Техника безопасности при работе на погрузчике


Техника безопасности работы на погрузчике

Сегодня многие склады используют для работы специальное подъемно-транспортное оборудование, такое как тележки, штабелеры или погрузчики. Как известно, штабелеры и погрузчики – это техника, требующая наличия не только специальных навыков по ее управлению, но и техника, работа с которой требует строгого соблюдения техники безопасности. В противном случае, водитель погрузчика может причинить вред не только себе, но и другим сотрудникам склада, грузу или стеллажной конструкции. К сожалению, очень часто сотрудники склада пренебрегают нормами безопасности, предпочитая делать «как быстрее» и «как проще».  

Практика показала, что к самым частым аварийным ситуациям относятся:

  • Наезд на сотрудников склада;
  • Опрокидывание погрузчика;
  • Получение травм водителем при перемещении груза;
  • Получение травм сотрудником склада при перемещении груза;
  • Падение водителя из кабины;
  • Падение плохо закрепленного груза и его порча;
  • Наезд на стеллажные конструкции;
  • Другие аварийные ситуации.

Чтобы не допустить возникновения опасных моментов, которые могут привести к несчастному случаю, водитель погрузчика должен пройти специализированное обучение и  четко знать технику безопасности. Разрабатывая внутренний документ, регламентирующий работу водителя погрузчика, следует учесть такие разделы как действия водителя перед началом работы, действия по перемещению груза, действия по окончании работ. Какие же требования должны быть включены в данный документ?

Начало работы. Осмотр погрузчика

Перед началом работы водитель погрузчика должен пройти медицинский осмотр, переодеться в спецодежду, при необходимости надеть средства индивидуальной защиты (каска, очки, специальная обувь). После этого водитель должен произвести осмотр своего погрузчика.

Зачастую, серьезных проблем можно избежать только за счет того, что перед началом работы водитель провел тщательный осмотр техники и, заметив неисправность, передал погрузчик на ремонт. Что должен проверить водитель?

  • Состояние шин. Если погрузчик оснащен пневмошинами, то необходимо проверить давление в них. Если же техника оснащена шинами типа «Суперэлатик», необходимо проверить, нет ли на шинах выбоин или оторванных кусочков материала.
  • Фары, стоп-сигналы, проблесковые маячки. В случае неисправности каких-либо элементов, водитель должен поставить в известность ответственное лицо.
  • Заряд аккумулятора, если у вас электропогрузчики.
  • Состояние топливной системы, если у вас погрузчики с двигателем внутреннего сгорания. Водитель должен посмотреть, нет ли утечек топлива. Если погрузчик работает на сжиженном газе, водитель должен проверить надежность крепления газового резервуара.
  • Подъемный механизм, цепи, мачту и каретку, сварные швы кронштейнов. В случае обнаружения каких-либо дефектов необходимо сообщить о них ответственному лицу.

После визуального осмотра погрузчика водитель должен проверить исправность тормозной системы (как ручного тормоза, так и ножного), исправность гидравлической системы, а также исправность звукового сигнала. Только после того, как погрузчик был осмотрен внешне и протестирован на предмет полной работоспособности, водитель может приступать к работе.

Перемещение груза, разгрузочно-погрузочные работы

Прежде всего, важно знать, что водитель погрузчика должен выполнять только те функции, которые входят в его обязанности. Перемещение груза должно производиться по принятой руководством безопасной технологии переработки груза, а не по технологии «так проще, так быстрее». Безопасная работа по перемещению груза предполагает соблюдение следующих предписаний:

  • При движении погрузчика с грузом или без, рама должна быть установлена в транспортное положение, при котором рама отклонена назад, а вилы подняты над землей на 20-30 сантиметров;
  • Если водитель должен переместить груз, заслоняющий дорогу, его должен сопровождать сотрудник склада. Сотрудник склада указывает дорогу и подает сигналы. Транспортировка такого груза производится задним ходом.
  • При наклоне рамы с поднятым грузом водитель должен соблюдать особую осторожность. Водитель не должен резко тормозить или резко перемещать рычаг управления цилиндра наклона. В противном случае, погрузчик может опрокинуться или груз, находящийся на вилах, может выпасть.
  • Водитель погрузчика обязать подавать сигнал при движении задним ходом, при поворотах, когда погрузчик трогается с места, а также при движении в местах скопления людей, при движении через ворота и при движении в проходах.
  • Водитель должен соблюдать особую осторожность при движении по узким проходам. В противном случае погрузчик может задеть конструкцию стеллажной системы, что может привести к повреждению техники, конструкции системы хранения и ее обрушению.
  • Если погрузчик потерял равновесие (например, задние колеса оторвались от земли), водитель должен опустить груз вниз.
  • Наклон грузоподъемника с поднятым вверх товаром можно производить только после того, как погрузчик подъехал к штабелю вплотную.
  • Перемещение груза может осуществляться только в том случае, если груз расположен вплотную к раме грузоподъемника, а сам груз расположен равномерно относительно вил.
  • Перемещаться по складу нужно плавно, избегая резких поворотов. Особенно, когда погрузчик перевозит груз.
  • Негабаритные грузы должны быть надежно зафиксированы, чтобы предотвратить их падение во время их перемещения.
  • К месту разгрузки водитель должен подъезжать только на низшей передаче, чтобы не допускать резкого торможения.
  • Водитель должен перемещаться по складу только с разрешенной скоростью, которая составляет не более 5 километров в час.

Теперь давайте поговорим о том, что категорически не должен делать водитель погрузчика.

Водителям погрузчика категорически запрещается:

  • Выполнять работу, которая не включена в их служебные обязанности.
  • Работать на неисправном погрузчике.
  • Осуществлять самостоятельный ремонт погрузчика, если это не включено в служебные обязанности.
  • Применять способы перемещения товара, не предусмотренные принятой технологией обработки грузов.
  • Осуществлять работу в неосвещенном или плохо освещенном помещении.
  • Перемещаться по складу со скоростью более 5 километров в час. 
  • Перемещаться по складу с поднятым грузом.
  • Поднимать или опускать груз во время движения.
  • Перевозить плохо закрепленный груз.
  • Перевозить груз, превышающий грузоподъемность транспорта.
  • Работать на уклоне более 10 градусов.
  • Выходить из кабины погрузчика при поднятом грузе.
  • Высовывать голову из кабины погрузчика.
  • Поднимать на погрузчике людей.

Перед началом рабочего дня нового водителя необходимо провести для него вводный инструктаж и обязательно ознакомить водителя с техникой безопасности. Конечно, при прохождении курсов управления погрузчиков, будущим водителям дают ознакомиться, а зачастую и сдать тест по технике безопасности. Рекомендуем вам сделать тоже самое. Проводите тест несколько раз в год, чтобы водители не забыли о правилах безопасности.

Техника безопасности для водителей автопогрузчиков

К управлению автопогрузчиком допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, ознакомленные с требованиями, указанными в инструкции завода-изготовителя автопогрузчика, выдержавшие испытания, имеющие удостоверение шофера и соответствующий опыт работы.

При движении по городу водитель автопогрузчика обязан соблюдать правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР и не допускать к вождению посторонних лиц.

Выпуск автопогрузчика на линию производится по путевому листу установленного образца. Контроль за технической исправностью автопогрузчиков осуществляется технической администрацией организации.

Все работы по перемещению груза должны производиться под руководством должностного лица, в распоряжение которого выделен автопогрузчик.

Автопогрузчики могут работать только на территориях с доброкачественным твердым и гладким покрытием: асфальтом, бетоном, брусчаткой и др.

В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена от льда и снега; при гололеде место работы необходимо посыпать песком.

Проезды должны быть освещены и освобождены от посторонних предметов.

При перевозке грузов через рельсовые пути для переезда автопогрузчика на уровне головки рельсов должен быть уложен настил.

При ремонте и обслуживании автопогрузчика водитель обязан выполнять инструкцию по технике безопасности для слесаря по ремонту автомашин.

Автопогрузчик должен быть всегда чистым; в кабине не должно быть посторонних предметов; инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

Специальные требования безопасности

До выезда на линию

1. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждения цепей и исправности крепления их к раме и каретке, грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров, рычагов, а также действия всех механизмов автопогрузчика.

2. Проверить состояние шин и давление в них.

3. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса или кранов, тормозная жидкость в главном цилиндре, не повреждены ли гибкие шланги.

4. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

5. Проверить величину зазора и исправность работы усилителя рулевого управления; подтянуть соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

6. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, действии переключателей света фар, заднего фонаря, стоп-сигнала и фонарей поворотов.

7. Проверить работу механизмов подъема и наклона.

Во время работы

8. Не перевозить груз, превышающий, грузоподъемность автопогрузчика.

9. Производить подъем груза осторожно, без рывков, постепенно увеличивая число оборотов двигателя и плавно перемещая рычаг управления цилиндров подъема.

10. Подъем груза производить только при вертикальном или наклонном назад положении рамы грузоподъемника.

11. Соблюдать особую осторожность при наклоне рам грузоподъемника с поднятым грузом. Не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона. Резкое торможение при наклоне грузоподъемника, особенно при большой высоте загрузки, приводит к опрокидыванию погрузчика или выпадению деталей из поднятой тары.

12. Затормозить автопогрузчик при подъеме и опускании груза. Внимательно осмотреть место, откуда необходимо поднимать или куда опускать груз. Не допускать крутых поворотов автопогрузчика с грузом.

13. Не поднимать и не опускать груз во время движения автопогрузчика. Движение автопогрузчика как с грузом, так и без него производить только тогда, когда груз и рама грузоподъемника отклонены назад, а груз приподнят над землей на высоту 300...400 мм. Транспортировку тары и установку ее в штабеля производить только по одной штуке.

14. Транспортировку груза производить только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил, не свешиваясь с их концов.

15. Не транспортировать груз, центр тяжести которого расположен на большом расстоянии от передних стенок вил, так как это приводит к потере устойчивости автопогрузчика.

16. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) только на первой скорости; не тормозить автопогрузчик резко при гололеде и мокрой скользкой дороге; резкое торможение автопогрузчика может привести к аварии и его опрокидыванию.

17. Не допускать движения автопогрузчика с поднятым грузом.

18. Замедлить движение автопогрузчика и дать звуковой сигнал в местах скопления людей, а также в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; при трогании с места задним ходом дать сигнал и убедиться в безопасности движения.

19. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.

20. Соблюдать осторожность при транспортировке грузов в узких проездах; не задевать штабеля грузов на поворотах.

21. Работу погрузчиком в ночное время производить только при хорошем электрическом освещении штабелей, площадок.

22. Транспортировку мелких штучных грузов производить только в специальной таре. При этом загружать тару разрешается не выше ее бортов.

23. Не допускать пребывания людей под грузом.

24. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения (когда задние колеса начнут отрываться от грунта) немедленно опускать груз.

25. Прекратить работу при появлении подозрительных шумов, треска, скрежета и других необычных явлений в гидросистеме, управлении гидросистемой или в других узлах. Поставить об этом в известность ответственное лицо и приступить к устранению всех замеченных недостатков.

26. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

27. Не оставлять автопогрузчик вблизи легковоспламеняемых материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

28. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем; особенно нельзя покидать пост управления при поднятом грузе. Не допускать пребывания людей под грузом.

29. В случае воспламенения топлива (бензина) не тушить огонь водой, а применять пенный огнетушитель, засыпать огонь землей, песком, прикрыть брезентом или кошмой. Не производить погрузку и транспортировку взрывоопасных материалов.

При работе автопогрузчика с крановой стрелой

30. Помимо выполнения общих указаний, обязательных при работе на автопогрузчике, проверить:

а) исправность крюка и надежность крепления накладными болтами верхней части стрелы с нижней;

б) исправность грузозахватного приспособления и соответствие его грузоподъемности, а также надежность строповки каната в обоймах;

в) надежность крепления и безотказность работы цилиндра механизма складывания стрелы.

31. Разрешается поднимать груз на «малом газе» на высоту более 1 м на первой передаче автопогрузчика к месту укладки и при условии полного наклона стрелы назад.

32. Не допускать при подъеме и транспортировке раскачивания и кручения груза, особенно длинномерного. Удерживать груз от раскачивания должны сопровождающие лица с двух сторон при помощи оттяжек из пенькового каната или троса.

33. Не подтаскивать груз, находящийся вне пределов стрелы при косом натяжении каната.

34. Не поднимать груз, засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерзший к земле или залитый бетоном.

35. Не опускать груз на трубы газо- и паропроводов, электрические кабели, временные перекрытия.

36. Следить за тем, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути до места его установки ни за что не цеплялся и не находился над людьми.

37. Подъем груза, масса которого близка к предельной, разрешенной грузоподъемностью, производить постепенно, сначала поднять груз на 20...25 см, остановить и проверить правильность натяжения стропов, действие механизмов и тормозов. При обнаружении неисправности груз немедленно опустить и не приступать к подъему до устранения дефектов.

38. Работать вблизи линий электропередач или под ними запрещается.

39. Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомашины только сбоку или сзади автомобиля. Нахождение людей в кузове автомашины в момент опускания груза запрещается. Запрещается перенос груза через кабину.

40. Соблюдать норму ярусности для тары. Запрещается устанавливать в штабель неисправную тару (погнутые стойки, неисправные фиксирующие элементы и т.п.).

По окончании работы

41. Осмотреть и очистить все части грузоподъемника, проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, в случае необходимости подтянуть сальники цилиндров подъема и наклона.

42. Убрать все горючие и легковоспламеняющиеся вещества и обтирочные материалы в безопасное место (металлический ящик).

43. Предупредить сменяющего вас водителя и контролера ОТК обо всех замеченных неисправностях в работе автопогрузчика, сделать соответствующую запись в сменном журнале. Лица, виновные в нарушении настоящей Инструкции, отвечают в административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушения.

Техника безопасности при работе с вилочными погрузчиками

Для сохранения жизни и здоровья рабочих на предприятии при работе с вилочными погрузчиками очень важно соблюдать технику безопасности. Неважно, какой погрузчик вы купили: новый или подержанный; электрический, бензиновый или дизельный – в любом случае необходимо соблюдать меры, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию техники и гарантирующие сохранение жизни и здоровья оператора и людей, работающих вблизи.

Иногда, по разным причинам, меры безопасности игнорируются, или им не уделяется достаточного внимания, что может привести к опасным последствиям. Желательно не использовать складское оборудование в неподходящих условиях – в местах с неровным и грязным полом, недостаточным освещением, плохой видимостью, неукрепленными стеллажными системами, в плохо спроектированных местах.

Стандарты безопасной работы с погрузчиками обновлялись и улучшались в течение последних 50-60 лет. Перечислим основные правила безопасности.

Основные правила безопасной эксплуатации погрузчиков.

  • Только обученный специалист может работать с погрузчиком. Не допускайте людей, не имеющих необходимых навыков и знаний, к управлению техникой. Ремонт должны производить только квалифицированные специалисты.
  • Всегда используйте ремень безопасности.
  • Используйте электрическую технику в помещении, изредка допускается работа на улице.
  • Оператор должен использовать средства личной защиты: каску, перчатки и обувь.
  • Вес грузов всегда должен соответствовать грузоподъемности техники. Не допускайте перегрузки ни при каких обстоятельствах.
  • Техника должна работать на чистой, обезжиренной и плоской поверхности. Если на ее пути встречаются большие неровности, существует серьезный риск ее повреждения.
  • Там, где регулярно ездит погрузчик, поверхность пола должна быть прочной, износостойкой и обеспечивать необходимую адгезию между полом и шинами; должен быть уклон для слива воды.
  • В плохо освещенных складских помещениях соблюдайте особую осторожность при работе с электрооборудованием – вилочными погрузчиками, штабелерами, ричтраками или тележками. Необходимо обеспечить нормальное освещение или при помощи фар электрической техники (вилочных погрузчиков или ричтраков), или установкой дополнительных осветительных приборов. Никогда не используйте на складах свободно свисающие лампы.
  • Если у вас есть бензиновый погрузчик, будьте осторожны и не допускайте нагрева бензиновой системы свыше 50°С.
  • Ежедневно проверяйте состояние вашего погрузчика. В случае сомнений или обнаружения неисправностей свяжитесь со специалистами сервисной службы.
  • Будьте осторожны при работе с рычагами и не надевайте одежду с широкими рукавами.
  • Не работайте с насыпными товарами и будьте особенно осторожны при перемещении объемных грузов.
  • Всегда распределяйте нагрузку на вилах равномерно и сбалансированно. Никогда не размещайте грузы в верхней части вил.
  • Водитель не должен оставлять погрузчик с поднятыми вилами.
  • Соблюдайте осторожность при работе с крупногабаритными грузами, ограничивающими обзор.
  • При загрузке опустите вилы, после погрузки поднимите их и наклоните назад, чтобы стабилизировать груз. Во время перемещения груза вилы должны быть приподняты по крайней мере на 25-30 см от поверхности.
  • Когда мачта поднимается или опускается, рядом с вилами не должно быть людей.
  • Во время подъема или спуска груза техника не должна находиться в движении.
  • Будьте крайне осторожны при движении по коридорам или в других узких местах.
  • Во время работы обращайте внимание на состояние техники – гидравлику, эл. части, регулировку скорости. Если у вас возникли сомнения в ее исправности, обратитесь в вашу сервисную службу.
  • Во время работы вилочного погрузчика, штабелера, ричтрака, электрической тележки обращайте внимание на напряжение аккумулятора, чтобы иметь возможность зарядить или заменить аккумулятор при падении напряжения. Например, если аккумулятор рассчитан на 48В, его следует зарядить или заменить при падении напряжения ниже 43,2В.
  • Используйте тормоз перед наклоном мачты вперед или назад.
  • Когда мачта с грузом на вилах находится в верхнем положении, следует ее наклонить назад, чтобы стабилизировать груз.
  • Если мачта имеет рабочую высоту более 3,00 м, необходимо принять меры для дополнительного укрепления и стабилизации груза.
  • Крыши погрузчиков служат для защиты водителя от падающих предметов.
  • При движении погрузчиков с грузом на вилах не наклоняйте мачту вперед и не тормозите резко.
  • Стоять или проходить под поднятыми вилами погрузчика запрещено.
  • При размещении грузов будьте осторожны, чтобы не повредить шины погрузчика.
  • Обращайте внимание на людей, пересекающих ваш путь. Всегда используйте предупреждающий звуковой сигнал.
  • Следите за скоростью погрузчика при движении по неровному полу.
  • Оператор погрузчика ни в коем случае не должен перевозить других людей и высовываться из кабины.
  • Пожалуйста, будьте особенно осторожны и следите за скоростью при движении на наклонной поверхности и на поворотах.
  • Плавно включайте и выключайте погрузчик.
  • Водитель должен держать руль обеими руками. Пожалуйста, попытайтесь избежать внезапного и резкого торможения. Если погрузчик начал переворачиваться, самое главное – не паниковать и отклониться в сторону, противоположную направлению падения.
  • Для обеспечения сохранности груза не включайте задний ход при поднятом грузе.
  • Когда погрузчик загружен, избегайте экстренного торможения.
  • После завершения работы с погрузчиком опустите вилы, установите рычаг в нейтральное положение, включите ручной тормоз и, в случае необходимости, заблокируйте колеса.
  • При подъеме вил обращайте внимание, хорошо ли работают подъемные механизмы.
  • Если есть риск возгорания, используйте огнетушители по назначению.
  • Не изменяйте самостоятельно конструкцию погрузчика.
  • Избегайте подъема груза двумя погрузчиками. Если это неизбежно, примите дополнительные меры предосторожности.
  • Соблюдение техники безопасности гарантирует сохранность жизни и здоровья водителей и тех, кто работает рядом, а также долгосрочную бесперебойную работу техники. Мы желаем вам приятной, эффективной и безопасной эксплуатации складской техники, грузовиков и погрузчиков!

Техника безопасности работы на погрузчике: 25 правил работы на погрузочной технике

5. Сев в кабину оператора, не забудьте пристегнуться ремнем безопасности. Ни в коем случае не высовывайте руки, ноги или голову за пределы погрузчика. Двигайтесь только по заранее установленным зонам, не забывая смотреть по сторонам.

6. Поддерживайте определенную дистанцию. Между техникой (от конца вил предыдущего погрузчика до передней части следующего) должно быть расстояние не менее 10 м, а на уклонах – не мене 20 м.

7. Будьте крайне осторожны на скользких, неровных покрытиях. Старайтесь объезжать выбоины и кочки. Не стоит переезжать через любые предметы, оставленные на полу, поскольку это может привести к смещению или падению груза.

8. Следите за скоростью перемещения, снижая ее перед поворотами. Запомните, что резко тормозить, трогаться и поворачиваться или изменять направление движения запрещено. Если вы перемещаетесь на погрузчике вверх по наклонной поверхности, двигайтесь передним ходом, если вниз – задним.

9. При поворотах за угол или в местах, где могут находиться пешеходы, используйте звуковые предупреждающие сигналы. Таким образом вы обезопасите и себя, и других сотрудников.

10. Следите за тем, чтобы при движении погрузчика на поворотах вилочный подхват был не поднят. А при транспортировке груза – и вовсе опущен до минимально допустимой высоты и наклонен назад. В таком случае в разы повышается устойчивость автомобиля и снижается до нуля вероятность опрокидывания груза.


Смотрите также