Правила безопасности дорожного движения обучение


Обучение школьников правилам дорожного движения

1 слайд

Обучение школьников ПДД

2 слайд

В настоящее время жизнь и жизнедеятельность человека неразрывно связаны с использованием различных транспортных средств, как в личной жизни, так и в сфере производства. Без постоянного развития автомобильного транспорта был бы невозможен технический и социальный прогресс человеческого общества.

Правила дорожного движения (ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.

3 слайд История Правил дорожного движенияПДД зародились в Древнем Риме. Первые попытки упорядочить движение в городе были предприняты в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По указу Юлия Цезаря в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города Рима было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца рабочего дня был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в неё набирали в основном бывших пожарных, из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрёстки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

4 слайд История современных правил дорожного движения.

Первый автомобиль был построен в Германии в 1885—1886 гг

Первое дорожно-транспортное происшествие, связанное с гибелью людей, было зарегистрировано в США в 1899 г.

История современных ПДД берёт своё начало в городе Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Менее чем через месяц, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен. Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него.

Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.

В настоящее время автомобиль стал самым распространенным видом транспорта.

И днем, и ночью в любую погоду по улицам и дорогам стран мира движутся легковые и грузовые автомобили и автобусы, которые пере­возят людей, доставляют в магазины различные товары, сырье для фабрик и заводов, строительные материалы на строительные площад­ки и множество других грузов.

Вторая половина XX и начало XXI в. характеризуются неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за по­следнее время резко увеличился поток автомобилей.

Быстрое увеличение количества автомобилей привело к появлению дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и пострадавших от ДТП.

5 слайд

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (Правила дорожного движения Российской Федерации).

В настоящее время, по данным ООН, ежегодно от дорожно-транс­портных происшествий во всех странах мира погибает около 300 тыс. человек и около 10 млн получают телесные повреждения.

Необходимо отметить, что относительная опасность автомобиля для человека превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в 3 раза, а железнодорожного — в 10 раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится 20 погибших, на воздушном — 6, на железнодорожном — 2.

Специалисты отмечают, что по сравнению с развитыми странами аварийность на автомобильном транспорте в России характеризуется более высокой степенью риска гибели населения в ДТП.

Причиной более 85% ДТП является нарушение Правил до­рожного движения (ПДД) водителями транспортных средств

и пешеходами, при этом на долю водителей приходится

70—75% происшествий.

Таким образом, «человеческий фактор» возникновения дорож­но-транспортных происшествий и их трагических последствий состав­ляет более 85% и свидетельствует о низкой культуре в области безо­пасности дорожного движения основных участников дорожного движе­ния — водителей и пешеходов.

-Существует и другой фактор, оказывающий отрицательное влияние на безопасность дорожного движения. В настоящее время существен­но влияет на рост аварийности значительное отставание темпов строительства новых и реконструкции эксплуатируемых дорог от тем­пов роста интенсивности дорожного движения. Число ДТП из-за не­удовлетворительных дорожных условий составляет 29%.

В результате быстрого роста численности автомобильного парка значительно увеличилось число владельцев транспортных средств. Это привело к массовому включению в дорожное движение новых водите­лей. Увеличилась плотность движения в крупных городах и на феде­ральных дорогах. Возросла интенсивность движения в небольших го­родах и на территориальных дорогах, в результате чего изменилась дорожная ситуация как для водителей, так и для пешеходов, которые оказались к этому плохо подготовлены

Соблюдать Правила дорожного движения в условиях все возрастающего потока движения автомобилей на дорогах намного сложнее. У многих участников дорожного движения не хватает для этого выдержки и дисциплины, не хватает общей культуры в области безопасности.

6 слайд

В 1999 г. в Российской Федерации была принята Концепция по­вышения безопасности дорожного движения на период 1995— 2010 гг. В этом документе определена основная цель повышения безопасности дорожного движения — снизить число погибших в ДТП в 2 раза и более, а также определены основные направления формирования безопасного поведения участников дорожного движения при одновременном увеличении количества транспортных средств. Опре­делены основные направления деятельности государства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отметим те из них, которые непосредственно касаются всего насе­ления страны как участников дорожного движения.

В Концепции отмечено, что работа по формированию и обеспече­нию безопасного поведения всех участников дорожного движе­ния — водителей транспортных средств, в том числе и велосипеди­стов, пешеходов, пассажиров, — должна оставаться главной задачей государственной транспортной политики и получить свое дальнейшее развитие до 2010 г. по следующим приоритетным направлениям:

7 слайд

- развитие и совершенствование форм и методов обучения насе­ления безопасности дорожного движения умениям и навыкам безопасного поведения на дорогах;

- создание системы формирования общественного мнения, про­ведение широкой информационной разъяснительной работы че­рез средства массовой информации и т. д.;

- совершенствование системы контроля за соблюдением водите­лями, пешеходами, пассажирами и велосипедистами Правил до­рожного движения Российской Федерации и принуждение к их соблюдению.

Являясь одной из значимых составных частей общей культуры в области безопасности, культура безопасного поведения на дорогах должна формироваться совместно с расширением сферы жизнедеятельности человека. Она включает в себя та­кие компоненты, как:

постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учетом личных потребностей: пеше­ход, пассажир, водитель;

воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;

умение оценивать обстановку, складывающуюся на доро­гах, предвидеть развитие событий и возможности возник­новения опасной ситуации;

владение умениями и способами на основе оценки обста­новки на дороге избегать опасных ситуаций;

умение действовать адекватно в дорожно-транспортной си­туации для снижения фактора риска для себя и окружающих.

Вырабатывать в себе такие качества — задача всех участников до­рожного движения, а повышать свою культуру в области безопасности дорожного движения каждый человек должен постоянно с учетом сво­их возможностей и потребностей.

8 слайд

Методика обучения школьников ПДД

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

Однако дети — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка правил дорожного движения, например для младших школьников, неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной им лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание. Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся.

Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соответствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления.

9 слайд

Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся. Анализ проводимых занятий по дорожной тематике позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение, например, младших школьников на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически заучить и запомнить непонятную им информацию. Кроме того, используются учебные книжки, в которых первоклассников, не умеющих в основном читать и писать, заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и отвечать на вопросы по организаций дорожного движения.

Особенности психических процессов ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоции), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании школьниками правил дорожного движения наблюдается

довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведением в дорожной среде.

10 слайд

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов. Недопустима и другая крайность, когда при обучении детей используются уменьшительно-ласкательные выражения типа: «светофорчики», «пешеходики», «автомобильчики», «зайки-зазнайки» и т.д., которые акцентируют внимание ребенка на этих образах, а не на безопасных действиях на дорогах, т.е. искажается реальная картина дорожного движения со всеми опасными ситуациями. Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: преемственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения. Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл.

11 слайд

Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Неверно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход». Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети» как переход дороги детьми в месте его установки. Однако этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди пешеходный переход, а в месте установки знака «Дети» на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом находятся общеобразовательные учреждения или другие детские организации. Педагоги часто перегружают школьников информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов и лишь некоторые для водителей. При проведении школьных олимпиад с применением тестовых заданий (для подростков) по проверке знаний правил дорожного движения от них нередко требуется разобрать сложные и непонятные (даже специалистам) схемы организации дорожного движения. Особое внимание педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый — спереди. Практика показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП.

12 слайд

Педагоги обязаны разъяснять учащимися, что при выходе из маршрутного транспорта, если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части, следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. Нельзя категорично требовать от школьников при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой

стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в

своей безопасности со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и по возможности не останавливаясь посередине. Часто неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора как предупреждающего, хотя этот сигнал, как и красный, тоже является запрещающим, а зеленый — разрешаю¬щим. Однако в реальных дорожных условиях зеленый сигнал светофора также не гарантирует безопасности движения, если пешеход не соблюдает необходимые меры предосторожности. Пешеход должен убедиться в том, что все машины остановились, и тогда переходить проезжую часть дороги. Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая литература, изданная до 2000 г., устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует. Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам. При наличии кабинета по предмету ОБЖ рекомендуется иметь в нем стенды с учебно-методической литературой по дорожной тематике, плакаты, комплект дорожных знаков, материалы работы отряда ЮИД и др. В ряде субъектов Российской Федерации накоплен положительный опыт в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Педагогам при подготовке к занятиям необходимо использовать официальные издания Правил дорожного движения Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых постановлениями Правительства

Российской Федерации, и учебно-методическую литературу, имеющую гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Министерством образования и науки Российской Федерации и рекомендованной Госавтоинспекцией.

13 слайд

Безопасность на транспорте. Троллейбус, автобус, трамвай.

Структура современных городов более ориентирована на тех, ктопередвигается пешком или в общественном транспорте. При пользовании им

следует всегда помнить следующие правила личной безопасности:

- не засыпайте и не забывайтесь во время движения, незаглядывайтесь в окно, если на полу стоит ваша сумка или чемодан;- если нет свободного сидячего места, постарайтесь стоять вцентральном проходе;- не стойте около дверей, так как именно здесь вы чаще всегоможете быть ограблены кем-нибудь из выходящих;Целая категория преступников “зарабатывает” на жизнь, обкрадываятех, кто носит кошелек в заднем кармане брюк. Часто и внутренний карман пиджака не является надежным местом и очищается с тем жепроворством. Порой попросту вырезается кусок материи и, таким образом,страдает и одежда. Открытая сумочка, как и сумка, полная пакетов исвертков, мешающих закрыть ее, служит приглашением для похитителей.Несравнимо надежнее хранить деньги в дипломате. Помните, чтопредварительные меры предосторожности гораздо более эффективны, чемдействия по обнаружению, уличению и задержанию преступника. Неплохозная психологию толпы, последний умело манипулирует ее настроением идействиями. Так, если жертва попытается блокировать двери с цельювыявления похитителя, пассажиры легко вводятся в состояние возмущения,а вор тем временем избавляется от добычи.После выхода из салона лучше подождать, пока автобус отъедет, илишь потом переходить улицу. *Стоящий автобус или троллейбус обходитесзади, трамвай - спереди, иначе вы рискуете попасть под автомобиль*.Выходя из общественного транспорта, подождите, пока схлынет толпа илиже наоборот выйдите первым. В любом случае избегайте давки. Припользовании эскалатором внимательно следите за детьми, за острыми ибольшими предметами, о которые можно споткнуться или поранится.

14 слайд

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Неумение наблюдать.

  • Невнимательность.

  • Недостаточный надзор взрослых за поведением детей

15 слайд

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени. Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей. Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

16 слайд

Рекомендации для родителей.( на родительских собраниях)

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».

Главная опасность — стоящая машина!Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

17 слайд

И у светофора можно встретить опасность.Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают неглядя.На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться — и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад — прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов — места скрытой опасности!В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.

18 слайд

О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 марта 2009 г. № ИК-174/06 и Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ от 16 марта 2009 г. № 13/8-50

В 2008 г. в Российской Федерации удалось со­хранить сложившуюся на протяжении последних трех лет тенденцию снижения основных показа­телей детского дорожно-транспортного травма­тизма. Так, по сравнению с 2007 г., количество до­рожно-транспортных происшествий (ДТП) с уча­стием детей снизилось на 7,9% и составило, при этом число погибших и раненых в ДТП детей снизилось на 8,8% и 7,8% соответственно.

В среднем по Российской Федерации выпол­нен целевой индикатор федеральной целевой про­граммы «Повышение безопасности дорожного дви­жения в 2006-2012 годах» «снижение числа детей, пострадавших в ДТП по собственной неосторожности», который соста­вил, по сравнению с 2004 г. (принятым в качестве базового года отсчета Программы), 29,9%.

Причем в некоторых субъектах Российской Фе­дерации снижение указанного показателя состави­ло более 40% (Магаданская область (-61,9%), Став­ропольский край (-54,8%), Ямало-Ненецкий автоном­ный округ (-51,4%), Сахалинская область (-50,0%), Пензенская область (-46,4%), Республика Алтай (-45,7%), Кемеровская область (-45,7%), Орловская область (-44,6%), Тюменская область (-44,1%), Респуб­лика Северная Осетия - Алания (-42,9%), Краснодар­ский край (-42,6%), Московская область (-42,6%), Красноярский край (-42,1%), Ярославская область (-41,7%), Республика Адыгея (-41,2%), Свердловская область (—41,0%), Калужская область (-40,7%).

Основным видом дорожно-транспортных про­исшествий с участием детей в 2008 г. являются наезды на пешеходов (11 362 ДТП), их удельный вес составил более половины (51,7%) от всех про­исшествий с участием детей. Причем в 36% ДТП несовершеннолетние участвовали в качестве пассажиров, в 7% ДТП - в качестве велоси­педистов. Также зарегистрировано 3,2% ДТП с участием детей - водителей мопедов, 355 (1,6%) ДТП с участием детей - водителей мотоциклов и 106 ДТП с участием несовершеннолетних води­телей механических транспортных средств.

По вине водителей транспортных средств в 2008 г. совершено 16 960 ДТП, в результате чего 886 детей погибли и 17 820 получили ра­нения.

Сохраняющаяся на протяжении последних трех лет положительная динамика снижения основных показателей детского дорожно-транспортного травматизма является результатом совместных усилий, предпринимаемых органами образования и органами внутренних дел всех уровней. В част­ности, МВД России и Минобрнауки России еже­годно проводят Всероссийскую профилактичес­кую акцию «Внимание - дети!», Всероссийский конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо». На региональном уровне на межведомственной основе проводятся такие мас­совые мероприятия с детьми, как акция «Посвя­щение в пешеходы» (Свердловская область), ак­ция «Уважаемый водитель!» (Удмуртская Респуб­лика), смотр-конкурс «Законы дорог уважай!» (Ставропольский край), конкурс сочинений «Пись­мо водителю» (Республика Карелия) и другие

Организация обучения школьников правилам дорожного движения

Постоянное увеличение автотранспорта на дорогах, ускорение ритма современной жизни усиливает актуальность вопросов безопасности для всех участников дорожного движения, а в особенности — для детей. Систематическое изучение правил дорожного движения для школьников (далее — ПДД) в ОУ является важной составляющей образовательного минимума, способствующего сохранению здоровья и жизни юных пешеходов.

На изучение ПДД в школьной программе отведено мало учебных часов. Вместе с тем современная школа фактически остается единственным центром учебно-воспитательной работы по данному направлению, поэтому изучение основ безопасного поведения на дорогах следует организовать в рамках:

  • курса ОБЖ;
  • интегрированных уроков;
  • внеклассной деятельности, предусматривающей организацию тематических викторин, конкурсов, экскурсий, профилактических рейдов, организации отрядов юных инспекторов движения — ЮИД.

Педагогические принципы обучения школьников правилам дорожного движения

Программными требованиями предусмотрена необходимость усвоениями в школе правил дорожного движения и их использования школьниками во время проектирования своего поведения на дороге. Знание ПДД оценивается только в рамках отдельных курсов, да и говорить о традиционном уровне успешности применимо к основам безопасности движения на дорогах не приходится, ведь речь идет о сохранении здоровья, а часто — и жизни юных пешеходов. Это значит, что все дети независимо от возраста и общего уровня успеваемости — и дошкольники, и старшеклассники — должны хорошо ориентироваться в нормах поведения на дороге и неизменно проявлять внимательность.

Но дети — особая категория участников движения, которые в силу возрастного фактора не готовы воспринимать нормативную трактовку ПДД, более того — контролировать свои эмоции и поведение на дороге. Поэтому очень важно, чтобы весь процесс обучения по данному направлению строился на основе эффективных педагогических принципов, к которым следует отнести следующие:

  1. Принцип развивающего обучения, основанный на актуализации внимания школьников, создании проблемных дидактических ситуаций, применении игровой имитации.
  2. Принцип преемственности и последовательности, предусматривающий обеспечение межпредметных связей по обучению нормам ПДД между всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса.
  3. Принцип постепенности (учебный материал систематически конкретизируется и уточняется).
  4. Принцип наглядности, обуславливающий использование различных дидактических материалов.
  5. Принцип доступности, предусматривающий необходимость обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  6. Принцип единства воспитания и обучения, требующий своевременного повышения профессионального уровня педагогов в области ПДД и консолидации усилий всех участников воспитательного процесса.

Главная особенность изучения правил дорожного движения школьниками заключается в необходимости не только знания норм, и умения их применять в ситуациях на дороге. Первоочередное задание учителей современной школы — объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Скачать собенности педагогической тактики при организации изучения правил дорожного движения в школеСкачать в .docx

Способы достижения воспитательных целей по обучению школьников безопасности на дороге Особенности реализации
Применение индивидуального и дифференцированного подхода Ввиду того, что для большинства школьников характерно эпизодическое восприятие дорожной ситуации из-за непонимания принципов организации движения, вероятность возникновения неадекватной реакции ребенка на дороге высока. Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом возраста, темперамента, интересов и мотивов поведения школьников позволяет обеспечить высокий уровень усвоения ПДД, выработку умения правильно оценивать дорожные ситуации и действовать в соответствии с нормами.
Организация взаимодействия «дети – дорожная среда» Демонстрация знания правил поведения на дороге не является гарантией их успешного применения. Очень важно, чтобы в условиях школы на постоянной основе действовала площадка для имитации дорожных ситуаций, на которой можно тренировать юных участников дорожного движения.
Обеспечение понимания детьми причинно-следственной связи между опасным поведением на дороге и возникновением ДТП Отсутствие жизненного опыта является главной причиной опасного поведения детей на дороге. Педагогу важно добиться осознания учащимися опасности, которую может нести невнимательность пешеходов, и вместе с тем препятствовать появлению страха при выполнении ежедневных задач — переходе проезжей части по «зебре», использовании остановок общественного транспорта.
Создание основ для саморегуляции и самовоспитания Создание положительной мотивации в изучении и соблюдении норм безопасности возможно только при демонстрации личного примера со стороны взрослых. При условии осознания важности соблюдения правил дети достаточно просто усваивают нормы, стремятся к их выполнению и подмечают нарушения в условиях реальной ситуации на дороге.
Актуализация знаний с учетом возрастного принципа Данная особенность ведения педагогической практики связана со стремлением учащихся начальной школы повсеместно проявлять самостоятельность, в том числе преодолевать путь в ОУ без сопровождения взрослых. Педагоги совместно с родителями должны систематически повторять с детьми правила пешеходов, чтобы предупредить возникновение рисковых ситуаций.
Включение норм ПДД в систему социальной безопасности В ходе изучения ПДД школьники должны осознать, что этими правилами руководствуются все участники движения, и любые, даже неумышленные, нарушения, могут повлечь аварию и последующее наказание.

Сценарии по ПДД для начальной школы

Обучение нормам поведения на дороге детей младшего школьного возраста имеет специфику из-за неустойчивости внимания юных пешеходов. Использование в педагогической работе сценариев мероприятий по ПДД в начальной школе — методических разработок, составленных с учетом возрастного фактора — позволяет организовать эффективный и интересный процесс обучения, опираясь на знания, полученные малышами в детском саду, и создать базу для дальнейшего усиления знаний.

Сценарные разработки для младших школьников (представлены в дополнительных материалах к статье) характеризуются использованием игровых элементов, яркой образностью. Методисты рекомендуют педагогам не практиковать расширение содержания сценариев номинальной информацией, а акцентировать внимание на точности воспроизведения детьми образов и понятий, работать над расширением активного «дорожного» словаря. Ведь учащиеся младших классов в полной мере овладевают только той информацией, которую могут объяснить своими словами.

При составлении или переработке сценариев игрового изучения ПДД в начальной школе важно учитывать такие возрастные особенности школьников:

  1. Малышам характерно строить суждение о предметах и явлениях дорожной среды по внешним признакам, односторонне.
  2. Дети запоминают стереотипные ситуации, что требует систематического изменения условий при проигрывании базовых дорожных правил.
  3. Множество запретов может спровоцировать бунтарство, поэтому ход занятий следует подчинять принципу «можно – нельзя».
  4. Младшие школьники очень подвижны, высокую результативность занятий гарантирует динамичность, выполнение различных упражнений.

Ввиду вышесказанного логично включать в сценарии мероприятий по изучению ПДД:

  • игровые имитации, театральные действа;
  • стихотворные и песенные формы, способствующие легкому запоминанию дорожных знаков и правил движения;
  • загадки и викторины, позволяющие актуализировать знания про предметы и объекты на дороге;
  • творческие задания (например, дорисовать дорожный знак);
  • подвижные игры и упражнения (например, имитацию дорожного движения: она группа детей представляет водителей, другая — пешеходов);
  • игры-алгоритмы, построенные на заучивании действий на дороге (во время смены сигналов светофора, выхода из общественного транспорта и т.д.).

Важно отметить, что эффективности популярных внеурочных форм работы способствует изучение базовых правил поведения на дороге в рамках стандартных занятий, а также организация интегрированных уроков (знакомство с дорожными ситуациями во время решения тематических задач по математике, чтение рассказов о правилах движения на уроках литературы).

Мероприятия по ПДД для школьников среднего звена

Для учащихся 5-8 классов изучение правил дорожного движения следует организовывать с последовательным расширением информации, использованием технологий проблемного обучения. В отличие от начальной школы, мероприятия по ПДД для школьников среднего звена уже не несут игровую направленность, а характеризуются высокой степенью информативности, перехода от общих понятий к ситуативным.

Процесс расширения знаний о дорожной безопасности реализуется во время различных форм учебной деятельности:

  1. Тематических уроков ОБЖ.
  2. Интегративных занятий (соотнесение разницы скоростных режимов на уроках физики, написание тематических диктантов).
  3. Классных часов, бесед, посвященных профилактике детского дорожного травматизма. Во время таких занятий детям озвучивается статистика ДТП по городу (региону), проводятся видеотренинги — просмотр записей аварийных ситуаций с последующим разбором.
  4. Развлекательных видов внеурочной активности — соревнований между классами, конкурсов знатоков ПДД, подготовки театрализованных представлений.
Педагогическая работа по ПДД со старшеклассниками

Учащиеся старшей школы — полноправные участники дорожного движения. Многие из них активно используют велосипеды, планируют стать водителями, поэтому с воспитательной точки зрения более чем целесообразно проведение разъяснительных бесед с повторением основных правил ПДД, актуализация внимания на формах правовой ответственности за нарушения ПДД.

Лекции по ПДД для старших школьников рекомендуется проводить при участии сотрудников ГИБДД, представителей других государственных органов, специалистов в области права. Профилактические беседы следует строить вокруг изучения характера административных и уголовных правонарушений, связанных с ситуациями на дорогах, и нормах наказаний, предусмотренных актуальными законодательными актами.

  1. Приоритетными формами педагогической работы со старшеклассниками по профилактике травматизма на дорогах являются:
  2. Тематические лекции, беседы.
  3. Консультации по углубленному изучению ПДД в рамках профориентационной работы.
  4. Конференции, открытые столы, школьные форумы, на которых рассматриваются проблемные ситуации на дорогах и разрабатываются способы их предупреждения.

Мониторинг знаний: вопросы по правилам дорожного движения для школьников с ответами

Особенность педагогической работы по изучению правил дорожного движения заключается в необходимости создания условий для успешного освоения элементарных норм безопасности всеми учащимися без исключения. Поэтому даже при отсутствии программных требований целесообразно проводить проверочные работы с вопросами и ответами в рамках мониторинга знаний школьниками ПДД.

Содержание и форма проверочных работ определяется по возрастному фактору. В младших классах можно проводить беседы с элементами опроса, создавать игровые ситуации с оцениванием действий каждого участника движений. Для учащихся среднего звена рекомендуется подготовить бланки вопросов с ответами — пример такой разработки представлен в таблице.

Скачать пример тестового задания по оценке знания ПДД для школьниковСкачать в .docx

Вопросы Варианты ответа
Кого следует отнести к участникам дорожного движения? А) Водителей. Б) Пешеходов. В) Пассажиров транспорта.

Г) Представителей всех перечисленных категорий.

Когда следует соблюдать ПДД? А) Во время дороги в школу. Б) Всегда. В) Когда рядом находится инспектор дорожной службы.

Г) По настроению.

Как следует передвигаться пешеходам при отсутствии тротуаров? А) Навстречу движению транспортного потока. Б) По ходу движения транспортного потока. В) Как удобно.

Г) Только по бордюру.

Сколько сигналов светофора предназначено для пешеходов? А) Ни одного. Б) Один. В) Два.

Г) Три.

Какими бывают пешеходные переходы? А) Наземными. Б) Подземными. В) Надземными.

Г) Все варианты верны.

При переходе дороги на пешеходном переходе сколько раз  следует посмотреть направо и налево? А) Один раз. Б) Столько, сколько потребуется для оценки ситуации на  дороге. В) Два раза.

Г) Можно вообще не смотреть по сторонам.

Если пешеход не успел перейти дорогу на зеленый свет светофора, что ему следует делать? А) Быстро перебежать дорогу. Б) Мгновенно остановиться на месте и не обращать  внимания на сигналы автотранспорта. В) Дойти до островка безопасности и подождать нужного сигнала светофора.

Г) Быстро вернуться назад.

Каким образом водитель предупреждает участников  движения о маневре — повороте налево или направо? А) Беспрерывно сигналит. Б) Никак не предупреждает. В) Включает поворотные мигающие огни оранжевого  цвета.

Г) Включает фары.

Если на пешеходном переходе установлен светофор и  работает регулировщик, на кого следует ориентироваться? А) Только на действия регулировщика. Б) На свои ощущения. В) Только на сигналы светофора.

Г) Не обращать внимания на регулировщика и светофор.

В какие игры можно играть на проезжей части? А) В активные. Б) Ни в какие. В) В малоподвижные.

Г) В веселые.

При  составлении опросников с вопросами и ответами на знание ПДД для старшеклассников педагогам целесообразно использовать методические наработки автошкол, сборники дорожных знаков, поскольку в течение короткого времени многие из учащихся примерят на себя роли всех участников дорожного движения — не только пешеходов и пассажиров, но и водителей.

По результатам тестирования во всех классах рекомендуется проводить индивидуальную педагогическую работу с детьми из «группы риска» — учащимися, продемонстрировавшими низкий уровень норм безопасного поведения на дороге, а также школьниками, у которых наблюдаются чрезмерно эмоциональная или заторможенная реакция на окружающие процессы. В рамках профилактики дорожного травматизма с такими детьми организовываются индивидуальные разъяснительные беседы, уроки, тренинги с проработкой практических навыков поведения и последующей оценкой образовательных результатов по данному направлению.

Формирование агитбригады ЮИД по ПДД

Формирование отрядов Юных инспекторов движения, оказывающих посильную помощь педагогам в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма, организации выездных мероприятий, открывает не только дополнительные возможности для изучения школьниками правил поведения на дороге, но и является отличным вариантом организации досуга. Подготовка выступлений агитбригадами ЮИД по ПДД способствует глубокому осознанию норм поведения, утверждению активной жизненной позиции.

Отряды ЮИД в школе формируются на основании приказа директора ОУ, определяющего ответственного педагога, который будет организовать и координировать активность детских агитбригад. Полномочия школьных объединений регламентируются нормативной разработкой об отрядах Юных инспекторах движения, принятой органами местного самоуправления.

Членами агитбригад ЮИД могут быть учащиеся школы (традиционно — с 5 класса и старше), которые изъявили желание углубленно изучать ПДД и участвовать в мероприятиях по профилактике дорожного травматизма. Прием юных инспекторов в группы осуществляется на основании заявления, после чего учащийся присоединяется к занятиям агитбригады, которые проводятся согласно утвержденному в начале учебного года календарному плану.

У школьного отделения ЮИД должен быть штаб, необходимый для проведения подготовительной и координационной работы, и отделения по направлениям (отделение информационной, патрульно-рейдовой, культурно-развлекательной работы и другие, в зависимости от численности общего числа детской организации). Численность детей в отделениях не ограничивается. Важные вопросы в ЮИД принимаются во время общих голосований. В начале очередного учебного года из числа ответственных юных инспекторов выбирается командир, его заместитель и ответственные за работу направлений.

В задачи юных инспекторов движения входит:

  1. Углубленное изучение правил ПДД, овладение навыками уверенного и безопасного поведения на дорогах.
  2. Оказание посильной помощи педагогическому коллективу, представителям дорожно-транспортных служб в популяризации изучения правил дорожного движения.
  3. Проведение информационной работы со школьниками-нарушителями правил дорожной безопасности.
  4. Участие в волонтерских проектах, реализуемых с целью популяризации ПДД в детских садах, ОУ, организациях дополнительного образования.
  5. Консультирование юных велосипедистов накануне соревнований, пассажиров транспорта.
  6. Овладение навыками оказания первой медицинской помощи.
  7. Обучение правил управления велосипедом, изучение технических особенностей велосипедного транспорта.
  8. Оказание помощи в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, посвященных изучению и актуализации ПДД.
  9. Участие в создании информационных стенгазет, плакатов, сотрудничество с составителями школьной газеты и представителями местных СМИ.
  10. Ведение информационных страничек отряда ЮИД на школьном сайте.
  11. Участие в информационных акциях, рейдах ГИБДД.
  12. Популяризация деятельности ЮИД среди одноклассников, друзей.
  13. Участие в тематических слетах, встречах, конкурсах юных инспекторов движения с других ОУ.
Взаимодействие школы с родителями по вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах

Комплекс педагогической деятельности по обучению школьников правилам дорожного движения нельзя считать полным без взаимодействия с родителями, которые должны служить главным положительным примером для детей в различных ситуациях на проезжей части. Работа учителей с родительской общественностью начинается с планирования деятельности классного руководителя, в рамках которого следует предусмотреть:

  • систематическое включение в повестку собраний важности контроля поведения ребенка на дороге;
  • проведение консультаций для родителей учащихся с особыми образовательными потребностями, ослабленными показаниями зрения, слуха и дефицитом внимания;
  • проведение детско-родительских игр, форумов, викторин на знание ПДД;
  • разработку совместно с детьми безопасных маршрутов движения в школу;
  • привлечение мам и пап к созданию классных информационных уголков, информационных листов и плакатов, организации классных и общешкольных тематических мероприятий, деятельности отрядов ЮИД;
  • внеплановое проведение разъяснительно-профилактических бесед с родителями детей из «группы риска».

Проведение эффективной работы по профилактике травматизма на дорогах, налаживание тесного взаимодействия с родителями по данному направлению невозможно без систематического повышения педагогической квалификации. С этой целью в образовательной организации целесообразно проводить тематические научно-методические советы, инструктажи и лектории в случае возникновения внештатных ситуаций, обеспечивать обмен передовым воспитательным опытом. Реализация представленного комплекса мер способствует не только достижению высоких показателей освоения школьниками ПДД, но и отсутствию эпизодов дорожного травматизма среди учащихся, что является главным показателем эффективной педагогической работы.

Читать еще по теме:

Обучение водителей предприятий по 20-ти часовой программе БДД

Многие организации при осуществлении своей непосредственной деятельности эксплуатируют транспорт. Транспорт этот может быть собственным или арендованным. Транспорт может быть арендован как «на стороне», так и у сотрудника, работающего в вашей организации. Но большинство руководителей (кроме квалифицированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения) даже и не подозревают, что данная деятельность контролируется надзорными органами.

БДД контролируется! Существует масса законодательных нормативных актов, которые регулируют деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта. Не все знают, что водители должны проходить ежегодное обучение по 20-ти часовой программе.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие на балансе хотя бы одно транспортное средство, обязаны соблюдать транспортное законодательство РФ, в части не противоречащей Федеральному закону № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в соответствии с требованиями действующего в настоящее время Приказа Министерства транспорта РФ от 9 марта 1995г. № 27.

Данный приказ утвердил «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения», где в соответствии с разделом 3.4. «Поддержание необходимого уровня информированности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей» и п. 3.4.2. (Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения с периодичностью не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями). Для этих целей Министерство транспорта РФ утвердило «Программу ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций» (РД-26127100-1070-01).

Обучение водителей по 20-ти часовой программе должен проходить весь численный состав водителей предприятия ежегодно. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.

В Законе о БДД №196-ФЗ в ст.20 сказано — «создавать условия для повышения квалификации водителей». Поэтому при проверках, как правило, выписывается Предписание, в котором указывается, что не выполняется Закон о БДД №196-ФЗ. Контролирующие органы имеют право выписать Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности. А это — штраф или дисквалификация на определенный срок.

Учебный курс

«Ежегодные занятия с водителями АТС по 20-ти часовой программе»

ЧОУ ДПО «Находкинский центр охраны труда» проводит обучение водителей по 20 часовой программе в г. Находка, а так же в других городах и регионах Российской Федерации с применением дистанционных образовательных технологий.

К профессии водителя предъявляются повышенные требования безопасности. Необходимость ежегодного обучения (повышения профессионального мастерства) водителей диктуется не только требованиями правил эксплуатации автомобильного транспорта, но и нормативными требованиями по охране труда.

Водитель- профессионал своими знаниями и мастерством не только способствует безопасности на дорогах, но и умело предотвращает несчастные случаи, связанные с дорожно-транспортными происшествиями.

Профессиональное мастерство водителей – работников организаций. является одним из непременных условий обеспечения безопасности на дорогах. Это мастерство необходимо постоянно поддерживать и совершенствовать.

Одной из форм постоянного совершенствования мастерства водителей являются ежегодные занятия по 20-часовой программе, которые должен организовать работодатель.

Цель обучения:

  • Повышение профессионального мастерства водителей автотранспортных средств.
  • Дополнительная профессиональная подготовка водителей автомобилей.

Категория слушателей:

  • Водители-профессионалы., осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

Порядок ежегодного обучения водителей по 20-часовой учебной программе

 

Курс обязательных занятий с водителями рассчитан на 20 академических часов. Периодичность обучения — ежегодно. По результатам обучения проводится зачет. После успешного прохождения курса обязательных 20-часовых занятий с водителями слушателю выдается удостоверение установленного образца.

Программа обучения водителей

Учебный план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Вы можете скачать и ознакомиться с учебным планом курса и учебной программой  → (Скачать >>>)

Дорожно-транспортная аварийность

Конструктивные особенности транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Понятие активной, пассивной и послеаварийной безопасности. Особенности конструкции подвижного состава и характеристики активной и пассивной составляющих конструктивной безопасности транспортного средства (на примере эксплуатируемого подвижного состава).

Профессиональное мастерство водителя транспортного средства.

Понятие и составляющие элементы профессионального мастерства водителя. Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения. Приобретение и закрепление навыков вождения транспортного средства. Процесс развития профессионального мастерства с ростом опыта вождения. Изменение показателей аварийности в зависимости от стажа водителя транспортного средства.

Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности

Основные понятия о дорожно-транспортных ситуациях.

Понятие дорожно-транспортной ситуации. Субъективное и объективное восприятие ситуации на дороге. Понятие ситуационного анализа. Оценка степени опасности дорожно-транспортной ситуации и прогнозирование вариантов ее развития.

Одиночное движение по загородной дороге.Встречный разъезд. Следование за лидером. Обгон-объезд.

Скоростной режим и безопасность движения. Управление автомобилем на сложных участках дороги: кривых малых радиусов в плане трассы; сужениях проезжей части; пространственно сложных подъемах и спусках. Особая тяжесть последствий ДТП в ситуациях встречного разъезда. Зазор безопасности, его зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, длины транспортного средства, наличия прицепа. Динамические габарит и коридор безопасности транспортного средства.

Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции. Условия безопасного выполнения обгона. Действия водителей при обгоне. Ситуации, при которых обгон запрещен.

Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях.

Движение и маневрирование в плотном транспортном потоке. Принцип «неполной надежности» — учет возможности нарушения ПДД другими участниками движения. Выявление в транспортном потоке потенциального нарушителя или неопытного водителя по особенностям управления транспортным средством и ряду других признаков. Взаимодействие с транспортными средствами, оборудованными специальными номерными и опознавательными знаками и предупредительными устройствами.

Проезд перекрестков, железнодорожных переездов, трамвайных путей.

Особенности проезда перекрестков при сложных дорожно-климатических условиях (темное время суток, снег, отсутствие знаков приоритета и т.п.). Факторы, влияющие на безопасный проезд перекрестков.

Понятие ограниченной видимости. Действия в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченной видимости.

Приоритеты маршрутных транспортных средств. Проезд остановки трамвая, пересечение трамвайных путей вне перекрестка, движение по трамвайным путям.

Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Типичные опасные ситуации, возникающие при пересечении транспортным средством железнодорожных переездов. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде.

Дорожно-транспортные ситуации с участием пешеходов, велосипедистов. Посадка-высадка пассажиров.

Меры предосторожности в типичных дорожно-транспортных ситуациях с участием пешеходов. Объезд стоящего на остановке троллейбуса, автобуса. Проезд остановок. Зоны концентрации пешеходов. Пришкольная зона. Местные проезды, дворы — меры предосторожности, направленные на снижение детского травматизма. Опасности при движении задним ходом. Обгон, объезд велосипедиста. Типичные нарушения велосипедистов. Посадка и высадка пассажиров. Подъезд к месту остановки при скользком дорожном покрытии.

Маневрирование в ограниченном пространстве. Буксировка транспортных средств.

Меры предосторожности при маневрировании на площадках, стоянках, местах погрузки-разгрузки. Паркование. Типичные опасные ситуации. Буксировка транспортных средств.

Нормативно-правовое регулирование дорожного движения

Общие требования к водителю в нормативных документах.

Основные нормативные документы, определяющие обязанности водителя. Необходимость знания и исполнения действующих правил, инструкций по перевозке пассажиров и грузов (в том числе: опасных, крупногабаритных и тяжеловесных). Конкретные обязанности водителей с учетом специфики перевозочной деятельности организации. Действия водителя в связи с изменениями условий основной трудовой деятельности. Инструктажи, стажировки, занятия по повышению квалификации.

Дорожно-транспортные происшествия и виды ответственности.

Обязанности и последовательность действий водителя при совершении ДТП и экстренной эвакуации пассажиров. Действия подразделений и служб организации, водитель которой совершил (стал участником) ДТП. Права сотрудников ДПС, прибывших на место совершения ДТП. Экспертные действия по факту совершения ДТП.

Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

Первая помощь при ДТП.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП. Характерные ошибки при оказании первой помощи на месте происшествия.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из транспортного средства.

Правила и порядок осмотра пострадавшего. Оценка состояния пострадавшего. Оказание экстренной помощи. Правила транспортировки пострадавших.

Организационно-правовые аспекты оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Виды и формы поражения пострадавших при ДТП, приемы первой медицинской помощи.

Понятие и методы определения кратковременной потери сознания (обморока), черепно-мозговой травмы, коматозного состояния, вида кровотечения, травматического шока. Механические поражения (в т.ч. длительное сдавливание конечностей), термические поражения.

Приемы оказания первой медицинской помощи.

Психические особенности поведения участников ДТП.

Практическое оказание первой медицинской помощи.

Состав аптечки первой помощи (автомобильной). Предназначение препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Освоение приемов по остановке кровотечения.

Применение обезболивающих лекарственных препаратов и их дозировка.

Обработка и перевязка ран с использованием препаратов и изделий, входящих в состав аптечки.

Фиксация переломов и вывихов с использованием подручных средств.

Изучение условий перевозок пассажиров и грузов на опасных участках маршрутов движения

Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте.

Изучение опасных участков улично-дорожной сети, характеризующихся повышенной концентрацией ДТП, по которым проходят (зона влияния которых распространяется на) регулярные маршруты перевозок конкретной организации.

Разбор вероятных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности на примерах реальных регулярных маршрутов предприятия (с применением знаний, полученных в разделе II).

Прогнозирование и предупреждение возникновения опасных дорожно-транспортных ситуаций на маршрутах движения транспортных средств.

Закрепление полученных знаний и навыков прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций в зависимости от дорожной обстановки на маршруте.

Формулирование общих принципов прогнозирования опасных дорожно-транспортных ситуаций. Упреждающее реагирование на факторы, повышающие опасность: ограниченный обзор, ухудшение видимости, наличие помехи для движения, резкие изменения дорожной обстановки.

Технические приемы воздействия на органы управления транспортным средством в опасных дорожно-транспортных ситуациях.

Приказ о прохождении водителями 20 часовой программе подготовки по безопасности дорожного движения

Перед проведением обучения руководство предприятия издает Приказ о проведении обучения по 20-ти часовой программе. К приказу должен быть приложен список обучающихся, который должен быть подписан и утверждён. Водителей, в соответствие с этим списком, необходимо ознакомить под подпись. Должен вестись журнал посещаемости. Если водитель не посещает занятия без уважительной причины, то по Трудовому законодательству это расценивается как нарушение трудовой дисциплины и он может быть привлечён к дисциплинарной ответственности.

Нормативные документы, регламентирующие обучение водителей по 20 часовой программе

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»;
  • РД-26127100-1070-01 Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций, утвержденная первым заместителем Министра транспорта РФ 02.10.2001 г.;
  • ПОТ Р М-027-2003 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 12.05.2003 г. № 28; ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда»
Для прохождения 20-ти часовой программы обучения в очно-заочной форме, Вам необходимо:

Скачать Заявку и Договор на прохождение курса «Ежегодные занятия с водителями АТС по 20-ти часовой программе» , заполнить, передать в Учебный Центр.

Оплата за обучение производится после заключения Договора любым удобным для Вас способом. Слушателям на период обучения предоставляется доступа к ресурсам электронной библиотеки.

Для прохождения дистанционного обучения по 20-ти часовой программе данного курса, Вам необходимо:

Скачать Заявку и Договор, заполнить, отсканировать, и отправить сканы этих документов в Учебный Центр на указанный E-mail адрес: [email protected]  (Либо воспользоваться формой обратной связи (находится в нижней части страницы)).

Оплата за обучение производится после заключения Договора любым удобным для Вас способом. Слушателям на период обучения предоставляется доступа к ресурсам электронной библиотеки.

Если у Вас возникли вопросы по поводу обучения, оформления документов и способов оплаты, Вы можете воспользоваться формой обратной связи.

Мы Вам позвоним или ответим на указанный адрес электронной почты.

Система непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения

Н. А. Чечева

Система непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения

Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожнотранспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. За последние семь лет на дорогах погибло 7 900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166 020 детей.

Детский дорожно-транспортный травматизм представляет актуальную проблему, масштаб и последствия которой следует рассматривать в ряду факторов риска национальной безопасности.

Безопасность детей на дорогах стала темой четвертого Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который прошел в сентябре 2012 г. в Санкт-Петербурге.

В своем выступлении перед участниками конгресса глава Министерства внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев подчеркнул: «Тема детской смертности никого не может оставить равнодушным. Каждая такая трагедия - это вопиющий факт, свидетельство безответственности взрослых, которые не смогли сделать все возможное, чтобы уберечь ребенка и сохранить его жизнь».

Особое внимание он обратил на необходимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: «Сегодня дети на дороге это не только пешеходы и пассажиры, но и участники дорожного движения - водители велосипедов, скутеров. Вопросы их безопасности встают все острее, и наши действия обязательно должны носить наступательный, упреждающий и профилактический характер. Ведь цена опоздания здесь - жизнь ребенка».

Деятельность по данному направлению предусматривает обучение детей и подростков Правилам дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге, воспитание культуры безопасности.

Для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге необходимо создание на муниципальном уровне системы непрерывной подготовки детей, консолидирующей финансово-экономические, материальнотехнические и другие возможности конкретного муниципального района.

Система непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении предполагает вертикальную интеграцию образовательных учреждений, основанную на преемственности учебных планов, программ различных образовательных уровней, и опирается на принципы системности, последо-

137

вательности и непрерывности обучения. Она включает в себя такие элементы, как:

• общественно и личностно значимые мотивы деятельности;

• совместная деятельность педагога и обучающихся (воспитанников);

• соответствующие организационные формы и методы обучения;

• взаимодействие с социально-педагогической средой;

• непосредственное обучение детей правилам движения с использованием методов программированного обучения в начальных классах и межпредметных связей в основной школе;

• закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков, во время выполнения домашних заданий, проведения внеклассных и внешкольных занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, а также в семье.

Основными направлениями функционирования системы являются следующие:

• формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения;

• ознакомление и изучение окружающего мира, транспортное средство, его назначение и роль в обществе, особенности автомобилизации общества и тенденции ее развития;

• воспитание дисциплинированности, основанной как на специфических требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.

Первым уровнем в системе непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении являются дошкольные образовательные учреждения (5-6 лет). Основная задача - ознакомить ребенка с миром дорожного движения, привить чувство реальной опасности и уважение к социальным нормам (Правилам дорожного движения). У детей необходимо сформировать модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно в конкретной реальной дорожной ситуации.

Основным принципом обучения на этом уровне является принцип координации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. Семья является системообразующим фактором в обучении детей данного возраста. Задача семьи - воспитание у ребенка дисциплинированности и ответственности за свои действия на дороге. Родители должны подкрепить полученные детьми знания собственным положительным примером.

Второй уровень - учреждения начального общего образования (7-10 лет). На этом этапе закладываются базовые знания основ

138

безопасности движения пешеходов, воспитывается культура поведения в транспорте и дорожная этика. К окончанию начальной школы ребенок должен знать основные правила безопасного поведения в штатных режимах движения, уметь прогнозировать развитие дорожнотранспортных ситуаций и разгадывать основные дорожные «ловушки».

Третий уровень - 5-7 классы общеобразовательной школы (1113 лет). На данном этапе закрепляются полученные в начальной школе знания основ безопасности движения, изучаются основные положения Правил дорожного движения. Возможно сквозное обучение, учитывающее межпредметные связи с физикой, математикой.

Четвертый уровень - 8-11 классы общеобразовательной школы (14-17 лет). В старших классах целесообразно проведение профилактических бесед и лекций с повторением основных положений Правил дорожного движения для пешеходов, водителей, пассажиров.

Особое внимание следует обратить на необходимость рассмотрения мер административной, уголовной и гражданской ответственности за нарушения в области дорожного движения. Учащиеся с 14 лет обязаны знать правовые нормы и меры ответственности за их нарушения: размеры штрафов, меры предупреждения, воспитательно-принудительные меры воздействия.

Для чтения лекций по правовым вопросам необходимо привлекать юристов и сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения, знающих законодательство, на занятия по разделу «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» при изучении тем «Оказание первой помощи при автодорожном происшествии» - медицинских работников. Эффективность таких занятий на всех ступенях образования очевидна.

Особое место в системе непрерывного обучения детей и подростков основам безопасности дорожного движения занимают учреждения дополнительного образования детей. Их посещают дети и подростки разного возраста. Поэтому в целях реализации принципа непрерывности рекомендуется организовывать образовательный процесс в три этапа:

• изучение основ безопасности дорожного движения старшими дошкольниками и младшими школьниками (1-4 класс);

• совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях: соревнованиях, конкурсах, играх, работе отрядов юных инспекторов движения, иных объединениях дополнительного образования детей (5-7 класс);

• профессиональное самоопределение старшеклассников (811 класс), совершенствование умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через различные формы деятельности, включая профессиональную подготовку водителей, участие в пропа-

139

гандистской работе по безопасности дорожного движения среди младших школьников.

Такой подход позволяет комплексно решать задачи дополнительного обучения детей и подростков знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, безопасного вождения велосипедов, мопедов, автомобилей и осуществлять профессиональную ориентацию подростков.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Изучение Правил дорожного движения на уроках, в ходе классных часов, лекции, беседы с детьми, различные конкурсы и викторины, соревнования, экскурсии и другие формы профилактики должны быть объединены в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. При этом эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с одной стороны, зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности дорожного движения, сохранения жизни и здоровья детей и подростков, а с другой -требуется внедрение в практику этой работы научных достижений и новых педагогических технологий.

И. Г. Широкова

Реализация системного подхода и межпредметных связей в преподавании химии в старших классах как основа формирования обобщённых знаний и способов деятельности учащихся

В современных условиях одна из важнейших задач среднего образования - выработка подхода, который позволяет учащемуся видеть глубокую взаимосвязь между всеми изучаемыми дисциплинами, как общеобразовательными, так и специальными, а также связь между изучаемыми дисциплинами и будущей профессией. Такой подход формирует системное мировоззрение, единое, синтезированное представление об учебном процессе и последующей работе, а также такой стиль мышления, при котором выпускник школы способен выделять и анализировать связи между различными формами деятельности и творчески использовать полученные знания, по мере необходимости расширяя их. Чтобы реализовать системный подход в обучении в средней школе, необходимо: определить основные разделы, темы, понятия соответствующего учебного предмета, методы решения задач, применяемых в данном учебном предмете; выделить методические приёмы и организовать

140


Смотрите также