Техника безопасности при земляных работах


Техника безопасности при земляных работах

При выполнении подготовительных и земляных работ на строительстве магистральных трубопроводов руководствуются «Правилами техники безопасности при строительстве стальных магистральных трубопроводов». К земляным работам приступают только при наличии проектов организации строительства и производства работ. В них устанавливаются сроки выполнения работ, необходимое число рабочих, машин и стройматериалов, предусмотрены необходимые специальные устройства (крепления, ограждения, знаки и др.), обеспечивающие безопасность труда.

Руководство работой по охране труда и ответственность за соблюдение мероприятий по технике безопасности в трестах, управлениях, участках возлагается на управляющих, начальников и главных инженеров этих организаций. Весь персонал рабочих комплексных бригад, выполняющий земляные и подготовительные работы, должен быть проинструктирован и обучен безопасным приемам ведения работ и обязан соблюдать соответствующие разделы действующих правил и инструкций по технике безопасности.

К работам допускаются лица, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по технике безопасности в соответствии с утвержденным министерством Положением.

Работающие должны быть обеспечены специальной одеждой и обувью, предусмотренными отраслевыми нормами в соответствии с выполняемой работой.

Строительные машины и оборудование должны соответствовать техническим условиям эксплуатации с учетом характера выполняемой работы. Запрещается оставлять работающие механизмы без надзора.

Механизмы и устройства с электрическим оборудованием должны быть заземлены. Сечения проводов и соединений должны соответствовать расчетной нагрузке. Электрооборудование разрешается ремонтировать только после отключения его от питающей сети.

По окончании работ машину необходимо осмотреть и выполнить операции ежесменного технического обслуживания. Пусковые приспособления, рубильники и пульты управления должны быть выключены и заперты. Необходимо строго соблюдать периодичность выполнения технических обслуживании и ремонтов строительных машин.

Запрещается отдыхать в зоне работающих механизмов, на проезжей части дороги и поблизости от мест движения транспорта и механизмов. Отдыхать следует в специально отведенных местах.

Все работники должны быть ознакомлены с предупредительными знаками, применяемыми при производстве зем­ляных работ.

Места работ машины должны быть обеспечены аптечками с комплектом кровоостанавливающих, перевязочных и других средств, необходимых для оказания первой помощи.

При производстве работ в северных районах страны в весенне-летний период всех работающих необходимо обеспечить защитными (сетки Павловского, закрытая спецодежда) и отпугивающими (диметилфталат, диэтилтолуамид и др.) средствами от комаров, мошки, слепней, гнуса и проинструктировать о порядке пользования этими средствами.

При производстве работ в зимний период особое внимание следует обратить на проведение мероприятий по предотвращению обмораживаний, в том числе создать пункты обогрева. Работающие должны быть обучены правилам оказания первой помощи при обморожении.

При строительстве трубопроводов в районах с жарким климатом должны быть приняты меры по предупреждению тепловых ударов, солнечных ожогов, перегрева организма человека, укуса ядовитых змей и паукообразных насекомых.

При осушении полосы отвода методом открытого дренажа не допускается сброс дренажных вод в источники водоснабжения населения, лечебные водные ресурсы, места отдыха и туризма, объекты, представляющие интерес для науки, просвещения и культуры.

При производстве работ землеройной техникой следует соблюдать следующие требования безопасности.

Перед началом работы машинист должен осмотреть все части землеройной машины, проверить крепления узлов, затяжку болтовых, шпоночных и других соединений, натяжение цепей, запасовку, крепление и состояние стальных канатов. К работе машинист может приступить после того, как убедится в полной исправности машины.

По окончании работы одноковшовый экскаватор необходимо отвести от забоя, траншеи по крайней мере на расстояние 2 м и оставить в положении, исключающем пуск его посторонними лицами, и опустить ковш на землю. Во время работы одноковшового экскаватора не допускается пребывание людей в опасной зоне (опасная зона — радиус стрелы экскаватора плюс 5м).

Во время работы двигателя нельзя выполнять под машиной какие-либо работы, производить крепление, регулировку или смазку.

При засыпке траншей отвал бульдозера не следует выдвигать за бровку, чтобы избежать опрокидывания машины в траншею.

Во время работы роторного экскаватора запрещается находиться со стороны отвального барабана на расстоянии менее 3 м.

По окончании работы экскаватор следует вывести за переделы призмы обрушения стенок траншеи, поставить на тормоз и подложить под его гусеницы подкладки.

Не допускается работа землеройных машин под проводами действующей линии электропередачи. При работе вблизи линии электропередачи необходимо соблюдать меры электробезопасности (СНиП III-4-80).

4.1.2 Техника безопасности при производстве земляных работ

Безопасность земляных работ обеспечивается выполнением содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда:

  • определение безопасной крутизны незакрепленных откосов,

  • котлованов и траншей (далее — выемки) с учетом нагрузок от машин и грунта;

  • определение конструкции крепления стенок выемок;

  • выбор типов машин, применяемых для разработки грунта, и мест их установки;

  • дополнительные мероприятия по контролю и обеспечению устойчивости откосов в связи с сезонными изменениями;

  • определение мест установки и типов ограждений выемок, а также лестниц для спуска работников к месту производства работ.

В случае обнаружения при производстве работ коммуникаций, подземных сооружений, не указанных в проекте, или взрывоопасных материалов земляные работы приостанавливаются до получения разрешения от соответствующих органов.

Места прохода через выемки оборудуются переходными мостиками в соответствии с ППР.

Для прохода на рабочие места в выемки устанавливаются трапы или маршевые лестницы шириной не менее 0,6 м с ограждениями или приставные лестницы. Приставные лестницы прочно закреплены и на 1 м возвышаться над выемкой. Трапы (маршевые лестницы) имеют поручни высотой 1,1 м.

Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок с неукрепленными откосами разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном ППР.

При засыпке выемок, а также при разгрузке на насыпях автомобили-самосвалы устанавливаются не ближе 1 м от бровки естественного откоса. Места разгрузки автотранспорта определяются регулировщиком.

4.1.3 Техника безопасности при производстве монтажных работ

Безопасность монтажных работ обеспечивается выполнением содержащихся в организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.) следующих решений по охране труда:

— определение марки крана, места установки и опасных зон при его работе;

— обеспечение безопасности рабочих мест на высоте и проходов к ним;

— определение последовательности установки конструкций;

— обеспечение устойчивости конструкций и частей здания в процессе монтажа;

— определение мест установки коллективных средств защиты от падения человека с высоты;

— определение схем и способов укрупнительной сборки элементов конструкций;

— определение мест крепления предохранительных поясов.

На участке (захватке), где ведутся монтажные работы, не допускается выполнение других работ и нахождение посторонних лиц. При возведении зданий (сооружений) не допускается выполнять работы, связанные с нахождением людей на одной захватке (участке) на этажах (ярусах), над которыми производится перемещение, установка и временное закрепление элементов сборных конструкций и оборудования.

При невозможности разбивки зданий и сооружений на отдельные захватки (участки), одновременное выполнение монтажных и других строительных работ на разных этажах (ярусах), допускается только в случаях, предусмотренных ППР, при наличии между ними надежных (обоснованных соответствующим расчетом на действие ударных нагрузок) междуэтажных перекрытий по письменному разрешению и под руководством лиц, ответственных за безопасное производство работ.

Использование установленных конструкций для прикрепления к ним грузовых полиспастов, отводных блоков и других монтажных приспособлений допускается только с согласия проектной организации, выполнявшей рабочие чертежи конструкций.

Монтаж конструкций каждого вышележащего этажа (яруса) многоэтажного здания производится после закрепления всех установленных монтажных элементов в проектном положении и достижения бетоном (раствором) стыков несущих конструкций прочности, указанной в ППР.

Окраска и антикоррозионная защита конструкций и оборудования, в случаях, когда они выполняются на строительной площадке, производится, как правило, до их подъема на проектную отметку. После подъема производится окраска или антикоррозионная защита только в местах стыков и соединений конструкций.

Монтаж лестничных маршей и площадок зданий (сооружений), а также грузопассажирских строительных подъемников (лифтов) осуществляется одновременно с монтажом конструкций здания. На смонтированных лестничных маршах незамедлительно устанавливаются ограждения (постоянные или временные).

В процессе монтажа конструкций зданий (сооружений) монтажники находятся на ранее установленных и надежно закрепленных конструкциях или средствах подмащивания.

Не допускается пребывание людей на элементах конструкций и оборудования во время их подъема и перемещения.

Навесные монтажные площадки, лестницы и другие приспособления, необходимые для работы монтажников на высоте, устанавливаются и закрепляются на монтируемых конструкциях до их подъема.

Для перехода монтажников с одной конструкции на другую применяются инвентарные лестницы, переходные мостики и трапы, имеющие ограждения.

При выполнении монтажа ограждающих панелей применяется предохранительный пояс совместно со страховочным приспособлением. Типовое решение указывается в ППР.

Не допускается нахождение людей под монтируемыми элементами конструкций и оборудования до установки их в проектное положение.

При необходимости нахождения работающих под монтируемым оборудованием (конструкциями) осуществляются специальные мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих.

Расчалки располагаются за пределами габаритов движения транспорта и строительных машин. Расчалки не касаются острых углов других конструкций. Перегибание расчалок в местах соприкосновения их с элементами других конструкций допускается лишь после проверки прочности и устойчи­вости этих элементов под воздействием усилий от расчалок.

Элементы монтируемых конструкций или оборудования во время перемещения удерживаются от раскачивания и вращения гибкими оттяжками.

Строповка конструкций и оборудования производится способами, удовлетворяющими требованиям 9.2.19, 9.2.20 ТКП 45-1.03-40 и обеспечивающими возможность дистанционной расстроповки с рабочего горизонта в случаях, когда высота до замка грузозахватного приспособления превышает 2 м.

До начала выполнения монтажных работ устанавливается порядок обмена сигналами между лицом, руководящим монтажом, и машинистом крана.

Все сигналы подаются только одним лицом (бригадиром, звеньевым, такелажником-стропальщиком), кроме сигнала «Стоп», который может быть подан любым работником, заметившим опасность.

В особо ответственных случаях (при подъеме с применением сложного такелажа, метода поворота, при надвижке крупногабаритных и тяжелых конструкций, при подъеме их двумя или более механизмами и т. п.) сигналы подаются только руководитель работ.

Строповка монтируемых элементов производится в местах, указанных в рабочих чертежах, и обеспечить их подъем и подачу к месту установки в положении, близком к проектному.

Не допускается подъем элементов строительных конструкций, не имеющих монтажных петель, отверстий или маркировки и меток, обеспечивающих их правильную строповку и монтаж.

Очистка подлежащих монтажу элементов конструкций от грязи и наледи производится до их подъема.

Монтируемые элементы поднимаются плавно, без рывков, раскачивания и вращения.

Поднимаются конструкции в два приема: сначала на высоту от 0,2 до 0,3 м, затем, после проверки надежности строповки, производится дальнейший подъем.

При перемещении конструкций или оборудования расстояние между ними и выступающими частями смонтированного оборудования или других конструкций по горизонтали не менее 1 м, по вертикали — не менее 0,5 м.

Во время перерывов в работе не оставляются поднятые элементы конструкций и оборудования на весу.

Установленные в проектное положение элементы конструкций или оборудования закрепляются так, чтобы обеспечивалась их устойчивость и геометрическая неизменяемость.

Расстроповка элементов конструкций и оборудования, установленных в проектное положение, производится после постоянного или временного их закрепления согласно проекту. Перемещать установленные элементы конструкций или оборудования после их расстроповки, за исключением случаев использования монтажной оснастки, предусмотренных ППР, не допускается.

До окончания выверки и надежного закрепления установленных элементов не допускается опирание на них вышерасположенных конструкций, если это не предусмотрено ППР.

Не допускается выполнение монтажных работ на высоте в открытых местах при скорости ветра 15 м/с и более, гололеде, грозе и тумане, исключающем видимость в пре­делах фронта работ.

Работы по перемещению и установке вертикальных панелей и подобных им конструкций с большой парусностью прекращаются при скорости ветра 10 м/с и более.

4.1 Техника безопасности при выполнении земляных работ

1. Во избежание несчастных случаев и повреждений машины обслуживающий персонал обязан знать и строго соблюдать правила техники безопасности.

2. К управлению машиной (оборудованием) допускается машинист, прошедший специальную подготовку и получивший удостоверение на управление машиной.

3. Пуск двигателя должен производить старший по смене. Перед началом пуска он обязан дать сигнал предупреждения.

4. Прежде чем тронуться с места, машинист обязан убедиться в отсутствии в опасной зоне людей и посторонних предметов.

5. До начала производства земляных работ в местах расположения действующих подземных коммуникаций должны быть разработаны и согласованы с организациями, эксплуатирующими эти коммуникации, мероприятия по безопасным условиям труда, а расположение подземных коммуникаций на местности обозначено соответствующими знаками.

6. Запрещается работа строительномонтажных машин непосредственно под проводами действующих линий электропередачи.

7. Котлованы и траншеи, разрабатываемые на улицах, проездах, во дворах населенных пунктов, а также местах, где происходит движение людей или транспорта, должны быть ограждены защитным ограждением учетом требований ГОСТ 23407–78. На ограждении необходимо устанавливать предупредительные надписи и знаки, а в ночное время – сигнальное освещение. Места прохода людей через траншеи должны быть оборудованы

переходными мостиками, освещаемыми в ночное время.

8. Валуны и камни должны быть удалены. Рытье котлованов и траншей с вертикальными стенками без креплений в нескальных и незамерзших грунтах выше уровня грунтовых вод и при отсутствии вблизи подземных сооружений допускается на глубину не более, м:

1,0  в насыпных, песчаных и крупнообломочных грунтах;

1,25  в супесях;

1,50  в суглинках и глинах.

9. Складирование материалов, движение и установка строительных машин в пределах призмы обрушения грунта запрещается.

Техника безопасности при эксплуатации одноковшового экскаватора Volvo ec140

- При работе экскаватор должен стоять на горизонтальной площадке.

- При погрузке грунта в автотранспорт запрещается перемещать ковш над кабиной шофера.

- При копании грунта запрещается поворачивать наполненный ковш до выхода последнего из забоя.

- При наличии людей в опасной зоне запрещается начинать работу экскаватора. Опасной считается зона, представляющая круг, описанный из центра вращения поворотной платформы максимальным радиусом копания, увеличенным в 1,5 раза.

- Перед кратковременной остановкой экскаватора машинист должен опустить ковш на грунт. Перед длительной остановкой необходимо стрелу установить вдоль оси экскаватора, а ковш опустить на грунт.

Техника безопасности при эксплуатации бульдозера ShanTui SD16

- При работе бульдозера необходимо соблюдать следующие требования:

 останавливать машину, если перед режущей кромкой отвала встретилось препятствие, которое бульдозер преодолеть не может;

 опускать на землю отвал при его очистке или ремонте;

 не приближаться гусеницами к бровке свеженасыпанной насыпи ближе чем на 1 м.

  • Машину, остановленную при работающем двигателе, необходимо надежно затормозить. Запрещается оставлять без присмотра бульдозер с работающим двигателем.

Основные правила техники безопасности при земляных работах

При приближении к линиям действующих подземных коммуникаций — электрокабелей, напорных трубопроводов, газопроводов и др.— пользование ударными инструментами (ломами, кирками, клиньями

и т. п.) запрещается. Разработка грунта вблизи электрокабелей находящихся под напряжением, допускается только при помощи землекопных лопат и без резких ударов.

При выбрасывании грунта из котлованов и траншей с перекидкой по уступам ширина (глубина) последних должна составлять не менее 0,7 м, а высота не более 1,5 м.

Работы в котлованах и траншеях, разрабатываемых с откосами (без креплений), подвергнувшихся увлажнению после полной или частичной отрывки грунта, допускаются только после принятия следующих мер предосторожности против его обрушения:

—  тщательного осмотра перед началом каждой смены состояния грунта и искусственного обрушения грунта в местах нависей и трещин у бровок и на откосах;

—  временного прекращения работ в выемке до осушения грунта при явной опасности обвалов;

—  местного уменьшения крутизны откосов на участках, где работы в выемке являются неотложными;

—  запрещения движения транспортных средств и механизмов вблизи от верхних бровок выемки.

При земляных работах на землеройных машинах необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности.

При работе экскаваторов:

—  экскаватор во время работы устанавливают на спланированной площадке, гусеницы подклиниваются;

—  при использовании экскаваторов на автоходу под колеса ставят башмаки.

—  Во время работы экскаватора запрещается: выравнивать площадки для его передвижения; изменять угол наклона

—  стрелы с наполненным ковшом; регулировать тормоза при поднятом ковше; выполнять какие-либо подсобные работы со стороны забоя; находиться на призме обрушения забоя и в зоне разворота стрелы экскаватора, а также между снарядом и транспортными средствами; оставлять несрезанными козырьки в забоях;

—  допускать людей под транспортер канавокопателя, выбрасывающего грунт;

—  поворачивать драглайн при наборе грунта.

Путь для экскаватора должен быть спланирован, а на слабых грунтах усилен сплошным дощатым или брусчатым настилом.

При подготовке пути нижней бригадой экскаватора ковш отводят в сторону и опускают на землю. Передвижка экскаватора с наполненным ковшом запрещается.

Во время перемещения экскаватора стрелу следует устанавливать строго по оси хода и ковш должен находиться на высоте 0,5 м от земли.

При переходе через пути и искусственные сооружения (мосты, трубы и т. д.) в первом случае должны быть устроены сплошные настилы из брусьев или шпал, а во втором необходимо проверить прочность основных элементов сооружения (прогоны, настил и т. п.).

Погрузку грунта на автомашины производят только через задний борт или сбоку.

При работе драглайна автомашину устанавливают так, чтобы кабина самосвала была вне радиуса разгрузки ковша.

Во время перемещения экскаватора стрелу следует устанавливать по направлению этого перемещения.

При прохождении экскаватора под электрическими проводами с напряжением в электролинии до 600 в расстояние от проводов до любой части экскаватора должно быть не меньше 1,5 м, а при более высоком напряжении — не менее 2 м

Чистку ковша экскаватора следует производить с разрешения машиниста и лишь во время остановки экскаватора. При работе скреперов:

—  запрещается работа скреперами на уклоне выше 10°; интервалы между скреперными поездами должны быть не менее 20 м;

—  при переездах ковш скрепера поднимают на высоту 0,35 .и; направление трактора при подъеме и спуске по откосу груженых скреперов должно быть нормально откосу;

—  сцепка большегрузного скрепера с трактором должна быть жесткой.

При работе бульдозерами запрещается:

—  подъем бульдозера при уклоне более 25°, а спуск с грузом по уклону более 35°;

—  работа на косогорах с поперечным уклоном более 30°;

—  оставлять бульдозер с поднятым отвалом при случайной остановке; выдвигать нож за бровку откоса при сбросе грунта под откос.


Смотрите также