План конспект проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности


План конспекты проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности. ТЕМА 1. Возможные причины пожаров и условия для их возникновения. - PDF

1 План конспекты проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности ТЕМА 1. Возможные причины пожаров и условия для их возникновения. ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация. Пожар неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются: - открытый огонь, (пламя, искры), - тепловой поток, - повышенная температура, - токсичность продуктов горения, - пониженная концентрация кислорода, - задымление, снижение видимости в дыму. К сопутствующим факторам пожара относятся: - осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества. - радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, - опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара, - воздействие огнетушащих веществ. Основными причинами возникновения пожаров являются: - неосторожное обращение с огнем (НОСО); - электротехнические; - нарушение правил устройства и эксплуатации печей; - поджог. НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек. Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности. Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание. В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении. Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем не оставлять его без присмотра. 1

2 Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети. Водонагревательные приборы уже через мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению. Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называется самовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них: Сероуглерод (жидкость) 112 Целлулоид 130 Гтанитоль и детматин 165 Сено 172 Бумага 184 Торф кусковой 230 Керосин 250 Древесина 250 Бензин автомобильный 258 Солома 310 Парафин 310 Древесно-волокнистая плита 315 Уголь древесный 340 Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли. Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар. 2

3 Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствие самовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны. На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар. Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор. Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров. Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие: - от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ. - от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей. - от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей. - от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы. 3

4 ТЕМА 2. Пожарная опасность электрооборудования и противопожарные мероприятия при его эксплуатации. ЦЕЛЬ: Изучить правила предосторожности при пользовании электрооборудованием. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: При проведении этой темы следует наглядно показать наиболее распространенные виды электропроводов, заводские предохранители. Наглядно продемонстрировать следы короткого замыкания на электропроводах. Фототаблицы, примеры пожаров, наглядная агитация, памятки по правилам пожарной безопасности при пользовании электроприборами. Пожары от электрических сетей и электрооборудования могут возникнуть, если не соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Распространенной причиной пожаров являются: - перегрузка электропроводки; - плохие контакты при соединении проводов между собой или с клеммами; - короткое замыкание. Перегрузка возникает от большого числа приборов, одновременно включенных в сеть. Она сопровождается значительным нагреванием приборов, в результате которого сгораемая изоляция может воспламениться. Для предупреждения нагрева токоведущие жилы проводов в местах соединения должны быть тщательно скручены и пропаяны. Места соединения обматывают изоляционной лентой. Короткое замыкание в сети может произойти при соединении непосредственно или через металлические предметы, находящиеся под напряжением проводов с нарушенной изоляцией. Во избежание короткого замыкания нужно следить за креплением проводов и исправным состоянием изоляции, не допускать механических повреждений, избегать соприкосновения с металлическими конструкциями, своевременно ремонтировать сеть (привести примеры пожаров по электротехническим причинам). Попадание на провода влаги может также привести к короткому замыканию и пожару. Поэтому при побелке, ремонте не следует допускать попадание купороса, известкового раствора или воды на провода. Влага часто попадает также на электропровода при неисправной крыше или при протекании водопроводных труб. Нельзя допускать провисание электропроводов. При прохождении электропроводов через стены, перегородки и в местах пересечения необходимо устраивать дополнительную изоляцию (фарфоровые втулки, эбонитовые втулки). Во избежании повреждения изоляции электропровода нельзя завязывать в узлы, скручивать, закреплять гвоздями, а также подвешивать арматуру непосредственно на электрические провода. Эксплуатация электропроводов с поврежденной изоляцией запрещается. Надежной защитой от коротких замыканий и больших перегрузок являются плавкие или автоматические электропредохранители. Они срабатывают как только в сети повышается сила тока. В этом случае легкоплавкая проволочка предохранителя перегорает и разрывает цепь раньше, чем провода успевают разогреться до опасной температуры. Перегоревшие предохранители следует заменить новыми, предварительно устранив причины, вызвавшие перегрузки или короткое замыкание. Для защиты электрических осветительных сетей целесообразно применять автоматические пробочные предохранители. Иногда вместо стандартного предохранителя вставляют толстый медный провод или скрутку жилок из проводов (жучок). Такие предохранителя не могут предотвратить опасные последствия в электросети при коротком замыкании. Тем более при перегрузке. Электрораспределительные щитки должны располагаться в нишах несгораемых стен, а при установке на поверхности стен заключаться в металлические шкафчики. К месту установки щитков должен быть всегда свободный доступ. На полу под ним нельзя размещать сгораемые материалы и предметы, чтобы при сгорании плавких вставок предохранителя или при образовании искр не мог возникнуть пожар. 4

5 В спальных помещениях, игровых комнатах и других помещениях рекомендуется применять шарообразные, полусферические и подобные конструкции плафонов, которые в случае разрушения колбы электролампочки исключили бы падение раскаленной нити на пол. В помещениях кружков технического творчества, различных мастерских, складских помещениях и кладовых для хранения сгораемых материалов электросветильники заключаются в стеклянные колпаки. Особый контроль должен быть установлен за электронагревательными приборами. В спальных помещениях, игровых комнатах, коридорах и других помещениях, где могут находиться дети, пользоваться этими приборами запрещается, а также не допускается их применение, в складских помещениях, конторах, кладовых, административных зданиях. Все электронагревательные и другие электрические приборы (радиоприемники, телевизоры, холодильники, стиральные машины) подключаются в сеть только с помощью исправных штепсельных вилок и розеток. Нагревательные электрические приборы нельзя оставлять на длительное время включенными в сеть без присмотра. Электролампочки нельзя обвертывать бумагой, тканью или другими горючими материалами. Абажуры из горючих материалов не рекомендуется применять в помещениях, где находятся дети, в других же помещениях абажуры должны иметь металлический каркас, обеспечивающий безопасное расстояние от абажура до электролампы. Не допускается прокладка временных и силовых электропроводки, а также применение переносных электроламп с поврежденными проводами. По окончании работы в складских и других помещениях, не имеющих дежурного персонала, а также в чердачных и подвальных помещениях электроосветительные сети и установки должны быть полностью обесточены. Для снятия напряжения необходимо иметь рубильники и кнопочные выключатели, установленные снаружи у входа в помещение на несгораемых стенах в шкафчиках или нишах. 5

6 ТЕМА 3. Правила пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима в общеобразовательных учреждениях ЦЕЛЬ: Изучить основные правила пожарной безопасности. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: В отработке этой темы необходимо учитывать состав работников учреждения на занятии. Здания общеобразовательных учреждений оборудуют центральным отоплением и противопожарным водопроводом, АПС, а также телефоном. Печное отопление допускается как исключение в одноэтажных зданиях. При этом устраивать топочные отверстия в игральных и столовых помещениях, спальнях и умывальнях не разрешается. Топка печей должна заканчиваться до прихода детей за 2 часа, а при круглосуточном пребывании детей - вечером до их сна. Устройство котельных на газовом топливе запрещено. Требования ППБ к территориям, зданиям, сооружениям помещениям Содержание территории. Территория должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям, открытым складам и открытым водоисточникам, используемые для пожаротушения, подступы к стационарным лестницам и пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищены от снега, льда. О закрытии дорог, отдельных участков или проездов, препятствующем проезду пожарных автомобилей, необходимо немедленно сообщать в районные пожарные части. Не разрешается курение на территории, а также в помещениях общеобразовательных учреждений. Территория общеобразовательного учреждения должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения противопожарных водоисточников. Содержание зданий. сооружений, помещений. 1. Около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность следует вывешивать стандартные знаки (аншлаги, таблички) пожарной безопасности. 2. Пути эвакуации, запасные выходы должны быть обеспечены знаками пожарной безопасности «Запасной выход..». 3. Расстановка мебели и оборудования не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения. Минимальная ширина эвакуационного пути должна быть не менее предусмотренной согласно СП «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы». 4. Эвакуационные проходы, выходы, лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием. Двери на путях эвакуации должны открываться по выходу из помещения, а также запираться лишь на внутренние, легкооткрывающиеся запоры (при пребывании людей в помещении). Допускается по согласованию с ГПС закрывать запасные выходы на внутренний механический замок. В этом случае на каждом этаже здания назначается ответственный дежурный из числа обслуживающего персонала, у которого постоянно имеется при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей должен храниться в помещении дежурного по зданию. Каждый ключ на обоих комплектах должен иметь подпись о его принадлежности соответствующему замку. 5. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки должны быть жестко прикреплены к полу. 6. В чердачных помещениях не разрешается производить сушку белья, устраивать склады (за исключением хранения оконных рам), применять для утепления перекрытий торф, стружку, опилки и другие горючие материалы, крепить к дымоходу радио и телевизионные антенны. 7. Двери (люки, чердачных и технических помещений, насосных, вентиляционных камер, складов, электрощитовых и т.п.) должны быть постоянно закрыты на замок. На дверях должны быть надписи, определяющие назначение помещений и место хранения ключей. 6

7 8. На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонарики, не менее одного на каждого работника дежурного персонала. З а п р е щ а е т с я: Устраивать на путях эвакуации пороги, турникеты и другие устройства, препятствующие свободному выходу людей. 1. Применять на путях эвакуации горючие материалы для отделки, облицовки, окраски стен и потолков. 2. Размещать мастерские, кладовые и другие помещения, предназначенные для хранения и переработки горючих материалов в подвалах. 3. Производить перепланировку помещений с отступлениями от требований СНиП, а также без согласования противопожарной службы. 4. Устанавливать глухие решетки на окнах помещений, связанных с пребыванием людей. 5. Проводить огневые, электросварочные работы без оформления разрешения на этот вид работы и согласования с пожарной охраной. Кроме общих правил, согласно п.5 ППБ 01-03, в общеобразовательных учреждениях выполняются следующие правила пожарной безопасности: 5.3. В лабораториях и других помещениях допускается хранение ЛВЖ и ГЖ в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставка жидкостей в помещения должна производиться в закрытой безопасной таре Отработанные ЛВЖ и ГЖ следует по окончании рабочего дня собирать в специальную закрытую тару и удалять из лаборатории для дальнейшей утилизации. Не разрешается сливать ЛВЖ и ГЖ в канализацию Сосуды, в которых проводились работы с ЛВЖ и ГЖ, после окончания опыта должны промываться пожаробезопасными растворами Школьные здания перед началом учебного года должны быть приняты соответствующими комиссиями. В состав которых включаются работники государственного пожарного надзора Число парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать количества, установленного нормами проектирования С учащимися должны быть организованы занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности в быту По окончании занятий в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывчатые вещества и материалы должны быть убраны в специально оборудованные помещения. Для соблюдения противопожарного режима на объекте (в образовательном учреждении) необходимо перед началом учебного года подготовить план противопожарных мероприятий. 7

8 ТЕМА 4. Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара. ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара. Общие сведения о процессах горения. Пожар неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями. Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты. Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее. Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота. Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное). Эта группа источников называется о т к р ы т а я. С к р ы т а я группа источника тепла это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру ( ) имеет пламя бензиновой зажигалки. Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня: Горючего вещества; Окислителя; Источника воспламенения. При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет. Условия и способы прекращения горения. Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения. Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения: Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами; Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств; Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами; Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды. Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств. К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде. К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар. К изолирующим средствам различные пены, огнетушащие порошки, песок. 8

9 Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства. Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества. Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения. Основное свойство пены изоляция очага загорания. При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе. Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2. Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами. Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду. Огнетушащие свойства воды. Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода. Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости спирты ацетон, органические кислоты. Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход. Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания. Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место. Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено. В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя. Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы натрий, калий. Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин. Первичные средства тушения пожаров К первичным средствам пожаротушения относятся: Ящики с песком; Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно; Огнетушители; Водопроводная вода 9

10 Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла. Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой. Огнетушители В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители. Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя. По содержанию огнетушащего вещества и функциональному назначению огнетушители делятся на углекислотные, воздушно пенные, порошковые и аэрозольные огнетушители. Углекислотные огнетушители ОУ 2; ОУ - 3; ОУ 5 ; ОУ 8 : Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом. Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг. Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег). Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в. Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды. ОУ - нельзя тушить: - горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение ) - пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина). Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять. Порошковые ручные огнетушители : ОП 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа): Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в. Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха. Порошковые ручные огнетушители : ОП 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП 8(з) (закачного типа): Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг. Порошковые огнетушители не рекомендуется применять в помещениях, где находится много информации на бумажных носителях (библиотеках), а также там, где используются компьютеры (классы информатики). 10

11 Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении. Воздушно пенные огнетушители: ОВП 5; ОВП 10: Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5 С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением. Воздушно эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушноэмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй. Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ 1 ; СОТ 5м ; СОТ 5М : Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением). В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ 5м; СОТ 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой. На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение 11). Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласно СП «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации». Порядок действий в случае возникновения пожара В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение. Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан: 11

12 1. Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию). 2. Задействовать систему оповещения людей о пожаре. 3. Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации. 4. Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника. 5. Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения. 6. Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам. 7. При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы. 8. Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании. 9. При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо: - эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения; - детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь; - хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах; - воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения; - покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери. 12

13 Тема 5. Организация противопожарных мероприятий в общеобразовательных учреждениях. ЦЕЛЬ: Изучить организационные формы и методы по предупреждению пожаров. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: В этой теме привести конкретные примеры правильной и неправильной работы ответственных лиц, поощрение и меры наказания к ним со сторон пожарной охраны. Необходимо провести практическое занятие по отработке действий на случай пожара. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации от года устанавливают требования пожарной безопасности на территории РФ, которые являются обязательными для исполнения всеми учреждениями, организациями и их должностными лицами. Персональная ответственность за обеспечение ПБ общеобразовательных учреждений возлагается на их руководителей, на лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение ПБ, а также на должностных лиц в пределах их компетенции (ст.38 Федерального Закона о пожарной безопасности). Невыполнение или ненадлежащее выполнение, или уклонение от выполнения должностными лицами ПБ, в том числе правил, влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (т.е. в соответствии со ст.169 КоАП, и ст.219 УК). Согласно Правилам пожарной безопасности ППБ всему педагогическому и техническому персоналу необходимо пройти противопожарный инструктаж. Отметки о прохождении инструктажа регистрируются в Журнале инструктажей. Эвакуационные выходы и пути эвакуации Эвакуация людей вынужденный вывод людей из зоны, в которой имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожаров. Опасный фактор пожара это такой фактор, воздействие которого приводят к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу. Эвакуационный выход выход, ведущий в безопасную при пожаре зону. Путь эвакуации безопасный при эвакуации путь, ведущий к эвакуационному выходу. План эвакуации. Для обеспечения четкого, организованного движения людей при эвакуации и исключения паники для общественных зданий разрабатывают план эвакуации людей из здания на случай пожара. Рекомендуется их разрабатывать и для производственных зданий с массовым пребыванием людей. План эвакуации состоит из графической и текстовой частей. Графическую часть плана разрабатывают следующим образом: на листах ватмана вычерчивают планы этажей здания. При разной поэтажной планировке план эвакуации составляют для каждого этажа, а при одинаковой выполняют один план с указанием этажей, к которым он относится. На плане эвакуации все эвакуационные выходы и пути должны быть показаны. Нумеруют эвакуационные выходы и лестницы. Дверь на плане эвакуации показывают в открытом виде. На планы наносят стрелки, указывающие маршруты движения людей, исходя из наименьшего времени и надежности путей эвакуации. Эвакуационные выходы следует разделять на основные (надежные), маршруты к которым обозначают сплошными зелеными стрелками И резервные (менее надежные), маршруты движения к которым наносятся пунктирными зелеными стрелками Практика показывает, что при пожаре не всегда удается вывести людей наружу через лестницу. Если такие зоны имеются, то выходы на них как резервные показываются на плане эвакуации. Кроме маршрута движения, на плане обозначают места нахождения : 13

14 Ручных пожарных огнетушителей основной выход запасной выход пожарных кранов ПК телефонов и другого оборудования противопожарной защиты и борьбы с пожарами. Большое значение имеют знаки безопасности (плакат), которые обычно устанавливаются в коридоре основном пути эвакуации людей При возникновении пожара немедленно сообщите в пожарную охрану по телефону «01», необходимо поставить в известность преподавательский состав учебного заведения. Затем, по указанию руководителя учебного заведения или лица, его заменяющего, а в случае прямой угрозы немедленно, не ожидая указаний, производить эвакуацию. Для эвакуации используются все имеющиеся пути лестницы и выходы. Для успешной эвакуации нужно, чтобы не создавались «пробки» на путях эвакуации. Для этого разрабатываются поэтажные планы эвакуации, которые 1 раз в 6 месяцев должны отрабатываться учащимися совместно с преподавателями. Примерный план проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре дан в приложении. Одним из важнейших факторов успешной эвакуации является спокойная эвакуация (без паники, сутолоки). 14

III. Права

Специалист по пожарной безопасности имеет право:

1. Давать работникам предприятия обязательные для исполнения указания по обеспечению мер пожарной безопасности.

2. Требовать остановки производственного оборудования, производственных операций, которые не отвечают правилам пожарной безопасности и могут привести к пожарам, взрывам, иным катастрофам.

3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Вносить представления о привлечении к ответственности руководителей подразделений, иных работников, нарушающих правила пожарной безопасности.

5. Инициировать и проводить совещания по пожарной безопасности.

6. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

7. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

8. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

9. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Специалист по пожарной безопасности несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности

2.2.1 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности

Инструкции о мерах пожарной безопасности подразделяются на следующие виды:

Общеобъектовая инструкция — общая инструкция о мерах пожарной безопас­ности для предприятия, организации, учреждения (далее — предприятие).

Инструкции для отдельным зданий, сооружений, помещений, производст­венным процессов.

Инструкции по обеспечению безопасного производства временных по­жаровзрывоопасных работ на предприятии (сварочных, огневых, строительно-мон­тажным и т.п.), вышолняемым и сторонними организациями в том числе.

Положения об организации деятельности добровольным противопожарным формирований и обучения работающих мерам пожарной безопасности на пред­приятии.

Разработка инструкций производится отделом (инженером) пожар­ной безопасности предприятия (начальником ДПД), председателем пожар­но-технической комиссии или лицами, ответственными за пожарную без­опасность предприятия.

Инструкции направляются на отзыв руководителям подразделений предприятия.

Инструкции (положения) утверждаются руководителем объекта, согласовываются со службой охраны труда предприятия и вводятся прика­зом по предприятию. Нарушение требований инструкций (положений) влечет за собой дисциплинарную (материальную), административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим зако­нодательством.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эва­куационным путей;

мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении тех­нологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопас­ным работ;

порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасным ве­ществ и пожароопасным веществ и материалов;

места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, со­держания и хранения спецодежды;

предельные показания контрольно-измерительным приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которым могут вызвать пожар или взрыв; обязанности и действия работающих при пожаре, в том числе: правила вызова пожарной охраны;

порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной авто­матики;

порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей; порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Содержание инструкций о мерах пожарной безопасности.

Изложение общеобъектовой инструкции рекомендуется выполнять в последовательности, приведенной в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01), и содержать:

Общие положения, включающие юридические основания введения данного нормативного документа на предприятии и обязательность исполнения требований данной инструкции всеми работающими на предприятии. Ссылка на другие, кон­кретные, инструкции о мерах пожарной безопасности для зданий, сооружений, установок, помещений, технологического оборудования, как на дополняющие требования данной инструкции и обязательные к исполнению. Порядок допуска работников предприятия к выполнению своих обязанностей, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

Организационные мероприятия, регламентирующие основные направле­ния обеспечения пожарной безопасности на предприятии, порядок назначения, права и обязанности ответственных за пожарную безопасность, учреждения добро­вольных противопожарных формирований, обучения мерам пожарной безопасности и т.п.

Противопожарный режим на территории, в зданиях, сооружениях и поме­щениях предприятия.

Требования к содержанию путей эвакуации.

Требования пожарной безопасности к электроустановкам.

Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции.

Требования пожарной безопасности к технологическим установкам, взрывопожароопасным процессам производства.

Порядок хранения веществ и материалов на территории, в зданиях и сооружениях предприятия.

Содержание сетей наружного и внутреннего противопожарного водо­снабжения.

Содержание установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.

Содержание пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

Общий порядок действий при пожаре. Обязанности работающих и адми­нистрации предприятия.

Инструкции для отдельных зданий, сооружений и помещений, а также технологических процессов производства разрабатываются на основании тре­бований общеобъектовой инструкции и дополняют ее, более подробно анализируют пожарную опасность и конкретизируют требования пожарной безопасности. Инструкции для подразделений и технологических процессов предприятия не должны дублировать требования общеобъектовой инструкции. Обязанности при пожаре должны конкретно определять действия работающих по вызову пожарной охраны, эвакуации людей, спасанию материальные ценностей, действиям по тушению пожара. Выписки из инструкции выве­шиваются на видных местах в защищаемом помещении.

Инструкции для выполнения временных взрывопожароопасных, огневых, строительно-монтажных и т.п. работ (выполняемыми в том числе сторонними организациями), на которые выдается наряд-допуск, разра­батываются конкретно для проведения данных видов работ на предприятии. До начала производства работ по этим инструкциям проводится обучение работающих, о чем делается отметка в наряде-допуске администрацией предприятия.

Положения о добровольный противопожарный формированиях (дру­жинах, командах, пожарно-технических комиссиях), об обучении работаю­щих мерам пожарной безопасности устанавливают порядок, принятый на предприятии, в части организации работы по предотвращению пожара.

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор организация

ФИО

« __ » __________ 200_ года

ИНСТРУКЦИЯ

О МЕРАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНСТИ

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 Настоящая инструкция разработана на основании требований  Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), устанавливает основные требования пожарной безопасности для административных зданий и является обязательной для выполнения всеми работниками организации.

Все работники допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа.

В помещениях организации запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся взрывоопасные, взрывопожароопасные и пожароопасные вещества и материалы, а также изменять функциональное назначение указанных помещений, в том числе при сдаче их в аренду.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ

 В помещениях объекта запрещается:

хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые вещества и баллоны с газом;

проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

устанавливать глухие решетки на окнах;

Помещения организации  должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), согласно норм положенности.

Горючая упаковка должна удаляться из помещений организации  по мере ее накопления и по окончанию рабочего дня.

III. ПУТИ ЭВАКУАЦИИ

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри  здания кафе, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

Пути эвакуации должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, согласно требований ГОСТ «Цвета сигнальные и знаки безопасности».

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лестничные площадки, марши лестниц, двери) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их;

хранить в тамбурах эвакуационных выходов  инвентарь и материалы;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок путей эвакуации.

IV. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАМ

Электрические сети, электроустановки и электротехнические изделия должны монтироваться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, должны быть обесточены, за исключением дежурного освещения, и охранно-пожарной сигнализации.

При эксплуатации электроустановок запрещается:

использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;

пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;

обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

пользоваться электронагревательными приборами (в том числе кипятильниками, электрочайниками, электроутюгами, электроплитками), не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;

применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания;

размещать (складировать) у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы.

V. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ПОЖАРЕ

Каждый работник организации при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) должен:

незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Руководители и должностные лица в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану;

в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений кафе;

прекратить все работы в здании кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

осуществить общее руководство по тушению до прибытия подразделения пожарной охраны;

обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожара и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава пожарной охраны.

Инструкцию составил:

должность ФИО

Конспект проведения занятия тема 6 “Действия работников организаций при пожаре”

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 6 “Действия работников организаций при пожаре”

I Учебные и воспитательные цели:

  1. Ознакомить обучаемых с законодательными и нормативно-правовыми актами, регламентирующими правила пожарной безопасности, ответственностью должностных лиц и граждан за соблюдение мер противопожарной безопасности.

  2. Изучить причины возникновения и последствия пожаров.

  3. Действия населения, должностных лиц при оповещении о возникновении пожара.

ВРЕМЯ: 2 часа.

II. Учебно-материальное обеспечение:

Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Видеофильм.

III. РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

п/п

Содержание занятия

Время

(мин)

1

2

3

1.

Вступительная часть

5

2.

Учебные вопросы

1.

ФЗ «О пожарной безопасности»

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93

2.

Причины и последствия пожаров (природных, на производстве, в быту)

3.

Действия населения, должностных лиц при получении оповещения о пожаре, в случаях возникновения пожара

Заключительная часть.

IV. Литература для самостоятельной работы обучаемых

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности». ФЗ № 69-21.12.1994.

  2. Издание МЧС РФ 2002 г. «Гражданская оборона и пожарная безопасность» (Методическое пособие).

V. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

  1. Во вводной части занятия обратить внимание обучаемых на значимость изучения данной тематики.

  2. При изложении первого учебного вопроса до обучаемых доводятся основные положения и требования законодательства в области пожарной безопасности.

ВВЕДЕНИЕ

В системе гражданской обороны, защите населения страны – противопожарное обеспечение является важнейшей составляющей безопасности людей, мест их проживания, материальных и культурных ценностей.

На территории Российской Федерации ежегодно происходит до 300 тыс. пожаров.

От огня, задымления и др. негативных явлений, сопровождающих пожары, гибнет ежегодно до 20 тыс. граждан.

Материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Ухудшается экология, качество жизни людей. А в условиях Брянской области пожары в радиоактивно-загрязненных лесных массивах вызывают повторное радиоактивное заражение.

К сожалению, пожароопасность не уменьшается, а наоборот, возрастает.

В промышленности, строительстве, быту применяется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов, используются в огромных количествах нефть и нефтепродукты, природный газ.

В производстве внедряются сложные энергоемкие технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью.

Увеличивается старение и изношенность оборудования, коммуникаций, жилого фонда.

Все это требует повышенного внимания, осторожности, дисциплины.

Пожары и взрывы являются наиболее распространенными причинами возникновения ЧС. Некоторые пожары носят криминальный характер (поджоги, взрывы, теракты).

В целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, объединения сил и средств при организации и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами, Указом Президента РФ № 1309 от 09.11.2001 года Государственная противопожарная служба была передана от МВД к МЧС.

Необходимость повышения общей культуры безопасности в стране, и противопожарной подготовки всех групп населения становится одной из важнейших государственных задач.

    1. Пожарная безопасность на любом объекте обеспечивается в соответствии с требованиями действующего законодательства (ФЗ «О пожарной безопасности»), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01, стандартами, нормами, правилами и инструкциями, введенными в действие в установленном порядке.

федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (с последующими редакциями)

- определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между организациями государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, юридическими лицами, гражданами РФ.

В Федеральном законе применяются следующие понятия:

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества от пожаров.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами.

Пожарная охрана, ее виды и основные задачи

  • государственная противопожарная служба

  • ведомственная пожарная охрана

  • добровольная пожарная охрана

  • объединения пожарной охраны.

Основные задачи:

  • организация предупреждения пожаров

  • тушение пожаров

подразделениями государственной противопожарной службы являются:

  • территориальные подразделения для предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах

  • объектовые подразделения для предупреждения и тушения пожаров на предприятиях

  • специализированные подразделения для тушения крупных пожаров.

Государственный пожарный надзор

  • специальный вид государственной надзорной деятельности в целях контроля над соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Его должностные лица имеют право

  • приостанавливать полностью или частично работу предприятий (производств) участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности

  • вызывать в органы государственной противопожарной1 службы должностных лиц и граждан, получать от них необходимые объяснения, справки и документы

  • налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц.

вмешательство иных должностных лиц в деятельность государственного пожарного надзора не допускается.

Добровольная пожарная охрана – это форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и на предприятиях. Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

Стандарты, нормы и правила, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожара.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара, которое на принципах единоначалия управляет силами и средствами, участвующими в тушении.

Указания руководителя тушения пожара – обязательные для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. Никто не вправе вмешиваться в его действия.

Закон «О пожарной безопасности» устанавливает

Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.

Граждане имеют право на:

  • защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара

  • возмещение ущерба, причиненного пожаром в порядке, установленном действующим законодательством

  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу.

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности

  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров

  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану

  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара

  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц

  • представлять возможность должностным лицам пожарной охраны производить обследование и проверки производственных и жилых помещений в целях контроля над соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Несут

  • собственники имущества;

  • лица, уполномоченные владеть, распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители предприятий;

  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, другие должностные лица в пределах их компетентности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03 г.

Это основной нормативный документ, регламентирующий порядок реализации положений ФЗ «О пожарной безопасности».

Он гласит:

  • на каждом объекте должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре, а также разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности;

  • все работники предприятий должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа;

  • в зданиях и сооружениях при одновременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации, предусмотрена система, установка оповещения о пожаре;

  • разведение костров, сжигание отходов не разрешается ближе 50 м и под контролем обслуживающего персонала;

  • садоводческие товарищества с количеством участков не более 300 должны иметь переносную пожарную мотопомпу, а от 300 до 1000 участков – прицепную пожарную мотопомпу.

Содержание зданий, сооружений, помещений.

  • для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория пожарной безопасности;

  • в зданиях и сооружениях запрещается хранить взрывопожарные вещества;

  • нельзя загромождать доступ к пожарным гидрантам, сигнализации, запасные выходы;

  • нельзя устанавливать на окнах глухие решетки;

  • нельзя устраивать на лестничных клетках чуланы, под лестничными маршами на первых этажах хранить опасные в пожарном отношении предметы;

  • не допускается одновременное пребывание 50 и более человек в помещениях с одним эвакуационным выходом;

  • запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям возможность открывания изнутри без ключа.

Причинами возникновения пожаров могут быть

  • природные (молнии, извержения вулкана, падение метеорита и т.п.);

  • техногенные (нарушения правил добычи, переработки, транспортировки нефти и ее продуктов, газа);

  • нарушения правил пользования и обращения с газовыми и электроприборами;

  • неосторожность в обращении с огнем;

  • умышленные взрывы, поджоги и великое множество самых разных причин, которые, как показывает последующий анализ, можно было бы избежать при выполнении самых элементарных правил пожарной безопасности.

Особенно нетерпимы случаи, когда пожары возникают из-за шалостей детей и оканчиваются их гибелью или физическим увечьем.

(Надо напрочь исключить доступ детей к спичкам, зажигалкам, к легковоспламеняющимся жидкостям и веществам.)

последствия пожаров практически всем вам хорошо известны. Это огромные материальные потери. Сгорают здания промышленных объектов, жилые строения, леса, посевы, запасы ГСМ и т.д., и т.п.

но страшно даже не это. Почти ни одного вышеперечисленного пожара не происходит без гибели людей.

Там, где не соблюдаются требования закона «О пожарной безопасности», ППБ-01-93 г. особенно в высотных зданиях, люди гибнут в огне из-за того, что не обеспечены пути эвакуации.

И уже совсем недопустимы случаи гибели людей от огня из-за необученности, незнания самых простых правил и приемов поведения при возникновении пожара.

3. Действия при пожаре

самое главное не потерять самообладание, не поддаться панике.

Достоверно изучено, при расследовании причин и последствий пожаров, что в 90% случаев жертв можно было бы избежать, если бы люди, попавшие в зону действия огня и дыма, не теряли разум, знали самые элементарные правила поведения в такой ситуации.

Что же делать при пожаре, какие предпринимать действия?

  • прежде всего, взять себя в руки, действовать спокойно, рассудительно, не поддаваться панике, поднятой другими гражданами. Помнить, что там, где паника – гибель людей почти неизбежна.

  • Известить, если есть хоть какая-то возможность для этого, пожарную службу, четко сообщить адрес пожара.

  • Отключить газ, электричество.

  • Использовать доступные средства пожаротушения.

Никогда при этом не пытайтесь погасить горящие нефтепродукты водой.

Не тушите горящие электроприборы водой или воздушно-пенным огнетушителем.

  • если предпринятые меры оказались безрезультатны, покиньте горящее здание, не забудьте оповестить своих коллег.

  • Из зоны пожара надо выходить в наветренную сторону, дышать через влажный платок (через любую влажную ткань);

  • Особое внимание уделять выводу из зоны пожара детей (которые могут спрятаться от огня и дыма под стол, кровать, в углы и т.д.);

  • Если невозможно пробиться через огонь по лестнице, то надо эвакуироваться из окон 2 – 3 и более этажей по пожарным лестницам, с помощью веревок, простыней и др. средств;

  • В случае, когда все охвачено огнем, не побояться ожогов, облиться, если можно водой, надеть на себя дополнительную одежду и прорываться через огонь, выбравшись, сбросить с себя загоревшуюся одежду;

  • Не пользоваться лифтами, так как они могут остановиться, и вы окажетесь в огненной ловушке;

  • Для тушения возгораний применять

  • Углекислотные огнетушители ОУ-1(2); ОУ-3(5) для всего, в том числе и для тушения электроприборов и проводов;

  • Воздушно-пенные огнетушители ОВП-5; ОВП-10 для всего, кроме электроприборов;

  • Простейшие средства пожаротушения (одеяла, одежда, песок, вода).

Необходимо пламя сначала сбить, в затем окончательно затушить тлеющиеся предметы водой.

Окна стараться не открывать, так как приток свежего воздуха помогает разрастаться огню.

Правила поведения при пожаре в квартире

  • чтобы не задохнуться в дыму, пробирайтесь под ним (ползком).

  • Если дверь, другие металлические предметы от огня горячие, то хвататься за них через одежду, тряпки и т.д.

  • Закройте все двери по пути (не на замок), так как закрытая дверь задерживает пожар на 15 минут.

  • Подойдите к окну (но не открывайте его) и попытайтесь привлечь к себе внимание людей.

  • Если есть телефон, по 01 сообщите о пожаре, не забыв сказать адрес.

Помните!

В первую минуту пожар можно потушить стаканом воды, во вторую – ведром, в третью – пожарным водоемом.

Следует также помнить и о том, что нередко гибель людей происходит не только от прямого действия огня.

Много трагических случаев происходит от дыма, вернее от угарного газа (окись углерода – СО).

Угарный газ – это продукт неполного сгорания органических веществ, высокотоксичный газ без цвета и без запаха.

Отравление моет быть постепенным и быстрым в зависимости от концентрации и времени воздействия на человека.

Признаки отравления (легкая степень).

  • появление ощущения тяжести и пульсаций в голове;

  • боль в области висков и лба (т.н. «обруч на голове»), потемнение и мелькание «мушек» в глазах, шум в ушах;

  • покраснение кожных покровов, сердцебиение, оглушенность, дрожь, слабость, тошнота, рвота.

Тяжелая степень

  • нарастающая мышечная слабость, учащение пульса, расширение зрачков, поверхностное дыхание, головокружение;

  • путаное сознание, сонливость, затем – потеря сознания;

  • непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря;

  • появление синюшности на лице;

  • при начале судорог – возможна смерть.

Первая помощь пострадавшим:

  • вынести на свежий воздух и положить на спину горизонтально;

  • расстегнуть одежду и открыть грудную клетку;

  • напоить горячим сладким чаем, кофе;

  • охладить лицо и грудь (холодной водой, мокрой тряпкой, снегом, льдом).

Если пострадавший не приходит в себя:

  • любым способом заставить пострадавшего чихать (птичьим перышком, веточкой, табаком, нашатырем, перцем и т.п.);

  • растирать грудь варежкой, шарфом, другими предметами до появления дыхания;

  • провести искусственное дыхание;

  • отправить потерпевшего в лечебное учреждение.

Заключительная часть

Опыт свидетельствует, что экстремальные ситуации одних людей могут побуждать к героическим поступкам, других сковывает страх.

С первой категорией людей в целом нам понятно.

А вот с теми, кого сковывает страх, следует разобраться?

Кто эти люди? Ну, конечно же, не трусы. Просто многие из них неподготовлены психологически, да и теоретически тоже. Когда человек знает, что делать, то ему просто некогда бояться – он делает, знает, как делать.

Что делать, если у кого-то при такой опасности как пожар цепенеет сознание, мышцы.

Его надо привлечь к какой-либо работе по противодействию пожару.

В мирное время людей надо тренировать практически, в том числе и на случай пожара.

Очень важно, чтобы не терялись должностные лица, которым надо показывать пример, руководить подчиненными.

Очень важно не дать возникнуть панике. Обычно ей способствует отсутствие своевременной и достоверной информации.

К панике ведут отсутствие организованности, порядка и дисциплины, ослабление руководства.

Необходимо вовлекать всех в практические действия по противодействию пожару.

Команды должны подаваться громко, властно.

Все учесть невозможно. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций различны, многообразны, не походят одна на другую, но действия всегда должны быть адекватны возникшей опасности.

Руководитель занятия ______________

Конспект занятий по правилам пожарной безопасности. «От чего возникает пожар?»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

План –конспект занятий по правилам пожарной безопасности.

«От чего возникает пожар?»

5-6 класс

Цель: В игровой форме закрепить знание правил техники безопасности, пожарной безопасности.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности: безопасности дома, в школе, на улице не и т.д.

- возможные потенциальные опасности (т.е. скрытая угроза: электричество, приготовление пищи, оголенные провода, замыкание электрической проводки, удар молнии, электроутюг и т.д.). Чтобы сохранять свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины, при которых потенциальные опасности превращаются в реальные. И так, представьте, что ты остался один дома и решил поутюжить белье, вдруг шнур утюга вспыхнул и заискрился

Твои действия:

1. выдернуть шнур из розетки

2. накрыть прибор мокрой тряпкой

3. нельзя электрические приборы тушить водой.

4.Отчего еще может возникнуть пожар? Отгадайте загадки:

1.

На привале нам помог:Суп сварил, картошку пек.Для похода он хорош,

Да с собой не унесешь? (костер)

2.

То назад, то вперед ходит-бродит пароход,Остановишь - горе: продырявит море (утюг)

3.

Тело сальное, душа бумажная (свеча)

4.

Я не сам по себе,А сильнее всего и страшнее всего,

И все любят меня, и все губят меня (огонь)

5.

Ночь. Но если захочу,Щелкну раз - и день включу. (выключатель)

6.

Дом - стеклянный пузырек,А живет в нем огонек.Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зальется (лампочка)

7.

Спят мирно дочки у папы в домочкеА сон у тихонь - в головках огонь (коробок и спички)

2. По приведенному отрывку определите произведение и его автора.

1..”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Шарль Перро “Спящая красавица”

2. ”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”

Г.Х. Андерсен, “Огниво”

3..“В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”

Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”

4.

“Словечко за словечком-И снова разговор,А дома перед печкойОгонь прожег ковер.Еще одно мгновение -И легкий огонекСосновые поленьяОкутал, обволок.Взобрался по обоям,Вскарабкался на столИ разлетелся роем

Золотокрылых пчел”

С.Я. Маршак “Кошкин дом”

5. “Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом”

Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”

6. “Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

- Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”

А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино” .Литературные произведения вы знаете хорошо.

А хорошо ли вы помните правила пожарной безопасности.

И так, чтобы жить в безопасности надо….

уметь …. предвидеть и распознавать опасность и по возможности избегать ее.

знать….. правила ТБ, ПБ. ПДД

действовать… грамотно, решительно, без паники

хотеть… совершенствовать свои физические и психические возможности, расширять свои знания, избегать вредных привычек.

И в заключении ребята напомнят нам еще несколько правил.

1.

Запомните, дети, Правила эти: С точки зрения пожарнойОн опасен чересчур, Если сделан из бумаги

Самодельный абажур.

2.

Будь осторожен с утюгом,Чтоб он не стал твоим врагом

3.

Не суши белье над газом -Все сгорит единым разом!

4.

Когда без присмотра оставлена печь,Один уголек целый дом может сжечь

5.

Возле дома и сарая. Разжигать костер не смей!Может быть беда большая

Для построек и людей!

6.

Кто от молнии спасет? Это молниеотвод!Он в грозу нас не отводит:

И в землю молнию отводит

Тест на закрепление правил пожарной безопасности.

Если случится пожар, как ты будешь действовать?

Позвоню по телефону «01» 3

Позову на помощь 2

Убегу, никому ничего не скажу 0

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом

Открою окно, не закрыв дверь 0

Буду продвигаться к выходу 2

Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу 3

3. Если загорелась электропроводка?

Буду тушить водой 0

Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению 3

Буду звать на помощь 1

4. Если на вас загорелась одежда?

Побегу, попытаюсь сорвать одежду 0

Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя 3

Завернусь в одеяло 2

5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке

Накрою сковородку мокрым полотенцем 3

Буду тушить водой 0

Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу 0

6, Если при разжигании газовой колонки или духовки газовой плиты спичка погасла, не успев воспламенить газ, что ты будешь делать?

Достану вторую спичку и стану зажигать газ 0

Перекрою газ 2

Перекрою газ и проверю тягу 3

7. Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать?

Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь 3

Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз 1

Буду звать на помощь 1

8. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

Пройду мимо 0

Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев 3

Сообщу об этом взрослым 2

9. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?

Остановлю, объясню, что это опасно 3

Пройду мимо 0

Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие 0

10. Если во время интересной телепередачи ты увидел, что из телевизора пошёл дым, как ты должен поступить?

Продолжу смотреть телепередачу 0

Позову на помощь взрослых 2

Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю к тушению 3

Если в сумме вы набрали 25 - 30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих -товарищей.

Если вы набрали 20 — 24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности, Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь.


Смотрите также