Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта


Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации

транспортных средств

3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта

4. Иные транспортные преступления

  1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатациитранспорта

Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.

В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.

В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.

Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только

техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности.

При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям. Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в

эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств. В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.

Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта

призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России.

В последние годы в нашей стране принят ряд важных законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе назовем Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за

осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

В разделе IX Особенной части УК 1996 г. выделена специальная, 27-я глава, посвященная преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Она включает восемь составов преступлений. В

доктрине уголовного права и следственно-судебной практике такие преступления чаще называются транспортными преступлениями, и в последующем изложении материала мы будем пользоваться этим понятием.

Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений

является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.

Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.

С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.

Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за

транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т. п.

Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270 УК РФ).

Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268 УК РФ).

Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.

С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267 УК РФ, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270 УК РФ).

Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию).

С учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений мы выделим:

1) преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных

средств (ст. 263—264, 271 УК РФ);

2) преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта

(ст. 266—268, 270 УК РФ);

3) иные транспортные преступления (ст. 269 УК РФ).

  1. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатациитранспортных средств

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ).

Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.

Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного

транспорта.

Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.

Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава.

К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации.

К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.

Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.

Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).

К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352.

Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.

Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также

другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.

Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994 г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.

Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.

К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК РФ).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта,

повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.

Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263 УК РФ) относится к категории преступлений небольшой тяжести.

В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Такое преступление относится к категории преступлений средней тяжести.

В ч. 3 ст. 263 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по

степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.

Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.

Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 28 июня 2002 г. № 472), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.

В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная

федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.

Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 УК РФ речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством.

Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако, отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК РФ о преступлениях против жизни и

здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ).

Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264 УК РФ, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается

как тяжкое.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным

объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.

С объективной стороны это преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.

В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.

В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р.

Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.

Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.

С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.

Субъектом этого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.

Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл.27).

  1. Понятие и виды.

  2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортна (ст.264).

  3. Недоброкачественный ремонт ТС и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст.266)

  4. Приведение в негодность ТС или путей сообщения.

Вопрос №1.

Все преступления данной главы можно разделить на 2 группы:

  1. Преступления, связанные с использованием ТС, что предполагает вождение и эксплуатацию ТС (ст.263-266, 271).

Вождение предполагает управление ТС в процессе его движения.

Под эксплуатацией понимается комплекс организационных, технических и иных мер по обеспечению использования транспорта в соответствии с его назначением.

  1. иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст.267-270).

Все составы преступлений, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, за исключением двух – ст.270 (неоказание помощи капитаном судна) и ст.271 (нарушение правил воздушных полетов) – имеют материальную конструкцию. Для окончания состава необходимо наступление последствий.

Рассматриваемые преступления за исключением вышеназванных (ст.270, 271) являются неосторожными, что специально подчеркнуто законодательным указанием на причинение вреда именно по неосторожности.

Вопрос №2. Ст.264 – нарушение ПДД и (или) эксплуатации ТС.

Объект – безопасность работы транспорта. Дополнительный объект – здоровье и жизнь человека.

Объективная сторона – действие или бездействие лица, управляющего ТС, если оно вызвало нарушение установленных правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее определенные в законе последствия.

Под транспортными средствами, указанными в статье, понимаются все виды автомобилей, трамваи либо другие механические транспортные средства.

Под другими ТС понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические ТС.

Самоходные машины – специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции (сельскохозяйственные, дорожные, погрузочные).

Механические ТС должны быть самоходными, т.е. должны быть оборудованы автономным двигателем. Причинение вреда личности при осуществлении на самоходных машинных производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава преступлений и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, как преступление против личности или как нарушение правил по технической безопасности, но не как автотранспортное преступление.

Лицо, управляющее трактором или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст.264 лишь в том случае, если транспортное происшествие связано с нарушением ПДД и эксплуатации транспорта.

Нарушение правил эксплуатации может выражаться в эксплуатации технические неисправных средств, нарушении правил перевозки пассажиров, содержание подвижного состава автомобильного транспорта. Аварии на транспорте именуются ДТП, которые делятся на 7 видов:

  1. Столкновение,

  2. Опрокидывание,

  3. Наезды на препятствия,

  4. Наезды на пешеходов,

  5. Наезды на велосипедистах,

  6. Падение пассажиров,

  7. Прочие.

Основные нарушения совершаются путем активных действий, путем бездействия могут быть совершенные такие действия, как сон за рулем, невыполнение обязанности вести наблюдение за исправностью транспорта в пути.

Объективная сторона предполагает обязательное наличие последствий, причинно обусловленных нарушением правил ПДД и эксплуатации транспорта. Лицу не могут вменяться вредные последствия, не находящиеся в причинной связи с допущенным им нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Следует учитывать, что ДТП и последовавшие за ним вредные последствия могут быть результатом:

  1. неправомерных действий водителя ТС,

  2. неправомерных действий других участников движения – пешеходов, водителя встречной машины и т.д.

  3. создание или не устранение помех для безопасного движения транспорта (ремонтные работы на дороге без должного ограждения)

  4. действий, усугубивших вредные последствия ДТП (неправильное лечение потерпевшего)

  5. несовершенство самой техники – источника повышенной опасности.

Если водитель действовал в условиях крайней необходимости, он не подлежит уголовной ответственности.

Последствия: в ч.1 ст.264 – причинение тяжкого вреда здоровью, ч.2 ст.264 – смерть потерпевшего, ч.3 ст.264 – смерть двух или более лиц. Действия водителя, виновного в нарушении ПДД и причинившего потерпевшему тяжкий вред здоровью и заведомо оставившего без помощи квалифицируются по совокупности ч.1 ст.264 и ст.125.

Субъективная сторона: неосторожность. Неосторожное отношение лица к возможности наступления общественно опасного последствия при нарушении им правил безопасности движения или эксплуатации ТС возможно как в виде преступного легкомыслия, так и небрежности. Если по делу установлено, что причинение смерти, тяжкого вреда здоровью охватывалось умыслом виновного, содеянное следует квалифицировать как умышленное преступление против жизни и здоровья, а вот средством исполнения замысла будет ТС.

При определении степени вины работника транспорта, допустившего ДТП, большое значение имеет установление неосторожности потерпевшего, иных обстоятельств, что может рассматриваться как смягчающее обстоятельство.

Конкретные мотивы, установленные по делу, могут играть роль как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств.

Субъект – лицо, управляющее ТС: это может быть водитель на государственной службе, личные владельцы, а также лица, не имеющие прав на вождение. Вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст.264, но составляющих одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий. По совокупности преступные деяния с различными или одинаковыми последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия явились результатом нескольких взаимно не связанных нарушений ПДД и эксплуатации ТС.

Вопрос №3. Недоброкачественный ремонт ТС и выпуск их в эксплуатацию (ст.266 УК).

Объект – общественные интересы по поводу обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта (морского, воздушного, речного, железнодорожного, автомобильного). Дополнительный объект – жизнь или здоровье.

Предметом являются любые ТС:

  1. морские и речные суда, самолеты, вертолеты, электровозы, автомобили, трамваи и т.п.;

  2. пути сообщения (рельсы, стрелочные переводы, мосты, шлюзы и т.п.);

  3. средства сигнализации или связи (светофоры, телеграфные и телефонные провода), а также иное транспортное оборудование (радиолокаторы и т.п.).

Объективная сторона:

  1. недоброкачественный ремонт,

  2. выпуск в эксплуатацию технически неисправных ТС.

Недоброкачественный ремонт означает несоблюдение обязательных технических требований, предъявляемых к отремонтированному изделию. Факт недоброкачественного ремонта устанавливается с помощью экспертизы. Этот недоброкачественный ремонт может быть совершен как путем действия, так и путем бездействия. Действие – установка узлов и деталей, срок эксплуатации которых истек, установка неисправных деталей. Бездействие – оставление тех неисправностей, которые необходимо было устранить.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать ТС, имеющее техническую неисправность, путем прямого указания лицу, им управляющему, или посредством оформления документов лицом, ответственным за их эксплуатацию на выпуск их на линию.

Обязательным признаком состава является наступление вредных последствий: в ч.1 причинение тяжкого вреда здоровью, в ч.2 смерть человека, в ч.3 смерть двух или более лиц и причинная связь между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного ТС и наступившими последствиями. Причинная связь в этих случаях носит опосредованный характер, т.к. общественно опасные последствия причиняются не непосредственно субъектом преступления, а тем, кому он вверил заведомо для него недоброкачественно отремонтированные либо заведомо неисправные ТС.

Лицо, управляющее ТС, к ответственности не привлекается, если оно не нарушило правило, обеспечивающее безопасное функционирование транспортом.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью. Это означает, что недоброкачественный ремонт или выпуск в эксплуатацию технически неисправного ТС могут быть совершены по преступному легкомыслию или небрежности. В первом случае имеет место сознательное пренебрежение техническими правилами ремонта или выпуска, но субъект самонадеянно рассчитывает на то, что вредные последствия не произойдут. Во втором случае он не осознает факта нарушение технических требований, например, из-за низкой профессиональной квалификации, хотя мог и должен был это осознавать.

Если субъект действует умышленно, желая или сознательно допуская указанные последствия, то в зависимости от обстоятельств содеянное должно квалифицироваться как диверсия, террористический акт, убийство, причинение вреда здоровью, умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Субъектом недоброкачественного ремонта могут быть все лица, фактически произведшие этот ремонт, если качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик сам в ремонте не участвовавший, то он будет нести ответственность за выпуск технически неисправного ТС по этой же статье.

Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного ТС является только такое лицо, которое в соответствии со своими служебными обязанностями, ответственно за техническое состояние транспорта в соответствии со своими служебными обязанностями. Кроме руководящего состава автопредприятия, ремонтного завода, ж\д депо, аэропорта такими субъектами могут быть и водители, работающие на государственных или частных предприятиях, владельцы личного ТС, если они передают неисправное ТС для управления другим лицам, допустившим затем аварию или катастрофу.

Вопрос №4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267)

Предметом могут быть любые ТС, пути сообщения, средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование, транспортные коммуникации.

Объективным выражением преступления, предусмотренного ст.267 являются разрушение, повреждение, приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов, а также блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается полное приведение в негодность ТС или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать по своему назначению и не подлежит восстановлению.

Повреждение – это частичные изменения в ТС, структуре и форме технической системы вследствие чего она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена.

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего ТС или технические системы не могут быть использованы по назначению, например, затопление, отключение контактной сети от источников тока.

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения ж\д транспорта, автотранспорта и иного сухопутного транспорта – это преграждение дороги. Прекращение или затруднение движения

Последствия, которые предусмотрены в ст.267 содержат указание на причинение крупного материального ущерба, чего нет в других статьях.

Форма вины – неосторожность.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: общая характеристика, понятие и виды

Человек на планете подобен песчинке в сравнении с горой, расстояния для него значительны. Перемещение по городу пешком является делом утомительным и не быстрым, не говоря уже о путешествиях между странами. Наличие транспорта в нашей жизни значительно упрощает процесс передвижения людей по городам, странам и континентам. Но есть и негативные стороны – транспорт является источником повышенной опасности.

Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Без транспорта сложно представить день обычного человека, следовательно, он всегда находится в опасности. Случайное стечение обстоятельств, повлекшее ДТП, отсутствие должного контроля технического состояния средств передвижения и многое другое может произойти в любой момент.

В большинстве случаев причиной транспортных преступлений является человек – это первая и одна из основных особенностей данной категории правонарушений. Субъекты преступлений против безопасности движения это сотрудники организаций или обычные люди, прошедшие специальную подготовку, имеющие подтверждающий это документ или работающие в сфере обслуживания транспорта.

Следующая особенность – преступления против безопасности движения транспорта совершаются по принципу бездействия и/или неосторожности. Некоторые из преступлений совершаются умышленно, например, приведение тормозов в негодность, но случаются они реже, если сравнивать с числом случаев по неосторожности, невнимательности и легкомыслию.

Все виды транспорта подразделяются на:

  • Наземный;
  • Подземный;
  • Воздушный;
  • Водный.

О понятии, видах и проблемах преступлений против безопасности движения транспорта и его эксплуатации читайте далее.

Понятие и виды

Для четкого представления о преступлениях, потребуется выделить три основных вида нарушения закона против безопасности движения транспорта:

  • Преступления, характеризующиеся нарушением правил безопасности движения ТС или правил их эксплуатации;
  • Преступления, характеризующиеся нарушением условий безопасного функционирования ТС любого вида;
  • Иные виды преступлений в транспортной сфере.

Состав преступления и его криминалистическая характеристика

Так как наиболее частыми преступлениями в рамках вопроса безопасности движения являются — нарушение правил безопасности и эксплуатации, криминалистический состав будет определен в основном исходя из характеристик этих двух видов правонарушений.

Важно понимать, что формальное определение термина ДТП несколько отличается от разговорного, применяемого в быту, хотя и очень похоже. ДТП:

  • Результат столкновения двух транспортных средств;
  • Результат наезда транспорта на пешехода, препятствие, гужевой транспорт и т.д.;
  • Выпавший пассажир;
  • Опрокинутый транспорт;
  • Иные ДТП (сход состава с рельс, падение с обрыва и т.д.).

Именно грамотное определение позволяет в случае возникновения или свершения угрозы безопасности движения транспорта определить виновного, который в последствие понесет наказание. Криминалистическая характеристика преступления составляется из взаимосвязанных характеристик происшествия, обстоятельств, личностных свойств участников, особенностей их поведения.

Несмотря на то, что в категории неумышленных преступлений ДТП не занимает центральную позицию, его обстоятельства и механизм совершения крайне важен для проведения следствия.

Нормы законодательства

Все виды действий, составляющие полное определение преступлений против безопасности движения транспорта, и соответствующие им наказания описаны в 27 главе Уголовного Кодекса РФ. В ее состав на 2016 год входят статьи с номерами (с кратким описанием):

  • 263 – несоблюдение правил безопасности движения и эксплуатации лицом, работающим в сфере транспорта, а также отказ от выполнения обязанностей, запрещенный законом. Наказания за деяния, повлекшие крупный ущерб здоровью или смерть по неосторожности;
  • 263.1 – несоблюдение требований безопасности эксплуатации транспорта;
  • 264 – нарушения ПДД и/или эксплуатации средства передвижения;
  • 264.1 – несоблюдение ПДД лицом с административным наказанием;
  • 266 – оказание некачественных услуг по ремонту транспортных средств, введение в эксплуатацию неисправных средств передвижения;
  • 267 – нарушение безопасной конфигурации путей или транспорта;
  • 268 – несоблюдение правил безопасности работы ТС;
  • 269 – нарушение технологий, отвечающих за безопасность, при строительстве магистральных трубопроводов и их эксплуатации;
  • 270 – бездействие капитана терпящего бедствие судна;
  • 271 – нарушение правил международных полетов;
  • 271.1 – нарушение границ и правил использования воздушного пространства РФ.

Теперь давайте рассмотрим методику расследования преступлений против безопасности движения и дадим им криминалистическую характеристику.

Методика расследования

Подчеркнем важность использования правильного определения ДТП в процессе расследования, так как оно необходимо для корректного фиксирования дорожно-транспортных происшествий в едином реестре учета РФ. В методике расследования выделяют первоначальный и последующий этап расследования. Первоначальный этап состоит из четырех типичных ситуаций следствия:

  1. Водитель, ТС и пострадавший не покидают место преступления – легкие повреждения или средней тяжести, алгоритм: осмотр места происшествия, ТС, опрос всех участников, освидетельствование водителя и, возможно, пострадавшего, назначение экспертиз;
  2. Водитель скрылся на автомобиле, пострадавший на месте преступления – тяжкие телесные повреждения, возможно, смерть; водитель на угнанной машине или в состоянии алкогольного опьянения, алгоритм: осмотр места происшествия, опрос всех осведомленных лиц, назначение экспертиз и проведение оперативно-розыскных мероприятий;
  3. Водитель скрылся на автомобиле с потерпевшим – алгоритм схож с действиями во второй стадии;
  4. Водитель скрылся, автомобиль и потерпевший на месте преступления – легкие, средней тяжести повреждения, алгоритм схож с предыдущими.

Впоследствии, когда завершен первоначальный этап, возникает необходимость в проведении экспертиз:

  • Автотехнической;
  • Судебно-медицинской;
  • Трасологической;
  • Судебно-химической;
  • Комплексной криминалистической;
  • Судебно-психиатрической;
  • Биологической;
  • И иных необходимых.

В процессе расследования может быть проведен следственный эксперимент.

Ответственность и наказание

Наказание за применение на подсудимом одной или нескольких статей 27 главы может быть в виде:

  • Денежного штрафа – минимальный – 100 тыс. рублей, максимальный – 1 миллион рублей;
  • Принудительных, исправительных работ – максимум – 5 лет ;
  • Лишения свободы – максимум – 7 лет.

Судебная практика

  1. Человек за рулем автомобиля управлял ТС в нетрезвом состоянии, в связи с чем к нему было применено административное наказание. Он был остановлен сотрудниками ДПС, которые обнаружили явные признаки алкогольного опьянения у обвиняемого. В присутствии двух понятых оказался проходить медицинское освидетельствование. В ходе суда вину полностью признал, суд вынес наказание по статье 264.1: 200 часов обязательных работ с лишением водительских прав.
  2. Водитель автомобиля «МАН» с прицепом, на котором располагался экскаватор, обладая правом его управления и занимая определенную должность в компании N, совершил наезд на препятствие в виде путей путепровода и повредил стрелой экскаватора поперечные бетонные перекрытия соответствующего путепровода, что привело к его неисправности. Обвиняемый вину признал, был приговорен по статье 267 к полугоду лишения свободы. По статье 73 УК РФ наказание переквалифицировано в условное с испытательным сроком в полгода.

Преступления против безопасности дорожного движения, других его видов а также эксплуатации техники караются законом. Об этом стоит помнить!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях: И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

5 ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА

Объектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные главой 27 УК РФ, является безопасность движения и эксплуатации автомобильного, водного (морского и речного), воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Объективная сторона данных преступлений выражена как в действии, так и в бездействии.

Признаки составов сформулированы в довольно общей форме, поэтому для их конкретизации важно использовать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие правила безопасности движения и эксплуатации того или иного транспорта.

По своей конструкции большинство преступлений являются преступлениями с материальным составом, преступления, предусмотренные ст. 270, 271 УК РФ, – с формальным составом.

С субъективной стороны все преступления, кроме предусмотренных ст. 270, 271 УК РФ, являются неосторожными.

Субъектами преступлений могут выступать как общий субъект, так и лица, наделенные специальными признаками, обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Итак, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – это общественно опасные деяния, которые нарушают безопасные условия движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта и сопряжены с наступлением определенных вредных последствий.

Преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно подразделить на две группы:

1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;

2) преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Общественная опасность комментируемого преступления заключается в том, что оно посягает на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Безопасность движения и эксплуатации транспорта – состояние защищенности процесса движения транспорта указанных видов, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий. Понятие эксплуатации транспорта означает использование транспорта по прямому назначению. Следует учитывать, что эксплуатация транспорта может происходить как в процессе движения, так и вне его. Однако она должна обеспечивать безаварийную работу транспорта. Если же происходит нарушение эксплуатации транспорта, не связанное с его движением, то оно не образует состава настоящего преступления, поскольку посягает на иной объект уголовно-правовой охраны.

Дополнительным объектом преступления выступают жизнь и здоровье.

Объективная сторона заключается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Диспозиция статьи сформулирована законодателем по типу бланкетных, поэтому для уяснения со

держания указанных правил необходимо обращаться к правилам безопасности движения и эксплуатации транспорта указанных видов, которые содержатся в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих функционирование железнодорожного, воздушного или водного транспорта, например в федеральном законе от 10 января 2003 г. № 17 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», в Воздушном кодексе РФ, Водном кодексе РФ.

Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта – железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п.

К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации технологического железнодорожного транспорта организаций не образуют состава настоящего преступления.

Воздушный транспорт – совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т.п.).

Водный транспорт может быть морским и речным. Морской и речной транспорт включают в себя: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах. Маломерные морские и речные суда также считаются водным транспортом.

Нарушение правил может быть допущено как действием, так и бездей­стви­ем. Нарушение правил безопасности движения означает различного рода отступления от установленного порядка управления транспортом – проезд на запрещающий сигнал, несоблюдение пилотом маршрута и т.п. Нарушение правил эксплуатации включает несоблюдение установленных требований, обеспечивающих безопасное использование железнодорожного, воздушного и водного транспорта. К таким нарушениям относится: допуск к управлению транспортным средством посторонних лиц, выпуск в рейс воздушного судна в нелетную погоду и т.п. Преступление считается оконченным с момента наступления общественно опасного последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью.

Необходимо установить причинно-следственную связь между нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта и наступившим тяжким вредом здоровью. Следует учитывать, что последствия могут быть обусловлены несколькими деяниями, каждое из которых само по себе либо в совокупности с другими могло привести к причинению тяжкого вреда здоровью.

Субъективная сторона характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный – лицо, непосредственно управляющее железнодорожным, воздушным, водным транспортом, а также лицо, которое в силу занимаемой должности или выполняемой работы обязано соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации транспорта указанных видов (механик, диспетчер, наземный руководитель полетов и др.).

В части 2 ст. 263 УК РФ установлена ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В части 3 ст. 263 УК РФ особо квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти двух и более лиц.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации военного воздушного или водного транспорта квалифицируется соответственно по ст. 351 либо по ст. 352 УК РФ.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Данное преступление посягает на безопасные условия дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье.

Объективная сторона выражается в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства. Суды в приговоре, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, обязаны указать, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение. Диспозиция комментируемой статьи относится к бланкетным и отсылает к нормативным правовым актам, регулирующим дорожное движение и эксплуатацию транспортных средств, в частности к федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196 «О безопасности дорожного движения», к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам, иным дорогам и проездам. Под транспортным средством понимаются любые механические самоходные транспортные средства, оборудованные автономным двигателем объемом не менее 50 см3 и способные развивать скорость не менее 50 км/ч.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств влечет ответственность по ст. 268 УК РФ.

Нарушение правил возможно путем как действия, так и бездействия. Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении установленной скорости движения, в выезде на встречную полосу движения, в игнорировании дорожных знаков и т.п. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств выражается в перевозке пассажиров на не предназначенном для этого транспортном средстве, стоянке машины в неположенном месте, буксировке на слабом тросе и т.п. К обязательным признакам объективной стороны относятся общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинно-следственная связь. Следует учитывать, что уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает вне зависимости от места, где было допущено нарушение. Дорожное движение в основном осуществляется по дорогам, но может происходить и в условиях бездорожья, во дворе, поле, на автомобильных стоянках и т.п.

Если указанные в ч. 1 и 3 ст. 264 УК РФ общественно опасные последствия наступили при погрузке и выгрузке грузов, ремонте транспортного средства, производстве строительных, дорожных и иных нетранспортных работ, то эти деяния не могут квалифицироваться по ст. 264 УК РФ.

Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный – лицо, достигшее возраста 16 лет и управляющее транспортным средством. Для квалификации деяния по ст. 264 УК РФ не имеет значения, имел ли виновный водительские права. При поездке на учебной машине с

двойным управлением ответственность за нарушенные правила вождения несет инструктор, так как согласно правилам дорожного движения обучающий вождению приравнивается к водителю. Вместе с тем следует учитывать, что по правилам дорожного движения обучаемый также считается водителем транспортного средства. Поэтому в случаях, когда будет установлено, что нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств произошло по вине курсанта, пренебрегшего указаниями инструктора, то курсант подлежит ответственности по комментируемой статье.

В части 2 ст. 264 УК РФ квалифицирующим признаком выступает общественно опасное последствие в виде смерти человека.

В части 3 ст. 264 УК РФ законодателем предусмотрена ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.

Под признаки данной статьи не подпадает нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины. Это деяние квалифицируется по ст. 350 УК РФ.

Статья 265. Утратила силу – федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ

Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Анализируемое преступление посягает на безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

Пути сообщения включают в себя:

1) на железнодорожном транспорте – железнодорожное полотно;

2) на воздушном – взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.;

3) на водном транспорте – пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой;

4) на автомобильном транспорте – проезжую часть дороги.

Под средствами сигнализации понимаются разнообразные технические устройства, конструктивно предназначенные для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.).

Средствами связи признаются технические устройства и приспособления, конструктивно предназначенные для приема и передачи различных сообщений (телеграфные, телефонные провода и т.п.).

Иное транспортное оборудование – это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

Объективная сторона выражается:

· в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

· в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Недоброкачественный ремонт – это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности. Разрешение может иметь как устную, так и письменную форму.

Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия или бездействия. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Обязательным признаком объективной стороны анализируемого состава является причинная связь между недоброкачественным ремонтом транспортных средств, технических систем транспорта или выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими общественно опасными последствиями.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия и небрежности.

Субъект преступления специальный:

· лицо, служебная деятельность которого непосредственно связана с ремонтом транспорта;

· лицо, ответственное за техническое состояние транспортного средства и имеющее правомочия по выпуску их в эксплуатацию;

· владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

В части 2 ст. 266 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в части 3 – смерть двух и более людей.

Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Преступление посягает на безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в комментарии к ст. 266 УК РФ, а равно транспортные коммуникации. Под транспортными коммуникациями понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.

Преступление заключается:

· в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных предметов;

· в блокировании транспортных коммуникаций.

Разрушение представляет собой приведение в негодность предмета преступления, в результате чего становится невозможным его функционирование. Повреждение – это действия, результатом которых является ухудшение функциональных свойств транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи и иного транспортного оборудования.

Приведение иным способом технического устройства в негодное для эксплуатации состояние может выражаться, например, в отключении контактной сети электропоездов от источника тока. Блокирование транспортных коммуникаций означает создание препятствий для свободного передвижения транспортных средств.

В объективную сторону комментируемого преступления помимо деяния входят также общественно опасные последствия и причинно-следственная связь. Последствиями настоящего преступления являются причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.

Под крупным ущербом можно понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта. Следует учитывать, что понятие крупного ущерба относится к оценочному. Вопрос о признании причиненного ущерба крупным решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения с субъективной стороны предполагает неосторожную форму вины в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 14 лет.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется по ч. 2, а при наступлении последствий в виде смерти двух и более лиц – по ч. 3 ст. 267 УК РФ.

От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 167, 214 УК РФ, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, образует признаки состава диверсии (ст. 281 УК РФ). Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, квалифицируются по ст. 205 УК РФ.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Объектом данного преступления являются безопасные условия движения и эксплуатации транспортных средств, а дополнительным объектом – жизнь и здоровье людей.

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта заключается в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении действующих на железнодорожном, воздушном, водном и городском наземном транспорте правил, обеспечивающих указанную безопасность. Диспозиция настоящей статьи сформулирована по типу бланкетных, для уяснения ее содержания необходимо обратиться к правилам, обеспечивающим безопасную работу транспорта, которые содержатся в различных ведомственных нормативных правовых актах. Объективная сторона анализируемого преступления выражается в форме действия либо бездействия, кроме того, ее обязательными признаками выступают последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью и причинная связь. Нарушение может заключаться, например, в переходе улицы в неположенном месте.

Отношение к наступившим общественно опасным последствиям выражается в виде легкомыслия либо небрежности.

Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или иной участник движения, за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ.

Согласно правилам дорожного движения, участником дорожного движения признается лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

К иным участникам движения можно отнести, например, погонщика скота, водителя гужевого транспорта. Нельзя признать субъектом рассматриваемого преступления регулировщиков, а также лиц, выполняющих какие-либо работы на дороге (ее ремонт, уборка снега).

В части 2 ст. 268 УК РФ устанавливается ответственность за то же деяние, повлекшее смерть человека, а в части 3 – за деяние, повлекшие причинение смерти двум и более лицам.

Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Объектом преступления является безопасность функционирования трубопроводного транспорта. Дополнительный объект – жизнь и здоровье людей. Пред­мет преступления – магистральный трубопровод, под которым понимается комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов. В его состав входят: непосредственно трубы, запорная арматура, контрольно-измерительные приборы, компрессорные и газораспределительные станции и т.п. Следует учитывать, что вспомогательные (ответвляющиеся по потребителям линии и складские, предназначенные для временного или постоянного хранении материалов с целью его последующего использования) трубопроводы предметом данного преступления не являются.

С объективной стороны анализируемое преступление заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Диспозиция ст. 269 УК РФ относится к бланкетным. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к специальным ведомственным нормативным правовым актам, регулирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода. К ним относятся, в частности, Правила технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правила охраны магистральных трубопроводов.

Строительство магистрального трубопровода включает в себя как непосредственно его сооружение, так и проектирование, испытание на прочность и проверку на герметичность. Эксплуатация магистрального трубопровода предполагает безопасное его функционирование в соответствии с предназначением. Ремонт означает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он может быть текущим, средним и капитальным.

Нарушение указанных правил может выражаться как в действии, так и в бездействии. К обязательным признакам объективной стороны относятся общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью человека, которые должны быть связаны причинной связью с нарушением правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистрального трубопровода.

Субъективная сторона предполагает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект рассматриваемого преступления специальный – лицо, которое осуществляет работы, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией магистрального трубопровода.

По части 2 ст. 269 УК РФ квалифицируется нарушение правил безопасности при строительстве, ремонте и эксплуатации магистрального трубопровода, повлекшее по неосторожности смерть человека. В части 3 ст. 269 УК предусмотрено особо квалифицирующее обстоятельство комментируемого преступления – наступление смерти двух и более лиц.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера.

Данная норма является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 125 УК РФ. Согласно правилу о конкуренции общей и специальной норм применяться должна специальная.

Непосредственным объектом признаются безопасность движения и эксплуатации водного транспорта, от соблюдения которых зависит жизнь и здоровье людей, находящихся на водных путях. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа. По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения и т.п.

Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно. Следует учитывать, что в первом случае имеет место непосредственно визуальное обнаружение терпящих бедствие. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Преступление признается оконченным с момента неоказания помощи, т.е. с того момента, когда капитан либо получил просьбу о помощи, либо иным образом узнал о терпящих бедствие на водном пути и принял решение не оказывать необходимую людям помощь. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Место совершения преступления, а именно водные пути, является обязательным признаком объективной стороны комментируемого преступления. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства.

Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи.

Субъект преступления специальный – капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК РФ. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи чле

нам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК РФ.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Анализируемое преступление посягает на безопасность движения воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.

Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства.

Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывает влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства. Правила международных полетов над территорией РФ регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Воздушным кодексом РФ 1997 г. и др., а также некоторыми положениями международного права.

Объективная сторона настоящего преступления заключается в нарушении одного или нескольких правил международных полетов. Вылет из РФ и влет в РФ может осуществляться только на основании выдаваемых экипажу разрешений, в которых определяется маршрут движения, высота полета, коридор, места посадки, система опознания и т.п. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по ст. 271 УК РФ, а в зависимости от обстоятельств дела оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение. Не влечет уголовной ответственности вынужденное нарушение правил международных полетов.

Преступление считается оконченным с момента нарушения указанных правил.

Совершение комментируемого преступления возможно только с прямым умыслом.

Субъектом преступления может быть признано только лицо, ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры.


Смотрите также