Результативность системы менеджмента безопасности движения


3.5. Система менеджмента безопасности движения

80

подразделений и их принадлежность к уровням управления претерпят соответствующие изменения, целевое распределение основных функций по безопасности движения между подразделениями холдинга «РЖД» приведено в таблицах 3.3, 3.4 и 3.5.

Схема целевой организационной структуры менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» представлена на рисунке 3.4. Согласно данной организационной структуре:

производственные функции (таблица 3.3) распределяются между бизнес-единицамихолдинга, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг инфраструктуры, содержанию и ремонту инфраструктуры, содержанию и эксплуатации локомотивов, перевозке грузов, перевозке пассажиров в пригородном сообщении, технического обслуживания подвижного состава и деповского ремонта локомотивов, и ДЗО, осуществляющими операторскую деятельность в сфере грузовых перевозок, перевозок пассажиров в дальнем следовании, производстве материалов верхнего строения железнодорожного пути, капитального ремонта тягового подвижного состава, планового вида ремонта грузовых вагонов,научно-исследовательскуюдеятельность;

технологические (таблица 3.4) и организационные (таблица 3.5) функции распределяются между бизнес-единицамихолдинга, департаментами и управлениями корпоративного центра и железными дорогами (региональными центрами корпоративного управления).

3.5.1.Цели, задачи и особенности создаваемой системы менеджмента

безопасности движения

Главное место в Стратегии отводится созданию современной СМБД, гармонизированной с международными стандартами безопасности, прежде всего действующими на железных дорогах стран Европейского Союза.

СМБД создается в следующих целях:

повышение уровня безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД»;

обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;

81

82

83

84

85

86

87

Доклад «МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

Доклад студента группы 2ОПп – 542 Французова Дениса

«МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

В целях обеспечения полноты охвата всей деятельности, связанной с перевозками и эксплуатацией железнодорожного транспорта, организации холдинга «РЖД» при создании СМБД должны:

• выявлять процессы, необходимые для включения их в сферу СМБД; • определять последовательность и взаимодействие этих процессов; • определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

  • осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов

Организация должна создать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно повышать её результативность в соответствии с требованиями данного международного стандарта

  • идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение по всей организации (см. 1.2) [т.е. при анализе необходимости в каких-то процессах (с последующей идентификацией таких выявленных процессов и мест их применения) указанным анализом должны быть охвачены все виды деятельности и все подразделения организации, на которые будет распространяться создаваемая система менеджмента качества],

  • установить последовательность этих процессов и их взаимодействие,

  • установить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими

  • обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для осуществления этих процессов и их мониторинга,

  • осуществлять мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также

  • предпринимать действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (КОМПОНЕНТЫ) СМБД

  • принятая политика в области безопасности движения, одобренная руководителем (для ОАО «РЖД» в целом – президентом ОАО «РЖД», для хозяйств, филиалов, структурных подразделений, ДЗО – соответствующим руководителем) и доведенная до сведения всего персонала;

  • установленные качественные и количественные цели холдинга «РЖД» и каждой его организации для поддержания и повышения уровня безопасности движения, а также принятые планы и процедуры для достижения этих целей;

  • процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов, поддерживающих их стандартов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других правил, относящихся к СМБД;

  • процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий;

  • поддержание компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД и обеспечение способности выполнения им соответствующих задач;

  • меры по своевременному обеспечению наличия достаточной и достоверной информации в пределах каждой организации холдинга «РЖД» и между ними, а также, где это уместно, в деятельности по их взаимодействию со сторонними организациями при выполнении задач СМБД;

  • средства регистрации и документирования информации в области безопасности движения;

  • процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализа СМБД со стороны руководства, а также принятия необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий;

  • обеспечение выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий, порядка информирования в случае возникновения этих происшествий и событий и хода ликвидации их последствий, а также порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций;

  • проведение регулярно повторяющихся внутренних и внешних аудитов СМБД.

2.6. Основные недостатки существующей системы менеджмента безопасности движения

61

движения, может быть осуществлено отраслевыми научноисследовательскими организациями.

Выводы: Исходя из результатов анализа процедур расследования и предотвращения транспортных происшествий в обеспечении безопасности движения, для совершенствования системы служебного расследования и разбора транспортных происшествий и иных событий в ближайшей или среднесрочной перспективе целесообразно проведение следующих работ:

разработка Положения о порядке отнесения транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий к установленному для них виду;

актуализация Положения об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» с учетом структурных преобразований в холдинге, ввода в действие новых ПТЭ, а также накопленного опыта решения проблем классификации и учета допускаемых событий в условиях четкой регламентации причинно-следственныхсвязей;

разработка порядка учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий и правил распределения ответственности за их возникновение;

разработка методики определения причинно-следственныхсвязей нарушений безопасности движения.

Выполнением этих работ не исчерпывается решение всего комплекса проблем в рассматриваемой области, однако, их результаты станут очередным и необходимым шагом на пути дальнейшего совершенствования системы служебного расследования и разбора транспортных происшествий и иных событий.

Анализ статистики случаев нарушения безопасности движения показывает, что большая их часть связана с отказами технических средств. Отказы технических средств, как причины случаев нарушений безопасности, преобладают в основных технических хозяйствах холдинга «РЖД».

Диаграмма распределения случаев нарушений безопасности движения в хозяйствах ОАО «РЖД» в 2011 г. представлена на рисунке 2.17.

Вместе с тем, существующая СМБД на протяжении большого периода обеспечивала приемлемый уровень безопасности. Статистические данные

62

демонстрируют значительное снижение количества нарушений безопасности за долгосрочный период, например за 2003–2008гг.

Однако та же статистика показывает, что в течение 2009–2011гг. динамика улучшения показателей существенно снизилась. Одной из причин такой ситуации является незначительное снижение количества нарушений безопасности в условиях существенного снижения поездооборота. Следует отметить, что дальнейшее повышение достигнутого уровня безопасности в данных условиях требует привлечения значительного объема финансовых средств. К тому же, возможность повышения показателей безопасности сдерживается процессами реформирования компании.

Рисунок 2.17 – Распределение случаев нарушений безопасности движения в хозяйствах ОАО «РЖД» в 2011 г.

Проведенный анализ статистических данных за последние годы показал, что причины недостаточного снижения количества нарушений безопасности являются системными и связаны с текущим состоянием технической и технологической базы холдинга. В этих условиях большую роль в снижении количества нарушений безопасности играет формирование требований к разрабатываемым изделиям железнодорожной техники и технологическим процессам, включая показатели надежности, безопасности функционирования и общие показатели качества. В условиях развития высокоскоростного движения и внедрения инновационных технологий необходимо ужесточение этих требований, а также разработка специальных процедур контроля их выполнения. При этом особое внимание при разработке современных технических систем, связанных с безопасностью движения, следует обратить на программные средства.

Обеспечение гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса усложняется в условиях несовершенства законодательной базы,

63

поскольку Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции нормативно-правовогорегулирования в сфере железнодорожного транспорта, не установлена полная номенклатура и нормативные значения показателей безопасности, отвечающие положениям Федерального закона «О техническом регулировании» и рекомендациям Руководства ИСО/МЭК51. Так,СтратегиейЖТ устанавливается только относительное снижение уровня аварийности в процентах (по отношению куровню 2007г.).

Усложнившееся взаимодействие хозяйств в условиях реформирования холдинга, а также структурные и функциональные изменения с выделением дочерних и зависимых обществ (ДЗО) требуют изменения существующей СМБД с использованием новых методов и подходов.

В этих условиях на обеспечение целостности СМБД направлены «Регламент взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО «РЖД», железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и «Регламент оперативного взаимодействия Ситуационного центра с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 13.06.2012г. №1171р.

Таким образом, на сегодняшний день возможности существующей СМБД не полностью отвечают поставленным перед ней задачам. На данном этапе является целесообразным развитие и совершенствование применяемых методов, повышение эффективности их использования и широкое внедрение новых инструментов, включая следующее:

СЦ ОАО «РЖД» и корпоративная система управления рисками; методы факторного анализа; системы мониторинга технических средств с использованием

современных методов теории надежности и функциональной безопасности. Проведенный анализ показал, что основные причины недостаточной

динамики повышения безопасности находятся в системной области: существующая СМБД ориентирована на коммерческие результаты

деятельности компании, основное внимание уделяется грузовым перевозкам; СМБД находится на стадии перехода от «реактивной» (реагирующей на события, адаптирующейся к переменам и смягчающей их последствия) к

«проактивной» (действующей в соответствии с заложенными принципами, независимо от условий и обстоятельств), на настоящий момент ее деятельность более направлена на надзор за соблюдением правил и устранение уже случившихся нарушений, чем на их предупреждение;

СМБД широко использует административные меры, включая поиск и наказание виновника (железной дороги, хозяйства или конкретного

64

руководителя, исполнителя), процесс перехода к мерам, направленным на устранение причин нарушений безопасности, находится в начальной стадии; недостаточный уровень культуры безопасности движения, мотивации

персонала и инициативности; недостаточный уровень управленческих инноваций – аналитические

методы и современные управленческие технологии находятся в процессе развития или применяются недостаточно эффективно. В стадии разработки или на начальном этапе внедрения находятся методики оценки влияния надежности технических объектов на безопасность движения, методики оценки рисков, связанных с безопасностью движения, а также системы поддержки принятия управленческих решений.

Указанные системные причины обусловили существующую ситуацию в области безопасности движения, при которой:

вопросам безопасности пассажирских перевозок, безопасности персонала, охране окружающей среды, а также социальной ориентации СМБД не уделяется достаточного внимания;

межфункциональные конфликты и постоянное укрепление межфункциональных барьеров препятствует эффективному повышению уровня безопасности;

меры, принимаемые по фактам нарушений безопасности, а также предупреждающие меры не в полной мере учитывают факторы, влияющие на безопасность движения, и поэтому являются недостаточно эффективными.

Анализ результатов реализации стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процессав хозяйствахОАО«РЖД» в 2007–2011гг. выявил следующие основные недостатки,требующие устранения:

вхозяйстве пути и сооружений: несоблюдение технологии производства работ на бесстыковом железнодорожном пути; низкое качество выполненияремонтно-путевыхработиз-занекачественной и несвоевременной разработки проектной документации; изломы рельсов;низкое качество выполнения путевых работ вследствие износа техники, недостаточного уровня малой механизации, низкого уровня квалификации обслуживающего персонала; отсутствие своевременного обновления парка путевых машин;дорожно-транспортныепроисшествия на переездах;

влокомотивном комплексе: системные нарушения режима труда, отдыха и подготовки локомотивных бригад; проезды запрещающих сигналов; низкое качество ремонта и эксплуатации локомотивов; недостаточный уровеньрекламационно-претензионнойработы, недостатки функциональных возможностей приборов безопасности при производстве маневровой работы;

ввагонном комплексе:не обеспечение гарантийного срокаэксплуатации

боковых рам тележек грузовых вагонов предприятиями-изготовителями;несоблюдение технологии ремонта буксового узла; выход на инфраструктуру


Смотрите также