Техника безопасности при работе с судовыми устройствами


2. Правила эксплуатации и техника безопасности при работе с судовыми устройствами

Любые работы выполняются под наблюдением руководителя работ, без разрешения которого нельзя оставлять пору­ченную работу. В штормовых условиях палубные работы произ­водятся только с разрешения старшего помощника капитана и под его руководством.

Перед пуском механизмов необходимо убедиться в их исправности и сообщить об этом людям, находящимся вблизи механизмов. Запрещается включать в работу неисправные механизмы, а так­же оставлять без надзора работающее оборудование.

При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны поль­зоваться спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспо­соблениями (рукавицами, перчатками, касками, очками, поясами и пр.). При работе запрещается устанавливать ненадежные и незакрепленные леерные ограждения, загромождать проходы посторонними предметами. Со стальными тросами рабо­тать необходимо только в рукавицах и следить за тем, чтобы руки и части одежды не затянуло под наматываемый трос или во вра­щающиеся детали швартовных механизмов. Работать в замаслен­ных рукавицах запрещается.

При работе со стальными и растительными тросам и запрещается находиться и держать руки на расстоянии ближе 1 м от барабанов, кнехтов, блоков, с которых выбирается трос. При работе с тросами из синтетических материалов это расстояние должно быть не менее 2—3 м. Необходимо внимательно следить, чтобы не попасть ногой в петли разнесенного на палубе троса, так как при быстром стравливании троса нога может быть прижата им.Запрещается находиться вблизи сильно натяну­тых тросов, а также на линии направления тяги. Если необходимо ослабить трос, его потравливают без снятия шлагов с барабанов. Выполняя работы на палубе, нельзя перегибаться через фальшборт и леерное ограждение. Если необходимо произвести работы за ограждениями или при снятых ограждениях, следует надеть предохранительный пояс и закрепиться за прочные судовые конструкции.

2.1. Меры безопасности при работе со швартовным устройством.

До подхода судна к причалу швартовный канат должен быть разнесенным по палубе большими шлагами (кольцами), не допускающими образование колышек. Огон (петля) швартова пропускается в швартовный клюз. Если швартов ожидается подавать на расстояние больше 1 м, к нему (позади огона, чтобы не прижать береговым кнехтом) прикрепляют бросательный конец с легостью. Легость - небольшой парусиновый мешочек с песком, оплетенный пеньковым тросом и прикрепленный к бросательному концу.

Вначале подается бросательный конец, с его помощью на причал вытаскивается и крепится на кнехте (причальной тумбе) швартов. Затем на судне выбирается слабина швартова, обтянутый швартов накладывается шлагами на тумбы кнехта «восьмерками». Начинать надо с задней тумбы. Обычно накладывается 6—8 шлагов для надежного крепления швартовного ка­ната. До окончания швартовки, когда судно может быть продви­нуто вперед или назад, швартовный конец без конкретной команды окончательно закреплять нельзя, так как с мостика судна может последовать команда «Травить!» или «Выбирать!». Нельзя допускать опасного натяжения каната (или даже обрыва) — его приходится «травить», ослабляя натяжение шлагов на кнехте. Это лишь одно правило безопасности при работе со швартовным канатом.

Другими правилами безопасности являются:

• работа без швартовных рукавиц запрещена;

• запрещено хождение по разложенным по палубе шлагам (чтобы нога случайно не попала в образовавшуюся петлю);

• нельзя держать руками канат на расстоянии менее 1 м от любого швартовного приспособления (барабан шпиля, тумба кнехта и пр.);

• запрещено использование непригодных для швартовки тросов;

Техника безопасности на судне: основные правила

Морской транспорт является надежным средством передвижения и транспортировки различных грузов. Это связано с тем, что безопасности на судне уделяется первостепенное значение.

Все члены команды проходят обязательное обучение и несколько типов инструктажей. Ответственность за их проведение и исполнение возлагается на командира судна. Именно капитан обязан ознакомить прикрепленных к кораблю новых членов экипажа с особенностями этого водного транспорта, внутренним расписанием, должностной инструкцией, а также действиями в связи с тревогой. Поступивший в подчинение новый служащий должен иметь представление о месте нахождения спасательных средств, уметь пользоваться аварийными материалами и четко знать все правила.

Член экипажа, не прошедший первичный инструктаж по безопасным методам исполнения своих обязанностей, не допускается к судовым работам. Обучение имеет право провести помощник капитана или старший механик, в ведении которых находится процесс обучения членов экипажа.

Пассажиры, включая совершеннолетних родственников моряков, также обязаны ознакомиться с техникой безопасности на судне. В ведении дежурного помощника командира корабля находится журнал регистрации всех прошедших инструктаж.

Какие правила установлены для судовых работ

Обязательно вся трудовая деятельность должны происходить в соответствии с технологическими картами и инструкциями. В них обозначены те виды работ, которые могут быть выполнены на судне самостоятельно членами экипажа. Для уточнения используются инструкции к тому или иному оборудованию и другие технические документы (схемы).

Технологические документы содержат раздел с информацией о безопасной технологии выполнения работ на судне. Руководит процессом капитан корабля либо специально назначенное лицо из командного состава.

Для отработки практических навыков применения технического оборудования и судовых средств различного назначения регулярно проводятся практические занятия в форме учебной тревоги.

Активно используются тренажерные комплексы УТС (учебно-тренажерные суда). На них происходит оттачивание приемов по обеспечению сохранности судна в чрезвычайной ситуации. За обучаемыми ведется постоянный контроль и наблюдение.

Соблюдение техники безопасности на корабле подразумевает закрепление за каждым членом экипажа того или иного корабельного оборудования, технических и спасательных средств, документации и помещения. Моряк несет ответственность за своевременную проверку работоспособности вверенного устройства, его исправность и поддержание его в надлежащем виде.

В обязанности ответственного лица за проведение судовых работ входит:

  • Иметь представление об устройстве, конструкции и принципах действия корабельного оборудования. Владеть безопасными приемами осуществления различных видов работ на судне.
  • Распределять членов экипажа для технического обслуживания устройств, учитывая их основную квалификацию, практический опыт и стаж работы.
  • Проводить инструктаж с объяснением технологии выполнения судовых работ. Обязательно затронуть тему по правильному применению защитных средств.
  • Осуществлять регулярную проверку на исправность всех инструментов, технических средств, которые могут быть задействованы при выполнении работ.
  • Перед тем, как приступить к судовым работам в закрытых или редко используемых помещениях проверить состав воздуха.
  • Место проведения работ оградить ограждением или пометить установкой знака безопасности. Запрещается внутри ограждения находиться людям, которые не участвуют в проводимых работах.
  • В случае несоблюдения кем-то из членов экипажа техники безопасности на судне отстранять его от выполняемых обязанностей.

Капитан или уполномоченное им лицо отвечает за сохранность жизни и здоровья, находящихся под его командованием людей. Он несет ответственность за травмопасные ситуации и случаи травматизма, поэтому он обязан принимать все необходимые меры для их предотвращения.

Правила безопасности для членов экипажа

Обязанность контролировать соблюдение всех требований безопасного поведения, а также правил работы с оборудованием возлагается также на моряков. При обнаружении нарушений охраны труда и техники безопасности стоит немедленно сообщить командному составу. Одновременно с этим необходимо приложить силы для их ликвидации.

Запрещается начинать ремонтные или профилактические работы, сопряженные с приостановкой функционирования какого-либо устройства, без согласования с капитаном или его помощником (старшим механиком). Рядом с оборудованием бытового назначения необходимо прикрепить подробную инструкцию с правилами эксплуатации. Это касается также пищеблока и прачечной.

Используя штормовые или вертикальные трапы, следует помнить о принципе наличия, как минимум трех точек опоры. При необходимости использовать предохранительный пояс. Все поручни и ступени трапов, палуба судна и проходы регулярно должны очищаться от наледи, воды или масла. Необходимо следить, чтобы они не были скользкими.

Обнаружив неисправность на трапе, служащий корабля перекрывает к нему доступ с помощью знака «проход воспрещен». На пути к рабочим местам не должны находиться посторонние предметы. Упаковку от оборудования следует класть в специально отведенное место, где она никому не будет мешать.

При выполнении работ на высоте или связанных с риском падения за борт все моряки обязаны одевать защитные жилеты и каски, использовать страховочные тросы. Человек в неисправном или грязном обмундировании к выполнению судовых обязанностей не допускается.

Ремонт и стирка спецодежды возлагается на администрацию судна. Запрещено во время корабельных работ одевать украшения (кольца, цепочки, серьги). Выходить за палубные ограждения, а также перегибаться за них также входит в число запретных действий на корабле.

Безопасность при работе с подъемными устройствами

Осуществляя деятельность с подъемными корабельными механизмами по технике безопасности на судне не допускается:

  • Начинать работу, если неисправны тормоза или возникают неточности в показаниях предохранительных приборов.
  • Использовать концевой выключатель для аварийной остановки устройства
  • Осуществлять транспортировку людей на площадках грузовых подъемниках. Исключение могут составлять лишь водители, которые управляют погрузочными машинами.

В ситуации, когда необходимо закрепить груз или осуществить другие работы на высоте для перемещения работников используется люлька и корабельный кран. Транспортировка происходит под непосредственным контролем старшего помощника командира корабля.

Перемещение люльки должно происходить так, чтобы она не задевала грузовые контейнеры, сооружения на судне или постройки на береговой линии. Обязательно перед посадкой в нее людей необходимо провести тщательный осмотр на наличие возможных неисправностей.

Судовым краном в такой ситуации должен управлять наиболее опытный специалист из числа членов экипажа. Использовать подъемные устройства для опускания моряков в трюм запрещено.

Швартовые работы: основные требования

Правила техники безопасности на морских судах при использовании буксирно – швартовочных устройств подразумевают следование следующим указаниям:

  • Без команды командира нельзя начинать работу со швартовым механизмом
  • Не использовать канаты с колышками, а также, если на концах имеются необрубленные проволоки
  • После окончания работ убирать с барабана судовой лебедки канаты
  • Стоять в месте натяжения швартового каната
  • Не выбирать те тросы, которые пробуксовывают на турачке
  • Не прижимать их ногами к различным корабельным конструкциям
  • Выбрасывать за борт концы троса только в случае остановки судна и окончательном прекращении работы винтов.
  • На каждый роульс буксирского полуклюза закладывать только один канат

На водном транспорте безопасность, охрана труда и техника тесным образом взаимосвязаны. Все корабельные устройства и оборудование, которое по инструкции должно проходить регулярное техническое освидетельствование или подвергаться испытаниям должны подлежать инвентаризации. Для этого на них наносятся специальные номера.

Лица, нарушившие основные требования техники безопасности на корабле подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной законом РФ.

Вам также может быть интересно:

Правила эксплуатации и техника безопасности при работе с судовыми устройствами

Любые работы выполняются под наблюдением руководителя работ, без разрешения которого нельзя оставлять пору­ченную работу. В штормовых условиях палубные работы произ­водятся только с разрешения старшего помощника капитана и под его руководством.

Перед пуском механизмов необходимо убедиться в их исправности и сообщить об этом людям, находящимся вблизи механизмов. Запрещается включать в работу неисправные механизмы, а так­же оставлять без надзора работающее оборудование.

При выполнении судовых работ члены экипажа обязаны поль­зоваться спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспо­соблениями (рукавицами, перчатками, касками, очками, поясами и пр.). При работе запрещается устанавливать ненадежные и незакрепленные леерные ограждения, загромождать проходы посторонними предметами. Со стальными тросами рабо­тать необходимо только в рукавицах и следить за тем, чтобы руки и части одежды не затянуло под наматываемый трос или во вра­щающиеся детали швартовных механизмов. Работать в замаслен­ных рукавицах запрещается.

При работе со стальными и растительными тросам и запрещается находиться и держать руки на расстоянии ближе 1 м от барабанов, кнехтов, блоков, с которых выбирается трос. При работе с тросами из синтетических материалов это расстояние должно быть не менее 2—3 м. Необходимо внимательно следить, чтобы не попасть ногой в петли разнесенного на палубе троса, так как при быстром стравливании троса нога может быть прижата им.Запрещается находиться вблизи сильно натяну­тых тросов, а также на линии направления тяги. Если необходимо ослабить трос, его потравливают без снятия шлагов с барабанов. Выполняя работы на палубе, нельзя перегибаться через фальшборт и леерное ограждение. Если необходимо произвести работы за ограждениями или при снятых ограждениях, следует надеть предохранительный пояс и закрепиться за прочные судовые конструкции.

2.1. Меры безопасности при работе со швартовным устройством.

До подхода судна к причалу швартовный канат должен быть разнесенным по палубе большими шлагами (кольцами), не допускающими образование колышек. Огон (петля) швартова пропускается в швартовный клюз. Если швартов ожидается подавать на расстояние больше 1 м, к нему (позади огона, чтобы не прижать береговым кнехтом) прикрепляют бросательный конец с легостью. Легость - небольшой парусиновый мешочек с песком, оплетенный пеньковым тросом и прикрепленный к бросательному концу.

Вначале подается бросательный конец, с его помощью на причал вытаскивается и крепится на кнехте (причальной тумбе) швартов. Затем на судне выбирается слабина швартова, обтянутый швартов накладывается шлагами на тумбы кнехта «восьмерками». Начинать надо с задней тумбы. Обычно накладывается 6—8 шлагов для надежного крепления швартовного ка­ната. До окончания швартовки, когда судно может быть продви­нуто вперед или назад, швартовный конец без конкретной команды окончательно закреплять нельзя, так как с мостика судна может последовать команда «Травить!» или «Выбирать!». Нельзя допускать опасного натяжения каната (или даже обрыва) — его приходится «травить», ослабляя натяжение шлагов на кнехте. Это лишь одно правило безопасности при работе со швартовным канатом.

Другими правилами безопасности являются:

• работа без швартовных рукавиц запрещена;

• запрещено хождение по разложенным по палубе шлагам (чтобы нога случайно не попала в образовавшуюся петлю);

• нельзя держать руками канат на расстоянии менее 1 м от любого швартовного приспособления (барабан шпиля, тумба кнехта и пр.);

• запрещено использование непригодных для швартовки тросов;

2.2. Правила техники безопасности при работе с якорным устройством.

Перед отдачей якоря проверяют, надежно ли зажат ленточный стопор брашпиля. После этого разобщают звездочку от остального механизма брашпиля, отдают палубный стопор и сообщают на мостик: «Якорь готов к отдаче». Якорь удерживается только ленточным стопором. Затем по команде «отдать якорь» отдают ленточный стопор, и якорь уходит за борт под действием собственного веса, увлекая за собой якорь-цепь.

Иногда из-за чрезмерной затяжки или обмерзания якорь заклинивается в клюзе и сразу не удается отдать его. В таких случаях необходимо дать якорному канату некоторую слабину, сно­ва наложить стопоры и, ударяя ломом по веретену сверху со стороны палубы, постараться выбить якорь из клюза. В зимнее время в клюзах часто образуются ледяные пробки. Чтобы растопить лед, направляют в клюз струю горячей воды из шланга.

Отдав якорь, нужно внимательно следить за канатом. Как только якорь дойдет до грунта (а это в большинстве случаев определяется по характерному подбрасыванию ослабевшего каната), начинают задерживать канат, постепенно зажимая ленточный стопор. Это надо делать очень осторожно, особенно если судно вследствие инерции имеет еще ход. Затем ленточный стопор зажимают наглухо и накладывают палубный стопор. При вытравливании якорного каната сообщают на мостик, сколько смычек ушло за борт, например: «две смычки за бортом» или «полторы смычки на клюзе», «одна смычка на брашпиле» и т. п. Как только цепь натянется и судно развернется по ветру, сообщают на мостик: «Пришло на канат».

На больших глубинах якорный канат получает настолько большую скорость, что при отдаче якоря описанным выше способом удержать канат ленточным стопором невозможно. В таких случаях якорный канат травят с помощью брашпиля, оставляя звездочку у брашпиля включенной. Количество смычек которые необходимо вытравить находим по формуле n=√h , где n- количество смычек, h-глубина.

При подъеме якоря предварительно включают звездочку, а затем отдают ленточный и палубный стопоры.

По команде «вира якорь» начинают выбирать якорный канат, регулярно сообщая на мостик, сколько смычек остается еще за бортом. Одновременно сообщают слова­ми, куда «смотрит» якорный канат, т. е. в каком направлении он натянут. Вертикальное положение цепи называется «панер». Как только якорь оторвется от грунта (якорь встал), об этом сооб­щают на мостик. После этого в большинстве случаев можно давать команду по управлению движением судна.

Как при отдаче, так и при выбирании якорей необходимо следить за тем, чтобы якорный канат не имел крыжей и не подвергался крутым изломам (например, во время стоянки судна при перегибании на форштевне). Из этих же соображений затормаживать канат ленточным стопором надо так, чтобы соединительные скобы не приходились на звездочке брашпиля.

Чтобы поднимаемый вместе с цепью со дна моря грунт не засорял канатный ящик, при подъеме якоря канат окатывают сильной струей воды из клюза. Обмывка якорного каната облегчает также его осмотр при подъеме, так как на загрязненном канате трудно заметить какие-либо дефекты и марки­ровку смычек. Перед втягиванием в клюз якорь полезно также на некоторое время оставить висящим за бортом на ходу судна, чтобы встречный поток воды смыл с него грязь.

Окончательный подъем и втягивание якоря в клюз следует производить очень осторожно, на малой скорости брашпиля.

Втягивать якорь в клюз надо плотно, чтобы при качке судна и ударах волн он не бил лапами о борт. Когда якорь втянут, сообщают на мостик: «Якорь на месте» и накладывают палубные стопоры. Чтобы при ударах волн в носовую часть судна вода, входящая снаружи в клюзы, не попадала на палубу, на верхние подушки клюзов на палубе обычно накладывают специальные щитки с отверстиями для якорных канатов.

2.2. Правила техники безопасности при работе с якорным устройством.

Перед отдачей якоря проверяют, надежно ли зажат ленточный стопор брашпиля. После этого разобщают звездочку от остального механизма брашпиля, отдают палубный стопор и сообщают на мостик: «Якорь готов к отдаче». Якорь удерживается только ленточным стопором. Затем по команде «отдать якорь» отдают ленточный стопор, и якорь уходит за борт под действием собственного веса, увлекая за собой якорь-цепь.

Иногда из-за чрезмерной затяжки или обмерзания якорь заклинивается в клюзе и сразу не удается отдать его. В таких случаях необходимо дать якорному канату некоторую слабину, сно­ва наложить стопоры и, ударяя ломом по веретену сверху со стороны палубы, постараться выбить якорь из клюза. В зимнее время в клюзах часто образуются ледяные пробки. Чтобы растопить лед, направляют в клюз струю горячей воды из шланга.

Отдав якорь, нужно внимательно следить за канатом. Как только якорь дойдет до грунта (а это в большинстве случаев определяется по характерному подбрасыванию ослабевшего каната), начинают задерживать канат, постепенно зажимая ленточный стопор. Это надо делать очень осторожно, особенно если судно вследствие инерции имеет еще ход. Затем ленточный стопор зажимают наглухо и накладывают палубный стопор. При вытравливании якорного каната сообщают на мостик, сколько смычек ушло за борт, например: «две смычки за бортом» или «полторы смычки на клюзе», «одна смычка на брашпиле» и т. п. Как только цепь натянется и судно развернется по ветру, сообщают на мостик: «Пришло на канат».

На больших глубинах якорный канат получает настолько большую скорость, что при отдаче якоря описанным выше способом удержать канат ленточным стопором невозможно. В таких случаях якорный канат травят с помощью брашпиля, оставляя звездочку у брашпиля включенной. Количество смычек которые необходимо вытравить находим по формуле n=√h , где n- количество смычек, h-глубина.

При подъеме якоря предварительно включают звездочку, а затем отдают ленточный и палубный стопоры.

По команде «вира якорь» начинают выбирать якорный канат, регулярно сообщая на мостик, сколько смычек остается еще за бортом. Одновременно сообщают слова­ми, куда «смотрит» якорный канат, т. е. в каком направлении он натянут. Вертикальное положение цепи называется «панер». Как только якорь оторвется от грунта (якорь встал), об этом сооб­щают на мостик. После этого в большинстве случаев можно давать команду по управлению движением судна.

Как при отдаче, так и при выбирании якорей необходимо следить за тем, чтобы якорный канат не имел крыжей и не подвергался крутым изломам (например, во время стоянки судна при перегибании на форштевне). Из этих же соображений затормаживать канат ленточным стопором надо так, чтобы соединительные скобы не приходились на звездочке брашпиля.

Чтобы поднимаемый вместе с цепью со дна моря грунт не засорял канатный ящик, при подъеме якоря канат окатывают сильной струей воды из клюза. Обмывка якорного каната облегчает также его осмотр при подъеме, так как на загрязненном канате трудно заметить какие-либо дефекты и марки­ровку смычек. Перед втягиванием в клюз якорь полезно также на некоторое время оставить висящим за бортом на ходу судна, чтобы встречный поток воды смыл с него грязь.

Окончательный подъем и втягивание якоря в клюз следует производить очень осторожно, на малой скорости брашпиля.

Втягивать якорь в клюз надо плотно, чтобы при качке судна и ударах волн он не бил лапами о борт. Когда якорь втянут, сообщают на мостик: «Якорь на месте» и накладывают палубные стопоры. Чтобы при ударах волн в носовую часть судна вода, входящая снаружи в клюзы, не попадала на палубу, на верхние подушки клюзов на палубе обычно накладывают специальные щитки с отверстиями для якорных канатов.


Смотрите также