Пожарная безопасность для детей в доу


Правила пожарной безопасности для детей в ДОУ (детском саду) | Охрана труда и техника безопасности в школе

С данными правилами пожарной безопасности для детей в ДОУ (детском саду) воспитатели должны в обязательном порядке ознакомить всех воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью предотвращения пожароопасных ситуаций и сохранения здоровья и жизни детей в случае возникновения пожара.

1. Возможные источники пожара

  • спички, зажигалки;
  • неисправные электроприборы, оголенные провода;
  • огонь, дым, горящая конфорка газовой плиты.

2. Общие правила пожарной безопасности для детей 2.1. Не играйте со спичками и зажигалками, это приводит к пожару. 2.2. Нельзя играть с баллончиками дезодорантов. 2.3. Нельзя без взрослых зажигать газ. 2.4. При отсутствии взрослых нельзя включать электроприборы. 2.5. Не разжигайте костер, если рядом нет взрослого. 2.6. Никогда не лейте в костер бензин, языки пламени могут обжечь вас. 2.7. Не бросайте в костер незнакомые предметы, баллончи¬ки, они могут взорваться и поранить вас. 2.8. Не оставляйте не затушенных костров. 2.9. Не поджигай бумагу, ветошь, пух, сухую траву – это приводит к пожару. 2.10. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью. 2.11. Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы. 2.12. Не трогай электрические провода, ничего на них не вешай, не играй вблизи электрических проводов.

2.13. В случае возникновения пожара надо немедленно позвать взрослых.

3. Правила пожарной безопасности на территории детского сада 3.1. В детский сад запрещается приносить спички, зажигалки, газовые баллончики. 3.2. На территории детского сада запрещается разводить костры, применять фейерверки и петарды, жечь спички. 3.3. Если почувствовали запах дыма, горелой бумаги, резины, поинтересуйтесь, откуда он, и сообщите взрослым. 3.4. Если увидели пожар, сразу сообщите воспитателю. 3.5. В случае пожара в детском саду производится эвакуация людей, сигналом к которой является звуковой оповещатель.

3.6. При эвакуации в детском саду, постарайтесь сохранять спокойствие, не паникуйте, внимательно следите за указаниями воспитателя, при перемещениях не толкайтесь и не старайтесь обогнать других детей.

4. Если случился пожар, а дома вы одни 4.1. Надо быстро уйти или убежать из комнаты и квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «101», маме на работу. Зовите на помощь взрослых (соседей, прохожих). 4.2. Если не можете выйти из дома, звоните по телефону 101 и скажите: «У нас дома пожар. Мой адрес…». Если выйти из горящей квартиры не удается (дверь за¬перта, а ключей нет), быстро пробирайтесь к балкону, окну, стене, зовите на помощь, кричите: «Пожар! Помогите!» Взрос¬лые обязательно придут на помощь. 4.3. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара, взрослые могут вас не найти и вы можете задохнуться от дыма. 4.4. Если в квартире (доме) много дыма, низко пригнитесь, прикройте рот и нос мокрым рукавом, платком и двигайтесь к двери, выбирайтесь из дома. Старайтесь не дышать дымом. 4.5. Если на вас загорелась одежда, падайте на землю или на пол и, катаясь, сбивайте огонь. 4.6. Нельзя тушить водой горящие электроприборы (телевизор, компьютер).

4.7. При пожаре следует знать:

  • если пожар небольшой – его можно затушить водой или накрыть плотным
  • одеялом;
  • нельзя тушить водой горящие электроприборы;
  • опасен не только огонь, но и дым!
  • нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, за шкафом;
  • нельзя оставаться в помещении, где начался пожар, а надо быстро уйти и звать на
  • помощь взрослых.

Ответственный за пожарную безопасность ____________ (___________________)

Рекомендуем перейти: К инструкциям по пожарной безопасности в ДОУ

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

Пожарная безопасность в ДОУ

 Ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе 800 детей. Часто виновниками несчастных случаев и их жертвами становятся дети. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий. Поэтому правилам поведения в экстремальных ситуациях, навыкам борьбы за собственную жизнь следует обучать с дошкольного возраста.  

        Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.         Основной целью  работы в ДОУ  является  реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности в детском саду.        Для достижения намеченной цели  решаются следующие задачи:  - систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;  - формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара; воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;  - формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;  - внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий в области основ безопасности жизнедеятельности;  - информирование и вовлечение родителей в профилактические противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в ДОУ;  - организация мониторинга качества образования по образовательной области «Безопасность»; организация работы с педагогами по распространению передового опыта.       Вся образовательная работа строится по трем модулям:   - Работа с детьми. - Работа с педагогами.  

 - Работа с родителями. 

       В  работе с детьми  используются  разнообразные формы и методы организации образовательной  деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка. Создается атмосфера заинтересованности  каждого ребенка в группах. Создаются  ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения заданийа.      

Беседа старшей медсестры ДОУ помогает детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

      Необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия.  

       В своей работе педагоги ДОУ используют специально организованные образовательную деятельность,  исследовательскую деятельность (опыты, практические упраж­нения),  ознакомление с правилами пожарной безопасности через про­изведения художественной литературы, игровую деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятель­ные игры); органицию  тематических конкурсы поделок и детских рисун­ков. Большой интерес вызывают развлечения, досуги, активные формы работы (презентации, проекты). 

   Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а также правила «Нельзя!»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предме­ты, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электри­ческие  приборы;

-брать горящие  угли;

-класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

    «Работа с педагогами»   направлена на повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе новых технологий по воспитанию культуры и обучению основам  пожарной безопасности  воспитанников.

     На базе ДОУ были организованы консультации для педагогов по темам: «Основные направления работы по основам пожарной безопасности», «Ознакомление детей с вредными и опасными факторами во время пожара», результатом которых были разработаны циклы развивающих игр по пожарной безопасности: «Опасности при использовании электроприборов», «Опасные ситуации» и др. 

       «Работа с родителями».

      В рамках работы с родителями используются  как традиционные так и нетрадиционные, активные формы работы. Проведены консультации с  родителями, на которых  рассматривались вопросы по формированию у детей основ пожарной безопасности.  

      Разработаны   анкеты: «Чтобы не было беды», «Что  нужно  знать каждому о пожарной безопасности!»,  «Если в доме пожар», «Уроки  выживания при пожаре» и др.

Проект по пожарной безопасности в детском саду, вариант занятий для старшей, средней, подготовительной, младшей группы, дидактические игры

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Желание постоянно познавать мир зачастую сталкивает их с реальными опасностями, и одна из них — угроза пожара. Число детей, пострадавших по этой причине, растёт с каждым годом. У многих малышей отсутствуют навыки правильного поведения в опасных ситуациях. По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Цели занятий по теме пожарной безопасности в рамках педагогического процесса в ДОУ

Обучение пожарной безопасности включается в дошкольном учреждении в занятия по ОБЖ. Эта образовательная деятельность преследует следующие цели.

  1. Показать дошкольникам значение огня в человеческой жизни, научить с ним безопасно обращаться.
  2. Объяснить причины, способные спровоцировать пожар: и в быту, и на природе.
  3. Научить ребят основным правилам поведения при возгорании.
  4. Дать представление о значимой для общества и опасной профессии пожарного.
  5. Познакомить с произведениями художественной литературы, затрагивающих тему пожара и пожарных.
  6. Воспитывать у дошкольников бережное отношение к собственной жизни, здоровью, способность отвечать за свои поступки, желание оказывать помощь окружающим.

В целом дошкольники должны уяснить три ключевых понятия: сам пожар (его разрушительное воздействие на человека и природу), его причины и последствия (потеря жизни, здоровья, имущества, ущерб природе).

Конкретные задачи и приёмы, актуальные для разных групп

Начинается противопожарная образовательная деятельность уже со второй младшей группы. Малышей четвёртого года жизни воспитатель знакомит с понятием «пожар», рассказывает о его последствиях. Также дети узнают об источниках опасности в доме, которые могут спровоцировать возгорание. Это утюг, который забыли выключить, горячая плита (от неё может загореться полотенце и пр.). В этом возрасте также формируется начальное представление о профессии пожарного.

Занятия по пожарной безопасности 3–4-летними детьми нужно проводить исключительно в форме игры, с привлечением игрушек, сказочных персонажей и пр. Педагог должен сделать материал предельно доступным для детского понимания, использовать максимум наглядности.

Во второй младшей группе малыши олучают первичные знания по пожарной безопасности

В средней группе полученные первичные знания расширяются. Ребята более детально знакомятся с функционированием пожарной службы, узнают, как правильно вести себя в случае возгорания. Уточняется понимание причин пожара.

Отметим, что в этом возрасте по-прежнему важен игровой компонент на занятии.

Что касается старшей и подготовительной группы, то здесь знания дошкольников по пожарной безопасности углубляются и систематизируются. Будущие школьники уже хорошо должны усвоить действия, которые необходимы в случае возгорания, уяснить взаимосвязь различных подразделений пожарной службы (сообщение диспетчерской службе — боевой расчёт — выезд спасателей на место), знать её телефон. Будущие школьники могут назвать художественные произведения по указанной тематике, способны нарисовать сцену пожара и пожарных, смастерить поделку.

При условии систематического обучения пожарной безопасности будущие школьники обладают запасом знаний и могут воплощать их в продуктивной деятельности

В старшей и подготовительной группах расширяются приёмы обучения. Занятие может быть не только игровым, но и информационно-познавательным, например, увлекательный рассказ воспитателя о том, как древние люди изобрели огонь. В этом возрасте можно организовывать экскурсии в пожарную часть или пригласить в гости настоящего пожарного.

Старшие дошкольники с радостью послушают рассказ о своей работе сотрудника пожарной службы

Виды занятий

Занятия по пожарной безопасности при работе с дошкольниками можно проводить в различной форме.

Игровые занятия

Самый увлекательный вариант — облечь образовательную деятельность в игру, самый естественный вид детской деятельности. В этом случае ребёнок незаметно для себя будет усваивать полезные знания. Игровые занятия могут проходить в виде игры-путешествия, часто педагог привлекает сказочных персонажей, которым нужно помочь или чему-то их научить.

Ребята всегда с энтузиазмом воспринимают сюжетно-ролевые игры. Тему пожарной безопасности затрагивают такие варианты, как «Семейный отдых на природе» (риск лесного пожара), проигрывание ситуации «Вызов по телефону 01 пожарной службы». При этом воспитатель распределяет роли, продумывает сюжет и подбирает необходимые атрибуты. В процессе такой увлекательной деятельности дошкольники хорошо запоминают, куда звонить при обнаружении пожара, что следует говорить, что делать, когда взрослых нет дома.

Участвуя в сюжетно-ролевой игре, ребёнок занимает активную позицию, «проживает» определённую ситуацию, что, конечно же, способствует усвоению знаний и умений.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку проживать реальную жизненную ситуацию

Также полезны игры-инсценировки с привлечением игрушечных машинок, макетов домов, фигурок людей. Дошкольники управляют их действиями, моделируя ту или иную ситуацию, к примеру, процесс тушения очага возгорания.

Манипуляции с игрушками помогают усвоить полезные знания по пожарной безопасности

В старшей и подготовительной группах можно проводить занятия по пожарной безопасности в форме викторины или конкурсов (стихотворных и изобразительных, музыкальных и спортивных). Это даёт школьникам возможность самовыражения, на подобные мероприятия можно даже приглашать родителей. При проведении игровых конкурсов нужно учитывать ряд моментов:

  • добровольное участие детей (задача воспитателя — создать для этого мотивацию);
  • яркие запоминающиеся названия конкурсов;
  • поощрения (например, в виде символических призов);
  • ребята, не принимающие непосредственного участия в конкурсе, задействуются в качестве жюри;

В структуру игрового занятия также можно включать подвижные игры, эстафеты подходящей тематики («Помощники пожарных», «Затуши костёр») и дидактические игры. Что касается последних, то педагог использует печатный материал (его можно изготовить самостоятельно). Пример пособия – «Четвёртый лишний»: из предложенных картинок необходимо выбрать предмет, который не может спровоцировать пожар (кипятильник, телевизор, картина, утюг). Ещё один подходящий вариант – «Выбери нужное»: нужно отобрать предметы, являющиеся атрибутами пожарного (шлем, телефон, зажигалка, ящик с песком, кислородная маска, пожарный шланг).

Познавательные занятия

В старшей и подготовительной группе можно проводить познавательные занятия. Педагог доносит до детей определённую информацию, например на тему «Электроприборы в доме, несущие опасность», «Профессия пожарного» и пр., по ходу повествования задавая детям закрепляющие вопросы. При этом обязательно используется наглядность — атрибуты пожарного, настоящие электрические приборы, красочные картинки и фотографии.

Познавательные занятия должны включать в себя максимум наглядности

Коммуникативные занятия

Тему пожарной безопасности можно затрагивать и на занятиях по развитию речи. В ходе такой деятельности дошкольники учатся свободно общаться, рассуждать, обосновывать свою точку зрения.

Воспитатель проводит беседы, загадывает загадки (про бытовые электроприборы, атрибуты пожарного и пр.), побуждает ребят составлять рассказ по картине («Пожар в лесу»), проводит речевые игры (например, «Разрешается — запрещается»). Также хорошо работает метод создания проблемных ситуаций.

  1. Что может произойти, если поджечь траву в лесу или не потушить костёр?
  2. Что нужно предпринимать, если ты почувствовал дым в квартире?

Можно попросить дошкольников самостоятельно сформулировать правила: что не должен делать ребёнок, когда взрослых нет дома.

Чтение художественной литературы

Любую познавательную тему можно закреплять средствами художественной литературы. Ведь, многие сказки, рассказы, стихотворения содержат элементы явного нарушения ключевых правил пожарной безопасности (тот же известный всеми «Кошкин дом»). Дошкольники осмысливают поведение литературных героев и на их поучительном примере сами решают, как бы они поступили в похожей ситуации.

Полезно заучивание стихотворений на подходящую тематику, а также разыгрывание коротеньких сценок по мотивам прочитанного.

Приведём примерный список произведений для чтения воспитанникам детского сада.

  • Потешка «Дон — дон- дон / Загорелся кошкин дом…» (в младшем возрасте)
  • «Кошкин дом» С. Маршак
  • «Как ловили уголька» Ж. Толмазова
  • «Пожарыч» Д. Кокшаров
  • «Хитрый огонь и вода» Молехина
  • «Спичка — невеличка» Е. Хоринский
  • «Обыкновенная история» К. Орлова
  • «Загадки об электроприборах» Л. Сумина
  • «О спичках», «Об опасных предметах», «О средствах бытовой химии» А. Шевченко
  • «Кем быть? » Л. Сумина
  • «Красная машина» К. Оленев
  • «Пожарная часть» З. Бурлева
  • «Куда спешат красные машины» Т. Фетисова
  • «Служба 01» З. Бурлева
  • «Экипировка» З. Бурлева
  • «Пожарные рукава» З. Бурлева
  • «Антошка — пожарник» К. Ибрагимова
  • «Как неразлучные друзья в огне не горели» А. Иванова
  • «Малышам об огне» Н. Пороховник

Продуктивная деятельность

Свои знания об опасности пожара, работе пожарного, возгорании в лесу ребята с удовольствием отображают в продуктивной деятельности — создают выразительные рисунки, яркие аппликации, замысловатые поделки из бумаги, природного и бросового материала.

Любая познавательная тема лучше усваивается, если её закрепить в продуктивной деятельности

Трудовая деятельность

Привлекая дошкольников к практической трудовой деятельности также можно закреплять тему пожарной безопасности. Например, воспитатель подчёркивает детям важность уборки на участке сухих листьев и травы — это может являться причиной пожара. В этом случае ребята с энтузиазмом помогут дворнику выполнить его работу, почувствовав при этом свою самостоятельность.

Ещё один вариант — привлекать 5–7-летних детей (старшее дошкольное звено) к изготовлению атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр (например, «Семейный отдых на природе»).

Полезно давать трудовые задания для выполнения дома: это привлечёт родителей к самой проблеме пожарной безопасности, а также будет способствовать сближению членов семьи.

Занятие-экскурсия

Дошкольники всегда с восторгом воспринимают посещения каких-либо интересных мест, находящихся за пределами детского сада. Особенно, если это увлекательная экскурсия в пожарную часть.

Очень интересно проверить своими руками действие огнетушителя

Именно здесь можно своими глазами увидеть, как работает огнетушитель, побывать в гараже, где стоят пожарные машины, посмотреть их устройство (откуда берётся вода для тушения огня, как работает сирена и «мигалка» и пр.). Если повезёт, то сотрудники пожарной службы дадут ребятам примерить свою форму, и тогда они смогут ощутить себя настоящими борцами с огнём.

Очень интересно своими глазами увидеть устройство пожарного транспорта

На память о таких интересных мероприятиях обычно остаются яркие фотографии, из которых воспитатель потом может составить фотоколлаж и повесить в группе.

Опытно-экспериментальная деятельность

Юные исследователи очень любят проводить разнообразные опыты, а также наблюдать их. Некоторые из них связаны с исследованием огня и приводят дошкольников к важным выводам, которые наверняка пригодятся им в жизни.

  1. Воспитатель демонстрирует ребятам, как загораются от горелки те или иные материалы. Быстро вспыхивают бумага, вата, материал. А вот дерево горит не так быстро, но, тем не менее также сгорает полностью. А вот если поднести к огню монетку (металл), она не будет гореть, а только сильно нагреется. При погружении монеты в стаканчик с водой можно услышать шипение. Из всего этого дошкольники делают вывод, что никакие вещи нельзя подносить близко к огню. И если металлический предмет не загорится, то об него можно довольно сильно обжечься.
  2. Педагог поджигает бензин в четырёх фарфоровых ёмкостях. Одну он заливает подкрашенной водичкой, вторую — подслащённой, третью чашку — засыпает песком, а четвёртую полностью накрывает плотным материалом. При этом во всех чашках огонь гаснет. Таким образом, ребята делают вывод, что огонь можно погасить водой (в любом виде), песком или тканью (перекрыв доступ кислорода). Причём, воспитатель обращает внимание, что вместе песка вполне можно брать землю из цветочных горшочков, которые стоят в комнате.

Ребята с большим интересом наблюдают, как загораются различные материалы

Реализация индивидуального подхода на занятии по пожарной безопасности

Педагогический процесс в ДОУ всегда проходит эффективнее при умелом использовании индивидуального подхода. Так, педагог всегда знает особенности характера своих воспитанников, их склонность к тем или иным видам деятельности. Это учитывается, например, при участии в конкурсах: более активные ребята, которые любят быть в центре внимания, будут читать стихи, участвовать в сценках. Застенчивые и спокойные детей, наоборот, будут чувствовать себя комфортно при выполнении продуктивной работе (рисование, создание поделок и пр.).

Эти же моменты стоит учитывать и при визите в группу гостей (сотрудника пожарной службы). Если он просит подойти к нему кого-то из детей, то не стоит привлекать для этой цели скромного ребёнка.

Мотивирующие моменты в процессе занятия

Чтобы тема пожарной безопасности заинтересовала дошкольников, педагог создаёт у них соответствующую мотивацию. Прежде всего, нужно продумать необычное интригующее начало занятия. Например, в группу «влетает» с известием игрушечная птичка: у неё в лесу случился пожар. Горит всё: и деревья, и травы, и домики лесных обитателей. При этом воспитатель демонстрирует ребятам подходящую фотографию или картинку.

Яркая картина лесного пожара обязательно привлечёт внимание дошкольников

При изучении пожарной безопасности на природе можно рассказать ребятам грустную историю. Люди отдыхали на природе. Они уехали, потушив за собой костёр, но не заметили, что маленький уголёк откатился и постепенно превратился в большой огонь. Все лесные жители были в ужасе: деревья молча плакали, животные убегали от жара и дыма. И вот зайчик прибежал к ребятам в группу, чтобы обо всём этом рассказать.

Рассматривая тему возгорания в квартире, занятие можно начать с появления испуганного котёнка с перебинтованной лапкой: он обжёг её потому, что люди оставили включённым утюг.

Воспитатель может пригласить ребят в путешествие по городу Опасности. Там есть улица под названием «Будь осторожен», потому что там живут маленькие жители, которые иногда могут привести к большой беде. Далее следует загадка.

  • В маленьком домишке живут шалунишки
  • И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Занятие можно начать с чтения отрывка из стихотворной сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», в котором ярко описывается разрушающее действие огня.

Словечко за словечком — И снова разговор, А дома перед печкой

Огонь прожёг ковёр.

Ещё одно мгновенье — И лёгкий огонёк Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям, Вскарабкался на стол И разлетелся роем

Золотокрылых пчёл.

С.Я. Маршак

Дошкольникам нравится чувствовать себя самостоятельными и исправлять чужие ошибки. Можно использовать мотив письма (для выразительности используется обгоревший конверт), в котором находится стихотворение про спички Г. Остера из цикла «Вредные советы».

Спички — лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт —

Вот и маленький костёр.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Г. Остер

После знакомства с этим произведением ребята с удовольствием расскажут, чего не нужно делать во избежание беды, закрепляя тем самым правила пожарной безопасности.

Чтобы мотивировать детей к познавательной деятельности в структуру занятия обязательно нужно включать физкультминутки и пальчиковую гимнастику на тему огня, пожарных и пр.

Пальчиковая гимнастика «Спички и огонь»

Физкультминутка «Пожарный»

Физкультминутка «Кошкин дом»

Картотека популярных тем по пожарной безопасности, используемых при работе с дошкольниками

Конкретные темы для занятий по пожарной безопасности в детском саду определяются исходя из основных целей обучения. Можно выделить следующие блоки.

  1. «Осторожно, огонь!», «Огонь — это друг или враг?», «Злой и добрый огонь», «Спички не тронь — там спрятался огонь».
  2. «Пожароопасные предметы», «Отчего загорелся Кошкин дом», «Опасные электроприборы», «Откуда может прийти беда».
  3. «О правилах важных — пожаробезопасных», «Как вести себя при пожаре».
  4. «Профессия — пожарный», «Героизм пожарных», «Укротители огня», «Пожарные на учении».

Фрагменты конспектов занятий по пожарной безопасности в ДОУ — таблица

Картотека игр по теме пожарной безопасности

Незаменимым помощником воспитателя при работе с детьми по теме пожарной безопасности являются различные игры.

Дидактические печатные игры

Их можно приобрести в магазинах или же изготовить своими руками, проявив фантазию и творчество. Можно взять за основу следующие варианты.

  1. Лото «Пожароопасные ситуации». Представляет собой игровые поля (с пустыми квадратами) и набор сюжетных картинок на тему поведения при возгорании (например, оставленный включённым утюг, малыш, играющий со спичками и. т. д.). Ребёнок, который правильно охарактеризует ситуацию, забирает себе карточку.
  2. «Карточная викторина». У воспитателя в красивой коробке находятся карточки с вопросами по теме правил поведения при возгорании. Она вытягивает их одну за другой (это может делать и игрушечный персонаж). Ребёнок, ответивший верно, получает жетон или фишку. В конце игры по ним определяется победитель. Примеры вопросов: нужно назвать причину пожара, по какому телефону нужно вызывать пожарную службу, можно ли прятаться в шкафу при пожаре, можно ли при пожаре устраивать сквозняк и т. д.
  3. «Сложи картинку» — пазлы на тему пожара. Две команды дошкольников на скорость складывают изображение, разрезанное на несколько частей (6–14 элементов в зависимости от возраста воспитанников).
  4. «Хорошо — плохо». На плакате изображены различные виды использования огня (в хороших и плохих целях). Дети получают карточки, которые должны поместить на картину в необходимое место.

Речевые игры

Речевые игры не только закрепляют знания по пожарной безопасности, но и развивают речь ребёнка, пополняют словарный запас. Подходящий вариант «Доскажи словечко»: дошкольники должны закончить стихотворение, подобрав слово, подходящее по смыслу и рифме. Можно сделать игру более увлекательной: ребята сидят в кругу и передают мяч друг другу после каждого правильного ответа.

Упал на пол уголёк-

Деревянный пол зажёг

Не смотри, не жди, не стой

А залей его (водой)

Победит огонь коварный Тот, кого зовут… (пожарный)

Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нём. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костёр. Не шути с сестричками,

Тоненькими … (спичками)

Раскалился если вдруг

Электрический утюг

Что должны вы сделать детки?

Вынуть вилку из… (розетки)

Если младшие сестрёнки

Зажигают дома спички

Что должны вы предпринять

Сразу спички (отобрать.).

Если вдруг пожар возник

Ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить

О пожаре им…. (сообщить).

Если хочешь ты гулять

Вскачь не надо убегать

Закрывая в доме дверь

Все ли выключил?..(проверь.)

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой… .(пожар)

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/14/pozharnaya-bezopasnost

Можно также поиграть с дошкольниками в речевую игру «Четвёртый лишний». Воспитатель называет четыре предмета, а дошкольники должны выбрать тот, что не связан с опасностью пожара (например, компьютер, расчёска, кипятильник, газовая плита).

Сюжетно-ролевые игры

  1. «Мы — смелые пожарные». Атрибуты и оборудование: игрушечные пожарные машины, шлемы, лопаты, вёдра, канат, аудиозапись звуков «мигалки», шведская стенка.
  2. Пожар в городе». Атрибуты: напольный конструктор, игрушечные пожарные машинки, мелкие фигурки (люди, деревья и пр.), карты-схемы, аудиозапись «мигалки».
  3. «Ребёнок один дома». Атрибуты: игрушечная бытовая техника (утюг, электрический чайник, газовая плита, фен), телефон плюс атрибуты к игре «Мы –смелые пожарные».

Поделки по пожарной безопасности своими руками

Закрепить знания дошкольников по теме пожарной безопасности можно созданием поделок. Чаще всего такая работа выполняется дома вместе с родителями, а затем проводится выставка в рамках группы либо же всего детского сада. Такие мероприятия очень важны, поскольку экспонаты демонстрируют видение пожарной безопасности именно глазами детей. Задача же взрослых — направлять ребёнка, помогать по мере необходимости. Кроме того, совместное творчество всегда сближает членов семьи, заставляет малыша поверить в свои силы.

Поделки по пожарной безопасности могут быть самыми разными. Прежде всего, различаются плоскостные и объёмные варианты. В первом случае это будут выразительные аппликации из салфеток (в технике торцевания, пластилинографии, квиллинга, аппликации из салфеток, пуговиц, пайеток, насыпным и отрывным способом и пр.).

Фотогалерея: плоскостные поделки на тему пожарной безопасности

Кошкин дом: пластилинография Не шути с огнём! Пластилинография Огонь в лесу: квиллинг и мозаичная аппликация из салфеток Пожарная машина: коллективная работа в технике торцевания Пожарный на службе: пластилинография

Более замысловаты объёмные варианты. Для этой цели используют самые разные материалы: пластилин, цветной картон, бросовый материал (пустые бутылки, спичечные коробки, пульверизаторы в качестве огнетушителя и пр.). Очень эффектно смотрятся работы из ткани и вязанные крючком.

Фотогалерея: объёмные поделки на тему пожарной безопасности

Атрибуты пожарного: поделка из пряжи (вязание крючком) Не играй дома с огнём! Поделка из ткани, пряжи и бросового материала Огнетушитель и спички: объёмная поделка из бумаги Отважный пожарный: поделка из ткани Пожар дома: объёмная поделка с элементами аппликации Пожарная машина спешит на помощь: поделка из спичек и спичечных коробков Пожарные за работой: поделка из пряжи, бумаги и бросового материала Пожарный транспорт: поделка из игрушечного строительного материала Пожарный тушит дом: объёмная поделка с использованием коробок Пожарный щит: поделка из бумаги и бросового материала

Видеоматериалы по теме

Всегда интересно увидеть открытые занятия по одной тематике в разных возрастных группах.

«Огонёк всегда такой — и хороший, и плохой»: открытое занятие в подготовительной группе (с использованием ИКТ)

https://youtube.com/watch?v=GTGqo5wU8JY

«Путешествие по стране пожарной безопасности»: занятие в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=819lUXByt9g

«Одни дома»: драматизация сказки о пожарной безопасности воспитанниками средней группы

https://youtube.com/watch?v=bHMTkD6HY4k

Задача родителей и дошкольного учреждения — не только всячески оберегать ребёнка от возможных опасностей, но и создавать у него представление об экстремальных ситуациях, навыки правильного поведения в них, учить самостоятельно соблюдать меры предосторожности. Вот почему занятия по пожарной безопасности являются актуальной и необходимой частью педагогического процесса. Задача воспитателя — подобрать доступный материал для каждой возрастной группы, облечь образовательную деятельность в увлекательную форму, учитывая при этом важность игрового компонента и активной позиции дошкольника.

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать


Смотрите также