Пропаганда безопасности дорожного движения


Из истории российской и региональной пропаганды безопасности дорожного движения

В наступившем году исполняется 85 лет старейшему подразделению российской Госавтоинспекции - службе пропаганды безопасности дорожного движения. Она была создана даже раньше самой Госавтоинспекции, которая, как известно, образована 3 июля 1936 года.

25 мая 1932 года был издан циркуляр ГУРКМ при СНК РСФСР«О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения». Им было предписано создать комиссии по вопросам пропаганды безопасности уличного движения при управлениях РК милиции АССР, краев и областей.  Эту дату и принято считать Днем сотрудников подразделений по пропаганде безопасности дорожного движения.

Можно предположить, что первые агитаторы появились еще в период гужевого транспорта. Когда издавались царские указы по упорядочению уличного движения и вводились кары извозчиков за их нарушения, требовалось их обнародование. Естественно это могли делать люди, обладающими пропагандистскими способности и знающие возможности устной пропаганды. Так называемые объезжие головы, назначенные из боярско-дворянской среды для охраны общественного порядка, со своей командой осуществляли надзор за уличным движением.

Но впервые функции, конкретные формы и методы деятельности Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения получили нормативное закрепление в приказе НКВД СССР от 13 июля 1939г. №440. Им была введена в действие Инструкция об агитационно-массовой работе по безопасности движения.

30 сентября 1963 года Совет Министров СССР утвердил Типовое положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка союзной республики. Это Типовое положение, объявленное приказом МООП РСФСР №636-1963 г., возлагало на Госавтоинспекцию (п. «д» ст.5) организацию работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, в частности, путем разъяснения населению правил движения через печать, кино, радио и телевидение. Дальнейшее совершенствование форм и методов пропаганды правил движения предусматривалось Наставлением по службе Государственной автомобильной инспекции, утвержденной Советом Министров СССР и объявленной приказом МООП РСФСР №500-1965г.  Этот документ предусматривал широкое внедрение в практику работы ГАИ наряду с традиционными методами (беседы, лекции, агитпробеги, плакаты, фотовитрины и т.п.) пропаганду безопасности движения средствами массовой информации: радио, кино, прессой.

30 ноября 1993 года приказом МВД России №519 утверждена «Инструкция по организации работы Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения». Этот, подготовленный после долгого перерыва специальный документ, упорядочивал деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения, устанавливая целые направления работы. Подробно, расписывались функции аппаратов Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения, причем на уровне субъекта Российской Федерации и горрайоргана внутренних дел.

В 1995 году пропаганда безопасности дорожного движения выходит за рамки ведомственного правового регулирования и закрепляется Федеральным Законом «О безопасности дорожного движения». С этого времени проведение мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах обязанность не только органов внутренних дел, но и государственных средств массовой информации и соответствующих органов исполнительной власти. 

Еще один шаг по пути совершенствования правовой регламентации пропаганды сделан в 1999 году. Приказом МВД России от 13 января 1999 г. №20, вводится новый документ: «Инструкции по организации работы отделов, отделений, групп пропаганды ГИБДД МВД Российской Федерации». В Инструкции давались основные понятия, цели, задачи и функции по пропаганде безопасности дорожного движения. Наряду с традиционными формами и методами пропаганды вводились функции по изучению общественного мнения о деятельности ГИБДД и взаимодействию с общественными объединениями. Пришла пора, так называемой -  public relations, или PR.  В настоящее время деятельность пропаганды безопасности дорожного движения в системе МВД регулирует Наставление, утвержденное приказом от 2 декабря 2003 года № 930 МВД России.     

Как видим, за прошедшие десятилетия задачи пропагандистов коренным образом изменились, автомобилизация прочно вошла в жизнь общества и проблема сохранения человеческих жизней на дорогах стала государственной. 

Говорят, что «человеческий фактор» - одна из основных причин аварийности на дорогах. Вот этот «человеческий фактор» пропагандисты Госавтоинспекции совместно с педагогами, журналистами, медиками, студентами-волонтерами, общественниками, при поддержке органов власти разворачивают в «правовое русло», добиваясь снижения числа дорожных трагедий.

 Пожалуй, первым пропагандистом безопасности дорожного движения нашего региона можно назвать липецкого автоинспектора Петра Ивановича Логовикова. Жители Липецка считали его начальником городской Госавтоинспекции, но правильно его должность в тридцатые годы называлась старший государственный инспектор межрайонной ГАИ. В числе многочисленных обязанностей Логовикова была и пропаганда дорожной безопасности. Частенько инспектор посещал городские автохозяйства, беседовал с их руководителями и простыми водителями, разъяснял, объяснял, советовал, проводил, как сейчас принято говорить, профилактические беседы.

 В числе первых пропагандистов региона и заслуженные ветераны Госавтоинспекции Сергей Серов, Николай Пашков, Владимир Бобылкин, Юрий Дырдин, Владимир Безбородов и этот список можно долго продолжать. Опираясь на всестороннюю поддержку руководителей ГИБДД, Константина Лукьянова, Валерия Тарасова, Владимира Червяцова, Юрия Казакова, Алексея Аксенова пропагандисты год от года наращивали обороты профилактической работы. Ныне эстафету руководства пропагандистской деятельностью принял полковник полиции Андрей Панасович.  

В нашей области широко практиковались агитационные автопробеги дорожной безопасности, профилактические беседы с нарушителями ПДД и встречи в трудовых коллективах, в пионерских лагерях сотрудники ГАИ совместно с педагогами активно внедряли в сознание детей навыки безопасного поведения на дорогах.    

А у истоков создания юидовского движения в нашей области стояли педагоги, липчанка Раиса Стульникова, ельчанин Владимир Пищулин.     Ныне региональный «Союз юных инспекторов движения», чьей задачей является пропаганда законопослушного поведения на дорогах среди подрастающего поколения, признан одной из самых активных общественных организаций, в своих рядах он насчитывает свыше десяти тысяч детей и подростков. Юные липчане, под руководством опытного тренера Светланы Архиповой и руководителя отделения пропаганды ГИБДД Владимира Парахина неоднократно демонстрировали эрудицию и мастерство, становясь первыми на профильных всероссийских соревнованиях, привозили награды из Австрии, Чехии, других стран. 

Значительное внимание пропагандисты ГИБДД уделяют и взаимодействию с региональными средствами массовой информации. На всех телеканалах области, в радиоэфире, в Интернете и печати   ведется активная пропаганда законопослушного поведения на дорогах. Госавтоинспекция совместно с региональным отделением ВОА издавала областную газету для участников дорожного движения «Дорожный Патруль Сообщает», выпускает в свет различные профилактические буклеты и материалы.  

Сегодня пропаганда соблюдения Правил дорожного движения ведется в самых разнообразных формах.  Это всевозможные пиар-акции, выставки, информационно-профилактические встречи с участниками дорожного движения. В рамках международного проекта «RS-10», реализованного на территории региона в 2010-2014 годах ведущее место было отведено проектам, способствовавшим позитивным изменениям в сознании участников дорожного движения. Целями всей этой многогранной работы является формирование климата взаимного уважения, порядка и безопасности на липецких трассах.

Отделение пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД России по Липецкой области

К вопросу о деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения

Ищенко Станислав Андреевич

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

Евенко Станислав Алексеевич

адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583770)_

К вопросу о деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения

Статья посвящена рассмотрению вопросов деятельности полиции по пропаганде безопасности дорожного движения. В частности, авторами анализируются формы и методы данной деятельности, определены проблемные аспекты и пути их решения.

Ключевые слова: пропаганда, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

S.A. Ishchenko, Doctor of Law, Professor, Professor of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

S.A. Evenko, Adjunct of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583770.

To the question of activity of traffic police on traffic safety promotion

The article is devoted to the issues of the police to promote traffic safety. In particular, the authors analyzed the forms and methods of this activity, identified problematic issues and their solutions. Key words: promotion, traffic safety, road accident, traffic police.

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.

Несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. было обращено внимание на возрастающую актуальность

проблемы безопасности дорожного движения, «за которой - жизни и здоровье десятков тысяч людей». Президентом России также были обозначены стратегические приоритеты в решении проблемы безопасности на дорогах, ориентированные на эффективное «использование возможностей и государства, и институтов гражданского общества» [1].

Следует согласиться с Е.А. Войтенковым в том, что современный механизм обеспечения безопасности дорожного движения в России -это сложный механизм, который состоит из широкого круга субъектов, регламентирован значительным объемом правовых норм, и в его функционирование вовлечен значительный объем человеческих ресурсов. Именно повышение эффективности работы такой системы обеспечения безопасности дорожного движения названо руководством страны одной из приоритетных задач на ближайшие годы, а высокие

258

показатели аварийности на дорогах России признаны на сегодняшний день одним из существенных препятствий динамичному развитию страны в XXI в. [2].

Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой один из действенных инструментов воздействия, позволяющий позитивно влиять на процесс формирования правового сознания граждан. В ходе социологических опросов более 60% респондентов признают, что просмотр пропагандистских видеороликов по безопасности движения заставляет их пересмотреть отношение к данной проблеме.

К определению содержания понятия «пропаганда безопасности дорожного движения» существует достаточно много подходов. Легальное определение данного понятия содержится в приказе МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» [3]. В соответствии с данным нормативным правовым актом пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды, по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. С учетом современных реалий данное определение следовало бы расширить, видоизменить, поскольку основные усилия должны быть сосредоточены не столько на распространении информации, сколько на изменении с ее помощью сознания участников дорожного движения. То есть в основу должен быть положен принцип целеполагания, с помощью которого обозначаются более конкретные результаты деятельности.

Пропагандистская деятельность - понятие достаточно широкое. Во-первых, это управленческая деятельность, направленная на создание:

благоприятных условий для двустороннего общения сотрудников ГИБДД с населением, участниками дорожного движения, гражданами, организациями, государственными органами (общественностью);

позитивного отношения к деятельности ГИБДД общественности, согласованности их интересов;

партнерских отношений между участниками дорожного движения.

Управленческое воздействие осуществляется посредством:

передачи информации о деятельности ГИБДД, решаемых задачах, проблемах, отражающихся на эффективности деятельности, о руководителях, истории, традициях службы;

опровержения ложной информации о деятельности ГИБДД;

реакции на негативную информацию, сообщения причин этого негативного факта или явления и указания на принятые меры по их устранению.

Передаваемая информация при этом должна быть нацелена на формирование положительного отношения к деятельности ГИБДД и носить достоверный характер.

Во-вторых, пропагандистская деятельность - это и специально организованное психологическое воздействие, направленное на формирование общих интересов, взаимопонимания, общественного мнения как в отношении к правоохранительным органам, так и в отношении законопослушного поведения. Психологическое воздействие осуществляется с учетом особенностей различных категорий участников дорожного движения, возрастных особенностей и т.д., основано на предварительном изучении этих особенностей, предусматривает подбор соответствующих средств коммуникации, т.е. средств общения.

Достижение целей пропаганды безопасности дорожного движения возможно с помощью решения следующих задач:

повышения культуры участников дорожного движения;

формирования положительного образа сотрудника ГИБДД при использовании различных механизмов воздействия на сознание участников дорожного движения;

снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, развития программ обучения детей различного возраста безопасному поведению на дорогах;

распространения положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, взаимодействия с общественными организациями;

использования возможностей СМИ; разработки новых методов и приемов работы, их внедрения в практику.

Основные направления деятельности Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения:

1. Разъяснение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения с целью предупреждения ДТП и право-

259

нарушений, воспитание дисциплинированности граждан, ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.

2. Информирование участников дорожного движения о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о ДТП и причинах их возникновения, дорожных заторах, а также иных актуальных вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий. При проведении массовых мероприятий, направленных на профилактику безопасности дорожного движения (смотров, конкурсов, рейдов, операций), основное внимание уделяется: разработке планов по их проведению; оповещению населения о целях и задачах мероприятий, ходе и результатах их проведения; разработке и изданию печатных материалов, информирующих о проводимых мероприятиях; проведению целевых профилактических пробегов; привлечению к активному участию в проведении массовых мероприятий заинтересованных государственных и общественных организаций и объединений.

При осуществлении деятельности по пропаганде подразделения Госавтоинспекции используют следующие формы и методы:

организация проведения в субъектах Российской Федерации автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;

организация издания и распространения брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции;

организация проведения конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения;

участие в качестве консультантов и рецензентов изданий, кино- и видеопродукции, социальной рекламы, сценических постановок по безопасности дорожного движения, а также содействие в организации дальнейшего их использования;

использование возможностей СМИ, социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции;

организация трансляций обращений к участникам дорожного движения посредством радиоустановок (громкоговорящих установок) на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, а также в иных общественных местах;

проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях;

принятие участия в организации и проведении конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения;

обобщение передового опыта работы и внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.

Выполнение функций пропаганды, а также воспитательное воздействие на участников дорожного движения в подразделениях ГИБДД возложено на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.

Это действительно важная и необходимая деятельность. В первую очередь, важность этой деятельности должен понимать каждый руководитель. Пропаганда безопасности дорожного движения является серьезной и трудной работой, а ее результаты сказываются на достижении цели снижения аварийности. Связь между деятельностью подразделений пропаганды и снижением аварийности очень тонкая, ее достаточно сложно проследить. Это работа на перспективу, и она, безусловно, приносит результат.

К сотрудникам, осуществляющим эту деятельность, необходимо относиться серьезно. По статусу такой сотрудник должен являться правой рукой руководителя. В свою очередь, руководитель в обязательном порядке должен лично участвовать в мероприятиях по связям с общественностью. Общеизвестно, что первое лицо организации должно быть на виду. Доверие населения распространяется в первую очередь на личность, а потом уже на саму организацию. Имидж службы ГИБДД и репутация ее руководителя - понятия взаимосвязанные.

Исходя из сложности задач, возложенных на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, к нему предъявляется ряд особых требований.

Пропагандистская деятельность предполагает не только общие, но и специальные знания правового положения, структуры и основных направлений деятельности ГИБДД, их функций, системы обеспечения безопасности дорожного движения и т.д., поскольку в процессе общения с аудиторией, журналистами может быть затронут достаточно широкий круг вопросов. Кроме этого, он должен обладать коммуникативными навыками, уметь устанавливать контакты с людьми, т.к. положительное отношение к службе ГИБДД, ее руководителю формируется на основе положительного опыта общения, поэтому важны личностные особенности самого инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, к нему должны возникнуть симпатия, уважение. Необходимо владеть современными компьютерными технологиями, выполнять отдельные виды

260

журналистской работы, осуществлять деловое общение, анализировать данные социологических опросов и многое другое.

Безусловно, пропаганда и агитация являются необходимыми направлениями деятельности МВД России. Они призваны оптимизировать взаимодействие с населением в целях предупреждения и раскрытия противоправных деяний, совершенствовать имидж полиции и в конечном счете способствовать стабилизации криминальной обстановки и улучшению качества жизни россиян. Однако в данной области существуют некоторые проблемные аспекты, требующие регулирования. Так, вопросы пропаганды пока не нашли своего отражения в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменени-

1. URL: http://Www.kremlin.ru/transcripts/17118

2. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественный системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 3. С. 17-28.

3. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 дек. 2003 г. № 930 (в ред. от 29 дек. 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

ями и дополнениями. Кроме того, результаты анализа федерального законодательства свидетельствуют о том, что пропаганда безопасности дорожного движения отнесена лишь к компетенции ГИБДД МВД России. Но практика показывает, что в деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения принимают участие иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, СМИ, общественные объединения. В связи с этим необходимо четко определить и разграничить полномочия между органами публичной власти (включая расходные полномочия), определить порядок их взаимодействия, создать механизм стимулирования общественных объединений (иных юридических лиц) в осуществлении данного вида деятельности.

1. URL: http://Www.kremlin.ru/transcripts/17118

2. Voytenkov E.A. Historical and legal features and stages of formation domestic systems of safety of traffic // Society and law. 2010. № 3. P. 17-28.

3. About the organization of work of State Inspection for Road Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for traffic safety promotion: order of the Ministry of the Interior of Russia of Dec. 2, 2003 № 930 (in ed. of Dec. 29, 2012). Access from legal-reference system «ConsultantPlus».

261

Актуальные вопросы использования инновационных форм пропаганды безопасности дорожного движения

УДК 343.34 ББК 67.408.134 Е 16

С.А. Евенко,

адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, тел.: +79186930158, e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ПРОПАГАНДЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация: В данной статье рассмотрены особенности использования современных информационных технологий в процессе деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения. Проанализированы отдельные аспекты пропаганды в сети Интернет, возможности использования социальной рекламы.

Ключевые слова: дорожно-транспортная преступность, участники дорожного движения, профилактика, пропаганда безопасности дорожного движения, социальная реклама.

S.A. Evenko,

Post-graduate student of Department of Administrative Activity and Organization of Traffic Police Activity, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, ph.: +79186930158, e-mail: evenko. [email protected]

TOPICAL ISSUES OF USE OF INNOVATIVE FORMS OF PROMOTION OF TRAFFIC SAFETY

Abstract. This paper discusses the features of using the modern information technologies in the course of activities for promotion of traffic safety. Separate aspects of promotion on the Internet and possibilities of use of social advertising are analyzed.

Keywords: road and transport crime, participants of traffic, prevention, promotion of traffic safety, social advertising.

Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста.

Несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.

В целом ряде стратегических и программных документов вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-

экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, принятие и обеспечение исполнения всеобъемлющего законодательства, касающегося ключевых факторов риска (превышение скоростного режима, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, использование шлемов для мотоциклистов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств), приводят к снижению дорожно-транспортного травматизма. Проведение массовых информационных кампаний для поддержания среди населения высокой степени восприятия принудительного характера такого законодательства является залогом его эффективности [1].

Одним из основных направлений деятельности ГИБДД по профилактике правонарушений в сфере дорожного движения является пропаганда безопасности дорожного движения.

В связи с увеличением числа автомобилей и возросшей интенсивностью движения на дорогах, в настоящее время необходима разработка и реализация инновационных форм и методов обеспечения безопасности дорожного движения.

Следует согласиться с мнением Е.А. Войтенкова, что важным и наиболее массовым инструментом информационного воздействия на население является внедрение различных форм социальной рекламы, которая может быть реализована в виде специализированных видеороликов в кинотеатрах и на телевидении, различных мультимедийных решений, реализованных на Интернет-сайтах государственных органов, а также путем размещения различной печатной продукции [2].

На наш взгляд, социальная реклама является одним из эффективнейших способов пропаганды безопасности дорожного движения. В этих целях целесообразно использование рекламных мониторов,

установленных в салонах городского пассажирского транспорта и маршрутных такси. В роликах, демонстрируемых на мониторах, необходимо использовать статистические данные аварийности, визуальные образы, убеждающие пешеходов соблюдать правила дорожного движения.

В последнее время для пропаганды привлекают и устрашающую социальную рекламу, которая вызывает неоднозначную оценку в обществе. Так, в одном из роликов показана сцена ДТП с выжившей в ходе него маленькой девочкой и окровавленными телами ее родителей. Голос за кадром говорит: «Пристегнитесь или пристегнут вас». Такие ролики вызывают отторжение и неприязнь, но в Европе они признаются эффективными, что подтверждается и результатами социологических исследований. Так, после просмотра вышеуказанного видеоролика, 49% зрителей заявили, что он слишком кровавый и жесткий. Однако 60% признались, что поменяли свое отношение к проблеме, а 63% признали, что станут чаще пристегиваться. Мы не согласны с мнением Д.А. Безрукова, Е.А. Войтенкова, соответственно с которым подход, основанный только лишь на запугивании, не может быть эффективным [3]. На наш взгляд, агитация должна быть максимально доходчивой и, в то же время, жесткой и агрессивной.

Возможности использования Интернета в целях пропаганды безопасности дорожного движения разнообразны. Это и банерная реклама, и создание специализированных сайтов (например, появление в сети Интернет официального портала УГИБДД субъектов Российской Федерации, посетив которые, любой желающий может узнать самую свежую информацию о работе Госавтоинспекции, задать свои вопросы и получить компетентные ответы), видеохостинг

(сервис ЫиТиЬе). Необходимо также выделить графический способ подачи информации и данных в сети Интернет (инфографика), что позволяет более качественно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию и т.д.

По сравнению с традиционной рекламой, Интернет-обращение отличают следующие качества:

1. Возможность автоматизации глубокого и оперативного анализа деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения. Основываясь на современных компьютерных технологиях, социальная Интернет-реклама предоставляет возможность предельно точно и оперативно оценивать результативность пропагандистских мероприятий.

2. Интернет-реклама дает возможность менять содержание обращений оперативно и с минимальными затратами.

3. Обратная связь с пользователем, возможность получения и обработки его реакции.

4. Эффективный способ точного воздействия на целевую аудиторию и конкретного пользователя (тар-гетинг); показ социальной рекламы на определенных тематических серверах, показ пользователям из определенных регионов; показ в определенное время и т.д.

Также положительным моментом в работе по профилактике безопасности дорожного движения необходимо отметить создание в социальных сетях групп на правах администратора группы с правом создания актуальных тем, подачей информации, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.

Социальные сети появились в Интернете сравнительно недавно, и в последнее время они сделались настолько популярными, что теперь каждый, у кого есть компьютер и Интернет, имеет свой аккаунт в какой-нибудь из социальных сетей, а то и сразу в нескольких.

Доступность социальных сетей на таких мобильных устройствах, как сотовые телефоны и планшетные КПК, делает их еще более универсальным источником информирования. Обратите внимание, что производители сотовых телефонов практически на всех последних моделях телефонов уже на дисплее устанавливают ссылку на социальные сети для удобства пользователей.

Следует признать положительный опыт ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области, где в качестве новации для самостоятельного изучения школьниками Правил дорожного движения предложено использовать современные гад-жеты, которые сегодня стали неотъемлемой часть нашей жизни. Так, особое внимание в Ростовской области уделено новому проекту «Вся программа средней школы», цель которого - объединить на одном информационном ресурсе всю школьную программу. В рамках проекта уже сегодня реализован его прототип - локальная сеть «Wi-Fi ПДД», позволяющая одновременное подключение до 120 сотовых устройств, или как принято называть их в современном мире - «гаджетов» (электронная книга, смартфон, планшет, ноутбук). Для школьников 4-11 классов, умеющих самостоятельно пользоваться устройствами, сегодня «Wi-Fi ПДД» функционирует в режиме «вопрос -ответ». Таким образом, верно отвечая на вопросы, ученики набирают баллы. Если ребёнок затрудняется ответить на вопрос, он может позвонить родителям.

Как верно заметили JI.X. Га-лишин, И.Р. Салимгалиев, необходим особый подход к формированию кадрового состава подразделений пропаганды безопасности дорожного движения путем включения в их состав не только сотрудников, имеющих педагогическое образование, но и специалистов по информационным технологиям [4]. Данные

специальности востребованы на рынке труда и соответствующе оплачиваются, что создает нехватку данной категории специалистов в подразделениях Госавтоинспекции.

Таким образом, пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой один из действенных инструментов воздействия,

позволяющий позитивно влиять на процесс формирования правового сознания граждан.

В связи с бурным развитием информационных технологий необходимо своевременное изучение их возможностей и внедрение в практику для повышения безопасности дорожного движения.

Примечания:

1. [Электронный ресурс] URL: http://www.who.int/violence_injury_prevention/ road_safety_status/2013/

2. Войтенков Е.А. Пропаганда безопасности дорожного движения: обзор форм и методов деятельности // Административное право и процесс. 2011. № 7.

3. Безруков Д.А., Войтенков Е.А. Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения // Юридическая психология. 2011. № 2.

4. Галишин JI.X, Салимгалиев И.Р. Пропаганда безопасности дорожного движения в социальных сетях // Вестник Научного центра безопасности жизнедеятельности. 2014. № 4.

References:

1. http://www.who.int/violence_injury_prevention/road_safety_status/2013/

2. Voitenkov Е.А. Propaganda of Road Safety: review of forms and methods of activity // Administrative Law and Procedure. 2011. No. 7.

3. Bezrukov D.A., Voitenkov E.A. Psychological aspects of using social advertising in the field of road safety // Legal psychology. No. 2, 2011.

4. Galishin L.Kh., Salimgaliev I.R. Propaganda of road safety in social networks // Bulletin of the Scientific Center of life safety. No. 4. 2014.

Пропаганда безопасности дорожного движения.

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.11.2017

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.10.2017

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.10.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.09.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.07.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.05.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.04.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

01.04.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.03.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

01.03.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01.01.2016

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31.12.2015

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.11.2015

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

30.10.2015

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

26.10.2015

ГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

21.09.2015


Смотрите также