Спички детям не игрушка о безопасности жизнедеятельности


Спички детям - не игрушка!

В терминологии работников пожарной службы среди многих причин пожаров есть и такая – детская шалость с огнем.

По статистике каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожности с огнем. Баловство с огнем приводит к весьма печальным последствиям. В нашей стране каждый день несчастные случаи приводят к гибели 4 детей, каждую неделю - целого класса школьников и каждый год - почти двух тысяч юных граждан!

Дети, оставшись дома одни без присмотра взрослых, ищут себе занятие. Попавшиеся на глаза спички становятся причиной пожара. Желание поэкспериментировать путем поджога различных материалов, отсутствие навыков обращения со спичками приводит, как правило, к печальным последствиям, как для самих детей, так и для окружающих.

Большой ущерб приносят пожары, возникшие из-за не потушенных костров, которые дети разводят вблизи строений, за сараями и гаражами, в лесу. Практически ежегодно пожарные и медики сталкиваются с последствиями ситуаций, когда дети, экспериментируя, бросают в разведенные костры порох, патроны, пиротехнические изделия, аэрозольные и газовые баллончики, банки из-под краски и др. В результате происходят взрывы, вспышки, а дети получают ожоги и травмы, остаются инвалидами. Часто, подражая старшим, дети начинают курить, прячась от родителей и учителей, не затушенная сигарета при этом становится причиной пожара. Особую опасность представляют действия детей при обращении с газовыми приборами, когда, оставшись одни дома не имея достаточных навыков, они пытаются приготовить себе обед или просто согреть чайник на газовой плите.

О том, что пожар легче предупредить, чем потушить слышали многие, но, к сожалению, соблюдают это правило далеко не все. При этом очень важно соблюдать основные правила пожарной безопасности и не допускать необдуманных поступков, которые могут быть опасны для тебя и окружающих людей.

Приведем основные правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Пожарная безопасность в квартире.

Правило N 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило N 2. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.

Правило N 3. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.

Правило N 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.

Пожарная безопасность в деревянном доме.

Правило N 1. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выпасть раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.

Правило N 2. Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.

Правило N 3. Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.

Пожарная безопасность в лесу.

Правило N 1. Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.

Правило N 2. Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Правило N 3. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.

Правило N 4. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Если начался пожар, поступай так:

Правило N 1. Если случился пожар, сразу позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точное место пожара (если пожар дома - точный адрес и номер квартиры).

Правило N 2. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.

Правило N 3. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место.

Правило N 4. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону '01' и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

Правило N 5. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило N 6. Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.

Правило N 7. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.

Правило N 8. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.

Правило N 9. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило N 10. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: «Не поддаваться панике и не терять самообладания!».

При пожаре не следует:

* заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

* поддаваться панике;

* переоценивать свои силы и возможности;

* рисковать своей жизнью, спасая имущество;

* прятаться в шкафах, кладовых, под кроватями и т.п.;

* пытаться выйти через задымленную лестничную клетку;

* пользоваться лифтом;

* спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам;

* открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);

* выпрыгивать из окон верхних этажей.

Главное управление МЧС России по ЕАО предупреждает!

СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

номер вызова единой службы спасения «01», с мобильных телефонов «112»,

телефон доверия Главного управления МЧС России по ЕАО: (42622) 23-999 

Источник: www.79.mchs.gov.ru

Урок безопасности "Спички детям - не игрушка"

ГБОУ ООШ с. Севрюкаево

Подготовила и провела

учитель начальных классов

О.А. Чупрынина

с. Севрюкаево

Пожарная безопасность.

Занятие №1.

Цели:

- сформировать понятие о причинах пожара;

- воспитывать бережное отношение к предметам, которые быстро воспламеняются, к своей жизни и жизни окружающих.

Ход занятия.

Ведущий: Сегодня мы начинаем очень важную тему «Пожарная безопасность». Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом, а то и город. В прежние времена пожар ни один раз уничтожал Москву, т.к. она была застроена деревянными домами, а дерево сгораемый материал.

Показ иллюстраций старой Москвы.

Рассказы детей о пожарах.

Ведущий: Теперь дома стоят в основном каменные, но тем не менее, кроме стен, в доме есть легковоспламеняющиеся предметы.

--- Какие это предметы? (Ответы детей)

Вот видите. Так что не балуйтесь со спичками! Спички – это не игрушки, а главная причина пожара.

--- В каких произведениях спички явились причиной пожара?

Дети читают стихотворения С. Михалкова «Пожар», «Повесть о настоящем человеке» и К.И. Чуковского «Путаница».

Повторяю отрывок: А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

--- А может ли гореть море? (ответы детей)

Ведущий: Да, сейчас в море сбрасывают и нефть, и бензин, и вообще, всё, что угодно! Вы, наверное, видели по телевизору, как море горит? Значит, мы выяснили, что первой причиной пожаров являются спички.

---А что ещё может явиться причиной пожара? Что есть практически у каждого мужчины в кармане?

Зажигалки – это вторая причина пожара.

Ведущий: Несколько лет назад в наше село подвели газ. Теперь многие дома отапливаются газом. А газ – это тоже причина пожара.

--- А как вы думаете, что опасней – газ, спички или зажигалки? (ответы детей)

Ведущий: А по-моему, и спички, и зажигалки не опасны, т.к. они сами по себе не чиркаются, не зажигаются, а газ не включается. Получается, что ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ПОЖАРА – это сами ЛЮДИ.

А лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

  1. Не суши над газом штаны после стирки,

А то от штанов останутся дырки!

2. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

  1. Уходя из дома или комнаты, не забывай выключать электроприборы.

Не отключив электроприбор,

Можно остаться без новеньких штор.

Шторы сперва задымят, а потом

Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

  1. В деревне шли на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу.

Мать на рынок уходила.

Дочке Лене говорила.

- Печку, Леночка, не тронь!

Жжётся, Леночка, огонь!

  1. Не забывайте выключить газовую плитку. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спички и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

  2. Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от ёлки, лучше вообще вне дома.

  3. Самое опасное занятие – курение в постеле. Человек засыпает, роняет окурок, загорается одеяло, начинается пожар…

  4. Никогда не прикасайтесь голыми руками к металлическим частям печи. Вы можете получить серьёзный ожог.

--- Проведение игры «Я не горю». Дети называют все негорящие предметы, изображённые на рисунке.

--- Проведение игры «Я горю». Дети называют все горящие предметы, изображённые на рисунке.

--- Игра «Кто больше?». На листочках учащиеся пишут все горящие предметы в классе.

--- Игра «Опасность». На картинках дети находят опасность пожара и называют правило.

Итог занятий.

Дома нарисуйте по 1-2 знака пожарной безопасности.

Занятие по безопасности жизнедеятельности младших дошкольников "Спички детям не игрушки".

Тема: «Спички детям не игрушки»(младший возраст).

Цель: Формирование знаний у детей о спичках.

Задачи:

Образовательные

 – формирование знаний у детей об опасности неосторожного обращения со спичками.

- уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту, но также опасен.

Развивающие – развитие кругозора, памяти, внимания, речи.

Воспитательные

– воспитание осторожности и бдительности при обращении со спичками.

- воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность.

Материал: спички, набор овощей.

Презентация «Спички детям не игрушка».

Ход занятия:

Орг. момент.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ручки нам не мешают.

Воспитатель: Ребята прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что это за звук?

- Что это? (спички). Как интересно! Они что-то говорят. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажгли, а спички будут гореть. Всем будет тепло и весело.

Итак, я зажигаю спичку. Как здорово! Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

- Ой, ребята посмотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Помогите мне. Что надо сделать?

Дети: (подуть, бросить на пол.)

Воспитатель: Спасите меня скорее, дуйте.

- Ой, спасибо вам ребята, я так испугалась! А вы? А если - бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? Да правильно, загорелся бы ковёр, мебель, занавески, одежда, мы с вами. Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички.   Детям спички брать нельзя - это не игрушка! Слайд 1                

- Ребята, а кто из вас когда-нибудь обжигался огнём? (ответы детей)

- Было больно?  Слайд 2                 

- Дети, а для чего нужны спички?(зажигать газовую плиту, свечу, костёр) Слайд 3

А чтобы сварить еду нужны спички?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите у меня в корзинке лежат… что?

Дети: овощи.

Воспитатель: каждый из вас возьмёт по одному овощу, посмотрит на него и расскажет, что у него в руках. (Дети описывают свой овощ), например - это морковка, растёт в земле, оранжевого цвета, овощ.

Правильно из всех этих овощей можно сварить борщ или суп. Мы сложим овощи в кастрюлю и отдадим повару, она приготовит вкусный обед.

- А сейчас я расскажу про девочку Юлю. Слайд 4

Скучно маму ждать с работы.

Очень хочется компоту.

В кухню Юленька вошла,

Под кастрюлей газ зажгла.

Час прошел - кипит кастрюля,

Испугалась наша Юля.

Мало сделалось воды,

Так недолго до беды …             Что может случиться (пожар). Запомните!

Сам к плите не прикасайся,

Лучше взрослых дожидайся!  Слайд 5

От пожара может сгореть дом, лес.

Для забавы, для игры                             Сам костер не разжигай,

Спичек в руки не бери.                          И другим не позволяй, Коробка спичек хоть мала,                    Даже крошка огонек Но много может сделать зла.                 От пожара недалек.

 Не играй,  дружок, со спичкой

Помни ты, она мала

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Воспитатель.  Ребята, вспомните.

Тили -бом, бим -бом .

На дворе высокий дом,

Ставенки резные,

Окна расписные…    Чей это дом? 

Дети: Это «кошкин дом»!         

Воспитатель. А что с ним случилось? Слайд 6

Воспитатель: Ребята, нельзя время терять даром. Нужно скорее потушить пожар! Что же делать? Кто подскажет?

Дети: Нужно скорее вызвать пожарных. Слайд 7

Называюсь я пожарным,                      

Укротителем огня.                                 

Злой огонь и дым угарный

Отступает от меня.

                                             Вдоль по улице, как птица

                                     На пожар машина мчится

                                     У пожарных не напрасно!

                                     Цвет машины ярко – красный.

Запомните. Когда огонь и дым - беда! Не нужно прятаться куда – то НИ - КОГ - ДА! Подальше от огня вы убегайте и пожарных вызывайте.

И, в заключении, мы обязательно запомнить должны, что спички детям не нужны

Итог:

В зажигалке или в спичке-

Огонечек- невеличка.

Просит: «Поиграй со мной,

Я ведь робкий и ручной».

Но плохая он игрушка:

Подожжет диван, подушку,

Книжки, стол, ковер, обои

И большой пожар устроит.

Что запомнить мы должны.

Спички детям не нужны!  Слайд 8

Спички детям не игрушка

2. Основная часть.

Показ, обыгрывание, комментирование, физкультурная пауза, обследование, вопросы к детям, просмотр слайдов, демонстрация, чтение стихотворений детьми, пальчиковая игра, ритмические движения, художественное творчество.

В-ль: Тогда слушайте внимательно (сказка на фланелеграфе)

- Жила-была маленькая спичка (вот такая). Она была веселой, озорной девочкой. Очень уж любила танцевать, кружиться. Но когда она танцевала, забывала обо всем на свете. Воспламенялась и загоралась. Танцуя, она задевала в доме все предметы и они загорались. Выходя на улицу задевала деревья, дома и траву, и все это сгорало. Но спичка не знала, что же может принести столько горя. И из леса убежали и звери, и птицы. И вдруг спичка посмотрела, что произошло и заплакала. Она не знала что делать. А мимо проплывала тучка, и спичка рассказала ей всё. Тучка её успокоила и помогла. Из точи пошел дождь и потушил огонь. (звучит музыка дождя). И в лес снова вернулись все звери и птицы, а спичка вернулась к своим сестричкам и никогда без спроса не выходила.

В-ль: Ребята, давайте покажем все вместе, как идет дождь:

Физ.мин. «дождик»

Дождик тихо моросит

Кап-Кап-Кап,

Капли по земле стучат,

Кап-Кап-Кап,

Дождь повсюду льет и льет,

Кап-Кап-Кап,

От дождя мы убежали

В домик все мы забежали.

В-ль: Ребята, а что можно сказать о спичках?

Дети: Опансы. Нельзя брать в руки и тд

В-ль: Да, ребятки, спички опасны для жизни ,если с ними не правильно обращаться. Посмотрите, у спички есть «головка» - она из серы (показать), которая легко воспламеняется и загорается. Ребята, а спички из чего сделаны?

Дети: Из дерева.

В-ль: Значит спички какие?

Дети: Деревянные.

В-ль: А дерево горит в огне или нет?

В-ль: А сейчас я предлагаю вам взять по одной спичке, они без головки и не опасны. Все вместе покатаем её между ладоней и почувствуем какая же спичка?

Дети: Жесткая, тонкая, легкая и тд

В-ль: А сейчас я приглашаю вас подойти к столу и опустить спички в воду, и понаблюдать что же будет. (дети опускают спички в воду)

Дети: Спички плавают.

В-ль: А почему спички не тонут, как вы думаете?

Дети: Спички сделаны из дерева, в дереве много воздуха, а воздух легче воды.

В-ль: Молодцы, ребята. А сейчас посмотрите внимательно. Я беру гвоздь и опускаю его в воду. Что с ним произошло?

Дети: Гвоздь утонул.

В-ль: А почему, как вы думаете?

Дети: Гвоздь железный, а железо тяжелее чем дерево.

В-ль: Молодцы, все верно. А железо горит в огне, как вы думаете?

Дети: Нет.

В-ль: Правильно, молодцы. Ой, ребята, вы слышите, что-то звенит, кто-то к нам в гости идет.

(дети садятся на стульчики. Заходит гномик с перебинтованной рукой – пальчиками).

В-ль: Здравствуй, гномик. Что ты такой грустный? И почему у тебя рука перевязана, что случилось?

Гномик:

Здравствуйте, ребята.

Я добрый гном

Веселый гном.

К вам ребята в гости шел.

А когда по лесу шел,

То коробочек маленький нашел.

Я ребята не шалил.

Палочки деревянные я зажег,

И пальчики обжог.

В-ль: Гномик, дорогой, так это же спички. Ребята, а разве спичками можно играть?

Дети: Нет, нельзя. Может возникнуть пожар и тд

В-ль: Правильно, ребята, чтобы не было пожара, нельзя брать спички. А сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран – что же может произойти, в случае не правильного обращения с огнем. (показать слайды)

В-ль: Ребята, а кто хочет рассказать стихи про огонь, пожар? Давайте расскажем гному, чтобы он знал, что такое огонь и чем он опасен.

Стихи.

  1. Не играй дружок со спичкой,

Помни ты она мала.

Но от спички невелички,

Может дом сгореть до тла.

Нужно много детям знать.

Деревянные – сестрички,

В коробочке, это спички.

Вы запомните, друзья,

Спички детям брать нельзя!

Но когда с огнем шалят,

Становится он тогда врагом

И сжигает все кругом!

Их не трогай, не бери.

Если вдруг запахло дымом,

01 – ты позвони!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнем.

Чтоб не плакали букашки

Не теряли гнезда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички.

В-ль: Молодцы, ребята.

Гномик: Ребята, а если огонь такой опасный, зачем он тогда нужен?

Какую пользу приносит огонь?

Дети: Чтобы варить еду, обогревать дома и т.д.

В-ль: Ребята, а давайте все вместе посмотрим на огонек, какой же он. Для этого нам надо зажечь свечу, но осторожно.

(зажигают свечку)

(дети подходят к столу)

В-ль: Какой огонек?

Дети: Яркий, красивый, теплый и т.д.

В-ль: А можно ли к нему прикоснуться?

Дети: Нет , он горячий, можно обжечься.

В-ль: Да, ребята, он очень горячий и нельзя оставлять свечи зажженными, может произойти пожар.

Гномик: Ребята, а как же мы огонь затушим, чем можно затушить огонь?

Дети: Водой, песком и т.д.

В-ль: Ребята, все верно, и мы сейчас зажжем еще 2 свечки и затушим их разными способами.

1-ю свечку Гномик мы предлагаем тебе затушить водой.

(гномик поливает немного воды)

2-ю свечку я затушу песком

(посыпает песком),

А 3-ю свечку мы задуем все вместе.

(дуем на свечку)

Гномик: Да, ребята, большое вам спасибо, теперь я всегда буду осторожен с огнем и расскажу своим друзьям, что нельзя шутить с огнем. А вы ребята, хотите узнать кто мои друзья? Я вам предлагаю поиграть в игру «Кто прячется за забором»

Гномик: Молодцы, ребята. А для вас у меня есть еще одна картинка, но кто это я не знаю. И здесь на картинке загадка, и я не могу ее отгадать, может вы ее отгадаете.

Загадка о пожарном.

На красной машине несется стрелой,

С огнем без раздумий вступает он в бой.

Затушит пожар, всех попавших в беду

Из дыма спасет у всех на виду!

Гномик: А кто такие пожарные?

Дети: Тушат огонь, спасают людей и т.д.

Гномик: Молодцы, все вы знаете. А каким должны быть люди-пожарные?

Дети: Смелые, отважные, храбрые и т.д.

В-ль: Правильно, ребята, профессия пожарного очень опасная и одному трудно справиться с огнем, поэтому пожарные работают командой.

И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Собери машинку»

(дети собирают пожарную машину 3 группы)

В-ль: Гномик, посмотри, правильно ли ребята собрали машину?

(гномик смотрит)

Гномик: А что это за машина, ребята, для чего она нужна?

Дети: Это пожарная машина, чтобы затушить огонь.

В-ль: А сколько машин у вам получилось? Каким цветом пожарная машина? Ребята, машина на пожар едет быстро и включает сирену. А как звучит сирена кто знает?

( у-у-у)

Молодцы. А сейчас посмотрите на картину, как пожарные тушат пожар.

Гномик: Спасибо вам за помощь,

Не зря я пришел сегодня

К вам в гости,

Я очень много узнал,

Но мне пора возвращаться домой

До свидания, друзья!

В-ль: Ребята, давайте скажем гномику спасибо и до свидания

(гномик уходит)

А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами оказались в сказочном лесу, где все растет и цветет. И там в лесу никто никогда не нарушит никаких правил, не допустит шалостей с огнем и не будет пожара, и всегда будет красиво.

Выложим из спичек красоту природы, то, что можно увидеть в лесу. (деревья, трава, цветы, грибы и т.д.)

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие


Смотрите также