Правовые меры обеспечения радиационной безопасности


Правовые меры обеспечения радиационной безопасности - Экология

ФЗ «О радиационной безопасности населения»от 09.01.1996 № 3-ФЗ. Настоящий ФЗ определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В целях настоящего ФЗ применяются следующие осн. понятия: радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; естественный радиационный фон - доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон - естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляеся согласно ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, к. не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим ФЗ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с К РФ составной частью правовой системы РФ. Если международным РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательство РФ в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

Радиационная безопасность обеспечивается проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера, осуществлением органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, др. юр. лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности ;информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

27. Экологическое правонарушение: понятие, виды, состав.

Экологическая ответственность – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Экологич. ответственность возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды и из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, а также имеет две формы, образующие институт экологической ответственности – экономическую и юридическую. Первая базируется на правомерной деятельности и регулируется экономич. методами, т.е. материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов, вторая порождается неправомерными деяниями и регулируется административно–правовыми методами. В основе экологич. ответственности лежит экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. В состав экологического правонарушения входят: субъект, объект, субъективная и объективная стороны.

Субъектами экологического правонарушенияявляются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане) и юридические лица (предприятия, организации – государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные).

Субъективной стороной экологическогоправонарушенияявляется вина причинителя вреда, которая определяет отношение нарушителя к совершенному им деянию. Возможны две формы вины: 1. умысел (прямой и косвенный) ст. 25 УК РФ. При умышленном нарушении законов об охране природной среды виновный осознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел); 2. неосторожность (небрежность и легкомыслие) ст. 26 УК РФ. Виновный понимает, что нарушает правила охраны природы, но относится к этому безразлично (небрежность), либо надеется, не имея к этому достаточных оснований избежать вредных последствий (легкомыслие).

Например: самовольная порубка леса, незаконная охота, незаконный лов рыбы может быть совершено только с прямым умыслом, а несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, нарушение требований использования химических веществ в сельском хозяйстве только по неосторожности.

Объектом экологического правонарушенияявляются общественные отношения по рациональному экологопользованию, сохранению благоприятной для человека природной среды от загрязнения, истощения и разрушения и обеспечению экологической безопасности общества.

Объективной стороне экологического правонарушенияприсущи три признака: противоправность деяния, причинение вреда или наступления реальной угрозы его причинения и причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки (дисциплинарные, административные и гражданско–правовые) и преступления. За их совершения физические лица могут нести дисциплинарную, административную, гражданско–правовую, уголовную ответственности, а юридические лица административную и гражданско–правовую ответственности. По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

- По характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

- По характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- По степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности

Описание

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности всегда было приоритетной и важной задачей не только для отрасли, но и для государства, в целом. Утверждёнными Президентом Российской Федерации программой развития атомной отрасли Российской Федерации и Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности установлено, что обеспечение ядерной и радиационной безопасности России соответствует наиболее приоритетным задачам социально-экономического развития и является одной из важнейших составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Целью исследования: изучить правовые мер обеспечения ядерной и радиационной безопасности в РФ.

СодержаниеВведение…………………………………………………………3Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности ……………………………………5Полномочия Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности …………..……………………….………9Полномочия субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности ………………………11Принцип обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………13Пути обеспечения радиационной и ядерной безопасности……………………………………………………15 Заключение……………………………………………………..17

Список использованной литературы………………………….18

Правовые меры обеспечения радиационной безопасности

ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ. Настоящий ФЗ определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В целях настоящего ФЗ применяются следующие осн. понятия: радиационная безопасность населения- состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; естественный радиационный фон- доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон- естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасностиосуществляеся согласно ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, к. не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим ФЗ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с К РФ составной частью правовой системы РФ. Если международным РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательство РФ в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности.

Радиационная безопасность обеспечиваетсяпроведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера, осуществлением органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, др. юр. лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности ;информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

27. Экологическое правонарушение: понятие, виды, состав.

Экологическая ответственность– обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное экологическое правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права. Экологич. ответственность возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды и из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, а также имеет две формы, образующие институт экологической ответственности – экономическую и юридическую. Первая базируется на правомерной деятельности и регулируется экономич. методами, т.е. материальной заинтересованностью загрязнителя в сокращении отходов, вторая порождается неправомерными деяниями и регулируется административно–правовыми методами. В основе экологич. ответственности лежит экологическое правонарушение– виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. В состав экологического правонарушения входят: субъект, объект, субъективная и объективная стороны.

Субъектами экологического правонарушения являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане) и юридические лица (предприятия, организации – государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные).

Субъективной стороной экологическогоправонарушения является вина причинителя вреда, которая определяет отношение нарушителя к совершенному им деянию. Возможны две формы вины: 1. умысел (прямой и косвенный) ст. 25 УК РФ. При умышленном нарушении законов об охране природной среды виновный осознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел); 2. неосторожность (небрежность и легкомыслие) ст. 26 УК РФ. Виновный понимает, что нарушает правила охраны природы, но относится к этому безразлично (небрежность), либо надеется, не имея к этому достаточных оснований избежать вредных последствий (легкомыслие).

Например: самовольная порубка леса, незаконная охота, незаконный лов рыбы может быть совершено только с прямым умыслом, а несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, нарушение требований использования химических веществ в сельском хозяйстве только по неосторожности.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по рациональному экологопользованию, сохранению благоприятной для человека природной среды от загрязнения, истощения и разрушения и обеспечению экологической безопасности общества.

Объективной стороне экологического правонарушения присущи три признака: противоправность деяния, причинение вреда или наступления реальной угрозы его причинения и причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на проступки (дисциплинарные, административные и гражданско–правовые) и преступления. За их совершения физические лица могут нести дисциплинарную, административную, гражданско–правовую, уголовную ответственности, а юридические лица административную и гражданско–правовую ответственности. По видам природных ресурсов, которым причиняется ущерб, выделя­ются земельные, лесные, водные правонарушения, нарушения законода­тельства о недрах, о животном мире, атмосферном воздухе и т. д.;

- По характеру причиненного вреда - загрязнение окружающей природ­ной среды и отдельных природных объектов (лесов, вод, недр, земель и др.); порча, повреждение, уничтожение природных объектов (порча земель, унич­тожение животных, занесенных в Красную книгу, повреждение лесов сточны­ми водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бы­товыми отходами и др.); истощение природных ресурсов (истощение поверхностных и подземных вод, выборочная отработка богатых участков ме­сторождений полезных ископаемых, приводящая к их необоснованным поте­рям и др.); нерациональное использование природных ресурсов (например, бесхозяйственное использование воды, нерациональное использование сель­скохозяйственных земель и др.);

- По характеру применяемых санкций, то есть в зависимости от вида на­ступающей ответственности, - уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и иные правонарушения;

- По степени общественной опасности - экологические преступления (уголовные правонарушения) и экологические проступки (административ­ные, гражданские, дисциплинарные правонарушения).

Правовые меры обеспечения ядерной и радиационной безопасности

Полномочия  субъектов Российской Федерации  в области радиационной и ядерной безопасности

  К полномочиям субъектов Российской Федерации в области радиационной и ядерной безопасности относятся:

  • участие в реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;
  • управление радиационной и ядерной безопасностью на территории субъекта Российской Федерации;
  • разработка нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;
  • разработка, принятие и реализация региональных (территориальных) программ в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, в том числе программ снижения уровней облучения населения за счет природных источник ионизирующего излучения  ;
  • контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории и учет доз облучения населения;
  • организация на территории субъекта Российской Федерации радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территорий с ежегодным заполнением радиационно-гигиенических паспортов;
  • организация и обеспечение функционирования региональной системы контроля и учета доз облучения жителей в рамках единая система контроля и учёта индивидуальных доз облучения граждан ;
  • введение особых режимов проживания и деятельности населения в зонах радиоактивного загрязнения;
  • реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
  • организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы и возникновения радиационной аварии;
  • обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности;
  • проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной и ядерной безопасности;
  • участие в принятии решений о размещении на соответствующей территории организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источник ионизирующего излучения  или делящиеся материалы;
  • контроль за ввозом источник ионизирующего излучения  и делящихся материалов на подведомственную территорию, их вывозом за пределы этой территории и их транзитом;
  • информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;
  • другие полномочия в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Принципы обеспечения  радиационной и ядерной безопасности

      Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

  • принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источник ионизирующего излучения , при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
  • принцип нормирования - не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источник ионизирующего излучения;
  • принцип оптимизации – поддержание доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источник ионизирующего излучения на возможно низком уровне, достижимом с учетом экономических и социальных факторов.

    При радиационной  аварии система обеспечения радиационной  безопасности населения основывается  на следующих принципах:

  • обеспечение максимальной защиты населения;
  • намечаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
  • виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за вычетом вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

     Контроль  над реализацией основных принципов  должен осуществляться путем  проверки выполнения следующих  требований:

Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источник ионизирующего излучения  и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источник ионизирующего излучения , а также при изменении условий их эксплуатации.

При наличии альтернативных возможностей должны рассматриваться польза и вред от факторов радиационной и нерадиационной природы.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится  не к источнику ионизирующего излучения  и условиям облучения, а к защитному мероприятию. В качестве величины пользы следует использовать предотвращенную данным мероприятием дозу и соответствующий этой дозе предотвращенный прогнозируемый вред. В качестве меры прогнозируемого вреда используется ожидаемое число потерянных лет полноценной жизни, обусловленное облучением при данной радиационной аварии, при этом принимается, что коллективная доза равная 1 человека- МкВ, приводит к потере 1 человека- года полноценной жизни в данной совокупности людей.

Мероприятия, направленные на восстановление утраченного контроля над источник ионизирующего излучения , должны проводиться в любом случае и в обязательном порядке.

Принцип нормирования, требующий не превышения установленных Регламентом пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных Регламентом), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов.

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз  действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации  должен применяться к защитному  мероприятию с учетом предотвращаемой  дозы облучения и рисков нерадиационного происхождения, связанных с вмешательством.

     Основными  принципами обеспечения ядерной  безопасности являются:

  • принцип нераспространения – обеспечение таких условий производства, хранения и использования делящихся материалов, которые бы гарантировали невозможность их несанкционированного распространения и использования;
  • принцип безопасности - обеспечение таких условий производства, хранения и использования ядерных материалов и изделий на их основе, а также переработки и захоронения содержащих их отходов, при которых системой технических решений в конструкции изделий и технологии обращения с ними исключается возможность нерегламентированной цепной реакции ядерного деления.

Пути обеспечения  радиационной и ядерной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

  • введением требований системы технического регулирования с нормами, нормативами и правилами обеспечения радиационной безопасности в статусе федерального закона;
  • государственным управлением в области применения источник ионизирующего излучения; государственной регистрацией источник ионизирующего излучения; государственным надзором за обеспечением безопасности при всех видах обращения с источник ионизирующего излучения; эффективностью всех форм оценки соответствия;
  • проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
  • осуществлением органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению требований технических регламентов в области радиационной безопасности;
  • информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
  • обучением населения мерам обеспечения радиационной безопасности.

     Для исключения опасного и вредного воздействий облучения вводятся основные пределы доз и система производных нормативов от основных пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей. В целях гарантий не превышения основных пределов доз при наличии нескольких техногенных источник ионизирующего излучения для радиационных объектов 1 категории должны устанавливаться дозовые квоты для населения. Дозовая квота (максимальная годовая эффективная доза облучения критической группы населения за счет нормальной эксплуатации радиационного объекта) для радиационного объекта не должна превышать 0,3 мкВ/год. Для обеспечения ядерной безопасности должны выполняться следующие требования:

  • все делящиеся материалы должны находиться в федеральной собственности;
  • все делящиеся материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля делящихся материалов;
  • при всех видах обращения с делящимися материалами должны обеспечиваться условия, исключающие возможность возникновения самопроизвольной цепной реакции ядерного деления;
  • в изделиях конструкционного предназначенных для инициирования цепных реакций ядерного деления и синтеза, должно быть конструкцией изделий исключено нерегламентированное энергические выделения за счет цепных реакций ядерного деления в случае аварии или несанкционированного внешнего воздействия на изделие;
  • при всех видах обращения с делящимися материалами и изделиями на их основе должны обеспечиваться меры физической защиты, исключающие возможность утраты, хищения или несанкционированного использования материалов и изделий.

   Требования к обеспечению ядерной безопасности на всех этапах обращения с делящимися материалами, в том числе требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в части технической безопасности источников, вводятся специальными техническими регламентами.

                                Заключение

      В ходе исследования были изучены специальные юридические книги, нормативно – правовые акты, а так же научные труды отечественных ученых в области правового обеспечения ядерной и радиационной безопасности.       Правовые нормы должны закреплять основные сферы деятельности в области использования атомной энергии, должны быть направлены на сбалансированность политических, экономических, оборонных, а также социальных и экологических интересов государства в этой области; прав и охраняемых законом интересов отдельных его граждан. Конечной задачей правового регулирования в области ядерной и радиационной безопасности является обеспечение безопасности для человека и окружающей природной среды.     

     На всей территории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.        Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обеспечивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.         Общие принципы, требования и основные направления обеспечения радиационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в данной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нормативными актами.         Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том числе от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. ФЗ РФ от 09.01.1996г №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». 

          Список использованной литературы

  1. Конституция РФ от 22 декабря 1993 г.
  2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. №3.
  3. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. №48.
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
  5. Федеральный закон Общий технический регламент «Ядерная и радиационная безопасность» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
  6. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации.
  7. Боголюбов С.А. Экологическое право//Москва, 2008 г.
  8. Румянцева Н.В. Экологическое право России 3-е издание Закон и право//Москва, 2007 г.
  9. Московская Государственная Юридическая Академия, Экологическое право//Учебник//Москва, 2008 г.
  10. Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». http://www.fcp-radbez.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=159&Itemid=211 


Смотрите также