Рост зарплат угроза экономической безопасности


«Работающая бедность»: рост зарплат признали опасным для экономики

Центральный банк России недавно заявил об острой нехватке в стране высококвалифицированных специалистов для множества отраслей экономики: медицины, образования, промышленности, IT и так далее. Это, по мнению экспертов Центробанка, имеет ряд отрицательных последствий для экономического положения в РФ, самым вопиющим среди которых оказался рост заработных плат, который проходит более быстрыми темпами, чем повышение трудовой производительности. Мол, зарплаты растут незаслуженно быстро – гораздо быстрее, чем рабочие повышают количественный показатель результатов собственного труда. Интересно, что независимые эксперты такие позиции регулятора поддерживают – экономический рост в результате действительно может замедлиться.

Получается, что зарплаты нужно таки попридержать, так сказать, в интересах государства. Это, правда, не сильно совпадает с интересами трудящегося населения, среди которых около 5 млн человек продолжает получать зарплаты ниже уровня бедности. Граждане, претендующие на более высокие зарплаты, должны учитывать, что их запросы могут разгонять инфляцию, считают чиновники. Чего в таких условиях ждать россиянам: будет ли ужесточена политика сдерживания зарплат и к чему она может привести?

Угрозы для страны

Представители Центрального банка России в комментариях «Известиям» признались, что прогнозируют ряд отрицательных факторов, которые могут возникнуть в экономике, в результате наблюдаемого роста реальных трудовых доходов. По мнению ряда правительственных экспертов, в том числе из Министерства экономического развития, современный российский рынок труда существует в условиях острого кадрового дефицита – особенно остро не хватает врачей, инженеров и представителей промышленности. Параллельно в стране наблюдается низкая безработица – свободной квалифицированной рабочей силы на рынке практически нет. В таких условиях работодателям приходится повышать свою конкурентоспособность на рынке труда, что они и делают за счет повышения заработной платы. В качестве доказательства чиновники указывают на якобы зафиксированный по результатам полугодия рост реальной зарплаты в 3%…

Интересно и то, что вызванный кадровым голодом рост зарплат «шагает по стране» гораздо быстрее, чем повышение производительности. И именно это может вызвать прогнозируемый негатив: по прогнозам аналитиков, по результатам года такой прирост в зарплатах повысит инфляцию на 0,5 п.п., т.е. до 4,5-5%. Якобы механика инфляции такова, что она начинает расти, когда ресурс экономики неоправданно завышен. Так, при стагнации производительности и росте зарплат, превышающих текущий рост цен, инфляция должна продемонстрировать дополнительный рост – такие себе проинфляционные результаты. Но это не все – кадровый голод отразится и на фактическом экономическом росте.

В частности, эксперты прогнозируют потерю 1 п.п. в росте внутреннего валового продукта. Суть проблемы в том, что ВВП – это стоимостный показатель всего того, что было произведено в стране за конкретно взятый промежуток времени. Следуя этой логике, повышенные темпы роста зарплат, серьезно опережающие производительность труда, повысят себестоимость произведенных товаров, сохранив их количество. Таким образом, темпы роста ВВП действительно могут быть меньше чем ожидают в правительстве. Правда, Аналитическому центру крайне сложно оценить эффект на ВВП от 3-процентного роста зарплат, о котором заявили в Минэке. Учитывая наблюдаемый рекордный уровень безработицы, страну ждет дальнейшее снижение производительности и повышение зарплат. Если их, правда, не будут сдерживать искусственно.

Сознательное занижение

Впрочем, мнение о негативе от роста зарплат поддерживают не все – присущий российским чиновникам плюрализм дает о себе знать. Еще весной на защиту российских трудящихся бедняков стала вице-премьер Ольга Голодец, заявив, что в стране около 5 млн человек, чья зарплата находится ниже уровня бедности – на уровне МРОТ, т.е. тогда 7,5 тыс. рублей. Такое уникальное явление, когда рабочие люди получают недопустимо низкий доход, чиновница назвала «работающей бедностью», возмутившись, мол, о какой производительности труда при таких зарплатах вообще можно говорить? И тут с ней действительно не поспоришь. Ее речь, кстати, стала поводом для бурного обсуждения проблемы в сети. Но если в тот момент вице-премьер говорила именно о минималке, то интернет-дискуссия вышла далеко за пределы этого вопроса. Куда больше людей возмущало сознательное занижение уровня зарплат на предприятиях по инициативе региональных властей.

Наиболее наглядно это наблюдается в компаниях с иностранным участием, например, в филиалах автомобильных корпораций. По причине низкой средней зарплаты в России широко распространены фабрики по отверточной сборке автомобилей и автомобильных комплектующих – собирать их тут в разы дешевле, чем, например, в той же Польше. Понимая ситуацию, работники таких предприятий неоднократно требовали повышения зарплат, на которое охотно идет иностранное руководство, но… как стало известно, региональные власти никогда не оказывали поддержку в таких начинаниях, требуя сохранения зарплат на уровне, не выше среднего по региону. А вызвано это тем, что повышения, в случае позитивного результата, могут потребовать рабочие и других предприятий…

Низкие зарплаты сохранились и в оборонном комплексе, точнее в ВПК, откуда уже давно сбежали толковые российские инженеры и конструкторы. Несмотря на декларативные заявления чиновников Минздрава, низкая зарплата остается и у повального большинства врачей, оказываясь на 60% ниже, чем заявляют в официальных сводках. Особенности подсчета, что тут скажешь. Впрочем, нельзя исключать аналогичные «особенности подсчета» и в отношении большинства других профессий и отраслей экономики. И если это действительно так, то очевидными становятся стремления чиновников: достичь экономического роста посредством снижения доходов граждан как таких, которые неоправданно раздуты.

Неверные выводы

Методика расчета средней зарплаты в отдельных отраслях экономики уже давно вызывает сомнения, и в ряде случаев, в том числе и в здравоохранении, эти сомнения подкреплены очевидными бесспорными доказательствами. А если так, то и замедление темпов роста трудовых доходов, и их специальная заморозка, не окажут совершенно никакого эффекта ни на инфляцию в частности, ни на экономический рост государства в целом.

Но даже если Центробанк докажет правильность своих расчетов и методик, на которых они сделаны, то объективность выводов, сделанных на их основе уже подверглась жесткой критике со стороны коллег из Минтруда. Замминистра труда Любовь Ельцова, чьи слова передает «КоммерсантЪ», напомнила экспертам Центробанка элементарные экономические правила. Она отметила, что экономическому росту в первую очередь будет способствовать повышение платежеспособности населения, достичь которого невозможно без роста зарплат, к чему и должен стремиться регулятор. На такую реплику ответов со стороны Центробанка не последовало.

Впрочем, неправильное толкование законов экономики присуще не только представителям регулятора, но и профильному ведомству – Минэку. На днях там предсказали падение цен на продукты на целые 80%, что, правда, потом назвали «ошибкой сканирования», разъяснив, что падения цен больше чем на 20% ожидать не стоит. Как такую досадную ошибку смогли допустить чиновники высшего эшелона власти, и было ли все это действительно ошибкой, мы не узнаем никогда. Хотя, на попытку манипуляции общественным мнением, которую в этой оплошности узрели многие оппозиционеры, тоже похоже с большой натяжкой.

Что бы ни говорили, но исправить ситуацию и добиться хотя бы небольшого экономического роста, было бы для нашей страны большой удачей. Эксперты действительно замечают немало позитивных моментов, которые, правда, пока не позволяют говорить об устоявшемся росте. Если девальвации рубля в среднесрочной перспективе удастся избежать, мы таки увидим рост, независимо от сказочного роста зарплат. Однако если все пойдет «не по плану», а Центробанк и дальше продолжит свою политику жесткого сдерживания зарплат, работающих бедняков станет очевидно больше, ведь обеспечить их мизерной зарплате хоть мало-мальскую покупательную способность не сможет уже никто.

Разместить резюме Добавить вакансию

Эльвиру Набиуллину напугал рост зарплат россиян

Но эксперты сомневаются в этих выводах

Центробанк РФ увидел в дефиците кадров в нескольких отраслях риски для экономики. В России не хватает ученых, работников образования, науки и специалистов в IT. По мнению регулятора, проблема может решиться ростом зарплат, а это грозит высокой инфляцией и замедлением роста ВВП. Впрочем, эксперты уверены: ЦБ сильно преувеличивает. Подробнее — в материале «Реального времени».

Банк России встревожен нехваткой специалистов в ряде отраслей: на рынке труда есть дефицит в сфере здравоохранения, образования, науки, техники, IT, а также дефицит высококвалифицированных рабочих. Это, боится ЦБ, может иметь плохие последствия для экономики, а именно: ускорить инфляцию и затормозить рост ВВП. Об этом «Известиям» на днях рассказали в пресс-службе регулятора.

По мнению ЦБ, негативный эффект может дать не нехватка кадров сама по себе, а то, что за ней последует. «Дефицит трудовых ресурсов может иметь два негативных эффекта для инфляции и показателей экономической активности. Прямой — это опережающий рост заработных плат относительно производительности труда. Косвенный эффект — это снижение потенциала роста производства в силу отсутствия возможности привлечь нужные кадры», — говорят в пресс-службе регулятора.

На рынке труда есть дефицит в сфере здравоохранения, образования, науки, техники, IT, а также дефицит высококвалифицированных рабочих. Фото Максима Платонова

Опасения Центробанка разделил аналитик «Райффайзенбанка» Станислав Мурашов. Если все действительно пойдет по такому сценарию и зарплаты в указанных отраслях будут увеличиваться больше, чем производительность труда, это может прибавить к уровню инфляции дополнительные 0,5%, сказал он изданию.

В I полугодии 2017-го инфляция в России выросла на 2,3%, а целевой показатель на этот год ЦБ установил на уровне 4%. Текущая инфляция находится близко к целевой, несмотря на краткосрочное повышение до 4,4% в июне. «При этом сохраняется тенденция к формированию устойчиво низкой инфляции. Продолжилось замедление темпов роста цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции, а также снижение инфляции на рынке непродовольственных товаров и базовой инфляции», — писал ЦБ в июле в комментарии к решению по ключевой ставке.

Давняя боль

Производительность труда — проблема, о которой власти говорят много лет подряд: несмотря на все усилия, ее рост остается слабым. Президент Владимир Путин поставил задачу, чтобы производительность росла по пять-шесть процентов каждый год. Сейчас по этому показателю Россия серьезно уступает развитым странам, признает он.

«В целом по показателям в этой сфере Россия более чем в два раза уступает эффективным экономикам, а благодаря мощному технологическому прогрессу, который в мире сейчас поступательно развивается, этот разрыв может серьезно возрасти, если мы своевременно не будем на это реагировать», — заявлял президент в марте на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

На низкую производительность труда систематически указывает глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. Фото kremlin.ru

Ту же проблему не раз поднимало экспертное сообщество. К примеру, на низкую производительность труда систематически указывает глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. По его словам, с 2002 по 2015 год показатель производительности вырос примерно на 60 процентов, за 5 лет, с 2010-го по 2015-й — только на 8 процентов. «Это очень низкие темпы роста по меркам, в том числе, даже быстрорастущих стран», — говорил Кудрин на инвестфоруме в Сочи.

Демографическая яма

Вопрос с нехваткой трудовых ресурсов в стране действительно стоит, и в ближайшие годы встанет еще острее, уверен директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Пока, если смотреть баланс трудовых ресурсов, такой проблемы нет, вернее, она еще не выпячивается. Но в целом то, что дефицит кадров нас в ближайшее время ждет, это очевидно, мы вступаем в так называемую демографическую яму», — говорит он.

По словам Остапковича, в ближайшие два года будет сокращаться доля населения трудоспособного возраста. При повышении пенсионного возраста, которое неизбежно, увеличится численность работающих людей старше 65 лет. Но они не компенсируют недостаток занятых в возрасте 29—52 лет — самого производительного состава, объясняет эксперт. Такая ситуация, по прогнозам Остапковича, сохранится еще 8—10 лет.

При повышении пенсионного возраста, которое неизбежно, увеличится численность работающих людей старше 65 лет. Фото rostov.press

Однако выводы ЦБ об угрозах ускорения инфляции эксперт не разделяет: «Как это будет влиять на инфляцию? Косвенным образом, чисто экономически, такой эффект (ускорение, — прим. ред.) может произойти. Но не факт, что при дефиците сразу начнут увеличивать заработную плату. Здесь я такой проблемы не вижу, по крайней мере для врачей и педагогов. Для айтишников — возможно».

С ним согласен замдиректора Центра перспективных экономических исследований РТ Михаил Савеличев. Проблема в этом случае преувеличена, есть гораздо более серьезные источники инфляции, чем зарплаты в нескольких отраслях, говорит он. Савеличев отмечает, что речь идет о тех отраслях, где зарплаты традиционно ниже средних по экономике. Как раз неконкурентными зарплатами и создается дефицит учителей, врачей и ученых.

Главное же, почему опасения по инфляции не оправданы — то, что уровень оплаты труда вряд ли существенно увеличится. «Я не вижу, за счет чего там вырастут зарплаты. Это секторы, которые, как правило, финансируются государством», — говорит эксперт.

СМИ узнали о негативных последствиях роста зарплат для экономики России :: Экономика :: РБК

Банк России (ЦБ) выразил обеспокоенность нехваткой кадров в сферах здравоохранения, образования, науки, техники и IT, а также высококвалифицированных рабочих. Об этом газете «Известия» сообщили в пресс-службе ЦБ со ссылкой на данные Роструда.

Дефицит трудовых ресурсов может иметь два негативных эффекта для инфляции и показателей экономической активности. Прямой — это опережающий рост заработных плат относительно производительности труда. Косвенный эффект — это снижение потенциала роста производства в силу отсутствия возможности привлечь нужные кадры, заявили в пресс-службе ЦБ.

Как сообщил газете аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов, инфляция может прибавить 0,5 п.п. из-за роста зарплат, опережающего производительность труда. «Инфляция при прочих равных разгоняется, когда экономическая активность превышает свой потенциальный уровень. Реальные зарплаты должны расти темпами, которые соответствуют темпам роста производительности труда», — сказал Мурашов. Он отметил, что рост зарплаты быстрее роста цен и отсутствие роста производительности труда приводят к «проинфляционным последствиям».​

По информации Росстата, с 2009 года производительность труда в России растет примерно в два раза медленнее, чем зарплата россиян. Однако в 2015 году зарплаты граждан сократились на 9,1%, а производительность труда — на 2,2%.

«В течение ближайших лет рост зарплат, опережающий производительность труда, может стать фундаментальным фактором, который будет обеспечивать нам более высокий уровень инфляции», — подчеркнул аналитик Райффайзенбанка.

По словам замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерия Миронова, экономика теряет в росте около 1 п.п. из-за нехватки кадров. «Слишком низкие темпы роста производительности труда против слишком высоких темпов роста зарплат существенно бьют по экономике», — считает Миронов.

Как сообщили газете в Минэкономразвития, рынок труда в России находится на грани дефицита, вместе с тем безработица в стране занимает крайне низкий уровень. Также зарплаты россиян во втором квартале 2017 года выросли на 3,1%.

Кризис-копилка

Банк России (ЦБ) выразил обеспокоенность нехваткой кадров в сферах здравоохранения, образования, науки, техники и IT, а также высококвалифицированных рабочих. Об этом газете «Известия» сообщили в пресс-службе ЦБ со ссылкой на данные Роструда.

Дефицит трудовых ресурсов может иметь два негативных эффекта для инфляции и показателей экономической активности. Прямой — это опережающий рост заработных плат относительно производительности труда. Косвенный эффект — это снижение потенциала роста производства в силу отсутствия возможности привлечь нужные кадры, заявили в пресс-службе ЦБ.

Как сообщил газете аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов, инфляция может прибавить 0,5 п.п. из-за роста зарплат, опережающего производительность труда. «Инфляция при прочих равных разгоняется, когда экономическая активность превышает свой потенциальный уровень. Реальные зарплаты должны расти темпами, которые соответствуют темпам роста производительности труда», — сказал Мурашов. Он отметил, что рост зарплаты быстрее роста цен и отсутствие роста производительности труда приводят к «проинфляционным последствиям».​

По информации Росстата, с 2009 года производительность труда в России растет примерно в два раза медленнее, чем зарплата россиян. Однако в 2015 году зарплаты граждан сократились на 9,1%, а производительность труда — на 2,2%.

«В течение ближайших лет рост зарплат, опережающий производительность труда, может стать фундаментальным фактором, который будет обеспечивать нам более высокий уровень инфляции», — подчеркнул аналитик Райффайзенбанка.

По словам замдиректора Центра развития НИУ ВШЭ Валерия Миронова, экономика теряет в росте около 1 п.п. из-за нехватки кадров. «Слишком низкие темпы роста производительности труда против слишком высоких темпов роста зарплат существенно бьют по экономике», — считает Миронов.

Как сообщили газете в Минэкономразвития, рынок труда в России находится на грани дефицита, вместе с тем безработица в стране занимает крайне низкий уровень. Также зарплаты россиян во втором квартале 2017 года выросли на 3,1%.

Комментарий Анатолия Несмияна

Как принято говорить, в этом сообщении прекрасно всё. Правда, есть несколько вопросов.

Первый: способен ли понять ЦБ, что нехватка квалифицированных кадров и нищенская оплата труда — две неразрывно связанные величины? Так не бывает, чтобы профессионал и специалист высокого уровня согласился бы работать за еду. То есть, его можно довести до такого скотского состояния — факт. Но в таком случае и работать он будет, как и положено рабу — наплевательски и непрофессионально. И другого не бывает.

Второе: о какой производительности труда можно говорить в стране, убивающей свое станкостроение и высокотехнологичные отрасли? Чем, простите, повышать производительность труда, если нет технологий, нет индустрии, а есть деградирующие средневековые промыслы? Для промыслов у нас как раз производительность очень даже ничего. А когда перейдем на каменные топоры и кресала — то вообще ого-го. И хитрость здесь в том, что как раз политика монетарных властей привела к тому, что производство убито: нет кредитов — нет производства. И не будет, нужно отметить.

Очевидно, что такой уровень понимания проблемы у людей, формирующих политику страны, автоматически генерирует нашу отсталость, нищету и деградацию. Зато на могильной плите страны руководство Центробанка выведет недрогнувшей рукой — инфляция побеждена. Какая у покойника инфляция?

Причины кризиса кризис в России 2017, Несмиян о кризисе, рост зарплат


Смотрите также