Программа обучения по пожарной безопасности в школе


Программа по пожарной безопасности

Утверждаю.

Директор школы:____________________

Смирнова В.К.

Программа обучения обучающихся и воспитанников правилам пожарной безопасности

Принята решением педсовета

Протокол № от

Пояснительная записка

В статье 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено «обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Государственной противопожарной службой».

Обучение обучающихся и воспитанников детских учреждений правилам пожарной безопасности проводится с целью воспитания у них бережного отношения к социалистической собственности, оказания практической помощи в сохранении социалистической собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров, воспитания навыков по предупреждению пожаров и тушению загораний, а также по оказанию первой помощи пострадавшим. Занятия проводятся классными руководителями, учителями, воспитателями, преподавателями и мастерами производственного обучения. К проведению занятий целесообразно привлекать работников пожарной охраны.

Порядок проведения и темы занятий определяются руководителем детского учреждения.

Занятия по изучению правил пожарной безопасности следует проводить с учетом возраста учащихся и воспитанников. С учащимися 5-9 классов материалы программ изучаются в сокращенном объеме.

С учащимися 1-4 классов проводятся беседы по предупреждению пожаров в школе и дома.

На занятиях по обучению учащихся и воспитанников правилам пожарной безопасности следует изучить следующие темы:

ТЕМА 1. Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях.

Советская пожарная охрана и ее задачи. Роль добровольных пожарных организаций (добровольных пожарных дружин и дружин юных пожарных).Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства  всенародное дело. Предупреждение пожаров  основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров.

ТЕМА 2. Огонь  друг и враг человека.

Что такое огонь. Какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Какой вред может причинить огонь. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Меры предосторожности при обращении с огнем. Недопустимость игр детей с огнем. Примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.

ТЕМА 3. Причины возникновения пожаров.

Основные причины возникновения пожаров в детских учреждениях  детская шалость со спичками и другие виды детской шалости: незатушенные угли, шлак, зола, костры; неосторожность при курении; нарушение пожарной безопасности при эксплуатации электротехнических устройств, бытовых приборов и печей; самовоспламенение веществ при хранении и их использовании. Тепловое воздействие электрического тока, короткое замыкание, перегрузка  основные причины возникновения пожаров в электроустановках. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п. Понятие о пожарной профилактике.

ТЕМА 4. Противопожарный режим в детском учреждении.

Противопожарные требования к содержанию территории, зданий и помещений. План эвакуации людей при пожаре. Правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Противопожарный режим в кабинетах химии, физики, биологии, в производственных мастерских и при проведении культурно-массовых мероприятий.

ТЕМА 5. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня при проведении различных видов работ, использования керосина, бензина и других горючих жидкостей для растопки печей; оставления без присмотра топящихся печей, включенных телевизоров, электро- и радиотехнических приборов и газовых плит, сжигания мусора вблизи строений и т.д.

Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольном исполнении. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, проходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

ТЕМА 6. Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности.

Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошма, щиты с набором пожарного инвентаря. Места установки , правила содержания и порядок применения первичных средств пожаротушения. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные. Примеры их применения и места установки.

ТЕМА 7. Системы атоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.

Основные сведения об автоматических установках пожаротушения, спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

ТЕМА 8. Что нужно делать при пожаре?

Правила поведения людей при обнаружении пожара. Порядок вызова пожарной помощи, оповещения людей о пожаре и эвакуации. Предотвращение паники. Меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом. Оказание первой помощи пострадавшим.

Методические рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности обучающихся образовательных учреждений

Особого отношения требуют к себе дети, т.к. это одна из наименее защищенных от пожаров групп населения из-за отсутствия знаний и навыков в области пожарной безопасности. Их обучение необходимо начинать с дошкольного возраста и проводить его в течение всей учебы в школе, начиная с самого простого и постепенно усложняя материал. В связи с загруженностью детей в школе основными предметами обучение не может быть постоянным, оно должно проводиться периодически в три этапа.

Первый этап: детей дошкольного возраста (старшие группы детских дошкольных учреждений) и младших школьников (1-4 классы) следует обучать самым простым и необходимым мерам пожарной безопасности: осторожности в обращении со спичками, зажигалками, электричеством и пр., а также способам спасения собственной жизни и вызова помощи в случае возникновения пожара.

Второй этап: детей среднего звена школы (5-9 классы) также обучают осторожности в обращении с пожароопасными предметами, электричеством, способам спасения собственной жизни и жизни детей младшего возраста, вызова помощи в случае возникновения пожара и самым простым способам тушения пожаров подручными средствами в некоторых случаях.

Третий этап: детей старшего звена школы (10-11 классы) обучают правилам пожарной безопасности в быту и на производстве. В первом случае подробно, а во втором – самым основным и необходимым навыкам. Кроме того, им преподают основные способы тушения пожаров подручными средствами и при помощи пожарно-технического оборудования, расширяют сведения о способах спасения собственной жизни, а также жизни пострадавших при пожаре.

Обучение мерам пожарной безопасности - очень объемный материал. Необходимо знать как вести себя дома, на улице, в школе и т.д., чтобы не допустить пожара; что нужно делать и чего делать не следует, когда пожар уже произошел; как пользоваться первичными средствами пожаротушения и когда ими пользоваться нельзя, как спасти себя и окружающих при пожаре; как правильно оказать первую медицинскую помощь. И это еще далеко не весь перечень знаний. Ведь в каждом отдельном случае пожара есть свои особенности. Например, необходимо, чтобы дети знали, что нужно делать, если пожар произошел в квартире, конкретно разобрать действия: где, в какой из комнат, потому что из этого нужно рассчитывать свои действия. Совершенно другие способы защиты от огня и дыма, если пожар начался в подъезде, и т.д.

Учитывая особенности возрастных групп, необходимо строить свои занятия по обучению мерам пожарной безопасности.

Например, в формировании правильного отношения к окружающим элементам пожарной опасности детей дошкольного и младшего школьного возраста, выработки у них навыков правильных действий при пожаре немаловажное значение имеют занятия – встречи. В целях уменьшения страха детей при виде пожарного в масках во время пожара, на занятие стоит привести пожарного в полном обмундировании и снаряжении. Встреча с доктором в белом халате поможет детям освоить основные действия при оказании первой медицинской помощи (элементарные действия при ожогах).

Очень часто в учебно-методических разработках по обучению детей мерам пожарной безопасности, которые публикуются в помощь преподавателям ОБЖ в разных периодических изданиях, много неточностей, несуразиц. Например, зачем пятиклассникам подробно рассказывать об огнетушителях, о химической реакции, происходящей в огнетушители при приведении его действие? Встречаются рекомендации по тушению пожаров для второклассников.

Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что еще недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.

Познавательные игры расширяют объем информации, получаемой детьми в ходе обучения, стимулирует важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижает психические и физические нагрузки. В ходе игры дети готовы учиться сколько угодно. В познавательных играх создается благоприятная возможность подготовки сознания к восприятию нового.

Особое внимание надо уделить практическим занятиям. При изучении правил пожарной безопасности любое занятие должно подтверждаться практикой. Но практических занятий, конкретизации опасных ситуаций, поведение в таких ситуациях, явно недостаточно. Как же совместить практику с теорией? Понятно, что недостаточное финансирование школ и всей системы образования в целом не позволяет иметь хорошей учебно-материальной базы. Значит, надо исходить из имеющихся возможностей.

  1. При проведении занятий в младших классах, как уже говорилось, больше игровых ситуаций, имитирующих способы спасения, меры пожарной безопасности. Например, игра «Змейка», имитирующая спасение из задымленного помещения.

  2. Показ видеофильмов противопожарной тематики. Это немаловажный момент, потому что необходимо не только рассказать детям об опасности, например, игры со спичками. Важно показать, что может произойти в результате таких игр. Видеофильмы наглядно это демонстрируют.

  3. Посещение выставок Центров противопожарной пропаганды, где много исторических экспонатов. Содержательная экскурсия поможет детям узнать и историю пожарной охраны, и славный боевой путь пожарной охраны и много другой полезной информации.

  4. Посещение пожарных подразделений поможет детям в правильном формировании знаний о работе пожарной охраны.

  5. Проведение внеклассных мероприятий.

  • месячник пожарной безопасности в образовательных учреждениях;

  • проведение КВНов, викторин, спортивных соревнований противопожарной тематики с привлечением инженерно-инспекторского состава противопожарной службы;

  • создание ДЮП;

  • проведение занятий противопожарной тематики в летних школьных лагерях.

  1. Практическая отработка действий на случай пожара – эвакуация. Практические занятия по применению первичных средств пожаротушения.

Программа по пожарной безопасности 1-11 кл.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Нечкинской СОШ

______________И.Н.Ющук

Программа

по пожарной безопасности

МБОУ Нечкинской СОШ

для учащихся 1-11 класса

Составила:

зам. по ВР

Волынина Н.А.

Нечкино 2015

Пояснительная записка

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.

Работа по противопожарному воспитанию детей в МБОУ Нечкинской СОШ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Уставом Всероссийского добровольного пожарного общества, распоряжениями губернаторов и глав администраций субъектов РФ.

Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.

Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения в образовательном учреждении, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх используется принцип демократизма, равенства участников, роли распределяются по жребию. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.

Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.

Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.

Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.

Задачи:

  1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.

  2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.

  3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.

  4. научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.

  5. освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.

  6. воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Занятия по данной программе проводятся 1 час в месяц. Уровень полученных знаний и умений учащихся контролируется администрацией учебного заведения путем проведения тестов, входящих в программу.

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы

( 1-4 классы), обучающихся по данной программе.

Предметно-информационная оставляющая образованности:

  • Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;

  • Знать основные правила пожарной безопасности;

  • Знать назначение и оборудование пожарного щита;

  • Знать телефон вызова пожарной охраны.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;

  • Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;

  • Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;

  • Умение использовать первичные средства пожаротушения;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;

  • Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;

  • Бережное отношение к окружающей природе.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Темы

Количество часов

1.

Знакомство с профессией пожарного

1

2.

Пять правил пожарной безопасности

1

3.

Если в доме начался пожар

1

4.

Огонь – друг и враг человека

1

5.

Как правильно покинуть задымленную квартиру

1

6.

Действия во время грозы

1

7.

Действия при пожаре в лесу

1

8.

30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны

1

9.

Тестирование

1

Итого:

9

Содержание курса.

Тема 1. Знакомство с профессией пожарного.

Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.

Тема 2. Пять правил пожарной безопасности.

К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).

Тема 3. Если в доме начался пожар.

Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало).

Тема 4. Огонь – друг и враг человека.

Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К чему приводит пожар. Новогодние праздники – время повышенной опасности.

Тема 5. Как правильно покинуть задымленную квартиру.

Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность

действий при задымлении квартиры.

Тема 6. Действия во время грозы.

В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.

Тема 7. Действия при пожаре в лесу.

Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и способы защиты от них. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода ( просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе из леса.

Тема 8. 30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны.

Профессия пожарного – профессия мужественных и добрых людей. Основные функции пожарной охраны. ВДПО – Всероссийское добровольное противопожарное общество. Основные задачи ВДПО. Указ президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны»

Тема 9. Тестирование.

Проверка знаний учащихся по ППБ. Работа над ошибками.

2-й год обучения

Темы

Количество часов

1.

Безопасное обращение с электричеством в доме

1

2.

Что делать, если пожар только начался

1

3.

Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.

1

4.

Правила выхода из задымленной квартиры.

1

5.

Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара

1

6.

Как правильно позвонить в пожарную охрану

1

7.

Первоочередные действия при пожаре в квартире

1

8.

Летний отдых и пожарная безопасность.

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

Краткое содержание курса.

Тема 1. Безопасное обращение с электричеством в доме.

Правила обращения с электрическими приборами. Какую опасность они могут представлять для человека. Какие электрические приборы у вас дома. Как правильно отключать электрические приборы из сети. Почему нельзя тушить водой загоревшийся телевизор. Что необходимо сделать перед выходом из дома.

Тема 2. Что делать, если пожар только начался.

Назвать несколько причин возгорания в квартире при отсутствии взрослых..Чем тушить небольшой огонь. Что делать, если огонь потушить не удалось. Как правильно покинуть задымленную квартиру Дальнейшие действия пострадавшего.

Тема 3. Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.

Почему и как нужно немедленно покинуть горящее помещение или квартиру. Что необходимо делать прежде, чем покинуть квартиру. Звонок по «01» и встреча пожарной команды. Огнетушитель – обязательная принадлежность имущества людей.

Тема 4. Правила выхода из задымленной квартиры.

Причины возникновения пожара в квартирах. Факторы пожара, опасные для здоровья и жизни человека. Способы защиты от дыма и огня. Что можно использовать для смачивания ткани, если нет воды, а жизни угрожает опасность. Почему нужно плотно закрыть дверь в комнату, где начался пожар. Осторожное использование новогодних пиротехнических устройств и безопасное поведение на новогодних праздниках.

Тема 5. Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара.

Особенности действий жителей верхних этажей при пожаре в доме. Почему опасно выбегать из квартиры, если вы живете на верхних этажах. Защита органов дыхания. В чем состоит опасность пользования лифтом во время пожара. Что нужно сделать с лифтом для спасения других людей.

Тема 6. Как правильно позвонить в пожарную охрану.

Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при возникновении пожара.

Тема 7. Первоочередные действия при пожаре в квартире.

Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре. Первоочередные действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь квартиры. Для чего необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное устройство, отключить электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в комнаты, облить коридор и двери комнат водой. Предохранение органов дыхания при помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.

Тема 8. Летний отдых и пожарная безопасность.

Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время грозы в лесу и на водоеме.

Тема 9. Тестирование.

Игра соревнование трех пожарных команд с использованием тестов, загадок и игр.

3-й год обучения

Темы

Количество часов

1.

От чего происходят пожары.

1

2.

История создания пожарной охраны.

1

3.

Противопожарный режим в жилом доме.

1

4.

Безопасное использование бытовой техники.

1

5.

Правила безопасного поведения на кухне

1

6.

Оказание помощи при ожогах.

1

7.

Главные причины ленных пожаров

1

8.

Правильные действия во время грозы.

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

Краткое содержание курса

Тема 1. От чего происходят пожары.

Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».

Тема 2. История создания пожарной охраны.

Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны.

Тема 3. Противопожарный режим в жилом доме.

Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.

Тема 4. Безопасное использование бытовой техники.

Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.

Тема 5. Правила безопасного поведения на кухне.

Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.

Тема 6. Оказание помощи при ожогах.

Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.

Тема 7. Главные причины лесных пожаров.

В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу. Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.

Тема 8. Правильные действия во время грозы.

Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.

Тема 9. Тестирование.

Контрольный срез знаний и умений.

4-й год обучения

Темы

Количество часов

1.

Пожарная охрана, её назначение и задачи.

1

2.

План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.

1

3.

Противопожарный режим в жилом доме.

1

4.

Назначение и оборудование пожарного щита.

1

5.

Первичные средства пожаротушения

1

6.

Что делать, если квартиру покинуть нельзя.

1

7.

Причины возгорания телевизора и способы его тушения.

1

8.

Действия при пожаре в доме.

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

Краткое содержание курса

Тема 1. Пожарная охрана, её назначение и задачи.

Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны.

Тема 2. План пожарной эвакуации в школе, дома и на даче.

Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи.

Тема3. Противопожарный режим в школе.

Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.

Тема 4. Назначение и оборудование пожарного щита.

Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита.

Тема 5. Первичные средства пожаротушения.

Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.

Тема 6. Что делать, если квартиру покинуть нельзя.

Порядок экстренных действий в случае возникновения пожара в квартире, которую невозможно самостоятельно покинуть. Наиболее безопасные места в квартире для ожидания помощи. Правила поведения на балконе во время пожара. Что делать, если нет балкона.

Тема 7. Причины возгорания телевизора и способы его тушения.

Назвать причины возгорания телевизора. Почему телевизор нельзя оставлять без присмотра. Где нельзя устанавливать телевизор. Что делать при возгорании телевизора. Что делать при взрыве телевизора и пожаре в квартире.

Тема 8. Действия при пожаре в доме.

Что делать, если в доме большой пожар. Почему нужно срочно эвакуироваться и как. Почему нельзя спускаться из горящего здания на лифте. Что делать, если вы застряли в лифте. Что делать в ожидании лифтера.

Тема 9. Тестирование. Игра-соревнование трех юных пожарных команд – тесты, загадки.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

( 5-11 классы), обучающихся по данной программе.

Предметно-информационная оставляющая образованности:

  • Знать правила пожарной безопасности;

  • Знать права и обязанности граждан по соблюдению ППБ,

  • Знать причины возникновения пожаров, а также ЧС техногенного происхождения;

  • Знать классификацию средств пожаротушения;

  • Знать способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • Умение оценить пожароопасную обстановку;

  • Умение предвидеть опасность и идентифицировать её;

  • Умение принимать правильные решения в различных чрезвычайных и пожароопасных ситуациях;

  • Выполнять правила пожарной безопасности,

  • Умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим в ЧС.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • Системное знание ППБ и овладение навыками безопасного поведения,

  • Развитие культуры личной безопасности,

  • Сформированность самооценки и самоконтроля, способность к принятию эффективных решений в условиях пожароопасных и чрезвычайных ситуациях,

  • Сформированность правого самосознания в вопросах пожарной безопасности.

5 класс

Темы

Количество часов

1.

Основные факторы пожара

1

2.

Наиболее частые причины пожара

1

3.

Что нельзя делать при пожарах

1

4.

Какие горящие предметы нельзя тушить водой

1

5.

Правила и способы эвакуации при пожаре

1

6.

Наиболее доступные средства тушения огня.

1

7.

Причины утечки газа.

1

8.

Первая медицинская помощь при отравлении угарным и бытовым газом.

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

6 класс

Темы

Количество часов

1.

Место для оборудования кострища

1

2.

Способы добывания огня

1

3.

Разжигание огня

1

4.

Сохранение огня

1

5.

Действия при пожаре в палатке

1

6.

Как уберечься от поражения молнией

1

7.

Пожар в автомобиле

1

8.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему при поражении электрическим током

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

7 класс

Темы

Количество часов

1.

Порядок создания и организация деятельности дружины юных пожарных

1

2.

Понятие лесного и торфяного пожаров

1

3.

Классификация лесных, торфяных пожаров

1

4.

причины возникновения лесных, торфяных пожаров и их последствия

1

5.

Предупреждение лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними

1

6.

Последствия лесных и торфяных пожаров, методы борьбы с ними

1

7.

Общие правила наложения повязок

1

8.

Техника искусственного дыхания и непрямого массажа

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

8 класс

Темы

Количество часов

1.

Пожары

1

2.

Взрывы

1

3.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1

4.

Возможные последствия пожаров и взрывов

1

5.

Правила пожарной безопасности

1

6.

Правила поведения при пожаре и угрозе взрыва

1

7.

Действия при пожаре в общественном месте

1

8.

Действия при пожаре в общественном транспорте

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

9 класс

Темы

Количество часов

1.

Требования правил пожарной безопасности к учебным заведениям

1

2.

Пожарная защита населения профилактика и её задачи

1

3.

Права и обязанности граждан по соблюдению ППБ

1

4.

Экстренная реанимационная помощь

1

5.

Защита населения от ЧС техногенного характера

1

6.

Гуманитарная акция МЧС России

1

7.

Как вести себя при техногенной катастрофе

1

8.

30 апреля – Всемирный день пожарной охраны

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы

( 10-11 классы), обучающихся по данной программе.

Предметно-информационная оставляющая образованности:

  • Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;

  • Знать основные правила пожарной безопасности;

  • Знать назначение и оборудование пожарного щита;

  • Знать телефон вызова пожарной охраны.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;

  • Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;

  • Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;

  • Умение использовать первичные средства пожаротушения;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;

  • Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;

  • Бережное отношение к окружающей природе.

10 класс

Темы

Количество часов

1.

Становление пожарного дела

1

2.

Наша пожарная часть. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

1

3.

Сигарета - яд и пожар.

1

4.

Люди огненной профессии.

1

5.

Знаки пожарной безопасности.

1

6.

Ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности

1

7.

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения.

1

8.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

11 класс

Темы

Количество часов

1.

Огнетушители. Особенности различных типов огнетушителей.

1

2.

Современная пожарная техника.

1

3.

О пожарной безопасности домов повышенной этажности.

1

4.

Порядок эвакуации людей из горящих зданий.

1

5.

Действие населения при ликвидации очагов возгорания и спасение людей

1

6.

Комбинированное сочетание условий пожара.

1

7.

Психологическое воздействие, ведущее к возникновению паники.

1

8.

Особенности организации обеспечения пожарной безопасности на промышленных (автотранспортных) предприятиях.

1

9.

Тестирование.

1

Итого:

9

Программа по пожарной безопасности моу сош №27

Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №27

__________ И.С.Бабина

Программа

по пожарной безопасности

МОУ СОШ №27

(для учащихся 1-11 класса)

г. Серов

2010 год

Пояснительная записка.

Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.

Работа по противопожарному воспитанию детей в МОУ СОШ №27 осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», Уставом Всероссийского добровольного пожарного общества, распоряжениями губернаторов и глав администраций субъектов РФ.

Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.

Противопожарная учеба и воспитание проводится на всех этапах обучения в образовательном учреждении, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания. В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх используется принцип демократизма, равенства участников, роли распределяются по жребию. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих. Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, на уроках ППБ проводятся игровые занятия, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.

Предлагаемая программа поможет привить школьникам культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чем заключается ценность человеческой жизни.

Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.

Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.

Задачи:

  1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.

  2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.

  3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.

  4. научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.

  5. освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.

  6. воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

Занятия по данной программе проводятся 1 час в месяц. Уровень полученных знаний и умений учащихся контролируется администрацией учебного заведения путем проведения тестов, входящих в программу.

Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы

( 1-4 классы), обучающихся по данной программе.

Предметно-информационная оставляющая образованности:

  • Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;

  • Знать основные правила пожарной безопасности;

  • Знать назначение и оборудование пожарного щита;

  • Знать телефон вызова пожарной охраны.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;

  • Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;

  • Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;

  • Умение использовать первичные средства пожаротушения;

  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;

  • Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;

  • Бережное отношение к окружающей природе.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Знакомство с профессией пожарного

1

0,5

0,5

2.

Пять правил пожарной безопасности

1

0,2

0,8

3.

Если в доме начался пожар

1

0,2

0,8

4.

Огонь – друг и враг человека

1

0,2

0,8

5.

Как правильно покинуть задымленную квартиру

1

0,2

0,8

6.

Действия во время грозы

1

0,2

0,8

7.

Действия при пожаре в лесу

1

0,2

0,8

8.

30 апреля – Всероссийский День пожарной охраны

1

0,2

0,8

9.

Тестирование

1

0

1

Итого:

9

1,9

7,1

Содержание курса.

Тема 1. Знакомство с профессией пожарного.

Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.

Тема 2. Пять правил пожарной безопасности.

К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).

Тема 3. Если в доме начался пожар.

Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало).

Тема 4. Огонь – друг и враг человека.

Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К чему приводит пожар. Новогодние праздники – время повышенной опасности.

Тема 5. Как правильно покинуть задымленную квартиру.

Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность

действий при задымлении квартиры.

Тема 6. Действия во время грозы.

В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.

Тема 7. Действия при пожаре в лесу.

Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и способы защиты от них. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода ( просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе из леса.

Тема 8. 30 апреля – Всероссийский день пожарной охраны.

Профессия пожарного – профессия мужественных и добрых людей. Основные функции пожарной охраны. ВДПО – Всероссийское добровольное противопожарное общество. Основные задачи ВДПО. Указ президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны»

Тема 9. Тестирование.

Проверка знаний учащихся по ППБ. Работа над ошибками.

2-й год обучения

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические

занятия

1.

Безопасное обращение с электричеством в доме

1

0,2

0,8

2.

Что делать, если пожар только начался

1

0,2

0,8

3.

Что делать, если пожар сразу потушить не удалось.

1

0,2

0,8

4.

Правила выхода из задымленной квартиры.

1

0,2

0,8

5.

Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара

1

0,2

0,8

6.

Как правильно позвонить в пожарную охрану

1

0,2

0,8

7.

Первоочередные действия при пожаре в квартире

1

0,2

0,8

8.

Летний отдых и пожарная безопасность.

1

0,2

0,8

9.

Тестирование.

1

0

1

Итого:

9

1,6

7,4

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пояснительная записка.

I.                  Введение.

Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растут и воспитываются учащиеся.  Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным усилием спасения. Испытываю чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребенка – спрятаться от опасности, е видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. – места, откуда их трудно  спасти. Потому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре.

Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Березовская средняя общеобразовательная школа № 3» п. Березовка работает по программе «Обучение учащихся пожарной безопасности» с 2007 года. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива школы является обучение основам безопасности жизнедеятельности.

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача школы, семьи и государства. Участившееся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости  систематической работы с детьми и родителями. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у учащихся прочные знания о правилах пожарной безопасности.

II.               Цель и задачи программы.

Программа разработана для детей в возрасте от 7 до 16 лет, включая в себя перспективное планирование для детей данного возраста.

Цель программы:

- Реализация государственных интересов в области воспитания пожарной безопасности детей.

- Формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности.

- Проведение комплекса мероприятий по обучению пожарной безопасности в условиях школы, реализация творческих проектов.

Задачи программы:

·        формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;

·        познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;

·        развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;

·        углублять и расширять знания об охране жизни людей;

·        развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки;

·        обобщать представление о пожарной безопасности;

·        формировать навыки безопасного поведения в быту;

·        учитель адекватным действиям в пожарных ситуациях;

·        отрабатывать правил поведения при ЧС.

Организационное обеспечение: возможны изменения в организации режима занятий.

Материально-техническое обеспечение:

·        стенды;

·        огнетушители;

·        пожарный рукав;

·        инструкции

III.           При написании программы мы опирались на следующие нормативные документы:

1.     Закон «Об образовании РФ».

2.     Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства.

3.     Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 24.12.1994 г. № 69-ФЗ.

4.     Правила пожарной безопасности ППБ-01-03 (приказ МЧС РФ от 18.06.2003 г.  № 313).

5.     Закон Красноярского края «О пожарной безопасности в Красноярском крае» от 24.12.2004 г. № 13-2821.

6.     Постановление администрации Красноярского края «Об утверждении Положения  «Об организации обязательного обучения мерам пожарной безопасности населения на территории Красноярского края» от 15.12.2000 г. № 980-п.

В основу программы положены следующие принципы:

·        дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

·        развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

·        сочетание научности и допустимости материала;

·        наглядность;

·        рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

·        профессиональная компетентность педагога;

·        систематичность и последовательность;

·        принцип от близкого к далекому;

·        принцип учета рациональных условий.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности в школе по трем направлениям:

1 направление – изучение правил пожарной безопасности учителями и обслуживающим персоналом  - по отдельной программе обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) – созданных по линии ГО.

2 направление – обучающая и профилактическая работа с детьми.

3 направление – разъяснительная работа с родителями. Организуются выступления сотрудников МЧС на родительских собраниях.

IV.           Обучающая  профилактическая работа с детьми.

Профилактическая работа с детьми ведется в начальной, средней и старшей группе учащихся, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и деятельность изучения.

Занятия с учащимися начальных классов должны проводится  в форме бесед, конкурсов и викторин.

Для старшеклассников организованы инструктажи о правилах пожарной безопасности и поведения в случае возникновения пожара в кабинетах обслуживающего и технического труда, химии, физики, информатики.

Профилактическая работа – это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как бучение навыками пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

V.               Обучение мерам пожарной безопасности учащихся.

Противопожарная подготовка в ОУ включает:

·        изучение социального раздела в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ);

·        проведение практических занятий по эвакуации в случае пожара;

·        организацию тематических бесед с просмотром учебных фильмов, дней и месячников пожарной безопасности;

·        создание специальных детских формирований (кружков, отрядов, дружин юных пожарных)

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приемы:

- беседы, рассказ учителя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстративного материала.

Для закрепления знаний организуются экскурсию в ближайшую пожарную часть или приглашаются в школу представители МЧС. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребята загадывают загадки, знакомятся с пословицами, дети читают стихи, рассказы. Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширяет и углубляет использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстративного материала: электронных претензий, видеофильмов, стендов с иллюстративным материалом, изображение пожарных во время тушения пожара.

VI.           Планирование.

Начальная школа (1-4 кл.)

Раздел «Окружающий мир» предусматривает изучение тем противопожарной безопасности.

№ п/п

Темы/классы/часы

1

2

3

4

I.

Что такое пожар и причины его возникновения?

2

2

2

2

1.    

Что такое природные пожары (ЧС природного характера, их причины и последствия)

1

1

1

1

2.    

Что такое взрывы? (ЧС техногенного характера, их причины и последствия)

1

1

1

1

II.

Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре

2

2

2

2

1.    

Как защитить себя и своих близких от пожара?

1

1

1

1

2.    

Что надо знать, чтобы избежать пожара?

1

1

1

1

III.

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара

4

4

4

4

Итого учебных часов

4

4

4

4

Итого практических занятий

4

4

4

4

Средне звено (5-9 классы)

Курс ОБЖ предусматривает изучение тем противопожарной безопасности.

№ п/п

Темы/классы/часы

5

6

7

8

9

1.    

Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре

1

1

1

1

2.    

Природные пожары (ЧС природного характера, их причины и последствия)

1

1

1

1

1

3.    

ЧС техногенного характера: пожары и взрывы (ЧС техногенного характера, х причины и последствия)

1

1

1

1

1

4.    

Организация защиты населения от ЧС (МЧС Россия – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС)

1

1

1

1

1

5.    

Оповещение населения о ЧС

1

6.    

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара

4

4

4

4

4

Итого учебных часов

4

4

4

4

4

Итого практических занятий

4

4

4

4

4

Старшая школа (10 класс)

Курс ОБЖ предусматривает изучение тем противопожарной безопасности.

№ п/п

Темы/классы/часы

10

1.    

Правила безопасного  поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера

1

2.    

РСЧС, её структура и задачи

1

3.    

Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС

1

4.    

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1

5.    

Практические занятия.

Работа с первичными средствами пожаротушения. Тренировка и эвакуации людей:

А) Практическое ознакомление и работа с огнетушителем на модельном очаге пожара;

Б) Тренировка использования пожарного крана

2

6.    

Тренировки по эвакуации людей в случае пожара

4

Итого учебных часов

4

Итого практических занятий

2

Итого тренировок

4

Практические занятия и тренировки по эвакуации в случае пожара в ОУ позволяют:

·        систематизировать знания учащихся и работников ОУ о правилах поведения в случае возникновения пожара;

·        отработать до автоматизма действия при эвакуации;

·        развить психологическую способность к быстрой внутренней мобилизации в условиях чрезвычайной ситуации;

·        оценить эффективность использования сил и средств для ликвидации пожара;

·        проверить работу системы противопожарной защиты;

Подобные мероприятия должны проходить в ОУ не реже одного раза в четверть с участием всех работников и учащихся.

Механизм реализации программы.

Обучение пожарной безопасности учащихся длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Организация внеклассной работы.

Огромное значение в противопожарной подготовке учащихся ОУ играют внутришкольные мероприятия, в т.ч. дни и месячники пожарной безопасности.

К участию в них следует привлекать специалистов МЧС России и профессиональных пожарных.

Четверть/классы

1-4

5-9

10-11

Iчетверть

Конкурс рисунков «Берегись пожара»

Конкурс рисунков «Берегись пожара»

Конкурс социальных плакатов «Берегись пожара»

Оформление классных уголков безопасности

Классные часы «Пожар – это…»

Классные часы «Пожар – это…»

Встреча с представителями МЧС п. Березовка (экскурсия)

Встреча с представителями МЧС п. Березовка (экскурсия)

Просмотр учебного фильма

Проведение инструктажей по пожарной безопасности по окончанию четверти

IIчетверть

Просмотр учебного фильма

Тематические общешкольные линейки

«Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре»

Просмотр учебного фильма

Проведение инструктажей по пожарной безопасности по окончанию четверти

IIIчетверть

Тематические общешкольные линейки «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре»

Проведение инструктажей по пожарной безопасности по окончанию четверти

IVчетверть

Экскурсия в пожарную часть п. Березовка

Тематические общешкольные линейки «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре»

Просмотр учебного фильма

Проведение инструктажей по пожарной безопасности по окончанию четверти

Повышению противопожарной грамотности учащихся ОУ способствует также деятельность дружин юных пожарных. Членами дружин юных пожарных могут быть учащиеся ОУ в возрасте от 10 до 17 лет. Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления. С вновь принятыми юными пожарными координаторы (преподаватели ОБЖ) проводят занятия по специальной программе. По окончанию обучения в торжественной обстановке им вручается удостоверение члена дружины юных пожарных.

Юный пожарный имеет право:

·        участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружины, и вносить соответствующие предложения;

·        обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в подразделения пожарной охраны;

·        участвовать в областных, краевых и республиканских слетах юных пожарных;

·        получать направления от учреждений пожарной охраны с соответствующей рекомендацией для поступления в пожарно-технические училища МВД России;

·        представлять особо отличившихся учащихся к награждению за смелые и решительные действия во время возникновения и ликвидации пожара.

Как правило, члены дружин юных пожарных не только сами изучают правила поведения при пожаре и меры, направленные на их предупреждение, но и доносят эту информацию до других детей (проводят тематические выставки, смотры-конкурсы, военно-спортивные игры, оформляют экспозиции, демонстрированные стенды, классные уголки). Помимо этого они участвую в рейдах и проверках противопожарного состояния школы и пришкольной территории.


Смотрите также