Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности


Зона транспортной безопасности: определение, понятие, классификация и выполнение приказа Росжелдора от 28.07.2010 N 309

Зоной транспортной безопасности называют объект транспортной инфраструктуры (или его надводную, наземную, воздушную или подземную часть), а также транспортное средство (или его часть), в которых для обеспечения безопасности устанавливается особенный режим для провоза вещей и проезда (прохода) людей. Как это понять на практике?

Расширенное понятие

По сути, зона транспортной безопасности призвана предупредить терроризм на транспортных средствах.

То есть такая зона безопасности представляет из себя систему противодействия, предупреждения и пресечения преступлений, в том числе терроризма, в транспортной области. Сюда же можно отнести систему минимизации или недопущения морального и материального ущерба от чрезвычайных происшествий и преступлений.

Зона транспортной безопасности предполагает использование специальных терминов, которые мы и рассмотрим.

Акт незаконного вмешательства — это противоправное бездействие или действие, которое угрожает безопасности транспортного комплекса и влечет за собой причинение вреда здоровью и жизни людей, материальный ущерб или создает угрозу подобных последствий. Сюда же относится террористический акт.

Соблюдение транспортной безопасности — выполнение физлицами, которые находятся в зоне транспортной безопасности или следуют через нее, требований, установленных правительством нашей страны.

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности — это установление навыков, знаний, умений, а также уровня физической подготовки и личностных качеств в целях принятия решения о допуске или невозможности такового сил обеспечения безопасности транспорта к выполнению работы, которая связана с предоставлением этой самой безопасности или отстранением от такой работы.

Аттестующие организации — это юридические лица, которые прошли аккредитацию компетентных органов в сфере обеспечения безопасности транспорта. Эти структуры должны осуществлять функции по созданию политики государства для обработки информации о лицах, которые устраиваются на работу.

Категорирование транспортных средств и объектов транспортной структуры — отнесение ТС к той или иной категории, которые делятся по степени угрозы акта незаконного вмешательства и последствий.

Компетентные органы в сфере обеспечения транспортной безопасности — органы исполнительной власти, которые уполномочены правительством нашей страны реализовывать функции по оказанию госуслуг в сфере обеспечения безопасности транспорта.

Обеспечение транспортной безопасности — осуществление государственных экономических, правовых и организационных мер в области транспортного комплекса, которые подразумевают акты незаконного вмешательства.

Объекты

Зоной транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры называют:

  1. Метрополитены.
  2. Автовокзалы и железнодорожные вокзалы, а также станции.
  3. Мосты, тоннели, эстакады.
  4. Акватории морских портов и морские терминалы.
  5. Порты, расположенные на водных внутренних путях, в которых происходит высадка и посадка пассажиров, а также перевал грузов повышенной опасности. Для этого необходимо иметь спецразрешение, которое выдается в порядке, устанавливаемом правительством нашей страны.
  6. Искусственные острова, сооружения и установки, которые находятся в территориальном море, внутренних морских водах, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне нашей страны.
  7. Аэропорты, аэродромы, объекты для навигации и управления движением ТС и объекты систем связи.
  8. Участки автомобильных дорог, внутренних водных и железнодорожных путей, посадочные площадки и другие объекты, которые обеспечивают работу транспортного комплекса.

Средства

Зона транспортной безопасности — это транспортный комплекс, напрямую связанный с ТС. Поэтому необходимо понять, что называют транспортными средствами. ТС — это устройства, которые позволяют перевозить людей, багаж, личные вещи, животных, грузы и оборудование. Итак, к ним относятся:

  1. Автомобильный транспорт, который используется для постоянной перевозки багажа или пассажиров. Сюда же относится перевозка пассажиров и багажа по заказу и перевозка опасных грузов. Для последнего необходимо специальное разрешение.
  2. Воздушные суда гражданской коммерческой авиации.
  3. Воздушные суда общего назначения, которое определяет правительство нашей страны.
  4. Суда, которые используют в торговом мореплавание. Исключением являются спортивные парусные, прогулочные, искусственные сооружения и установки, созданные на морских плавучих платформах.
  5. Транспортные средства наземного городского электротранспорта.
  6. Железнодорожный состав, который перевозит пассажиров или грузы повышенной опасности.

Секторы

Зоны безопасности транспортного средства делятся на сектора. Каждый из них имеет свои особенности проезда и прохода. Поэтому лучше их рассматривать по отдельности.

Перевозочный

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — это участок, на котором физические лица перемещаются по объекту только по пропускам, которые соответствуют должностям. Материальные же объекты перемещаются по перевозочным документам, в которых учитываются вещества и предметы, ограниченные или запрещенные к перемещению.

Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — это стерильная зона. Сюда относятся первый и второй этаж аэровокзального комплекса, то есть накопители, пункты для досмотра и телетрапы.

Технологический

Технологический сектор зоны транспортной безопасности — это участок, куда допуск ограничен пассажирам. А физические и юридические лица перемещаются внутри по пропускам, которые соответствуют занимаемым должностям.

Технологический сектор зоны транспортной безопасности — это хозяйственная зона или зона ограниченного доступа. Сюда относятся перроны, внутренние пропускные пункты, объекты управления воздушным движением, административные здания, подвальный этаж аэровокзального комплекса, грузовой терминал. Сооружения и здания аэропорта тоже можно отнести к технологическому сектору.

Зона свободного доступа

Зона транспортной безопасности этого типа — это участок, для перемещения по которому не нужен пропуск. Сюда можно отнести привокзальную площадь на расстоянии в пятьдесят метров от стен автовокзального комплекса, помещения внутри комплекса, зал ожидания, место выдачи багажа и регистрации пассажиров, места общего пользования, магазины.

Зоны транспортной безопасности ТС чаще всего имеют пропускной режим. Руководит разработкой, внедрением и контролирует соблюдение внутриобъектового и пропускного режима заместитель генерального директора по Автобезопасности.

Практически же внутриобъектовый и пропускной режим контролирует начальник службы автомобильной безопасности. Кстати, другие организации тоже могут этим заниматься, но только если подписан договор на оказание услуг.

За обеспечение требований внутриобъектового режима и контроль за действиями подчиненных отвечает руководитель службы и подразделений. Руководители сторонних организаций, которые работают на территории, тоже несут ответственность за свои действия.

Чтобы понять, что такое пропускной режим в зоне транспортной безопасности ОТИ, рассмотрим, как работает аэропорт Домодедово.

В аэропорту есть следующие зоны ограниченного доступа:

  1. Воздушное судно.
  2. Аэродромный диспетчерский пункт.
  3. Перрон.
  4. Объекты обслуживания пассажиров.
  5. Здания администрации.

Также существуют стерильные зоны для пассажиров, которые уже прошли досмотр перед полетом.

В пропускных пунктах через границу страны в аэропорту установили зоны дополнительных ограничений режима. Это:

  1. Международный сектор. Это служебные помещения контрольно-пропускного пункта аэропорта. Там осуществляется пограничный контроль граждан от кабин паспортного контроля до выхода к перрону.
  2. Аэровокзальный комплекс. Служебные помещения контрольно-пропускного пункта в аэропорту, где проходит пограничный контроль физлиц от паспортного контроля до выхода к перрону.

Пропуска в зону транспортной безопасности получают только те люди, кто работает на предприятии. Пропуск имеет цветные полосы, которые разграничивают зоны доступа для работника. Например, оранжевая полоса набивается на пропуск для работников Домодедовского аэропорта. Кроме полос, разрешенная зона еще и прописывается на самом пропуске. Такие документы выдаются только после издания приказа о приеме на работу.

Постоянные пропуска для работников таможенного поста, аэропорта, сотрудников контрольно-пропускного пункта и военнослужащим воздушных сил выдаются с письменного заявления, которое должно быть подписано руководителем непосредственной организации. Пропуск действует три года, после чего его необходимо менять.

Разовые и временные пропуска

Что касается этих документов, то они выдаются тем, кому необходимо единожды посетить зону безопасности. Они имеют срок действия, который ограничен временем, прописанным в бумаге. Когда время закончилось, человек, который заказал пропуск, отмечается и сдает его на контрольно-пропускной пункт в момент выхода из зоны.

Временный пропуск получают те лица, которые не работают постоянно, например, в аэропорту, но им необходимо время от времени там появляться для решения служебных вопросов. Временный пропуск выдается после заявления с подписью начальника службы предприятия. Действия такого пропуска не может превышать год. Временный пропуск также получает сотрудник, который проходит испытательный срок.

Для членов экипажа воздушных судов пропуски не предусмотрены. Они проходят в контролируемую зону аэропорта по своим удостоверениям. Выходят же они для полета через аэродромно-диспетчерский пункт предполетного досмотра персонала.

Пропускные пункты

Они существуют для того чтобы контролировать персонал, транспортные средства, работников других организаций и других служб.

Первый пункт регулирует проход в зону транспортной безопасности персонала предприятия, представителей сторонних организаций и их досмотр. На контрольно-пропускном пункте стоит турникет, имеется радиосвязь и телефон, а также есть тревожная сигнализация и технические средства досмотра. Внутри и снаружи пункта есть освещение. В смене работают полицейский и инспектор по досмотру.

Второй пункт регулирует доступ автотранспорта, персонала предприятия и представителей сторонних организаций в контролируемую зону. Имеются сдвижные механические ворота с автоматической системой открытия и закрытия. Управление этой системы осуществляется из помещения пункта. Кроме ворот, имеется шлагбаум, турникет, смотровая площадка, радиосвязь и телефон, тревожная сигнализация. На КПП есть технические средства досмотра, как ручной металлоискатель, МИС, РТИ. Внутри и снаружи пункта имеется освещение и установлено видеонаблюдение. Контрольно-пропускной пункт оборудован системой принудительной остановки транспорта. В смену работает два полицейских и один инспектор по досмотру.

Третий пункт предназначается для пропуска персонала предприятия, транспортных средств в контролируемую зону. Пункт оборудован сдвижными механическими воротами с автоматической системой закрытия и открытия. Имеется также смотровая площадка с турникетом и шлагбаумом. В помещение пункта есть телефон и радиосвязь, а также тревожная сигнализация. Имеются средства досмотра и видеонаблюдение.

На каждом контрольно-пропускном пункте есть стенды, на которых можно посмотреть образцы пропусков и удостоверений, а также образцы подписей должностных лиц. Это касается только тех должностей, которые вправе подписывать пропуски, служебную документацию и должностные инструкции.

Порядок выдачи документов

Границы зоны транспортной безопасности охраняются строго, поэтому был введен особый порядок выдачи пропусков.

Сначала их подразделяют на виды:

  1. По срокам действия. То есть пропуска делятся на разовые, постоянные и временные.
  2. По назначению. Транспортные, личные и материальные.

Пропуск дает право прохода или проезда людей и транспортных средств. А также разрешает вывозить или выносить материальные ценности.

Постоянные пропуска могут быть двух видов. Один выдается сотрудникам предприятия, а другой представителям сторонних организаций.

Пропуск-удостоверение выдают для того, чтобы человек мог пройти на территорию. Он действует три года и имеет магнитную основу. документ является двусторонним. На одной стороне информация указана на английском языке, а на другой — на русском. И там, и там есть номер доступа, фотография сотрудника, номер пропуска, занимаемая должность, срок действия пропуска.

Пропуск выдается после того, как генеральный директор издаст приказ о приеме человека на работу. Заявку на пропуск обязан подписать руководитель подразделения.

Чтобы человек имел доступ в зону транспортной безопасности, это надо согласовать с начальником службы, производственные помещения которой находятся в этой зоне. Почему? В противном случае ему будет запрещено в зону транспортной безопасности входить.

Точно такой же пропуск получают представители сторонней организации, которые работают в зоне безопасности на постоянной основе. Отличие заключается в том, что пропуск имеет односторонний вид и выдается всего на двенадцать месяцев.

Так как титульная страница одна, то на ней все данные написаны на русском языке. Информация указывается такая же, как и в пропуске-удостоверении.

Основанием для выдачи считается заявление на выдачу пропуска с указанными зонами доступа. Заявление должно быть подписано начальником организации. Также необходимо согласование с руководителем подразделения ОТИ, который взаимодействует со сторонней организацией. Кроме того, нужна копия документа, который подтвердит необходимость допуска представителя. Это может быть договор или иной подтверждающий документ. Если этого будет недостаточно, то служба безопасности имеет полное право потребовать дополнительную информацию о сотруднике, цели получения пропуска или организации, которую работник представляет.

Что касается разовых пропусков, то они изымаются у человека при выходе с контролируемого предприятия. В конце рабочего дня они сдаются в бюро пропусков. Разовый пропуск действует только то время, что указано на самом документе.

Заключение

Как видим, зона транспортной безопасности должна быть хорошо защищена. Это важно, так как сейчас в мире существует большое количество террористических группировок, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы достичь своих целей. Транспортная безопасность же призвана предупредить возможное совершение преступлений или прекратить его. Такие меры могут показаться чересчур жесткими, но это точно гарантирует безопасность как людей, так и материальных ценностей.

Проблема еще и в том, что именно в многолюдных местах чаще всего совершаются преступления и противоправные действия, в том числе и теракты. Если не уделять должное внимание безопасности зон общественного пользования, то закончится все может очень печально.

И пусть для обычных людей такие меры безопасности не совсем удобны, но зато они минимизируют преступления и их последствия. Каждый человек должен понимать, что гораздо проще простоять в очереди на досмотр, чем взлететь потом на воздух от взрыва. Конечно, случается и так, что подобные меры не помогают, но это происходит все реже, ведь технологии не стоят на месте. Это значит, что сейчас человечество может позволить себе то, о чем двадцать лет назад даже не мечтало. Это касается и оснащения пропускных пунктов и самих зон транспортной безопасности.

Поэтому относитесь с пониманием к задержкам, связанным с досмотром и прочими способами обезопасить граждан.

Термины и определения

акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы;

аттестующие организации – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, предусмотренных пунктами 1 — 7 части 1 статьи 10 Федерального закона 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также для принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности;

внутриобъектовый режим – порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности;

группа быстрого реагирования – специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства;

грузы повышенной опасности – опасные грузы, отнесенные Правительством Российской Федерации к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды;

досмотр – мероприятия по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства;

зона транспортной безопасности – объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

зона транспортной безопасности транспортного средства – зона транспортного средства или его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных;

зона транспортной безопасности – граница части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств;

инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности – инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности и технические средства обеспечения транспортной безопасности, используемые на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства;

инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности – конструкции объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности;

компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;

критические элементы объекта объекта транспортной инфраструктуры – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций;

критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства – строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;

лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – лица, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лица, занимающие должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственные за обеспечение транспортной безопасности;

лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства – лица, занимающие должность на транспортном средстве и ответственные за обеспечение транспортной безопасности;

обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;

б) метрополитены;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;

ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

органы аттестации – компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, их территориальные подразделения, а также организации, находящиеся в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченные ими на аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;

оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

оценка охраны морского судна и портового средства – определение степени защищенности морского судна, акватории морского порта, морского терминала, проведенное в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств;

перевозочный сектор транспортного средства – место на транспортном средстве, в котором осуществляются погрузка, выгрузка и перевозка грузов и пассажиров;

перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

подразделения транспортной безопасности – осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица;

пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве – специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности;

предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения – предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации;

программа обеспечения авиационной безопасности – предусмотренный международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности воздушных судов и аэропортов, аэродромов;

пропускной режим – порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности;

силы обеспечения транспортной безопасности – лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств;

соблюдение транспортной безопасности – выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;

специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании;

сценарий «Движение в запрещенном направлении» – сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается факт движения объекта (человека, транспортного средства, животного) в запрещенном направлении относительно условно заданных границ;

сценарий «Нетипичные изменения в сцене» – сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается снижение качества видеосигнала (затемнение, засветка, расфокусировка);

сценарий «Оставленный (исчезнувший) предмет» – сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается оставление предметов людьми в поле зрения камеры (либо ограниченной условными линиями зоне) либо исчезновение предмета, ранее находившегося в поле зрения камеры;

сценарий «Стерильная зона» – сценарий ситуации в регистрируемой сцене, по которому тревожным считается факт появления объекта (человека, транспортного средства, животного) в поле зрения камеры, пересечения им условно заданной запрещенной линии либо нахождения в запрещенной зоне;

технические средства обеспечения транспортной безопасности – системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности;

технические средства обеспечения транспортной безопасности – системы и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации;

технологический сектор транспортного средства – место на транспортном средстве, которое связано с эксплуатацией транспортного средства и в котором осуществляются операции, не связанные с перевозкой, погрузкой и выгрузкой грузов и пассажиров, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти;

транспортная безопасность – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта;

транспортный комплекс – объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства;

уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

чувствительность – эксплуатационная характеристика алгоритма или аппаратно-программного средства, соответствующая доле истинно положительных срабатываний алгоритма или аппаратно-программного средства от общего числа событий, которое требовалось обнаружить.

Ранее использовавшиеся термины и определения

видеоидентификация – идентификация физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения;

видеомониторинг – в обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, в заданном месте и в заданное время;

видеообнаружение – обнаружение физических лиц и транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения на основании данных видеонаблюдения в произвольном месте и в произвольное время;

видеораспознавание – обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время;

досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности – мероприятия по обследованию с использованием средств досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС;

зона свободного доступа ОТИ или ТС – конфигурация и границы территории ОТИ или ТС, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается;

зона транспортной безопасности – конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ или ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты);

перевозочный сектор зоны транспортной безопасности – конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

технологический сектор зоны транспортной безопасности – конфигурация и границы участков зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, доступ в которые ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей и предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения;

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности

Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ второй категории при первом уровне безопасности дополнительно к требованиям пункта 10 [3] обязан:

  1. Не допускать посетителей на территорию технологического сектора зоны безопасности и на критические элементы ОТИ.

  2. Путем проверки документов, наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности в зоне свободного доступа, зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП на их границах выявлять физических лиц и материальные объекты, подготавливающих или совершающих АНВ.

  3. Проводить досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.

  4. Путем проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности 50% проходящих, проезжающих (перемещающихся) через КПП физических лиц и материальных объектов выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.

  5. Проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.

  6. Проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, не менее 15% от общего числа проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.

  7. Путем постоянного непрерывного контроля не менее чем тремя сотрудниками сил обеспечения транспортной безопасности выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

  8. Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за 6 часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.

  9. Не допускать нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ в отношении имущества, находящегося на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение деятельности ОТИ или ТС, а также на КПП и на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности, критических элементов ОТИ.

  10. Передавать выявленных нарушителей, идентифицированные и распознанные предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ (в соответствии с законодательством Российской Федерации), группами быстрого реагирования одновременно в любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа ОТИ одновременно в течение 15 минут с момента их выявления представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.


Смотрите также