Радиационная безопасность должна обеспечивать безопасные условия


Общие положения обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом «О радиационной безопасности населения», НРБ-99 и действующими санитарными правилами.

Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)

Нормы радиационной безопасности НРБ-99 применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения.

НРБ-99 распространяются на следующие виды воздействия ионизирующего излучения на человека:

  • облучение персонала и населения в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения;

  • облучение персонала и населения в условиях радиационной аварии;

  • облучение работников промышленных предприятий и населения природными источниками ионизирующего излучения;

  • медицинское облучение населения.

Требования Норм радиационной безопасности не распространяется на источники ионизирующего излучения, создающие годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв и коллективную дозу не более 1 чел-Зв при любых условиях их использования, а также на космическое излучение на поверхности Земли и облучение, создаваемое содержащимся в организме человека калием-40, на которые практически невозможно влиять. Автоматически освобождаются от регламентации генераторы излучений, при условии, что при нормальной эксплуатации мощность эквивалентной дозы в любой точке на расстоянии 0,1м от любой доступной поверхности аппаратуры не превышает 1,0 мкЗв/ч.

Главной целью радиационной безопасности является охрана здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности при использовании излучения в различных областях хозяйства, науке и медицине.

Нормы радиационной безопасности НРБ-99 относятся только к проблеме защиты человека.

Нормы радиационной безопасности НРБ-99 относятся только к ионизирующему излучению.

Для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

  • непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);

  • запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);

  • поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).

Принцип обоснования относится к тем видам деятельности, которые сопровождаются или могут сопровождаться облучением людей. К таким видам деятельности относятся атомная энергетика, использование источников ионизирующего излучения для диагностики различных заболеваний и многие другие. Обоснованность таких видов деятельности (превышение пользы над суммарным ущербом от этой деятельности) решается, как правило, на государственном уровне.

Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных НРБ-99), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов.

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и НРБ-99 индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

Наибольшее значение для практики имеют принципы нормирования и оптимизации. Понятие норматива является традиционным для различных областей гигиены, токсикологии и экологии. Обычно норматив рассматривается как граница между «опасным» и «безопасным» уровнем воздействия данного фактора. Такая трактовка норматива является естественной, если предполагается пороговый характер воздействия фактора и норматив установлен несколько ниже порога.

В отличие от этого практически все радиационные нормативы, приведенные в НРБ-99, установлены на уровнях значительно ниже порогов детерминированных эффектов. В этой области доз единственным последствием облучения людей является риск возникновения стохастических эффектов дополнительно к спонтанному уровню. Вероятность последствий облучения пропорциональна значению эффективной дозы у людей. Линейная беспороговая зависимость «доза-эффект» означает, что не существует абсолютно безопасного уровня облучения людей. Последствия облучения отсутствуют только при нулевом значении эффективной дозы, что практически недостижимо. С другой стороны, превышение любого значения в этой области доз не приводит к резкому увеличению последствий облучения.

Краткая формулировка принципа оптимизации это – снижение доз облучения людей до разумно низкого уровня с учетом экономических и социальных факторов.

Для контроля за эффективными и эквивалентными дозами облучения, регламентированными НРБ-99, вводится система дополнительных производных нормативов от пределов доз в виде допустимых уровней. Критериями, по которым контролируется внешнее облучение, являются уровни мощности доз, плотность потока частиц. Критерии внутреннего облучения – предел годового поступления, объемная активность радионуклидов в воздухе, уровень радиоактивного загрязнения и т.д.

Поскольку производные нормативы при техногенном облучении рассчитаны для однофакторного воздействия и каждый из них исчерпывает весь предел дозы, то их использование должно быть основано на условии непревышения единицы суммой отношений всех контролируемых величин к их допустимым значениям.

Для предупреждения использования установленного для населения предела дозы только на один техногенный источник излучения или на ограниченное их количество должны применяться квоты на основные техногенные источники облучения.

Ответственность за соблюдение Норм согласно закону РФ о радиационной безопасности населения несут юридические лица, получившие разрешение (лицензию) на использование источников ионизирующего излучения.

Ответственность за соблюдение требований по ограничению облучения населения природными источниками ионизирующего излучения несет администрация территорий и субъектов Российской Федерации.

Пути обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

  • Качества проекта радиационного объекта;

  • обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

  • физической защиты источников излучения;

  • зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

  • условий эксплуатации технологических систем;

  • санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения;

  • санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;

  • наличия системы радиационного контроля;

  • планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населенияпри нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

  • повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

  • ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

  • знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

  • достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

  • созданием условий труда, отвечающих требованиям действующих норм и правил РБ;

  • применением индивидуальных средств защиты;

  • соблюдением установленных контрольных уровней;

  • организацией радиационного контроля;

  • организацией системы информации о радиационной обстановке;

  • проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

Радиационная безопасность населения обеспечивается:

  • созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям действующих  норм и правил РБ;

  • установлением квот на облучение от разных источников излучения;

  • организацией радиационного контроля;

  • эффективностью планирования и проведения мероприятии по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии ;

  • организацией системы информации о радиационной обстановке.

  • а также обеспечения населения бесплатными респираторами, противогазами, и др. вещами радиационной защиты;

Приборы дозиметрического контроля для населения

Приборы, предназначенные для обнаружения и измерения радиоактивных излучений, называются дозиметрическими. Они предназначаются для контроля:

- облучения — измерения поглощенных или экспозиционных доз излучения, полученных людьми и сельскохозяйственными животными;

- радиоактивного загрязнения радиоактивными веществами людей, сельскохозяйственных животных, а также техники, транспорта, оборудования, средств индивидуальной защиты, одежды, продовольствия, воды, фуража и других объектов;

- радиационной разведки—определения уровня радиации на местности;

- определения наведенной радиоактивности в облученных нейтронными потоками различных технических средствах, предметах и грунте.

Приборы.

Индикаторы – простейшие измерительно-сигнальные приборы, позволяющие обнаружить факт наличия излучения и ориентировочно оценить некоторые характеристики излучений. Детекторами в них чаще всего являются газоразрядные счетчики.

Радиометры – это приборы с газоразрядными, сцинтилляционными счетчиками и другими детекторами, предназначенные:

• для измерения активности радиоактивных препаратов и источников излучения,

• для определения плотности потока или интенсивности ионизирующих частиц и квантов, поверхностей,

• радиоактивности предметов,

• удельной активности аэрозолей, газов и жидкостей.

Спектрометры - приборы и установки, предназначенные для определения энергии частиц, энергетического спектра, типа радионуклида; α-спектрометры, γ-спектрометры, β-спектрометры и комбинированные приборы.

Дозиметры (рентгенометры) – приборы, измеряющие экспозиционную и поглощенную дозы излучения или соответствующие мощности доз. Дозиметры состоят из трех основных частей: детектора, радиотехнической схемы, усиливающей ионизационный ток, и регистрируемого (измерительного) устройства. По характеру применения дозиметры делятся на стационарные, переносные (рис. 2.4) и приборы индивидуального дозиметрического контроля.

а) Рентгенометры-радиометры используют для определения уровня радиации на местности и загрязнённости радионуклидами различных объектов и их поверхностей. К ним относится измеритель мощности дозы ДП-5В (А, Б) – базовая модель. На смену этому прибору пришёл ИМД-5. Для подвижных средств создан бортовой рентгенометр ДП-ЗБ, измерители мощности дозы ИМД-21, ИМД-22. Это основные приборы радиационной разведки.

б) Дозиметры для определения индивидуальных доз облучения. В эту группу входят: дозиметр ДП-70МП, комплект индивидуальных измерителей доз ИД-11.

в) Профессиональные и бытовые дозиметрические приборы. Первые имеют целый ряд принципиальных преимуществ, однако весьма дороги (в десять и более раз дороже бытового дозиметра). Радиометры дляизмерения активности радона бывают только в профессиональном исполнении.

Что такое радиационная безопасность и как она обеспечивается?

Согласно терминам и определениям, установленным Законом Республики Беларусь от 5 января 1998 года № 122-3 «О радиационной безопасности населения», радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Основными принципами обеспечения радиационной безопасности при практической деятельности являются:

принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного превышающим естественный радиационный фон облучением;

принцип оптимизации - поддержание на достижимо низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается, в частности: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, другими организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами мероприятий по соблюдению требований нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

В развитие данных положений указанного Закона нормами и правилами по обеспечению ядерной и радиационной безопасности «Безопасность при обращении с источниками ионизирующего излучения. Общие положения», утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31 мая 2010 г. № 22, предусмотрено обеспечение радиационной безопасности посредством:

постоянного контроля за сохранностью источников ионизирующих излучений и их учета;

контроля за радиационным воздействием на окружающую среду, граждан, относящихся к категории облучаемых лиц «работники (персонал)», и граждан, относящихся к категории облучаемых лиц

«население»;

защиты источников ионизирующих излучений от несанкционированного доступа к ним или неквалифицированного их использования; —

обеспечения безопасных условий функционирования радиационных объектов;

планирования защитных мероприятий и готовности к проведению обоснованных экстренных мероприятий, снижающих радиационное воздействие в случае радиационной аварии или при реальной опасности ее возникновения;

доступности и достоверности информации о текущих и потенциальных уровнях радиационного воздействия.

Комплекс мер по обеспечению радиационной безопасности, направленных на поддержание источников ионизирующих излучений, устройств и установок в технически исправном состоянии, их эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства в области радиационной безопасности, технического нормирования и стандартизации, а также технической и эксплуатационной документации, включает организационные и инженерно-технические меры.

Организационные меры, направленные на обеспечение радиационной безопасности, включают лицензирование деятельности, оценку соответствия технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием источников ионизирующих излучений, выбор площадки, проведение технических и экологических экспертиз, разработку мер по обеспечению аварийной готовности и обеспечению аварийного реагирования, защиту от несанкционированного доступа, учет источников ионизирующих излучений и контроль за их перемещением.

Инженерно-технические меры предусматривают наличие систем физической защиты источников ионизирующих излучений, обеспечение радиационного контроля, применение дистанционных механизмов, систем дополнительной вентиляции, очистки и специальной канализации в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей.

Критериями обеспечения радиационной безопасности является выполнение следующих требований:

отсутствие облучения персонала при нормальной эксплуатации источников ионизирующих излучений сверх установленных пределов доз облучения;

отсутствие загрязнения окружающей среды радиоактивными веществами выше допустимых уровней;

отсутствие радиационных аварий при всех видах работ, осуществляемых при производстве, переработке, применении и хранении источников ионизирующих излучений.

Радиационная безопасность персонала также обеспечивается: ограничением допуска персонала к работе с источниками ионизирующих излучений по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения;

знанием и соблюдением правил работы с источниками ионизирующих излучений;

созданием условий труда, соответствующих требованиям нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов;

соблюдением нормативов: основных пределов доз облучения, граничных доз и референтных уровней;

использованием средств защиты от ионизирующего излучения, а также использованием защиты расстоянием и ограничением времени работы с источниками ионизирующих излучений; организацией и проведением радиационного контроля; информированием о радиационной обстановке; проведением мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии;

наличием соответствующей квалификации.

Билеты: Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом «О радиационной безопасности населения», НРБ-99 и действующими санитарными правилами.

Контроль за реализацией основных принципов должен осуществляться путем проверки выполнения следующих требований:

1. Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации (приложение 1).

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

2. Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных НРБ-99), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

3. Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и НРБ-99 индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

4. Для контроля за эффективными и эквивалентными дозами облучения, регламентированными НРБ-99, вводится система дополнительных производных нормативов от пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей.

Поскольку производные нормативы при техногенном облучении рассчитаны для однофакторного воздействия и каждый из них исчерпывает весь предел дозы, то их использование должно быть основано на условии непревышения единицы суммой отношений всех контролируемых величин к их допустимым значениям.

5. Для предупреждения использования установленного для населения предела дозы только на один техногенный источник излучения или на ограниченное их количество должны применяться квоты на основные техногенные источники облучения.

Обоснование значений квот должно содержаться в проектах радиационных объектов. Рекомендации по установлению квот приведены в приложении 2.

Оценка состояния радиационной безопасности

1. Оценка действующей системы обеспечения радиационной безопасности в организации и в каждом регионе должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения»:

— характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

— анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

— вероятности радиационных аварий и их масштабе;

— степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

— анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

— числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

2. Все вышеуказанные показатели необходимо представить в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, характеризующих уровень обеспечения радиационной безопасности работников данной организации или населения территории, которые разработаны и утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-99 и настоящих Правил, с данными предыдущих лет и с аналогичными показателями других организаций и территорий.

4. Для оценки состояния радиационной безопасности используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени этот риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.

Пути обеспечения радиационной безопасности

1. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

— качества проекта радиационного объекта;

— обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

— физической защиты источников излучения;

— зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

— санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками — условий эксплуатации технологических систем; излучения;

— санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;

— наличия системы радиационного контроля;

— планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

— повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

2. Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

— ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

— знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

— достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

— созданием условий труда, отвечающих требованиям НРБ-99 и настоящих Правил;

— применением индивидуальных средств защиты;

— соблюдением установленных контрольных уровней;

— организацией радиационного контроля;

— организацией системы информации о радиационной обстановке;

— проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

3. Радиационная безопасность населения обеспечивается:

— созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-99 и настоящих Правил;

— установлением квот на облучение от разных источников излучения;

— организацией радиационного контроля;

— эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

— организацией системы информации о радиационной обстановке.

4. При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:

— индивидуальные дозы должны в первую очередь снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения;

— мероприятия по коллективной защите людей в первую очередь должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;

— снижение доз от каждого источника излучения должно, прежде всего, достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.

5. Применение радиоактивных веществ в различных областях хозяйства путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Общие требования к контролю за радиационной безопасностью

1. Радиационный контроль охватывает все основные виды воздействия ионизирующего излучения на человека, перечисленные в п. 1.3 НРБ-99.

2. Целью радиационного контроля является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения персонала, пациентов и населения при всех условиях жизнедеятельности человека, а также сведений о всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку.

3. Объектами радиационного контроля являются:

— персонал групп А и Б при воздействии на них ионизирующего излучения в производственных условиях;

— пациенты при выполнении медицинских рентгенорадиологических процедур;

— население при воздействии на него природных и техногенных источников излучения;

— среда обитания человека.

4. Контроль за радиационной безопасностью в организации, где планируется обращение с источниками излучения, разрабатывается на стадии проектирования. В разделе «Радиационный контроль» определяются виды и объем радиометрического и дозиметрического контроля, перечень необходимых радиометрических и дозиметрических приборов, вспомогательного оборудования, размещение стационарных приборов и точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений, а также штат работников, осуществляющих радиационный контроль. На проект необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль за радиационной безопасностью, определенный проектом, уточняется в зависимости от конкретной радиационной обстановки в данной организации и на прилегающей территории, и согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. В организации, в зависимости от объема и характера работ, производственный контроль за радиационной безопасностью осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность, прошедшим специальную подготовку.

6. Производственный контроль за радиационной безопасностью в организации, где происходит облучение работников природными источниками излучения в дозе более 1 мЗв в год, также осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность.

7. Порядок проведения производственного контроля за радиационной безопасностью специальной службой (или лицом, ответственным за радиационную безопасность), определяющий ее задачи с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ, согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

8. Радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Регистрация доз облучения персонала и населения должна проводиться в соответствии с единой государственной системой контроля и учета доз облучения.

9. Средства измерений должны применяться по назначению и периодически проходить поверку, калибровку и сличение в установленном порядке.

10. Анализ результатов производственного контроля за радиационной безопасностью осуществляется в каждой организации и результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий.

11. Данные контроля за радиационной безопасностью используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.

12. Для лиц, у которых накопленная доза от одного из основных видов облучения (по п. 1.3 НРБ-99) превышает 0,5 Зв, должна, по возможности, проводиться реконструкция (восстановление) доз от остальных видов облучения.

Поставка, учет, хранение и перевозка источников излучения

1. Поставка организациям источников излучения и изделий, содержащих их, проводится по заказам-заявкам (рекомендуемая форма указана в приложении 5). Поставка источников излучения, предназначенных для градуировки и поверки дозиметрической и радиометрической аппаратуры, проводится без специальных разрешений, если их характеристики соответствуют требованиям п. 1.8 Правил.

2. Передача из одной организации в другую источников излучения и указанных изделий с характеристиками, превышающими значения, указанные в п. 1.8 Правил, производится с обязательной информацией органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по месту нахождения как передающей, так и принимающей источники излучения организации.

3. Согласование и регистрация заказов-заявок на получение, передачу источников излучения и изделий, их содержащих, разрешается только для организаций, имеющих лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения.

4. Организация, получившая источники излучения, извещает об этом органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 10- дневный срок.

5. Эксплуатирующая организация обеспечивает сохранность источников излучения и должна обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.

6. Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи по установленным формам (приложения 6 — 8).

7. Все поступившие в организацию источники излучения должны учитываться в приходно-расходном журнале, а сопроводительные документы должны передаваться в бухгалтерию для оприходования.

8. Радионуклидные источники излучения учитываются по радионуклиду, наименованию препарата, фасовке и активности, указанным в сопроводительных документах. Приборы, аппараты и установки, в которых используются радионуклидные источники излучения, учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника излучения, входящего в комплект.

Генераторы короткоживущих радионуклидов учитываются по их наименованиям и заводским номерам с указанием номинальной активности материнского нуклида.

Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, учитываются по наименованиям, заводским номерам и году выпуска.

9. Радионуклиды, полученные в организации с помощью генераторов, ускорителей, ядерных реакторов и т.п., учитываются по фасовкам, препаратам и активностям в приходно-расходном журнале.

10. Источники излучения выдаются ответственным лицом из мест хранения по требованиям с письменного разрешения руководителя организации или лица, им уполномоченного (приложение 6). Выдача и возврат источников излучения регистрируется в приходно-расходном журнале

В случае увольнения (перевода) лиц, допущенных к работам с источниками излучения, администрация принимает по акту все числящиеся за ними источники излучения.

11. Расходование радионуклидов, используемых в открытом виде, оформляется внутренними актами, составляемыми исполнителями работ с участием лиц, ответственных за учет и хранение источников излучения и за производственный радиационный контроль. Акты утверждаются администрацией организации и служат основанием для учета движения радиоактивных веществ (приложение 8).

12. Ежегодно комиссия, назначенная руководителем организации, производит инвентаризацию радиоактивных веществ, радиоизотопных приборов, аппаратов, установок. В случае обнаружения хищений и потерь источников излучения администрации следует немедленно информировать вышестоящую организацию, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Источники излучения, не находящиеся в работе, должны храниться в специально отведенных местах или в оборудованных хранилищах, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Активность радионуклидов, находящихся в хранилище, не должна превышать значений, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.

14. При создании временных хранилищ вне территории организации, в т.ч. для гамма-дефектоскопических аппаратов, используемых в полевых условиях, необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на соответствие условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам. Мощность дозы на наружной поверхности такого хранилища или его ограждения, исключающего доступ посторонних лиц, не должна превышать 1,0 мкГр/ч.

Временное хранение упаковок с радиоактивными веществами на открытых площадках и общих складах транспортных организаций допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие санитарным правилам.

15. Специально оборудованные помещения-хранилища должны, как правило, размещаться на уровне нижних отметок здания (незатопляемый подвал, 1 этаж).

16. Отделка и оборудование помещения для хранения открытых источников излучения должны отвечать требованиям, предъявляемым к помещениям для работ соответствующего класса, но не ниже II класса.

17. Устройства для хранения радионуклидных источников излучения (ниши, колодцы, сейфы) должны быть сконструированы так, чтобы при закладке или извлечении отдельных источников излучения персонал не подвергался облучению от остальных источников излучения. Дверцы секций и упаковки с радионуклидами (контейнеры и др.) должны легко открываться и иметь отчетливую маркировку с указанием наименования радионуклида и его активности. Лицо, ответственное за учет и хранение источников излучения, должно иметь карту-схему их размещения в хранилище.

Стеклянные емкости, содержащие радиоактивные жидкости, должны быть помещены в металлические или пластмассовые упаковки.

18. Радионуклиды, при хранении которых возможно выделение радиоактивных газов, паров или аэрозолей, должны храниться в вытяжных шкафах, боксах, камерах, с очистными фильтрами на вентсистемах, в закрытых сосудах, выполненных из несгораемых материалов, с отводом образующихся газов.

Хранилище должно быть оборудовано круглосуточно работающей вытяжной вентиляцией.

При хранении радиоактивных веществ с высокой активностью должна предусматриваться система их охлаждения. При хранении делящихся материалов должны быть обеспечены меры ядерной безопасности. При хранении легко воспламеняющихся или взрывоопасных материалов должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие их взрыво- и пожаробезопасность.

19. Радионуклидные источники излучения, не пригодные для дальнейшего использования, должны своевременно списываться и сдаваться на переработку или захоронение. Копия акта о приеме источников излучения на захоронение передается в органы государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

20. Транспортирование радионуклидных источников внутри помещений, а также на территории организации должно производиться в контейнерах и упаковках на специальных транспортных средствах, с учетом физического состояния источников излучения, их активности, вида излучения, габаритов и массы упаковки, с соблюдением условий безопасности.

21. Транспортные средства, специально предназначенные для перевозки радиоактивных веществ и ядерных материалов за пределами организации, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (приложение 9). Требования безопасности при транспортировании радионуклидных источников за пределами организации регламентируются отдельными санитарными правилами.

22. Уровни радиоактивного загрязнения поверхности транспортных средств не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.5.1.

Допустимые уровни

радиоактивного загрязнения поверхности транспортных средств, част/(см2 х мин)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| | Вид загрязнения |

| |———————————————————————————————————————————————————|

|Объект загрязнения | Снимаемое | Неснимаемое |

| | (нефиксированное) | (фиксированное) |

| | | |

| |—————————————————————————|—————————————————————————|

| | Альфа- | Бета- | Альфа- | Бета- |

| | активные | активные | активные | активные |

| |радионуклиды|радионуклиды|радионуклиды|радионуклиды|

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | Не | Не | Не | 200 |

|поверхность |допускается |допускается |регламенти- | |

|охранной тары | | руется | |

|контейнера | | | | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | Не | Не | Не | 200 |

|поверхность |допускается |допускается |регламенти- | |

|вагона-контейнера | | | руется | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Внутренняя | 1,0 | 100 | Не | 2000 |

|поверхность | | |регламенти- | |

|охранной тары | | руется | |

|контейнера | | | | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | 1,0 | 100 | Не | 2000 |

|поверхность | | |регламенти- | |

|транспортного | | | руется | |

|контейнера | | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

3.6. Вывод из эксплуатации радиационных объектов (источников излучения)

1. Решение о продлении срока эксплуатации или выводе радиационного объекта (источника излучения) из эксплуатации, а также выбор его варианта принимаются после комплексного обследования радиационного и технического состояния технологических систем и оборудования, строительных конструкций и прилегающей территории объекта.

2. На радиационных объектах I категории не позднее, чем за 5 лет до назначенного срока окончания эксплуатации, должен быть разработан детальный проект вывода из эксплуатации всего объекта или отдельной его части, согласованный с органами государственного надзора за радиационной безопасностью. Для объектов II категории проект вывода из эксплуатации должен быть разработан не позднее, чем за 3 года до окончания срока эксплуатации, а для объектов III категории — за 1 год.

3. В проекте вывода радиационного объекта из эксплуатации должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности на различных этапах вывода его из эксплуатации: остановке, консервации, демонтаже, перепрофилировании, ликвидации или захоронении, а также при проведении ремонтных работ.

4. Проект вывода из эксплуатации радиационного объекта должен содержать:

— подготовку необходимого оборудования для проведения демонтажных работ;

— методы и средства дезактивации демонтируемого оборудования;

— порядок утилизации радиоактивных отходов.

5. При выводе радиационного объекта из эксплуатации следует оценить ожидаемые индивидуальные и коллективные дозы облучения персонала и населения.

6. Работы по выводу радиационных объектов из эксплуатации должны выполняться специально подготовленным персоналом объекта или персоналом других организаций, имеющих соответствующую лицензию. В необходимых случаях подготовка персонала должна проводиться на макетах и тренажерах, имитирующих основные операции предстоящих работ.

7. Вопрос о возможном продлении срока эксплуатации источников излучения должен решаться комиссией в составе представителей организации, использующей источник излучения, и органов государственного надзора за радиационной безопасностью, а при необходимости и представителей предприятия-изготовителя. В заключении комиссией определяются возможность, условия и срок дальнейшего использования источника излучения.


Смотрите также