Психологическая безопасность образовательной среды определяется


Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников

И. А. Баева, В. В. Семикин

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

Выделенные категории «психологическая безопасность образовательной среды» и «психологическая культура субъектов образовательной среды» являются инте-гративными характеристиками, определяющими психическое здоровье учителя и ученика. Эти характеристики должны служить стратегическим направлением деятельности службы практической психологии в образовании. Повышение уровня психологической безопасности и психологической культуры в образовательной среде выступает превентивной мерой, влияющей на безопасность и культуру общества в целом.

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с нею в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния, изучение данной проблемы имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Диапазон концептуальных представлений располагается между двумя полюсами: признание жесткой зависимости, средовой обусловленности психической организации человека, с одной стороны, и признание приоритета внутренней сущности личности, с другой, общим для всего континуума психологических исследований является признание проч-

ных взаимосвязей человека и окружающей его природной и социальной действительности.

Важно, что среда заключает в себе возможности, которые могут стать реальностью при условии активности человека. Категория возможности подчеркивает активное начало человека-субъекта в освоении окружающей среды.

Ведущую роль в отношениях человека с миром играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Общество является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами выступают как существен-

ные и необходимые условия его существования и развития.

Конкретный человек является компонентом многих подсистем общества и включен во многие стороны их развития, при этом — различным образом. Это обусловливает и многообразие его качеств. Позиция, которую занимает человек, определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения его с другими людьми, что в свою очередь влияет на развитие психологических свойств его личности. Психологические свойства личности вне системы взаимоотношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Важно отметить, что социальная среда не только формирует психологические свойства личности, но и определенным образом влияет на развитие психических процессов.

Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда»

Одним из важнейших механизмов социализации современного человека является образование, представляющее иерархию целей, задач, приоритетов обучения и воспитания подрастающего поколения, являющееся призмой преломления интересов общества. В современной психолого-педагогической науке образование рассматривается в нескольких планах: как образовательная система, как образовательный процесс, как образовательная деятельность, как индивидуальный или совокупный результат процесса и как образовательная среда.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, которое в педагогической психологии получило название «образовательная среда». Качество данного окружения

является существенным фактором, влияющим на развитие и становление участников образовательной среды.

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды — как фактора образования. Среда определяется по-разному, например, как совокупность влияний, которые изменяют и определяют развитие жизни; или как все то, что окружает, пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта; либо в качестве предмета, либо как средство, либо как условие.

В российской психологии одним из важнейших направлений, вписывающимся в исследование психологии окружающей среды, является изучение развития и формирование психики ребенка в процессе взаимодействия со средой.

Основные признаки, уровень, тип и структура образовательной среды дают возможность разносторонне охарактеризовать данную психолого-педагогическую реальность и сформулировать определение, позволяющее ее описать.

В своем определении мы исходим:

• из теории отношений В. Н. Мяси-щева1, в которой категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, как потенциал психической реакции личности в связи с каким-либо предметом, процессом или фактом действительности;

• из системы представлений экологической психологии, рассматривающей школу как «социоэкологическую систему» и определяющую образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»;

• из антропологического принципа в психологии развития, позволяющего утверждать, что психологической сущностью данной системы является взаимодействие обучающего и обучаемого, создающих базовую составляющую образовательной среды, которая влияет как на обучение, так и на воспитание.

Таким образом, образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение. Психологической сущностью образовательной среды является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов.

В своем практико-ориентированном раскрытии данное определение должно быть дополнительно уточнением характера условий и возможностей, обеспечивающих позитивное развитие и формирование личностей участников учебно-воспитательного процесса. Как образно пишет А. Маслоу: «...именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей»2.

Что является существенным признаком хорошей (для личностного развития) среды? По нашему мнению, таким признаком может выступать также пси-

хологическая безопасность образовательной среды.

Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников

Психологическая характеристика образовательной среды будет неполной, если не будет определено, каковы должны быть условия, чтобы внутренняя природа человека раскрылась в полную меру. Мы полагаем, что совокупность этих условий может быть определена понятием «психологическая безопасность».

В выявлении его сущности можно исходить из концептуального подхода в понимании системы национальной безопасности. Безопасность — это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство. Специалисты по национальной безопасности называют следующие ее составляющие: политическая, военная, экономическая, социальная, культурная. При таком подходе психологическая безопасность включается в категорию социальной безопасности наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной, пенсионной и др.

Безопасность есть одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экологических и биологических систем. Состояние социально-экономической системы и, следовательно, безопасности есть основа национальной безопасности, цель которой — развитие, здоровье, нормальное, состояние общества и личности.

Социальная безопасность, в структуру которой, как мы уже отмечали, входит и психологическая безопасность,

означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Она выражается в ряде показателей: качество жизни, продолжительность жизни, уровень психического здоровья и т. д. Отметим, что школа является одним из широко представленных в обществе социальных институтов, непосредственно участвующих в данном процессе, который может строить свою локальную (частную) систему безопасности, основываясь на общей теории национальной безопасности.

Обеспечение систем национальной безопасности осуществляется на разных уровнях: на международном, государственном, организационном, профессиональном и личностном. В рамках нашего подхода значимыми становятся последние три, так как школа есть образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.

Центральным в теории безопасности является понятие «угроза». Классифицировать угрозы можно на основании учета источника их происхождения. Выделяют: угрозы природного порядка; эпидемиологические угрозы; техногенные катастрофы; социальные угрозы, среди которых выделяют социально-психологические, связанные с уровнем социальной напряженности, с конфликтностью.

Источники по проблемам безопасности трактуют ее по-разному. В одних безопасность — это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. В других — это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Большинство определений подтвержда-

ют, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. Психологическая безопасность как защита от влияния на сознание со стороны других людей может быть обеспечена двумя магистральными стратегиями:

• обеспечением оптимального соотношения зависимости—независимости от других людей путем тренировки здоровой автономии;

• обеспечением управляемости своих стереотипных реакций в важных и нестандартных ситуациях.

Понятие психологической безопасности используется в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере. В современных подходах психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, характеризующихся значительными материальными, социальными и экологическими последствиями. В исследованиях предусматривается изучение человеческого фактора, подразумевающего детальный анализ действий людей, занятых на объектах высокого риска. Второе направление представляет собой новую отрасль знаний — науку о риске. В современной научной литературе стали появляться работы, исследующие политические, экологические, инвестиционные, кредитные, финансовые и другие риски. Третье направление представлено еще одной новой дисциплиной — культурой безопасности.

Считаем возможным применить ряд отмеченных подходов и проблем психологической безопасности образовательной среды школы. Так современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку выпускает «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность, которая требует для своего создания индивиду-

альных технологий. И здесь есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды, а цели культуры безопасности организации приобретают психологический смысл как условия и возможности, содержащиеся в образовательной среде школы, рассматриваемой в качестве важнейшего социального института.

Представляется конструктивным экстраполировать изложенные выше идеи на систему отношений «человек— человек», то есть субъект-субъектных отношений, и дополнить аспектом психологического травматизма, а саму психологическую проблему «расширить» за счет изучения закономерностей деятельности человека в условиях не только физической, но и психологической опасности.

Межчеловеческие отношения могут складываться в отношения взаимной терпимости и сотрудничества; превосходства и эксплуатации; подавления, подчинения или заботы и поддержки. Во всех этих случаях личность будет находиться в совершенно различной социальной среде с разным уровнем ее психологической безопасности, соответственно по-разному будет проходить и процесс ее развития.

Среда, ближайшее окружение являются условием и источником развития ребенка. Однако среда и ближайшее окружение могут стать источником психотравмы.

При анализе общей концепции безопасности мы отмечаем, что центральным ее понятием является угроза. Что

же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействия? Что может выступать препятствием на пути их взаимодействия? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Источник угрозы при данном подходе носит социально-психологический характер и выступает в качестве проявления психологического насилия, создающего как внутреннюю, так и межличностную напряженность. Мы считаем, что основную угрозу представляет психологическое насилие, снижение уровня которого во взаимодействии может выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды в школе.

Проблема безопасности стоит крайне остро в связи с непрекращающимися проявлениями актов насилия в отношении отдельного человека, групп людей, больших сообществ. Физическое насилие имеет юридическое определение, осуждается с педагогических позиций, понятно по формам своего проявления. А что же мы знаем о психологическом насилии? К сожалению, не очень много.

Общее определение звучит так: насилие — это такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое неправомерно понижает его нравственный (духовный), психический (моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. То же самое относится и к угрозе такого воздействия.

При анализе данной проблемы чаще всего обращают внимание на ситуации открытого противоборства, агрессии, жесткого столкновения сторон. Но есть сфера человеческой жизни, где насилие не выражено так ярко и его воздействие не выглядит таким очевидным, однако в

действительности оно имеет самые разрушительные последствия для человека как Личности. Речь идет о сфере взаимоотношений Взрослого и Ребенка — о воспитании, образовании и каждодневном общении. Насилие — знак неравенства между людьми, властный компонент межличностных отношений. Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие, которому множество детей и подростков подвергается в школе, имеет часто очень серьезные последствия для их психического здоровья.

Известно, что любое притеснение, попытка заставить сделать что-либо против воли человека порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешним — когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершается то, что взрослые называют нарушением дисциплины, непослушанием, «актом неповиновения». Внутренним — когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. И внешнее, и внутреннее сопротивление осложняет систему взаимоотношений взрослого и ребенка, разрушая, прежде всего, личностно каждого из них. Длительное эмоциональное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уходов из среды, где человек подвергается насилию. Мы полагаем, что снижение психологического насилия в образовательной среде школы, являясь основным направлением по обеспечению психологической безопасности, может также выступать одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной — наркотической) и к укреплению психического здоровья участников учебно-воспитательного про-

цесса. Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного для личности воздействия и, как следствие, порождает безнадзорность — одну из важнейших социальных проблем современного общества.

Одной из существенных психологических опасностей является неудовлетворение важнейшей базовой потребности в личностно-доверительном общении.

Приведенные обоснования позволяют нам выдвинуть в качестве ключевого психологического параметра образовательной среды школы характеристику ее безопасности, соотнося ее с категорией психологического насилия, разрушительного для психического здоровья личности.

Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников3.

Нами разработаны основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды:

1. Образование есть отрасль чело-векопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психологическом смысле можно говорить о том, что если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за

человеком, то в гуманистическом парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Мас-лоу). В связи с этим воспитание и психологическое сопровождение должны быть в эпицентре деятельности образовательного учреждения.

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовле-

творение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы — это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; попытка заставить делать что-то против желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия или наличия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней — позитивное, нейтральное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения.

Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды

является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи как неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования. Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отношений участников социальной жизни. Психологическими безопасностями можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз, защищенность); укрепляют психическое здоровье.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды.

Обеспечение психологической безопас-

ности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности психологической службы в системе образования.

Концептуальные положения по созданию психологической безопасности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте (см. рис.).

Эта структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно-воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное — с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, способствует поддержанию психического здоровья ее участников.

Личностно-эмоциональная защищенность

Социально-психологическая умелость

Психологически безопасная (партнерско-диалогическая) среда

Манипулятивно-авторитарная среда

Либеральная среда

Социально-психологическая неумелость

Попустительская среда

Личностно-эмоциональная незащищенность

Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверитель-ном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Результатом их основания является психологически здоровая личность. Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Психологическая культура как фактор и условие психологической безопасности образовательной среды

Важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной среды выступает психологическая культура, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия.

Психологическую культуру мы рассматриваем как интегральную характеристику образовательной среды, которая наряду с психологической безопасностью обеспечивает психическое здоровье школьников и учителей.

Психологическая культура — это высокого уровня обобщенности интегральное образование, которое включает в себя связанные по координационному и субординационному принципам различные психологические свойства и образования человека, такие как: мотивацион-ные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные, регулятивные и др.

Выстраивая модель психологической культуры в общепсихологическом пла-

не, мы выделяем в целостной психике человека психическое образование, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Это образование, таким образом, имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой, оно также включает содержание отношений к другому человеку и к самому себе4.

Мы полагаем, что в генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:

- психологическую грамотность — как некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие;

- психологическую компетентность, обеспечивающую эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми;

- зрелую психологическую культуру — как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми.

Можно полагать, что психологическая культура этого уровня выступает как психологическое новообразование, отражающее высокий уровень зрелости личности.

В результате изучения структуры психологической культуры мы пришли к выводу, что она включает в себя следующие основные компоненты:

- когнитивный (система научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, система адекватных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах, развитый социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству);

- рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, внимательность к лю-

дям, психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, способности к идентификации);

- аффективный (чуткость к людям, развитая эмпатия и умение сопереживать, богатство и действенность переживаний, эмоциональная стабильность, отзывчивость, доброжелательность, великодушие, милосердие, чувство собственного достоинства, чувство юмора);

- волевой (способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов, надежность);

- коммуникативный (умение общаться с разными людьми, адекватно воспринимать и передавать информацию, умение строить и излагать свои мысли логично, доказательно и понятно, речевая культура);

- когнитивный (умение проникать в сущность вопросов и проблем, умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, прогностические способности, критичность и самокритичность, целостная система психологических знаний и умение применять их в жизни);

- подсистема опыта социального взаимодействия (установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость, дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность);

- ценностно-смысловой (социальные нормы, ценности и отношения к ним, интерес к людям, толерантность,

гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение).

Три последних компонента в этом многомерном психологическом образовании являются системообразующими, а ценностно-смысловой компонент в этой системе, кроме того, выступает стержневым, интегрирующим.

Психологическая культура выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психологического здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.

Образование Человека в широком и в узком смысле этого понятия происходит в поле Человеческой культуры, осуществляется в определенных условиях Среды, определяется характером соответствующих социальных взаимодействий.

Построенные теоретические модели психологической безопасности и психологической культуры в образовательной среде прошли проверку в формирующем эксперименте в условиях школьной образовательной среды.

Результаты

экспериментального исследования

Было проведено экспериментальное исследование, посвященное оценке эффективности психологического воздействия, направленного на повышение уровня психологической безопасности образовательной среды (прежде всего через снижение всех форм психологического насилия во взаимодействии) и на повышение психологической культуры (в аспекте психологической грамотности и компетентности учеников и учителей). Критериями эффективности выступали

показатели психического здоровья участников образовательной среды.

Динамика показателей психологической безопасности образовательной среды

Дифференцированный анализ изменений, произошедших с параметром удовлетворенности образовательной средой, показал:

1. В группе младших подростков достоверные различия показателей «эмоциональный комфорт», «помощь в выборе собственного решения» и общий индекс удовлетворенности образовательной средой.

2. В группе старших подростков наибольшей динамике подвержены показатели «сохранение личного достоинства», «взаимоотношение с учителями» и «помощь в выборе собственного решения».

3. В группе педагогов — достоверность различий в индексе удовлетворенности («сохранения личного достоинства», «возможности обратиться за помощью», «помощи в выборе собственного решения»).

Таким образом, мы определили, что, по оценкам участников образовательного процесса, в наибольшей степени подвержен положительной динамике показатель «помощь в выборе собственного решения». Этот показатель обнаружил статистически достоверные различия во всех группах испытуемых. Следовательно, образовательная среда становится местом, куда и педагоги, и учащиеся могут обращаться за помощью в трудной ситуации выбора.

Повышение удовлетворенности в потребности сохранения личного достоинства отмечена в группах подростков и педагогов, что свидетельствует о развитии в образовательной среде условий, при которых межличностное взаимодействие ориентировано на уважение дос-

тоинства личности, на ее ценность во всех проявлениях и независимо от ситуации, а это является одним из основных условий психологической безопасности.

Динамика изменений характеристик психического здоровья

участников образовательной среды

Исследование позволяет отметить изменения, произошедшие в личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристиках участников образовательной среды, рассматриваемых в совокупности как характеристика психического здоровья.

Установлено, что существуют взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья его участников.

Проиллюстрируем это на динамике эмоционального состояния педагогов, у которых произошло заметное снижение уровня развития всех трех фаз синдрома «эмоционального выгорания»: «напряжения», «резистенции» и «истощения», что, безусловно, можно отнести к позитивным изменениям в эмоциональной сфере педагогов. Данные свидетельствуют о том, что эмоциональная сфера педагогов реагирует на позитивные изменения в сторону повышения психологической безопасности в образовательной среде в первую очередь уменьшением проявления таких симптомов, как: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, расширение сферы экономии эмоций. Следовательно, через улучшение показателей психологической безопасности образовательная среда становится важным фактором, регулирующим эмоциональное состояние педагога. Это проявляется

в увеличении эмоциональной отдачи, актуализации нравственных чувств и интереса к человеку как субъекту профессиональной деятельности.

В структуре направленности личности при общении в группе педагогов можно назвать положительной тенденцией увеличение показателя диалогического стиля.

На результирующем этапе формирующего эксперимента было установлено, что произошла структурная перестройка взаимосвязей показателей психологической безопасности образовательной среды и характеристик психического здоровья ее участников. Об этом свидетельствует увеличение включенности эмоционально-личностных характеристик младших и старших подростков и педагогов в корреляционные плеяды на результирующем этапе эксперимента. Это, в свою очередь, может служить подтверждением значимости психологической безопасности образовательной среды для поддержания и укрепления психического здоровья ее участников.

Роль психологической культуры в оптимизации педагогического взаимодействия и обеспечения психологической безопасности образовательной среды

Одной из задач было выявление основных факторов, влияющих на педагогическое взаимодействие в школьной образовательной среде. Эта задача решалась с помощью факторного анализа на всем поле используемых показателей сначала на констатирующем, затем на результирующем этапах эксперимента.

У младших подростков в их взаимодействии со средой выделилось три фактора, связанных с обеспечением их безопасности: «защищенность со стороны учителей», «защищенность со

стороны учеников», «человечность в отношениях».

После формирующего эксперимента для младших подростков в их взаимодействии со средой осталось уже два фактора: «защищенность со стороны учителей», «защищенность со стороны учеников». Исчезновение в результатах фактора «человечность в отношениях» можно объяснить изменением состояния образовательной среды для младших подростков.

У старших подростков в их взаимодействии со средой на этапе констатирующего взаимодействия выделилось пять факторов: «безопасность школьной среды», «индивидуально-типологические особенности», «стиль межличностных отношений», «потребность в психологической культуре», «самоотношение».

На результирующем этапе эксперимента также выделилось пять факторов: «безопасность школьной среды», «психологическая культура», «самоотношение», «отношение к среде», «интегриро-ванность в среду».

Сравнивая результаты факторного значений показателей этих подростков, можно видеть существенные изменения как в конфигурации факторов, так и в содержании отдельных из них. Прежде всего, исчезло влияние фактора «индивидуально-типологические особенности». Это может означать, что среда стала более адаптивной по отношению к индивидуальным особенностям подростков. Исчезло влияние фактора «стиль межличностных отношений». Учитывая содержательное наполнение этого фактора, можно полагать, что отношения с подростками стали более зрелыми и гармоничными. Появились факторы «отношение к среде» и «интегрирован-ность в среду», что свидетельствует о развитии отношений со средой у старших подростков после формирующего эксперимента. Наконец, фактор «по-

требности в психологической культуре» (все составляющие в этот фактор входят со знаком «минус») трансформировался в фактор «осуществленная психологическая культура». Это еще раз подтверждает значимое повышение и развитие психологической культуры у старших подростков.

Факторами, действующими в педагогическом взаимодействии учителей, являются: «безопасность школьной среды», «психологическая культура», «угроза психическому здоровью». Три этих фактора являются системообразующими для образовательной среды. Психологическая культура и психологическая безопасность определяют психическое здоровье учителей.

На результирующем этапе эксперимента проявилось только два фактора: «психологическая безопасность», «психологическая культура».

Таким образом, в результате формирующего эксперимента было установлено существенное изменение основных характеристик педагогического взаимодействия: развитие его субъект-субъ-

ектного характера, гуманизация и улучшение межличностных взаимоотношений, повышение уровня защищенности его субъектов, проявление тенденции к развитию диалогического характера их общения.

Положительные сдвиги произошли и в основных характеристиках образовательной среды, что проявилось в таких показателях, как «безопасность», «эмоциональный комфорт», «удовлетворенность средой».

Психологическая культура оказала положительное влияние на основные характеристики субъектов образовательной среды. Это влияние проявилось в потребностно-мотивационной и эмоциональной сферах учителей и учащихся, в их самосознании, отношениях и самоотношении, в психической регуляции, в индивидуально-типологических характеристиках.

Повышение уровня психологической безопасности и психологической культуры в образовательной среде выступает превентивной мерой, влияющей на безопасность и культуру общества в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., I960.

4

МаслоуА. Мотивация и личность. СПб., 2001. С. 364.

БаеваИ. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека: Монография. СПб., 2002.

I. Baeva, V. Semikin

THE SECURITY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT,

PSYCHOLOGICAL CULTURE, AND PSYCHICAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN

The categories of «psychological security of the educational environment» and «psy-chological culture of actors of the educational environment» are integrative characteristics which determine the psychical health of the teacher and the pupil. These characteristics should serve as a strategic direction for the service of practical psychology in education. The increase of the level of a psychological security and psychological culture in an educational environment is a preventive means that influences the security and culture of a society in general.

Психологическая безопасность обр среды - Стр 2

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы – это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что–то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и не признание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отношений участников социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

♦ принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

♦ принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Одной из характеристик образовательной среды, как было подчеркнуто в ее определении, является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы – помощь в формировании социально–психологической умелости.

Социально–психологическая умелость – это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю.

Его реализация позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

Отметим, что внутренняя беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.

Концептуальные положения по созданию психологической безопасности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)

Данная структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно–воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное – с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является центральной задачей службы сопровождения.

Предлагаемые нами технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

В предлагаемых технологиях используется в основном второй подход, так как работа носит групповой характер. Предметом коррекционной работы выступают: негативное или нейтральное отношение к образовательной среде, характеристики взаимодействия, имеющие низкий уровень удовлетворенности ими; проявления психологического насилия во взаимодействии, по которым участник ощущал себя наименее защищенным, ряд других характеристик образовательной среды, которые воспринимались как необоснованное лишение личностной свободы, что приводило к неадекватному поведению.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии. В нашем исследовании использовались тренинги социальных и жизненных умений. Данный вид психотехнологий применяется в личной и профессиональной жизни в целях психологической поддержки и развития. В данном подходе на основе поведенческой терапии (Т–группы), обогащенной приемами гуманистической психологии, выделяют три основные модели:

• первая модель включает следующие категории жизненных умений: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития «Я–концепции»;

• вторая модель в качестве целей тренинга включает: межличностное общение, поддержание психического здоровья, развитие аутентичности и принятие решений;

• третья модель включает тренинги эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки. Репертуар психологических приемов из всех вышеперечисленных

моделей используется для составления психотехнологий по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Социально–психологическое обучение – активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально–психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

Социально–психологическое обучение мы рассматриваем как центральное, системообразующее направление в структуре целостной программы психологического сопровождения, так как безопасность образовательной среды зависит от способности службы сопровождения обеспечить отсутствие психологического насилия. Именно обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, является своеобразным механизмом создания психологической безопасности образовательной среды. Основные (базовые) потребности подлежат удовлетворению только в процессе межличностного общения. Именно эта ситуация способствует «запуску» и функционированию внутренних механизмов, позволяющих человеку развиваться в сторону личностной зрелости, так как порождает внутриличностное общение.

Возникновение внутриличностного общения и его содержательная характеристика определяются качеством внешних условий, и прежде всего психологической безопасностью образовательной среды.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно–психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, то есть способствует повышению психического здоровья.

Качество процесса взаимодействия обеспечивается:

• диалогическим общением, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин), главным атрибутом которого является отношение равноправия собеседников и взаимное личностное признание;

• сотрудничеством, как партнерским отношением двух равных субъектов, исключающим манипуляцию и авторитаризм, подразумевающим взаимное развитие участников;

• отказ от психологического насилия.

Проведенный анализ позволяет нам предложить технологическую модель психологической безопасности образовательной среды (рис. 1.2).

Исходя из предложенной нами модели психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно–доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Основными методически–организационными условиями осуществления предлагаемых психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются следующие.

1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

2. Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно–воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

Рис. 1.2. Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды

4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.

5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно–ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно–воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих. 6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

Изложенные аспекты моделирования психологической безопасности образовательной среды, принципы и организационные основы создания психотехнологий работы по ее сопровождению позволяют специалистам осуществить подбор психологических приемов и упражнений в соответствии с конкретными психологическими параметрами образовательной среды, полученными в ходе ее диагностики и мониторинга.

Резюме

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования, и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности. Психологически безопасной можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников. Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечению защищенности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия. Технологии создания психологической безопасности образовательной среды школы должны выполнять ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.

3. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997.

4. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI в. М., 2002.

5. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

6. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997.

Дополнительная

1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М., 1999.

2. Гражданкин А. И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности. 2002. № 9. С. 41–43.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

4. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.

5. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М., 2000.

6. Пихтарников А. Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001. С. 45–73.

7. Пихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально–психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. СПб., 2004.

7. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2001.

8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

9. Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт–Петербург, 27–28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182–185.

10. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте «теорию возможностей» Дж. Гибсона применительно к образовательной среде.

2. Дайте определение образовательной среды.

3. Что является показателем модальности образовательной среды?

4. Какие существуют типы образовательной среды?

5. Дайте определение безопасности.

6. Охарактеризуйте основные подходы к раскрытию понятия «психологическая безопасность».

7. Назовите характеристики, уменьшающие способность образовательной среды быть безопасной.

8. Назовите характеристики, повышающие способность образовательной среды быть безопасной.

9. Возможные риски и опасности в образовательной среде.

10. Перечислите наиболее важные условия образовательной среды, создающие и обеспечивающие психологическую безопасность.

11. Какие социальные навыки способствуют решению проблем психологической безопасности в образовательной среде?

12. Назовите средства решения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

13. Приведите и обоснуйте, в соответствии с определением, эмпирические референты психологически безопасной образовательной среды.

14. Почему психологическая безопасность образовательной среды является характеристикой ее развивающего характера?

15. Перечислите основные угрозы нарушения психологической безопасности образовательной среды и дайте их краткую характеристику.

16. Обоснуйте, почему психологическое насилие может выступать основным источником психотравмы в образовательной среде.

17. Почему мониторинг и создание психологической безопасности образовательной среды могут являться показателями эффективности деятельности Службы практической психологии в образовании?

3) Психологическая безопасность и образовательная среда

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Существуют два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая.Психологическая безопасность- это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.Психологическая защищённость – это не устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совладать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:1) доброжелательные взаимоотношения 2) дисциплина.

ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСТУПАЮТ: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.

Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

♦ принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

♦ принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса.

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП- помощь в формировании социально–психологической умелости.

4) Понятие психологических механизмов воспитания, их характеристика и условия применения в учебно-воспитательном процессе.

Иващенко: механизмы в пси. – совокупность промежуточных состояний и порцессов, на основе к-х форм-ся либо развив-ся то или оное кач-во л. Психологическими механизмами следует считать и те психические явления, за счет которых происходит смена одной формы поведения или одной ведущей деятельности другой. Так, например, готовность дошкольника к учению нормируется под воздействием его общения с более старыми детьми (М.И. Лисина). Многие психологические механизмы являются недостаточно изученными. Еще Л.С. Выготский писал, что в основе педагогической психологии лежит проблема формирования условных рефлексов, но не в их простейших формах, а сложных комплексных образованиях.

Псих. мех-мы по Иващенко:1) Интериоризация предполагает трансформацию внешних действий – их обобщение, вербализацию (перевод в словесный план) и сокращение. А.Н. Леонтьев, процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается во внутренний план сознания, – это процесс, в котором внутренний план и формируется.2) Экстериоризация, т.е. переход внутренних состояний во внешние, практические действия, формы поведения. Э. проявляется и в том, что внутренние состояния определяют избирательное отношение к новым внешним воздействиям. 3) подражание, под которым понимается воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения другого субъекта 4) Новые мотивы деятельности и поведения формируются по механизму сдвига мотива на цель. Этот сдвиг происходит вследствие того, что результаты выполняемых действий и поступков часто бывают шире и полнее, чем те цели, которые ставит перед собой индивид. Становление личности тесно связано также со сдвигами в сложившейся иерархии мотивов. Они заключаются «в соотношении мотивов друг с другом».5) Многие ценности, нормы поведения, идеалы, нравственные установки ребенок усваивает с помощью механизма идентификации, т. е. отождествления себя с другими. 6) Эмпатией, или сопереживанием, принято называть способность индивида становиться на место другого, «вчувствоваться» в него, эмоционально отзываться на переживания. 7) рефлексия, т. е. осознанию человеком своих действий и состояний. Человек при этом как бы раздваивается на объект и субъект. Благодаря этому становится возможным увидеть себя со стороны, оценить свое поведение, выработать новое отношение к своей жизни. Внутреннюю работу психики некоторые авторы обозначают термином «переживание» (Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др.)

8) Важным механизмом формирования волевых черт характера является соотношение между уровнем притязаний, под которым понимается сложившийся в прошлом опыте ребенка уровень сложности целей, к достижению которых он стремится, и реальными результатами. Данный механизм лежит в основе формирования уверенности (или неуверенности) в своих силах и настойчивости (или стремления избегать трудностей). 9) Важным механизмом осуществления поступка и принятия его тем, кому он адресуется, являются ролевые ожидания, которые отражают взаимные зависимости членов одного коллектива. В той или иной роли фиксируются представления о правах и обязанностях, связанных с определенным положением человека в группе, обществе. 10) Механизмом саморазвития личности является Я-образ, т.е. совокупность представлений и мнений о самом себе, включающая как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценку или самовосприятие. Я-образ во многом определяет направленность деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. 11) механизм лежащий в основе активности самого воспитуемого, является когнитивный диссонанс. Диссонанс между некоторыми когнитивными элементами приводит к психическому напряжению, которое и побуждает индивида к действиям или к выработке новой позиции, благодаря чему устраняется это рассогласование. Типичным примером когнитивного диссонанса является противоречие между моральным принципом и реальной ситуацией, между новыми целями, которые принял учащийся, и наличными средствами их достижения. Л. Фестингер и Д. Карлсмит

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельской школе.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психологическая безопасность, образовательная среда, подростковый возраст.

Abstract. This article investigates the possibility of a psychologist working on creation of a psychologically safe learning environment at comprehensive school. The level of psychological safety of the educational environment in a rural school is revealed by means of an experiment.

Keywords: mental health, psychological safety, educational environment, adolescence.

В настоящее время, проблема психологической безопасности приобрела решающее значение. Происходящие в обществе изменения, такие как, новые социально-экономические отношения и социальные процессы, связанные с модернизацией Российского образования, общей виктимизацией и криминализацией населения, привели к изменениям в жизни человека и играют двоякую роль: с одной стороны создают новые возможности, с другой - оказывают неблагоприятное воздействие, негативно отражаются на целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность, приводят к ухудшению социального здоровья общества (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, В.П. Г.Г. Дилигенский, А.Евдокимов, В.В. Лапкин, В.И. Л.И. Шершнев).

В исследованиях А. Маслоу, Б. Боулби, Д.В. Винникота, Г.С. Никифорова, В.и. Гарбузова, Э.Г. Эйдемиллера, Э. Эриксона и др. показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие [2].

В последние годы все больше внимания уделяется понятию психологически безопасной образовательной среды. Такая среда способствует повышению уровня самооценки ученика, обеспечивает наиболее полное раскрытие личностного потенциала, развитию его социальных потребностей, улучшает его психологическое здоровье и гарантирует его психологическую безопасность. Современная школа должна стать средой становления успешных и самореализованных людей. Известно, что подростковый возраст наиболее сложный, так как психика ребенка уязвима различного рода психологического воздействия.

Психологическое здоровье – это «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности), которое позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе» [2].

Психологическая безопасность – это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [1].

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4].

Психологическая безопасность образовательной среды должна исходить из того, что все участники учебного процесса должны быть защищены. Она должна быть согласована с принципами развития и реализации их индивидуального потенциала, должно быть устранено психологическое насилие среди участников образовательного процесса.

Показателями психологической безопасности в образовательной среде могут являться низкий уровень психологического насилия, положительное отношение к главным параметрам образовательной среды у всех ее участников, высокий уровень удовлетворенности школьной средой. Высокие требования от деятельности учащихся без предвзятого отношения, доброжелательная обстановка в классе, единые критерии оценки обучающихся, высокий уровень увлеченности в образовании и процессе обучения, участие родителей в процессе воспитания, способность пользоваться навыками социального взаимодействия, способствуют увеличению уровня безопасности образовательной среды.

В области изучения проблемы психологической безопасности в образовательной среде основными понятиями, на которые следует обратить особое внимание, являются «риск», «угроза».

Совокупностью факторов риска, которые несут в себе угрозу для образовательной среды, могут включать в себя, низкую активность учеников и педагогов, недостаточный уровень воспитанности и культуры, умений и навыков, неполное обеспечение рабочими кадрами, несформированные социальные и практические навыки, психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, неконкретные представления о профилактики психического и физического здоровья.

Одной из важнейших психологических опасностей, которая может встречаться в образовательной среде, выступает неудовлетворение потребности личностного и доверительного общения. Это касается как отношений между самими учениками, так и отношений ученика с учителем. Если все же данное неудовлетворение присутствует, то, как следствие, возникает склонность к девиантному поведению, наблюдается отрицательное отношение к школе, учебному процессу в целом, и возникновение проблем в сферах психологического и физического здоровья.

Следует обозначить проблему, которая затрагивает определение понятия «подростковый возраст», нет четко обозначенных границ перехода к данному возрасту и границах его завершения [3].

Подростковый возраст характеризуется множеством изменений на физиологическом уровне. Это самый долгий переходный период. Но наряду с этим происходят и интенсивные личностные изменения. Как известно, в подростковом возрасте у подростков наблюдается эмоциональная неустойчивость, резкие, частые колебания настроения.

Рассматривая самооценку в рамках данного возраста, можно сказать, что она, как правило, оказывается чаще на низком уровне и проявляется ее неустойчивость. Из самооценки складывается отношение ребенка к себе. На процесс формирования самоуважения и самооценки подростка влияет множество факторов – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.

Как уже упоминалось ранее, подростки очень восприимчивы к влиянию психологического воздействия, насилия, опасности. В данном возрасте возможен риск разрушения личностного и эмоционального благополучия. Поэтому чем эффективнее будет происходить процесс отражения неблагоприятных внешних воздействий на личность ребенка, его эмоциональную сферу, тем более плодотворно это будет сказываться на развитии его личности.

Для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно, целенаправленно профессионально воздействовать на всех участников образовательно-воспитательного процесса, стремиться к гуманизации взаимоотношений участников образовательного процесса. Также немаловажно проявлять индивидуальную помощь ученику в решении тех задач, которые актуальны на определенном этапе его жизни, а также оказывать ему помощь в процессе социализации в условиях школы. Педагогический состав должен предупреждать возникновение проблем развития ребенка в процессе учебного дня, а так же знать и применять технологии и методы работы в случае возникновения стрессовой ситуации. Но еще стоит отметить, что на обеспечение психологически безопасной образовательной среды влияет уровень психолого-педагогической компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.

Для выявления уровня психологически безопасной образовательной среды в средней школе были проведены сравнительные исследование в 9 «А» и 9 «Б» классах сельской школы. Всего было обследовано 30 человек (подростки – 15-16 лет).

Для проведения исследования использовались методики «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой, «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, «Тест школьной тревожности» Филлипса.

На основе полученных результатов по методике «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой низкий уровень по шкале «референтность» выявлен у 23%, что говорит о том, что для данной категории испытуемых образовательная среда, в которой они находятся, не представляет важной значимости. По шкале «удовлетворенность» низкий уровень выявлен у 17%. Низкий уровень по шкале «защищенность» выявлен так же у 23%.

Анализируя результаты по методике «Цветовой тест отношений» А.М.Эткинда, где для исследования психологически безопасной образовательной среды были рассмотрены такие категории, как отношение к учителю, школе, уроку, одноклассникам, можно отметить, что 17% выявлено отрицательное отношение к учителю. Это говорит о том, что взаимоотношения учителя и ученика складываются очень напряженно, переживают ряд каких-либо конфликтов. Ученик старается избегать ситуаций непосредственного взаимодействия с учителем. Такие отношения учителя и ученика оказывают огромное влияние не только на качество процесса обучения, но и на дальнейшее развитие ученика как личности. Что касается отношения учеников к школе в целом, то у 13% выявлено отрицательное отношение к школе. Это говорит о том, что у детей продолжительное время наблюдался неудачный опыт в установлении контакта с учителями, сверстниками, наблюдались неудачи в учебной деятельности. В связи с этим у учителей и сверстников сложилось негативное отношение к данной группе детей, и эти дети чувствуют психологический дискомфорт в школе: они не реализовывают себя ни в учебной деятельности, ни в коммуникативной. У 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к уроку. Это свидетельствует о том, что у подростков присутствуют трудности усвоения тех или иных учебных предметов. При нарастании количества неусвоенного материала, у учеников наблюдается появление школьной дезадаптации, снижению учебной мотивации, проблемам в отношениях с учителем и родителями. Так же у 17% испытуемых выявлено отрицательное отношение к одноклассникам, что говорит о том, что подростки избегают ситуации общения со сверстниками.

Рассматривая и анализируя каждую шкалу методики «Тест школьной тревожности» Филлипса, мы можем утверждать, что повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих» у 33% испытуемых. Это указывает на то, что данные испытуемые ориентируются в оценке своих мыслей, поступков, результатов на мнение окружающих, будь то педагоги или сверстники. Данная категория испытуемых испытывают тревогу по поводу оценок, даваемых окружающими. Они в своей деятельности получают большое количество негативных оценок, в результате чего теряют уверенность в своих силах, и сильно переживают свои неудачи. Так же повышенный и высокий уровень выраженности выявлен по шкале «страх ситуации проверки знаний» у 33% испытуемых, что говорит о присутствии негативного отношения к ситуации проверки знаний, возможностей. Особенно следует отметить, что еще большую тревогу для детей представляет публичная оценка его способностей. Если подросток переживает неудачу в подобной ситуации, впоследствии это негативно отражается на его и без того неустойчивой психике.

Анализ результатов каждой из методик позволяет сделать вывод о том, что полученные результаты диагностического исследования характеризуют собой не достаточно благоприятной психологически безопасной образовательной среды в образовательном учреждении.

Как показывают исследования и наблюдения, работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды заключается в работе по трем направлениям: работа с родителями, педагогами и, непосредственно, с учащимися.

Работа специалиста с родителями заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями подростков, с понятием «переходный возраст», раскрыть сущность изменений, которые происходят в подростковом возрасте, выделить проблемы, возникающие при общении с детьми и раскрыть пути их преодоления. Для этого можно проводить семинары, лекции, родительские собрания.

Работа специалиста с педагогами заключается в том, чтобы ознакомить их с возрастными особенностями учащихся, раскрыть возможные проблемы на пути организации психологически безопасной образовательной среды и показать способы преодоления данных проблем. Методами просвещения могут выступать круглые столы, тренинговые занятия, семинары.

Работа специалиста с подростками заключается в сплочении группы, выработке правил поведения на занятиях; развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения в группе; формирование коммуникативных навыков, уверенности в межличностных отношениях, снятие эмоционального напряжения, повышение уровня стрессоустойчивости. Для достижения этих целей необходимо проведение тренинговых и коррекционно-развивающих занятий.

Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что психологическую безопасность в образовательном учреждении необходимо рассматривать как важнейшее условие, позволяющее придать образовательной среде развивающий характер, обеспечить психосоциальное благополучие для всех участников образовательного процесса.

Литература:

1.    Баева И. А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. URL:: http://ruscenter.ru/netcat_files/multifile/2416/_Psihologicheskaya_zaschischennost__i_psihologicheskaya_bezopasnost__sovremennogo_cheloveka___text_i_audiozapis__vystupleniya_Baeva_I._A.pdf (дата обращения: 12.11.2014).

2.    Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. – СПб.: Питер,  2006. – 240 с.

3.    Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е. М. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. Методическое пособие для учителей. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.

4.    Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.


Смотрите также