Психологическая безопасность образовательной среды


Психологическая безопасность образовательной среды

Психологическая безопасность образовательной среды

Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости миру взрослых, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру. У младшего школьника психологическое здоровье проявляется в наличии широкой учебной установки, в любви к учению, в вере в собственные возможности, в уважении к общественному взрослому; у подростка – в мятежном стремлении к самопониманию, самовыражению и самоутверждению, у юноши – в устремленности в будущее, в поисках смысла жизни и в построении планов будущего

Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.

Отсюда важно сформулировать концептуальные положения и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечение защищенности участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

· принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

· принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение давления, психологическая поддержка, создание ситуации успеха .

· помощь в формировании социально–психологической умелости. Социально–психологическая умелость – это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, способствующее саморазвитию личности. Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

В целях формирования психологической безопасности образовательной среды в Гимназии:

- Регулярно проводится мониторинг уровня психологической безопасности образовательной среды;

- Введена должность уполномоченного по защите прав всех субъектов образовательного процесса;

- Утверждено Положение по защите прав учащихся Гимназии №1516;

- Утверждено Положение по защите прав ребенка в ходе экспериментальной работы.

Психологическая безопасность образовательной среды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» г.Братска Чеховская Татьяна Анатольевна Психологическая безопасность образовательной среды

2 слайд Описание слайда:

Психологическая безопасность – это… Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.

3 слайд Описание слайда:

Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.

4 слайд Описание слайда:

Понятие психологической безопасности не однородно И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе».

5 слайд Описание слайда:

Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции, порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее сопротивление: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения». Внутреннее сопротивление: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. Это сопротивление осложняет систему межличностных взаимоотношений, разрушая личностно каждого из участников процесса. Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации.

6 слайд Описание слайда:

Основой внутреннего мира человека являются его неосознанные базисные убеждения относительно сущности внешнего мира, и большинство людей конструируют собственный опыт через призму своих убеждений: а) о доброжелательности окружающего мира; б) о его справедливости и в) о ценности и значимости собственного «Я». Базисные убеждения дают ребёнку чувство защищённости и доверия к миру, а в дальнейшем – ощущение собственной неуязвимости. Насилие в окружающей среде приводит к тому, что базисные убеждения, касающиеся позитивного Я-образа, доброжелательности окружающего мира и справедливых отношений между «Я» и ним, оказываются полностью или частично разрушены. При создании условий психологической безопасности среды актуализируются возможности личности, повышается уровень толерантности к жизненным сложностям, конфликтам.

7 слайд Описание слайда:

По данным многих отечественных и зарубежных авторов (И.А.Баева, Г.В. Грачев, Э. Эриксон R.Johnson, M. Lipsey, H.M. Walker, B.J. Wise) психологическая защищенность детей выступает условием обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и формирования в ребенке ориентации на позитивные отношения в социуме (стремление быть как все и со всеми), ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности).

8 слайд Описание слайда:

При этом важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально- близкие отношения; состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; реальная безопасность окружающей среды.

9 слайд Описание слайда:

По данным Баевой И.А. примерно в половине начальных школ и 75% средних школ зафиксированы инциденты преступления и насилия (школьные антиобщественные отношения, высокий уровень агрессии, отвержение одноклассниками и преподавателями, неспособность регулировать эмоциональное поведение, соблюдать школьные правила). По другим данным 30,1% из опрошенных детей как первоочередную проблему, с которой они сталкиваются в школе, указали унижения или жестокое обращение со стороны учителей, 21,2% указывали на деспотизм и подавление личности педагогами, 33,5% опрошенных детей испытывали жестокое обращение со стороны одноклассников. Поэтому особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.

10 слайд Описание слайда:

Взаимодействие с педагогами (учащиеся)

11 слайд Описание слайда:

0 – совершенно не согласен 1 – скорее не согласен 2 – трудно сказать 3 – скорее согласен 4 – полностью согласен

12 слайд Описание слайда:

Психологическая защищенность во взаимодействии с педагогами (учащиеся) Я чувствую себя защищенным от унижения и оскорбления со стороны администрации и педагогов школы. – 2,3 балла ср. арифм. От педагогов школы можно услышать угрозы в свой адрес. – 1,8 б. В школе мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны педагогов. – 1,3 б.

13 слайд Описание слайда:

Взаимодействие учащихся школы (учащиеся)

14 слайд Описание слайда:

Психологическая защищенность во взаимодействии с учащимися Среди ребят нашей школы не принято высмеивать друг друга и давать обидные прозвища. – 1,7 б. Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны других ребят. – 1,2 Мне кажется, что некоторые ребята школы меня игнорируют. – 1,3

15 слайд Описание слайда:

Психологическая защищенность учащихся

16 слайд Описание слайда:

Психологическая комфортность (учащиеся)

17 слайд Описание слайда:

Психологическая комфортность (учащиеся) В школе у меня преобладает хорошее настроение. – 3,1 Если у меня случаются неприятности в школе, я уверен(а), что всё разрешится благополучно. – 2,9 В школе я чувствую себя человеком. – 3,5 На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта. – 2,4 Большую часть времени я хочу проводить со своими друзьями из школы. – 2,6 У меня есть взрослый человек в школе, которому я могу доверить свои секреты и встречу понимание и сочувствие. – 1,4

18 слайд Описание слайда:

Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся)

19 слайд Описание слайда:

Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся) В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий. - 2 Наши педагоги всегда окажут помощь и поддержку в трудную минуту. – 2,6 В школе я могу свободно высказать свою точку зрения в общении со взрослыми и сверстниками. – 3,2 Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для удовлетворения моих интересов и развития моих способностей. - 2 Я думаю, что в школе нас по-настоящему готовят к самостоятельной жизни. – 1,5 Наш класс – дружный и сплоченный коллектив. – 2,3

20 слайд Описание слайда:

Уровень психологической безопасности (учащиеся)

21 слайд Описание слайда:

Психологическая защищенность педагогов (ср. арифм.) Блок 1 0 1 2 3 4 1. Я чувствую себя защищенным от унижения и оскорбления со стороны коллег и администрации.- 2,8 балла 1 3 0 8 6 2. Среди учащихся нашей школы не принято высмеивать старших и произносить обидные реплики в их адрес. – 2 балла 2 4 5 6 1 3. От коллег и администрации можно услышать угрозы по отношению к себе.* - 0,3 13 1 0 0 1 4. Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны некоторыхребят*-1,2 4 8 5 1 0 5. В профессиональной деятельности мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны, как администрации, так и коллег.* - 0,8 9 4 2 1 1 6. Мне кажется, что некоторые ребята игнорируют меня.* - 1,1 6 6 4 2 0 18,8 балла Уровень высокий        

22 слайд Описание слайда:

Психологическая комфортность (педагоги) Блок2 0 1 2 3 4 1. В школе у меня преобладают положительные эмоции и чувства. - 2,4 0 3 3 5 5 2. Если я встречаюсь с профессиональными затруднениями на работе, я уверена в их конструктивном разрешении.– 3,1 0 0 5 6 7 3. В школе я чувствую себя личностью и профессионалом.– 2,8 0 0 5 11 2 4. На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта.– 3,1 0 0 0 13 4 5. Мне доставляет удовольствие процесс общения с коллегами и детьми в формальной и неформальной обстановке.– 3,4 0 0 0 11 7 6. Я знаю, что при необходимости встречу понимание и сочувствие со стороны коллег администрации школы.– 3,2 0 0 1 12 5  18 баллов – высокий уровень          

23 слайд Описание слайда:

Психологическая удовлетворенность образовательной средой (педагоги) Блок 3 0 1 2 3 4 1. В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий. – 3,3 0 1 1 7 9 2. Для нашего педагогического коллектива характерна взаимопомощь, поддержка, сотрудничество. – 3,2 0 0 2 10 6 3. В профессиональном взаимодействии с коллегами я могу свободно высказать свою точку зрения. – 3,1 1 1 0 10 6 4. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей, профессионального совершенствования и мастерства.– 3,1 0 1 2 10 5 5. Я думаю, что педагогическая активность и инициатива всех сотрудников школы обеспечивает хорошую подготовку учащихся к самостоятельной жизни.– 2,5 0 2 6 5 4 6. Наша школа – дружный и сплоченный коллектив.– 3,2 0 0 3 9 6 18,4 – высокий уровень

24 слайд Описание слайда:

Проявления психологического насилия: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; требование делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.

25 слайд Описание слайда:

Применение здоровье сберегающих технологий позволит научить детей и взрослых навыкам саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, что приведет к снижению виктимизации (склонность быть жертвой) участников образовательного пространства.

26 слайд Описание слайда:

Следующей компонентой нарушающей безопасность является виктимное мировоззрение участников образовательного пространства. Виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни. Потребность в безопасности доминирует в ситуациях напряженных, побуждая человека все силы мобилизовать на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие. Потребность в безопасном общении и взаимодействии является жизненно важной и потому не исчезает при нарушении механизмов ее функционирования и реализации, а трансформируется в виде ухода в себя, возникновения внутриличностных конфликтов, аддиктивных компенсаций. Психологическая безопасность, обеспечивающая отсутствие необходимости защищаться, создает условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья. Формирование мировоззрения личности является исходным пунктом процесса воспитания готовности человека к безопасному или виктимному поведению.

27 слайд Описание слайда:

Безопасное поведение Безопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения. При информированности об источнике опасности, способность к сохранению оптимального уровня психологической безопасности личности повышается, происходит адаптация к источнику опасности, вырабатываются формы ответного воздействия. При неопределенности, отсутствии информации, энергетические и психологические затраты организма непомерно велики и соответственно время на восстановление личности увеличивается, адаптация понижается.

28 слайд Описание слайда:

При этом воздействие, связанное с нарушением оптимального уровня психологической безопасности личности, вызывает негативные психические состояния (эмоции), направленные либо на активное реагирование, борьбу с источником угрозы (гнев, раздражение, собранность), либо на пассивное, подавление (уныние, вина, робость). Ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

29 слайд Описание слайда:

Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности школьной средой 

30 слайд Описание слайда:

Психологическая культура выступает важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной среды, является ее интегральной характеристикой В генезисе психологической культуры выделяется три основных уровня: психологическая грамотность (некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие); психологическая компетентность (обеспечивает эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми); зрелая психологическая культура (как механизм личностной саморегуляции, обеспечивающий эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми).

31 слайд Описание слайда:

Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды: отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса; удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении; укрепление психического здоровья; предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности; организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

32 слайд Описание слайда:

Правильно организованная воспитательная среда дает детям богатые возможности для развития и формирования личности. Это возможности: свободы принятия школьником решения о его вхождении в воспитательную среду; свободы выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения; построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп; более интенсивного проживания различных ролей; выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены; освоения различных сред: культурной, природной, информационной и т.д.

33 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Психологическая безопасность образовательной среды школы: изучение и прогноз

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ

В.И. Рерке, И.С. Бубнова

Аннотация. Статья посвящена изучению психологической безопасности образовательной среды школы. Установлено, что в целом отношение к образовательной среде школы позитивное у всех субъектов -обучающихся, педагогов, родителей. У школьников 12 - 14 лет выявлен нейтральный тип отношения к образовательной среде школы. Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных. Полученные данные указывают на то, что есть педагоги, обучающиеся и родители, которые не признают референтной значимости школы, а это, в свою очередь - угроза психологической безопасности личности.

Ключевые слова: безопасность; психологическая безопасность; субъекты образования, компоненты психологической безопасности; школа.

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF EDUCATIONAL

SCHOOL'S ENVIRONMENT: STUDY AND PREDICTION

V. Rerke, I. Bubnova

Abstract. This article is devoted to the study of the psychological safety of school educational environment. It was proved, that the whole attitude of the subjects of education-students, teachers, parents toward school educational environment is positive in general. Neutral kind of viewpoint in regard towards school educational environment is detected by teen-age students. The negative position to the educational environment is 7 - 8% in each group of respondents. The data indicates the following fact: there are teachers, students and parents, who do not accept referential significance of educational institution and that is in its term the threat to psychological personality safety.

Keywords: safety; psychological safety; students; teachers; parents; the component of psychological safety; school.

Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни тем более государство.

Анализ научной литературы показал, что понятие безопасности трактуется по-разному [1;2;4]. В одних источниках, безопасность -это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению [4]. В других - это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз [цит. по 3]. Вместе с тем, в категории безопасности выделяют психологическую безопасность, определяя ее как психологическую обеспеченность

функционирования системы безопасности.

И.А. Баева отмечает, что система безопасности функционирует эффективно благодаря двум главным системообразующим видам безопасности - физической и психологической, а все остальные нанизываются на них, как на стержень [1].

Психологическая безопасность есть состояние, характеризующее образовательную среду школы, которое возможно зафиксировать через отношения ее участников. Технологическая модель психологически

безопасной образовательной среды содержит следующие показатели референтной значимости образовательной среды: удовлетворенной потребности в личностно-доверительном общении; защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Одним из значимых показателей психологической безопасности

образовательной среды является отношение к ней - позитивное, нейтральное или отрицательное, измеряемое системой шкал, содержащих когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты данного отношения. Интегральный показатель отношения к образовательной среде является индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, обучающихся, родителей).

Референтность среды может

рассматриваться как значимость в плане влияния на формирование личности. Окружение, являясь референтным, выполняет две важные функции: нормативную, проявляющуюся в том случае, когда группа рассматривается в качестве носителя норм и стандартов поведения, которые, в свою очередь, устанавливают и усиливают нормы и стандарты поведения самой личности; и сравнительную, проявляющуюся тогда, когда

группа служит объектом сравнения, по отношению к которому личность оценивает себя и других.

В тоже время, оценочно взаимодействуя со средой, личность формирует свою значимую систему отношений (референтную сферу): определяет положительно-отрицательные референты, создает значимые модели социальных процессов и явлений, позволяющие ей адекватно реализовать себя в процессе жизнедеятельности. Это дает возможность акцентировать внимание на психологическое качество среды, в которой осуществляется актуализация личности, ее развитие, так как оно активно влияет на выбор линии поведения.

Следующим значимым показателем психологической безопасности

образовательной среды выступает

удовлетворенность ее участников основными характеристиками взаимодействия в ней.

Удовлетворенность средовыми

характеристиками является инструментом сохранения психологической безопасности образовательной среды школы.

Эмпирическим показателем в этом случае является индекс удовлетворенности школьной средой, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик социальной среды школы.

Данный показатель определяется как «удовлетворенность-неудовлетворенность», который несет в себе возможность снятия или аккумулирования внутриличностного и межличностного напряжения. Необходимо учитывать тот факт, что на оптимальном уровне напряжение способствует развитию личности. По данному показателю оптимальный уровень напряжения выступает как условие роста и актуализации и дает возможность не только увидеть, но и сравнить понятия «безопасность» и «конфликтность» среды.

Третьим показателем, включенным в психологическую безопасность

образовательной среды, является категория психологического насилия в межличностном взаимодействии. Определяется как

«защищенность - незащищенность». Психологическое насилие может

спровоцировать особенности отношений педагогов со школьниками в системе взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы), авторитарно-директивный стиль управления, агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллектива, неумение

контролировать собственные эмоции и регулировать состояния.

Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются: уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный); уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды; уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психолого-педагогическая

работа по устранению рассогласования, и, таким образом, осуществляется

сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Цель исследования - изучить психологическую безопасность

образовательной среды школы. Данное исследование позволит проанализировать психологические условия, в которых осуществляется обучение, воспитание и развитие всех субъектов образовательного процесса.

Исследование проводилось на базе одной из средних общеобразовательных школ г. Иркутска. Общий объем выборки составил 323 человека: из них 28 педагогов, 132 обучающихся 5-11 классов, 163 родителя обучающихся 1 - 11 классов.

В качестве метода исследования был выбран субъектно-оценочный метод. Для диагностики использовалась методика «Психологическая безопасность

образовательной среды школы» автор И.А. Баева. Исследование проводилось в групповой (обучающиеся, родители) и индивидуальной (педагоги) формах.

Методика основана на заполнении анкеты и адресована всем участникам образовательного пространства: учителям, обучающимся, родителям. Вопросы построены таким образом, чтобы избежать социально желательных ответов.

Анкета состоит из трех частей:

I. Отношение к образовательной среде

школы.

II. Значимые характеристики образовательной среды школы и удовлетворенность ими.

III. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии.

Категория «отношение» рассматривается в двух аспектах. В первом аспекте отношение к образовательной среде определяется большинством позитивных, нейтральных или негативных ответов. Во

втором - рассматривается в единстве трех компонентов: поведенческого (волевого), эмоционального и когнитивного

(рационального).

Вторая часть анкеты позволяет проанализировать удовлетворенность

субъектов образовательной среды всеми характеристиками. В опроснике представлены восемь наиболее значимых характеристик, используемых в описании социального компонента образовательной среды:

1) взаимоотношения с учителями;

2) взаимоотношения с обучающимися;

3) возможность высказать свою точку зрения;

4) уважительное отношение к себе;

5) сохранение личного достоинства;

6) возможность обратиться за помощью;

7) возможность проявлять инициативу, активность;

8) учет личных проблем и затруднений.

Защищенность от психологического

насилия во взаимодействии рассматривается по следующим направлениям:

1. защищенность от унижения /оскорблений;

2. защищенность от угроз;

3. защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение);

4. защищенность от игнорирования (социальной изоляции);

5. защищенность от недоброжелательного отношения (знак отношения).

Часть третья опросника позволяет получить как общий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, так и частные показатели. Например, по каждой категории участников образовательной среды (с помощью опросника для учеников можно выявить уровень их защищенности от одноклассников и от учителей и т.д.).

Исследовательская схема представляет собой 3 этапа:

1. проведение опроса среди всех участников образовательного пространства школы;

2. изучение психологической безопасности образовательной среды школы по трем категориям - «отношение», «удовлетворенность», «защищенность от психологического насилия»;

3. предоставление рекомендаций по организации психологической безопасности в образовательном учреждении.

Изучив подпункты анкеты, которые отражают отношение к образовательной среде школы, мы получили следующие результаты: доминирующий тип отношений к образовательной среде во всех трех опрошенных группах - позитивный. У педагогов этот показатель составил 64%, обучающихся - 63%, родителей - 52%. Наибольшее количество нейтральных и негативных ответов у родителей (39% и 8% соответственно). Проанализировав показатель «отношение» по начальным, средним и старшим классам, можно сказать, что число родителей с нейтральным отношением к образовательной среде школы к средним и старшим классам увеличивается от 41% до 48%. Самый высокий (63%) показатель нейтрального и негативного (25%) отношения к образовательной среде школы у родителей учащихся 4-го класса. Вероятнее всего, у родителей данного класса есть претензии к процессу обучения их детей.

Среди учащихся максимальный показатель нейтрального типа отношений прослеживается в 6-х (31%), 8-х (36%), 9-х (31%) классах. Причем наблюдается тенденция к увеличению показателя в 8-х классах и снижению в 9-х. Одна из причин проявления такой тенденции может быть связана с возрастными особенностями подростков: направленность мотивации общения и самопроявления; возросший интерес к окружающему миру, лежащему за пределами школы; формирование самооценки, «образа Я». В этот период для подростка всё неоднозначно, очень важно в этот момент помочь ребенку понять и принять ценности и нормы школы.

Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных.

Категорию «отношение» можно рассматривать в единстве трех компонентов: поведенческого, эмоционального и

когнитивного, см. табл. 1.

Таблица 1.- Отношение к образовательной среде школы

Компоненты образовательной среды Отношение по компоненту Итог

учителя обучающиеся родители

когнитивный позитивное позитивное позитивное позитивное

эмоциональный позитивное позитивное позитивное позитивное

поведенческий позитивное позитивное нейтральное позитивное

По когнитивному и эмоциональному компоненту мнения педагогов, обучающихся и родителей совпали - позитивное отношение к образовательной среде школы. Мнения групп расходятся по поведенческому компоненту: у педагогов и учеников отношение позитивное, а у родителей нейтральное или противоречивое отношение.

Характеристики образовательной среды (ОС) школы, способствуют обеспечению ее психологической безопасности и включают в себя представления о психологической безопасности, об актуальных потребностях учителей, обучающихся и их родителей.

Анализ данных позволяет сделать вывод, что удовлетворенность значимыми

характеристиками образовательной среды школы в исследуемом образовательном учреждении соответствует высокому уровню. Мы можем сказать, что все участники образовательного пространства испытывают эмоциональную комфортность в учреждении, удовлетворены личностно-доверительном общением и основными характеристиками процесса взаимодействия.

Опрошенные группы максимально удовлетворены уважительным отношением к себе и сохранением личного достоинства. Это очень важно, так как образовательная среда школы является местом становления и развития личности не только ребенка, но и педагога как профессионала, и родителя.

Оптимальный уровень напряжения присутствует у школьников во взаимоотношениях с педагогами.

Взаимодействие учителей и учеников в стенах школы и класса - это всегда «улица со встречным движением» и иногда на ней происходят нарушения и бывают ситуации, когда педагог не видит этих нарушений со своей стороны. Школьники считают, что их проблемы и затруднения учитывают в образовательном пространстве не в полной мере, хотели бы чаще высказывать свою точку зрения, невзирая на возраст (пятиклассник или

девятиклассник).

Детям хочется, чтоб их больше принимали такими, какие они есть и лучше понимали, что позволит им чувствовать себя еще более комфортно и безопасно в образовательной среде.

Образовательный процесс невозможен без взаимодействия всех групп, включенных в данный процесс. И это взаимодействие может быть небезопасным, может иметь место психологическое насилие, следствием чего является получение личностью

психологической травмы. Самые серьезные последствия психологического насилия возникают у ребенка. Очень часто дети, испытывающие в школе психологическое насилие, начинают жить «по программе неудачника».

Анализ среднегрупповых значений и индекса психологической безопасности показал, что все структурные компоненты находятся на уровне защищенности. Такие компоненты, как защищенность от игнорирования, защищенность от

недоброжелательного отношения

расположены на верхней границе уровня «скорее защищен, чем не защищен» (частичная не защищенность), а компонент защищенность от унижения по показателям расположен в середине уровня частичной не защищенности.

Проанализировав уровни защищенности от психологического насилия во взаимодействии по каждой категории участников образовательной среды, были сделаны следующие выводы:

1. У педагогов все структурные компоненты во взаимодействии с коллегами и учениками находятся на уровне защищенности. Во взаимодействии с администрацией почти все структурные компоненты находятся на уровне защищенности, только такой компонент как защищенность от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение)

расположен на среднем уровне. В этом взаимодействии у педагогов возникают противоречивые, неоднозначные чувства. Этот же компонент во взаимоотношениях с учащимися расположен на очень высоком уровне. Педагоги чувствуют себя в этих отношениях по данному компоненту полностью защищенными, равно как и по компонентам игнорирования и

недоброжелательного отношения со стороны учеников.

2. У обучающихся, все структурные компоненты находятся на уровне защищенности во взаимодействии с учителями и одноклассниками. В отличие от педагогов, у школьников компонент защищенности от того, что заставят делать что-либо против желания (принуждение) ниже и находится на нижней границе уровня частичной незащищенности.

3. Родители чувствуют себя защищенными от психологического насилия во взаимодействии с администрацией и учителями образовательного учреждения.

Выводы по исследованию:

1. Отношение к образовательной среде школы позитивное у всех субъектов. Доминирует тип позитивного отношения к школе у педагогов и обучающихся (64%, 63%). Каждый 4-й родитель относится к образовательной среде нейтрально или противоречиво. При этом прослеживается тенденция к увеличению показателя нейтрального отношения к школе от начального к среднему и старшему звену. Вероятнее всего, родители испытывают некоторую неудовлетворенность в образовательной среде школы, и, при определенных обстоятельствах, ситуациях, могут перевести своих детей в другие образовательные учреждения, либо их взаимодействие с педагогами и администрацией может стать конфликтным.

У школьников нейтральный тип отношений к образовательной среде чаще проявляется среди подростков 12 — 14 лет.

Негативное отношение к образовательной среде составило 7 - 8% по каждой группе опрошенных. Возможно, показатель и не высокий, но он указывает на то, что есть педагоги, обучающиеся и родители, которые не признают референтной значимости школы, что является угрозой психологической

безопасности личности.

2. Значимыми характеристиками образовательной среды школы удовлетворены и педагоги, обучающихся и родители. Максимальное удовлетворение участники

образовательного пространства школы испытывают от уважительного отношения к себе и сохранения личного достоинства.

У школьников взаимодействие с педагогами не всегда складываются однозначно. Основные причины кроются в том, что проблемы детей и их затруднения не всегда педагоги учитывают в полной мере, не всегда дают им возможность высказать свою точку зрения (это особенно актуально для учащихся 5 — 8 классов).

3. Все структурные компоненты психологического насилия во взаимодействии находятся на уровне защищенности. Наибольший показатель защищенности наблюдается по компонентам

недоброжелательного отношения к себе и игнорирование со стороны референтной среды.

Противоречивые чувства возникают во взаимодействии у педагогов с администрацией и у учащихся с учителями (причем у педагогов больше, чем у учащихся) в ситуациях принуждения делать что-либо против своей воли.

Педагоги полностью чувствуют себя защищенными от игнорирования и недоброжелательного отношения со стороны учащихся.

Родители полностью чувствуют себя защищенными от угроз со стороны педагогов и администрации.

Школьники по всем компонентам чувствуют себя в большей степени защищенными, чем не защищенными.

Таким образом, образовательную среду обследованной школы мы можем назвать психологически безопасной. Основным средством сохранения психологической безопасности школы являются

удовлетворенность следующими средовыми характеристиками: возможность сохранять личное достоинство, право на уважение, возможность проявлять активность и инициативу. Стоит отметить, что психологически безопасно функционирующая образовательная среда определяет успешность сформированности (развитости) личностных компетенций, касающихся жизни в многокультурном обществе: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий; политические и социальные компетенции: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении

демократических институтов.

1. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И.А. Баевой. - М.: Экон-Информ, 2009. - 248 с.

2. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник

Иркутского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 211-214.

3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство; под ред. И.А. Баевой. -СПб.: Речь, 2006. - 288 с.

4. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека / А. Петренко. - М., 1994.

Сведения об авторах:

Рерке Виктория Игоревна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет».

Бубнова Ирина Сергеевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

V. Rerke (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University.

I. Bubnova (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor of Irkutsk state University, e-mail: [email protected]

Психологическая безопасность и образовательная среда

Поиск Лекций

Понятие «безопасность»определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Психологическую безопасностьна сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно–доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям – являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды(учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики,как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия – повышают безопасность образовательной средыи ее защитную функцию.

Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно–доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья (Баева И. А., 2002, И. В. Дубровина, 2000). Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.

К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.

Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12–24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.

Психологическое насилиеявляется исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем – для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).

Для того чтобы отказаться от психологического насилия и создать безопасную среду, человек должен иметь представление не только о том, что является насилием, но и как создать условия для внутренней безопасности и безопасности референтной среды, должен уметь управлять чувствами и идентифицировать происходящее в группе, определять пути, с помощью которых опасное поведение может стать насильственным.

Наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающимипсихологическую безопасность, являются:

1) доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);

2) дисциплина.

Если учебное заведение придерживается строгой дисциплины, оно начинает рассматриваться учащимися как тюрьма, а педагоги как охрана и начальники. Учащиеся начинают себя вести подобно заключенным, и насилие является для них способом самовыражения и привлечения внимания. Дисциплина преподавателями и администрацией часто приравнивается к наказанию. Однако дисциплина состоит из профилактических и превентивных мер и направлена на организацию поведения учащихся, а не только на управление и наказание.

Ведущие цели поведения учеников – чувствовать свою причастность к жизни школы и занять место в этой общности – воплощаются в три частные цели: ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и учащимися (коммуникативная состоятельность), вносить свой вклад в жизнь класса и учебного заведения (состоятельность в деятельности) (Кривцова С. В., 2000). Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно–ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.

Ответственность и включенность в происходящие в образовательной среде процессы должны распределяться равномерно между всеми ее участниками (учителями, учащимися и их родителями, администрацией). Акцент в данной ситуации ставится не на обязательствах, а на ответственности за происходящее. Обязанность означает: «я должен кому–то», меня «обязали», то есть предполагает внешний контроль над действиями человека и зачастую вызывает у него негативные чувства, а также, в лучшем случае, – формальный подход к межличностным отношениям и к выполнению своей деятельности, в худшем – восприятие происходящего как психологическое насилие над своей личностью. Ответственность означает внутренний контроль – «я хочу», «я должен самому себе».

Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может также осуществляться через программы по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам. Дефицит социальных навыков может быть уменьшен путем проработки характеристик группы, являющихся источником межличностных проблем, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.

Среди важных социальных навыков,содержащих познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты, можно выделить следующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля.

Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств(без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества и потому важность изучения, моделирования и проектирования среды, где происходит воспитание и формирование личности, где все ее участники могут чувствовать защищенность и удовлетворенность основных потребностей, выходит на первое место в связи с необходимостью создания условий и воспитания подрастающего поколения, которое в ближайшем будущем составит основу общества. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.


Смотрите также