Правовые основы обеспечения радиационной безопасности


Основы Российской системы обеспечения радиационной безопасности.

Безопасность обращения с радиоактивными веществами обеспечивается соблюдением норм и правил, которые являются итогом многочисленных научных исследований и учитывают опыт практической деятельности.

В России обеспечение радиационной и ядерной безопасности основывается на Федеральных законах:

- Об использовании атомной энергии. Этот Закон является фундаментом атомного российского права и определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности.

- О радиационной безопасности населения. Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности (РБ) населения в целях охраны его здоровья В Законе сформулированы принципы обеспечения РБ, определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и общественных объединений, определена ответственность за невыполнение требований к обеспечению РБ. Во исполнение этого закона выпущены постановление Правительства РФ и приказ Минздрава РФ, предусматривающие создание в РФ единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.

- Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии. Закон устанавливает административную ответственность организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии, он призван способствовать повышению эффективности государственного регулирования безопасности, направлен на усиление защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды.

— О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия.

Кроме этих законов, напрямую определяющих права и ответственность в области использования ядерной энергии и обеспечения радиационной безопасности, существует ряд Федеральных законов, направленных на защиту окружающей среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности граждан, которые учитывают и радиационный фактор.

• Об охране окружающей природной среды. Закон направлен на укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности, сохранение природы и ее богатств, являющихся национальным достоянием народов России, естественной основой их здоровья, устойчивого социально-экономического развития и благосостояния.

• Об экологической экспертизе.

• Об охране атмосферного воздуха.

• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• О промышленной безопасности производственных объектов.

• О лицензировании отдельных видов деятельности.

• О гражданской обороне.

Кроме того, деятельность в атомной сфере опирается на международные договоры и соглашения (нормативно-правовые акты), ратифицированные Россией.

Основы государственного управления и надзора

Минатом

Подавляющее большинство ядерно- и радиационно опасных объектов находятся в подчинении Минатома (Министерства по атомной энергии Российской Федерации), которое несет ответственность за их безопасность. В этой связи Минатом России решает следующие основные задачи:

- Обеспечение экологической безопасности, непревышение научно обоснованного уровня радиационного воздействия на население и окружающую природную среду в зонах влияния деятельности предприятий и организаций ядерно-промышленного комплекса (ЯПК).

- Охрана окружающей среды от вредного воздействия техногенных факторов, рациональное использование природных ресурсов и ядерных материалов.

- Устранение экологических последствий и вреда, нанесенного природной среде предприятиями и организациями ЯПК при создании ядерного оружия и вследствие радиационных аварий.

Основные мероприятия Минатома, обеспечивающие охрану окружающей среды:

• нормирование потребления природных ресурсов, сырья, материалов, образования отходов, выбросов и сбросов радиоактивных и вредных химических веществ в окружающую среду, вредных физических воздействий;

• экологический аудит;

• сертификация оборудования, изделий и технологий;

• экологическая экспертиза плановой, предпроектной, проектной документации и важнейших управленческих решений;

• лицензирование экологически опасных (и ответственных) видов деятельности.

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии также возложено на следующие федеральные органы исполнительной власти:

■ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);

■ Министерство здравоохранения Российской Федерации;

■ Федеральный горный и промышленный надзор России;

■ Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Комбинаты «Радон»

Безопасность обращения с радиоактивными отходами в военной и энергетической сфере обеспечивается в основном системой Минатома. Безопасность РАО относительно невысокого уровня, образующихся в других (неэнергетических) сферах применения радионуклидов, обеспечивается системой спецкомбинатов «Радон». Она была создана в начале 60-х годов и построена по территориальному принципу, то есть каждый из комбинатов обслуживает предприятия своего региона независимо от его ведомственной принадлежности. В настоящее время работают 16 спецкомбинатов «Радон», 14 из которых (Волгоградский, Грозненский, Ленинградский, Иркутский, Казанский, Мурманский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Саратовский, Ростовский, Челябинский, Свердловский и Хабаровский) находятся в ведении Госстроя России, МосНПО «Радон» - в ведении Правительства Москвы, и еще один - в ведении Правительства Республики Башкортостан.

Основными функциями спецкомбинатов являются:

- сбор, транспортировка, размещение и долговременное хранение радиоактивных отходов низкой и средней активности;

- радиоэкологическое обследование и дезактивация участков радиоактивного загрязнения территорий;

- ликвидация последствий радиационных аварий.

Все комбинаты «Радон» оборудованы специализированными хранилищами приповерхностного типа.

Наиболее крупным из комбинатов является Московское научно-производственное объединение «Радон», которое несет ответственность за обеспечение радиационной безопасности населения Центрального региона России (Москва, Московская область и десять прилегающих областей), где располагаются около 2600 организаций, имеющих дело с радиоактивными материалами. Количество радиоактивных отходов, вывоз и обезвреживание которых осуществляет МосНПО «Радон», составляет около 80% отходов этого класса в стране.

Второй по величине Ленинградский спецкомбинат расположен вблизи Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор) и обслуживает предприятия и организации Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карельской Республики, Мурманской, Архангельской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областей.

Росгидромет

Глобальный контроль за радиоактивным загрязнением объектов окружающей среды на территории России осуществляется системой радиационного мониторинга Росгидромета (полное название - «Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»). Эта система базируется на пунктах наблюдения за мощностью экспозиционной дозы (около 1300), радиоактивными атмосферными выпадениями (около 400), радиоактивными аэрозолями (более 50), содержанием трития в атмосферных осадках (более 30), концентрацией 90Sr в водах рек, пресных водоемов (более 40) и морей (15). Мониторинг радиоактивного загрязнения природной среды в системе Росгидромета выполняется систематически и регулярно, и его результаты открыты обществу (в частности, ежегодники Росгидромета «Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств», ежегодные Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации»).

Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня.

Госатомнадзор

Главные функции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в России осуществляет Госатомнадзор (ГАН, полное название «Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности»). Это федеральный орган исполнительной власти (то есть независимый от Минатома и других организаций, подчиняющийся только Правительству России), который отвечает за безопасность использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения. Инспекторы ГАН анализируют все аспекты радиационно или ядерно-опасного производства (или его строительства), и любая деятельность, связанная соответствующими технологиями, ведется только с разрешения ГАН и под его контролем.

Кроме ГАН предприятия, использующие радиоактивные вещества, подчиняются целому ряду других государственных структур, которые анализируют степень радиационной опасности, осуществляют регистрационную деятельность, выдают лицензию на работу с источниками ионизирующего излучения, контролируют соблюдение норм безопасности и в большинстве случаев обладают правом применения санкций и принудительных мер вплоть до полного прекращения использования технологии или другой деятельности. Это в первую очередь Госсанэпиднадзор, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов (МПР), Российская академия наук (РАН) и другие.

Госсанэпиднадзор

К компетенции Госсанэпиднадзора (ГСЭД, полное название «Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения») относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды, поэтому в обязанности этого ведомства входит контроль загрязнений, в том числе радиационных.

Госсанэпиднадзор имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями, и осуществляет:

- радиационно-гигиенический мониторинг на поднадзорных территориях: содержание радионуклидов в глобальных выпадениях, продуктах питания, воде (в том числе питьевой) и других объектах окружающей среды;

- контроль за радиационно опасными объектами: качество воздуха на границе санитарно-защитной зоны, выбросы и сбросы предприятий, качество воздуха внутри помещений, в частности, в рабочей зоне предприятий;

- дозиметрический контроль жилых помещений: радиационный фон, содержание радионуклидов в строительных материалах, контроль содержания радона;

- работу по радиационно-гигиенической паспортизации предприятий.

Правовое регулирование радиационной безопасности населения при использовании атомной энергии тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.06, кандидат юридических наук Агибалов, Александр Николаевич

Актуальность темы исследования. С развитием атомной промышленности и интенсивным использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ в мирных и оборонных целях в СССР сложилась неблагополучная для населения радиационная обстановка. В период советской социалистической действительности государством радиационной безопасности населения придавалась политическая окраска и рассматривалась в узко ведомственных интересах. Эта проблема носила исключительную государственную секретность и, соответственно, порождала недоступность информации о состоянии радиационной безопасности, техногенных источниках радиоактивного загрязнения территорий, облучения населения и методов их реабилитации.

Происшедшая в 1986 году катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции серьезно подорвала доверие населения к развитию объектов атомной энергетики. Авария на Чернобыльской АЭС подвергла радиоактивному загрязнению множество населенных пунктов и в Российской Федерации, что потребовало срочного принятия специального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»1.

Причины и последствия аварии на Чернобыльской АЭС были широко обсуждены на различных научных конференциях, симпозиумах и в средствах массовой информации. При этом гражданам страны и мировой общественности стала наконец доступна и официальная информация о том, что радиоактивному загрязнению подверглись не только территория РФ, но и иных стран. Кроме того, выявлено, что радиоактивное загрязнение территории РФ происходило и от других радиационных источников, создавших радиационное неблагополучие населения во многих регионах Российской Федерации.2 При этом также выявлено отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению управления охраной окружающей среды и здоровью населения от всех источников ионизирующего излучения и видов обращения с ними.

Указанные события, факты сформировали угрозу национальной безопасности и повлияли на ускоренную разработку и принятие специальных законов, на совершенствование нормативов и правил по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, на установление физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и пунктов их хранения. Разработаны и совершенствуются целевые программы развития атомной энергетики и обеспечения безопасности при использовании атомной энергии, реабилитации населения и территорий, пострадавших вследствие неэкологической деятельности ряда научных и производственных объединений, использовавших ядерные материалы и ядерные установки, радиоактивные вещества и иные источники ионизирующего излучения.3

В условиях продолжающегося развития атомной энергетики и широкого использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, применения источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ) в научных исследованиях и во многих отраслях народного хозяйства: медицине, промышленности, сельском хозяйстве, продолжает сохраняться актуальность проблемы правового регулирования отношений обеспечения ядерной и радиационной безопасности

См.: Ларько О. «Что случилось в сентябре на Урале» // Российская газета.от И) сентября 2000-года 2ооо, л

4.Федеральный закон “о радиационной безопасности населения” (1995) характеризует правовые основы обеспечения радиационной безопасности

5. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

7. Закрытые повреждения мягких тканей.(ушибы, растяжения, вывихи суставов)

К закрытым повреждениям относят ушибы мягких тканей, растяжения, разрывы, вывихи и переломы. Закрытые повреждения могут наблюдаться не только в поверхностных тканях, но и в органах, расположенных в брюшной и грудной полостях, а также в полости черепа и сустава.

Ушиб. Ушибом называется механическое повреждение мягких тканей или органов, не сопровождающееся нарушением целости кожных покровов.

Ушиб возникает при ударе тупым предметом по какому-нибудь участку тела (чаще всего конечность, голова) или, наоборот, при падении на твердый предмет. Степень повреждения при ушибе определяется величиной и тяжестью травмирующего предмета, его консистенцией, силой, с которой наносится повреждение, видом тканей, подвергшихся ушибу, и их состоянием.

Ушибу могут сопутствовать другие более тяжелые повреждения (перелом, вывих, повреждение внутренних органов и т д.) Патологоанатомические изменения при ушибе во многом определяются местом повреждения, общим состоянием больного, его возрастом и рядом других обстоятельств.

Для ушиба характерны такие симптомы, как боль, припухлость тканей, кровоподтек, нарушение функций.

Боль зависит от силы удара и места повреждения. Очень сильные боли наблюдаются при ушибах надкостницы, крупных нервных стволов и сплетений, рефлексогенных зон.

Припухлость тканей обусловливается пропитыванием их жидкой частью крови (асептическое воспаление), лимфой.

Кровоподтеки возникают при множественных разрывах мелких сосудов. Излившаяся кровь приводит к диффузному пропитыванию тканей, особенно рыхлой подкожной жировой клетчатки, что проявляется в виде синего пятна (синяк на коже). Иногда кровь расслаивает ткани, образуя гематомы. По мере рассасывания кровоподтека вследствие разрушения гемоглобина цвет его последовательно меняется на багровый, зеленый, а затем желтый.

В результате припухлости, кровоизлияний и боли происходит нарушение функции тканей и органов.

1-я помощь:

Поскольку боль зависит от степени кровоизлияния и связанным с этим давлением на нервные окончания, необходимы меры, способствующие уменьшению кровотечения. С этой целью применяют холод на место ушиба в виде пузыря с холодной водой или льдом. Для уменьшения кровоподтека можно наложить давящую повязку, такая повязка показана при ушибах области суставов. Боли, как правило, усиливаются при движении, поэтому необходима иммобилизация, т е. создание покоя, особенно при травмах верхних и нижних конечностей. Для быстрого рассасывания крови на 4—5-е сутки после травмы рекомендуется применение тепловых процедур, грелка, согревающие компрессы, физиотерапевтические методы: УВЧ, затем диатермия.

Растяжение. Под растяжением следует понимать чрезмерное перенапряжение тканей под влиянием внешней силы, действующей в виде тяги.

В результате внешнего воздействия суставные поверхности временно расходятся за пределы физиологической нормы, при этом суставная сумка и укрепляющие ее связки и мышцы не повреждаются. Часто наблюдается растяжение связок голеностопного сустава, например, при подвертывании стопы во время падения, особенно в зимнее время. Растяжение и частичный надрыв связок и кровеносных сосудов сопровождаются припухлостью в области сустава, возникающей в результате кровоизлияния и асептического воспаления. Кровоизлияние в первые дни может быть малозаметным и проявляется в более поздние сроки в виде темно-багровых пятен. Движения в суставе возможны, но болезненны и значительно ограничены. Нагрузка по оси конечности безболезненна.

1-я помощь:

При растяжении, так же как и при ушибе, для уменьшения кровоизлияния в первые часы применяют пузырь со льдом, холодные компрессы, с 3-го дня — тепловые процедуры. Одновременно необходимо создание покоя, приподнятое положение конечности, наложение мягких давящих повязок. После проведения всех этих процедур все явления проходят примерно через 10 дней.

Вывих сустава. Это стойкое смещение суставных концов костей, которое сопровождается повреждением связочно-капсульного аппарата сустава и нарушением функции конечности.

Учитывая, какая кость вышла (вывихнулась), говорят о вывихе плеча, бедра или костей предплечья и т.д. Считается, что происходит вывих той кости, суставная поверхность которой располагается дистальнее (дальше) в отношении других костей, принимающих участие в формировании данного сустава. Исключение составляет позвоночник, смещается верхний позвонок по отношению к нижележащему.

Классификация:

1.По срокам: свежий вывих (давность травмы менее 3 суток), несвежий вывих (давность травмы до 14 дней), застарелый вывих - давность травмы свыше 2-3 недели.

2. Открытый и закрытый вывихи.

3. Полный и неполный вывихи.

1-япомощь: Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно – это может привести к еще большему травмированию окружающих тканей! Зафиксируйте неподвижно конечность, если это возможно, приложите лед на место травмы (обернув его предварительно в полиэтиленовый пакет и ткань)

Срочно доставить пострадавшего в клинику.

Правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности, Безопасность жизнедеятельности - Реферат

Содержание

В Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности, которые необходимо знать, так как они касаются личной безопасности каждого. Так, во второй статье мы видим, как выполняется правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности. В документе прописаны мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, что является частью общего исполнения закона. Более того, во второй главе прописаны полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Третья глава посвящена государственному управлению в области обеспечения радиационной безопасности, государственному надзору и контролю над её обеспечением, что так необходимо для реализации любого закона на федеральном уровне

Выдержка из текста

Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного повышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, и устраняет угрозу «энергетического голода». АЭС меньше загрязняют окружающую среду вредными веществами, используют в высшей степени транспортабельное топливо.

Однако, несмотря на энергоёмкость АЭС, эта отрасль является чрезвычайно опасной. Именно поэтому она выдвигает повышенные требования к уровню общей культуры в области безопасности всего населения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 (ред. от 19.07.2011).

2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 (ред. от 25.11.2013).

3. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009).

4. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010).

5. Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-2003).

6. Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций (ПРБ АС-99).

7. Осипов Ю. С. «Большая Российская энциклопедия», изд. Рубрикон, 2012 год, 748 страниц.

8. Мархоцкий Я. Л. «Основы радиационной безопасности населения», изд. Высшая школа, 2011 год, 224 страницы.

9. Юрасова Т.И. «Основы радиационной безопасности», изд. АТиСО, 2009 год, 112 страниц.


Смотрите также