Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты


Системы пожарной безопасности объекта

В этой статье мы разберемся в вопросе: какие средства относятся к системам пожарной безопасности объекта? В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы меры пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. К системам пожарной безопасности объекта относятся:

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» системы пожарной безопасности объекта — это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами.

  1. Средства обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны в  т. ч. лифты для транспортирования подразделений пожарной охраны;
  2. Системы обнаружения пожара;
  3. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  4. Системы аварийного освещения на путях эвакуации;
  5. Системы аварийной вентиляции и противодымной защиты;
  6. Системы автоматического пожаротушения;
  7. Системы внутреннего противопожарного водопровода;
  8. Системы противопожарной защиты (например)
    1. устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
    2. устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
    3. отключение электропитания потребителей.

Система обнаружения пожара предназначена для раннего обнаружения факторов пожара, обработки и передачи оперативной информации на диспетчерский пост, обеспечивающий круглосуточное наблюдение за состоянием системы за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации.

Системы коллективной защиты предназначены обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия опасных факторов пожара, времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону.

Огнезащита предназначена для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций. Системы противодымной защиты предназначены для предотвращения или ограничения опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами.

Установки пожаротушения предназначены для эффективной защиты помещений путем обнаружения и ликвидации очага пожара.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Автоматические установки пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» системы пожарной безопасности объекта — это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Системы пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Похожее

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. (Лекция 1.6.3) - презентация, доклад, проект

Слайд 1Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 24). Раздел 1: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 1.6.: «Система обеспечения пожарной безопасности». Вопрос 3: Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. 3.1. Положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 3.2. Положения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Слайд 2Описание слайда:

Кафедра № 24. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 3Слайд 4Слайд 5Описание слайда:

Генерал-полковник Кириллов Г.Н. Содержание Федерального закона от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 6Описание слайда:

Генерал-лейтенант внутренней службы Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 7Описание слайда:

Генерал-лейтенант внутренней службы Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 8Описание слайда:

Генерал-лейтенант Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 9Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 10Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 11Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 12Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 13Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 14Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 15Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 16Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 17Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 18Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 19Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 20Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 21Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 22Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 23Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 24Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 25Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 26Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 27Слайд 28Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 29Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 30Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 31Описание слайда:

Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 32Описание слайда:

Генерал-полковник Кириллов Г.Н. Содержание Федерального закона от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Слайд 33Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 34Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 35Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 36Описание слайда:

«Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 37Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 38Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 39Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 40Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 41Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 42Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 43Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 44Описание слайда:

Кафедра № 25. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 45Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 19 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 46Описание слайда:

Каф.№25. К ст. 20 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 47Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 48Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 49Описание слайда:

Каф.№25. К ст.22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 50Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 51Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 52Описание слайда:

Кафедра № 25. К ст. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03)

Слайд 53Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 54Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 55Описание слайда:

Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности».

Слайд 56Слайд 57Слайд 58Слайд 59Слайд 60Описание слайда:

Заключение по оценке рисков: Заключение по оценке рисков: о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны и/или защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающего (подтверждающего) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций.

Слайд 61Слайд 62Слайд 63Слайд 64Описание слайда:

1. Экономическое стимулирование органами власти организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков; 2. Установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов; 3. Особый порядок осуществления государственного пожарного надзора.

Слайд 65Описание слайда:

Выписка из Административного регламента Пункт 25. При планировании мероприятий по надзору учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области ПБ на объектах надзора, выполненной уполномоченной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются. Пункт 43. Внеплановое мероприятие по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований ПБ … осуществляется в течение месяца.

Слайд 66Слайд 67

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. (Лекция 1.6.3) - презентация онлайн

Кафедра пожарной безопасности (№ 24). Раздел 1: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 1.6.: «Система обеспечения пожарной безопасности». Вопрос 3: Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. 3.1. Положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 3.2. Положения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).Структура Технического регламента о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Технический регламент Технический регламент о требованиях пожарной безопасности о требованиях пожарной безопасности Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации 4 июля 2008 года 11 июля 2008 года Москва-2008 Москва-2008 ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ РЕГЛАМЕНТ ОО ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ О ТРЕБОВАНИЯХ ТРЕБОВАНИЯХ О ПОЖАРНОЙ ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ РАЗДЕЛ VI. РАЗДЕЛ I.РАЗДЕЛ II. III. ТРЕБОВАНИЯ IV.V. VII. VIII. ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ ОЦЕНКА ПРИНЦИПЫ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ СООТВЕТСТВИЯ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ПРИ ПРИ ЗАЩИТЫ ККК ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИИ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПРОЕКТИРОВАНИИ, ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПРОДУКЦИИ (ПРОДУКЦИИ) Приложение ТЕХНИКЕ ОБЩЕГО Таблицы СТРОИТЕЛЬСТВЕ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТАМ НАЗНАЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОЖАРНОЙ ЗДАНИЙ, ПОСЕЛЕНИЙ СООРУЖЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИИ ГОРОДСКИХ СТРОЕНИЙ ОКРУГОВКафедра пожарной безопасности (№ 24). Раздел 1: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 1.6.: «Система обеспечения пожарной безопасности». Состав системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты Система предотвращения пожара Система противопожарной защиты комплекс организационнотехнических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности Из статьи 5 «Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: 1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. 2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. 3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. 4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».Кафедра пожарной безопасности (№ 24). Раздел 1: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 1.6.: «Система обеспечения пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты Система предотвращения пожара Способы исключения условий образования горючей среды Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания Система противопожарной защиты Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара комплекс организационнотехнических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности . Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара Пути эвакуации людей при пожаре Автоматические установки . Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре пожаротушения Противопожарное Система противодымной Первичные меры защиты пожарной безопасности водоснабжения Требования к декларации пожарной безопасностиГенерал-полковник Кириллов Г.Н. Содержание Федерального закона от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Достоинства технического регламента: а) практически не представляет каких-либо новых технических требований; б) не ужесточает требования предыдущих норм, за исключением: детских учреждений, объектов социальной защиты и здравоохранения; в) повышает статус многих положений на уровень федерального закона. Документы, содержащие технические требования пожарной безопасности после 1 мая 2009 г. до 1 мая 2009 г. Конституция Российской Федерации и ФКЗ Федеральные законы Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Указы Президента Российской Федерации Стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Постановления Правительства Российской Федерации Правила Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Нормативные документы уполномоченных государственных органов Своды правил и национальные стандартыГенерал-лейтенант внутренней службы Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 1. Потребность принятия технического регламента 1.1. Обеспечение прав граждан Потребность принятия Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: необходимость реализации положений Конституции Российской Федерации, касающихся положений об обеспечении прав граждан (права граждан могут ограничиваться только в силу того или иного федерального закона), т.к. требования пожарной безопасности в той или иной степени ограничивают права граждан (например, соблюдение противопожарных расстояний, отделка путей эвакуации пожаробезопасными материалами и т.д.).Генерал-лейтенант внутренней службы Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 1.2. Корректировка требований пожарной безопасности А НПБ у нас не применяются, мы их не можем отменить из-за того, что нет организации, которая их утверждала, а мы не являемся правопреемником УГПС. НПБ применяются в силу непротиворечия техническому регламенту. С введением в действие технического регламента из практики исключено применение отживших, избыточных противопожарных требований. Положения регламента приведены в соответствие с имеющимися научнотехническими знаниями в области обеспечения пожарной безопасности. Имеются инновации, но они носят в основном организационный и процедурный характер. Нормы пожарной безопасности Требования пожарной безопасности Отжившие, избыточные противопожарные требования Новые научно-технические знания Инновации организационного, процедурного и иного характераГенерал-лейтенант Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 2. Новая система определения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности 2.1. Инновации технического регламента Старая система (до 1.05.2009 г.) Первое - порядок применения статьи 6 «Условия выполнения требований соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности пожарной безопасности» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о Выполнение Расчет требований требованиях пожарной безопасности». пожарного ППБ и других или риска Объект защиты соответствует требованиям нормативных пожарной безопасности если выполнены все документов требования технических регламентов и произведен Новая система (с 1.05.2009 г.) соответствующий расчет пожарного риска, т.е. выполнения требований должны быть выполнены одновременно два пожарной безопасности условия: 1) в полном объеме выполнены требования Выполнение требований пожарной безопасности, установленные технических регламентов Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Выполнение требований 2) пожарный риск не превышает допустимых Расчет Сводов правил или значений, установленных Федеральным законом от пожарного и риска 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о национальных стандартов требованиях пожарной безопасности». +Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 2.2. Включение технического регламента в систему определения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности Старая система (до 1.05.2009 г.) выполнения требований пожарной безопасности Выполнение требований ППБ и других нормативных документов или Расчет пожарного риска Новая система (с 1.05.2009 г.) выполнения требований пожарной безопасности Выполнение требований технических регламентов + Расчет пожарного риска или Выполнение требований Сводов правил и национальных стандартов Первое требование - в полном объемы выполнены требования в области пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятым и теми, которые будут приниматься в последствии – по тем или иным отраслям экономики (те моменты, которые содержат требования пожарной безопасности в этих регламентах). На сегодняшний день есть только один технический регламент как Федеральный закон, поэтому все только его положения должны выполняться в полном объеме и посчитан пожарный риск, тогда объект считается соответствующим требованиям пожарной безопасности. Раньше в Правилах пожарной безопасности было сказано, что должны быть выполнены требования нормативных документов в области пожарной безопасности, Правил пожарной безопасности или можно их не выполнять, а считать пожарные риски. Сегодня технический регламент установил принципиально другое положение: в любом случае должны быть выполнены положения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и посчитан пожарный риск.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 2.2.1. Первое условие подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности – расчет пожарного риска Новая система (с 1.05.2009 г.) выполнения требований пожарной безопасности Выполнение требований технических регламентов: обеспечение достижения указанных параметров + выбор собственником самостоятельно Расчет пожарного риска или Выполнение требований Сводов правил и национальных стандартов Первое условие. Ряд статей Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает требования пожарной безопасности: к системам оповещения, системам пожарной сигнализации, системам пожаротушения и т.д. Эти статьи приводят конечные параметры этих систем, т.е. что должна обеспечить эта система. А способы достижения параметров (показателей), указанных в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», собственник сам может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведенного расчета пожарных рисков. Это принципиально новое положение. Таким образом: а) государство отходит от жесткого нормирования принимаемых решений; б) собственник сам принимает решения и подтверждает соответствующим расчетом.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 2.2.2. Второе условие подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности – выполнение норм рекомендуемых сводов правил и национальных стандартов Новая система (с 1.05.2009 г.) выполнения требований пожарной безопасности Выполнение требований технических регламентов: обеспечение достижения указанных параметров + выбор собственником самостоятельно Расчет пожарного риска или Выполнение требований сводов правил и национальных стандартов Второе условие. Законодатель предусмотрел и альтернативное решение. Это: доказательство того, что требования Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» выполнены, будут являться выполнением рекомендуемых сводов правил и национальных стандартов. Национальный стандарт Национальный Свод правил Национальный стандарт стандартГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 2.3. Положения части третьей статьи 6 технического регламента о доказательстве выполнения требований пожарной безопасности Новая система (с 1.05.2009 г.) выполнения требований пожарной безопасности Выполнение требований технических регламентов: обеспечение достижения указанных параметров + выбор собственником самостоятельно Расчет пожарного риска или Выполнение требований Сводов правил и национальных стандартов Таким образом, доказательством того, что выполнены положения (требования) Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», служат 2 момента: или первое – расчет пожарного риска, где собственник доказывает, что все выполнено; или второе – выполнение требований рекомендательных сводов правил и национальных стандартов. Это очень важное и принципиальное положение. Поэтому законодатель ввел часть третью статьи 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности», где сказано, что «при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расчет пожарного риска не требуется».Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 3. Разработка декларации о пожарной безопасности Доказательство соответствия требованиям промышленной безопасности Декларация промышленной безопасности Декларация ____________________________ промышленной ____________________________ ____________________________ безопасности ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ Подготовка собственника к эксплуатации пожароопасного объекта Декларация пожарной Декларация безопасности пожарной безопасности ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ 3.1 Норма, требующая разработку декларации пожарной безопасности Разработка декларации пожарной безопасности как «новация» установлена положениями статьи 64 «Требования к декларации пожарной безопасности» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», воспринимаемой в контексте всего закона. 3.2. Сравнение декларации промышленной безопасности и декларации пожарной безопасности Декларация промышленной безопасности доказывает, что объект соответствует требованиям промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности носит другой характер, т.к. основная цель декларации пожарной безопасности: подготовить собственника к эксплуатации пожароопасного объекта, чтобы люди, которые находятся на объекте, были защищены. Собственник должен знать, какие требования он должен выполнять для пожаробезопасной эксплуатации объекта.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4. Заполнение декларации пожарной безопасности Технический Федеральный регламент закон о требованиях от 22 июля пожарной 2008 г. безопасности № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» _________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ ____________________ Приказ МЧС России Приказ МЧС России от№ 24.02.2009 г. 91 № 91 Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности _________________________ __________________________ __________________________ __________________________ ______________________ Приложение 1 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 Зарегистрирована _____________________________________ _____________________________________ «___» ___________ 20__ г. Регистрационный № ___ ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 4.1. Документы определяющие порядок заполнения декларации пожарной безопасности В приказе МЧС России от 24 февраля 2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (зарегистрирован в Минюсте России) освещен вопрос о порядке заполнения декларации пожарной безопасности. В декларации пожарной безопасности указывается перечень конкретных требований, которые подлежат выполнению на том или ином объекте. Собственник самостоятельно заполняет эту декларацию.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4.2. Сведения, указываемые собственником при заполнении декларации пожарной безопасности Федеральный закон Технический регламент от 22 июля 2008 г. о требованиях пожарной № 123-ФЗ «Технический безопасности регламент о требованиях Федеральный закон Технический регламент от 22 июля 2008 г. о требованиях пожарной № 123-ФЗ «Технический безопасности регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарной безопасности» статья 6 статья 64 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности» «Требования к декларации пожарной безопасности» Приложение 1 Приложение 1 к приказу МЧС России к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 от 24.02.2009 г. № 91 Зарегистрирована Зарегистрирована ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх «___» ___________ 20__ г. «___» ___________ 20__ г. Регистрационный № ___ Регистрационный № ___ ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Технические решения и расчет пожарного риска__ ________________________________ или ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Перечень мероприятий из пунктов сводов правил и национальных __ стандартов Собственник заполняет декларацию, согласно требований статьи 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности» и статьи 64 «Требования к декларации пожарной безопасности» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые взаимоувязаны. В декларации собственник одним из двух способов указывает мероприятия, которые он выполнил для достижения параметров, установленых Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: 1) приводит технические решения, которые он принял и прикладывает к нему расчеты пожарного риска - считается, что декларация заполнена; 2) если он избрал альтернативный путь, то он расчеты не прикладывает, а указывает перечень тех мероприятий из пунктов правил, которые выполняет, эксплуатируя тот или иной объект.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4.3. Указание в декларации пожарной безопасности оценки ущерба третьим лицам ПОЛИС ДОБРОВОЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ «00»_ххххх_20__ г. Серия 0000 № _00000_ ______________________________________ По настоящему полису ________________ ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Важным моментом является оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. Этот важный момент дальнейшего развития по техническому регламенту не получил, а гласит следующее: «возможный ущерб при возникновении пожара третьим лицам можно определить договором страхования гражданской ответственности», т.е. он должен приложить реквизиты полиса, где он застраховал свою ответственность перед третьими лицами, т.е. в рамках добровольного страхования ответственности.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 1.6. Уведомительный характер декларации пожарной безопасности Собственная доказательная база собственника Заполнение декларации Приложение 1 Приложение 1 к приказу МЧС России к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 от 24.02.2009 г. № 91 Зарегистрирована Зарегистрирована ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх «___» ___________ 20__ г. «___» ___________ 20__ г. Регистрационный № ___ Регистрационный № ___ ДЕКЛАРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Технические решения и расчет пожарного риска__ ________________________________ или Перечень мероприятий из пунктов сводов правил и национальных __ стандартов Уведомление Органы ГПН Регистрация декларации Также, он может, на основании собственной доказательной базы, привести такие сведения в декларации. Каких либо других документов (как он вычислил размер возможного ущерба, по каким методикам он руководствовался, из чего он исходил…) законодатель в обязанность собственника, представлять их в какиелибо органы, не определил. Таким образом, то, что представил собственник, то органы ГПН в составе декларации должны принять и декларацию зарегистрировать. Никаких дополнительных документов ГПН не в праве требовать с собственника. Декларация подается в уведомительном порядке, т.е. он нас уведомляет, что он на таком-то объекте выполняет такие-то и такие-то требования пожарной безопасности.Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4.5. Время заполнения декларации пожарной безопасности Объекты, функционировавшиеся до 1 мая 2009 г. до 1 мая 2010 г. Время заполнения декларации является важным моментом. Декларация должна быть заполнена перед сдачей объекта в эксплуатацию. Это касается для строящихся объектов. Для объектов, которые уже на сегодня функционируют, декларация должна быть заполнена до 1 мая 2010 года, т.е. в течение года после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Объекты, сдающиеся в эксплуатацию после 1 мая 2009 г. перед сдачей объекта в эксплуатациюГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 4.6. Особенности заполнения декларации пожарной безопасности на существующие построенные здания Объекты, функционировавшиеся до 1 мая 2009 г. Часть четвертая статьи 4 «Техническое регулирование в области пожарной безопасности» говорит, что на существующие построенные здания, новые требования технического регламента не распространяются. Статья 151 «Заключительные положения» говорит, что действуют все нормы и правила, которые приняты федеральной исполнительной властью в области пожарной безопасности, не противоречащее требованиям технического регламента. Поэтому, собственник должен указать, какие требования он выполняет ранее действовавших нормативных документов в области пожарной безопасности. Приложение 1 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 Зарегистрирована хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх «___» ___________ 20__ г. Регистрационный № ___ ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Перечень мероприятий из пунктов ранее действовавших нормативных документов Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 Национальный стандарт Инструкции ГОСТы НПБ ППБ и иные документы в области пожарной безопасностиГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 5. Лица, заполняющие декларацию пожарной безопасности Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» состав лиц, заполняющих декларацию пожарной безопасности, не регламентируется. Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует: любой человек может пригласить любого человека для выполнения той или иной услуги стороннюю организацию или физическое лицо. Это не возбраняется, но надо иметь в виду, что основная цель декларации – подготовить собственника к эксплуатации того или иного объекта. Федеральный Технический закон от 22регламент июля 2008о г. требованиях № 123-ФЗ пожарной «Технический безопасности регламент о требованиях пожарной безопасности» ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ____________ Гражданский Гражданский кодекс Российской Российской Федерации Федерации ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ _________ Приложение 1 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 Зарегистрирована хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх Собственник лично или Сторонняя организация или Физическое лицо «___» ___________ 20__ г. Регистрационный № ___ ДЕКЛАРАЦИЯ Заполнение декларации ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Перечень мероприятий из пунктов сводов правил и национальных __ стандартовГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 6. Формы подтверждения соответствия требованиям технического регламента 1.6. Перечень форм подтверждения соответствия 1) аккредитация объекты защиты (продукция) 2) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) 3) государственный пожарный надзор 4) декларирование пожарной безопасности организации, осуществляющие подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, 5) исследования (испытания) 6) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) 7) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности 8) производственный контроль 9) экспертизаГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 6.2. Особенности применения оценки пожарного риска и независимой оценки пожарного риска «Оценка пожарного риска» - это проведение соответствующих расчетов и доказательство с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем значениям, которые установлены техническим регламентом. «Независимая оценка пожарного риска» (НОР)- это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС России организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Приказ МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607 «Об утверждении Порядка добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» определяет порядок аккредитации этих организаций и процедуры, которые она должна выполнять по НОР. Методики расчета пожарного риска Расчет пожарного риска Приказ МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607 Независимая оценка пожарного риска Приказ МЧС России № 517 Доказательство соответствия риска требованиям технического регламентаГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 6.3. Порядок учета сведений о проведении независимой оценки пожарного риска Приказ МЧС России № 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности» утвердил Административный регламент в области осуществления ГПН и в пункте 25 установил, что на объектах, где проведена НОР, органы ГПН мероприятия контроля не планируют: «При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются». Приказ МЧС России от 20 ноября 2007 г. № 607 Приказ МЧС России № 517 Независимая оценка пожарного риска Мероприятия органов ГПН по надзору в отношении объектов надзораГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 7. Формы аккредитации организаций, выполняющих работы по независимой оценке рисков Аккредитация будет осуществляться по трем направлениям деятельности (трем формам): первая форма аккредитации - выполнение работ по соответствию объектов требованиям пожарной безопасности традиционным способом, т.е. в форме проведения обследования объекта, нахождения отступлений от требований пожарной безопасности, которые существуют, и разработка плана мероприятий по устранению выявленных недостатков; вторая форма аккредитации - аккредитация организаций, которые могут выполнять расчеты пожарного риска; третья форма аккредитации – аккредитация и на первый и на второй виды деятельности, т.е. и на проведение расчетов и на проведение индивидуальных проверок. Постановление Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации Приказ МЧС России № 607 1 2 3 работы по определению соответствия объектов требованиям пожарной безопасности (в форме проведения обследования объекта, нахождения отступлений от требований пожарной безопасности, которые существуют, разработки плана мероприятий по устранению выявленных недостатков) работы по расчету пожарного риска работы по обоим видам деятельности (проведение расчетов и проведение индивидуальных проверок)Генерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8. Соответствие требованиям размещения подразделений пожарной охраны В статье 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» четко сказано «Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут». Это: 1) не регламентация времени прибытия существующих пожарных подразделений; 2) регламентация размещения подразделений пожарной охраны так, чтобы к месту пожара в городах они прибыли в течение 10 минут, в сельских поселениях – 20 минут. Suburban Home Suburban Home Park Park Suburban Home Suburban Home Park Park Suburban Home Suburban Home Park ParkГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8.1. Повышение пропускной способности подъездных путей Suburban Home Suburban Home Park Suburban Home Park Suburban Home Park Suburban Home Park Suburban Home Park Park В статье 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» : 1) не регламентация времени прибытия существующих пожарных подразделений; 2) регламентация размещения подразделений пожарной охраны так, чтобы к месту пожара в городах они прибыли в течение 10 минут, в сельских поселениях – 20 минут. Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home8.2. Устранение препятствий на подъездных путях Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home В генеральные планы городов должны быть включены вопросы устройства и размещения пожарных депо с плотностью, которую требует технический регламент. Suburban Home Suburban HomeГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8.3. Строительство новых пожарных депо «Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут». Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Building 1 Motel Building 1 Building 1 Motel Building 1 Condos Warehouse Motel Building 1 Motel Building 1 Building 1 Building 1 Suburban Home Warehouse Condos Suburban Home Suburban Home Warehouse Suburban HomeГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8.4. Своевременный ремонт и обслуживание подъездных путей Suburban Home Suburban Home Park Suburban Home Park Suburban Home Suburban Home Park Suburban Home Park Park В статье 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах» : 1) не регламентация времени прибытия существующих пожарных подразделений; 2) регламентация размещения подразделений пожарной охраны так, чтобы к месту пожара в городах они прибыли в течение 10 минут, в сельских поселениях – 20 минут. Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban HomeГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8.5. Требования к генпланам застройки городов по развитию сети пожарных депо Пользуясь утвержденным в министерстве сводом правил надо жестко потребовать или рекомендовать чтобы в генеральные планы городов были включены вопросы устройства и размещения пожарных депо с той плотностью, которую требует технический регламент. Положительным является повышение уровня выполнения технического регламента, т.е. обеспечение запаса мер по выполнению. Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Motel 3-3,8 км Motel Motel Building 1 Building 1 Motel Building 1 Building 1 Condos Warehouse Motel Building 1 Motel Building 1 Building 1 3-3,8 км Building 1 Suburban Home Suburban Home не превышать 10 минут Suburban Home Warehouse Suburban Home Warehouse CondosГенерал-майор Дешевых Ю.И. Содержание Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 8.6. Требования к размещению пожарных депо для сельских поселений Руководителям городских поселений дается выбор: совершенствовать дороги, чтобы быстрее добиралась пожарная охрана, или строить пожарные депо, чтобы обеспечить норматив. Т.е. есть альтернатива, а не жесткое требование. Как достичь выполнения требования технического регламента – дело руководителя городского хозяйства. не превышать 10 минут Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Motel Motel Motel Motel Motel Building 1 Motel Building 1 Motel Motel Building 1 Building 1 Building 1 Building 1 Condos Motel Building 1 Building 1 Motel Building 1 Warehouse Motel Motel Building 1 Building 1 Building 1 Motel Building 1 Motel Building 1 Building 1 Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Suburban Home Warehouse Suburban Home Suburban Home Warehouse CondosГенерал-полковник Кириллов Г.Н. Содержание Федерального закона от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Достоинства технического регламента: а) практически не представляет каких-либо новых технических требований; б) не ужесточает требования предыдущих норм, за исключением: детских учреждений, объектов социальной защиты и здравоохранения; в) повышает статус многих положений на уровень федерального закона. Документы, содержащие технические требования пожарной безопасности после 1 мая 2009 г. до 1 мая 2009 г. Конституция Российской Федерации и ФКЗ Федеральные законы Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Указы Президента Российской Федерации Стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Постановления Правительства Российской Федерации Правила Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Нормативные документы уполномоченных государственных органов Своды правил и национальные стандартыКафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». Вопрос 3: Функционирование системы обеспечения пожарной безопасности на объекте 3.1. Предупреждение пожаров на объекте. 3.2. Организация пожарной охраны объекта 3.3. Мероприятия с персоналомКафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». 3.1. Предупреждение пожаров на объекте. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». Все главы ППБ ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ВВРОССИЙСКОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ППБ-01-03 ППБ-01-03 Москва-2003 Москва-2003 ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ В БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ В БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ ВФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ВВРОССИЙСКОЙ ВРОССИЙСКОЙ РОССИЙСКОЙ В ВРОССИЙСКОЙ РОССИЙСКОЙ ВФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ВФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ В ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЦИИ Приложение 4 V.I.Детские Общие VI. КультурноVII. дошкольные Приложение Приложение Объекты №1 №2 3 XII. Транспортирование Приложение II. Населенные IV.требования Научные III.просветительные учреждения Здания Требования торговли Справочное учреждения для к взрывопожароопасных IX. VIII. Промышленные X. XIV. XVI. Определение XVII. XIII. Лечебные Наряд-допуск Объекты СтроительноАвтозаправочные Объекты Общие требования и пункты и проживания и инструкциям Требования людей зрелищные учебные пожарной отранспорта мерах пожароопасных XI. сельскохозяйственного необходимого учреждения Объекты на предприятия XV. пожарной выполнение монтажные хранения Пожароопасные комплексы количества со веществ безопасности работ и и в пожарной заведения учреждения безопасности безопасности реставрационные повышенной первичных стационаром производства материалов культовых и работы станции средств опасности сооружениях работы по совместному хранению пожаротушения веществ и материалов«Кафедра пожарной безопасности (№ 25). органы управления и подразделения пожарной охраны непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники пожарной охраны строго по назначению. обеспечивать предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. создавать и содержать требований пожарной безопасности обеспечивать своевременное выполнение Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». Собственники щества иму- Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом: а) руководители заций; б) должностные организаций; органи- лица в) лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 13. Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. 14. Правила применения на территории организаций открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения временных пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности. ПРАВИЛА применения открытого огня на территории организации ПРАВИЛА проезда транспорта на территории организации ПРАВИЛА курения на территории организации ПРАВИЛА проведения временных пожароопасных работ на территории организацииМеста и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Уборка горючих отходов и пыли Место для курения хранение промасленной спецодежды Место для мусора обесточивание электрооборудования Противопожарный режим организацииКафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования. В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы: порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ; порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов; места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ; порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды; предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв; обязанности и действия работников при пожаре, в том числе: правила вызова пожарной охраны; порядок аварийной остановки технологического оборудования; порядок отключения вентиляции и электрооборудования; правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики; порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей; порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).Объекты с ночным пребыванием людей Инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. Building 1 Building 1 Suburban HomeОбъекты с ночным пребыванием людей Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте. Building 1 Building 1Объекты с ночным пребыванием людей (детские сады) Building 1 Building 1 Suburban Home Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.Объекты с ночным пребыванием людей (школы-интернаты) Building 1 Building 1 Suburban Home Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время.Объекты с ночным пребыванием людей (больницы и т.п.) Building 1 Building 1 Suburban Home Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 19. Устроители мероприятий с массовым участием людей (вечера, дискотеки, торжества вокруг новогодней елки, представления и т. п.), должны перед началом этих мероприятий тщательно осмотреть помещения и убедиться в их полной готовности в противопожарном отношении.Обязанности руководителей организаций, на территории которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества Данные подразделениям пожарной охраны Новогодняя пиротехника I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 20. Руководители организаций, на территории которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества, должны сообщать подразделениям пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийноспасательных работ на этих предприятиях.Требования к территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний Очищать от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Suburban Home Suburban Home $$$ $$$ Suburba Suburban Home I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 21. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.Требования к территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний Очищать от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Suburban Home Suburban Home $$$ $$$ Suburba Suburban Home I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 21. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.Требования к использованию противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования Не разрешается! Не разрешается! Не разрешается! Food Mart Convenience Store I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 22. Противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями, штабелями леса, пиломатериалов, других материалов и оборудования не разрешается использовать под складирование материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений.Требования к дорогам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам 5 ПГ-5. К-180 8 40 I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 23. Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.Требования к наружному освещению в темное время суток Пожарный водоем Наружное освещение Наружные пожарные лестницы, место расположения пожарного инвентаря и входы в здание Пожарный гидрант I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 27. Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (продолжение) 27 (продолжение). Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». Установки пожаротушения 1) по конструктивному исполнению 3) по способу тушения 5) по инерционности спринклерные объемные сверхбыстродействующие дренчерные по площади агрегатные локальные быстродействующие или малой инерционности модульные 2) по виду огнетушащего вещества 4) по способу пуска средней инерционности повышенной инерционности ручные 6) по продолжительности подачи средств тушения водяные автоматические пенные с электроприводом газовые с гидроприводом аэрозольные с пневмоприводом порошковые с механич. приводом средней длительности действия паровые с комбинир.приводом длительного действия импульсного действия кратковременного действияКафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». 3.2. Организация пожарной охраны объекта 2.1. На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению. 2.1.1. Организация предупреждения пожаров включает в себя: контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности; разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности. 2.1.2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке. 2.2. Тушение пожаров пожарной охраной предприятия, не оснащенной мобильной пожарной техникой в соответствии с настоящими нормами, осуществляется имеющимися на предприятии средствами пожаротушения. 2.3. Для решения возложенных на пожарную охрану предприятия задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе: положение о пожарной охране предприятия, согласованное с ГПС; должностные инструкции личного состава пожарной охраны; график дежурства личного состава пожарной охраны; схемы, планы расположения на предприятии участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия; перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации; расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны; документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами предприятия и подразделениями гарнизона пожарной охраны.Кафедра пожарной безопасности (№ 25). Раздел 8: «Организационно-управленческие аспекты пожарной безопасности». Лекция 8.22: «Система обеспечения пожарной безопасности». 3.3. Мероприятия с персоналом ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – целенаправленная деятельность учреждений и должностных лиц по организации и обеспечению изучения гражданами требований пожарной безопасности, в т. ч. мер по предупреждению пожаров, организации их тушения: действий по спасанию жизни людей и имущества при возникновении пожаров. Обучение населения мерам пожарной безопасности – одна из функций системы обеспечения пожарной безопасности. ОБУЧЕНИЕ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ направлено на 4 основные группы населения.3.3. Принципы организации независимой оценки рисков и взаимодействие. 3.3.1. Роль и место системы независимой оценки рисков. Цель: Повышение уровня защищенности населения, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; Решаемые задачи: Снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в результате вывода их из сферы обслуживания государственных надзорных органов; Освобождение органов пожарного надзора от проведение контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объекты с массовым пребыванием людей, потенциально опасные и социально-значимые объекты; Учет результатов оценки рисков при назначении сумм страховых сборов и их дифференсация в зависимости от уровня защищенности объекта; Обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.;3.3.2. ВИДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ 1. Обязательная оценка рисков для отдельных групп объектов (продукции), определенных в соответствующих законодательных актах. 2. Добровольная оценка рисков для неограниченной группы объектов (продукции). 133.3.3. Принципы создания и функционирования независимой оценки рисков Добровольность; Открытость системы для участия различных организаций, заинтересованных в результатах проведения оценки рисков, признающих и выполняющих процедуры такой оценки и порядок аккредитации экспертных организаций; Аккредитация МЧС России экспертных организаций и учебных центров на предмет их компетентности выполнять работы в области оценки рисков; Независимость экспертных организаций и экспертов от объектов, на которых проводится оценка рисков; Проведение оценки рисков на всех стадиях жизненного цикла различных объектов (проектирование, строительство эксплуатация и утилизация); Признание органами надзора МЧС России результатов работ по оценке рисков и невключение в планы мероприятий по надзору объектов, на которых проведена такая оценка.3.3.4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ 1. Концепция административной реформы в России в 20062008 годах, утвержденная Распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р; 2. Концепция создания независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, одобренная Правительством России от 17 апреля 2007 г. СН-П4-1606; 3. Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы МЧС России». 1Заключение по оценке рисков: о соответствии (несоответствии) объекта защиты установленным законодательными и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации требованиям в области гражданской обороны и/или защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или обеспечения пожарной безопасности, либо обосновывающего (подтверждающего) приемлемый (неприемлемый) уровень риска для жизни, здоровья людей, имущества при эксплуатации объекта защиты вследствие возможного воздействия на них опасных факторов пожаров, чрезвычайных ситуаций. 53.3.5. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ 1. Заказчики независимой оценки рисков, в том числе страховые и проектные организации; 2. Комиссии МЧС России по аккредитации; 3. Аккредитованные в установленном порядке независимые экспертные организации и аттестованные эксперты; 4. Учебные центры по подготовке кандидатов в эксперты и переподготовке экспертов; 5. Органы надзора МЧС России. 63.3.6. СХЕМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ Комиссия МЧС РОССИИ Органы государственного надзора МЧС России Заключения, планы устранения недостатков Информирование о выполнении планов устранения недостатков Аккредитация, аттестация Организации, выполняющие оценку рисков Проведение оценки рисков Заказчики оценки рисков Эксперты Инспекционный контроль (1 раз в год) Страховые организации 73.1.6. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НЕЗАВИСИМУЮ ОЦЕНКУ РИСКОВ Административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности; Порядок добровольной аккредитации организаций осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; Положение о комиссии МЧС России по аккредитации; Положение о территориальных комиссиях МЧС России по аккредитации; Положение о реестре заключений по результатам оценки рисков; Положение о реестре аккредитованных организаций. 81. Экономическое стимулирование органами власти организаций, получивших положительное заключение по результатам оценки рисков; 2. Установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов; 3. Особый порядок пожарного надзора. осуществления государственного 9Выписка из Административного регламента Пункт 25. При планировании мероприятий по надзору учитываются сведения о проведении независимой оценки рисков в области ПБ на объектах надзора, выполненной уполномоченной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки, органами ГПН мероприятия по надзору в отношении этих объектов надзора не планируются. Пункт 43. Внеплановое мероприятие по надзору при поступлении обращений (сведений) о нарушении требований ПБ … осуществляется в течение месяца. 10ОБЪЕКТЫ, НА КОТОРЫХ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР Критически важные безопасности страны; для национальной Объекты с массовым пребыванием людей (более 500 человек); Бюджетные организации. 11ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ № п/п Наименование проекта законодательного акта Существо вносимых изменений и дополнений 1. Об общем техническом регламенте «Об общих требованиях пожарной безопасности». 2. Общие требования к продукции, обеспечивающие защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. а) Определение перечня объектов (продукции) соответствие которой установленным требованиям подтверждается независимыми экспертными организациями в процессе проведения оценки рисков. 3. Общие требования к продукции, обеспечивающие гражданскую оборону. 4. Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта. 5. О порядке и условиях проведения обязательного противопожарного страхования предприятий в Российской Федерации. б) Установление процедуры оценки рисков. а) Задействование экономических рычагов регулирования вопросов безопасности конкретных объектов (продукции). б) Установление страховых тарифов в зависимости от уровня защищенности объекта (продукции). 12

Cистема обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности. Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

  • предотвращение пожаров,
  • противопожарную защиту,
  • организационно-технические мероприятия.

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории. А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре. То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит подсистема противопожарной защиты, в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека. И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны. К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей. Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран. Этой позиции уделяется особое внимание.

Правильная эвакуация людей

Обеспечение защиты людей при эвакуации

Начнем с того, что за обеспечение отвечает:

  • система оповещения и управления;
  • противодымная защита.

Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:

  1. Система обнаружения должна сработать безотказно.
  2. Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.

То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.

Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.

И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека. Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй. То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.

Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:

  • плотность людского потока;
  • возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
  • размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.

Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
  • пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.

Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.

Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.

Требования пожарной безопасности

Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.

Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.


Смотрите также