критериев анализа и оценки готовности школьников к безопасности жизнедеятельности: параметров, показателей, эталонов, шкал, норм, эквивалентов.

·     Сопоставление результатов оценки с применением различных видов критериев, основанных на оценке деятельности, личностных качеств, компонентов культуры безопасности.

· Сочетание диагностики учителя и самодиагностики школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.

 

Разработанные выше виды критериев диагностики культуры безопасности использовались в ходе педагогического эксперимента для обучения школьников самодиагностике уровня готовности к безопасной жизнедеятельности. В чем особенности применения методов сбора информации, критериев оценки культуры безопасности школьников в ходе контроля и в процессе обучения школьников самодиагностике?

В процессе диагностики, осуществляемой учителем в форме контроля результатов обучения основам безопасности, школьники получают образец использования критериев оценки. Таким образом, диагностика со стороны учителя – первый этап обучения самодиагностике. Следующий этап обучения самодиагностике начинается тогда, когда школьники сами выбирают критерии из предложенных учителем, разрабатывают критерии (конструируют эталон для оценки в виде схемы, модели требуемой деятельности), используют критерии для взаимной оценки. После того, как ученики научились применять критерии в совместной деятельности с учителем для самооценки и для оценки успехов и промахов своих товарищей по учебе, создаются предпосылки для самоанализа и самооценки готовности к безопасной жизнедеятельности в том или ином аспекте. Причем многие параметры оценки могут быть использованы с самого начала для самодиагностики школьников. Многие критерии для оценки нравственной, мировоззренческой, психологической готовности к безопасной жизнедеятельности реально использовать лишь для самодиагностики школьников. Многие взгляды, убеждения, ценности школьники не склонны афишировать и более готовы подумать над ними наедине, без свидетелей при помощи специальных тестов, анкет, которые содержат информацию о способах интерпретации и оценки результатов этих тестов и анкет. Попытки педагога проникнуть в некоторые сферы личностных качеств, внутреннего мира школьников чреваты самыми печальными последствиями. Вместо повышения уровня безопасности воспитанников возможно травмирование их психики, возникновение конфликтных ситуаций, отчужденности и еще большей закрытости школьников.

            Формирование у школьников опыта самодиагностики культуры безопасности одновременно входит в состав диагностики готовности к безопасности и является одним из моментов организации самовоспитания учащихся. В связи с этим для дальнейшего исследования закономерностей подготовки учащихся к самодиагностике необходимо рассмотреть этот процесс как составную часть процесса возникновения и развития самовоспитания школьников. В рамках проводимого исследования важно найти ответ на следующий вопрос: как самодиагностика культуры безопасности влияет на эффективность воспитания культуры безопасности?

Организация самодиагностики школьниками культуры безопасности значительно расширяет возможности повышения эффективности управления процессом воспитания культуры безопасности. Для анализа и оценки становятся доступны не только ограниченные эпизоды школьной жизни, но и широкая палитра реальной жизни детей как в школе, так и за ее пределами. Это значит, что помимо учебных информационных ситуаций, игровых ситуаций и ситуаций дозированного риска, иногда возникающих в учебном процессе, объектом анализа и оценки становятся реальные факты действий, решений, поступков учащихся в сложных, трудных, опасных и экстремальных условиях и ситуациях, которыми насыщена жизнь современных школьников. Причем школьник в ходе самодиагностики более готов к объективной оценке уровня адекватности своего поведения в этих и подобных ситуациях. Наедине с самим собой он в большей степени склонен признать свое фиаско в какой-то ситуации или неполноту своих знаний в области безопасности.

Итак, самодиагностика дает информацию об уровне культуры безопасности школьника. Однако дает она информацию школьнику, но не учителю. Возникает ряд вопросов: каков эффект такой информации, как эта информация влияет на процесс воспитания культуры безопасности, может ли учитель использовать результаты самодиагностики школьников и т.д. Отвечая на эти вопросы, отметим следующее. Во-первых, многими итогами самодиагностики школьники при определенных условиях делятся с педагогом. Для этого важны атмосфера доверия, уважения, конфиденциальности, ощущение школьниками своей безопасности в отношениях с педагогом. Во-вторых, в тех случаях, когда результаты самодиагностики школьников не доходят до сведения педагога, такого рода информация все-таки оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Это влияние усиливается в случае, если педагог привлекает школьников к постановке целей совместной деятельности, к выбору предмета и средств деятельности, к организации учебного процесса. Школьник, обнаруживший в ходе самодиагностики те или иные признаки деструктивности, виктимности, нравственные изъяны (способствующие возникновению опасных ситуаций, саморазрушению) скорее всего не будет афишировать свои не очень утешительные выводы о собственной персоне. Однако он вполне может предложить соответствующую тему для обсуждения (аспект разговора, анализа художественного произведения и т.д.), которая поможет ему найти ответ на вопрос о причинах своих несчастий и путях выхода из сложившейся ситуации. Например, при самодиагностике школьник обнаруживает, что его бьют его же товарищи по двору из-за недостаточного опыта общения (недостаточная коммуникативная готовность к безопасности), не оглашая неприятных выводов, школьник начинает искать информацию по вопросам коммуникации, читает соответствующие разделы в учебнике ОБЖ, задает вопросы педагогу во время урока или на перерыве. Причем зачастую он говорит о неудачах своего соседа, просто делает вид, что вопрос его самого мало волнует. Кстати, в нашей практике преподавания ОБЖ на этот случай для школьников всегда была возможность задавать вопросы и предлагать темы для обсуждения в классе без оглашения данных, кто именно интересуется тем или иным аспектом безопасности. В самом начале своей работы с классом мы всегда предлагали анонимную анкету, в которой школьники формулировали интересующие их вопросы безопасности. Записку с вопросом для обсуждения в классе любой школьник мог оставить в условленном месте только для педагога.

Диагностика культуры безопасности школьников

В нормах оценки в качестве эталона  используется идеал, т.е. описание результатов  обучения и воспитания, обеспечивающих максимально возможную готовность человека к безопасной жизнедеятельности. Однако идеал, используемый в качестве мерила ценности, выявляет отрицательные ценности. Иначе говоря, любая отметка, кроме «отлично» («5») является в определенном смысле отрицательной оценкой. Независимо от того, «3» или «4» получает учащийся, это означает, что его готовность не полностью соответствует требованиям учебных программ, что он недостаточно подготовлен к опасности. В связи с этим важен вывод, сделанный психологами, что при определенных условиях одна из функций отрицательной оценки (каковой в определенных условиях является и «четверка») является подавление, угнетение деятельности учащихся.

Немаловажно и то, что нормы оценки имеют  ограниченные возможности в оценке эффективности воспитания и обучения. Так, если основная часть учащихся класса выполнила контрольную работу по ОБЖ на «тройки», это еще не значит, что процесс обучения неэффективен. Ведь во время предыдущего контроля знаний и умений по ОБЖ те же учащиеся не смогли вообще что-либо ответить по вопросам безопасности и выживания.

На  основе изложенных выше выводов о  сущности, структуре, видах, содержании критериев диагностики культуры безопасности нами разработаны разнообразные  средства сбора информации, ее анализа, оценки, систематизации, накопления и подготовки к применению в управлении педагогическим процессом. Изложим некоторые из этих средств диагностики, прежде всего основные критерии оценки культуры безопасности школьников.

Критерии  оценки сформированности культуры безопасности школьников по параметру – компоненты деятельности - представим в виде таблицы 9.

Таблица 9

Критерии  диагностики культуры безопасности

по  параметру – компоненты деятельности

 
Параметры оценки Уровни
низкий средний высокий
мотивация Стремление  к саморазрушению. Стремление  к преодолению вредных и опасных  факторов жизнедеятельности. Стремление  к профилактике и минимизации  вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
знания Разрозненные  знания о безопасности. Знания  об основных вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления.   Система знаний о вредных и опасных  факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления.
умения Владение  умениями безопасного поведения  в привычной обстановке. Владение умениями безопасного поведения в непривычных, трудных условиях. Владение  умениями безопасного поведения  в непривычных, опасных, экстремальных  ситуациях.
творчество Опыт  репродуктивного использования  способов безопасного поведения  в знакомых условиях. Опыт  реконструкции известных способов безопасности с учетом конкретных условий. Опыт  творческой разработки новых способов безопасности.
самоконтроль Самоконтроль  за соблюдением норм безопасности по результату деятельности. Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности. Прогностический самоконтроль за соблюдением мер  безопасности.
 

Уровни  сформированности культуры безопасности школьников по названным выше параметрам (сформированность знаний о безопасности, умений, мировоззренческая готовность, нравственная готовность и т.д.) выделяются с использованием показателей:

·   Готовность к творчеству в решении проблем безопасности (репродуктивный, продуктивный и творческий уровни).

·  Готовность к опасным ситуациям: сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям.

·  Готовность к опасности в привычной и необычной ситуации.

·  Готовность к предупреждению, минимизации, преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

·  Сформированность знаний о безопасности: эмпирические, теоретические знания.

·   Готовность к самостоятельному решению проблем безопасности и совместным действиям по выживанию.

·  Подготовленность к действиям в условиях достаточной информации и недостатка информации о грозящей опасности и мерах самозащиты.

·  Готовность к самозащите в условиях обычного и высокого темпа деятельности.

·   Готовность к обеспечению безопасности при отсутствии и при наличии помех, неожиданных препятствий.

·  Системность знаний и умений о безопасности: отрывочные и разрозненные знания и умения, комплекс взаимосвязанных и системных знаний.

·   Оперативность знаний и умений по проблемам безопасности: готовность к использованию знаний и умений в конкретной опасной ситуации, в различных опасных ситуациях.

·  Сферы жизнедеятельности, в которых школьник готов к применению знаний о безопасности (быт, досуг, спорт, потребление и т.д.).

· Готовность к самосовершенствованию культуры безопасности: сам ставит цели самосовершенствования культуры безопасности, выбирает средства самосовершенствования и т.д.

·  Готовность к самоконтролю в решении проблем безопасности: итоговый, текущий, прогностический.

· Готовность к решению проблем безопасности с помощью специалистов, к самостоятельному решению проблем безопасности.

· Готовность к безопасности с использованием специальных средств, приспособленных подручных средств, без применения каких-либо средств.

·  Готовность к решению своих проблем безопасности, проблем безопасности других людей, проблем безопасности общества и природы.

·  Готовность к решению проблем безопасности индивидуально, в группе, в коллективе (умение координировать свои действия с действиями других, руководить действиями других участников совместных действий и т.д.).

·  Готовность к получению помощи от высоконравственных людей, безнравственных людей, криминальных элементов.

· Готовность к профилактике и преодолению негативного влияния случайных контактов с контркультурой деструктивности, целенаправленных и систематических влияний контркультуры деструктивности.

·   Готовность к оказанию помощи другим людям в трудной ситуации, опасной ситуации, экстремальной ситуации.

При использовании названных критериев  оценки уровней сформированности культуры безопасности школьников выделяются два  и более уровня, т.е. возможно применение различных шкал оценки.

     Для эффективного формирования культуры безопасности школьников необходимо располагать своевременной, полной, точной, достоверной и объективной информацией о содержании мотивов, знаний, умений, взглядов, убеждений, готовности к творчеству и самоконтролю в процессе профилактики вредных и опасных факторов жизнедеятельности и в опасных ситуациях. Эта информация является результатом анализа и служит основой оценки и учета культуры безопасности школьников. Такую информацию учитель получает в ходе наблюдения за учащимися, в беседах, при тестировании, анкетировании, в игровых ситуациях, в ходе дискуссий, на основе изучения продуктов деятельности школьников, в ходе бесед и анкетирования родителей и т.д. Особенность сбора сведений о готовности школьников к опасным и экстремальным ситуациям состоит в том, что различные источники информации в разной степени соответствуют требованию надежности, достоверности и объективности. По степени достоверности получаемой информации данные источники подразделяются на объективные (наблюдение за школьниками в реальных опасных ситуациях), относительно объективные (изучение мнений экспертов, родителей, тестирование, наблюдение за действиями школьников в игровых ситуациях) и субъективные (анкетирование, беседа, дискуссия). Данные три группы источников дают разную по достоверности информацию. Действия школьников в реальных опасных ситуациях дают наиболее достоверную информацию. Наименее достоверную информацию о готовности к безопасной жизнедеятельности дают беседы, анкетирование. Существует проблема выбора и использования методов сбора объективной и достоверной информации. Даже в реальной ситуации риска по каким-то причинам школьник может не проявить своих сильных или слабых сторон. Например, плохо подготовленный к опасности ученик случайно может сделать то, к чему был практически не готов. Наоборот, хорошо подготовленный школьник может «расслабиться» и допустить ошибку. В связи с этим для диагностики культуры безопасности необходимо использование комплекса методов – от наблюдения и беседы до анкетирования и создания реальных опасных ситуаций. Причем последовательность использования методов сбора информации может быть различной, например, изучение документов, изучение результатов деятельности школьников, беседа, тестирование, создание игровых ситуаций, имитирующих опасность, наблюдение за действиями школьников в реальных опасных ситуациях.

Безопасность жизнедеятельности

Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе . Критерии диагностики культуры безопасности школьников

В процессе воспитания культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Изложим основные результаты исследования сущности, структуры, функций и средств диагностики культуры безопасности учащихся в учебном процессе.

Сам процесс получения информации в педагогическом процессе обозначается по-разному: «анализ», «учет», «контроль», «проверка», «оценка», «диагностика», «объяснение», «изучение» и т. д. Мы ведем речь о диагностике культуры безопасности в связи с наличием следующих оснований для выбора термина. Понятие «диагностика» является наиболее обобщенным, используется для обозначения широкого круга педагогических явлений и процессов, в том числе проверки, контроля, оценки, анализа, учета, которые входят в состав диагностики. Например, контроль, проверка являются частными случаями диагностики как элементы управления в педагогическом процессе, которым присущи особые функции.

Определим диагностику культуры безопасности школьников. Это компонент (этап) педагогического процесса, основная функция которого – получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Именно в процессе контроля знаний и умений школьников по основам безопасности диагностика реализуется как компонент (этап). Это функция в управлении процессом развития культуры безопасности школьников. В педагогическом процессе получение информации о ходе и результатах воспитания осуществляется постоянно, именно так диагностика реализуется как непрерывная функция управления. Это форма обучения и воспитания, если диагностика осуществляется в виде экзамена, урока контроля результатов обучения, соревнований по основам выживания и т. д. Это закономерность педагогического процесса. Данная закономерность может быть сформулирована следующим образом. Если в педагогическом процессе систематически осуществляется диагностика уровня развития культуры безопасности школьников, то это способствует повышению эффективности подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности. Это принцип педагогического процесса. Данный принцип, вытекающий из рассмотренной выше закономерности, может быть сформулирован следующим образом. Принцип диагностики культуры безопасности школьников является одним из основных требований к процессу воспитания культуры безопасности, которое ориентирует педагогов и учащихся на систематическое и опережающее получение информации об уровне развития у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.

Если признать истинность данных определений, получается, что диагностика культуры безопасности – это компонент, функция, форма, закономерность и принцип педагогического процесса одновременно.

Следующий вопрос, на который необходимо ответить при анализе сущности диагностики культуры безопасности: в состав какого явления и каким образом диагностика входит в педагогическом процессе. Как было выяснено, диагностика входит в качестве компонента (этапа) в педагогический процесс, в состав форм обучения и воспитания как одна из организационных форм (урок контроля результатов обучения ОБЖ), реализуется как одна из функций управления деятельностью воспитанников наряду с функцией стимулирования, планирования, коррекции, организации. Кроме того, в педагогической теории диагностика входит в состав принципов воспитания, реализация которых способствует повышению эффективности воспитания культуры безопасности школьников.

Исследование позволило выявить следующие функции диагностики уровня развития культуры безопасности школьников: аналитическую (познание объективных свойств культуры безопасности школьников), оценочную (определение степени соответствия выявленных характеристик культуры безопасности какому-либо критерию), учетную (систематизация и подготовка к использованию результатов анализа и оценки), констатирующую (фиксация наличного уровня культуры), объяснительную (определение причин выявленного уровня культуры безопасности), прогностическую (прогнозирование характера развития культуры безопасности на основе выявления тенденций ее развития), корректирующую (устранение выявленных недостатков в направленности, содержании и уровне сформированности культуры безопасности), превентивную (профилактика негативных тенденций в развитии школьников), стимулирующую (стимулирование школьников к самосовершенствованию готовности к безопасной жизнедеятельности), обучающую (формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности), развивающую (развитие интеллектуальной, психологической, коммуникативной готовности к выживанию), воспитательную (совершенствование личностных качеств, способствующих безопасности человека и общества), организационную (координация деятельности педагога и учащихся в процессе воспитания культуры безопасности).

Изучение структуры диагностики культуры безопасности школьников позволило выявить следующие компоненты: анализ, оценка, учет. Анализ включает выяснение объективных характеристик культуры безопасности школьников (какие именно элементы культуры безопасности присвоены, какие личностные качества сформированы и т. д.). В ходе оценки выясняется степень соответствия выявленных характеристик культуры безопасности различным критериям, используемым в педагогическом процессе. Результаты анализа и оценки обобщаются, систематизируются, оформляются, хранятся, готовятся к использованию на других этапах (помимо диагностики) управления учебным процессом. Этот процесс в педагогике обычно именуется при помощи понятия «учет».

В составе диагностики культуры безопасности школьников присутствуют в качестве компонентов диагностика (со стороны педагога), взаимодиагностика (участие школьников в диагностике готовности товарищей к безопасной жизнедеятельности) и самодиагностика уровня сформированности культуры безопасности. Диагностику осуществляет учитель, который наблюдает за школьниками, проводит диагностические беседы, тестирование, анкетирование и т. д.

Взаимодиагностику осуществляют школьники в парных и групповых формах деятельности в учебном процессе.

Самодиагностику своего уровня готовности к безопасной жизнедеятельности ведут сами школьники, которые осуществляют самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценку для последующего самосовершенствования готовности к безопасности жизнедеятельности.

При этом следует различать самоконтроль школьников в момент деятельности (в опасных, чрезвычайных и т. д. ситуациях) и самодиагностику культуры безопасности, которая осуществляется на основе анализа, оценки, систематизации данных о прошедших эпизодах жизнедеятельности (прежде всего в опасных ситуациях) и выполнения специальных видов деятельности по выполнению задач, заданий, тестов, заполнению анкет и т. д. с последующей оценкой результатов на основе специальных критериев.

Проанализируем содержание и процесс диагностики культуры безопасности в учебном процессе.

При обучении школьников курсу ОБЖ лишь проверяются знания и умения безопасности жизнедеятельности, предусмотренные учебными программами, причем преимущественно на репродуктивном уровне (часто на уровне узнавания, обычно – на уровне воспроизведения, реже – на уровне практического применения и творчества). Тем самым учитель получает ограниченную, неполную информацию о результатах воспитания готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Ведь мотивы к безопасности, мировоззренческая и нравственная готовность к безопасности имеют не меньшее значение, чем усвоение конкретных знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Имея фрагментарную и зачастую искаженную информацию об уровне культуры безопасности школьников (лишь о некоторых знаниях и умениях), учитель не имеет возможности эффективно корректировать имеющиеся черты деструктивности школьников (о них педагог нередко не имеет информации), стимулировать развитие готовности школьников к безопасности, развивать их личностные качества, необходимые для безопасности жизнедеятельности. Причины такого положения многообразны, но одна из них состоит в уровне разработанности в педагогике теории и методики диагностики культуры безопасности в учебном процессе.

Диагностика культуры безопасности должна дать информацию не просто о том, готов ли школьник к безопасной жизнедеятельности (или не готов), но ответить на вопросы: на каком уровне он готов, к каким видам опасности и в какой степени готов (или не готов), какова динамика готовности к опасности, какие слабые и сильные стороны подготовки школьника к безопасности, какие наиболее существенные недостатки (достижения) в подготовке к безопасности и т. д.

Эффективность диагностики культуры безопасности школьников в учебном процессе прежде всего зависит от используемых педагогом средств диагностики. К педагогическим средствам диагностики относятся:

1. средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т. д.);

2. средства анализа полученной информации о процессе и результатах воспитания культуры безопасности (основные понятия, используемые для определения объективных свойств и характеристик культуры безопасности школьников);

3. средства оценки уровня сформированности и эффективности воспитания культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса воспитания культуры безопасности);

4. средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах воспитания культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т. д.).

Из названных четырех групп средств диагностики культуры безопасности вторая и третья группа средств являются основными, от которых зависит содержание деятельности педагога и учащихся при использовании первой и четвертой групп средств диагностики. Если первая (средства сбора информации) и четвертая группа средств (средства хранения и систематизации) являются универсальными при любом содержании диагностики в воспитательном процессе, то вторая и третья группы средств являются формой реализации специфики содержания диагностики. Это понятия, используемые для анализа культуры безопасности (вторая группа) и критерии оценки уровня сформированности культуры безопасности (третья группа).

Первичная информация собирается на основе понятий, лежащих в основе анализа готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Хранится и систематизируется информация о культуре безопасности школьников на основе используемых критериев оценки, которые направляют деятельность педагога на наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, основными средствами диагностики культуры безопасности являются средства анализа и средства оценки культуры безопасности школьников. В связи с этим прежде всего рассмотрим проблему средств анализа и проблему средств оценки культуры безопасности школьников.

Поскольку содержанием анализа является познание существенных свойств личностной формы реализации культуры безопасности, постольку в основе анализа лежит использование обобщенных понятий, отражающих наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Соответственно в педагогике (в том числе и в этнопедагогике), методике обучения ОБЖ рассматриваются различные понятия для анализа культуры безопасности в личностном ее воплощении: «склонность к риску», «стрессоустойчивость», «быстрота», «смелость», «решительность», «сила», «выносливость», «робость», «нерешительность» и т. д. Обилие используемых понятий (для анализа уровня готовности человека к безопасной жизнедеятельности) обусловлено значимостью для человека и общества проблемы готовности к опасным ситуациям. Учитывая необходимость систематизации понятий для анализа культуры безопасности школьников, определим основные, наиболее обобщенные свойства культуры безопасности школьников, охватывающие все остальные характеристики готовности к безопасной жизнедеятельности.

С учетом состава безопасной жизнедеятельности для анализа структуры культуры безопасности школьников выделим основные параметры: мотивация к безопасной жизнедеятельности, система знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности, система умений безопасной жизнедеятельности, опыт творческого решения проблем безопасности, готовность к самоконтролю за уровнем безопасности.

На основе исследования личностных качеств, влияющих на уровень безопасности жизнедеятельности человека назовем вторую группу параметров анализа культуры безопасности: ценностные ориентации в сфере безопасности, личностные смыслы в вопросах безопасности, способности как основа безопасности, взгляды и убеждения по проблемам безопасности, качества личности как предпосылка безопасности.

На основе выявленных выше компонентов культуры безопасности перечислим параметры, входящие в третью группу средств анализа культуры безопасности школьников: мировоззренческая готовность к безопасности, нравственная, психологическая, интеллектуальная, коммуникативная, политехническая, эстетическая, физическая, правовая, медицинская, валеологическая, военно-техническая, профориентационная, сексуальная, экономическая, информационная готовность к безопасной жизнедеятельности.

В ходе диагностики культуры безопасности используются шкалы оценки, которые служат для определения степени соответствия уровня готовности к безопасной жизнедеятельности эталону (эталонам). Основой шкалы оценки обычно является описание различных уровней сформированности готовности к безопасной жизнедеятельности: от полного соответствия эталону (максимальная готовность к безопасности жизнедеятельности) до максимального проявления виктимности и деструктивности. Каждому из выделенных уровней присваивается наименование, именуемое обычно уровнем, баллом, отметкой, оценкой.

В утвержденном Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования РФ в июле 1997 г. минимуме содержания курса ОБЖ для внесения в государственный образовательный стандарт среднего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности» сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школ по предмету ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций.- М. 1998, с. 116-117). В требованиях сказано, что обучающиеся обоснованно излагают вопросы о возможностях аварийных ситуаций в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения, о различных опасных аварийных ситуациях и т. д. В требованиях зафиксировано положение о том, что учащиеся имеют представление (должны иметь в результате обучения) об основных правилах поведения в при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании и т. д. Наконец, в требованиях предусмотрено овладение учащимися навыками пользования подручными средствами и огнетушителем, пользования индивидуальными средствами защиты, соблюдения личной гигиены и здорового образа жизни и т. д. Как видим, речь идет о знаниях, представлениях и умениях (навыках). Видимо, здесь сделана попытка выделить систему знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Признавая правомерность данного подхода, отметим, что он не лишен недостатков. Нетрудно заметить, что авторы ограничивают требования перечнем конкретных знаний и умений. Во-вторых, к навыкам (умениям) отнесены как простые и элементарные навыки (например, умение пользоваться огнетушителем), так и необычайно сложный комплекс умений, знаний, мотивов, убеждений, привычек как здоровый образ жизни. Это свидетельствует об эклектичности, недостаточной обоснованности требований (критериев оценки). Вряд ли можно говорить о завершенности перечней сформулированных конкретных знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Данные перечни без труда можно дополнить множеством других подобных знаний и умений. Однако более важно то, что в перечне нет указаний на формируемые у школьников мотивы к безопасности, взгляды, убеждения, мировоззренческие позиции, нравственные качества, готовность к самоконтролю в экстремальных условиях. Здесь нет и указания на формирование психологической готовности к опасности и безопасности. В связи с этим следует признать необходимость дальнейшей разработки проблемы критериев оценки процесса и результатов обучения основам безопасности.

Следующий немаловажный аспект проблемы. Нормы оценки фиксируются в нормативных документах: учебных программах, инструкциях, решениях педсовета, приказах директора школы и т. д. В соответствии с законами РФ нормативные документы должны соответствовать действующему законодательству. С этой точки зрения еще предстоит проанализировать законы Российской Федерации для разработки норм оценки готовности школьников к безопасности жизнедеятельности. Например, есть нормы права, определяющие права и обязанности граждан в случае пожара, стихийного бедствия, на проезжей части дороги, при обнаружении человека в беспомощном состоянии (травма, кровотечение и т. д. когда он может погибнуть и нуждается в помощи) и т. д. Исходя из такого рода норм права необходимо разработать нормы оценки результатов обучения в курсе ОБЖ.

В нормах оценки в качестве эталона используется идеал, т. е. описание результатов обучения и воспитания, обеспечивающих максимально возможную готовность человека к безопасной жизнедеятельности. Однако идеал, используемый в качестве мерила ценности, выявляет отрицательные ценности. Иначе говоря, любая отметка, кроме «отлично» («5») является в определенном смысле отрицательной оценкой. Независимо от того, «3» или «4» получает учащийся, это означает, что его готовность не полностью соответствует требованиям учебных программ, что он недостаточно подготовлен к опасности. В связи с этим важен вывод, сделанный психологами, что при определенных условиях одна из функций отрицательной оценки (каковой в определенных условиях является и «четверка») является подавление, угнетение деятельности учащихся.

Немаловажно и то, что нормы оценки имеют ограниченные возможности в оценке эффективности воспитания и обучения. Так, если основная часть учащихся класса выполнила контрольную работу по ОБЖ на «тройки», это еще не значит, что процесс обучения неэффективен. Ведь во время предыдущего контроля знаний и умений по ОБЖ те же учащиеся не смогли вообще что-либо ответить по вопросам безопасности и выживания.

На основе изложенных выше выводов о сущности, структуре, видах, содержании критериев диагностики культуры безопасности нами разработаны разнообразные средства сбора информации, ее анализа, оценки, систематизации, накопления и подготовки к применению в управлении педагогическим процессом. Изложим некоторые из этих средств диагностики, прежде всего основные критерии оценки культуры безопасности школьников.

Критерии оценки сформированности культуры безопасности школьников по параметру – компоненты деятельности — представим в виде таблицы 9.

Таблица 9

Критерии диагностики культуры безопасности

по параметру – компоненты деятельности


Смотрите также