Паспорт безопасности образовательного учреждения


"Паспорт безопасности образовательного учреждения"

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

Тема: «Паспорт безопасности образовательной организации»

Составила:

Шилова Ирина Андреевна

Подольск -2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Аннотация к паспорту безопасности МОУ «СОШ №__».…………………......3

Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении.…………………5

Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений…………………….6

Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения……………7

Раздел 4. Силы и средства охраны образовательного учреждения………..7

Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия

по усилению антитеррористической

защищенности образовательного учреждения……………………………….10

Раздел 6. Ситуационные планы…………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………… .15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Паспорт безопасности образовательного учреждения – это документ, который разрабатывается с целью снижения вероятности ущерба в процессе совершения в образовательных учреждениях террористического или диверсионного акта, экстремистской акции. Также он предусматривает необходимые меры по повышению эффективности и оперативности проведения в случае необходимости контртеррористической акции, возможные пути минимизирования ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. За разработку паспорта безопасности специально созданная рабочая группа, находящаяся под руководством ответственного за уровень безопасности образовательного учреждения, после чего утверждается руководителем объекта. Возможность внесения изменений в документ имеет свои ограничения и допускается только в начале учебного года. В число корректировок входит, как правило, состав персонала, изменения в оборудовании, уточнение состава нештатных команд, временные показатели, дополнение в список мероприятий по улучшению уровня безопасности образовательного учреждения, установка дополнительных охранных средств и т.п. Данный паспорт – документ строгой отчетности. По завершению разработки ему присваивается гиф «Для Служебного Пользования». Вашему вниманию предоставляю, разработанный мною паспорт безопасности МОУ «СОШ №____». Сведения о структуре и его содержании по конкретному объекту составляют служебную тайну, поэтому в своей работе использую шаблон.

Аннотация

Паспорт антитеррористической защищенности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №___» разработан под грифом «Для служебного пользования» администрацией МОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» в соответствии с «Типовым паспортом антитеррористической защищенности объекта», разработанным Главным управлением региональной безопасности Московской области, во взаимодействии с УФСБ РФ по Московской области. ГУВД Московской области, МЧС по Московской области и отделами территориальной безопасности ряда муниципальных образований Московской области на основании: Постановления Правительства Московской области № 579/37 от 22.09.2004г. « О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области»).

При разработке паспорта использовались рекомендации: Подольской городской антитеррористической комиссии,

6-го МРО УФСБ по Москве и Московской области,

Управления по делам ГО и ЧС г. Подольска,

Подольского УВД, Комитета по образованию Администрации г. Подольска.

Паспорт является информационно-справочным документом, определяющим готовность МОУ «СОШ №____» к предупреждению возможного террористическою акта и смягчению последствий при его совершении.

Настоящий паспорт составлен в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в сейфе у директора МОУ «СОШ № » , второй экземпляр - в секретной части администрации г. Подольска, третий экземпляр - в территориальном отделе УФСБ или УВД (ОВД) по coгласованию с руководителями этих opганов.

Паспорт утвержден директором средней школы № и согласован городской антитеррористической комиссией , 5-м окружным отделом УФСБ по Москве и Московской области, Управлением надзорной деятельности главного управления МЧС России по Московской области, межмуниципальным управлением МВД России и подлежит корректировке и дополнениям по мере необходимости и обязательному пересмотру не реже одного раза в 5 лет.

Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности)

образовательного учреждения состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении содержат следующую информацию:

    1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» МОУ «СОШ № »), 19__г.

    2. Индекс М.О., город, ул.. ____________

1.3. Ведомственная принадлежность______________

Учредитель ____________

1.4.1. Индекс, область, город, ул. __, дом __,

Телефон/факс _________

1.5. Форма собственности - муниципальная.

1.6. Должностные лица объекта с указанием фамилии, имени, отчества, рабочих и домашних телефонов:

1.6.1. Руководитель объекта – ФИО

телефон рабочий - _________________

телефон домашний – _____________

1.6.2. Заместитель руководителя объекта по безопасности – ФИО

телефон рабочий –______________

телефон домашний – ____________

1.6.3. Другие руководители:

ФИО, телефон

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

ФИО, телефон

Заместитель директора по воспитательной работе

1.7. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям:

1.7.1. Наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние от нее (км) – ____________

1.7.2. Наименование ближайшего аэропорта, военного аэродрома, вертолетной площадки и расстояние от них (км), _________

1.7.3. Наименование ближайшего речного порта и расстояние от него___

Характеристика объекта.

  1. Посещаемость (вместимость персонала и посетителей чел.)____

  2. Количество сдаваемых в аренду помещений (ед., общая площадь)_

3. Подвальное, чердачное и поэтажное построение объекта, инженерные и другие коммуникации объекта

4. Количество входов, аварийных выходов, подъездных коммуникаций _______________

5. Наличие путей эвакуации, центральных и запасных выходов –________________________

  1. Наличие построек, автостоянок, других сооружений на территории объекта – _______________

Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений содержит следующую информацию:

2.1. Угроза взрыва (поджога) или взрыв (поджог) объекта и его сооружений.

2.2. Захват заложников из числа обслуживающего персонала и лиц, посещающих объект.

2.3. Вывод из строя или несанкционированное вмешательство в работу газоэлектроснабжения, систем водообеспечения и другихкоммуникаций.

2.4. Иные ситуации в результате террористических акций.

(производится произвольное описание по усмотрению разработчика паспорта).

2.5. Зафиксированные диверсионно-террористические проявления в отношении объекта, их краткая характеристика. Не зарегистрированы.

Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения

3.1. Численность сотрудников ___

3.1.2. На основных участках объекта____

3.2. Средняя заработная плата: _____

3.2.1. В целом по объекту _______

3.2.2. Наличие задержек в выплате зарплаты____

3.3. Количество сотрудников, состоящих на учете в наркодиспансере___

3.3.1. В целом по объекту – нет.

3.3.2. На критических установках (участках) объекта - нет.

3.4. Количество сотрудников, состоящих на учете в психоневродиспансере: нет

3.4.1. В целом по объекту – нет.

3.4.2. По участкам объекта - нет

3.5. Национальный состав и гражданство сотрудников объекта:

3.5.1. В целом по объекту - нет

3.5.2. Наличие в руководящем звене и в составе акционеров объекта лиц из числа иностранцев, установочные данные и осведомленность в вопросах антитеррористической защиты объекта___

Раздел 4. Силы и средства охраны образовательного учреждения содержит следующую информацию:

4.1. Параметры охраняемой территории:

4.1.1. Площадь (кв. м) ____

4.1.2. Периметр (м) _____

4.1.3. Наличие запретных или режимных зон, их площадь (кв. км) и протяженность границ (м):

4.1.4. Краткая характеристика местности в районе расположения школы________________________________________

4.2. Инженерное оборудование и ограждение:

4.2.1. Конструкция и параметры, в т.ч.__________________

4.2.2. Сведения об оборудовании ограждения дополнительными защитными средствами (колючая проволока, металлические прутья и др.) – дополнительные защитные средства отсутствуют

4.2.3. Технические средства обнаружения и сигнализации периметра, их характеристик- __________________

4.2.5. Контрольно-пропускные пункты для прохода персонала, проезда автомобильного транспорта, оборудование их техническими средствами контроля. В школе установлен пропускной режим, впуск в школу осуществляется через центральные двери, при наличии у учащихся и работников удостоверения установленного образца, проверку удостоверений проводит охранник и дежурный администратор. Двери в здание и ворота на территорию школы постоянно закрыты на ключ, ключ находится у дежурного охранника.

4.2.6. Наличие локальных зон безопасности, характеристика их оборудования инженерно-техническими средствами охраны. - Нет

4.2.7. Наличие на объекте добровольной народной дружины, ее

численность, функциональные обязанности по охране общественного порядка на объекте (ф.и.о. руководителя ДНД, других ответственных лиц ДНД, участкового инспектора милиции, обслуживающего объект, номера их служебных телефонов)

добровольная народная дружина не создана;

участковый инспектор милиции- ФИО, телефон

дежурный 2 отделения милиции - телефон

инспектор ОДН - ФИО, телефон.

4.3. Силы охраны:

4.3.1.Организационная основа охраны (подразделение отдела вневедомственной охраны территориального УВД-ОВД, ведомственная охрана, служба безопасности, частное охранное предприятие, и др.).

В случае привлечения на охрану объекта частных охранныхпредприятий указывается наименование ЧОП, адрес, ф.и.о.руководителя, номер его служебного телефона, где зарегистрированЧОП, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на охранную

деятельность –

ЧОП «Название», адрес, телефон, ФИО директора ЧОП, лицензия (номер, когда выдана и срок действия.

4.3.2. Численность охраны (мужчин/женщин; до 30, 40, 50 лет/старше 50 лет), характеристика подготовки охранника - Один охранник из числа сотрудников школы в возрасте старше 50 лет.

4.3.3. Характеристика группы быстрого реагирования при частномохранном предприятии (ГБР) или тревожной (резервной) группы

(численность ГБР; вооружение ГБР; время прибытия ГБР от места постоянной дислокации ЧОП до наиболее удаленных точек объекта; оценка уровня подготовленности).

Отсутствует

4.3.4. Наличие планов по усилению охраны в критических ситуациях собственными силами или за счет подразделений правоохранительных органов, внутренних войск МВД России, Минобороны России и др., их характеристика.

4.4. Средства охраны:

4.4.1. Огнестрельное оружие (тип, количество) – ____

4.4.2. Защитные средства (тип, количество) - ___

4.4.3. Специальные средства (тип, количество) - _________

4.4.4. Служебные собаки (есть, нет), если есть - сколько, какой породы – _____

4.5. Организация оповещения и связи: __________

4.5.1. Между постами (номера телефонов, радиостанции) - ____

4.5.2. Между постами и центральным пунктом охраны ЧОП (номера телефонов).

4.6. Между центральным пунктом ЧОП, диспетчерскими и дежурными службами (города, района), дежурным территориального ОВД (тел.) дежурным территориального отдела УФСБ (тел.), дежурным территориального отдела ГО и ЧС (тел.), руководителями муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, культуры, спорта, социального обслуживания населения и т.д. (в зависимости от подведомственности объекта, на которыйсоставляется настоящий паспорт, с указанием номеров телефонов_____________

4.7. Оценка надежности охраны объекта, и его способности противостоять попыткам проникновения на него террористической группы, (дается представителями региональной безопасности администраций муниципальных образований Московской области, территориальных правоохранительных органов, а также проверяющими Главного управления региональной безопасности Московской области, УФСБ РФ по г. Москве и Московской области, ГУВД Московской области).

Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

5.1. Первоочередные, неотложные мероприятия:

5.1.1. Усиление охраны периметра объекта и уязвимых участков и сооружений ремонт забора, ворот, калиток _______

5.1.2. Оборудование локальных зон безопасности____

5.1.3. Увеличение численности, вооруженности и т.д. охранных подразделений (по планам УВД).

5.1.4. Другие мероприятия (примеры):

- организация дежурств руководящего и обслуживающего персонала объекта; Организовано дежурство администрации по школе, график дежурства утвержден директором.

  • разработка инструкций и памяток о порядке действий в случае угрозы совершения террористического акта, информационных плакатов; Разработаны: памятки по действиям в случаях получения анонимного звонка содержащего угрозы проведения террористического акта и письменного анонимного сообщения об акте терроризма; перечень предметов и признаков свидетельствующих о возможной подготовке или проведении террористического акта; рекомендации руководителям и работникам по действиям в экстремальных ситуациях.

  • Создано «Звено пожаротушения» дежурство которого организовано на всех массовых мероприятиях.

  • проведение инструктажей о порядке действий при угрозе террористического акта, при обнаружении веществ, которые могут являться биологически или химически опасными; работники школы один раз в четверть проходят инструктаж по действиям в случае возникновения угрозы террористического акта.

- поддержание оперативного взаимодействия с правоохранительными органами; рядом с телефонными аппаратами вывешены номера телефонов правоохранительных органов и памятки по действиям в случае получения анонимного звонка, содержащего угрозы проведения террористического акта.

- проведение ежемесячных и ежеквартальных тренировок по эвакуации по планам ГО ЧС и правоохранительных органов; приказом директора школы утвержден график проведения ежемесячных тренировок учащихся и работников школы по действиям в случае возникновения угрозы ЧС.

- проведение проверок на предмет обнаружения бесхозных вещей и предметов на объекте или в непосредственной близости от него; Контроль за состоянием территории и помещений возложены на сторожей, дежурного администратора и охранника. Результаты осмотра отражаются в журнале дежурства.

- информирование правоохранительных органов о появлении на территории объекта подозрительных лиц; Информирование правоохранительных органов о появлении на территории школы подозрительных лиц: в ночное время возложено на сторожей, а в дневное на дежурного администратора, охранника и заместителя директора по безопасности.

- обеспечение контроля за вносимыми (ввозимыми) на территорию объекта грузами и предметами ручной клади, своевременным вывозом твердых бытовых отходов; контроль за ввозимыми (вносимыми) на территорию лицея грузами и предметами ручной клади возлагается на охранника школы, заместителя директора по безопасности, а в их отсутствие на дежурного администратора.

- ежедневное проведение проверок подвалов, чердаков, подсобных помещений, осуществление контроля за их закрытием и опечатыванием; проверка состояния замков дверей подвалов, чердаков и помещений школы в ночное время возложено на сторожей, в дневное время на дежурного администратора и завхоза. Контроль за содержанием подвальных, подсобных, чердачных помещений возлагается на заведующего хозяйством, общий контроль за содержанием помещений и прилегающей территории школы возлагается на заместителя директора школы по безопасности. Результаты осмотра фиксируются в журнале.

- проверка состояния решеток и ограждений, проверка состояния решеток и ограждений возлагается в ночное время на сторожей, в дневное время на заместителя директора по безопасности, а в его отсутствие на дежурного администратора,

- обеспечение контроля за освещенностью территории объекта в темное время суток; возлагается на сторожей школы.

- проверка наличия и исправности средств пожаротушения, возлагается на завхоза школы.

5.2. Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат:

5.2.1. Переоборудование объекта и его помещений. Не требуется

5.2.2. Мероприятия по снижению количества используемых опасных веществ.

5.2.3. Другие мероприятия (примеры):

- обеспечение комплекса мер по безопасности проводимых на объекте культурно-массовых и зрелищных мероприятий; при проведении в школе культурно-массовых мероприятий места проведения обследуются комиссией, назначенной приказом директора школы с составлением акта готовности, во время проведения мероприятий организуется дежурство работников школы, родителей, при необходимости сотрудников УВД г. Подольска. О проведении массовых мероприятий школа за 10 дней информирует в письменном виде Комитет по образованию

- установка современных систем инженерно-технических средств охраны; при выделении средств из городского бюджета

- приобретение и установка систем видеонаблюдения (видеокамер, мониторов); при выделении средств из городского бюджета

- укрепление пропускного режима (приобретение ручных металлообнаружителей, газоанализаторов, установка стационарных металлодетекторов); при выделении средств из городского бюджета

  • установка металлических дверей _______

  • установка кнопки экстренного вызова полиции – ______

проведение работ по оборудованию подъездных путей декоративными железобетонными конструкциями и устройств для пресечения прорыва и принудительной остановки автотранспорта, установка шлагбаума и т.д. при выделении средств из городского бюджета.

Раздел 6. Ситуационные планы

6.1. Ситуационные планы содержат обозначения:

6.1.1. участки, места и помещения объекта, наиболее подверженные риску в отношении террористических акций, возможные подходы к ним, в т.ч. по скрытым и подземным коммуникациям;

6.1.2. размещение инженерных сооружений охраны объекта; _________________

6.1.3. расположение постов охраны, зон (секторов) наблюдения___

6.1.4. мест скрытного сосредоточения ГБР и маршрут выдвижения ГБР к элементам инженерных сооружений и к уязвимым элементам объекта; (устанавливается спец службами)

6.1.5. предполагаемые места расположения штаба контртеррористической операции силовых структур____________

6.1.6. подходящие инженерные коммуникации (теплотрассы, проходные тоннели, канализации, водоподводящие каналы и др.)_____________

6.1.7. предполагаемые маршруты продвижения террористов к различным элементам объекта и наиболее уязвимым местам________

6.1.8. зоны возможного поражения с указанием численности людей в этих зонах и времени достижения поражающих факторов_____

6.1.9. секторы и участки объекта, на которых нельзя применять огнестрельное оружие, взрывчатые и специальные средства; _________

6.1.10. помещения и сооружения объекта, в которых затруднено или невозможно использование УКВ- радиосвязи, мобильных телефонов.

________________

6.1.11. предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших, площадки для них в случае проведения контртеррористической операции______________________________

Приложения:

1. План-схема размещения средней школы на местности.

2. План-схема расположения коммуникаций.

- электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация

3. Поэтажные планы объекта.

  1. Дополнительная информация (сведения) об объекте.

  2. лист корректировки паспорта.

Заключение

Паспорт безопасности является тем документом, который определяет реальную степень готовности образовательного учреждения к обязательному выполнению всех возложенных на него задач по защите здоровья и жизни учащихся (воспитанников), персонала, возможность противодействия терроризму и экстремизму.

Список литературы

Г а в р и л о в М.А. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. (Инструкция образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся) // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2005.

Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

Рекомендации по противодействию терроризму.// Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Е.С. Кушель. М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 48 с.

"Разработка паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

Тема: «Разработка паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) образовательной организации»

Разработала:

Шилова Ирина Андреевна

Заместитель руководителя по безопасности МОУ «СОШ № 28»

Учитель химии и биологии

г.о. Подольск, Московской области.

2016г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Общие сведения о паспорте безопасности образовательной организации……………………………………………… ………..……..5

  2. Структура паспорта безопасности образовательной организации…..6

Заключение……………………………………………………………………...11Список литературы ……………………………………………………………12

Введение

Паспорт безопасности образовательного учреждения – это документ, который разрабатывается с целью снижения вероятности ущерба в процессе совершения в образовательных учреждениях террористического или диверсионного акта, экстремистской акции. Также он предусматривает необходимые меры по повышению эффективности и оперативности проведения в случае необходимости контртеррористической акции, возможные пути минимизирования ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. Паспорт безопасности является тем документом, который определяет реальную степень готовности образовательного учреждения к обязательному выполнению всех возложенных на него задач по защите здоровья и жизни учащихся (воспитанников), персонала, возможность противодействия терроризму и экстремизму. За разработку паспорта безопасности специально созданная рабочая группа, находящаяся под руководством ответственного за уровень безопасности образовательного учреждения, после чего утверждается руководителем объекта. Возможность внесения изменений в документ имеет свои ограничения и допускается только в начале учебного года. В число корректировок входит, как правило, состав персонала, изменения в оборудовании, уточнение состава нештатных команд, временные показатели, дополнение в список мероприятий по улучшению уровня безопасности образовательного учреждения, установка дополнительных охранных средств и т.п. Данный паспорт – документ строгой отчетности. По завершению разработки ему присваивается гиф «Для Служебного Пользования».

Паспорт безопасности составляется в двух экземплярах. Первый остается у руководителя образовательного учреждения, второй направляется в муниципальный орган управления образования, ответственный за обеспечение безопасности объектов данного образовательного типа. При необходимости (в зависимости от территориального расположения образовательного учреждения) может потребовать разработать дополнительные экземпляры паспорта безопасности для согласования и направления в территориальные подразделения ФСБ России, МЧС России и МВД России. Срок действия документа составляет 5 лет. По истечению этого времени, а также его переоформления или пересмотра необходимо обращаться в компетентные органы для внесения соответствующих изменений.

  1. Общие сведения о паспорте безопасности образовательной организации

Главным документом в организации антитеррористической  безопасности конкретного образовательного учреждения является паспорт безопасности. Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения  впервые в отечественной практике введен (по рекомендации правоохранительных структур) указанием Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы А.П. Аксенова от 29 сентября2003 г. № 4-19-13087/3 «О внедрении Методических рекомендаций структурным органам исполнительной власти г. Москвы по разработке документов планирования и обеспечения антитеррористических мероприятий и общественной безопасности на потенциально опасных, культурно-зрелищных объектах, учреждениях с большим сосредоточением людей», а также приказом Департамента образования города Москвы от 2 декабря 2003 г. № 1015 «О принятии к руководству методических рекомендаций для разработки документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы». Этот опыт Московского правительства оказался востребованным и в других субъектах Российской Федерации. Паспорт безопасности разрабатывается заместителем руководителя образовательного учреждения по безопасности с группой разработчиков во взаимодействии с правоохранительными подразделениями. Сведения о структуре и его содержании по конкретному объекту составляют служебную тайну. Этот документ, как правило, состоит из трех составных частей:

- собственно паспорта безопасности;

- плана охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий;

- плана - схемы образовательного учреждения.

При необходимости в него могут включаться и другие документы.

Для разработки паспорта безопасности руководитель образовательного учреждения назначает группу разработчиков, руководство которой возлагается на заместителя по безопасности. Паспорт безопасности разрабатывается сроком на 5 лет. Однако, в случае изменения требований по обеспечению безопасности, серьезных изменений системы защиты - паспорт подлежит пересмотру. В начале календарного и учебного года в паспорт безопасности вносятся изменения, произошедшие в составе персонала, оборудования, в случае установки в образовательном учреждении дополнительных средств охраны, безопасности или противопожарных средств, с учетом недостатков, выявленных по результатам проверок, тренировок или практических действий при чрезвычайных ситуациях. Паспорт, план охраны и схема являются документами строгой отчетности, с грифом ограниченного  пользования (ОП) или для служебного пользования (ДСП). Они хранятся у руководителя образовательного учреждения, копии в органах внутренних дел и ФСБ, обслуживающих данную территорию.

  1. Структура паспорта безопасности образовательной организации

Первая часть паспорта безопасности (антитеррористической деятельности) образовательного учреждения состоит из следующих разделов:

  • общие сведения об образовательном учреждении;

  • возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений;

  • сведения о персонале образовательного учреждения;

  • силы и средства охраны образовательного учреждения;

  • проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

  • ситуационные планы.

В разделе «Общие сведения об образовательном учреждении» излагаются – особенности образовательного учреждения; полное и сокращенное наименование учреждения, его реквизиты, ведомственная принадлежность, вышестоящая организация с адресом и телефоном, форма собственности, данные о собственниках; наличие арендаторов, дата и №№ договоров, профиль аренды, перечень занимаемых помещений; должностные лица и работники учреждения, необходимые для организации действий при чрезвычайных ситуациях, с указанием их данных, служебных и домашних телефонов; размещение объекта  по отношению к дорожной сети, другим зданиям и сооружениям.

В разделе «Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акции или экстремистских проявлений» излагаются – возможные действия террористов и последствия взрывов, пожаров, массовых беспорядков, применения отравляющих веществ, захвата заложников и иных действий террористов. Отражаются возможные качественные показатели ущерба от этих действий. По каждой рассматриваемой ситуации планируются ответные действия охраны, персонала, аварийных служб и бригад по предупреждению проявлений или ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций и их последствий.

В разделе «Сведения о персонале образовательного учреждения» – отражаются сведения о численности преподавателей и других категорий сотрудников по сменам, их подготовленности к действиям в чрезвычайных ситуациях; сотрудниках, возглавляющих нештатные пожарные расчеты, отвечающих за безопасность, за содержание запасных выходов и путей эвакуации, систем электро-газо-обеспечения, за хранение оружия, средств защиты. Прилагается список лиц из числа персонала и учащихся, имеющих неврологические заболевания, алкогольную и наркотическую зависимость, отклонения в поведении. Отражаются данные о национальном составе и гражданстве обучающихся и сотрудников.

В разделе «Силы и средства охраны» отражаются – параметры охраняемой территории, инженерное оборудование и ограждение, силы охраны, средства охраны, организация связи, подразделение ОВД, обслуживающее образовательное учреждение, ближайшие ДНД и ДПД, оценка надежности охраны  образовательного учреждения.

В разделе «Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения» излагаются - первоочередные, неотложные мероприятия по усилению охраны, оборудованию локальных зон, увеличения численности охраны, повышения технической оснащенности, усилению пропускного режима, планируемые тренировки и долгосрочные мероприятия, требующие значительных материальных затрат и времени для их проведения.

В разделе «Ситуационные планы» на основе моделирования возможных ситуаций, отражаются направления возможных угроз, наиболее уязвимые участки, порядок их прикрытия; расположение постов охраны; места расположения сил и средств силовых структур, их маршруты выдвижения; зоны возможного поражения людей, предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших и другие вопросы.

Учитывая, что паспорт безопасности содержит большой объем информации и требует ответа на многие вопросы, его подготовка должна осуществляться на основе тщательного обследования образовательного учреждения, сбора всей необходимой информации, анализа подготавливаемых материалов и правильной организации взаимодействия с органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, штабами ГО и ЧС, местными органами самоуправления.

Как уже отмечалось, одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения, поэтому основными мерами антитеррористической защищенности образовательных учреждений являются меры предупреждения и профилактики. Вся работа по выполнению данных мер строится путем реализации определенных организационных и инженерно-технических мер и мероприятий. Важнейшими из них являются:

  • усиление охраны образовательного учреждения;  квалифицированный подбор охранных структур и сотрудников охраны;

  • установление строгого контроля пропуска граждан и автотранспорта, исключение бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц; обеспечение надежного круглосуточного контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади;

  • исключение возможности нахождения бесхозных транспортных средств в непосредственной близости и на контролируемой территории;

  • запрещение ведения ремонтных и иных работ сомнительными фирмами и организациями, а также рабочими, не имеющими московской регистрации; недопущение проживания лиц, в том числе осуществляющих строительные или ремонтные работы в зданиях и на территории образовательного учреждения;

  • обеспечение пожарной безопасности, выявление недостатков в вопросах пожарной безопасности, которыми могут воспользоваться преступные элементы в террористических целях; своевременный вывоз с территории образовательного учреждения твердых бытовых отходов;

  • ежедневный предупредительный контроль мест массового нахождения людей (классов, аудиторий, помещений и площадок для проведения занятий, совещаний, собраний, культурно-массовых и спортивных мероприятий), а также подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и ограждений;

  • планирование и выполнение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательного учреждения;

  • постоянное поддержание оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД и ФСБ России, прокуратурой, военными комиссариатами и военным командованием.

Заключение

Разработка паспорта антитеррористической защищенности образовательной организации производится в целях выполнения мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в образовательных организациях.

Цель введения паспорта антитеррористической безопасности, это, прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты.

Список литературы

Г а в р и л о в М.А. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. (Инструкция образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся) // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2005.

Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. – 160 с.

Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт. - сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: Айрис - пресс, 2006.- 192 с. - (Методика).  

Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

Рекомендации по противодействию терроризму.// Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Е.С. Кушель. М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 48 с.

"Паспорт безопасности образовательного учреждения"

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА

Тема: «Паспорт безопасности образовательной организации»

Составила:

Шилова Ирина Андреевна

Подольск -2016 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Аннотация к паспорту безопасности МОУ «СОШ №__».…………………......3

Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении.…………………5

Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений…………………….6

Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения……………7

Раздел 4. Силы и средства охраны образовательного учреждения………..7

Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия

по усилению антитеррористической

защищенности образовательного учреждения……………………………….10

Раздел 6. Ситуационные планы…………………………………………………14

Заключение …………………………………………………………………… .15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение

Паспорт безопасности образовательного учреждения – это документ, который разрабатывается с целью снижения вероятности ущерба в процессе совершения в образовательных учреждениях террористического или диверсионного акта, экстремистской акции. Также он предусматривает необходимые меры по повышению эффективности и оперативности проведения в случае необходимости контртеррористической акции, возможные пути минимизирования ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. За разработку паспорта безопасности специально созданная рабочая группа, находящаяся под руководством ответственного за уровень безопасности образовательного учреждения, после чего утверждается руководителем объекта. Возможность внесения изменений в документ имеет свои ограничения и допускается только в начале учебного года. В число корректировок входит, как правило, состав персонала, изменения в оборудовании, уточнение состава нештатных команд, временные показатели, дополнение в список мероприятий по улучшению уровня безопасности образовательного учреждения, установка дополнительных охранных средств и т.п. Данный паспорт – документ строгой отчетности. По завершению разработки ему присваивается гиф «Для Служебного Пользования». Вашему вниманию предоставляю, разработанный мною паспорт безопасности МОУ «СОШ №____». Сведения о структуре и его содержании по конкретному объекту составляют служебную тайну, поэтому в своей работе использую шаблон.

Аннотация

Паспорт антитеррористической защищенности Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №___» разработан под грифом «Для служебного пользования» администрацией МОУ «Средняя общеобразовательная школа №___» в соответствии с «Типовым паспортом антитеррористической защищенности объекта», разработанным Главным управлением региональной безопасности Московской области, во взаимодействии с УФСБ РФ по Московской области. ГУВД Московской области, МЧС по Московской области и отделами территориальной безопасности ряда муниципальных образований Московской области на основании: Постановления Правительства Московской области № 579/37 от 22.09.2004г. « О мерах по усилению антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта, расположенных на территории Московской области»).

При разработке паспорта использовались рекомендации: Подольской городской антитеррористической комиссии,

6-го МРО УФСБ по Москве и Московской области,

Управления по делам ГО и ЧС г. Подольска,

Подольского УВД, Комитета по образованию Администрации г. Подольска.

Паспорт является информационно-справочным документом, определяющим готовность МОУ «СОШ №____» к предупреждению возможного террористическою акта и смягчению последствий при его совершении.

Настоящий паспорт составлен в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в сейфе у директора МОУ «СОШ № » , второй экземпляр - в секретной части администрации г. Подольска, третий экземпляр - в территориальном отделе УФСБ или УВД (ОВД) по coгласованию с руководителями этих opганов.

Паспорт утвержден директором средней школы № и согласован городской антитеррористической комиссией , 5-м окружным отделом УФСБ по Москве и Московской области, Управлением надзорной деятельности главного управления МЧС России по Московской области, межмуниципальным управлением МВД России и подлежит корректировке и дополнениям по мере необходимости и обязательному пересмотру не реже одного раза в 5 лет.

Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности)

образовательного учреждения состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Общие сведения об образовательном учреждении содержат следующую информацию:

    1. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» МОУ «СОШ № »), 19__г.

    2. Индекс М.О., город, ул.. ____________

1.3. Ведомственная принадлежность______________

Учредитель ____________

1.4.1. Индекс, область, город, ул. __, дом __,

Телефон/факс _________

1.5. Форма собственности - муниципальная.

1.6. Должностные лица объекта с указанием фамилии, имени, отчества, рабочих и домашних телефонов:

1.6.1. Руководитель объекта – ФИО

телефон рабочий - _________________

телефон домашний – _____________

1.6.2. Заместитель руководителя объекта по безопасности – ФИО

телефон рабочий –______________

телефон домашний – ____________

1.6.3. Другие руководители:

ФИО, телефон

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

ФИО, телефон

Заместитель директора по воспитательной работе

1.7. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям:

1.7.1. Наименование ближайшей железнодорожной станции и расстояние от нее (км) – ____________

1.7.2. Наименование ближайшего аэропорта, военного аэродрома, вертолетной площадки и расстояние от них (км), _________

1.7.3. Наименование ближайшего речного порта и расстояние от него___

Характеристика объекта.

  1. Посещаемость (вместимость персонала и посетителей чел.)____

  2. Количество сдаваемых в аренду помещений (ед., общая площадь)_

3. Подвальное, чердачное и поэтажное построение объекта, инженерные и другие коммуникации объекта

4. Количество входов, аварийных выходов, подъездных коммуникаций _______________

5. Наличие путей эвакуации, центральных и запасных выходов –________________________

  1. Наличие построек, автостоянок, других сооружений на территории объекта – _______________

Раздел 2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате проведения диверсионно-террористических акций или экстремистских проявлений содержит следующую информацию:

2.1. Угроза взрыва (поджога) или взрыв (поджог) объекта и его сооружений.

2.2. Захват заложников из числа обслуживающего персонала и лиц, посещающих объект.

2.3. Вывод из строя или несанкционированное вмешательство в работу газоэлектроснабжения, систем водообеспечения и другихкоммуникаций.

2.4. Иные ситуации в результате террористических акций.

(производится произвольное описание по усмотрению разработчика паспорта).

2.5. Зафиксированные диверсионно-террористические проявления в отношении объекта, их краткая характеристика. Не зарегистрированы.

Раздел 3. Сведения о персонале образовательного учреждения

3.1. Численность сотрудников ___

3.1.2. На основных участках объекта____

3.2. Средняя заработная плата: _____

3.2.1. В целом по объекту _______

3.2.2. Наличие задержек в выплате зарплаты____

3.3. Количество сотрудников, состоящих на учете в наркодиспансере___

3.3.1. В целом по объекту – нет.

3.3.2. На критических установках (участках) объекта - нет.

3.4. Количество сотрудников, состоящих на учете в психоневродиспансере: нет

3.4.1. В целом по объекту – нет.

3.4.2. По участкам объекта - нет

3.5. Национальный состав и гражданство сотрудников объекта:

3.5.1. В целом по объекту - нет

3.5.2. Наличие в руководящем звене и в составе акционеров объекта лиц из числа иностранцев, установочные данные и осведомленность в вопросах антитеррористической защиты объекта___

Раздел 4. Силы и средства охраны образовательного учреждения содержит следующую информацию:

4.1. Параметры охраняемой территории:

4.1.1. Площадь (кв. м) ____

4.1.2. Периметр (м) _____

4.1.3. Наличие запретных или режимных зон, их площадь (кв. км) и протяженность границ (м):

4.1.4. Краткая характеристика местности в районе расположения школы________________________________________

4.2. Инженерное оборудование и ограждение:

4.2.1. Конструкция и параметры, в т.ч.__________________

4.2.2. Сведения об оборудовании ограждения дополнительными защитными средствами (колючая проволока, металлические прутья и др.) – дополнительные защитные средства отсутствуют

4.2.3. Технические средства обнаружения и сигнализации периметра, их характеристик- __________________

4.2.5. Контрольно-пропускные пункты для прохода персонала, проезда автомобильного транспорта, оборудование их техническими средствами контроля. В школе установлен пропускной режим, впуск в школу осуществляется через центральные двери, при наличии у учащихся и работников удостоверения установленного образца, проверку удостоверений проводит охранник и дежурный администратор. Двери в здание и ворота на территорию школы постоянно закрыты на ключ, ключ находится у дежурного охранника.

4.2.6. Наличие локальных зон безопасности, характеристика их оборудования инженерно-техническими средствами охраны. - Нет

4.2.7. Наличие на объекте добровольной народной дружины, ее

численность, функциональные обязанности по охране общественного порядка на объекте (ф.и.о. руководителя ДНД, других ответственных лиц ДНД, участкового инспектора милиции, обслуживающего объект, номера их служебных телефонов)

добровольная народная дружина не создана;

участковый инспектор милиции- ФИО, телефон

дежурный 2 отделения милиции - телефон

инспектор ОДН - ФИО, телефон.

4.3. Силы охраны:

4.3.1.Организационная основа охраны (подразделение отдела вневедомственной охраны территориального УВД-ОВД, ведомственная охрана, служба безопасности, частное охранное предприятие, и др.).

В случае привлечения на охрану объекта частных охранныхпредприятий указывается наименование ЧОП, адрес, ф.и.о.руководителя, номер его служебного телефона, где зарегистрированЧОП, номер, дата выдачи и срок действия лицензии на охранную

деятельность –

ЧОП «Название», адрес, телефон, ФИО директора ЧОП, лицензия (номер, когда выдана и срок действия.

4.3.2. Численность охраны (мужчин/женщин; до 30, 40, 50 лет/старше 50 лет), характеристика подготовки охранника - Один охранник из числа сотрудников школы в возрасте старше 50 лет.

4.3.3. Характеристика группы быстрого реагирования при частномохранном предприятии (ГБР) или тревожной (резервной) группы

(численность ГБР; вооружение ГБР; время прибытия ГБР от места постоянной дислокации ЧОП до наиболее удаленных точек объекта; оценка уровня подготовленности).

Отсутствует

4.3.4. Наличие планов по усилению охраны в критических ситуациях собственными силами или за счет подразделений правоохранительных органов, внутренних войск МВД России, Минобороны России и др., их характеристика.

4.4. Средства охраны:

4.4.1. Огнестрельное оружие (тип, количество) – ____

4.4.2. Защитные средства (тип, количество) - ___

4.4.3. Специальные средства (тип, количество) - _________

4.4.4. Служебные собаки (есть, нет), если есть - сколько, какой породы – _____

4.5. Организация оповещения и связи: __________

4.5.1. Между постами (номера телефонов, радиостанции) - ____

4.5.2. Между постами и центральным пунктом охраны ЧОП (номера телефонов).

4.6. Между центральным пунктом ЧОП, диспетчерскими и дежурными службами (города, района), дежурным территориального ОВД (тел.) дежурным территориального отдела УФСБ (тел.), дежурным территориального отдела ГО и ЧС (тел.), руководителями муниципальных органов управления образованием, здравоохранением, культуры, спорта, социального обслуживания населения и т.д. (в зависимости от подведомственности объекта, на которыйсоставляется настоящий паспорт, с указанием номеров телефонов_____________

4.7. Оценка надежности охраны объекта, и его способности противостоять попыткам проникновения на него террористической группы, (дается представителями региональной безопасности администраций муниципальных образований Московской области, территориальных правоохранительных органов, а также проверяющими Главного управления региональной безопасности Московской области, УФСБ РФ по г. Москве и Московской области, ГУВД Московской области).

Раздел 5. Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

5.1. Первоочередные, неотложные мероприятия:

5.1.1. Усиление охраны периметра объекта и уязвимых участков и сооружений ремонт забора, ворот, калиток _______

5.1.2. Оборудование локальных зон безопасности____

5.1.3. Увеличение численности, вооруженности и т.д. охранных подразделений (по планам УВД).

5.1.4. Другие мероприятия (примеры):

- организация дежурств руководящего и обслуживающего персонала объекта; Организовано дежурство администрации по школе, график дежурства утвержден директором.

  • разработка инструкций и памяток о порядке действий в случае угрозы совершения террористического акта, информационных плакатов; Разработаны: памятки по действиям в случаях получения анонимного звонка содержащего угрозы проведения террористического акта и письменного анонимного сообщения об акте терроризма; перечень предметов и признаков свидетельствующих о возможной подготовке или проведении террористического акта; рекомендации руководителям и работникам по действиям в экстремальных ситуациях.

  • Создано «Звено пожаротушения» дежурство которого организовано на всех массовых мероприятиях.

  • проведение инструктажей о порядке действий при угрозе террористического акта, при обнаружении веществ, которые могут являться биологически или химически опасными; работники школы один раз в четверть проходят инструктаж по действиям в случае возникновения угрозы террористического акта.

- поддержание оперативного взаимодействия с правоохранительными органами; рядом с телефонными аппаратами вывешены номера телефонов правоохранительных органов и памятки по действиям в случае получения анонимного звонка, содержащего угрозы проведения террористического акта.

- проведение ежемесячных и ежеквартальных тренировок по эвакуации по планам ГО ЧС и правоохранительных органов; приказом директора школы утвержден график проведения ежемесячных тренировок учащихся и работников школы по действиям в случае возникновения угрозы ЧС.

- проведение проверок на предмет обнаружения бесхозных вещей и предметов на объекте или в непосредственной близости от него; Контроль за состоянием территории и помещений возложены на сторожей, дежурного администратора и охранника. Результаты осмотра отражаются в журнале дежурства.

- информирование правоохранительных органов о появлении на территории объекта подозрительных лиц; Информирование правоохранительных органов о появлении на территории школы подозрительных лиц: в ночное время возложено на сторожей, а в дневное на дежурного администратора, охранника и заместителя директора по безопасности.

- обеспечение контроля за вносимыми (ввозимыми) на территорию объекта грузами и предметами ручной клади, своевременным вывозом твердых бытовых отходов; контроль за ввозимыми (вносимыми) на территорию лицея грузами и предметами ручной клади возлагается на охранника школы, заместителя директора по безопасности, а в их отсутствие на дежурного администратора.

- ежедневное проведение проверок подвалов, чердаков, подсобных помещений, осуществление контроля за их закрытием и опечатыванием; проверка состояния замков дверей подвалов, чердаков и помещений школы в ночное время возложено на сторожей, в дневное время на дежурного администратора и завхоза. Контроль за содержанием подвальных, подсобных, чердачных помещений возлагается на заведующего хозяйством, общий контроль за содержанием помещений и прилегающей территории школы возлагается на заместителя директора школы по безопасности. Результаты осмотра фиксируются в журнале.

- проверка состояния решеток и ограждений, проверка состояния решеток и ограждений возлагается в ночное время на сторожей, в дневное время на заместителя директора по безопасности, а в его отсутствие на дежурного администратора,

- обеспечение контроля за освещенностью территории объекта в темное время суток; возлагается на сторожей школы.

- проверка наличия и исправности средств пожаротушения, возлагается на завхоза школы.

5.2. Долгосрочные мероприятия, требующие длительного времени и значительных финансовых затрат:

5.2.1. Переоборудование объекта и его помещений. Не требуется

5.2.2. Мероприятия по снижению количества используемых опасных веществ.

5.2.3. Другие мероприятия (примеры):

- обеспечение комплекса мер по безопасности проводимых на объекте культурно-массовых и зрелищных мероприятий; при проведении в школе культурно-массовых мероприятий места проведения обследуются комиссией, назначенной приказом директора школы с составлением акта готовности, во время проведения мероприятий организуется дежурство работников школы, родителей, при необходимости сотрудников УВД г. Подольска. О проведении массовых мероприятий школа за 10 дней информирует в письменном виде Комитет по образованию

- установка современных систем инженерно-технических средств охраны; при выделении средств из городского бюджета

- приобретение и установка систем видеонаблюдения (видеокамер, мониторов); при выделении средств из городского бюджета

- укрепление пропускного режима (приобретение ручных металлообнаружителей, газоанализаторов, установка стационарных металлодетекторов); при выделении средств из городского бюджета

  • установка металлических дверей _______

  • установка кнопки экстренного вызова полиции – ______

проведение работ по оборудованию подъездных путей декоративными железобетонными конструкциями и устройств для пресечения прорыва и принудительной остановки автотранспорта, установка шлагбаума и т.д. при выделении средств из городского бюджета.

Раздел 6. Ситуационные планы

6.1. Ситуационные планы содержат обозначения:

6.1.1. участки, места и помещения объекта, наиболее подверженные риску в отношении террористических акций, возможные подходы к ним, в т.ч. по скрытым и подземным коммуникациям;

6.1.2. размещение инженерных сооружений охраны объекта; _________________

6.1.3. расположение постов охраны, зон (секторов) наблюдения___

6.1.4. мест скрытного сосредоточения ГБР и маршрут выдвижения ГБР к элементам инженерных сооружений и к уязвимым элементам объекта; (устанавливается спец службами)

6.1.5. предполагаемые места расположения штаба контртеррористической операции силовых структур____________

6.1.6. подходящие инженерные коммуникации (теплотрассы, проходные тоннели, канализации, водоподводящие каналы и др.)_____________

6.1.7. предполагаемые маршруты продвижения террористов к различным элементам объекта и наиболее уязвимым местам________

6.1.8. зоны возможного поражения с указанием численности людей в этих зонах и времени достижения поражающих факторов_____

6.1.9. секторы и участки объекта, на которых нельзя применять огнестрельное оружие, взрывчатые и специальные средства; _________

6.1.10. помещения и сооружения объекта, в которых затруднено или невозможно использование УКВ- радиосвязи, мобильных телефонов.

________________

6.1.11. предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших, площадки для них в случае проведения контртеррористической операции______________________________

Приложения:

1. План-схема размещения средней школы на местности.

2. План-схема расположения коммуникаций.

- электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, канализация

3. Поэтажные планы объекта.

  1. Дополнительная информация (сведения) об объекте.

  2. лист корректировки паспорта.

Заключение

Паспорт безопасности является тем документом, который определяет реальную степень готовности образовательного учреждения к обязательному выполнению всех возложенных на него задач по защите здоровья и жизни учащихся (воспитанников), персонала, возможность противодействия терроризму и экстремизму.

Список литературы

Г а в р и л о в М.А. Обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. (Инструкция образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников, воспитанников и обучающихся) // Справочник руководителя образовательного учреждения № 1, 2005.

Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 /Отв. редактор Е.С. Кушель. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

Рекомендации по противодействию терроризму.// Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. редактор Е.С. Кушель. М.: Центр «Школьная книга», 2003. – 48 с.

Структура паспорта безопасности образовательных учреждений



Содержание

Введение

Структура паспорта безопасности УО и его содержание

Заключение

Литература

Введение

В последние годы руководством страны и системы образования уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.

Трагические события в Москве и Беслане, в Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ БЖ в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников и их родителей) к выживанию при проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.

Структура паспорта безопасности УО и его содержание

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности ОУ.

Обеспечение безопасности образовательного пространства требует от руководителей и персонала ОУ новых знаний из различных областей: права, криминологии, медицины, психологии, техники; это связано с освоением новой терминологии, огромного объема правовых норм и методических материалов.

Одним из таких новых знаний является паспорт безопасности УО.

Цели мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:

-защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;

-обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;

-снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;

-улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности ОУ при помощи паспорта:

-формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;

-раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;

-обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;

-экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;

-формирование навыков правильного поведения при опасностях;

-формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Данный паспорт разрабатывается заместителем директора по обеспечению безопасности учащихся.

На должность заместителя руководителя по безопасности назначается лицо, имеющее специальное профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на руководящих должностях.

Паспорт безопасности УО утверждается директором УО.

Также паспорт УО согласовывается с начальником ОВД муниципального образования, заместитель главы муниципального образования, начальник отдела по делам ГО и ЧС, начальник отдела муниципального образования управления ФСБ РФ.

Отметки о согласовании и утверждении наносятся на первой странице паспорта.

Паспорт безопасности УО содержит следующие разделы:

1.Общие сведения об образовательном учреждении.

2. Возможные критические и чрезвычайные ситуации.

3. Сведения о персонале ОУ.

4. Силы и средства охраны ОУ.

5. Мероприятия по усилению защищенности ОУ.

6. Ситуационные планы.

7.Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения.

Рассмотрим содержимое каждого раздела.

В разделе «Общие сведения об образовательном учреждении» содержатся следующие пункты:

- Особенности образовательного учреждения;

- Полное и сокращённое наименование ОУ;

-Реквизиты;

-Ведомственная принадлежность;

-Вышестоящая организация;

-Форма собственности;

-Сведения об арендаторах;

-Состав комиссии по ЧС;

-Схема размещения ОУ;

-Краткая пояснительная записка к размещению ОУ.

В разделе «Возможные критические и чрезвычайные ситуации» содержатся следующие пункты:

-Техногенные чрезвычайные ситуации;

-Возможные критические ситуации;

-Действия руководитель ОУ при чрезвычайных или критических ситуациях.

В разделе «Сведения о персонале ОУ» содержатся следующие пункты:

-Численность работников;

-Подготовленность работников;

-Особенности контингента работников;

-Особенности контингента обучающихся, воспитанников.

В разделе «Силы и средства охраны ОУ» содержатся следующие пункты:

-Параметры охраняемой территории;

-Инженерные сооружения;

-Силы охраны;

-Средства охраны;

-Организация связи;

-Подразделение ОВД, обслуживающее ОУ.

В разделе «Мероприятия по усилению защищенности ОУ» содержатся следующие пункты:

-Первоочередные, неотложные мероприятия;

-Долгосрочные мероприятия, требующие значительных финансовых затрат.

В разделе «Ситуационные планы» содержатся следующие пункты:

- Плановая таблица действий в типовых ситуациях;

-Мероприятия по эвакуации из помещений ОУ.

В разделе «Приложения к паспорту безопасности образовательного учреждения» содержатся следующие пункты:

-Копии и ксерокопии документов;

- Документы по организации повседневной деятельности ОУ.

Подготовка паспортов безопасности без наглядных вариантов образцов таких паспортов и без специального исследования особенностей каждого ОУ приводит к многочисленным трудностям и дополнительным затратам.

В текущий момент возникла проблема того, что ответом на требование о всеобщей паспортизации ОУ стало не столько повышение их реальной безопасности, сколько появление множества копий-близнецов паспортов безопасности. Однако механическое копирование даже очень красивого виртуального паспорта не повысит уровень реальной безопасности ОУ.

Создание паспорта УО позволяет реализовать такие принципы как:

- законность;

- тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами;

- рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят;

- организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза;

- планирование и контроль;

-предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков;

- системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся;

-научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций. В техническом отделе вневедомственной охраны предложат надежные и недорогие приборы, позволяющие решить многие проблемы обеспечения безопасности.

Заключение

Особенностями систем безопасности в ОУ до 1990-х годов являлось их государственное финансирование и реальная ответственность руководителей ОУ за нарушения законов, кодексов, правил пожарной безопасности, охраны труда и иных норм безопасности. В последующее десятилетие в сфере деятельности ОУ наблюдалось снижение требований к безопасности, объемов инвестирования средств, что незамедлительно привело к снижению уровня безопасности в ОУ, многочисленным происшествиям, включая пожары, отравления, теракты, криминальные происшествия, наркоманию.

Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования подготовки каждого работника ОУ, всей системы безопасности в образовательной сфере, ее адаптации к рыночной экономике, интеграции в мировое правовое пространство, усиления механизмов защиты интересов обучающихся и работников ОУ, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности.

Опыт развитых стран показывает, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетать государственное регулирование и финансирование с возложением части расходов и ответственности на муниципальные органы власти, а также непосредственно на ОУ и лиц, заинтересованных в получении образовательных услуг, т. е. самих обучающихся, их родителей и спонсоров.

Создание паспорта УО позволяет приблизительно очертить круг возможных опасностей, затраты на их предупреждение, действия персонала при данных опасностях.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3267-1 (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».

4. Приказ Министерства образования РФ от 7 августа 2000 г. № 2414 «О принятии дополнительных мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений».

5. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др.; под общ. ред. С. В. Белова. – .Высш. шк., 2001.

6. Охрана труда: организация и управление: Учеб. пособие / МАНЭБ; под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Профессия, 2002.

7. Петрова М. С., Петров С. В., Вольхин С. Н Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

8. Петров С. В. Концепция безопасности образовательного учреждения. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. № 10. 2004. С. 11–16.

9. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сборник материалов для руководителей образовательных учреждений. – М.: МИОО, 2005.

3


Смотрите также