Программа обучения мерам пожарной безопасности детей в доу


Программа по мерам обеспечения пожарной безопасности в ДОУ

«УТВЕРЖДЕНО»

Заведующий МКДОУ – детский сад

«название детского сада»

_____________/Ф.И.О. руководителя/

«_____» __________ 2015 г.

ПРОГРАММА

по мерам обеспечения пожарной безопасности

наименование дошкольного учреждения

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I «Общие положения» ……………………………………………………3

Раздел II «Противопожарный инструктаж» ………………………………….3-6

Раздел III «Обучение пожарно-техническому минимуму» ….. ……………..6-8

Раздел IV «Проверка знаний правил противопожарного режима» ………8-9

Раздел V «Обучение мерам противопожарной безопасности с воспитанниками» ……………………………………………………………...9-10

I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Нормы пожарной безопасности работников организаций «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – Нормы пожарной безопасности) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников наименование учреждения (далее - ДОУ).

2.Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников ДОУ несет заведующий ДОУ.

3.Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работникам ДОУ осуществляет органы государственного пожарного надзора.

4.Основными видами обучения работников ДОУ мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно – технических знаний (далее – пожарно – технический минимум).

II. ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

  1. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников ДОУ основных требований пожарной безопасности, изучения средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

  2. Противопожарный инструктаж проводится ответственным по охране труда ДОУ по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников ДОУ (далее – специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией ДОУ (далее – заведующий ДОУ).

  3. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

  4. Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников ДОУ с:

-правилам содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

-мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования;

-обязанностям и действиям работников при пожаре, правилам вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

5.По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

6.О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

7.Вводный противопожарный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

- с сезонными работниками;

- с обучающимся, прибывшими на практику;

- с иными категориями работников (граждан) по решению заведующего ДОУ.

8.Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится ответственным по охране труда или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом заведующего ДОУ.

9.Вводный инструктаж проводится с использованием учебно–методических материалов.

10.Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

11.Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

12.Первичный противопожарной инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

- со всеми вновь принятыми на работу;

- с работниками, выполняющими новую для них работу;

- с обучающимися, прибывшими практику.

13.Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным заведующим ДОУ.

14.Первичным противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается заведующим ДОУ.

Первичный противопожарный инструктаж проводит с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

16.Все работники ДОУ должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

17.Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц в пределах общего рабочего места.

18.Повторного противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом заведующего ДОУ со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не режа одного раза в полугодие.

19.Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения знаний, утвержденным заведующим ДОУ.

20.Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

21.В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

22.Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или изменений ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требований пожарной безопасности;

- при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

- при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести к пожару;

- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками МКДОУ требований пожарной безопасности.

23.Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в ДОУ, или непосредственно заведующих ДОУ, имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

24.Целевой противопожарный инструктаж проводится:

- при организации массовых мероприятий с обучающимися;

- при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей с числом участников более 50 человек.

25.Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в ДОУ, или непосредственно заведующих ДОУ и в установленных правилами пожарной безопасности случаях в наряде – допуске на выполнение работ.

26.Целевой противопожарной инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

III.ОБУЧЕНИЕ ПОЖАРНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ МИНИМУМУ

Обучение пожарно – техническому минимуму работников ДОУ организуется как с отрывом, так и без отрыва от исполнения служебных обязанностей в течении месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

Без отрыва от исполнения служебных обязанностей обучение проходят:

- руководители или лица, исполняющие их обязанности;

-работники, ответственные за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа;

- работники иных категорий по решению руководителя.

В ходе занятий обучающиеся получают знания в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, овладевают приемами предупреждения пожара, а также основными навыками спасения жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Программа обучения пожарно – техническому минимуму (приложение 3), рассчитана на 16 ч. Из них 12 ч отводится на теоретическую подготовку, 3 ч – на практические занятия и 1 ч – на зачет.

Обязанности по организации обучения персонала пожарно – техническому минимуму возлагаются на заведующего ДОУ.

Проведение противопожарного инструктажа

С целью изучения основных требований пожарной безопасности, опасных факторов организации учебного процесса, а также действий в случае возникновения пожара и используемых для этого средств с работниками ДОУ проводится противопожарный инструктаж.

Предварительно заведующий ДОУ должен издать приказ о противопожарных мероприятиях и назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, указав в нем, кто из сотрудников и каким образом должен быть проинструктирован. В содержание инструктажа входит:

- требования пожарной безопасности ДОУ исходя из специфики организации учебного процесса;

- обязанности и действия персонала ДОУ при пожаре, в т.ч. правила вызова пожарной охраны, применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

- правила содержания территории, зданий (сооружений) и помещении, в т.ч. эвакуационных путей, наружного водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж работников ДОУ подразделяется на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится с работниками:

- принятыми на работу в ДОУ независимо от их образования, стажа работы по профессии (должности);

- прибывшим в МКДОУ на практику;

- работниками иных категорий по решению заведующей ДОУ.

Первичный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником ДОУ непосредственно на рабочем месте.

В отдельных случаях проведение первичного противопожарного инструктажа возможно с группой лиц в пределах общего рабочего места.

Повторный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником ДОУ по программе первичного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком занятий, утвержденным руководителям (но не реже одного раза в полугодие), индивидуально или с группой работников в пределах общего рабочего места.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится с работниками ДОУ в случае:

- Введения в действие новых или изменения ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

- установления фактов неудовлетворительного знания работниками требований пожарной безопасности;

- нарушения работниками правил пожарной безопасности;

- указания вышестоящих организаций;

- изменения организации учебного процесса.

Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками ДОУ по решению заведующего ДОУ для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий, в т. ч. экскурсий, выполнения разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью, и т. д.

Обучение по специальным программам пожарно – технического минимум непосредственно в ДОУ проводится заведующий ДОУ или лицом, назначенным приказом заведующего ДОУ, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

IV.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    1. Проверка знаний требований пожарной безопасности осуществляется по окончании обучения пожарно – техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом заведующего ДОУ, состоящей не менее чем из трех человек.

    2. Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

    3. Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

    4. Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности (при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников (в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

при перерыве в работе в данной должности более одного года;

при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

    1. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяется стороной, инициирующей ее проведение.

    2. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, примечание первичных средств пожаротушения).

    3. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется заведующим ДОУ.

V.ОБУЧЕНИЕ МЕРАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Противопожарная подготовка воспитанников ДОУ включает:

Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту;

Обучение детей адекватным действиям в пожарных ситуаций;

Углубление и систематизация знаний детей о причинах возникновения пожаров, понимание вероятных последствий детских шалостей;

Знакомство с историей бытовых приборов (утюг, пылесос, телевизор и т. д.), обучение соблюдение техники безопасности при обращении с ними;

Формирование чувства повышенной опасности при обращении с огнем: рассказывание о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов;

Знакомство с правилами поведения при пожаре;

Формирование знаний о себе: фамилии, имени, домашнего адреса, номера телефона, номера пожарной службы, формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;

Знакомство с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар;

Формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Работа по изучению правил пожарной безопасности проводится с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста. Работа по пожарной безопасности проводится в виде бесед, рассматривания с использованиям наглядных пособий (плакатов, картинок), просмотра DVD- дисков.

Работа с детьми

1

Название темы

месяц

Ответственное лицо

К завершению периода дошкольного возраста воспитанник должен знать:

-Правила поведения при пожаре;

-Имеет навыки безопасного поведения в быту;

-Умеет пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара;

-Умеет привлечь внимание прохожих и позвать при пожаре;

-Знает предметы, которые являются источниками потенциальной опасности (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы);

-Знаком с профессией пожарного.

11

Программа по ПБ в детском саду

Березовское муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 присмотра и оздоровления»

623700, Свердловская область, г. Березовский, п. БЗСК, д.53а;тел/факс: 8 (34369) 6-03-15;

эл. почта: [email protected]; сайт: http://бмк-доу3.учисьучись.рф

Программа по пожарной безопасности

БМКДОУ «Детский сад №3»

Составитель: Стрельникова Е.Ю.

воспитатель 1 категории

Березовский 2017

Актуальность

        Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в   области законодательного регулирования, вопросов обеспечения безопасных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины несчастных случаев с детьми и взрослыми, особенно касающиеся пожарной безопасности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого дошкольного учреждения.

        Для обеспечения безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса необходимо не только создание условий, но повышение компетентности сотрудников БМКДОУ «Детский сад №3», родителей и воспитанников в вопросах пожарной безопасности. Поэтому можно считать, что противопожарная безопасность — одна из самых актуальных задач. Она обусловлена:

1. Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих практических умений поведения при пожаре;

2. Отсутствием образовательных программ обучения детей по пожарной безопасности;

3. Отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;

4. Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту; избегания пожароопасных ситуаций;

5. Недостаточной компетентностью родителей в вопросе пожарной безопасности.

6. Недостаточное внимание пожарной безопасности в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого с детьми дошкольного возраста.

7. Отсутствие четкого распределения программного содержания в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Поэтому на сегодняшний день возникла необходимость формирования у всех участников воспитательно-образовательного процесса осознанного отношения к противопожарной безопасности.

Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Цель: Выстроить систему работы по профилактике пожарной безопасности со всеми участниками образовательных отношений.

Задачи:

  1. Разработать программу по пожарной безопасности.

  1. Содействовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к пожарной безопасности;

  2. Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;

  3. Содействовать формированию умения применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

  4. Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Данная программа рассчитана на один год 2017-2018.

В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.

План информационного обеспечения групп по обучению пожарной безопасности БМКДОУ «Детский сад № 3»

на 2017-2018 учебный год.

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Создание уголка по пожарной безопасности

В течение года

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

2

Подбор наглядных пособий (картинки, плакаты, литература, развивающие игры)

В течение года

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

3

Приобретение литературы

В течение года

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

4

Оформление стенда по пожарной безопасности: «Чтобы не было беды»

Сентябрь

Май

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.

Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей и педагогов БМКДОУ №3.

Вся образовательная работа строится по трем направлениям:

  1. Работа с детьми

  2. Работа с педагогами

  3. Работа с родителями

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется:

  1. В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;

  2. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

  3. Самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:

  • В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;

  • Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;

  • Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;

  • В группе должен быть создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;

  • Должен быть создан информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности.

Возрастной период

Ранний возраст

(1,5-3г.)

Младший дошкольный возраст

(3-4г.)

Средний дошкольный возраст (4-5л.)

Старший дошкольный возраст (5-6л.)

Старший дошкольный возраст (6-7л.)

Сентябрь - «Пожар в доме»

Программное содержание

Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Содействовать формированию представления о пожаре, причинах его возникновения. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Содействовать формированию представления о пожаре, причинах его возникновения. Учить правильно действовать во время пожара. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями.  

Закрепить умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения.

Виды деятельности

  • Беседа: «Пожар в доме»;

  • Дидактическая игра: «Причины пожаров»;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность-рисование: «Внимание-пожар»;

  • Просмотр Электронных презентаций по пожарной безопасности: «Пожар в транспорте», «Пожар в лесу», «Пожар в доме».

Октябрь - «Спички детям – не игрушка»

Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему.

Сформировать представления, что такое спички, их назначение. Развивать знания о роли огня в жизни людей.  Воспитывать чувство собственной безопасности.

Познакомить с особенностями применения огня людьми. Сформировать представления о правилах безопасного обращения с огнем.

Формировать у детей представление о том, что спички – это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Закрепить правила обращения с огнем. Систематизировать знания о чрезвычайных ситуациях, возникающих в результате небрежных действий человека с огнем. Воспитывать умение правильно действовать при возникновении пожара.

Виды деятельности

  • Беседа: «Спички детям – не игрушка»;

  • Дидактическая игра: «Шалости спички»;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность-аппликация: «Огонь-враг»;

  • Просмотр м/ф «Кошкин дом».

Ноябрь - «Осторожно – электроприборы»

Познакомить детей с электроприборами (утюгом, чайником). Сформировать представления о их назначении. Воспитывать правильное обращение с электроприборами

Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами.

Сформировать представления детей о роли электроприборов в жизни человека. Познакомить с положительными отрицательными сторонами пользования электроприборов Воспитывать умение соблюдать правила безопасного обращения с ними.

Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами.  Воспитывать осознанное отношение к таким предметам.

Закрепить знания детей об основных функциях, назначении и особенностях работы электроприборов. Развивать умения правильно пользоваться ими. Воспитывать интерес к окружающим предметам.

Виды деятельности

  • Беседа: «Осторожно – электроприборы»;

  • Дидактическая игра: «Узнай и назови»;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивные виды деятельности: рисование «Наши помощники»

  • Просмотр видеороликов «Азбука безопасности»

Декабрь - «Огонь-друг или враг?»

Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Воспитывать интерес к окружающему.

Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Развивать знания детей о том, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Развивать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь – враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Закрепить знания о правилах соблюдения пожарной безопасности в быту. Систематизировать представления о легковоспламеняющихся предметах. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Виды деятельности

  • Беседа: «Огонь-друг или враг?»;

  • Дидактическая игра: «Составь рассказ по картинке»;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность-рисование: «Огонь-друг»;

  • Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности: «Что мы знаем о пожаре?», «Опасные ситуации».

Январь - «Детские шалости с огнем»

Познакомить детей с тем, что действия дети могут привести к пожару. Показать, что нельзя так поступать. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать   элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Учить анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Развивать умение анализировать ситуации, делать выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение.

Виды деятельности

  • Беседа: «Детские шалости с огнем»;

  • Дидактическая игра;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность – рисование «Осторожно – беда!»;

  • Викторина по пожарной безопасности.

Февраль - «Кухня-не место для игр»

Содействовать формированию представления о том, что на кухне нельзя трогать электроприборы, самостоятельно производить действия (наливать чай, включать плиту, чайник).

Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов.

Развивать знания детей о правилах поведения на кухне. Закрепить знания об электроприборах, бытовой технике, ее роли в жизни людей. Закрепить представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов.

Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Закрепить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Закрепить знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Развивать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Виды деятельности

  • Беседа: «Кухня-не место для игр»;

  • Дидактическая игра: «Детские шалости»;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность – конструирование: «Мой дом-моя крепость».

Март - «Пожар в лесу»

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Расширить словарь детей. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Учить устанавливать связь между поведением человека и последствиями в лесу. Познакомить с правилами поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природным объектам.

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширить представления детей о причинах возникновения пожаров в лесу.  Углубить знания о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности

  • Беседа: «Пожар в лесу»;

  • Дидактическая игра;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность – рисование: «Пожар в лесу»;

  • Просмотр видеороликов «Уроки тётушки совы»

Апрель - «Службы спасения»

Познакомить детей с пожарной службой. Расширить словарь детей. Воспитывать интерес к окружающему.

Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Развивать знания у детей о службах спасения. Познакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Закрепить знания у детей о службах спасения. Закрепить их номер. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней.

Виды деятельности

  • Беседа: «Службы спасения»;

  • Дидактическая игра;

  • Чтение художественной литературы;

  • Отгадывание загадок;

  • Разбор проблемных ситуаций;

  • Продуктивная деятельность – аппликация: ««Службы спасения» - наши друзья»;

  • Просмотр электронных презентаций: «Огонь-друг и враг человека», «Отважная профессия-пожарный»;

  • Выставка детских рисунков: «Не играйте с огнем!»;

  • Просмотр Электронных презентаций: «Опасные вещества».

Май - «Мониторинг»

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Мониторинг

Учебная эвакуация

Формы работы с детьми.

Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы

- НОД;

-Развлечение;

-Беседа;

-Спектакль для детей;

-Выставка рисунков;

 -Викторина по ПБ;

-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;

-Чтение художественной литературы по данной тематике;

-Целевые прогулки к зданию;

-Просмотр электронных презентаций по ПБ;

-Просмотр мультфильмов по ПБ;

-Дидактическая игра;

-Отгадывание загадок;

-Разбор проблемных ситуаций;

-Опытническая деятельность;

-Отгадывание загадок;

-Разбор проблемных ситуаций;

- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.

План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива БМКДОУ «Детский сад №3» на 2017 -2018 учебный год.

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Час пожарной безопасности

Электронная презентация пожарной безопасности: «Откуда ждать беду»

Сентябрь

Стрельникова Е.Ю.

2

Рекомендации: «Правила поведения во время пожара»

Ноябрь

Стрельникова Е.Ю.

3

Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров»

Декабрь

Стрельникова Е.Ю.

4

Консультация: «Пожарная безопасность»

Февраль

Стрельникова Е.Ю.

5

Педагогический час: «Использование Икт в работе с детьми по формированию знаний о пожарной безопасности».

Март

Стрельникова Е.Ю.

6

Презентация педагогической копилки по пожарной безопасности

В течение года

Стрельникова Е.Ю.

7

Анкетирование: «Пожарная безопасность»

Май, Апрель

Стрельникова Е.Ю.

8

Представление работы по Программе за год.

Май

Стрельникова Е.Ю.

План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей БМКДОУ «Детский сад №3»

на 2017 -2018 учебный год.

Содержание

Сроки

Ответственный

1

Оформление наглядной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности:

«Школа пожарных наук», «Причины пожаров» (выпуск стенгазет)

Сентябрь,

Январь,

Апрель

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

2

Консультации: «Экстренные службы».

Электронная презентация: «Осторожно - огонь!».

Ноябрь,

Январь, март, май

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

3

Деловая игра: «Правила пожарные, знать всем положено!».

Март

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

4

Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности.

В течение года

Стрельникова Е.Ю.

воспитатели

Мониторинг навыков пожарной безопасности у детей групп

БМКДОУ «Детский сад №3»

Основными методами диагностики сформированной компетентности дошкольников в вопросе пожарной безопасности в детском саду является: беседа, дидактические игры, рассматривания картинок, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов творческой деятельности и другие.

        Результаты оцениваются в трех бальной системе.

3 балла ставится, если ребенок понимает содержание вопроса или картинки, дает полный содержательный ответ, ссылается на ранее полученные им знания, рассуждает, приводя убедительные аргументы, устанавливает связи и зависимости, приводит пример их личного опыта. Знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, дает адекватную оценку конкретной ситуации.

2 балла ставится, если ребенок понимает поставленный вопрос, содержание картинки, но частично дает на него ответ, затрудняется обосновать свой выбор, допускает ошибки в изложении своих мыслей. Понимает сущность ситуации, но не знает либо дает ошибочный ответ, касающийся правил поведения в конкретной ситуации.

1 балл ставится, если ребенок понимает вопрос, но затрудняется на него ответить либо дает неверный ответ, ошибается в своих высказываниях, не понимает сущность ситуации и не может назвать, как необходимо действовать в чрезвычайной ситуации. Ребенок не понимает поставленный вопрос, не понимает содержание картинки, предложенной ситуации.

        Результаты исследования представляются в виде трехуровневой шкалы:

Низкий уровень - когда ребенок не справился с заданием самостоятельно, даже с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень - справляется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень - ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием.

Мониторинг достижения планируемых навыков пожарной безопасности у детей группы

ФИО

ребёнка

Разделы

«Пожар в доме»

Спички детям-не игрушки

Осторожно -электроприборы»

«Огонь-друг или враг?»

«Детские шалости с огнем»

«Пожар в лесу»

«Службы спасения»

«Кухня-не место для игр»

Итог

Итог:

Показатели эффективности программы

Основными показателями можно считать:

  • Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

  • Сформированная компетентность педагогов в вопросе пожарной безопасности.

  • Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.

  • Созданная материально-техническая база группы.

Заключение

 На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.

Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач.

Программа основ пожарной безопасности в детском саду

ПРОГРАММА

по формированию основ пожарной безопасности

выполнила воспитатель Ющенко Л.А.

В последние годы всё чаще появляются сообщения о пожарах, в том числе и в учреждениях образования. Поэтому в высшей степени актуальна работа по пожарной безопасности не только с членами педагогического коллектива, но и с воспитанниками детского сада. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Цель программы:

  • обобщать представления о пожарной безопасности,

  • формировать навыки безопасного поведения в быту,

  • учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях,

  • отработка правил поведения при пожаре.

Задачи программы:

  • формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;

  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;

  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;

  • углублять и расширять знания об охране жизни людей;

  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Организационное обеспечение

Возможны изменения в организации режима занятий.

- Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

- Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях дошкольного учреждения, реализация творческих проектов дошкольников.

- Разработка конкретных рекомендаций по обучению пожарной безопасности дошкольников.

- Привлечение родителей воспитанников к участию в детско-родительских проектах.

Материально-техническое обеспечение

В групповых помещениях детского сада оформлены мини-зоны по обучению пожарной безопасности дошкольников, оснащение которых проводится в соответствии с возрастными особенностями детей.

Проводится наглядная агитация родителей воспитанников, привлечение к воспитательно-образовательному процессу.

Механизм реализации программы

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДОУ длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Оценка эффективности реализации программы

- использование творческого потенциала педагогов;

- активизация работы детей, придав ей творческий характер;

- соответствие материала тематике, эффективность использования материала в воспитательно-образовательном процессе;

- проведение конкурсов по данной тематике;

- формирование творческих связей между детскими садами города.

Средний дошкольный возраст (с 4 – 5 лет)

«Какие опасности нас подстерегают в помещении» «Электроприборы»

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; знакомить с причиной возникновения пожара; правилами обращения со спичками. Дать представления об электроприборах, об их значении, о правилах пользования ими.

«Огонь и огонёк» «Полезный и опасный огонь»

Формировать чувство повышенной опасности, исходящеё от огня; знакомить детей с правилами пожарной безопасности.

«Ёлочка – иголочка»

Рассмотреть причины возникновения пожара от электрических гирлянд и легко воспламеняющихся ёлочных украшений.

«Пожар».

«Если рядом нет взрослых»

Дать представление о возникновении и последствии пожара на основе художественной литературы, фильмов; познакомить с профессией пожарного; учить набирать номер «01» и вести ролевой диалог;

закрепит знания о домашнем адресе.

«Чем опасен дым»

Познакомить детей с дымом, который выделяется при горении материалов, и сформировать у детей элементарные знания о мерах безопасности при выделении ядовитого дыма. Познакомить детей с печным отоплением и его возможными последствиями.

«Огонь в природе»

Познакомить детей со страшным бедствием — лесным пожаром. Выработать правила поведения в лесу; осторожному и безопасному обращению с огнём в лесу.

Конкурс-выставка рисунков, плакатов на тему: «Огонь и огонёк»

Ко Дню пожарной охраны. Познакомить с работой пожарных, воспитывать уважение к их труду.

Эстафеты «Юный пожарный»

Мероприятия по основам пожарной безопасности проводятся — 1 раз в месяц. Время проведения познавательных мероприятий в средней группе — до 20 минут. Эстафеты — 20 минут.

Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет)

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа в квартире, пожар.

«Что такое МЧС, служба пожарной безопасности» «Конкурс рисунков»

Познакомить со службой МЧС. Углубить знания о профессии пожарного и пожарной безопасности; воспитывать уважение к труду пожарных и сотрудников МЧС.

«Ни ночью, ни днём, не балуйся с огнём»

Углубить и систематизировать знания о причинах пожара; формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

«Осторожно – пиротехника» «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»

Углубить и расширить знания детей об охране жизни людей. Воспитывать аккуратное отношение при использовании пиротехнических средств и только в присутствии взрослых.

«Откуда может прийти беда?»

Обучение ролевому диалогу с диспетчером службы спасения; экскурсия в пожарную часть; практические занятия по эвакуации из помещения группы, детского сада; знакомство с планом эвакуации.

«Если возник пожар» «Опасный огонь»

Познакомить с правилами поведения при пожаре; научить набирать номер телефона пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальных условиях; выучить наизусть важную информацию о себе. Познакомить со средствами пожаротушения (вода, песок, огнетушители); техникой помогающей тушить пожар. Познакомить со свойствами и качеством предметов с точки зрения их пожарной опасности (горимости, выделения ядовитого дыма).

«Огонь – друг или враг»

Закрепить правила пожарной безопасности и умение вести себя при возникновении пожара, учить осторожному обращению с огнём. Обучить мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасных шалостях с огнём (спички, зажигалка, электроприборы), об опасных последствиях пожаров в доме; воспитывать чувство ответственности; воспитывать уважение к труду пожарных.

Городской конкурс «Юный пожарный»

Закрепить правила пожарной безопасности и меры предосторожности; совершенствовать и развивать приобретённые навыки.

«Последствие лесных пожаров»

Дать представления детям о вреде огня в лесных массивах и его последствии; закрепить навыки правильного и безопасного поведения в лесу.

Мероприятия по основам пожарной безопасности проводятся — 1 раз в месяц. Время проведения познавательных мероприятий в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы) — 25 - 30 минут. Эстафеты, праздник — 40 минут.

Ответственные за проведение мероприятий с детьми в детском саду по формированию правил безопасного поведения: воспитатели, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования (театральная и изостудия), инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

В работе с детьми можно использовать такие формы как:

  • Мероприятия познавательного цикла;

  • Чтение художественной литературы;

  • Рассматривание иллюстраций;

  • Театрализация сказки “Кошкин дом”;

  • Встречи с сотрудниками пожарной охраны, МЧС;

  • Сюжетно-­ролевая игра “Мы пожарные”;

  • Издание журнала по правилам пожарной безопасности;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Моделирование ситуаций;

  • Элементарное детское экспериментирование (опасная свеча);

  • Экскурсии;

  • Проекты,

  • Викторины,

  • Досуги, КВН, развлечения, соревнования;

  • Выставки детских работ;

  • Конкурсы плакатов;

  • Рисование и изготовление поделок и др.

В целях наилучшего обеспечения безопасности в дошкольное учреждение должно сотрудничать с другими социальными институтами, в том числе с семьями воспитанников. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

ГБДОУ рекомендуется разработать план взаимодействия с родителями по обеспечению пожарной безопасности, который может включать в себя:

  • Проведение родительских собраний;

  • Беседы, консультации.

  • Опросы, анкетирования.

  • Оформление информационных уголков, стендов;

  • Папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты;

  • Организацию совместных праздников и развлечений;

  • Изготовление атрибутов по пожарной безопасности.

Праздники:

  • АПРЕЛЬ — ДЕНЬ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

  • ОКТЯБРЬ — МЧС (4.10)

  • ДЕКАБРЬ — ДЕНЬ СПАСАТЕЛЯ (27.12)

программа противопожарной безопасности в ДОУ

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖЖДЕНО»

Управление надзорной деятельности Заведующий МБДОУ

главного управления МЧС России детский сад № 888г. 888

по8888888888888 краю _______

«____» ________ 2012г. «_____» __________ 2012г.

ПРОГРАММА

По мерам обеспечения пожарной безопасности

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад

№ общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по социально-личностному развитию детей г. **** ****ского муниципального района ************края

г. *********** 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I «Общие положения» …………………………………… 4стр.

Раздел II «Противопожарный инструктаж» …………………….. 4стр.

Раздел III «Обучение пожарно-техническому минимуму» ….. ….. 7стр.

Раздел IV «Проверка знаний правил противопожарного режима» ..10стр.

РазделV «Обучение мерам противопожарной безопасности с воспитанниками» ………………………………………………………….11стр.

Приложение ……………………………………………………………… 13стр.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основным документом, регламентирующим противопожарную подготовку персонала образовательного учреждения, является приказ МЧС России от 12.12.2007№645 «Об утверждении норм пожарной безопасности (Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций)».

1.Нормы пожарной безопасности работников организаций «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее – Нормы пожарной безопасности) устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ детского сада № (далее — МБДОУ).

2. Ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников МБДОУ несет заведующий МБДОУ.

3. Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работникам МБДОУ осуществляет органы государственного пожарного надзора.

4. Основными видами обучения работников МБДОУ мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно – технических знаний (далее – пожарно – технический минимум).

II. Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников МБДОУ основных требований пожарной безопасности, изучения средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

Противопожарный инструктаж проводится ответственным по охране труда МБДОУ по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников МБДОУ ( далее – специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией МБДОУ (далее – заведующий МБДОУ).

При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

Проведение противопожарного инструктажа включает в себя ознакомление работников МБДОУ с :

- правилам содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;

- мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий ( сооружений), оборудования;

- обязанностям и действиям работников при пожаре, правилам вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.

5. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на : вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

6. О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего ( приложение 1).

7. Вводный противопожарный инструктаж проводится:

- со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);

- с сезонными работниками;

- с обучающимся, прибывшими на практику;

- с иными категориями работников (граждан) по решению заведующей МБДОУ.

8. Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится ответственным по охране труда или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом заведующего МБДОУ.

9.Вводный инструктаж проводится с использованием учебно – методических материалов.

10. Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.

Перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

11. Вводный противопожарный инструктаж заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.

12. Первичный противопожарной инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:

- со всеми вновь принятыми на работу;

- с работниками, выполняющими новую для них работу;

- с обучающимися, прибывшими практику.

13. Проведение первичного противопожарного инструктажа с указанными категориями работников осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным заведующим МБДОУ.

14. Первичным противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается заведующим МБДОУ.

Перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2.

Первичный противопожарный инструктаж проводит с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.

16. Все работники МБДОУ должны практически показать умение действовать при пожаре, использовать первичные средства пожаротушения.

17. Первичный противопожарный инструктаж возможен с группой лиц в пределах общего рабочего места.

18. Повторного противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом заведующего МБДОУ со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не режа одного раза в полугодие.

19. Повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения знаний, утвержденным заведующим ДОУ.

20. Повторный противопожарный инструктаж проводится индивидуально или с группой работников в пределах общего рабочего места по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.

21. В ходе повторного противопожарного инструктажа проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

22. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

- при введении в действие новых или изменений ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требований пожарной безопасности;

- при изменении технологического процесса производства, замене или модернизации оборудования, инструментов, исходного сырья, материалов, а также изменении факторов, влияющих на противопожарное состояние объекта;

- при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привели к пожару;

- для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;

- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней для остальных работ – 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности);

- при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших на аналогичных производствах;

- при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками МБДОУ требований пожарной безопасности.

23. Внеплановый противопожарный инструктаж проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в МБДОУ, или непосредственно заведующих МБДОУ, имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

24. Целевой противопожарный инструктаж проводится:

- при организации массовых мероприятий с обучающимися ;

- при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей с числом участников более 50 человек.

25. Целевой противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в МБДОУ, или непосредственно заведующих МБДОУ и в установленных правилами пожарной безопасности случаях в наряде – допуске на выполнение работ.

26. Целевой противопожарной инструктаж по пожарной безопасности завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.

III. Обучение пожарно – техническому минимуму

Обучение пожарно – техническому минимуму работников МБДОУ организуется как с отрывом, так и без отрыва от исполнения служебных обязанностей в течении месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года.

Без отрыва от исполнения служебных обязанностей обучение проходят:

- руководители или лица, исполняющие их обязанности;

- работники, ответственные за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа;

- работники иных категорий по решению руководителя.

В ходе занятий обучающиеся получают знания в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, овладевают приемами предупреждения пожара, а также основными навыками спасения жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Программа обучения пожарно – техническому минимуму (приложение 3), рассчитана на 16 ч. Из них 12 ч отводится на теоретическую подготовку, 3 ч – на практические занятия и 1 ч – на зачет.

Обучение пожарно – техническому минимуму проводится в образовательных учреждений пожарно – технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно – методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, а также в учреждениях, имеющих лицензию на деятельность по тушению пожаров.

Обязанности по организации обучения персонала пожарно – техническому минимуму возлагаются на заведующего МБДОУ.

Проведение противопожарного инструктажа

С целью изучения основных требований пожарной безопасности, опасных факторов организации учебного процесса, а также действий в случае возникновения пожара и используемых для этого средств с работниками МБДОУ проводится противопожарный инструктаж.

Предварительно заведующий МБДОУ должен издать приказ о противопожарных мероприятиях и назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, указав в нем, кто из сотрудников и каким образом должен быть проинструктирован. В содержание инструктажа входит:

- требования пожарной безопасности МБДОУ исходя из специфики организации учебного процесса;

- обязанности и действия персонала МБДОУ при пожаре, в т.ч. правила вызова пожарной охраны, применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

- правила содержания территории, зданий ( сооружений) и помещении, в т.ч. эвакуационных путей, наружного водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж работников МБДОУ подразделяется на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится с работниками:

- принятыми на работу в МБДОУ независимо от их образования, стажа работы по профессии (должности);

— прибывшим в МБДОУ на практику;

- работниками иных категорий по решению заведующей МБДОУ.

Первичный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником МБДОУ непосредственно на рабочем месте.

В отдельных случаях проведение первичного противопожарного инструктажа возможно с группой лиц в пределах общего рабочего места.

Повторный противопожарный инструктаж проводится с каждым работником МБДОУ по программе первичного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком занятий, утвержденным руководителям ( но не реже одного раза в полугодие), индивидуально или с группой работников в пределах общего рабочего места.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится с работниками МБДОУ в случае:

- Введения в действие новых или изменения ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности , иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;

- установления фактов неудовлетворительного знания работниками требований пожарной безопасности;

- нарушения работниками правил пожарной безопасности;

- указания вышестоящих организаций;

- изменения организации учебного процесса.

Целевой противопожарный инструктаж проводится с работниками МБДОУ по решению заведующего МБДОУ для обеспечения безопасности во время массовых мероприятий, в т. ч. экскурсий, выполнения разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью, и т. д.

Обучение по специальным программам пожарно – технического минимум непосредственно в МБДОУ проводится заведующий МБДОУ или лицом, назначенным приказом заведующего МБДОУ, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

IV. Проверка знаний правил пожарной безопасности

Проверка знаний требований пожарной безопасности осуществляется по окончании обучения пожарно – техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом заведующего МБДОУ, состоящей не менее чем из трех человек.

Квалификационная комиссия по проверке знаний требований пожарной безопасности состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя и членов комиссии, секретаря.

Работники, проходящие проверку знаний, должны быть заранее ознакомлены с программой и графиком проверки знаний.

Внеочередная проверка знаний требований пожарной безопасности работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:

при утверждении новых или внесении изменений в нормативные правовые акты, содержащие требования пожарной безопасности ( при этом осуществляется проверка знаний только этих нормативных правовых актов);

при вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по правилам пожарной безопасности работников ( в этом случае осуществляется проверка знаний требований пожарной безопасности, связанных с соответствующими изменениями);

при назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по пожарной безопасности (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

по требованию должностных лиц органа государственного пожарного надзора, других органов ведомственного контроля, а также руководителя (или уполномоченного им лица) организации при установлении нарушений требований пожарной безопасности и недостаточных знаний требований пожарной безопасности;

после происшедших пожаров, а также при выявлении нарушений работниками организации требований нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

при перерыве в работе в данной должности более одного года;

при осуществлении мероприятий по надзору органами государственного пожарного надзора.

Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований пожарной безопасности определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, с учетом специфики производственной деятельности и включает в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, примечание первичных средств пожаротушения).

Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований пожарной безопасности работников осуществляется заведующим МБДОУ.

V. Обучение мерами пожарной безопасности воспитанников

Противопожарная подготовка воспитанников ДОУ включает:

Формирование у детей навыков безопасного поведения в быту;

Обучение детей адекватным действиям в пожарных ситуаций;

Углубление и систематизация знаний детей о причинах возникновения пожаров, понимание вероятных последствий детских шалостей;

Знакомство с историей бытовых приборов (утюг, пылесос, телевизор и т. д.), обучение соблюдение техники безопасности при обращении с ними;

Формирование чувства повышенной опасности при обращении с огнем: рассказывание о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов;

Знакомство с правилами поведения при пожаре;

Формирование знаний о себе: фамилии, имени, домашнего адреса, номера телефона, номера пожарной службы, формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;

Знакомство с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар;

Формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Работа по изучению правил пожарной безопасности проводится с воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста. Работа по пожарной безопасности проводится в виде бесед, рассматривания с использованиям наглядных пособий (плакатов, картинок), просмотра DVD- дисков.

Работа с детьми

1

Занятия на тему: «В мире опасных предметов»

(кН. «Как обеспечить безопасность» стр. 8)

сентябрь

Воспитатели младшей, старшей группы

2

Занятия на тему: «Электроприборы»

(кн. «как обеспечить безопасность» стр. 10)

октябрь

Воспитатели младшей, старшей группы

3

Развлечение «Кошкин дом»

ноябрь

Музыкальный руководитель

4

Занятие на тему: «Осторожно, огонь»,

(кН. «Основы безопасного поведения дошкольников» стр.71)

декабрь

Воспитатели младшей, старшей группы

5

Занятия на тему: «Детские шалости с огнем и их последствия».

(кн. «Основы безопасного поведения дошкольников» стр. 68)

февраль

Воспитатели младшей, старшей группы

6

Конкурс детских творческих работ «Осторожно, огонь!»

январь

Воспитатели младшей, старшей группы

7

Занятия на тему: «Пожар» (кн. «Как обеспечить безопасность» стр. 13)

март

Воспитатели младшей, старшей группы

8

Занятие на тему: «Служба «02»

(кн. «Как обеспечить безопасность» стр. 19)

апрель

Воспитатели младшей, старшей группы

9

Занятие на тему: «Знает каждый граждан этот номер – 01!»

(кн. «Основы безопасного поведения дошкольников» стр.60)

май

Воспитатели младшей, старшей группы

10

Спортивное развлечение «Юные пожарные»

июнь

Инструктор по физической культуре

К завершению периода дошкольного возраста воспитанник должен знать:

Правила поведения при пожаре;

Имеет навыки безопасного поведения в быту;

Умеет пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара;

Умеет привлечь внимание прохожих и позвать при пожаре;

Знает предметы, которые являются источниками потенциальной опасности (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы);

Знаком с профессией пожарного.

Приложение 2

К программе по мерам обеспечения пожарной безопасности

Перечень вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа

Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Смотрите также