Социальная безопасность детей дошкольного возраста


Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста в условиях семьи

Современное развитие общества, передел мировых сфер влияния создало глобальную проблему, стоящую перед человечеством. Эта проблема сохранения жизни и здоровья.  К существующим рискам природного характера добавляются и чрезвычайные ситуации социального, как правило, рукотворного характера. Это чудовищные террористические проявления, которые направленны на физическое уничтожение ни в чем неповинных женщин и детей.

27 марта 2016 г. у парка Гульшан-и-Икбал в Лахоре смертник привёл в действие взрывное устройство. Взрыв произошёл рядом с детской площадкой, где в это время находилось большое количество людей. В выходные дни здесь всегда многолюдно, и этим воспользовались террористы. Вечером в воскресенье в парк вышли погулять и отдохнуть сотни человек, большая часть из которых — семьи с детьми. Террорист выбрал место вблизи входа в парк, автостоянки, билетных касс и детской площадки, таким образом поразив максимальное количество людей. По меньшей мере 23 из 69 погибших – дети [1].

Наряду с варварскими актами несовершеннолетние дети подвергаются социальным опасностям, которые подстерегают их в жизненных, семейных и бытовых условиях. Еще пятьдесят лет назад в большинстве российских семей роль социальной защиты для ребенка выполняли бабушки и дедушки. В условиях современной нуклеарной семьи эти функции все чаще передаются различным учебным и образовательным учреждениям [2, С. 176-177].

Необходимо выделить группы социальных опасностей, которые имеют непосредственное отношение к детям дошкольного возраста.

Социально-психологические опасности: Проявляются как психологическое насилие, которое может привести к психологической травме, депрессии и стрессу ребенка. Последствия такого насилия могут быть непредсказуемыми. Хроническая тревожность, психическое расстройство, как результат психологического насилия, эмоциональное неприятие окружающей действительности и т.д. Последствия психологического насилия, часто, более болезненные, чем последствия физического насилия.

Говоря о последствиях, необходимо назвать, на первый взгляд, «безобидные» причины. Это частые конфликты между членами семьи, это отсутствие должного внимания со стороны родителей или старших братьев, сестер. Неприятие близкими людьми увлечений ребенка, занижение его способностей, насмешки, унижения и т.д.

Причиной стрессовых ситуаций нередко является процедура удовлетворения разнообразных потребностей среди членов семьи, соответствия ролевого поведения ожиданиям и т.д.

 Социально-правовые: преступления, совершенные в отношении детей, нарушение прав ребенка.

Социальные: Безнадзорность, которая, часто, приводит к тому, что ребенок попадает в асоциальное окружение, что, в свою очередь, влияет на его настоящее и будущее психическое здоровье. Пренебрежение потребностями ребенка также входит в группу социальных опасностей. Ребенок, выживая на улице попадает в преступную среду становится или объектом или инструментом в преступной, противоправной деятельности, что делает его будущее весьма проблемным в социальном и психологическом плане;       

Социально-экономические: низкий уровень жизни семьи, неудовлетворенность потребностей ребенка.

Лучшая профилактика социальной безопасности ребенка- здоровая, дружная семья. Сплоченность, доверительные отношения и благоприятный климат в семье играют огромную роль не только в физической, но и психической, социальной безопасности ребенка. Родители, в полной мере, должны принимать участие в развитии нравственного, духовного и, что не мало важно, физического здоровья своих детей.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей, в первую очередь, семьи. Государство, как правило, обеспечивает социальную защиту таких категорий детей, которые лишены родительской опеки, особенно детей-сирот, также под социальную защиту государства попадают дети, нуждающиеся в коррекции умственного и физического развития, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дошкольники оказываются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной почти всем видам социальных опасностей.

Ситуация осложняется закрытостью и изолированностью семейного быта, семейных устоев и обычаев. Часто люди не знают, что творится в соседней квартире.  Понять о наличии опасностей можно только по косвенным признакам, таким как следы от побоев, неадекватное поведение, наличие симптомов расстройства физического или психического здоровья.

Для обеспечения социальной безопасности ребенка необходимо реализовать активную педагогическую поддержку, которая заключается в развитии у ребенка свободоспособности и создании условий для его саморазвития.  Так же педагогическая поддержка заключается в выполнении педагогических условий, которые формулируют само понятие безопасности, формируют практические шаги в ее достижении и, самое главное, формируют компетентность родителей в вопросах детской социальной безопасности. Такими условиями могут быть следующие шаги:

  1. Педагогические мероприятия, посвященные созданию и поддержанию нормальных условий проживания и развития ребенка:

– лекции на определенную тему, для родителей, освещающие вопросы, касающиеся безопасности детей, на которые должны быть привлечены специалисты, такие как психологи, полицейские, педагоги.

 – занятия родителей в педагогических кружках, целью которых является применение на практике полученных знаний и умений работы с детьми по обучению определенным навыкам личной безопасности;

 – индивидуальные консультации семей со специалистами;

– распространение методического материала, пособий и памяток по основам безопасной жизнедеятельности детей;

 – выставки методической литературы, необходимой для просвещения родителей в области социальной безопасности детей ;

 – организация конференций, круглых столов с целью обсуждения и принятия решений по обеспечению детской безопасности. Следует отметить, что в конференциях должны участвовать не только педагоги и родители, но и специалисты определенного профиля. Такая форма организации предоставляет возможность обмена теоретическими знаниями и опытом, а также, с помощью инсценировки различных жизненных ситуаций, родители имеют возможность на практике применить свои умения;

 – мастер-классы, проводимые педагогами. Их целью является передача ценного педагогического опыта. Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогом работы с детьми, в увлекательной форме, где он обучает правилам безопасности в чрезвычайных ситуациях и ведет активное обсуждение с родителями и педагогическим составом методы и результаты проведенной работы;

 – деловые игры. Суть их состоит в том, чтобы творчески изобразить определенные ситуации, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В ходе деловой игры участники могут отрабатывать теоретические умения в действии, учиться общению с незнакомыми людьми, изучать правила телефонной безопасности, а также правила поведения в различных опасных ситуациях, что может послужить толчком для родителей к более внимательному отношению к социальной безопасности своих детей. В свою очередь, в ходе деловых игр, дети могут не только в теории ознакомиться с правилами безопасного поведения, но и на практике научиться владеть этими навыками. Такая деятельность помогает ребенку и родителям улучшить навыки безопасного поведения.

2. Научить детей принимать правильное решение в тех жизненных ситуациях, которые требуют знаний безопасного поведения в обществе. Следует отметить, что акцент в этой области необходимо делать на том, чтобы дети решали проблемные задачи с помощью разбора конкретных ситуаций и их инсценировки. В ходе такой работы активизируется познавательная деятельность детей, они могут самостоятельно искать возможность выхода из проблемной ситуации, применять полученные умения и знания на практике, что позволяет им лучше усвоить правила безопасности. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что необходимо больше внимания уделять различным видам деятельности и приобретению опыта. Для формирования безопасного поведения ребенка мы выделяем следующие виды работы с детьми дошкольного возраста:

– упражнения – заключаются в многократном повторении ребенком действий определенного содержания. Упражнения помогают детям научиться различным видам умственной деятельности и овладеть практическими навыками. Благодаря упражнениям дети учатся самостоятельно решать множественные задачи, которые он, ранее, решал под руководством педагога. Таким образом ребенок умеет использовать уже усвоенные знания на практике и переносить их на новое содержание;

 – инсценировки, разыгрывание определенных ситуаций. Проведение различных игр вызывают у ребенка повышенный интерес, положительные эмоции. В игровой деятельности дети усваивают новую информацию гораздо лучше и быстрее, чем при объяснении, того же материала, педагогом. Инсценировки это творческая деятельность, направленная на свободу участников. Она предполагает решение определенных поставленных задач и проигрывание ситуаций, принятие участника какой-либо роли, выбор способа взаимодействия и решение проблемы. В такой деятельности происходит не только улучшение и закрепление знаний, но и формирование у ребенка навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Такие исследователи как В.М. Гребенникова и Н.И. Никитина особое значение придают игровым технологиям, в ходе которых возможно формировать достаточно широкий спектр умений, навыков и компетенций. Кроме того, в процессе игры могут моделироваться ситуации на схемах, макетах и картах, а также проводиться викторины [3].

В результате такой работы у детей формируются, пополняются и систематизируются представления о социальном окружении, в котором их подстерегает опасность. Также у ребенка накапливается социальный и духовно-нравственный жизненный опыт, воспитываются личностные качества. Ребенок осознает не только свою значимость в обществе, но и ответственность за его и свое будущее.

Оказавшись в опасной жизненной ситуации люди ведут себя по-разному. У определенных людей ощущение страха вызывает чувство паники, при этом они не способны к защитным действиям. Для того, чтобы сформировать у ребенка мотивы самосохранительного поведения, необходимо дать ему знания о существующих опасностях, окружающих его и научить представлять себе последствия каждого конкретного действия. Родители должны знать о том, что ребенку важно объяснить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Также очень важно разговаривать с ребенком на тему безопасного поведения в экстренных ситуациях, приводить конкретные примеры, чтобы он мог иметь представление об этом.

Рассмотрим несколько этапов работы:

 – необходимо достичь понимания ребенком значимости соблюдения правил безопасного поведения не только для себя, но и для окружающих (с помощью чтения художественных произведений и бесед);

– сформировать у ребенка представление о последствиях нарушения правил;

– включить ребенка в активную практическую деятельность (проведение различных игр, тренингов, организация труда).

– организовать наблюдение детьми за поведением людей, соблюдающих нормы, для создания примера правильного поведения;

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации опасности:

Человек наделен множеством качеств, помогающим ему предвидеть опасность, продумать план правильного поведения и преодолеть ее. К таким качествам можно отнести адекватную оценку своих возможностей, способностей и самого себя в целом. Необходимо, также, отметить такие качества как способность человека анализировать окружающую обстановку, прогнозировать последствия своих действий; самостоятельность, ответственность за свои действия. Способность к принятию решения, также, играет немало важную роль в преодолении человеком опасности. Именно правильно принятое решение может стать ключевым действием в опасной жизненной ситуации. Адекватной оценке ребенком самого себя способствует его воспитание родителями и педагогами. Своевременное объяснение норм правильного поведения в опасных ситуациях, помогает ребенку делать прогноз последствий своих действий и нести за них ответственность. Качества, которые способствуют самосохранительному поведению ребенка, надо развивать с самого раннего возраст. Для этого важно, чтобы родители понимали свою ответственность за психическое и физическое здоровье детей. В этом им могут помочь педагоги, психологи, работники социальной защиты, проводя различные тренинги, беседы, в ходе которых родители учились бы правильно строить воспитание своих детей.

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная безопасность – это, прежде всего, качество личности ребенка дошкольного возраста, позволяющее ему сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социуме, с осторожностью относиться к потенциально опасным ситуациям. Социальная безопасность ребенка зависит, в первую очередь, от семьи, педагогов и государства. Исходя из этого, каждый из нас должен заботиться и правильно воспитывать подрастающее поколение. Ведь это наше будущее, от которого зависит психическое и физическое здоровье нации!

Педагогические условия формирования социальной безопасности ребенка дошкольного возраста

А. В. Пелихова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ГОУ ВПО «ЧГПУ» 2010 г.,

проект № УГ-27/09/А)

Раскрывается проблема обеспечения социальной безопасности ребенка дошкольного возраста. Выделены, рассмотрены и представлены теоретико-методологическая основа, педагогические условия обеспечения безопасности ребенка.

Ключевые слова: социальная безопасность, социальные опасности, самосохранитель-ное поведение.

A. Pelikhova

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DEVELOPING SOCIAL SECURITY OF THE PRESCHOOL AGE CHILD

The issue of securing social safety of the child ofpreschool age regarded. The theoretical and methodological bases, pedagogical conditions of securing safety of the child are presented.

Keywords: social safety, social risks, self-preservation behavior.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования включают в качестве обязательной части образовательную область Безопасность и ставят перед ДОУ и семьей следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям. Таким образом, перед дошкольным образованием возникает проблема эффективной реализации перечисленных задач. В настоящее время право ребенка на социальную защиту стало одним из значимых социально-экономических прав и свобод личности и было зафиксировано в законодательных документах международного и отечественного уровня — в Конвенции о правах ребенка, в Конституции РФ, в законе «Об образовании», в Семейном кодексе. Гарантируются все личные права ребенка: защита от посягательств, от вмешательства в его личную жизнь, уважение его достоинства. Меры защиты в случае необходимости включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся [1].

Острые социальные проблемы современности особенно выраженно сказываются на детях. Мы можем выделить несколько групп социальных опасностей, имеющих отношение к детям дошкольного возраста. Социально-психологические опасности: психологическое насилие (эмоциональное отвержение, игнорирование родителями ребенка; отвержение сверстниками), семейные конфликты, контакты с незнакомыми людьми, вербальная агрессия. Социально-правовые: преступления в от-

ношении детей, нарушение прав ребенка. Социальные: безнадзорность, асоциальное окружение, пренебрежение потребностями ребенка и его заброшенность. Социально-экономические: низкий уровень жизни, неудовлетворенность базисных потребностей ребенка. Таким образом, дети-дошкольники оказываются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной почти всем видам социальных опасностей.

Мы предполагаем, что социальная безопасность детей, возможно, будет обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Психолого-педагогические и социально-экономические мероприятия по поддержанию гарантированных условий жизни, гармоничного развития ребенка, обучение и консультирование родителей, патронаж семьи.

2. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения в обществе.

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих са-мосохранительному поведению в ситуации криминогенного риска:

- адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;

- способности к анализу обстановки, к прогнозированию последствий своих действий;

- самостоятельности, ответственности за свое поведение;

- способности к принятию решения.

В рамках первого условия нами выделены формы, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на расширение их знаний по вопросам социальной безопасности детей, по возможным мерам предупреждения опасностей:

- циклы лекций, посвященных вопросам детской безопасности, с привлечением специалистов в различных областях

знаний (медицинских работников, спасателей и др.);

- занятия в педагогических кружках, в процессе которых выступления специалистов иллюстрируются практическим показом методов и приемов работы по обучению детей определенным навыкам личной безопасности;

- индивидуальные консультации специалистов;

- распространение памяток по безопасности детей в чрезвычайных ситуациях;

- выставки дидактических пособий, методической литературы;

- конференции, посвященные вопросам личной безопасности. В конференциях принимают участие педагоги, профильные специалисты и родители. Данная форма организации предполагает возможность обмена опытом и теоретическими знаниями, а также приобретения практических навыков с помощью моделирования и проигрывания различных сложных жизненных ситуаций;

- мастер-классы, являющиеся новой формой работы, позволяющей передавать ценный педагогический опыт. В ходе мастер-класса специалист (педагог, психолог, медик и др.) в увлекательной форме демонстрирует работу с детьми по обучению правилам безопасности, обсуждает с коллегами и родителями используемые методы и приемы, полученные результаты;

- деловые игры. Это творческая, свободная деятельность, предполагающая проигрывание определенных ситуаций, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В процессе деловой игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила телефонной безопасности, поведение в любых опасных ситуациях [2].

Реализуя второе условие, мы делаем акцент на решении детьми проблемных задач, на анализе, разборе и инсценировке конкретных ситуаций. Активная познавательная деятельность детей, самостоятель-

ный поиск возможностей выхода из проблемной ситуации создают условия для использования полученных знаний и умений на практике. В связи с этим больше внимания следует уделять различным видам деятельности и приобретению опыта — упражнениям, тренировкам, игровым формам. Мы выделяем следующие виды работы с детьми дошкольного возраста по формированию безопасного поведения:

- упражнения — многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности и практическими умениями. Для обучения основам безопасности эффективны конструктивные и творческие «проблемные» упражнения. Конструктивными называют упражнения, в которых ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые решал под руководством педагога, таким образом овладевая умением переносить ранее усвоенные способы действий на новое содержание. Например, разбирая знакомую проблемную ситуацию, произошедшую при других условиях. Творческие упражнения требуют комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми уже владеет ребенок. Например, ситуация общения с незнакомым человеком в новых для ребенка условиях или правила поведения в каком-либо новом для ребенка месте;

- инсценировки, разыгрывание определенных ситуаций. Игровые методы и приемы обучения вызывают у ребенка повышенный интерес, положительные эмоции. Это творческая, свободная деятельность, предполагающая решение определенных задач и проигрывание ситуаций, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В игре происходит не только совершенствование и закрепление знаний, но и трансформация, преобразование, оперирование ими в зависимости от игровой ситуации.

В процессе игры могут отрабатываться технология общения с незнакомыми людьми, правила телефонной безопасности;

- моделирование ситуаций на макетах, картах, схемах;

- проведение занятий безопасности, викторин;

- постановка кукольного спектакля.

В результате подобной работы у детей формируются, обогащаются и систематизируются представления о социальном окружении с присущими им опасностями, накапливается социальный и нравственный жизненный опыт, воспитываются личностные качества.

Выделяя третье условие, отметим, что многие социально-психологические качества человека помогают предвидеть и преодолевать опасности. К наиболее значимым качествам в ситуации криминогенного риска относятся: адекватная оценка самого себя, своих возможностей и способностей; способность к анализу обстановки, к прогнозированию последствий своих действий; самостоятельность, ответственность за свое поведение; способность к принятию решения.

Поведение людей в опасной ситуации различно. Ощущение угрозы у одних людей вызывает чувство обреченности, делает их беспомощными и не способными к ак-

тивным защитным действиям. Для формирования мотивов самосохранительного поведения и развития осторожности и уверенности ребенку необходимо знать об опасности той или иной деятельности и представлять себе последствия каждого конкретного действия. В целом ребенку важно объяснить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Существуют следующие этапы работы:

- достижение понимания детьми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством чтения художественной литературы и бесед);

- формирование представлений о последствиях нарушения правил;

- организация наблюдений за поведением носителей нормы, идентификация ребенка с поведением и качествами определенных взрослых;

- эмоциональное включение ребенка в активную практическую деятельность (игры, тренинги, труд) [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная безопасность — это интегральное качество личности ребенка дошкольного возраста, которое позволяет ему сформировать знания и навыки безопасного для него поведения, осмотрительного и осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддубная Т. Н. Методология, теория и практика социальной защиты детей в современной России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2007.

2. Трубайчук Л. В. Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от А до Я. 2008. № 5. С. 6-12.

3. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту. М.: Педагогическое общество России, 2005.

REFERENCES

1. Poddubnaja T. N. Metodologija, teorija i praktika social'noj zaschity detej v sovremennoj Rossii: Аvtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Rostov n/D, 2007.

2. Trubajchuk L. V. Doshkol'noe obrazovatel'noe uchrezhdenie kak otkrytaja sistema // Detskij sad ot A do Ja. 2008. № 5. S. 6-12.

3. Hromceva T. G. Vospitanie bezopasnogo povedenija v bytu. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2005.

Безопасность как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС

Инфоурок › Дошкольное образование › Презентации › Безопасность как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Безопасность как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по ФГОС» Подготовили: ПДО ответственный по БЖ А.А.Покутной, Воспитатель, ответственный по защите прав детства Е.А.Евсюкова

2 слайд Описание слайда:

Социально – коммуникативное развитие процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений

3 слайд Описание слайда:

Социально – коммуникативное развитие дошкольника направлено на решение следующих задач: Развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Формирование положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине. 2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира «в быту, социуме, природе». 3. Овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно- моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». 4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 5. Развитие эмоционально – ценностного восприятия произведения искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

4 слайд Описание слайда:

Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста - процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: (Социальные навыки, специфические знания , социальные качества, ролевое поведение ).

5 слайд Описание слайда:

Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации: Семья ( родители, братья, сёстры, дедушки, бабушки и другие родственники) Детский сад ( в первую очередь воспитатели) Общество ( сверстники, друзья)

6 слайд Описание слайда:

Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала гармоничное развитие его личностных качеств осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками овладение основами физической культуры и здорового образа жизни готовность к школьному обучению

7 слайд Описание слайда:

Социально-коммуникативное развитие Я САМ ОБЖ Правовое воспитание Человек в истории и культуре Предметный мир Труд взрослых Я и другие Моя Родина

8 слайд Описание слайда:

Анкета для детей Анкета для детей (детям не раздается) (детям не раздается) Тебе нравится задавать вопросы о том, что происходит вокруг тебя? Ты хочешь учиться в школе? Тебе нравится выполнять правила игры? Ты можешь один играть, рисовать, лепить? Ты легко находишь себе друзей? Тебе нравится общаться с окружающими тебя людьми? http://aida.ucoz.ru

9 слайд Описание слайда:

Ты соблюдаешь чистоту на улицах? Ты любишь ухаживать за животными, заботиться о растениях? Тебе нравится все красивое (природа, игрушки, одежда и др.)? Ты стараешься, чтобы твои рисунки и поделки были красивыми? Тебе нравится заботиться о своем здоровье (делать зарядку, есть полезную пищу и др.)? Ты всегда чистишь зубы утром и вечером, моешь руки перед едой?   http://aida.ucoz.ru

10 слайд Описание слайда:

Формы работы 1. Занятия 2. Проблемные ситуации 3. Поисково – творческие задания 4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры. 5. Познавательные беседы. 6. Просмотр видеофильмов. 7. Театрализованные постановки. 8. Музыкальные досуги, развлечения. 9. Интерактивные игры, презентации и др.

11 слайд Описание слайда:

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Цели формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ . . Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно” Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки) Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения

12 слайд Описание слайда:

Основные направления работы по ОБЖ Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения

13 слайд Описание слайда:

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность(ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения

14 слайд Описание слайда:

«Уголок безопасности в соответствии ФГОС» Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.) Соответственно, в уголках должны быть: - Набор транспортных средств; - Иллюстрации с изображением транспортных средств; - Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора. - Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) - Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор» и другие, соответствующие возрасту игры. - Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) . - Соответственно, в уголках должны быть: - Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) . - Книжки «Кошкин дом»,

15 слайд Описание слайда:

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) . Соответственно, в уголках должны быть: - иллюстрации с изображением транспортных средств; - кружки красного и зелёного цвета, - макет пешеходного светофора; - атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т. д.) ; - дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор». - картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы (желательно крупный, где обозначены тротуар и проезжая часть; - макет транспортного светофора (плоскостной) . ДИ «Помоги Мишке стать здоровым»

16 слайд Описание слайда:

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы. Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения». Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Соответственно, в уголках должны быть: • макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки; • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»; • макет улицы с пешеходным переходом (обязательно) . • полотно с изображением дорог, пешеходных переходов; • мелкий транспорт. • макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор. • небольшие игрушки (фигурки людей) . • Дид. игра «Добрый и злой человек», • Наглядный материал «Как вести себя дома и на улице», «Опасные предметы», «Будь осторожен с электроприборами».

17 слайд Описание слайда:

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе. Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру. Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, с правилами поведения при грозе. Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

18 слайд Описание слайда:

Соответственно, в уголках должны быть: - макет перекрёстка, смогут моделировать улицу; - набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: - информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; - предупреждающие знаки – «Дети»; - запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка знаки сервиса – «Больница», «Туалет», «Пункт питания». - дидактические игры: «О чём говорят знаки? », «Угадай знак», «Где спрятался знак? », «Перекрёсток», «Наша улица» - схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл? », атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка

19 слайд Описание слайда:

http://aida.ucoz.ru Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения на природе. Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенными в нее. Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

20 слайд Описание слайда:

Соответственно, в уголках должны быть: - дидактические игры по различным направлениям (безопасность в быту, на дороге, при пожаре, охрана и укрепление здоровья и др.) Например: «Кто из этих людей твои родственники», «Кто лишний», «Как можно закончить предложение», «Угадай по признаку» и др. - учебные макеты, перекрестки; - книги разных авторов на соответствующую тематику; - справочная литература: энциклопедии, справочники; - строительные конструкторы по с блоками среднего и маленького размера; - транспорт: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ; - настольно-печатные игры; - макет нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами; - разные альбомы на данную тему; - аудиокассеты с художественными произведениями по правилам дорожного движения;

21 слайд Описание слайда:

- альбомы со стихами и загадками, книжки-раскраски; - иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей; - семейные проекты: «Дорожные знаки»; «Правила пользования велосипедом», «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей», и др. - картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер) ; - окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по правилам дорожного движения. - разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», тротуары, перекрёсток, - действующий светофор, - знаки дорожного движения для улицы, - детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски, - наглядная информация: плакаты, баннеры.

22 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учительський журнал ~online

     Безопасность — явление, влияющее как на развитие личности, так и на общество, страну, ее экономику. Безопасность является важным условием личностного роста, самоактуализации человека. Её отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий, акцентуаций, сужению круга общения, духовному и культурному обнищанию. Обеспечение детской безопасности является важнейшей задачей государства, семьи и общества.     Психологическая безопасность как важная составляющая социальной безопасности предполагает создание социальными институтами, в т.ч. дошкольными учреждениями, условий необходимых для реализации ценностей, интересов, целей каждой личности и всего общества. Поскольку социально-психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.     Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.     Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.     Можно выделить несколько групп социальных опасностей, характерных для детей дошкольного возраста.     Социально-психологические: психологическое насилие, вербальная агрессия, контакты с незнакомыми людьми, семейные конфликты, эмоциональное отвержение, игнорирование родителями ребенка; отвержение сверстниками;     Социально-правовые: преступления в отношении детей, нарушение прав ребёнка.     Социальные: безнадзорность, асоциальное окружение, пренебрежение потребностями ребёнка и его заброшенность.     Социально-экономические: низкий уровень жизни, неудовлетворенность базисных потребностей ребёнка.     В обобщенном виде исследователи выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека:- ограждающий подход. Он направлен на защиту человека от опасности путем избегания этой опасности или перемещения в более безопасную среду;- образовательный подход. Предполагает обучение человека поведению в экстремальных ситуациях и умению предвидеть такие ситуации, их распознавать и тем самым обеспечивать свою безопасность;- личностно развивающий подход. Направлен на развитие таких качеств личности, которые будут противостоять негативным воздействиям. Минимизируя количество и уровень возможных опасностей, человек становится более устойчивым;- созидательный подход. Предполагает нравственное воспитание и саморазвитие, направленное на созидание себя в единстве с природой и человечеством.     Забота о детях дошкольного возраста напрямую связана с созданием системы комплексной психолого-педагогической поддержки всех субъектов данной среды. Сегодня разнообразные психологические проблемы – агрессия, импульсивность, конфликтность, гиперактивность детей и пр. – создают угрозы всем и требуют их предупреждения и профилактики.     В этой части необходимо обратить внимание:-  на стили взаимодействия (кооперация и партнерство или конкуренция, конфликт и пр.);-  позиции педагога (по отношению к детям, их родителям, к коллегам, администрации);-  коммуникативные навыки (стратегии и тактики поведения; стереотипы воспитателя; предубеждения и позитивные или негативные установки общения);-  уровень профессионализма и профессиональную культуру педагога;-  профессиональные деформации (эмоциональное выгорание).     Социально-психологическая безопасность детей может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:  1. Проведение правовых, социальных, психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни ребенка в семье, детском саду, обществе.  2. Поддержание жизнеобеспечения, здоровья, гармоничного развития ребёнка; психолого-педагогическое сопровождение и партнерство с семьёй.  3. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных семей. Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, включающие:• психолого-педагогическое сопровождение и патронаж семьи;• сотрудничество с учреждениями социальной защиты;• дневное пребывание детей в дошкольных или внешкольных учреждениях;• прямое включение специалистов в семью;• обучение и консультирование родителей;• вовлечение родителей в работу с детьми.  4. Решение детьми проблемных задач и ситуаций, требующих знаний безопасного поведения.  5. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранитель-ному поведению в ситуации криминогенного риска:• адекватной оценки самого себя, своих возможностей и способностей;• способности к анализу обстановки, прогнозированию последствий своих действий;• самостоятельности, ответственности за своё поведение;• способности к принятию решения.     Социальная безопасность обеспечивается специальной психолого-педагогической работой по формированию устойчивого детского сообщества, нормализации жизнедеятельности, а также отходом от авторитарного стиля руководства детской деятельностью и общения с детьми. Другими словами, организация атмосферы эмоционального благополучия является тем непременным условием, при котором возможно обеспечение психической и социальной безопасности детей. Ведь известно, что многие «необдуманные» поступки дети совершают не по незнанию, а в силу неустойчивости психических реакций.     Для формирования у ребенка социально-психологической безопасности выделяется основная цель работы: развить у ребенка навыки осознанного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми.     Рекомендации по проблеме обеспечения социальной безопасности дошкольника:  1. В ходе специально организованной деятельности нужно рассказывать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет;  2. Разыгрывать разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания не только незнакомых людей, но и старших друзей, братьев, сестер. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят»;3. Использовать игрушечный телефон, чтобы дети научились набирать «101», «102», «103»;4. Познакомить детей с правилами поведения на улицах города: рассказать о правилах дорожного движения, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, как следует переходить дорогу (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»), с пешеходными маршрутами (к детскому саду, магазину, поликлинике и пр.); объяснить, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Следует познакомить детей с правилами езды на велосипеде и самокате, с правилами поведения в транспорте;  5. давать детям положительный пример поведения взрослых. Поэтому нужно уделить большое внимание работе с родителями.        Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.     Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы воспитателей с родителями:• организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;• ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы и пр.);• организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарного);

• ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

     Таким образом, обеспечение детской социально-психологической безопасности – приоритетная задача дошкольного учреждения, семьи и общества. От правильно организованной работы зависит развитие у ребенка самостоятельности и ответственности, обучение самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения для выхода из сложной ситуации.

  • Написать автору
  • Подписаться на автора
  • Добавить в друзья


Смотрите также