Правовое обеспечение национальной безопасности что такое


Правовое обеспечение национальной безопасности

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, правовое обеспечение, нормативно-правовые акты, закон.

Национальная безопасность, и ее обеспечение в том числе, и правовое является одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. Россия как суверенное правовое государство может существовать лишь в том случае, если в ней будет обеспечено необходимое нормативно-правовое регулирование в этой важной сфере деятельности государства и общества.

В современном мире страна постоянно сталкивается с нарастающим потоком угроз национальной безопасности, охватывающих практически все области и сферы деятельности: экономическую, промышленно-технологическую, научную и научно-техническую, экологическую, внутри- и внешнеполитическую, оборонную, информационную, духовно-культурную, демографическую, национально-этническую и др. Эффективное противодействие современным угрозам становится гарантией защиты национальных интересов и всестороннего обеспечения безопасности российских граждан.

Угрозы и вызовы XXI века потребовали кардинальной перестройки всей системы национальной безопасности России. В течение последних десяти-пятнадцати лет была фактически заново сформирована система органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Вопросы обеспечения национальной безопасности получили регламентацию в целом ряде нормативно-правовых документов, в том числе, на уровне федеральных конституционных законов. Тем не менее, проблемы обеспечения национальной безопасности по-прежнему стоят достаточно остро.

Термин «национальная безопасность» появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности. Характеризуя феномен национальной безопасности, официальные документы, являющиеся основой концепции национальной безопасности Соединенных Штатов, в качестве важнейшей цели национальной безопасности называли самосохранение нации как особой культурно-исторической, политической общности, что подразумевало защиту государственного строя, национальных идеалов, традиций, стиля жизни.

В послевоенной России национальная безопасность отождествлялась с безопасностью государственной власти («политическая безопасность») и международной безопасностью («внешняя безопасность» и «военная безопасность»). С середины 80-х гг. XX в., в условиях перестройки, в понятие национальной безопасности кроме традиционных (военных и политических) аспектов стали включать и иные, в частности гуманитарные, экономические, экологические. Хотя в советское время аналогом понятия «национальная безопасность», носившего характер определенного идеологического клише, обозначавшего особую борьбу с любыми проявлениями личной и общественной жизни, наносившими ущерб коммунистической идеологии и Советскому государству, чаще всего выступало понятие «государственная безопасность». В связи с тем, что в современных условиях национальные и государственные интересы не воспринимаются как тождественные, а приоритет интересов личности и общества по отношению к интересам государства получил конституционное закрепление, понятие «государственная безопасность» утратило свое былое значение.

В 1992 году принят Закон «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране.

В Законе под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства». Хотя термин «национальная безопасность» в Законе 1992 года не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют.

Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие.

На конституционном уровне термин «национальная безопасность» отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о «государственной безопасности» или о «безопасности государства», а государство понимается как государство-нация (например, в ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 — о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 — о государственной безопасности; в ч. 1 ст. 56 — о безопасности граждан; в ч. 1 ст. 72 — об экологической безопасности)

В российском законодательстве пока, к сожалению, не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации. Требуют уточнения и классификации сферы деятельности государства по обеспечению национальной безопасности. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений соответствующих законов препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.

Основные принципы и приоритеты безопасности отражены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В ней отражены системы стратегических приоритетов, целей, задач и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства. Стратегия под национальной безопасностью Российской Федерации понимает состояние защищенности личности, от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы и достойное качество жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Системный подход к оценке всего спектра угроз национальной безопасности позволяет адекватно реагировать на них, концентрируя финансовые, экономические, интеллектуальные и иные ресурсы государства и общества на приоритетных, наиболее угрожаемых направлениях. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Под обеспечением национальной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию этим угрозам. Обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства. Деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности регламентируется правовыми актами.

Государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты: человек, гражданин, политические партии, общественные движения, организации и т. д.

Такой подход нашел свое отражение в Законе РФ «О безопасности». Однако следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. Но на практике для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация. Некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, следовательно, одни субъекты (Федеральное Собрание РФ или Президент РФ) осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (субъекты РФ, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т. е. осуществляют опосредованную деятельность.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года констатируется, что «в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности. Переход к качественно новой государственной политике предопределяет необходимость соответствующих изменений в правовой форме. Именно поэтому правовой аспект обеспечения национальной безопасности, сегодня имеет не только теоретическое значение, но и весьма существенное прикладное значение в контексте общего вопроса о правовом реформировании системы национальной безопасности Российской Федерации.

В механизме обеспечения национальной безопасности определенную роль играют объекты безопасности: личность, гражданское общество, государство. В целом, сложность структурных элементов механизма позволяют судить о сложности, процесса обеспечения национальной безопасности. Однако такой механизм не дает представления о динамике, процессе обеспечения национальной безопасности.

Существенное значение следует уделить стратегическим целям обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан это:

-        снижение уровня социального и имущественного неравенства населения;

-        стабилизация его численности в среднесрочной перспективе;

-        коренное улучшение демографической ситуации (в долгосрочной перспективе).

Все, это можно достичь путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности и. т.д.

В связи с этим, перед учеными, политиками, законодателями встает важная задача по разработке и созданию такого правового механизма национальной безопасности России, который бы позволил эффективно обеспечивать безопасность, быстро и адекватно реагировать на изменения сложившейся международной обстановки и иных факторов, прогнозировать и своевременно реагировать на все проблемы возникающие в этой области.

Литература:

1.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

2.      Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

3.      Ковальский С. Что такое национальная безопасность? // Финансовый контроль. 2002. № 6. С 26–27.

4.      Амельчакова В. Н. О соотношении категории «национальная безопасность» со смежными правовыми категориями // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 4. С. 11–14.

5.      Галузин А. Ф. О понятии «правовая безопасность» и ее принципах // Правоведение. 2007. № 6. С. 166–177.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная безопасность, Российская Федерация, общество, обеспечение, государство, государственная политика, государственная безопасность, территориальная целостность, национальная безопасность России, стратегическая цель обеспечения.

Институт права, социальногоуправления и безопасности

юрист

Специализации:

  • «Уголовно-правовая»,
  • «Гражданско-правовая»,
  • «Государственно-правовая»

Срок обучения

  • очная — 5 лет,
  • заочная — 6 лет.

Возможность ускоренного обучения на базе ВПО

Область профессиональной деятельности включает: разработку и реализацию правовых норм; правовое обеспечение национальной безопасности; обеспечение законности и правопорядка; юридическое образование и правовое воспитание.

Объектами профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности»: правотворческая деятельность: разработка нормативных правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов; правовое обеспечение служебной деятельности; обеспечение реализации актов применения права; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации норм в сфере национальной безопасности; организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения профессиональных задач; научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.

Цель подготовки по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» состоит в качественной подготовке конкурентоспособных, толерантных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем правовой культуры и правосознания, фундаментальными знаниями в области правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической и деятельности, востребованной государством и обществом. Основой для содержания подготовки выпускников в том числе, является формирование заказа работодателей, отражающего потребность регионального рынка труда в специалистах определенного профиля. Студенты изучают фундаментальные правовые дисциплины: теорию государства и права, конституционное право, финансовое право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, трудовое право, предпринимательское право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и др

Высшее образование должно идти чуть впереди запросов государства и основной упор делать на формирование специалистов с определенным набором компетенций. В этих целях организована подготовка по нескольким специализациям. Студенты определяются со специализацией на третьем курсе, что позволяет им сделать выбор, обусловленный направлением будущей профессиональной деятельности. Специализация служит средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности студентов, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Уголовно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правоохранительных органов и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в правоохранительных органах всех уровней, а также в органах государственной власти в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники готовятся для работы по обеспечению национальной безопасности и обеспечения законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Решаются задачи формирования у студентов необходимых профессиональных навыков в борьбе с преступностью, способности выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению. На это направлено изучение таких дисциплин, как организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений, вопросы квалификации преступлений, уголовно-процессуальное доказывание, преступление против порядка управления, коррупционные преступления.

Гражданско-правовая специализация обеспечивает более углубленное изучение правовых институтов в области регулирования гражданско-правовых отношений в сфере обеспечения национальной безопасности. Основная цель гражданско-правовой специализации подготовка выпускников для оказания содействия в реализации гражданских прав и законных интересов граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. В подготовке студентов отражены тенденции экономического развития современного общества, на это направлено изучение таких дисциплин, как право интеллектуальной собственности, судебная практика по гражданским делам, потребительское право, конкурсное право, инвестиционное право.

Государственно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правовых институтов в публично-правовых отношениях и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в органах государственной власти и местного самоуправления в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники специализации готовятся для работы по обеспечению деятельности политических партий и общественных организаций; для работы в избирательных комиссиях всех уровней; аппаратах уполномоченных по правам человека, правам детей, правам предпринимателей, органах социального обеспечения. В подготовке студентов предусмотрено изучение таких дисциплин как избирательное право и процесс, конституционное правосудие, проблемы российского федерализма, гражданство и проблемы миграции и др.

Практики

В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов и специальных дисциплин, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Основной формой выполнения этой задачи, прежде всего, является эффективная организация всех видов практики, предусмотренных учебным планом. В целях организационного обеспечения, заключены длительные договоры с правоохранительными органами, министерствами и ведомствами, являющимися основными базами практик. Практика позволяет познакомиться с организацией работы соответствующих органов, предприятий и учреждений, с их сотрудниками и служащими, проявить себя, создать благоприятные условия для последующего трудоустройства.

Правовое обеспечение национальной безопасности

Президент Российской Федерации В.В. Путин постоянно подчеркивает, что обеспечение национальной безопасности остается приоритетной задачей правительства РФ в условиях соседства с перенаселенными и отягощенными проблемами регионами.

Учитывая это, Министерство образования и науки Российской Федерации приказом №39 от 17 января 2011 года утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» (квалификация «специалист»).

Подготовка по этой специальности дает Вам высшие юридическое образование по программе специалитета в лучших традициях национальной системы высшего профессианального образования. Кроме этого Вы получите серьезную специальную (силовую) подготовку и будете готовы обеспечивать конституционный порядок и законность, не только убедительным словом, но и делом, используя для решения профессиональных задач табельное оружие, специальные средства и технику. Вы получите необходимые в профессиональной деятельности навыки работы с конфиденциальной информацией, овладеете методами защиты государственной тайны и соблюдения режима секретности. Кроме этого, Вы получите практические навыки применения основных видов вооружения и специальной техники, освоите тактику индивидуальных и групповых действий с их использованием. Вы будете готовы к выполнению оперативно-служебных задач в особых условиях, в чрезвычайных обстоятельствах в военное время.

Рекомендуем посмотреть

Вступительные испытания

Обязательный экзаменРусский язык
Профильный экзаменОбществознание
Дополнительный экзаменИстория

Сферы деятельности наших выпускников

  • Органы государственной власти и управления России;
  • Органы и подразделения МВД России;
  • Органы, подразделения и войсковые части ФСБ России;
  • Органы, подразделения и войсковые части Национальной Гвардии России;
  • Органы и подразделения ФСИН Минюста России;
  • Органы и подразделения службы судебных приставов России;
  • Органы и подразделения Следственного Комитета России;
  • Прокуратура России;
  • Адвокатура России;
  • Службы собственной безопасности предприятий, организаций, холдингов, банков;
  • Частные охранные предприятия и сыскные агенства.

Занятия со студентами проводят высококвалифицированные профессора и преподаватели, имеющие за плечами опыт практической работы в органах, обеспечивающих национальную безопасность России.

В перечень обязательных для изучения дисциплин входят:

  • Теория национальной безопасности
  • Оперативно-розыскная деятельность
  • Личная безопасность сотрудников правоохранительных органов
  • Предупреждение коррупции в органах государственой власти и управления
  • Борьба с незаконным оборотом наркотиков
  • Оперативное обеспечение противодействия наркотрафику
  • Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия
  • Правовые средства борьбы с терроризмом и экстремизмом
  • Расследование экономических и служебных преступлений
  • Документооборот в органах, обеспечивающих национальную безопасность
  • Обеспечение режима секретности и защиты государственной тайны
  • Особенности назначения и исполнения уголовного наказания
  • Правовое регулирование частной охранной деятельности
  • Тактико-специальная подготовка
  • Огневая подготовка
  • Тактика применения специальных средств

На практических занятиях при подготовке специалистов по данному направлению формируются способности применения психологических средств и методов, а также вырабатываются навыки профессиональной деятельности в области защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности при решении профессиональных задач.

Занятия, помимо учебных аудиторий и лекционных залов, проводятся в центре специальной подготовки: 

  1. в лаборатории цифровой фотографии
  2. в кабинете криминалистики
  3. в кабинете специальной техники
  4. в классе огневой подготовки
  5. в классе тактико-специальной подготовки
  6. в компьютерных классах 
  7. в кабинете первой медицинской помощи 
  8. в универсальном тире для стрельбы из огнестрельного оружия 
  9.  в 3-х специализированных спортивных, хорошо оснащенных залах для прохождения специальной физической подготовки.

К услугам студентов читальные залы библиотеки университета и специальная библиотека литературы ограниченного доступа. Ознакомительная и преддипломная практики проходят в органах государственной власти и управления, в подразделениях правоохраниетльных органов и силовых структур. 

Получение этой специальности позволит стать специалистом, готовым обеспечивать национальную безопасность России, защищать законные права и интересы ее граждан не только силой убедительных аргументов, но и более действенными способами!


Смотрите также